Научная статья на тему 'Мировая политика и международные отношения (о постоянно действующем семинаре преподавателей факультета международных отношений спбгу)'

Мировая политика и международные отношения (о постоянно действующем семинаре преподавателей факультета международных отношений спбгу) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алимов Андрей Алексеевич, Немчинова Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая политика и международные отношения (о постоянно действующем семинаре преподавателей факультета международных отношений спбгу)»

А.А. Алимов, Т.С. Немчинова 169

мировая политика и международные отношения (о постоянно действующем семинаре преподавателей факультета международных отношений спбгу)

© Алимов Андрей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; руководитель, Научная программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития», Санкт-Петербург; е-mail: alimovandrey@yandex.ru

© Немчинова Тамара Сергеевна - кандидат политических наук, начальник отдела по связям с общественностью по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: t.nemchinova@spbu.ru

Мы уже неоднократно писали о проведении регулярных встреч-семинаров преподавателей факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета в Великом Новгороде и Старой Руссе. Поскольку повестка семинара меняется в зависимости от того, что происходит в мире, в России, на нашем факультете и что нам предстоит сделать, то эти встречи не утрачивают своей актуальности.

В сентябре 2017 года, в Великом Новгороде на семинаре рассматривались следующие вопросы:

- Отчет о проведении приемной компании с учетом демографических особенностей года.

- Методология проведения лекционных и семинарских занятий, активизация научных исследований.

- О создании журнала факультета Международных отношений с целью расширения возможностей публикаций научных работ преподавателей.

Вопросы действительно важные и они вызвали большой интерес участников семинара. Люди, не знающие специфики работы преподавателей высшей школы, не всегда представляют её сложность, многогранность и значение. Это целый комплекс взаимосвязанных направлений нашей постоянной деятельности: проведение лекций и семинаров, коллоквиумов по изучаемой литературе (полностью исключаются учебники и учебные пособия), публикации учебников по читаемым курсам, публикации монографий, статей, осуществление других видов работ - участие в конференциях самого высокого ранга с обязательным выступлением на пленарных заседаниях, самостоятельная организация круглых столов, семинаров, конференций, публикации в средствах массовой информации и многое другое.

Высшая школа решает две важнейшие задачи: образования и воспитания. При этом мы уверены, что преподавание, которое дает глубокие и широкие знания бу-

дущим специалистам-выпускникам наших университетов и институтов есть одна из важнейших форм патриотического воспитания, ибо только грамотный, хорошо подготовленный в сфере будущей деятельности человек, может принести своей стране пользу. Воспитание студентов, которые завтра станут специалистами - это традиционная задача российской высшей школы, поэтому мы выступаем категорически против того, чтобы называть нашу важную и ответственную работу «оказанием услуг».

В чем же состояло обсуждение поставленных в повестку дня вопросов?

Конечно, первое, что интересовало всех участников семинара, это качество наших новых студентов уровня бакалавриата и магистратуры. На основании хорошо подготовленного доклада, мы поняли, что приемные комиссии отлично справились со своими задачами. Наши новые «подопечные» продемонстрировали достаточный объем знаний, понимание будущей профессии и готовность учиться. Уровень подготовки абитуриентов зависит от того, какую школу они закончили, каковы были результаты сданного ЕГЭ, насколько абитуриенты готовы к самостоятельной работе, включая написание самостоятельных исследований. При равных баллах учитывали участие в олимпиадах, занятие спортом и т.д.

Надо сказать, что многие преподаватели уже убедились в том, что при хорошей подготовке к ЕГЭ, а не «натаскивании» на его сдачу, он дает положительные результаты. К нам снова поступили студенты из разных регионов страны, проявившие серьезную устремленность к обучению в Санкт-Петербургском государственном университете.

Но, вместе с тем, обнаружились и новые объективные трудности. Во-первых, страна проходит очередную демографическую яму. 1990-е годы стали главной причиной такого провала; резко упала рождаемость и значительно повысилась смертность на- ЕЕ селения России. Практически страна еже- ° годно теряла около 800 000-900 000 тысяч

человек, притом разного возраста. Картина постепенно улучшается, однако вскоре нас ждет следующий демографический кризис и проблема набора новых студентов-магистрантов остается.

Вторым в повестке семинара значился вопрос методологии. Он вызван в значительной степени внешними причинами. Международные отношения и мировая политика получили в последнее время такую динамику, что за ними не всегда можно уследить. Вспомним, что в 1990-е годы, после распада Советского Союза, Россия на мировой сцене воспринималось как слабое государство, которое не имеет дальнейшего самостоятельного будущего, а вся, или почти вся, территория Евразии «получит управление сверху». Именно так можно рассматривать книгу известного американского политолога З. Бжезинского. Надо отдать ему должное - он хорошо знал историю Европы и Азии, прекрасно разбирался в истории США, и, как почти все американские политологи (вернее, американская элита и значительная часть американского населения), был убежден в американской избранности и превосходстве над другими странами и нациями. И, казалось бы, его идеи (а может быть и планы) почти реализовались. Но в 2007 г. прозвучала речь российского президента В.В. Путина, в которой было сказано о том, что Россия больше не намерена быть на вторых-третьих местах на мировой арене, и будет решать сама, как и что ей следует делать.

За 10 лет Россия, несмотря на многие нерешенные внутренние проблемы, смогла восстановить свой военный потенциал в объеме достаточном для обеспечения безопасности своих территорий и граждан. Это вовсе не означает, что для России наступил век благополучия. Однако методология анализа событий, стратегирования развития, как самой страны, так и процессов мировой политики требует серьезных изменений и специальной подготовки.

Поэтому особенно приятно, что созданная на факультете Международных отношений СПбГУ и успешно работаюшая в течение более 12 лет магистерская программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» заняла в уходящем году II место по уровню качества образования в университете.

Вопрос создания собственного журнала на факультете был поднят в связи с изменениями оценки работы преподавателей и выстраивания рейтинга самих университетов. В основе современных, так называемых наукометрических характеристик лежит количество опубликованных в международных журналах статей и материалов, количество цитирования работ авторов и т.д. Но, во-первых, это никак не сообразуется с традициями российской высшей школы, в которой всегда преобладали серьезные научные исследования в виде монографий, посвященные крупным и важным, даже зачастую определяющим событиям, как в мировой, так и в национальной истории. А во-вторых, публикация большого количества таких статей преподавателем практически невозможна, поскольку журналы, относящиеся к уровню Web of science и их аналоги требуют высокой оплаты (до 1000 и более долларов США), что зачастую составляет более месячной заработной платы работников высшей школы. Пока Россия проигрывает в этом виде «академически-измерительного соревнования», в которых устанавливают правила и участвуют ведущие страны мира, в первую очередь, США и КНР.

В стратегических планах развития Российской Федерации зафиксировано, что образование получит приоритетную государственную поддержку, поскольку именно оно даст России возможность подготовить такие кадры в различных направлениях развития страны, которые смогут решать те задачи, которые появятся в средне- и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.