Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА В РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА В РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФГОС / ПРАКТИКАНТ / ВОСПИТАННИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КЛАССНЫЙ ЧАС / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЛЕКЦИЯ / FORM TUTOR / TEACHING PRACTICE / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / STUDENT TEACHER / PUPILS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ADVISORY / PARENT-TEACHER CONFERENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS / LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кардашевский Александр Данилович

В данной статье раскрываются основные этапы прохождения педагогической практики, а также описываются основные направления воспитательной деятельности практиканта в роли классного руководителя в условиях реализации ФГОС, позволяющие систематизировать знания, полученные в ходе теоретического обучения. В статье предложены воспитательные мероприятия в соответствии с ФГОС, описаны этапы, функции, темы лекций, формы проведения классного часа, рассмотрено содержание психолого-педагогической характеристики класса, охарактеризованы этапы проведения родительского собрания, а также даны практические советы по его организации. Настоящая статья характеризуется практической направленностью и может быть использована практикантами, проходящими педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кардашевский Александр Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDENT TEACHER AS A FORM TUTOR UNDER THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD

This article identifies the major stages of the teaching practice and describes main directions for a student teacher acting as a form tutor under the Federal Educational Standard, which allow systematizing the knowledge gained during academic learning. The author proposes certain educational activities in line with the Federal Educational Standard, describes the stages, topics, forms and functions of an advisory, considers psychological and pedagogical characteristics of a form, characterizes the stages of organizing a parent-teacher conference and offers advice on the subject. The article has a practical aim and may be used by all student teachers at general educational institutions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА В РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

УДК 378.242:371.213

А. Д. Кардашевский

Деятельность практиканта в роли классного руководителя в условиях реализации ФГОС

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье раскрываются основные этапы прохождения педагогической практики, а также описываются основные направления воспитательной деятельности практиканта в роли классного руководителя в условиях реализации ФГОС, позволяющие систематизировать знания, полученные в ходе теоретического обучения. В статье предложены воспитательные мероприятия в соответствии с ФГОС, описаны этапы, функции, темы лекций, формы проведения классного часа, рассмотрено содержание психолого-педагогической характеристики класса, охарактеризованы этапы проведения родительского собрания, а также даны практические советы по его организации. Настоящая статья характеризуется практической направленностью и может быть использована практикантами, проходящими педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Ключевые слова: Классное руководство, педагогическая практика, ФГОС, практикант, воспитанники, воспитательные мероприятия, классный час, родительское собрание, психолого-педагогическая характеристика, лекция.

A. D. Kardashevsky

A student teacher as a form tutor under the Federal Educational Standard

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This article identifies the major stages of the teaching practice and describes main directions for a student teacher acting as a form tutor under the Federal Educational Standard, which allow systematizing the knowledge gained during academic learning. The author proposes certain educational activities in line with the Federal Educational Standard, describes the stages, topics, forms and functions of an advisory, considers psychological and pedagogical characteristics of a form, characterizes the stages of organizing a parent-teacher conference and offers advice on the subject. The article has a practical aim and may be used by all student teachers at general educational institutions of the Russian Federation.

Keywords: form tutor, teaching practice, Federal Educational Standard, student teacher, pupils, educational activities, advisory, parent-teacher conference, psychological and pedagogical characteristics, lecture.

Введение

В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ было озвучено следующее: «Ближе всего к ученикам их классные руководители. Такая ответственная, каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность и она требует особой подготовки наставников и их особой поддержки» [1]. В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости качественной подготовки выпускника, готового осуществлять деятельность классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС. Одним из основных форм подготовки классных руководителей выступает педагогическая практика, прохождение которой дает возможность будущим классным руководителям получить навыки самообразования, опыт работы с воспитанниками, корректировать свою деятельность, узнать практические стороны решения воспитательных задач, опыт конкретных школ.

