Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС САМОПРЕОДОЛЕНИЯ / ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АНТРОПООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агранович Геннадий Владиславович

В статье содержатся рекомендации по организации работы классного руководителя с родителями подростков в пубертатный период. Статья написана по результатам работы автора по проектированию деятельности классного руководителя по сопровождению процесса самопреодоления у подростка. Целью работы классного руководителя с родителями подростка является успешная социализация, помощь в преодолении трудностей, возникающих в отношениях между детьми и их родителями, предотвращение возникновения критических ситуаций в отношениях учеников, их родителей, учителей, школьной администрации и классного руководителя. Подростков поколения Z утрачивают ценность живого общения, в первую очередь, со своими самыми близкими людьми - родителями. Это компенсируется общением сети Интернет, которое может оказаться совсем не безобидным, вследствие неконтролируемого общения с представителями различных социальных групп и сообществ. Подростки могут оказаться вовлеченными в незаконный бизнес, религиозные сообщества, террористические организации. Правильно организованная работа с родителями подростков поможет предотвратить эти и другие негативные факторы воздействия на подрастающее поколение. Правильно организованная работа с родителями подростка, помощь в решении проблем, установление сотрудничества послужат полноценному процессу социализации юных представителей поколения Z. Основанием для данной работы послужил анализ ряда работ известных педагогов и личный опыт автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агранович Геннадий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION BETWEEN THE CLASS TEACHER AND PARENTS OF A TEENAGER WHILE ACCOMPANYING THE PROCESS OF SELF-OVERCOMING

The article contains recommendations on organizing the work of a class teacher with parents of adolescents during puberty. The article was written based on the results of the author’s work on designing the activities of the class teacher to accompany the process of self-overcoming in a teenager. The purpose of the work of the class teacher with the parents of a teenager is successful socialization, assistance in overcoming the difficulties that arise in relations between children and their parents, preventing the occurrence of critical situations in relations between students, their parents, teachers, school administration and the class teacher. Teenagers of generation Z are losing the value of live communication, first of all, with their closest people - their parents. This is compensated by Internet communication, which may not be harmless at all, due to uncontrolled communication with representatives of various social groups and communities. Teenagers may be involved in illegal business, religious communities, terrorist organizations. Properly organized work with teenagers’ parents will help prevent these and other negative factors affecting the younger generation. Properly organized work with the parents of a teenager, assistance in solving problems, establishing cooperation will serve as a full-fledged process of socialization of young representatives of generation Z. The basis for this work was an analysis of a number of works by famous teachers and the author’s personal experience.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕССА САМОПРЕОДОЛЕНИЯ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Педагогические условия взаимодействия классного руководителя и родителей подростка при сопровождении процесса самопреодоления

Агранович Геннадий Владиславович,

аспирант, Сахалинский государственный университет E-mail: gennadyagranovich76@gmail.com

В статье содержатся рекомендации по организации работы классного руководителя с родителями подростков в пубертатный период. Статья написана по результатам работы автора по проектированию деятельности классного руководителя по сопровождению процесса самопреодоления у подростка. Целью работы классного руководителя с родителями подростка является успешная социализация, помощь в преодолении трудностей, возникающих в отношениях между детьми и их родителями, предотвращение возникновения критических ситуаций в отношениях учеников, их родителей, учителей, школьной администрации и классного руководителя. Подростков поколения Z утрачивают ценность живого общения, в первую очередь, со своими самыми близкими людьми - родителями. Это компенсируется общением сети Интернет, которое может оказаться совсем не безобидным, вследствие неконтролируемого общения с представителями различных социальных групп и сообществ. Подростки могут оказаться вовлеченными в незаконный бизнес, религиозные сообщества, террористические организации. Правильно организованная работа с родителями подростков поможет предотвратить эти и другие негативные факторы воздействия на подрастающее поколение. Правильно организованная работа с родителями подростка, помощь в решении проблем, установление сотрудничества послужат полноценному процессу социализации юных представителей поколения Z. Основанием для данной работы послужил анализ ряда работ известных педагогов и личный опыт автора.

Ключевые слова: процесс самопреодоления, пубертатный период, поколение Z, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, антропоориентированный педагогический процесс.

о с

U

см см о см

Пубертатный период в жизни каждого подростка связан с трудностями, практически, во всех сферах его жизни. Не является исключением и отношения с родителями. Далеко не каждый родитель способен самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Далеко не каждый способен осознать наличие этих проблем и признаться себе в их существовании. Такое положение нередко приводит к тому, что родители не знают с чего начинать преодоление трудностей и к кому обращаться.

Большую часть времени дети прибывают в школе. Лицом отвечающим за образовательный и воспитательный процесс является классный руководитель. Важной воспитательной задачей, которую необходимо решать классному руководителю, является оказание помощи ученикам и их родителям в преодолении трудностей, в их отношениях, связанных с наступлением пубертатного периода. Решение этой задачи связано со сложностями организации воспитательного процесса.

