В современном мире в связи с усилившимся интересом к традиции и национальной кухне проделанная нами реконструкция застольного этикета татар поможет воссоздать и сохранить колорит старины, сформирует осознанное отношение к пище и себе как человеку (в)кушающему, а также сориентирует в понимании некоторых этнических особенностей.
Литература
1.Татарское народное творчество: в 15 т. Казань: Татарское книжное издательство, 2017. Т. 6: Пословицы и поговорки. 368 с.
2.Насыри К. Книга о воспитании. Режим доступа: http://kitap.net.ru/nasyri.php
3.Насыри К. Наставления повару. Казань: Познание, 2015.92 с.
4.Ибрагимова Ф. Мастер кулинарии: подарок для дам. Казань: Познание, 2017.
5.Ахметзянов Ю.А. Татарская кухня. Казань: Татарское книжное изд-во, 1985.272 с.
6. Лутфуллин С. Нравственные обязанности мусульман. КазПринт. 52 с.
7.3ауали Л. Исламская кухня. М.: НЛО, 2008.224 с.
8.Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999.488 с.
9.Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991.396 с.
10. Хренов Н.А. Застолье в истории культуры: От архаических ритуалов к современным обрядовым формам. Режим доступа: http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/zastole-v-istorii-kultury-ot-arxaicheskix-ritualov-k-sovre-men nym-obryadovym-formam.html
11. Татарское народное творчество: в 15 т. Казань: Татарское книжное издательство, 2017. Т. 7: Мэзэки (Народные шутки). 352 с.
12. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // С. Франк Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.
13. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. 527 с.
References
1. Tatarskoye narodnoye tvorchestvo: v 15 t Kazan': Tatarskoye knizhnoye izdatel'stvo, 2017. T. 6: Poslovitsy i pogovorki. 368 s.
2. Nasyri К Kniga о vospitanii. / / URL: http://kitap.net.ru/nasyri.php
3. Nasyri К Nastavleniyapovaru. Kazan': Poznaniye, 2015.92 s.
4. Ibragimova F. Master kulinarii: podarok dlya dam. Kazan': Poznaniye, 2017.
5. Akhmetzyanov YU.A. Tatarskaya kukhnya. Kazan': Tatarskoye knizhnoye izd-vo, 1985.272 s.
6. Lutfullin S. Nravstvennyye obyazannosti musul'man. KazPrint 52 s.
7. Zauali L. Islamskayakukhnya. M.: NLO, 2008.224 s.
8. Eliade M. Ocherki sravnitel'nogo religiovedeniya. M.: Ladomir, 1999.488 s.
9. Freyd Z. «YA» i «Опо». Tbilisi: Merani, 1991. 396 s.
10. Khrenov N.A. Zastol'ye v istorii kul'tury: Ot arkhaicheskikh ritualov k sovremennym obryadovym formam. // URL: http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/zastole-v-istorii-kultary-ot-arxaichesMx-ritaalov-k-sowemennym-obryadovym -formam.html
11. Tatarskoye narodnoye tvorchestvo: v 15 t Kazan': Tatarskoye knizhnoye izdatel'stvo, 2017. T.7: Mezeki (Narodnyye shutki], 352 s.
12. Frank S.L. Nepostizhimoye. Ontologicheskoye wedeniye v fflosofiyu religii // S. Frank Sochineniya. M.: Pravda, 1990. 608 s.
13. Kanetti E. Massa i vlast'. M.: Ad Marginem, 1997. 527 s.
УДК 929.737
Н.И.Таиров
УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК ФАБРИКАНТА А.Я.АКЧУРИНА
В статье исследуется биография Г.Мустафина, педагога и наставника одного из представителей известных фабрикантов и меценатов Акчуриных - Али (Гали).
