Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК: КАК НА УРОКАХ НАЙТИ ПОДХОД К СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ'

УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК: КАК НА УРОКАХ НАЙТИ ПОДХОД К СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика / обучающийся / общение / подросток / педагог / взаимоотношения / признание / Pedagogy / student / communication / teenager / teacher / relationships / recognition.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Т. М., Анпилова Л. М.

Статья посвящена особенностям педагогического общения с учащимися среднего школьного возраста на уроке и вне его, направленным на создание благоприятного психологического климата на уроке. Общение педагога с обучающимися вечная тема для исследования, особенно в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER AND TEENAGER: HOW TO FIND AN APPROACH IN THE LESSONS TO MODERN SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the peculiarities of pedagogical communication with students of secondary school age in and out of the classroom, aimed at creating a favorable psychological climate in the classroom. Communication between a teacher and students is an eternal topic for research, especially nowadays.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК: КАК НА УРОКАХ НАЙТИ ПОДХОД К СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ»

УДК 658.3

Лебедева Т.М.

учитель Анпилова Л.М. учитель Научный руководитель: Ишкова Ирина Николаевна

директор

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33»

Россия, г. Старый Оскол

УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК: КАК НА УРОКАХ НАЙТИ ПОДХОД К СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ

Аннотация. Статья посвящена особенностям педагогического общения с учащимися среднего школьного возраста на уроке и вне его, направленным на создание благоприятного психологического климата на уроке. Общение педагога с обучающимися - вечная тема для исследования, особенно в наши дни.

Ключевые слова: Педагогика, обучающийся, общение, подросток, педагог, взаимоотношения, признание.

Lebedeva T.M.

teacher Anpilova L.M. teacher

Municipal autonomous general education institution "Secondary Polytechnic SchoolNo. 33"

Russia, Stary Oskol

TEACHER AND TEENAGER: HOW TO FIND AN APPROACH IN THE LESSONS TO MODERN SCHOOLCHILDREN

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of pedagogical communication with students of secondary school age in and out of the classroom, aimed at creating a favorable psychological climate in the classroom. Communication between a teacher and students is an eternal topic for research, especially nowadays.

Keywords: Pedagogy, student, communication, teenager, teacher, relationships, recognition.

«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный педагог» Лев Толстой

Часто мы слышим, что современные подростки другие. Доступность социальных сетей меняет сознание подростков - они действительно другие. Работая с подростками, нужно учитывать тонкую организацию детей среднего школьного возраста и их особенности.

Чтобы эффективно работать с современными подростками в школе и наладить взаимоотношения с учениками, подход к ним тоже нужен современный.

Учёные также пришли к выводу, что хорошие отношения с педагогом положительно отражаются на успеваемости учеников и обнаружили, что это происходит не только напрямую: хорошие отношения повышают ощущение благополучия у ученика. А это, в свою очередь, улучшает его академические результаты.

То есть школьник, который удовлетворён жизнью в целом, охотнее проявляет инициативу и вовлекается в занятия, продуктивнее взаимодействует со сверстниками, и это помогает ему лучше справляться с учёбой.

Современных детей называют цифровым поколением — они привязаны к информационным технологиям и хорошо в них разбираются. Современные подростки проводят в сети в среднем до шести часов в день.

Наличие у современных подростков клипового мышления приводит к быстрому переключению внимания, поэтому на уроках важно использовать разные форматы: круглый стол, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, кейсы.

Психологи советуют использовать на уроках интерактивные доски, проекторы, компьютеры, чтобы учебная мотивация подростков росла (включать образовательные видео, давайте задания, для которых надо искать информацию в интернете).

На уроках необходимо предлагать творческие задания, чтобы современные подростки в школе самовыражались, всегда помогаю детям осмыслить связи между преподаваемыми дисциплинами, понять, где ить х точки соприкосновения. Такие метапредметные навыки развивают логику и помогают выделять из получаемой информации главное и самостоятельно ее анализировать. С точки зрения содержания важно проблематизировать, показывать важность, актуальность и практическую ценность изучаемого материала.

Важно помнить, что подростки очень уязвимы к критике и замечаниям. Их самооценка крайне неустойчива, поэтому важно давать на любую работу ребёнка конструктивную и поддерживающую обратную связь, то есть обращать внимание на то, что хорошо получилось, объяснять причины ошибок без критики и обвинений. Ведущая деятельность

в подростковом возрасте — это общение. В возрасте 11-15 лет у детей формируется критическое мышление, они хотят спорить, говорить, что думают. Им важно общаться с другими людьми и формировать себя как личность. Подростки хотят быть услышанными.

Учителю важно вырабатывать индивидуальный подход к детям, а это значит — позволять детям высказывать своё мнение и взаимодействовать друг с другом. Поэтому так важно поддерживать дружественную атмосферу в классе. Сложно поверить, но подросткам необходимы жесткие рамки и порядок, и они согласны нести ответственность и терпеть разного рода санкции за несоблюдение правил (по справедливости).

Ученики ценят честность, и если они компетентны в каком-то вопросе, то мудрый учитель даст им возможность продемонстрировать свои знания, поддерживая своих учеников, он обретет уважение и доверие, что позволит его подопечным раскрыться и поделиться знаниями, полученными из других источников. Не менее важным для современного подростка является всеобщее признание: награда, грамота за участие в школьном конкурсе, похвала за проделанную работу, сертификат об окончании какого-то курса. Это не мотивация, это топливо для роста.

Да, современные подростки другие. Это поколение детей, которые уже родились взрослыми. И нам нужно учиться строить с ними диалог на равных.

Интересен эксперимент, в котором исследователи из Амстердамского университета провели метаанализ, который подтвердил связи между отношениями с учителями, вовлечённостью в учёбу и успеваемостью. Хорошие отношения повышают успеваемость как напрямую, так и опосредованно, через повышение вовлечённости. Долгое время вовлечённость учеников в образовательный процесс оценивалась исключительно по поведенческим признакам — посещаемости и учебным

результатам, деструктивным действиям и случаям, когда подростки прогуливали уроки. Сейчас же вовлечённость рассматривают как многомерное явление, включающее в себя также психологические показатели: эмоциональные (как ученик относится к школе и образованию в целом) и когнитивные (владеет ли стратегиями обучения, ставит ли перед собой образовательные цели и так далее).

«Будущее принадлежит детям!» — это чистая правда. Я полностью согласна с этим утверждением и убеждена, что они сами создадут тот мир, в котором им будет удобно и хорошо.

Уверена, что в ближайшем будущем появятся талантливые писатели, музыканты, актеры и художники, которые выведут нашу страну на новый уровень.

Это будут уверенные в себе люди со стержнем внутри, точно знающие предмет и разбирающиеся в своей области специалисты.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов/Г.С. Абрамова.- М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. - 823с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.

4. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. -Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1987. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.