^ Кашина М. А., Рябова Т. Г.
§ Использование конкурентных преимуществ вуза
I в информационном сопровождении
° приемной кампании
й на вторую и третью ступени
^ высшего образования
(на примере СЗИУ РАНХиГС)
Кашина Марина Александровна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Научно-исследовательский факультет программ магистратуры и аспирантуры Начальник организационно-методического отдела программ магистратуры и аспирантуры Кандидат философских наук, доцент [email protected]
Рябова Татьяна Георгиевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Научно-исследовательский факультет программ магистратуры и аспирантуры Заведующий лабораторией продвижения и внедрения проектов
Доцент кафедры связей с общественностью и рекламы РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)
Кандидат политических наук
РЕФЕРАТ
В условиях реформы высшего образования следует разделять два процесса, идущих в высшей школе: выпуск специалистов, востребованных на рынке труда, и процесс смены поколений в самом вузе. И если задачам первого процесса отвечает магистратура, т. е. подготовка специалистов с высшим образованием, имеющим ту или иную специализацию, то основной задачей аспирантуры становится подготовка преподавательского корпуса, обладающего навыками исследовательской работы и, соответственно, способного руководить научной и проектной деятельностью бакалавров и магистрантов.
Объектом информационного воздействия в приемной кампании вуза выступают люди, думающие о продолжении обучения. Во внешней среде презентуется, прежде всего, сам вуз, и ключевым параметром становятся его необразовательные преимущества. Во внутренней среде акценты информационного воздействия смещаются в сторону формирования у выпускников собственно мотивации к продолжению обучения, естественно, в том же вузе.
Результаты анкетных опросов абитуриентов аспирантуры и магистратуры СЗИУ РАНХиГС, проведенные в июле-августе 2014 г., свидетельствуют, что для магистрантов и аспирантов в информационном сопровождении приемной кампании следует акцентировать разные виды конкурентных преимуществ вуза. Для поступающих в магистратуру необходимо развернуто представлять практико-прикладную компоненту обучения. Для поступающих в аспирантуру нужен акцент на профессиональный рост в ходе обучения и получение высшей из возможных квалификаций в системе российского образования. В статье также представлены отдельные элементы информационного сопровождения приемной кампании 2014 г., использованные научно-исследовательским факультетом программ магистратуры и аспирантуры (НИФПМиА), для воздействия на внутреннюю и внешнюю целевую аудиторию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
внешние и внутренние целевые группы, необразовательные преимущества, магистратура, аспирантура, рекламная кампания вуза
Kashina M. A., Ryabova T. G. ^
Using a Competitive Advantages in the Information Support of the Advertising o
Campaign for the Second and Third Stages of Higher Education ®
(as an Example North-West Institute of Management — branch of the Russian CL
Presidential Academy of National Economy and Public Administration) ^
Kashina Marina Aleksandrovna o
m
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public zj
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) lq
Research faculty of programs of a magistracy and postgraduate study O Chief of organizational and methodical department of programs of a magistracy and postgraduate study PhD in Philosophy, Associate Professor [email protected]
Ryabova Tatyana Georgiyevna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Head of the laboratory of advance and introduction of projects
Associate Professor of the Chair of Public Relations and Advertising of Herzen State Pedagogical University
(Saint-Petersburg)
PhD on Political Science
ABSTRACT
One should separate two processes occurring in higher education in the situation of the reform of it: graduation of experts which are in demand on the labor market, and the process of generation change in the Academy itself. And the master course is responsible for the first process, the training of specialists with higher education, having a particular specialization. The task of postgraduate studies are becoming responsible for teaching staff who possesses the skills of research and, therefore, is able to lead the research and project activities of bachelors and masters.
The object of the information impact in the university advertising campaign are the people who think about continuation of their education. The university itself is primarily presented the in the external environment. And its non-educational benefits becomes a key parameter in the internal environment. The focus has shifted towards the formation of the graduates of the actual motivation to continue studies, naturally, in the same university.
The results of questionnaires of applicants of postgraduate studies and master courses of SZIU RANHiGS conducted in July-August 2014, showed that the different types of competitive advantages of the university for undergraduates and graduate students in the information campaign should be accompanied by a reception accentuate. Those who wishes to enter magistracy must be deployed practical-application component of training. Those who wishes to go to graduate school need emphasis on professional growth through training and obtaining the highest possible qualifications in the Russian education system. The article also presents some elements of information support of advertising campaign 2014 used by Research Faculty of Programs of master courses and postgraduate studies to affect the internal and external target groups.
KEYWORDS
internal and external target groups, non-educational benefits, master courses, postgraduate studies, university advertising campaign
«Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов — и как с центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития»1. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
Северо-Западный институт управления РАНХиГС первым в Санкт-Петербурге создал факультет, обеспечивающий преемственность трех ступеней высшего образования. Им стал научно-исследовательский факультет программ магистра-
1 Малые предприятия при вузах успешно встраиваются в экономику регионов // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/02/09/reg-sibfo/mip.html
з туры и аспирантуры (НИФПМиА), начавший работу в марте 2013 г. Основной □l задачей факультета является подготовка кадров высшей квалификации для сфе-0 ры бизнеса и публичного управления1.
£ Факультет обеспечивает оказание образовательных услуг по 2-й (магистратура) ^ и 3-й (аспирантура) ступеням высшего образования, а также решает задачи инте° грации образовательной, научно-исследовательской и проектной деятельности. о Объединение в рамках одного факультета высших уровней профессионального g образования — магистратуры и аспирантуры — дополняется включением в его ш состав специализированных лабораторий, работающих на стыке образовательных и информационных инноваций в научных исследованиях. Целью данного консорциума выступает реализация на практике идеи научно-образовательной деятельности, предполагающей внедрение актуальных, в первую очередь, прикладных научных исследований в учебный процесс.