Ключевые слова: татарские предприниматели Акчурины, Мустафин, медресе, школы, учителя, Симбирск, Казань, Марджани, Баруди, меценаты
Nail Tairov THE TEACHER AND THE MENTOR OF THE MANUFACTURER A.YA. AKCHURIN
This article examines the biography of G. Mustafin, the teacher and the mentor of one of the well-known representatives of the manufacturers and the patrons - Occuring Ali (Gali). Tatar merchants Akchurins were great industrialists and generous patrons of art There were many capable people (lawyers, employees, teachers and religious figures) in their entourage. The fate of one of them, the shakird of the Kazan madrasah, Salihzyan Galeev-Gabdulla Mustafin, is interesting. Madrasah of Salihzyan Galeev (Barudi) was a well-known educational institution of the Volga region and the Urals. The native of Ufa province, Gabdulla Mustafin was one of the best shakirdas of madrasah. In the early twentieth century, he was invited by the manufacturer and patron of arts Yakub Suleymanovich Akchurin as a teacher for his son Ali (Gali). After arriving in the village of Old Timoshkino (Zia Bashy) of the Sengileevsk county of the Simbirsk province, Gabdulla attained the fame of an able teacher soon. He taught the ward to read, to write, to count, as well as the basics of mechanics, shoemaking and locksmith's crafts. The mentor worked as a mechanic and a dye master in the factory. When there was a talk about Gabdulla's marriage, the owners took all the expenses. Gabdulla went to Kazan, where he married the
daughter of Mullah Gabdulla Apanaev, Gaisha, on the advice of his teacher Salihzyan Galeev (brother of Galimjan Barudi (Galeev)). She was the granddaughter of the famous scientist and educator Shigabutdin Mardzhani. A spacious house was allocated for the newly-weds in the village. A happy family couple brought into life four children. Before 1917, there was a conflict between the Akchurins and the workers, in which Gabdulla supported the latter. As a result, the master and his family were forced to leave for their home, where he worked as a mechanic at the Belebeevsk factory of the Ufa province. Then the revolution, the civil war broke out In the 2 0-ies of XX century G. Mustafin participated in the rebuilding of Bashkir ASSR factories. He died in the middle of the 2 0-ies of XX century.
Keywords: Tatar merchants Akchurins, Mustafin, madrasah, schools, teachers, Simbirsk, Kazan, Mardzhani, Barudi, patron of art
Татарские предприниматели и заводчики были не только крупными торговцами и промышленниками, но и щедрыми меценатами. На свои средства они открывали и содержали светские и религиозные учебные заведения, участвовали в выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они сохранили и развили одно из замечательных качеств народа - уважительное отношение к книге. Купцы и фабриканты приобретали книги, создавали библиотеки. Среди Акчури-ных, Рамиевых, Хусаиновых, Яушевых было немало тех, кто интересовался литературой. На книжных полках богатейших библиотек представителей купечества и фабрикантов стояли произведения русских, татарских, восточных и западноевропейских авторов. Татарские купцы и промышленники внимательно следили за развитием татарской литературы. Они пополняли свои библиотечные фонды произведениями КНасыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Исхаки и других авторов, выписывали татарские газеты и журналы.
В окружение купцов и фабрикантов из татар Акчуриных было немало интересных и способных людей. Среди них были талантливые юристы, служащие и учителя, религиозные деятели, артисты. Из педагогов следует назвать выпускников Казанской татарской учительской школы (КТУШ) (М. Мулюкова, братьев Алимбековых), гимназий, татарских медресе (КИманкулова, АВолкова, АСлага-ева, Ю.Альмяшева и др.). Немалую часть учителей Акчуриных составляли шакирды и выпускники татарских медресе.
Предприниматели приглашали в свои школы учителей из учебных заведений Казани, Уфы, как правило, талантливых и перспективных На это указывали и чиновники народного образования губерний Поволжья и Приуралья. Например, дети Сулеймана Акчурина пригласили к себе учителя из соседней деревни Калда (Калны), выпускника Казанской татарской учительской школы Мухамедшу Мулюкова. Среди приглашенных были и представители известной учительской династии Алимбековых [1].
