Научная статья на тему 'Развитие высшего исторического образования и науки Нижнего Поволжья в 40-е –50-е гг. XX века'

Развитие высшего исторического образования и науки Нижнего Поволжья в 40-е –50-е гг. XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / КУРС ИСТОРИИ СССР / МЕДИЕВИСТИКА / HISTORICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / COURSE OF USSR HISTORY / MEDIEVALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорошенкова Аннавалерьевна

Проведён анализ развития высшего исторического образования в вузах Нижнего Поволжья в 40-е-50-е гг. прошлого века. Характеризуются основные тенденции в реализации партийно-государственной политики в сфере высшего исторического образования в рассматриваемый исторический период на примере таких документов, как постановление ЦК ВКП(б), принятое в начале 1945 г. «О недостатках в преподавании основ марксизма-ленинизма в Саратовском университете им. Н.Г. Чернышевского». Анализируется деятельность историков Волгоградского педагогического института, Саратовского и Астраханского университетов, таких как В.А.Козюченко, С.М.Стам, О.Л.Вайнштейн, М.А.Гуковский, А.И. Юхт и др. В результате проведённых исследований автор делает вывод о том, что круг научных интересов историков Нижнего Поволжья, кроме региональных исторических проблем, был связан с изучением истории реформ и контрреформ в России XIX века, проблем историографии, источниковедения, методологии истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER HISTORICAL EDUCATION AND SCIENCE OF THE LOWER VOLGA IN 40-S – 50-S OF THE

The analysis of the development of historical education in higher educational establishments of Lower Volga region in the 40-s – 50-s of the last century has been carried out. The main tendencies of implementing party-state policy in the sphere of higher historical education in the considered historical period are characterized on the example of such documents as resolution of the Central Committee of the CPSU(b), adopted at the beginning of 1945, “On the disadvantages in teaching fundamentals of Marxism-Leninism in Saratov university named after N.G. Chernyshevsky”. The work of such historians of Volgograd Teacher’s training institute, Saratov and Astrachan universities as Kozyuchenko V.A., Stam S.M., Weinstein O.L., Gukovsky M.A., Yuht A.I. and others is also analysed. As a result of research, the author comes to a conclusion that the range of scientific interests of the historians of Lower Volga region concerned (besides regional historical problems) studying the history of reforms and counter reforms in Russia in the 19-th century as well as the problems of historiography, source studies, methodology of history.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего исторического образования и науки Нижнего Поволжья в 40-е –50-е гг. XX века»

УДК: 94 (47+57) «1917/1991» ББК: 63.3

Хорошенкова А.В.

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 40-Е -50-Е ГГ. XX ВЕКА

Khoroshenkova A.V.

DEVELOPMENT OF HIGHER HISTORICAL EDUCATION AND SCIENCE OF THE LOWER VOLGA IN 40-S - 50-S OF THE ХХ CENTURY

Ключевые слова: историческое образование, учебные программы, курс истории СССР, медиевистика.

Keywords: historical education, educational programs, course of USSR history, medievalism.

Аннотация: проведён анализ развития высшего исторического образования в вузах Нижнего Поволжья в 40-е-50-е гг. прошлого века. Характеризуются основные тенденции в реализации партийно-государственной политики в сфере высшего исторического образования в рассматриваемый исторический период на примере таких документов, как постановление ЦК ВКП(б), принятое в начале 1945 г. «О недостатках в преподавании основ марксизма-ленинизма в Саратовском университете им. Н.Г. Чернышевского». Анализируется деятельность историков Волгоградского педагогического института, Саратовского и Астраханского университетов, таких как В.А.Козюченко, С.М.Стам, О.Л.Вайнштейн, М.А.Гуковский, А.И. Юхт и др. В результате проведённых исследований автор делает вывод о том, что круг научных интересов историков Нижнего Поволжья, кроме региональных исторических проблем, был связан с изучением истории реформ и контрреформ в России XIX века, проблем историографии, источниковедения, методологии истории.