Возникновение многих проблем может помочь правильное воспитание с самого младшего возраста. Важным аспектом является приучение ребенка к труду и порядку. Это учит маленького человека преодолевать трудности, нежелание выполнять необходимую работу по заботе о себе. Необходимо также учить ребенка взаимодействию, что обязательно поможет ему в социализации в различных коллективах и в обществе в будущем [2].

На пути раскрытия перед подростком смысла «самопреодоления» исключительно важна помощь родителей в развитии жизнестойкости. Это качество помогает не только преодолевать собственные трудности, но и позволяет помочь в этом другим. Помощь родителей своим детям в этих вопросах сказывается на формировании жизненных ценностей [6].

Сложной и исключительно важной задачей для родителей является формирование социальных навыков у подростка. Для ее успешного решения родителям необходимо уделять время беседам об отношениях их ребенка со своими сверстниками, совместный поиск проблем и путей их решения. Такие беседы формируют ощущение близости с родителями, готовности отца или матери всегда прийти на помощь, предотвращает возникновение чувства изоляции. Самым главным в этом

является ощущение заинтересованности родителя в судьбе своего ребенка [1].

Особенно в пубертатный период для подростка нужна вера родителей в их способности и успехи. Именно в этот период подростка одолевают сомнения, появляется, ранее не характерная неуверенность в себе. Вместе с тем уверенность родителей в способностях своего ребенка не должна настроить его на нежелание работать над собой. Необходимо, чтобы ребенок понимал, способности без стараний с его стороны не реализуются сами и не принесут ему ожидаемый успех [2].

Подростковый период характеризуется тем, что родители не воспринимаются подростком однозначно. Это особенно характерно для подростков поколения Z вследствие доступности всевозможной информации и формированию собственной точки зрения под воздействием средств массовой информации, социальных сетей, сообществ субкультур. Для формирования доверительных отношений лучшим решением является установление атмосферы сотрудничества и взаимного доверия, основанной на распределении ответственности за неудачи и успехи [5].

Самой важной основой для построения доверительных отношений с ребенком, во все периоды его жизни, является хорошие искренние отношения между родителям и другими членами семьи. Это достаточно сложно в неполных семьях. Однако и в этих случаях необходимо демонстрировать ровные отношения [2].

Выделим основные факторы успешности взаимодействия родителей и детей в подростковый период:

- взаимодействие в сотрудничестве;

- поддержка творческих идей подростка;

- установление партнерских отношений при обсуждении различных проблем;

- поддержка чувства собственного достоинства подростка;

- формирование жизненных ценностей подростка в семье;

- социализация подростка влиянием на выбор детей, информируя и доверяя им [5]. Важнейшей сферой развития является когнитивная сфера. В ранние годы жизни родители могут оказать помощь своему ребенку в овладении математическими навыками. Именно математические навыки обеспечивают развитие когнитивной сферы не только в точных, но и гуманитарных науках, что обеспечит широкий выбор сферы деятельности в будущем [2]. В пубертатный период помощь родителей в развитии когнитивной сферы состоит в формировании целостной картины мира, построении собственного образа окружающего мира и обретении личностного смысла [3].

Подростки поколения Z отличаются от своих родителей целями и системой ценностей. При выборе стиля воспитания это необходимо учитывать. Задача родителей состоит в оказании помощи своим детям в формировании культуры, сознательности, самоконтроля, мотивов и побуждений.

Наиболее перспективным в этом аспекте выглядит не авторитарный и не попустительский стили воспитания. Авторитетный стиль в сочетании с чутким отношениям к потребностям детей способен привести к формированию ответственного общественного поведения [4].

Деятельность классного руководителя заключается в оказании помощи детям и их родителям в преодолении трудностей, возникающих в подростковый период. Методика работы классного руководителя в рамках осуществления деятельности по сопровождению процесса самопреодоления у подростка состоит из семи основных частей:

1. Индивидуальная беседа с родителями подростков о процессе самопреодоления. Беседа проводится сугубо индивидуально с каждым из родителей. Ее целью является выявление основных трудностей, с которыми встречаются родители в пубертатный период, построение индивидуальных планов по преодолению этих трудностей, установка устойчивых связей родителей с классным руководителем.

2. Цикл родительских собраний. Необходимо спланировать 6-8 родительских собраний в учебном году. Темы должны касаться непосредственно интересов детей и родителей. Желательно формирование общего плана работы на учебный год на первом родительском собрании и корректировка этого плана в начале каждой четверти. Итоговое родительское собрание должно подводить итоги совместной работы учеников, родителей и классного руководителя.

3. Участие в беседах с представителями школьной администрации осуществляется по мере необходимости. Роль классного руководителя в таких беседах корректируется с учетом темы, но в любом случае, она заключается в поддержке интересов ученика и его законного представителя (родителя).