Одновременно Рамиевы, Акчурины, Хусаиновы и другие предприниматели самым серьезным образом занимались подготовкой учительских кадров. Во время учебы в своих медресе и мектебе они выявляли способных учеников, которых направляли в педагогические учебные заведения Казани, Оренбурга, Уфы, Троицка и других городов. Естественно, финансовые расходы несли предприниматели. Известно, что Хусаиновы направляли своих выпускников для получения образования в Бахчисарай, Казань и другие центры просвещения. В первые годы XX в (1902 г.) в Казанской татарской учительской школе (КТУШе) на средства знаменитого оренбургского купца и мецената АГ.Хусаинова обучалось несколько детей бедных служащих и рабочих, а также его родственник [2].
Так, Габдрахман Ибрагимович Киникеев, окончивший Казанскую татарскую учительскую школу в 1913 г., обучался на деньги заведующего медресе Хусаиновых в Оренбурге, имама 6-й соборной мечети Абдул-Галима Давлетшина [3]. «Товарищество Старотимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных» перед первой мировой войной (в 1912-1913 гг.) оплатило за учебу ученика второго класса КТУШ Исмаила Кадрилеева 100 руб., за ученика ЯкубаХабибуллина - 160 руб. [4, с.138]. Рамиевы, Акчурины готовили педагогические кадры в Оренбурге, Казани, Троицке. Среди них в начале XX в. была Кояш Джаббарова, выпускница медресе при Балканском прииске братьев Рамиевых. Она после окончания педагогических курсов в Оренбурге преподавала в родном медресе.
Интересна и трагична судьба одного из шакирдов казанского медресе Салихзяна Галеева-Габдуллы Мустафина.
Медресе Салихзяна Галеева (Баруди) в Казани было довольно известным и популярным учебным заведением Казани и губернии. Его шакирды представляли в основном татарское население губерний Поволжья и Приуралья. Среди них были способные юноши, сыгравшие в дальнейшем важную роль в развитии мусульманских общин, учреждений образования и культуры и социально-экономических объектов Поволжья и Приуралья как до 1917 года, так и в советское время. Об одном из них, уроженце Уфимской губернии Габдулле Мустафине, и пойдет речь.
В начале XX века он был приглашен известным симбирским фабрикантом, благотворителем и
меценатом Якубом Сулеймановичем Акчуриным в качестве педагога для своего больного сына Али (Гали). Его рождение стало настоящей драмой как для молодой семьи, так и всего рода Акчуриных Не только родители, но и многочисленные родственники и близкие старались помочь в воспитании глухонемого Али. Как любой единственный ребенок в семье он был в центре внимания, рос несколько избалованным и нервным. Со временем встал вопрос об обучении наследника.
После долгих раздумий Якуб-бай поехал в Казань с целью поиска подходящего учителя. С помощью родственников и знакомых он обошел многие учебные заведения крупнейшего научно-педагогического центра Поволжья и Приуралья. Внимание Якуба остановилось на медресе Салихзя-на Галеева (Баруди). Руководители и мугаллимы, выслушав фабриканта, предложили ему одного из способных шакирдов - Габдуллу Мустафина [5].
Приехав в деревню Старое Тимошкино (Зия башы) Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, Габдулла довольно скоро снискал себе славу умного, умелого и сдержанного педагога. За несколько лет он обучил подопечного чтению, письму, счету, а так же основам механики, сапожному и слесарному ремеслу. Известно, что Габдулла часто брал своего ученика на охоту. Впоследствие охота стала для Али Акчурина одним из любимых занятий.
По мере взросления Али наставник временами работал и на фабрике «Товарищества Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных» в качестве механика и красильного мастера. По свидетельству Суфии, дочери Габдуллы, последний занимался и рационализаторской деятельностью. Часть его предложений была внедрена в производство. Хозяева, конечно, не оставались в долгу: выделили ему хорошую квартиру и назначили высокое жалование. Когда зашел разговор о женитьбе Габдуллы, хозяева (Якуба уже не было в живых) взяли на себя все расходы.