Abstract: the analysis of the development of historical education in higher educational establishments of Lower Volga region in the 40-s - 50-s of the last century has been carried out. The main tendencies of implementing party-state policy in the sphere of higher historical education in the considered historical period are characterized on the example of such documents as resolution of the Central Committee of the CPSU(b), adopted at the beginning of 1945, “On the disadvantages in teaching fundamentals of Marxism-Leninism in Saratov university named after N.G. Chernyshevsky”. The work of such historians of Volgograd Teacher’s training institute, Saratov and Astrachan universities as Kozyuchenko V.A., Stam S.M., Weinstein O.L., Gukovsky M.A., Yuht A.I. and others is also analysed. As a result of research, the author comes to a conclusion that the range of scientific interests of the historians of Lower Volga region concerned (besides regional historical problems) studying the history of reforms and counter reforms in Russia in the 19-th century as well as the problems of historiography, source studies, methodology of history.

В 1940/41 учебном году в стране работало 817 вузов и 3773 техникума, в которых училось более 1785 тыс. человек. К началу Великой Отечественной войны советская интеллигенция представляла большую силу и насчитывала в своих рядах

14 млн. человек, в том числе 2 401 тыс. специалистов со средним и высшим образованием.

В начале Великой Отечественной войны, в связи с тем, что часть вузов и средних специальных учебных заведений могла оказаться на оккупированной немецко-фашист-скими захватчиками

территории, была проведена большая работа по перебазированию учебных заведений в восточные районы. Многие вузы и техникумы за малочисленностью студентов были объединены с родственными по профилю учебными заведениями или временно закрыты. По данным Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при СНК СССР, к декабрю 1941 г. 110 вузов было объединено, 55 закрыто за малочисленностью студентов, а часть находилась в процессе эвакуации и устройства. На 12 февраля 1942 г. в стране функционировало 494 высших учебных

заведения, а на 15 октября 1942 г. - 461. Таким образом, стационарная сеть к февралю 1942 г. сократилась на 306 вузов, а к октябрю 1942 г. - на 339, или на 42%. Наибольшему сокращению подвергалась сеть вузов и университетов, готовивших кадры для народного образования. Если на 10 февраля 1941 г. работало 396 таких вузов, то через год их осталось только 218, а к октябрю 1942 г. - лишь 2031.

В рассматриваемый период было изменено руководство высшей школой с целью централизации методического и организационного управления вузами, находившимися ранее в ведении самых различных министерств и ведомств. С этой целью в 1946 г. Комитет по делам высшей школы был преобразован в союзно-республиканкое Министерство высшего образования СССР.

Анализ работы аспирантуры и докторантуры в годы Великой Отечественной войны показывает, что высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения провели значительную работу по подготовке научных и преподавательских кадров. За 1941 - 1945 гг. 12 116 человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Так, в период с 1937 по 1940 год в стране насчитывалось 78 докторов исторических наук и 239 кандидатов исторических наук. За годы войны количество докторов увеличилось до 87, а кандидатов - до 316 человек.

Содержание высшего образования в СССР определялось типовыми учебными планами, разрабатываемыми и

утверждаемыми Министерством высшего образования. Примером подобного учебного плана может служить учебный план по специальности «История» 1947 г.,

рассчитанный на четырехлетнее обучение. В плане просматривается несколько блоков учебных курсов: общественно-политические дисциплины, психолого-педагогические исторические курсы, спецкурсы и спецсеминары, а также факультативы.

Блок общественных дисциплин включал в себя «Основы марксизма-ленинизма» (250 ч.), «Политэкономию» (140

1 Государственное руководство наукой в СССР (1936-1958 гг.). - М., 1991.

ч.), «Диалектический и исторический материализм и историю философии» (140 ч.). В преподавании общественных наук план предусматривал преемственность: «Основы марксизма-ленинизма» изучались с 1 по 3 семестр, а затем «Политэкономия» - в 5-7 семестрах и философские дисциплины - в 6-8 семестрах. В конце обучения студенты сдавали обязательный государственный экзамен - «Основы марксизма-ленинизма».

Таким образом, блок общественнополитических дисциплин был весьма обширен. Через обязательное изучение марксистских дисциплин власть проводила целенаправленную политику идеологизации и политизации общества. Тем самым достигали цели воспитания личности, преданной коммунистическим идеалам; становления специалистов,

рассматривающих всю многомерность истории через призму всего одного научного метода - марксистско-ленинского.

