Научная статья на тему 'Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников'

Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Наталия Петровна

В статье описывается роль учителя в процессе формирования поликультурной компетенции школьников в условиях городской национальной политехнической школы для дальнейшей интеграции личности в современную мировую цивилизацию. Личность учителя, его профессионализм способствуют успешному формированию поликультурной компетенции учащихся, т.к. он обучает и воспитывает не только на интеллектуальном (передача знаний), но и на аффективном (эмоциональные связи) и поведенческом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников»

УЧИТЕЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В ПРОЦЕССЕ Ф

воспитать человека, способного к самоорганизации, саморазвитию.

Таким образом, через создание этнокультурологиче-ской модели ДОУ, как свободного образовательного пространства детско-взрослых сообществ, решаются циви-лизационные задачи этноса по интеграции в российскую, а затем в мировую поликультурную среду.

Проблемы этнических образовательных учреждений требуют дальнейшей серьезной теоретической и практической разработки.

Литература

1. Александренков Э.З. Этническое самосознание или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. — 1996. — №3. — С. 13—23.

2. Бугаев Н.И. Национальное своеобразие поэтического

'МИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

творчества (на примере якутской поэзии). — Якутск: Бичик, 2002. — С. 112.

3. Вяткин В.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — №5. — С. 69—75.

4. Гумилев Л.Н. О термине «этнос». // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. — Л., 1967. — Вып. 3. — С. 8—10.

5. Запорожец А.В. Избранные псих. труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 316; Т. 2. — С. 296.

6. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. // Советская этнография. — 1982. — №1. — С. 80—88.

7. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально-организованной деятельности / Дисс. к.п.н. — Красноярск, 2000.

УДК 371.135:37.032

Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников

Н. П. Филатова

В статье описывается роль учителя в процессе формирования поликультурной компетенции школьников в условиях городской национальной политехнической школы для дальнейшей интеграции личности в современную мировую цивилизацию. Личность учителя, его профессионализм способствуют успешному формированию поликультурной компетенции учащихся, т.к. он обучает и воспитывает не только на интеллектуальном (передача знаний), но и на аффективном (эмоциональные связи) и поведенческом уровнях.

The author describes the teacher's role in the forming of students' polycultural competence under the conditions of the city national polytechnic school for their further integration into contemporary world civilization. Personality of a teacher, his professionalism assist to successful forming of students 'polycultural competence, because he teaches and educates children not only on intellectual, but also on affective (emotional) and behavioral levels.

Ключевые слова: поликультурная компетенция, роль учителя, творческая группа, формирование, социализация, активизация, личность, межкультурная коммуникация, толерантность, взаимодействие.

В соответствии с философией образования «одним из составляющих глобального вызова будущего является объективная необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, взаимопонимание и сотрудничество». Следовательно, эти же идеи должны быть главенствующими и в сфере образования [1]. Исходя из этого, отечественное образование согласно действующей концепции и программе развития, должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции; обеспечить интегрированность личности в современную мировую цивилизацию. Очевидной становится проблема формирования поликультурной компетенции школьников.

Аспекты развития поликультурного мышления личности с опорой на ценности, нормы отечественной и мировой культур рассматриваются в исследованиях А.Ю.Бе-

логурова, Е.П.Белозерцева, В.Л.Бенина, В.В.Розанова и др.; вопросы поликультурного образования и воспитания в социокультурной ситуации нашли отражение в работах Е.В.Бондаревской, Т.Г.Бортниковой, Г.Д.Дмитриева и др. Значительный вклад в осмысление социально-педагогического подхода для формирования поликультурной компетенции вносят исследования В.Г.Бочаровой, М.А.Га-лагузовой, О.В.Гукаленко, Т.А.Панковой и др. Особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном носителе культуры, взаимодействующем с другими культурами и творящем себя в процессе этого взаимодействия.

Вместе с тем превращение научных знаний в практические педагогические технологии требует особой взвешенности подходов. Анализ зарубежного и российского опыта убеждает нас, что в области поликультурного образования могут иметь место два разных подхода.

ФИЛАТОВА Наталия Петровна — школа №2 г. Якутска».