4. Участие в беседах с учителями-предметниками также осуществляется по необходимости, но должно носит более регулярный характер. Классный руководитель должен помогать в решении возникающих проблем, как учителю, так и родителю ребенка. Желательна выработка индивидуального плана по преодолению трудностей в каждом конкретном случае и контроль за его исполнением со стороны классного руководителя.

5. Индивидуальная поддержка в вопросах решения проблем с каждым из воспитанников должна осуществляться классным руководителем на постоянной основе в тесном сотрудничестве с родителями подростков. Для ее успешного осуществления необходима постоянная связь с родителями, а так же сотрудничество с социальным педагогом и педагогом-психологом.

6. Организация участия родителей в классных и школьных мероприятиях оказывает серьезное влияние на отношения между учениками, их родителями, учителями и администрацией

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

учебного заведения. Это способствует укреплению связей в классном коллективе, построению позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами. Участие, как правило, осуществляется на добровольной основе, но классный руководитель должен прилагать усилия для вовлечения как можно большего числа родителей (законных представителей) в этих мероприятиях. 7. Совместное с родителями участие в Советах профилактики учебного заведения осуществляется классным руководителем в случаях возникновения проблем с успеваемостью или поведением обучающихся. Следует отметить, что эти проблемы значительно учащаются именно в подростковый период. Классный руководитель в таких случаях является посредником между представителями администрации и родителями ученика. Его главная роль заключается в выработке и предложении плана по выходу из сложившейся ситуации, а также контроль за его осуществлением. В статье рассмотрена методика работы классного руководителя с родителями подростка по осуществлению педагогического сопровождения процесса самопреодоления. Содержание статьи разработано с учетом практических результатов экспериментального подтверждения эффективности разработанной методики.

Литература

1. Абдураманова В.В. Социальные навыки подростков как компонент социальной компетентности. Журнал Современные научные исследования и разработки. Научный центр «Олимп» (Астрахань).

2. Невзоров М.Н. Успешные дети. Издательство ДВФУ Владивосток. 2021.

3. Остапенко Г.С. Развитие когнитивной сферы в онтогенезе подростка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-kognitivnoy-sfery-v-ontogeneze-podrostka/viewer

4. Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? Московский городской психолого-педагогический университет. Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2012

5. Урусова А.М. Проблема поддержки родителями подростков в семье. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.

ru/article/n/problema-podderzhki-roditelyami-podrostkov-v-semie/viewer 6. Фоминова А.Н. Способность к преодолению жизненных трудностей формируется в школе. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки».

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION BETWEEN THE CLASS TEACHER AND PARENTS OF A TEENAGER WHILE ACCOMPANYING THE PROCESS OF SELF-OVERCOMING

Agranovich G.V.

Sakhalin State University

The article contains recommendations on organizing the work of a class teacher with parents of adolescents during puberty. The article was written based on the results of the author's work on designing the activities of the class teacher to accompany the process of self-overcoming in a teenager. The purpose of the work of the class teacher with the parents of a teenager is successful socialization, assistance in overcoming the difficulties that arise in relations between children and their parents, preventing the occurrence of critical situations in relations between students, their parents, teachers, school administration and the class teacher. Teenagers of generation Z are losing the value of live communication, first of all, with their closest people - their parents. This is compensated by Internet communication, which may not be harmless at all, due to uncontrolled communication with representatives of various social groups and communities. Teenagers may be involved in illegal business, religious communities, terrorist organizations. Properly organized work with teenagers' parents will help prevent these and other negative factors affecting the younger generation. Properly organized work with the parents of a teenager, assistance in solving problems, establishing cooperation will serve as a full-fledged process of socialization of young representatives of generation Z. The basis for this work was an analysis of a number of works by famous teachers and the author's personal experience.

Keywords: the process of self-overcoming, puberty, generation Z, classroom, pedagogical support, pedagogical support, guidance, problems of adolescents, anthropo-oriented pedagogical process.

References

1. Abduramanova VV Social skills of adolescents as a component of social competence. Journal Modern scientific research and development. Scientific center "Olimp" (Astrakhan).

2. Fominova A.N. The ability to overcome life's difficulties is formed at school. Scientific article on the specialty «Psychological sciences».

3. Nevzorov M.N. Successful children. Publishing house FEFU Vladivostok. 2021.

4. Ostapenko G.S. Development of the cognitive sphere in the ontogenesis of a teenager. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-kognitivnoy-sfery-v-ontogeneze-podrostka/viewer

5. Tolstykh N.N. Adolescents and their parents: what do they value and what do they want today? Moscow City Psychological and Pedagogical University. Portal of psychological publications PsyJournals.ru, 2012©

6. Urusova A.M. The problem of parent support for adolescents in the family. [Electronic resource]. - Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/problema-podderzhki-roditelyami-podrostkov-v-semie/viewer

o с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.