Блок исторических дисциплин состоял из «Истории древнего мира» (178 ч.),

«Истории средних веков» (227 ч.), «Истории нового времени» (442 ч.) и «Истории СССР» (492 ч.). Сравнивая учебный план 1947 г. с планом 1943 г. и планом 1957 г., можно отметить отсутствие курса «Новая история стран Востока». Этот курс был вычеркнут из плана 1947 г. и история стран Востока стала изучаться вместе с новой историей (Запада).

Несмотря на это сокращение достаточно важного предмета, объем курсов по зарубежной истории почти в два раза превышал объем часов, отводимых на отечественную историю, что, в общем-то, было свойственно академической традиции высшего образования до революции.

Восстановив в 1930-е гг. основные формы дореволюционного образования, сталинское правительство формально продолжало придерживаться и старой схемы периодизации истории, и соотношения часов на отечественную и зарубежную истории. Несмотря на то, что история Отечества исчезла из учебных планов как предмет (была заменена историей СССР), нетрудно заметить, что в целом в периодизации истории (если судить по названию учебных дисциплин) еще мало заметен формационный подход. Сравнивая учебный

план 1947 г. с учебными планами 1950-х гг., можно отметить со временем постепенное увеличение количества часов на изучение истории СССР, что соответствовало общей тенденции увеличения количества исследований по истории советского периода в советской науке.

Подобно университетскому и

педагогическому образованию историков до революции, которое было во многом филологическим, а не историческим, значительное количество часов учебным планом 1947 г. выделялось на всеобщую (224

ч.) и русскую литературу (228 ч.).

Преобразование истфаков в историкофилологические факультеты в 1950-е гг. усилило эту тенденцию, и студенты-историки еще довольно длительный период получали обширные знания по литературе. Это хотя и не вредило их историческое подготовке, но значительно сужало круг специальных исторических дисциплин, которые были вынесены в факультативы.

Предусматривалось также изучение «Основ советского права» (106 ч.),

«Методики преподавания истории» (64 ч.). Кроме того, учебный план включал спецкурсы и спецсеминары по истории объемом 112 и 167 часов, что было

существенным дополнением к

историческому образованию студентов. Наконец, кафедры могли поставить

преподавание таких факультативов, как

основы археологии, палеография, латинский язык, старославянский язык, музееведение, история архитектуры, история культуры, история живописи, история музыки,

историческая география, историография и источниковедение, иностранный язык (на 3-4 курсах) и др. Объем факультативов

составлял по 40 часов на каждый предмет, кроме языков, на которые отводилось до 140 часов.

Учебные программы гуманитарных факультетов, институтов и академий по историческим, литературным и другим дисциплинам были перестроены в плане углубленного освещения событий, имевших ярко выраженный исторический характер, что способствовало воспитанию

студенчества в рамках марксистской

идеологии. Например, в курсе истории СССР

большое внимание уделялось

освободительным войнам, которые вели народы нашей страны с иноземными захватчиками, с царизмом, помещиками и буржуазией за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за разгром интервентов и белогвардейцев в 1918-1922 гг., за создание Союза ССР и построение социалистического общества. Программа курса нацеливала преподавателей на раскрытие руководящей роли ленинской партии коммунистов в революционном преобразовании нашей Родины, в торжестве идей марксизма-ленинизма1.

В курсах истории древнего мира обстоятельнее рассматривалась борьба народов за независимость против рабовладельческих государств. В курсе истории средних веков подвергались аргументированному разоблачению лживые теории о непобедимости германских племен, раскрывался справедливый характер борьбы русских, поляков, чехов и других славянских народов против немецких завоевателей. Программа курса истории нового времени предусматривала разоблачение

агрессивности империализма, особенно германского, его притязаний на мировое господство и порабощение народов тех регионов, куда он проникал. Одновременно вскрывались авантюристичность планов германских империалистов и их крах под напором борьбы народов; тем самым студентов подводили к закономерному

выводу о неизбежности поражения

гитлеровских полчищ во второй мировой войне и на ее главном - советско-германском

- фронте.