КАРДАШЕВСКИЙ Александр Данилович - магистрант, Исторический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

KARDASHEVSKY Aleksandr Danilovich - undergraduate, Faculty of History, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

Изучением рассматриваемого вопроса занимались Н.Г. Гаврилова [2], Л.В. Байбородова [3], М.В. Плотникова [4]. Ими были изданы работы по подготовке будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики, педагогическому сопровождению индивидуальной образовательной деятельности студентов в период практики по классному руководству, профессиональной подготовке классного руководителя в условиях колледжа. Однако в этих работах воспитательные мероприятия, проводимые практикантом, освещаются не в контексте ФГОС.

Целью данной статьи является рассмотрение деятельности практиканта в роли классного руководителя в условиях ФГОС.

Основные этапы педагогической практики

Первый (подготовительный) этап прохождения практики характеризуется знакомством с различными нормативно-правовыми документами - федеральным законом «Об образовании», «Национальной доктриной образования в РФ», «Концепцией поддержки развития педагогического образования», конвенцией о правах ребенка, Федеральным государственным образовательным стандартом, воспитательным планом общеобразовательного учреждения [5]. Для проходящих педагогическую практику в роли классного руководителя дополнительным документом для ознакомления выступает папка классного руководителя. Данная папка включает нормативные основы деятельности классного руководителя, данные об обучающихся, годовой план, план-сетку организации деятельности, отчетные и аналитические материалы, приложения [6]. Рассмотренные документы необходимо вкратце охарактеризовать, а также сопоставить с ними реальный образовательный процесс. Ознакомление с данными нормативно-правовыми актами позволяет практиканту быть профессионально готовым к прохождению практики.

На данном этапе необходимо также получить опыт по составлению плана-конспекта воспитательного мероприятия, ознакомиться с алгоритмом их анализа [4].

Второй (основной) этап характеризуется непосредственно профессионально-педагогической деятельностью [5]. Данный этап начинается с разработки программы прохождения практики на основе результатов наблюдения за деятельностью классного руководителя, включающей цель, план работы, перечень и сценарии воспитательных мероприятий, предполагаемые результаты.

Воспитательные мероприятия, включенные в программу практиканта, могут иметь три уровня сложности: базовый, продвинутый, творческий. При базовом уровне практиканты организуют уже неоднократно проведенные воспитательные мероприятия, при продвинутом уровне мероприятие организуется при сотрудничестве с самими обучающимися. При творческом уровне организация воспитательных мероприятий осуществляется практикантом самостоятельно [3].

Следующим пунктом основного этапа является разработка практикантом программы прохождения практики, включающей составление психолого-педагогической характеристики класса, реализацию отдельных воспитательных мероприятий, в том числе классного часа, родительского собрания, а также самоанализ собственной профессиональной деятельности.

Третий (заключительный) этап характеризуется составлением отчетной документации, а также участием практиканта на итоговой конференции [7]. На итоговой конференции студенты выступают с отчетом по итогам практики, преподаватели, в свою очередь, оценивают их деятельность [8].

Ниже представлены воспитательные мероприятия, составленные в соответствии с ФГОС.

Воспитание российской гражданской идентичности: формирование патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (гражданско-патриотическое воспитание)

Гражданско-патриотические воспитание - это целенаправленная подготовка обучающихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к реализа-

ции прав и обязанностей. Итогом такого воспитания станет выпуск личности, обладающей качествами гражданина и патриота [9]. Гражданина и патриота можно воспитать посредством привлечения воспитанников в празднование знаменательных дат, таких как День Победы, в творческие конкурсы рисунков, сочинений, песен, выставок на патриотическую тематику, на субботники по уборке территорий вокруг памятников. Помимо этого, практиканту рекомендуется провести лекции на темы «Права гражданина», «Конституционная обязанность гражданина», «Конституция», «Гражданское общество» и т.д.

Формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей (нравственное воспитание)

Нравственное воспитание - один из компонентов воспитательного процесса, предполагающий формирование навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения [10]. Оно содействует формированию у человека нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения [11].

