Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА В МЕТОДИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ У ПОДРОСТКА'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА В МЕТОДИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ У ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС САМОПРЕОДОЛЕНИЯ / ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АНТРОПООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агранович Геннадий Владиславович

В статье содержатся рекомендации по организации и проведению индивидуальных бесед с подростками по теме «самопре-одоление». Показано, что цель этих бесед состоит в оказании помощи подросткам, в сложный переходный период, в решении проблем успеваемости, социализации, отношений с родителями. Одна из особенностей подростков поколения Z состоит в зависимости от гаджетов и чрезмерной привязанности к сети Интернет. Это приводит к утрате ценности живого общения. Правильно организованные беседы с взрослыми помогут вернуть понимание ценности живого общения в сознание подростка. Основная идея - это индивидуальное проведение бесед или в группах до 3-х человек. Проведение всего цикла бесед эффективней, чем эпизодическое их проведение. Однако, отдельные беседы тоже могут иметь важное значение, при правильной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL CONVERSATION IN THE METHODOLOGY OF SUPPORT THE PROCESS OF SELF-OVERCOMING IN A TEENAGER

The article contains recommendations for organizing and conducting individual conversations with adolescents on the topic of “self-overcoming”. It is shown that the purpose of these conversations is to help adolescents, in a difficult transition period, in solving problems of academic performance, socialization, and relationships with parents. One of the traits of Gen Z teenagers is gadget addiction and excessive Internet addiction. This leads to the loss of the value of live communication. Correctly organized conversations with adults will help to return the understanding of the value of live communication to the mind of a teenager. The main idea is to conduct conversations individually or in groups of up to 3 people. Conducting the entire cycle of conversations is more effective than conducting them sporadically. However, individual conversations can be important too, if properly organized.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА В МЕТОДИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ У ПОДРОСТКА»

Индивидуальная беседа в методике сопровождения процесса самопреодоления у подростка

Агранович Геннадий Владиславович,

аспирант, Сахалинский государственный университет E-mail: gennadyagranovich76@gmail.com

В статье содержатся рекомендации по организации и проведению индивидуальных бесед с подростками по теме «самопреодоление». Показано, что цель этих бесед состоит в оказании помощи подросткам, в сложный переходный период, в решении проблем успеваемости, социализации, отношений с родителями. Одна из особенностей подростков поколения Z состоит в зависимости от гаджетов и чрезмерной привязанности к сети Интернет. Это приводит к утрате ценности живого общения. Правильно организованные беседы с взрослыми помогут вернуть понимание ценности живого общения в сознание подростка. Основная идея - это индивидуальное проведение бесед или в группах до 3-х человек. Проведение всего цикла бесед эффективней, чем эпизодическое их проведение. Однако, отдельные беседы тоже могут иметь важное значение, при правильной организации.

Ключевые слова: процесс самопреодоления, пубертатный период, поколение Z, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, антропоориентированный педагогический процесс.

о с

U OJ

о

см

Цикл индивидуальных бесед является частью методики педагогического сопровождения и поддержки процесса самопреодоления у подростка. Педагогическое сопровождение направлено на предотвращение последствий трансформации социальных ролей, которые могут возникнуть на пути становления личности. В значительном количестве работ показано, что несмотря на осуществление педагогического сопровождения, возникновение трудностей в пубертатный период неизбежно. В этом случае необходим переход к педагогической поддержке, которая заключается в оказании помощи в преодолении возникших трудностей [5]. Индивидуальные беседы служат инструментом осуществления, как педагогического сопровождения, так и педагогической поддержки.

Организация индивидуальных бесед является наиболее сложной частью методики педагогического сопровождения процесса самопреодоления у подростка в деятельности классного руководителя. Подросток поколения Z должен справляться с проблемами изменяющегося тела, новыми отношениями с представителями противоположного пола, общением в социальных сетях, и не стремиться найти время для общения со своими учителями [1]. По этой причине классный руководитель должен стать для своих учеников в сложный пубертатный период тем человеком, значимым взрослым, которому можно доверить некоторые свои секреты, обратиться за помощью в решении проблем, получить сочувствие [6]. Для этого классному руководителю требуется серьезная подготовка не только по педагогике, но и по возрастной психологии, социологии, культурологи и философии. Также необходима личная заинтересованность в судьбе каждого из своих учеников, желание помочь им самореализоваться, найти свой путь в жизни [2].