Заручившись поддержкой руководства «Товарищества Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных», Габдулла поехал в Казань. Здесь он по совету своего учителя Салихзяна Галеева (родного брата и единомышленника Галимджана Баруди (Галеева)) сделал предложение дочери муллы Габдуллы Апанаева Гайше. Она была внучкой всемирно известного ученого и просветителя, «отца» татарской исторической науки Шигабутдина Марджани. Известно и то, что одна из дочерей Сулеймана Акчурина была замужем за представителем рода купцов и фабрикантов Апанаевых. Как бы то ни было, согласие было получено, и Габдулла с Гайшой вместе вернулись в Симбирскую губернию. В деревне Старое Тимошкино (Зия башы) молодоженам выделили просторный дом с большими комнатами, обставленными современной и красивой мебелью [6].
Счастливая семейная чета Мустафиных произвела на свет четырех детей. Гайша воспитывала детей, занималась домашним хозяйством. Габдулла выписывал из-за границы научно-техническую литературу чтобы быть в курсе последних достижений мировой техники. Среди стран, книжные магазины которых обеспечивали Мустафина необходимой литературой, была и Османская империя.
По свидетельству дочери Мустафиных Суфии Габдулловны, перед бурными событиями 1917 г. произошел конфликт между Акчуриными и рабочими фабрики. Габдулла в конфликте поддержал рабочих и служащих, и хозяева не простили ему этого «предательства».
В результате мастер вместе с семьей вынужден был уехать в родные места, на Урал. Там он стал работать механиком на Белебеевской фабрике по обработке кожи в Уфимской губернии. Затем грянули Февраль, Октябрь, гражданская война...
В двадцатые годы XX века Габдулла участвовал в восстановлении разрушенной фабрики, был передовиком производства, активным членом общества рационализаторов и изобретателей. По утверждению потомков и родных, в 1921 г. Г.Мустафину было присвоено звание Героя Труда.
В середине 20-х гг. прошлого века Габдулла сменил место жительства, уехав в город Бирск Башкирской АССР. Семья на время осталась в Казани. Вскоре Гайша получила страшную весть - муж неожиданно заболел и скончался.
Жизнь и деятельность Г.Мустафина наглядно показывает, что татарские медресе до 1917 года давали шакирдам основательные знания не только по религиозным наукам. Большинство выпускников этих учебных заведений успешно трудились на благо многонациональной страны как до 1917 года, так и в советское время.
Источники и литература
1.Таиров Н. Акчурины. Казань, 2002,С.134-135.
2. Казанский телеграф. 1902.18 октября
3. НА РТ. Ф.142. Оп.1. Д.377. Л. 82-82 ОБ.
4. Таиров Н.Акчурины. Казань, 2002,С.138.
5. Воспоминания С.Г.Мустафиной и других детей об отце (Г. Мустафине) (личный архив автора).
6. Многочисленные беседы автора с С.Г.Мустафиной в 90-х гг. XX века в Казани, (личный архив автора).
References
1.Tairov N. Akchuriny. Kazan', 2002,S.134-135.
2. Kazanskiy telegraf. 1902.18 oktyabrya
3. NA RT. F.142. Op.l. D.377. L. 82-82 OB.
4. Tairov N .Akchuriny. Kazan', 2002,S.138.
5. Vospominaniya S.G.Mustafinoy i drugikh detey ob ottse (G. Mustafine) (lichnyy arkhiv a v to га].
6. Mnogochislennyye besedy avtora s S.G.Mustafinoy v 90-kh gg. XX veka v Kazani. (lichnyy arkhiv a v to га].
УДК 94(519)
НЛБолотова, Р.Р.Мухаметзянов ВЛИЯНИЕ САДОВО-ПАРКОВОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ НА КОРЕЮ
В странах Центральной и Восточной Азии существовали общие мировоззренческие и философские традиции, которые находили свое воплощение и в традиционных садах Китая. В статье рассматривается влияние культуры Китая на территорию Корейского полуострова на примере садово-паркового искусства Кореи. Жителями корейского полуострова от китайцев были восприняты такие философские течения, теории и практики как: фэн-шуй, теория инь-ян и пяти элементов, конфуцианство, даосизм, буддизм. И влияние всех этих концепций нельзя не проследить в садах, как Китая, так и Кореи.