Данные тенденции, безусловно,

коснулись и вузов Нижнего Поволжья. Исполкомам Астраханского окрсовета,

Сталинградского и Астраханского

горсоветов депутатов трудящихся было

запрещено прекращать занятия в вузах и проводить мобилизации студентов и преподавателей на различного рода работы, а также отбирать учебные здания,

общежития, инвентарь и оборудование высших учебных заведений, кроме случаев

Волгоградский государственный

педагогический университет (1931 - 2006). Краткая история. - Волгоград, 2006.

разрешённых Указом Президиума Верховного Совета СССР. От оплаты за обучение освобождались лица,

возвратившиеся из Красной Армии и Военно-Морского флота после ранения, контузии, увечья или болезни; иждивенцы рядового и младшего начальствующего состава, призванных в ряды Красной Армии и Военно-Морского флота, получавших пособия согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1942 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава».

Директорам вузов было разрешено зачислять на стипендию нуждавшихся студентов и участников отечественной войны, вернувшихся из Красной Армии и Военно-Морского флота после ранения, контузии, увечья или болезни, при наличии у них не только отличных, хороших, но и посредственных оценок.

В августе 1943 г. Совнарком СССР принял решение о восстановлении Сталинградского пединститута и он был восстановлен в г. Камышине1.

В 1943-44 учебном году должность заведующего кафедрой истории СССР в Сталинградском педагогическом институте оставалась вакантной, а кафедру всеобщей истории возглавлял кандидат исторических наук, доцент Пётр Дмитриевич Алексеев. План приёма на исторический факультет и на историческое отделение учительского института составил по 30 человек. На историческом факультете обучалось 48 человек: на 1 курсе - 39, на 2 -2, на 3 - 6, на 4

- 1, на историческом отделении

учительского института обучалось 48 человек: на 1 курсе - 37 и 11 на 2 курсе2.

В отчёте за 1945-46 гг. отмечалось, что на кафедре истории СССР и на кафедре всеобщей истории довольно сложное положение: нет ни одного преподавателя с учёной степенью или званием, заведующие кафедрами исполняют обязанности временно.

В 1947 г. деканом исторического

1 ЦДНИ ВО(Центр документации новейшей истории Волгоградской области).Ф. 113. Оп. 18. Ед. хр. 44. Л. 120.

2 ЦДНИ ВОФ. 113. Оп. 18. Ед. хр. 246. Л. 4.

факультета был Николай Яковлевич Костеша, выпускник исторического факультета ЛГУ 1928 г.

В научной работе кафедр того периода отражалась военная и региональная тематика. Так, М.Н. Чернецкий исследовал проблему «Украина в захватнических планах германских империалистов», Н.Я. Костеша -«Роль Сталинградского тракторного завода в героической обороне города Сталинграда», А.Н. Климов - «Завод «Баррикады» в героической обороне города Сталинграда».

Работа преподавателей исторических кафедр жёстко контролировалась областным и городским комитетом ВКП(б). В их постановлениях, в частности, отмечалось, что «в лекциях по истории СССР преподавателей Кадена, Свердловой, Скоробогат, Климова не изжиты элементы формализма, фактический материал излагается сухо, бесстрастно, слабо увязывается с современностью»3.

В справке о преподавании литературы и истории в педагогическом институте приводятся следующие сведения:

«Учебно-воспитательную работу на историческом факультете ведут 2 кандидата наук и 8 преподавателей без учёной степени. Историческому факультету требуются следующие работники: 2 профессора в

качестве заведующих кафедрами, один доцент на кафедру истории СССР и доцент или старший преподаватель для чтения курса новой истории стран Востока»4.

На заседаниях кафедр обсуждаются вопросы учебно-методического и методологического характера. Кафедра истории СССР обсуждала новую учебную программу, рассматривала планы преподавателей Костеша и Очкурова, ставила вопрос о методике проведения практических и семинарских занятий, интересовалась организацией студенческой практики, работой научных кружков студентов. Члены кафедры разработали мероприятия по ознаменованию 360-летия Царицына-Сталинграда.

В 1955 году кафедры всеобщей истории и истории СССР были слиты. На

3 ЦДНИ ВО Ф. 113. Оп. 30. Ед. хр. 31.Л. 10.

4 ЦДНИ ВО Ф. 113. Оп. 30. Ед. хр. 31. Л. 11.

должность заведующего кафедрой истории был избран В. А. Козюченко1.