зам. директора по инновационной работе МОУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная - Наука и образование, 2009, №2 --33

Во-первых, специальное образование для тех или иных этнических групп. Вторым подходом, которого мы придерживаемся, является обязательное включение поликультурного компонента в учебные программы для всех, т. к. поликультурное образование обретет смысл только в том случае, если будет применено ко всем, а не к части учащихся.

В 1999 г. разработана Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России (В.В.Макеев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова), в 2003 г. принята Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (Ю.С.Давыдов, Л.Л.Супрунова). По мнению авторов, приемы и методы обучения в поликультурной сфере сгруппированы по трем категориям. Первая категория — технологии усвоения знаний о различных культурах, к которым относятся такие приемы и методы, как рассказ, беседа, лекция, семинар, экскурсия и т.п. Вторая категория — приемы и методы формирования культуры межличностного общения на основе личностно-ориентированных технологий, в которых применяются такие методы и приемы, как активное слушание, рефлексия, создание ситуации успеха, метод диалога, ролевые и деловые игры и др. К третьей категории относятся вариативные образовательные программы, интерактивные и проблемные поисковые технологии [2]. Кроме них, мы считаем наиболее эффективными реальные встречи и общение с иными культурами, а именно: практические занятия на уроках музыки, мировой художественной культуры, трудового обучения, физической культуры, на элективных курсах с представителями городских этнических общин.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетенции школьников в МОУ «Национальная политехническая СОШ .№2» г. Якутска определены следующие этапы в формировании поликультурной личности:

— Первый этап, пропедевтический, «Я — представитель своего народа». Основное содержание — привитие культурного самосознания: любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения, проявление активности в понимании и осознании специфики родной культуры.

— Второй этап — развивающий, «Я — россиянин». Задачи развивающего этапа — познание особенностей поликультурной России, проявление активности в понимании и осознании многообразия культур, развитие способностей проявлять ситуативную гибкость и находить пути межкультурного взаимодействия.

— Третий этап — проектно-исследовательский, «Я — гражданин мира». Основное содержание проектно-исследовательского этапа — осознание закономерностей развития мировых культур, их своеобразия, познание общекультурных и специфических культурных ценностей, развитие способности быть культурным медиатором.

Итак, целью поликультурного образования являются: формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к собственной культуре; создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с другими культурами; формирование способности индивида к культурному личному самоопределению.

Важнейшим фактором, определяющим линию деятельности школы, мы считаем учет социального заказа,

социокультурного пространства города, школы, запроса родителей, потребностей учащихся и возможностей педагогического коллектива школы. В результате анализа и диагностики образовательного процесса в школе выявлены следующие проблемы:

— проблема адаптации сельских школьников к городской социокультурной среде. Ежегодно в школу прибывают от 30 до 40 учащихся из сельских школ;

— сложная адаптация выпускников, выезжающих на обучение за пределы республики. Ежегодно отмечается возврат выпускников школы по разным причинам, среди них — социализация личности в иной социокультурной среде;

— проблема перехода от монокультурной среды к поликультурной, 99% учащихся школы являются представителями якутской этнической группы;

— интенсивный приток представителей иных этнических групп, вследствие быстрого развития экономики республики.

По итогам анкетирования участников образовательного процесса (респондентами выступили 500 обучающихся, 480 родителей, 98 педагогов) потребность в поликультурном развитии выразили: 89% обучающихся, 76% родителей, 86% педагогов школы. В настоящее время школа является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Развитие поликультурной личности в условиях городской национальной политехнической школы».

Поликультурная компетенция — важная ключевая компетенция, позволяющая выпускнику быть успешным в личной, профессиональной, общественной жизни. Данная компетенция обеспечит позитивную социализацию личности в поликультурной среде, формирование умения выбора альтернативных стратегий взаимопонимания с миром.

Для реализации поликультурного воспитания учащихся в городской национальной политехнической школе считаем целесообразным создание следующих педагогических условий: широкое использование активных методов межкультурного обучения: дискуссий, дебатов, тренингов и др.; активизация деятельности элективных курсов поликультурного направления; активизация деятельности школьных центров, клубов, кружков, детских творческих коллективов; активизация проектно-исследовательской деятельности учащихся и учителей; практико-ориентированная модель развития поликультурной личности.