Нравственное воспитание требует организации бесед на темы «Совесть», «Долг», «Милосердие», «Справедливость», просмотра нравоучительных фильмов, а также игр. Практикант может использовать следующие игровые упражнения:

1. Игровое упражнение «Связующая нить» - воспитанники образуют круг и передают друг другу клубок ниток. При передаче они должны говорить друг другу добрые пожелания.

2. Игровое упражнение «Только хорошее» - педагог встает с мячом на руках перед воспитанниками, каждому из них бросает мяч. Воспитанники ловят мяч в том случае, когда педагог произносит хорошее качество человека. В этом случае они делают шаг в сторону педагога. В случае, если воспитанники поймают мяч при озвучивании плохого качества человека, они делают шаг назад [12].

Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире

Воспитание толерантности - это деятельность педагога по формированию чувств уважения, а также принятию воспитанником многообразия культур [13]. Воспитание толерантности требует от практиканта чтение лекций о культуре, религии других народов, проведения конкурсов на лучшие рисунки, сочинения, стихотворения по культуре отдельных народов России, а также организации встречи с представителями различных диаспор.

Мотивирование к творческой деятельности

Данный вид деятельности сопровождается, в первую очередь, беседами. В ходе беседы практиканту следует сформировать представление о творческих интересах воспитанников, после чего необходимо вовлечь их в работу творческих кружков. На первом этапе следует пригласить руководителей кружков в класс, которые, в свою очередь, расскажут воспитанникам сущность работы кружков, а также пригласят их на пробные занятия. В результате у воспитанников появится возможность самостоятельно определиться с выбором. Достаточно эффективным способом мотивирования к творческой деятельности может послужить ознакомление воспитанников с творчеством деятелей искусства, например, с картинами великих художников, музыкальными шедеврами выдающихся композиторов.

Формирование критического мышления

Данную задачу следует решить посредством обсуждения с воспитанниками различных тем, например, о международной политической обстановке, социальной, экономической политике, в ходе которого они будут анализировать полученную информацию, давать свои оценки. Помимо обсуждения практиканту необходимо дать задание написать эссе на предложенную тему с аргументами «за» и «против», а также организовать дебаты. Тему дебатов практиканту необходимо выбрать с учетом возраста обучающихся и понимания темы самими воспитанниками. Например, старшеклассникам следует предложить провести дебаты на тему «Демократические преобразования невозможны без гражданского правосознания», воспитанникам младших классов на тему «Электронные устройства: добро или зло».

Содействие в активном познании мира

Данное направление сопровождается, во-первых, проведением викторины, в ходе которой развивается общий кругозор воспитанников. Викторину можно провести в формате «Своя игра». Воспитанники из записанных на доске тем выбирают тему вопроса, а также его стоимость. При верном ответе соответствующей команде начисляются баллы, при неверном ответе с команды снимаются баллы, соответствующие стоимости вопроса. Тематика вопросов зависит от профиля класса или направления подготовки самого практиканта. Во-вторых, активное познание мира осуществляется в ходе экскурсии в музеи. Следует помнить, что при организации экскурсий необходимо привлечь прикрепленного классного руководителя в качестве второго сопровождающего.

Формирование здорового образа жизни - ценностного отношения к своему здоровью

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая физическое, душевное и социальное благополучие [14]. Для достижения данного благополучия рекомендуется провести для воспитанников лекции на темы «Воздействие алкогольных, табачных, наркотических продукций на организм человека», «СПИД» и др.; организовать самостоятельное написание проекта самими воспитанниками о преимуществах занятия спортом, его роли на улучшение состояния здоровья человека, минусах злоупотребления спиртосодержащими веществами, табаком и наркотическими веществами, а также дать задание создать антирекламу вредного продукта.

Формирование профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение воспитанников определяется как выбор профессии воспитанниками, а также процесс поиска смысла в выбираемой профессии [15]. Профессиональное самоопределение достигается благодаря проведению профориентационной работы - общественного и педагогического воздействия в целях подготовки обучающихся к выбору профессии [16]. По профориентационной работе практиканту необходимо провести лекции на темы «В мире профессий», «Востребованные специальности», предложить классному руководителю организовать выезд воспитанников в различные учреждения с целью ознакомления с сущностью работы тех или иных профессий на практике, помочь в проведении встречи с представителями организаций в школе, а также с выпускниками школы, ныне студентами, с целью формирования у воспитанников представления об особенностях тех или иных программ подготовки в различных высших или средних учебных заведениях.