Важным направлением работы на историческом факультете всегда была научноисследовательская работа. Так, например, старший преподаватель кафедры истории СССР А.Н. Климов в середине 40-х годов XX века разрабатывал тему «Историческое значение победы под Сталинградом». В работе рассматривались основные этапы героической борьбы за Сталинград, охарактеризован перелом на фронтах Великой Отечественной войны в результате Сталинградской битвы. Используются многочисленные документы, взятые из советской и иностранной печати.

15 апреля 1946 г. в МГПИ под руководством профессора И.И.

Полосина(МГПИ) А.Н. Климов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Национальный вопрос в Государственной Думе (1-4 созыва)»2.

Заведующий кафедрой истории СССР

Н.Я. Костеша также защитил кандидатскую диссертацию в МГПИ по руководством профессора И.И. Полосина на тему «Аграрный вопрос в Государственной Думе (1-4 созыва)»3.

На кафедре всеобщей истории старший преподаватель С.М. Нисс выполнила кандидатскую диссертацию на тему «История германской предвоенной дипломатии (1910-1914 гг.)». Работа была успешно защищена на историческом факультете МГУ в июне 1946 г. В этот период она являлась заведующей кафедрой4.

Пётр Дмитриевич Алексеев работал над докторской диссертацией по теме «История христианства I, II и Шв.в.» под руководством проф. А. В.Ранович5.

В годы войны преподаватели-историки Саратовского государственного

университета не прекратили и своих научных занятий. Существенный импульс для этого был дан прибытием в феврале 1942 г. ученых Ленинградского университета, который был эвакуирован в Саратов и

1 ГАВО (Государственный архив Волгоградской области). Ф. 6056. Оп. 4. Ед. хр. 93. Л. 13.

2 ГАВО Ф. 6056. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1.

3 ГАВО Ф. 6056. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1.

4 ГАВО Ф. 6056. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1.

5 ГАВО Ф. 6056. Оп. 1. Ед. хр.5. Л. 3.

продолжал здесь свою работу до июня 1944 г. В числа прибывших находились и видные представители отечественной медиевистики

О.Л. Вайнштейн и М.А. Гуковский, активно включившиеся в общественно-политическую и научную жизнь Саратова.

С прибытием С.М. Стама в Саратов в сентябре 1949 г. и назначением его заведующим восстановленной кафедрой истории средних веков начинается новый этап в истории медиевистики в Саратовском университете, в течение которого здесь формируется самобытная школа

исследователей истории западного

средневековья, занявшая видное место в отечественной науке.

В начале 1945 г. принято постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках в преподавании основ марксизма-ленинизма в Саратовском университете им. Н.Г. Чернышевского». ЦК ВКП(б) отмечал, что важнейшие положения марксистско-ленинской теории излагались в университете без должного обоснования и доказательств, сухо и неинтересно, что лекции нередко проводились в форме диктантов, а семинарские занятия сводились к формальному опросу студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление нацеливало всех студентов на изучение важнейших произведений классиков марксизма-ленинизма.

В послевоенные годы увеличился прием в высшие и средние специальные учебные заведения. Уже в 1945/46 учебном году в вузы страны было принято 285 709 человек вместо 263 425 в 1940/41 учебном году.

У студентов-историков тех лет значительно возрос интерес к современной истории. К началу 1950-х годов в ряде университетов большая часть студенчества специализировалась по послеоктябрьской истории СССР.

В связи с проводимой коммунистической партией в послевоенные годы линией на актуализацию проблематики общественных наук в некоторых университетах страны был взят курс на ускоренную подготовку специалистов по истории советского общества. Сокращение сроков обучения не позволяло совершенствовать его качество. Не

способствовала повышению уровня подготовки специалистов и заочная формам обучения, которая после XIX съезда КПСС приобрела массовый характер. В вузах число студентов, обучающихся по заочной и вечерней форме обучения, сравнивалось с дневным отделением. При этом качество подготовки выпускников этих отделений оставляло желать лучшего. Об этом свидетельствуют итоги государственных экзаменов в Астраханском педагогическом институте. Отчет заочного отделения этого вуза за 1946-47 учебный год свидетельствовал, что на сессию было вызвано 150 студентов, явилось - 107

человек (70%), сдали все экзамены - 65 человек (60%), допущено к ГАК - 12 человек.