Нелегкая задача по формированию личности, способной к нестандартному самостоятельному решению возникающих проблем, готовой жить в поликультурном обществе, возложена на педагога. От личности педагога, его профессионализма зависит успешное формирование поликультурной личности школьников. Важно, чтобы актуализация социальных различий и культурного плюрализма не способствовала воздвижению расистских барьеров в полиэтничном обществе, не приводила к неверным выводам о предопределенности этнокультурной несовместимости тех или иных этнических групп, не порождала мысль о противоречии между разными культу -рами.

Учитель — ключевая фигура процесса образования и воспитания. Его профессиональная компетентность и

УЧИТЕЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В ПРОЦЕССЕ Ф

индивидуальные способности предопределяют успех в формировании поликультурной личности.

По материалам ЮНЕСКО учитель:

— осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

— осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога, мирного разрешения конфликтов;

— поощряет творческие подходы к решению проблем;

— обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений; не поощряет агрессивное поведение или обостренное соперничество;

— содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

— при осуществлении образовательных программ использует возможности всего сообщества, является чутким к потребностям и мнению сообщества;

— учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, при этом четко формулирует собственную позицию в отношении спорных вопросов;

— ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Существенными условиями деятельности общеобразовательной школы по формированию поликультурной компетенции школьников являются: повышение межкультурной компетентности ее руководителей и педагогов, организация и проведение научно-методических семинаров и конференций по исследуемой проблеме, повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам оказания помощи детям и семьям, в которых они воспитываются. Работа с педагогами в рамках эксперимента направлена на развитие их этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической компетентности. Педагоги получают теоретические знания об обычаях, традициях, ценностях, стереотипах, национальной мен-тальности и нормах поведения представителей разных народов, в первую очередь, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). В качестве важного направления можно выделить организацию педагогических практикумов, обучающих лекций и семинаров по межкультурной коммуникации для педагогов. Однако наиболее эффективными являются психологические тренинги, т.к. они позволяют ознакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам побыть в конкретных ситуациях межкультурного общения, требуют анализа и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания.

В целях успешной реализации инновационной деятельности по формированию поликультурной компетенции учащихся в школе созданы и действуют гибкие творческие группы педагогов по всем традиционным видам деятельности (гностической, конструктивной, коммуникативной, проектировочной и организаторской), объединенные в единую творческую мастерскую «Гармония».

Цель творческой группы педагогов в гностической деятельности: повышение качества образования, объективное восприятие зависимости между условиями, параметрами и результатами образовательного процесса, соответствие требованиям социально-педагогической системы через использование современных образовательных

ЭМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в поликультурном образовании школьников.

Конструктивная деятельность учителей заключается в проектировании содержания будущей деятельности всех участников образовательного процесса, конструировании образовательной траектории в соответствии с интеллектуальной, эмоциональной и практической мотивацией учащихся.

Главная цель творческой группы педагогов в коммуникативной деятельности: укрепление межличностных отношений, продуктивный диалог всех участников образовательного процесса, установление педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися с учетом их социально-психологических особенностей.

Творческая группа в проектировочной (методической) деятельности работает над выбором оптимальных педагогических целей, задач, средств, технологий и последовательностью их применения в соответствии с личностными изменениями ученика, его возможностями и потребностями.

Организаторская деятельность педагогов связана с развитием инициативы, творчества и самодеятельности учащихся, включением детей в различные виды деятельности, развитием способности к самоорганизации, самообразованию и саморазвитию.

Перед педагогом, формирующим поликультурную личность школьника, встают следующие задачи:

— Помочь учащимся в преодолении их собственных стереотипов восприятия социальной действительности, считавшихся прежде само собой разумеющимися представлениями об окружающем социальном мире, в определении собственной позиции в сфере межкультурных отношений;

— Использовать в воспитании внешкольную среду, расширяющую возможности удовлетворения возрастных потребностей школьников (особенно подростков) в самостоятельности, самопознании и самореализации, позволяющую им преодолеть собственные эгоцентристские установки, актуализирующую их сущностные духовные силы, а также позволяющую педагогу организовать непосредственные встречи учащихся с представителями иных культур;

— Использовать в работе с учащимися игровые занятия, моделирующие свойственные взрослому миру отношения (в том числе и межкультурные отношения), позволяющие учащимся пережить их сложность и противоречивость, стимулирующие включение учащихся в обсуждение различных социальных проблем;

— Установить доверительные отношения с учеником, демонстрировать отношение к нему как к взрослому, поддерживать свободу его ценностного самоопределения, проявлять толерантность к молодежной субкультуре.