Проведение классного часа

Классный час является важной и обязательной формой воспитательной работы практиканта, имеющий несколько функций: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция классного часа позволяет воспитанникам получать массу ин-формаций по самым различным направлениям - от правил этики до социально-политических событий в стране, регионе, районе [17]. Практикант должен выбрать актуальный вопрос в качестве темы классного часа. Например, в середине декабря можно провести классный час на тему «Наша Конституция», в середине апреля на тему «Российская космонавтика», в начале и середине мая на тему «Великая Отечественная война» и т.д. Выбор темы также может зависеть от социально-психологического климата в классе. Например, при преобладании в классе конфликтности, антипатии воспитанников друг к другу рекомендуется организовать классный час на тему «Основы нравственности».

Ориентирующая функция классного часа, в отличие от просветительской функции, имеет цель формирования оценочного отношения к окружающей среде - материальных и духовных ценностей [17]. По данному направлению следует организовать классные часы на темы «Кем быть», «О мужественности и женственности» и т.д. В качестве материала к классному часу практикант может дополнительно включить и свой социальный опыт.

Направляющая функция классного часа характеризуется тем, что тема классного часа направлена на практическую сторону - реальную практику воспитанников. Данное направление

может оказать значительное влияние на постановку жизненных целей, профессиональный выбор и т.д. [17]. Данный вид классного часа открывает для практиканта возможность способствовать в формировании профессиональной ориентации у воспитанников читательской, коммуникативной, информационной компетентностей и др. По данному направлению практикант может организовать классный час на темы «Как полюбить чтение», «В мире профессий», «Как научиться искать информацию» и т.д.

На первом этапе классного часа необходимо определить тему, цели и задачи, на втором этапе должна быть определена форма проведения классного часа, на третьем этапе подготавливается материал к теме классного часа, пятый этап состоит из проведения самого классного часа, на пятом этапе проводится уже непосредственно анализ классного часа.

Классный час можно провести в форме беседы, диспутов, викторины, тренингов, встречи с интересными людьми, интерактивных игр [17].

Проведение родительского собрания

Полноправными участниками воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения являются родители обучающихся. Деятельность практиканта в роли классного руководителю требует участия в организации родительского собрания. Грамотная организация родительского собрания может быть осуществлена при использовании следующих полезных советов:

1. Помочь классному руководителю в выдвижении актуальной темы родительского собра-

2. Быть предельно тактичным в общении с родителями;

3. Не сравнивать отдельных воспитанников;

4. По просьбе классного руководителя сообщить родителям тему и план классного часа до его проведения;

5. Получить консультацию у психолога, социального педагога, учителей для составления качественного материала к родительскому собранию.

На первом этапе организации родительских собраний разрабатываются план, повестка дня, диагностические и статистические материалы. На втором этапе проводится непосредственно само собрание, включающее анализ учебных достижений, ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе, обсуждение организационных вопросов. На третьем этапе подводятся итоги собрания [18].

Родительские собрания можно проводить на следующие темы: «Профессии», «ЕГЭ и родители», «Переходный возраст», «Профилактика зависимостей», «Здоровый ребенок - здоровое общество» и т.д.

Составление психолого-педагогической характеристики класса Составление данной характеристики является обязательным требованием к практиканту. В характеристику необходимо написать количество, состав класса, межличностные отношения внутри класса, выявленные данные о лидерах группы и об обучающихся, не принимаемых в группе, отношения воспитанников и классного руководителя, успеваемость воспитанников в учебе, интересы, состояние здоровья детей, степень вовлеченности в спорт и физическую культуру, в дополнительное образование, различные мероприятия, отношения с родителями [6, с .5]. На основе этого практикант пишет уровень развития ученического коллектива, эмоциональный климат в классе, уровень дисциплины.