Для эффективной организации индивидуальных бесед необходимо создание чувства комфорта у всех участников. Воспитанникам нужно предложить самим сделать выбор, будет ли беседа сугубо индивидуальной или в группе до трех человек. Это объясняется тем, что некоторые подростки чувствуют себя комфортней при общении с педагогом в присутствии товарищей по классу, а некоторые при индивидуальном общении [3].

Следующим важным аспектом является выбор места проведения беседы. Здесь также нужно исходить из ощущения комфорта для подростка. Местом встречи может быть как классная комната

в школе, так и место в парке, спортивная площадка, бульвар или сквер.

Основным принципом построения бесед является диалог с воспитанником, а не монолог педагога. Обмен мнениями должен происходить так, чтобы подросток имел возможность сформировать собственное, высказать и отстоять его или признать его ошибочность. Важным приемом для осуществления этого является умение представить искусственно сформулированное мнение, идущее в разрез с истинной пользой для подрастающего индивида и предоставление ему возможности обнаружить это [10].

Не смотря на одинаковые для всех темы бесед, каждая носит индивидуальный характер. Это требует от педагога хорошего знания психологических особенностей, интересов, жизненных обстоятельств и здоровья каждого воспитанника [9].

Время беседы не должно быть продолжительным. Оптимальной является длительность от 35 до 45 минут. Главным индикатором должно являться настроение подростка и его желание прекратить или продолжать беседу. Для распознавания этих состояний педагогу необходимо внимание, наблюдательность и хорошее знание особенностей каждого воспитанника [7].

Необходимым условием проведения бесед является согласие родителей детей, которые должны быть уведомлены о времени, месте, теме беседы, и должно быть получено их согласие в письменном виде. Если родители или сам подросток выражают желание произвести видео или аудио запись беседы, лучше дать свое согласие, чтобы никакие из аспектов не были неверно истолкованы. Если в беседе открываются обстоятельства, представляющие собой опасность для жизни. здоровья или социального благополучия подростка, которые неизвестны родителям, то родителей необходимо уведомить в обязательном порядке, даже рискуя потерять доверие воспитанника [8].

Предлагаемый цикл бесед состоит из девяти тем. Беседы планируется проводить ежемесячно, по одной в каждый учебный месяц с сентября по май включительно. Предлагаемые темы являются примерными и могут быть изменены по усмотрению конкретного педагога. Далее приводится их список с кратким описанием содержания (табл. 1).

Предложенный цикл бесед является частью методики деятельности классного руководителя в антропоориентированном педагогическом процессе по сопровождению процесса самопреодоления у подростка. Методика включает в себя также работу с родителями, администрацией учебного заведения, проведение классных часов по теме «самопреодоление». Ключевым звеном методики является проведение бесед, индивидуальных или в малых группах. Практика показывает, что эти беседы оказывают помощь в решении проблем, возникающих у подростка на сложном пути становления самости.

Таблица 1

Месяц Тема Цель беседы

Сентябрь Что такое самопреодоление? Раскрыть понятие «самопреодоление». Рекомендовано рассматривать эту тему в аспекте подвига советских воинов во Второй мировой войне. Приурочено ко дню ее окончания 2 сентября.

Октябрь. Самопреодоление, как забота о себе Представить ученику самопреодоление в виде заботы о себе. Беседа основывается на повышенном интересе к себе в пубертатный период. Самопреодоление определяется для подростка, как необходимость соблюдать свои истинные интересы и отличать их от ложных [4].

Ноябрь Рефлексия, как неотъемлемая часть самопреодоления Раскрыть понятие «рефлексия». Построение беседы возможно на основании ее определения профессором М.Н. Невзоровым: «Рефлексия - это способность задавать самому себе неудобные вопросы и давать на них честные ответы» [4].

Декабрь Бихевиоризм или неадаптивная активность. Что выбрать? Выработать у воспитанника осознания необходимости активной позиции, самостоятельности в определении собственной судьбы и социальной позиции [5].

Январь Индивид и личность. Роль самопреодоления в развитии личности Раскрытие понятия «личность», осознание трудностей на пути собственного становления. Выяснение роли самопреодоления на этом пути [6].

Февраль Подросток и его семья Оказать помощь подростку в случаях возникновения проблем в отношениях с родителями или поддержании хороших, стабильных отношений [3].