Основным условием развития толерантности у школьников является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной педагогизированной среде, привлекательной и ценной для детей. Таким образом, педагог как бы перемещает контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство. Внутри него можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного, в плане воспитания, протекания этих встреч: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать

их продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу — дискуссии, рефлексию.

Организовать встречи школьников с иными культурами можно различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:

— Плодотворным будет использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч детей с представителями иных культур, организуемых в «Воскресной школе», совместных культурных мероприятиях, туристических походах. Например, «Воскресная школа» предлагает практические занятия на уроках трудового обучения, музыки, физической культуры с представителями иных культур. Именно такие личные встречи способствуют преодолению многих стереотипов ребенка в отношении представителей других культур. Особенно часто к подобным стереотипам прибегают при оценивании других на расстоянии, при отсутствии непосредственного контакта с ними, когда можно себе позволить не брать в расчет личностные качества собеседника, а ограничиться только обращением к общепринятому мнению в отношении всей культурной группы, которую представляет данный человек. При личных встречах иной уклад жизни, иной образ поведения при установлении личного позитивного контакта с человеком в большинстве случаев перестают восприниматься странными и отклоняющимися от нормы.

— Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами дети берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием межкультурный диалог по каким-либо проблемам. Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом обладают уроки истории, обществознания, литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, якутского языка, географии, а также элективные курсы гуманитарной направленности и классные часы. Такого рода занятия, ролевые и деловые игры, позволяют учащимся в игровой форме познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты. Межкультурные диалоги в ходе игры позволяют учащимся посмотреть на привычную реальность глазами другого, увидеть оценку того или иного явления, события с позиций иной культуры, услышать мнение, отличное от своего собственного.

Следующим условием формирования поликультурной личности школьника является проблематизация отношения школьников к представителям иных культур. Про-блематизация — искусственно создаваемая проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в отношении к иным культурам, позволяющая обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки. Цель проблематизации — вызвать сомнение в, казалось бы, очевидном. Иногда наблюдается противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными установками, часто содержащими элементы интолерант-ности. Это явление требует особого внимания педагога и организации особой работы по проблематизации этих установок. Одним из методов, помогающих школьнику

обнаружить собственную склонность к использованию социальных стереотипов, могут быть тренинги по стереотипам, восприятию, социальной категоризации. Например, тренинги «Знаете ли вы этого человека?», позволяющие выявить критерии избирательного восприятия на фоне собственной культуры и личного опыта участников. Тренинг «Отгадай, о ком речь?» наглядно демонстрирует связь между стереотипными представлениями о народах и теми чертами, которые им приписываются. «Гостиница», «Выбор соседей» помогают осмыслению связи между стереотипами о социальных группах (культурах) и конкретным поведением; «Взгляд со стороны» помогает определить смысловую нагрузку символов родной культуры.

Одним из условий является организация проблемных дискуссий по межличностному общению по какой-либо проблеме поликультурного общества. Такие дискуссии позволяют школьникам соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников. Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимопринятия, уважения точек зрения всех участников дискуссий. Такая атмосфера толерантности становится образцом поведения школьника в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и вне школы. Учащиеся приобретают опыт учета иных точек зрения и координации их с собственной.

Также условием формирования поликультурной личности школьников является организация процесса рефлексии ими своего отношения к представителям иных культур. Рефлексия позволяет учащимся оформить собственную позицию в сфере межкультурных отношений, что открывает перед ними перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, т.е. заняться самовоспитанием. Перед педагогом стоит задача активизации рефлексии. Он должен организовать ее в благоприятных условиях и в удобных формах. Педагогам важно оказать помощь школьникам в овладении ими умениями критического мышления, ведения диалога, анализа своих и чужих точек зрения. Это позволит ученику научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения. Оценить эффективность деятельности педагога по поликультурному воспитанию школьников можно через изучение изменений, происходящих в личности школьника, в характере его отношений к представителям иных культур.