Заключение

Прохождение педагогической практики позволяет выпустить профессионала, обладающего индивидуальным профессиональным стилем, а также практическими навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности на посту классного руководителя в условиях ФГОС. Реализация основных направлений деятельности классного руководителя в период прохождения практики требует от студента мобильности, энтузиазма, определенных теоретических знаний, а самое главное, любви к своим воспитанникам. Ориентация прак-

тиканта на ФГОС способствует дальнейшему соответствию выпускника требованиям современной школы, в условиях которой он может воспитать высоконравственного, творческого, конкурентоспособного, компетентного гражданина России.

Литература

1. Путин поручил вести доплаты классным руководителям из бюджета [электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20200115/1563437550.html (дата обращения: 26.02.2020)

2. Гаврилова Н.Г. Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики / Н.Г. Гаврилова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Яковлева. - 2010. - №1(65). - С. 90-97.

3. Байбородова Л.В. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности студентов в период практики по классному руководству / Л.В. Байбородова, Д.Н. Артемьева, В.А. Щел-кунова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №4. - С. 93-99.

4. Плотникова М.В. Профессиональная подготовка классного руководителя в условиях колледжа // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III международной научно-практической конференции. - Архангельск, 2016. - С. 50-52.

5. Зангиева М.Ж. Роль педагогической практики в профессиональном становлении и подготовки студентов педагогического вуза / М.Ж. Зангиева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №1(74). -С. 278-279.

6. Гилева Г.Д. Методика планирования воспитательной работы с классом / Г.Д. Гилева // Все для классного руководителя. - 2016. - № 9(57). - С. 2-8.

7. Очиров Г.Д. Педагогическая практика в профессиональной подготовке студентов педагогического института // Актуальные проблемы общего образования: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. - Ульяновск, 2017. - С. 68-71.

8. Бурдина И.В. Потенциал педагогической практики в формировании у будущих педагогов ценностных ориентаций на воспитательную деятельность / И.В. Бурдина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - №3. - С. 267-271.

9. Основные направления патриотического воспитания в школе [электронный ресурс] // Режим доступа: https://urok.1sept.ru%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/625390/ (дата обращения: 07.03.2020).

10. Нравственное воспитание [электронный ресурс] // Режим доступа: https://studme.org/61117/ pedagogika/nravstvennoe_vospitanie (дата обращения: 14.03.2020)

11. Киреев М.Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки / М.Н. Киреев, Н.В. Киреева, Е.Н. Коренева // Наука, искусство, культура. - 2016. - №2(10). - С. 132-138.

12. Игры по духовно-нравственному воспитанию [электронный ресурс] // Режим доступа: https:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/21/igry-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu (дата обращения: 14.03.2020).

13. Программа мероприятий по толерантности и профилактике экстремизма [электронный ресурс] // Режим доступа: http://74335s005.edusite.ru/p166aa1.html (дата обращения: 15.03.2020).

14. Здоровый образ жизни и его составляющие [электронный ресурс] // Режим доступа: https:// gp16.medkhv.ru/index.php/medinfo/32-zdorovyj-obraz-zhizni-i-ego-sostavlyayushchie (дата обращения: 15.03.2020).

15. Слепухина Г.В. Формирование профессионального самоопределения учашцхся в условиях профориентационной работы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - Москва, 2016. - С. 94-97.

16. Протасова Н.Б. Проблема профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся в теории и практике отечественной школы / Н.Б. Протасова // Образование в Кировской области. - 2011. - №3(19). - С. 52-54.

17. Акчулпанова Р.К. К вопросу о проведении классного часа // Современные научные разработки и исследования: сборник трудов I научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, ученых конференции. - Уфа, 2015. - С. 56-59.

18. Белик Т.А. Организация и проведение родительских собраний / Т.А. Белик, Н.Г. Пугачева, И.В. Ильинова // Все для классного руководителя. - 2016. - №2(50). - С. 10-12.