Цифры показывают, что эффективность заочного отделения была невысока: успеваемость от явившихся на сессию студентов составляла немногим более половины, а от общего числа студентов - одну четверть.

Причина тому - не только слабое кадровое обеспечение, но и неудовлетворительная учебная база. В отчете вуза отмечалось: «Нет ни одного учебника по истории древнего мира, истории средних веков, истории СССР, истории колониальных и зависимых стран».

Ситуация усугублялась плохой организацией работы студентов в межсессионный период. При острой нехватке учителей (в области имелось 147 вакансий) положительных примеров руководства учебой заочников со стороны районных отделов народного образования ОблОНО привести не могло.

В результате Государственная экзаменационная комиссия констатировала, что знания заочников неровные, наряду с хорошими ответами по форме и содержанию наблюдались малограмотные, неточные ответы с искажением фактов. И далее: «На государственных экзаменах некоторые заочники не могли привести примеров использования материалов своего предмета для формирования мировоззрения учащихся, не могли показать на конкретных примерах осуществления партийности в преподавании, не умеют анализировать произведения,

много заучивают без понимания, слабо знают даты, исторические факты».

Если оставить в стороне вопрос о применении партийности в преподавании истории, то остальные замечания комиссии составляют основу профессиональной подготовки историков: умение выпускников работать с литературой и документальным источником, не зазубривать, а понимать ход общественных событий, их причинноследственные связи, твердо знать исторические даты и факты.

В 1955 г. были переработаны учебные планы и программы с учетом нового перечня специальностей. Это мероприятие было направлено на сокращение

многопредметности, перевод части дисциплин из обязательных в факультативные, сокращение количества учебных часов на обязательные занятия и экзамены, увеличение времени для самостоятельной работы студентов. Серьезное значение придавалось созданию новых учебников. В 1955 г. для высших учебных заведений были созданы 2091 учебник и учебное пособие общим тиражом свыше 22,2 млн. экземпляров, для средних специальных учебных заведений - 934

учебника и учебных пособий общим тиражом 8,2 млн. экземпляров.

В 1950 г. в Саратовском университете были пересмотрены темы всех курсовых и дипломных работ и нацелены на изучение современности.

Калмыцкий педагогический институт и научно-исследовательский институт

калмыцкого языка, литературы и истории были ликвидированы1.

В связи с реабилитацией калмыцкого народа и восстановлением его государственности были приняты меры по развитию высшего образования в Калмыцкой автономной области. В 1958 г. Калмыцкое отделение было создано при историко-филологи-ческом факультете Ставропольского педагогического института, где 100 студентов из Калмыкии начали изучать русский и калмыцкий языки и литературу.

В постановлении бюро Сталинградского

1 РГАНИ Ф. 5. Оп. 37. Ед. хр. 8. Л. 6.

крайкома ВКП(б) от 3 марта 1935 г. «О преподавании общественно-экономических дисциплин в вузах Астрахани и качестве партийной учёбы» говорится, что в результате неудовлетворительного руководства вузами ... имеют место крайне низкий уровень

преподавания и факты протаскивания отдельными преподавателями антиленинских взглядов.

В Астраханском педагогическом институте кафедра истории России (истории СССР) в составе исторического факультета была образована в 1946 году и

просуществовала до 1956 года. В это время пединститут перешёл на подготовку

учителей широкого профиля, и исторический факультет упразднили даже в составе филологического факультета. В 1947-1948 годах А.И. Юхт являлся заведующим кафедрой истории СССР. Именно ему -первому из историков-астраханцев советского времени - принадлежит заслуга исследования дореволюционной истории края. Подробнейшим образом Александр Исаевич изучал материалы архива Астраханской области. В Астрахани были опубликованы и его первые работы: «Астрахань в период крестьянской войны под предводительством Степана Разина», «Астрахань: Краткий исторический очерк». В 1957 г. вышли статьи А.И. Юхта в центральных научных изданиях, в частности, «Индийская колония в Астрахани» в журнале «Вопросы истории». Этой же теме была посвящена и его кандидатская диссертация, успешно защищённая в 1959 году.Николай Михайлович Ушаковна протяжении многих лет заведовал кафедрой истории России. Являлся руководителем аспирантуры, основателем научной школы «Власть и общественно-политическое развитие в Нижне-Волжском регионе». Ученики Николая Михайловича успешно защитили кандидатские диссертации, участвовали в совместных исследованиях по истории региона.