Ключевые слова: Корея, Китай, конфуцианство, Древний Чосон, садово-парковая культура, традиционный сад, Восток.
Natalia A. Bolotova, Rustem R. Muhametzyanov THE INFLUENCE OF GARDEN AND PARK TRADITION OF CHINA IN KOREA
There were similar philosophical traditions in the countries of Central and East Asia that could be found in traditional Chinese gardens. This article examines the influence of China on the territory of Korean peninsula, for example in Korean garden tradition. Chinese philosophical branches, theories and practices (feng shui, the theory ofyin-yang and the five elements, Confucianism, Taoism, Buddhism) were adopted by people that lived on Korean peninsula. And all these conceptions can be found as in Chinese gardens so in Korean gardens.
Keywords: Korean, China, Confucianism, park and garden tradition, traditional garden, Orient
Садово-парковая культура в Корее воплощает собой гармонию с природой в её исходном состоянии. Для корейцев природа является не только источником красоты, радующей глаз, но и питанием для ума и духа. Корейцы всегда считали, что они едины с природой, они считали себя её частью, частью единого мира, где всё взаимосвязано.
Несмотря на то, что корейская традиция сада имеет довольно долгую историю, этот аспект культуры до сих пор представляет интерес для современных исследователей, которые выделяют несколько основных категорий корейских садов. Обычно их подразделяют на: придворные сады - для придворных и дипломатических аудиенций, а также для отдыха правителя; государственные и общественные садьг, храмовые сады - при буддийских монастырях; частные сады - бёльсо (кор. ''1Л|; вторичные постройки, которые располагались далеко от главного здания и использовались для уединения и общения с природой; сады бёльсо были разделены на два типа: вилла и отдельный сад) [14, с.179] для приема посетителей, сады при академиях Совон (кор. А] т1; школы, в которых преподавалось учение Конфуция) [10, с.149-156]. Каждый из таких садов создан в своем уникальном стиле, хоть при создании используются одни и те же природные и рукотворные элементы [6, с. 7].
ЗАРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ САДА В КОРЕЕ
Довольно сложно определить, когда именно появляются парковые комплексы в Корее. Если следовать легендарным повествоаниям, то их можно отследить с периода эпохи Древнего Чосона [7], первого корейского королевства, когда в садах люди проводили религиозные обряды для определенного круга богов. Для этого использовались места, называвшиеся Божественными садами, которые располагались во дворцах поклонения природе. В корейской истории существовало три таких Божественных сада - Герим (кор. '!])'■) и Синъюрим (кор. î/ïr Sí), построенные в эпоху Древнего Чосона, и Сонхванрим (кор. ИМ W), созданный в эпоху Чосон.
В истории религий Кореи основополагающее значение имеют три восточные религии - конфуцианство, буддизм и даосизм, и западное христианство. Однако задолго до проникновения иностранных религиозных систем в Корею, зародились свои религиозные традиции. Современные ученые считают, что шаманизм и был этой местной религией. В отличие от других верований в шаманизме выражались ежедневные нужды корейцев. Двумя главными божествами были бог неба Сан-чже (кор. ifl) и бог гор Сансин (кор. íl'SÍ). Наряду с почитанием неба и Бога горы корейцы одухотворяют всю видимую ими природу, населяя её бесчисленными духами или демонами. Демоны, по верованиям корейцев, живут в тени деревьев в лесу, в каждом темном овраге и горном ущелье. Духи