References

1. 1. Putin poruchil vesti doplaty klassnym rukovoditeljam iz bjudzheta [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://ria.ru/20200115/1563437550.html (data obrashhenija: 26.02.2020)

2. Gavrilova N.G. Podgotovka budushhih uchitelej k vypolneniju funkcij klassnogo rukovoditelja v processe pedagogicheskoj praktiki / N.G. Gavrilova // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Jakovleva. - 2010. - №1(65). - S. 90-97.

3. Bajborodova L.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v period praktiki po klassnomu rukovodstvu / L.V. Bajborodova, D.N. Artem'eva, V.A. Shhelkunova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - №4. - S. 93-99.

4. Plotnikova M.V. Professional'naja podgotovka klassnogo rukovoditelja v uslovijah kolledzha // Opyt, problemy i perspektivy postroenija pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovanija: sbornik nauchnyh statej i materialov III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Arhangel'sk, 2016. -S. 50-52.

5. Zangieva M.Zh. Rol' pedagogicheskoj praktiki v professional'nom stanovlenii i podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza / M.Zh. Zangieva // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2019. - №1(74). - S. 278-279.

6. Gileva G.D. Metodika planirovanija vospitatel'noj raboty s klassom / G.D. Gileva // Vse dlja klassnogo rukovoditelja. - 2016. - № 9(57). - S. 2-8.

7. Ochirov G.D. Pedagogicheskaja praktika v professional'noj podgotovke studentov pedagogicheskogo instituta // Aktual'nye problemy obshhego obrazovanija: teorija i praktika: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ul'janovsk, 2017. - S. 68-71.

8. Burdina I.V. Potencial pedagogicheskoj praktiki v formirovanii u budushhih pedagogov cennostnyh orientacij na vospitatel'nuju dejatel'nost' / I.V. Burdina // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2007. - №3. - S. 267-271.

9. Osnovnye napravlenija patrioticheskogo vospitanija v shkole [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625390/ (data obrashhenija: 07.03.2020).

10. Nravstvennoe vospitanie [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://studme.org/61117/pedagogika/ nravstvennoe_vospitanie (data obrashhenija: 14.03.2020)

11. Kireev M.N. Nravstvennoe vospitanie kak ob#ekt pedagogicheskoj nauki / M.N. Kireev, N.V. Kireeva, E.N. Koreneva // Nauka, iskusstvo, kul'tura. - 2016. - №2(10). - S. 132-138.

12. Igry po duhovno-nravstvennomu vospitaniju [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/ detskiy-sad/raznoe/2018/01/21/igry-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu (data obrashhenija: 14.03.2020).

13. Programma meroprijatij po tolerantnosti i profilaktike jekstremizma [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://74335s005.edusite.ru/p166aa1.html (data obrashhenija: 15.03.2020).

14. Zdorovyj obraz zhizni i ego sostavljajushhie [jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://gp16.medkhv. ru/index.php/medinfo/32-zdorovyj-obraz-zhizni-i-ego-sostavlyayushchie (data obrashhenija: 15.03.2020).

15. Slepuhina G.V. Formirovanie professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja v uslovijah proforientacionnoj raboty // Sborniki konferencij NIC «Sociosfera». - Moskva, 2016. - S. 94-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Protasova N.B. Problema professional'noj orientacii i professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja v teorii i praktike otechestvennoj shkoly / N.B. Protasova // Obrazovanie v Kirovskoj oblasti. - 2011. - №3(19). - S. 52-54.

17. Akchulpanova R.K. K voprosu o provedenii klassnogo chasa // Sovremennye nauchnye razrabotki i issledovanija: sbornik trudov I nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, prepodavatelej, uchenyh konferencii. - Ufa, 2015. - S. 56-59.

18. Belik T.A. Organizacija i provedenie roditel'skih sobranij / T.A. Belik, N.G. Pugacheva, I.V. Il'inova // Vse dlja klassnogo rukovoditelja. - 2016. - №2(50). - S. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.