Под руководством Н.М. Ушакова на кафедре сложилась научная школа, в рамках которой осуществлялись исследования по истории Астраханского края. Круг научных интересов профессора, кроме региональных исторических проблем, был связан с

изучением истории реформ и контрреформ в России XIX века, проблем историографии, источниковедения, методологии истории.

Успехи, достигнутые советской высшей школой в годы Великой

Отечественной войны и в послевоенный период, в значительной степени стали возможны благодаря самоотверженной

деятельности профессорско-

преподавательского состава.

Начиная с 1953/54 учебного года два университета в СССР - МГУ им. М.В. Ломоносова и СГУ им. Н.Г. Чернышевского - были переведены «в виде опыта» на твердые штаты. Ректор Р.В. Мерцлин, правда, сетовал на то, что «штаты пришли очень поздно и до 15 сентября еще уточнялись учебные поручения», однако, безусловно, отмечал не только полезность и прогрессивность этой меры, но и был горд тем, что именно Саратовскому университету доверили проводить этот

эксперимент. Суть эксперимента заключалась, по словам ректора, в том, что университету было разрешено самостоятельно «произвести расчет штатов по действующим учебным планам», причем «в некоторых случаях» можно было определять «минимальную среднюю нагрузку». Воодушевленные доверием со стороны руководства, ректорат и партком университета поручили Р.В.

Мерцлину поставить вопрос перед

министерством «о разрешении университету, в виде опыта, перейти на свободное посещение лекций», что должно было стать «важным стимулом в деле повышения уровня преподавания и уровня подготовки специалистов».

30 августа 1954 г. было принято постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использования

специалистов с высшим и средним специальным образованием». 4 сентября 1954 г. министр высшего образования СССР подписал приказ «О мероприятиях по продлению опыта постоянных кадров в Саратовском университете». Эксперимент по переводу на постоянные штаты был распространен на 15 вузов страны. В соответствии с этими документами для Саратовского университета были разработаны учебные планы по всем девяти

факультетам, в которых предусматривалась подготовка специалистов более широкого профиля и устанавливалась специализация не ранее четвертого курса.

25 октября 1954 г. ученый совет СГУ принял новую структуру и утвердил новую номенклатуру специализаций в

университете. Вместо ранее существовавших 9 факультетов было предложено оставить 8, вместо 54 кафедр (не считая кафедр радиофизического факультета) - 50, вместо существовавших 25 специальностей - 15, вместо 51 специализации - 42. Началось сокращение многопредметности. Недельная нагрузка была уменьшена до З6 часов, а на некоторых факультетах и курсах студенты старших курсов получили 1 -2 свободных дня в неделю.

Для всех вузов был установлен новый

порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава. Раз в 5 лет каждому преподавателю следовало избираться на должность. Февральское 1957 г. заседание ученого совета СГУ было посвящено организации конкурсного отбора в университете.15 февраля 1957 г. областная газета «Коммунист» опубликовала объявление о конкурсе, а 1 апреля избранные по конкурсу преподаватели были

утверждены на заседании ученого совета.

Вскоре началась новая реформа высшей школы. В условиях политехнизации высшей школы, резкого усиления связи вуза и производства было признано

целесообразным обеспечить приоритет при поступлении в вуз абитуриентам с производственным стажем и опытом работы на производстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Волгоградский государственный педагогический университет (1931 - 2006). Краткая история. - Волгоград, 2006.

2. Высшее образование в СССР. Статистический сборник. - М., 1962.

3. Елютин, В.В. Высшая школа СССР за 50 лет. - М, 1967.

4. Историческая наука в России в XX веке. - М, 1997.

5. Историческая наука и идеологическая борьба. - М., 1986.

6. Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. - М., 1996.

7. Русская интеллигенция: история и судьбы.: сб. науч. ст. Вып. 1. - М., 1999.

8. Синецкий, А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. -М., 1950.

9. Татур, Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.