Март Интернет. Друг или враг? Оказание помощи подростку в регуляции времени проведения в сети Интернет и отношений, возникающих в социальных сетях. Сетевая безопасность и роль самопреодоления для ее регуляции.

Апрель Свобода и са- мопреодоле- ние Выработка понимания свободы истинной и ложной. Роль самопреодоления в осознанном выборе свободы.

Май Мое место в коллективе Осознание подростком своего места в классе, в школе, в семье, в обществе. Роль самопреодоления в правильной самоидентификации [7].

Литература

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т.П. Авдулова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -394 с.

2. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководите-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ля. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016. -140 с.

3. Кривцова С. В., Рязанова Д.В., Пояркова Е.А., Байдакова О.И., Зеликман Ю.А., Крыжанов-ская С.С., Лунин В.В., Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (7-8 классы). - Издательство «Генезис», 2016.

4. Невзоров М.Н. Педагогическое человековЕдение и педагогическое человековедЕние: Монография. - Владивосток: ДВФУ, 2018. - 161 с.

5. Невзоров М.Н. Практика педагогическая: радостная и продуктивная жизнь взрослых и детей в образовании. Монография. - Издательство ДВФУ. Владивосток. - 2019.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

7. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 160 с.

8. Ткачук А.А. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний - способ формирования здоровой атмосферы среди родительского коллектива. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/ articles/677164

9. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_ book/?art=3260545

10. Яновицкая Е. В., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. Серия «Школа для всех. Подростковая педагогика».-Санкт-Петербург; 2005. - 224 с.

INDIVIDUAL CONVERSATION IN THE METHODOLOGY OF SUPPORT THE PROCESS OF SELF-OVERCOMING IN A TEENAGER

Agranovich G.V.

Sakhalin State University,

The article contains recommendations for organizing and conducting individual conversations with adolescents on the topic of "self-overcoming". It is shown that the purpose of these conversations is to help adolescents, in a difficult transition period, in solving problems of academic performance, socialization, and relationships with parents. One of the traits of Gen Z teenagers is gadget addiction and excessive Internet addiction. This leads to the loss of the value of live communication. Correctly organized conversations with adults will help to return the understanding of the value of live communication to the mind of a teenager. The main idea is to conduct conversations individually or in groups of up to 3 people. Conducting the entire cycle of conversations is more effective than conducting them sporadically. However, individual conversations can be important too, if properly organized.

Keywords: the process of self-overcoming, puberty, generation Z, classroom, pedagogical support, pedagogical support, guidance, problems of adolescents, anthropo-oriented pedagogical process.

References

1. Avdulova T.P. Psychology of adolescence: textbook and workshop for universities / T.P. Avdulov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 394 p.

2. Vedeneeva O.A., Savva L.I., Saygushev N. Ya. Theory and practice of the class teacher. Textbook - M.: World of Science, 2016. - 140 p.

3. Krivtsova S. V., Ryazanova D.V., Poyarkova E.A., Baidako-va O.I., Zelikman Yu. A., Kryzhanovskaya S.S., Lunin V.V., Life skills. Training sessions with younger adolescents (grades 7-8). - Publishing house "Genesis", 2016.

4. Nevzorov M.N. Pedagogical human study and pedagogical human studies: Monograph. - Vladivostok: FEFU, 2018. - 161 p.

5. Nevzorov MN Pedagogical practice: joyful and productive life of adults and children in education. Monograph. - FEFU Publishing House. Vladivostok. - 2019.

6. Slobodchikov VI, Isaev EI Fundamentals of psychological anthropology. Human Psychology: An Introduction to the Psychology of Subjectivity. Textbook for universities. -M.: School-Press, 1995. - 384 p.

7. Stepanov EN Classroom teacher: a modern model of educational activity. Study guide. - M.: Center "Pedagogical search", 2007. - 160 p.

8. Tkachuk A.A. Non-traditional forms of parenting meetings -a way to form a healthy atmosphere among the parent team. [Electronic resource]. - Access mode: https://urok.1sept.ru/arti-cles/677164

9. Fiofanova OA Psychology of growing up and educational practices of a new generation: textbook. allowance [Electronic resource]. - Access mode: http://www.litres.ru/pages/biblio_ book/?art=3260545

10. Yanovitskaya EV, Adamsky M. Ya. Great didactics and 1000 little things in multilevel teaching. Series "School for Everyone. Teenage pedagogy ". - St. Petersburg; 2005. - 224 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.