184
А.А. Алимов, Т.С. Немчинова, Е.В. Стецко
учимся учить - ТРАДИЦИОННЫЙ и ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕМИНАР УЧЕНЫХ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИИ И США
Старая Русса, 10 сентября 2016 г.
© Алимов Андрей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; руководитель, Научная программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития», Санкт-Петербург; е-mail: [email protected] © Немчинова Тамара Сергеевна - кандидат политических наук, начальник отдела по связям с общественностью по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Стецко Елена Владимировна - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
3 ю О
Новый год у преподавателей высшей школы, равно как у учителей средней школы начинается 1 сентября. Иногда это называется «Учительский педсовет», или «Собрание профессорско-преподавательского состава». Видимо, у читателей возникнет вопрос: а какова цель таких мероприятий? Мы не будем затрагивать среднюю школу и расскажем только о том, что происходит в российских университетах.
В начале учебного года в СПбГУ традиционно проводится специальный выездной семинар, в рамках которого обсуждается то, что у нас произошло, что происходит и что мы должны сделать в будущем. В течение ряда лет такие семинары проводятся с выездом за пределы Санкт-Петербурга. И это очень важно потому, что происходит переключение от рутинных дел в стенах нашего факультета на красоты с небольших российских городов, расположенных вокруг Санкт-Петербурга.
Рано утром 10 сентября 2016 года мы отправились в пансионат «Старая Русса» - одного из малых городов России. Главной задачей семинара было обсудить наиболее значимые, определяющие вопросы нашей работы - подготовиться к тому важному и сложному процессу, в рамках которого мы не только научаем студентов и магистрантов, но и обеспечиваем процесс их воспитания. Инициативная группа сформировала план работы семинара и определила его название следующим образом: «Актуальные проблемы изучения и преподавания международных отношений».
В начале семинара мы подвели итог работе приемной комиссии по набору новых студентов и магистрантов. В условиях проводимой в России реформы этот вопрос был действительно важным. Одна из главных проблем - сокращение бюджетных мест, что, правда происходит практически во всех высших учебных заведениях России. При этом нужно подчеркнуть, что СПбГУ является
вторым по количеству обучаемых студентов после Московского государственно университета им. М.В. Ломоносова. В связи с этим, были рассмотрены вопросы работы так называемого малого факультета, что на самом деле является своеобразным «инкубатором» подготовки абитуриентов. Малый факультет работает с момента создания самого факультета Международных отношений. Были, конечно, дискуссии по вопросам ЕГЭ, высказывались различные мнения. Но на практике нашей работы экзамен несколько повлиял, как на численный состав абитуриентов, так и на географическое разнообразие их мест проживания.
Открывая семинар, декан факультета международных отношений СПбГУ, профессор И.Н. Новикова определила систему координат, в которой преподавательскому коллективу предстоит работать в течение 2016-2017 учебного года.
Участники семинара обсудили перспективы развития факультета, включая и инновационные способы работы со студентами. Было отмечено, что преподаватели чаще отказываются от старого метода проведения семинара - три студента подготовились и выступают, а остальные молчат. Теперь мы применяем презентации в формате «Power Point» с обязательной дискуссией, в которую стараемся вовлечь всех студентов. Также используется принцип обратных связей, что дает возможность не только донести определенный объем знаний, но на основании ответов студентов сделать вывод, как они усвоили переданные нами знания. Этот сравнительно новый метод заимствован из экологической науки, тем более, что одна из наших магистерских программ («Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития») связана с социально-экологическими проблемами.
Отдельно нужно отметить, что в рамках всех магистерских программ введен курс «Коллоквиум по литературе». Все магистран-
ты представляют на занятиях рассмотренные ими книги, журнальные статьи, другие варианты - а именно материалы, полученные по линии электронных носителей. Такая работа расширяет круг знаний магистрантов, но вместе с тем увеличивает нагрузку на преподавателя, ведь он должен хорошо знать все прочитанные магистрантами научные работы.
Перед участниками семинара была поставлена задача разработать концепцию нового журнала, посвященного проблемам международных отношений. Это было бы очень значимое событие, поскольку мы все обязательно должны регулярно публиковать статьи, монографии, таким образом продвигая собственные научные исследования и позиционируя себя в профессиональном сообществе. В ходе обсуждения доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Н.В. Немирова подробно рассказала о правилах и возможностях публикации результатов своих исследований в изданиях высокого ранга, в том числе и в тех, которые входят в наукометрическую базу РИНЦ, как повышать степень своего цитирования, что считается важным показателем не только личных научных достижений, но и общеуниверситетского уровня. Кроме того на конкретных примерах она объяснила, как исследователь может добавить неучтенные публикации, соавтором которых является, добавить неучтенные публикации, которые система еКЬгагу не привязала к странице автора автоматически а также, как исследователь может, работая лишь с одной-двумя публикациями, увеличить свой индекс Хирша.
Следующим пунктом повестки было выступление Н.Б. Рязанцевой, заместителя начальника учебного отдела по направлению «международные отношения». Большое внимание в рамках этого вопроса было уделено проблемам, связанным с предоставлением информации по выпускным квалификационным работам в Учебный отдел и работе с электронным расписанием СПбГУ. Также участниками семинара были проанализированы результаты проведения защит выпускных работ бакалавров и магистрантов. Этот вопрос возник потому, что завершение учебного 2015/16 года было связано с введением новой практики такого рода процедур. Теперь, согласно решению Министерства науки и образования государственная комиссия должна быть представлена будущими работодателями. Естественно, возник вопрос, как это положение может получить разумное и грамотное разрешение.
Отдельно были рассмотрены вопросы итогов приёмной кампании на образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Обсуждалось проведение вступительных испытаний на образовательные программы магистратуры, возможность изменения формы и содержания экзаменов. Начальник Информационного центра - заместитель ответственного секретаря Комиссии по приему документов на программы бакалавриата по направлению «Международные отношения» Д.С. Голубев представил участникам итоги приемной кампании на программы бакалавриата. В этом году минимальные баллы для участия в конкурсе были установлены выше прошлогодних, причем они были одинаковыми и для бюджетного конкурса, и для договорного. Отличием приемной кампании 2016 года стало увеличение доли абитуриентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области и уменьшение количества абитуриентов из регионов. Итоги приемной кампании на программы магистратуры и аспирантуры осветил Начальник отдела по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика Управления по организации приёма А.Л. Белоногов. Отличительной чертой приемной кампании 2016 года стало повышение минимальных баллов поступивших абсолютно на всех 15 образовательных магистерских программах, при этом количество абитуриентов в 2016 году увеличилось в несколько раз. Андрей Львович подробно рассказал о системе приоритетов при поступлении в магистратуру и привел график, показывающий проходят ли в основной своей массе абитуриенты на приоритетные для себя программы или нет.
Завершила семинар начальник отдела по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика Управления по связям с общественностью СПбГУ доцент Т.С. Немчинова. Она рассказала об основных направлениях работы сотрудников отдела, обратив внимание на отдельные моменты информационной политики Университета и использования университетской символики, и призвала преподавателей к более активному сотрудничеству по вопросам информационного освещения исследовательской, научной и экспертной деятельности.
В рамках неформальной, но очень важной и познавательной части семинара состоялась экскурсия в музей Ф.М. Достоевского, пешие прогулки по историческому центру Старой Руссы.