Итак, поликультурное образование необходимо рассматривать как вид целенаправленной социализации учащихся, обеспечивающий на трех уровнях:

— на когнитивном уровне — освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных народов;

— на ценностно-мотивационном уровне — формирование социально-установочных и ценностно-ориента-ционных предрасположенностей учащихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим народам, культурам и социальным группам;

— на деятельно-поведенческом уровне — активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Таким образом, педагоги способствуют успешному

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

формированию поликультурной компетенции учащихся, т.к. они обучают и воспитывают не только на интеллектуальном (передача знаний), но и на аффективном (эмоциональные связи) и поведенческом уровнях.

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — С. 16.

2. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ. — Пятигорск, 2003. — С. 39—40.

3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. — М.: Высшая школа, 2005. — С. 144.

4. МартыноваМ.Ю. Мир традиций и межкультурное общение.— М.: РУДН, 2004. — 348 с.

5. Палаткина Г.В. Концепция построения этнопедагогиче-ской модели мультикультурного образования // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — №4. — С. 116—127.

6. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 280 с.

7. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 223 с.

8. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. — М.: АПК и ПРО, 2005. — 84 с.

УДК 31.01:37.013.8

Функциональные особенности предметных олимпиад (на примере химии)

А. В. Степанова, В. В. Аньшакова

Рассмотрены особенности таких функций предметной олимпиады, как обучающая, интегративная, профориентационная, коммуникативная, мотивационная, эстетическая и др. Показано, что совершенствование и модернизация предложенных функций способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной организации своей учебной деятельности, приобретению новых знаний и умений, развитию нестандартного мышления, созданию устойчивых положительных эмоций и раскрытию творческого потенциала в целях дальнейшей самореализации.

Such functions of the subject contest as teaching function, integrative, the function of vocational guidance, communicative, function of motivation, aesthetic, etc. were considered. Improvement and modernization of suggested functions promote development ofstu-dent's independent studies organization skills, helps to get knowledge, abilities, skills, develop original thinking and create positive emotions as a reaction on discovery of creativeness for further self-actualization was shown.

Ключевые слова: школьные олимпиады, профориентация, интеграция образования.

По мнению руководителей Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии академика В.В.Лунина, О.В.Архангельской и И.А.Тюлькова, роль предметных школьных олимпиад пока еще не получила должной оценки в образовании, а именно, в современной педагогической науке олимпиада не рассматривается как образовательная форма, направленная на саморазвитие личности учащихся [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем олимпиады решают актуальнейшие задачи современного образования, выполняя присущие только им функции. Основной функцией является обучающая. Являясь особым видом внеклассной работы, олимпиада, тем не менее, органично вписывается в учебный процесс. Для того, чтобы успешно выступить на олимпиаде, школьнику необходимо самостоятельно и под руководством учителя глубже изучить предмет, решить больше нестандартных задач, а также задачи повышенной сложности, выходящие за пределы школьной программы. Таким образом, олимпиады любого уровня способствуют формированию системного мышления, помогают более глубокому и прочному усвоению химических знаний, повышают интерес к предмету и к данной области науки,

к научно-исследовательской деятельности, развивают творческую инициативу и интеллектуальные способности учащихся.

Подготовка школьника к олимпиаде требует от учителя глубокого знания своего предмета, усовершенствования методики работы с одаренными детьми. Это подвигает учителя постоянно повышать собственную квалификацию и максимально использовать свой творческий потенциал. Так олимпиада выполняет функцию обеспечения профессионального роста работников образования. В нашей республике немало учителей химии, творчески работающих и подготовивших достойное поколение призеров и победителей химических олимпиад республиканского и заключительного этапов последних лет: С.А.Ди-ченко, Г.А.Кривошапкина, З.В .Непомнящая, Н.Н.Дурае-ва, В.В.Николаева, Л.И.Ларионова, Л.Д.Широких.

Всероссийские олимпиады содержательно объединяют общее и высшее образование, реализуя функцию содержательной интеграции школьного и вузовского образования. Куратором по подготовке к олимпиадам по химии разного уровня в республике является заведующая кафедрой химии физико-математического форума

СТЕПАНОВА Альбина Васильевна — ст. преподаватель кафедры общей и неорганической химии ЯГУ им. М.К.Аммосова; АНЬШАКОВА Вера Владимировна — к.п.н., доцент, зав. кафедрой общей и неорганической химии ЯГУ им. М.К.Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.