Создание факультета можно рассматривать как управленческую инновацию, отвечающую на изменения законодательства в сфере высшего образования. C 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2. Согласно п. 5 ст. 10 «Структура системы образования» гл. 2 «Система образования» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Таким образом, аспирантура фактически становится третьей ступенью высшего образования и трансформируется в подготовку кадров высшей квалификации с выдачей диплома государственного образца и присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
В условиях реформы высшего образования, повышения его практической направленности и необходимости оперативного отклика на изменяющиеся запросы рынка труда следует разделять два процесса, идущих в высшей школе: выпуск специалистов, востребованных на рынке труда, и процесс смены поколений в самом вузе, т. е. воспроизводство научно-педагогических работников. И если задачам первого процесса в большей степени отвечает магистратура, как подготовка специалистов с высшим образованием, имеющим ту или иную специализацию в рамках одного широкого направления подготовки, например 38.04.01 — Экономика или 40.04.01 — Юриспруденция, то главной задачей аспирантуры как третьей ступени высшего образования становится подготовка кадров высшей квалификации, в том числе преподавательского корпуса, обладающего навыками исследовательской работы и, соответственно, способного руководить научной и проектной деятельностью бакалавров и магистрантов.
Формирующаяся в настоящее время нормативная база по подготовке кадров высшей квалификации практически дублирует документы по организации учебного процесса в магистратуре и бакалавриате. Следствием этого становится сокращение научно-исследовательской составляющей в программе подготовки аспирантов. Это усугубляется весьма жесткой политикой Минобрнауки, Рособрнадзора и ВАКа
1 Научно-исследовательский факультет программ магистратуры и аспирантуры СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. URL: http://www.sziu.ru/facultets/nauchno-issledovatelskij-fakultet-programm-magistraturyi-i-aspiranturyi/
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
в отношении сети диссертационных советов, которая неуклонно уменьшается. з В результате существенно сокращаются возможности защиты кандидатской дис- ^ сертации и получения диплома кандидата наук. 0
В таких условиях следует пересмотреть подходы к продвижению программ по £ подготовке магистров и кадров высшей квалификации на рынке образовательных ^ услуг. Сегодня перед вузами стоит задача донести новую трактовку их компетен- ° ций до целевой аудитории, т. е. людей, планирующих продолжить обучение на о второй и третьей ступенях высшего образования. В практической плоскости во- ^ прос стоит так: как конвертировать конкурентные преимущества вуза в целом в ш конкурентные преимущества магистратуры и аспирантуры в частности, и каким наиболее эффективным способом донести информацию об этом до потенциальных потребителей?
Конкурентоспособность вуза Т. С. Викторова определяет как «способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [1].
При этом конкурентоспособность вуза определяется не только уровнем оказываемых им образовательных услуг. «Существенное значение имеют и необразовательные комплементарные услуги (студенческое жилье, питание, вся университетская материально-техническая база (МТБ) и инфраструктура и т. п.). Иногда более важное значение для потребителей имеют такие факторы, как цена обучения, известность вуза (престижность), наличие определенных специальностей и т. п.» [1].
Перечисленные факторы должны быть учтены при разработке информационного сопровождения приемной кампании в вузе. В целом, потребителей образовательных услуг можно условно разделить на две группы: обучавшиеся ранее в данном вузе и получившие высшее образование в других вузах. Соответственно, необходимо дифференцировать информационные каналы на те, которые направлены на внутреннюю среду вуза, и те, которые работают на внешнюю среду.
Объектом информационного воздействия в обоих случаях выступают люди, думающие о продолжении обучения. Но если во внешней среде презентуется прежде всего сам вуз, и ключевым параметром становятся его необразовательные преимущества, например бренд, географическое расположение, стоимость обучения, то во внутренней среде нет необходимости рекламировать вуз, потому что потенциальные потребители уже учатся в нем и знают его преимущества. Здесь акценты смещаются в сторону формирования у них собственно мотивации к продолжению обучения, естественно, в том же вузе.
Во время приемной кампании в СЗИУ РАНХиГС в июле-августе 2014 г. проводился анкетный опрос абитуриентов научно-исследовательского факультета программ магистратуры и аспирантуры. Он был посвящен анализу их мотивации к поступлению, оценке абитуриентами условий получения конечного результата и причинам выбора ими конкретного учебного заведения, а также ранжированию источников информации о магистратуре и аспирантуре СЗИУ.
Всего было получено 82 анкеты от абитуриентов магистратуры и 43 анкеты от поступавших в аспирантуру. Генеральная совокупность подавших заявление в магистратуру составила 257 чел., в аспирантуру — 108 чел. Тем самым в опросе приняло участие более трети абитуриентов.
Задача обеспечения полной репрезентативности не ставилась, и исследование носило пилотный характер. Поскольку опрос проводился на добровольной основе, полностью обеспечить репрезентативность по параметру «направление подготовки» не удалось, хотя основные пропорции по наиболее популярным направлениям — экономика, юриспруденция, политология — были практически выдержаны (табл. 1).
о_
О
©
ш 0_
О
т —
О ш
з
ш
О
Параметр возраста на обеих выборках варьируется крайне мало, основная масса поступающих в магистратуру и аспирантуру находится в возрасте до 24 лет. При этом абитуриенты магистратуры чуть старше. Поступающих в аспирантуру до 24 лет — 67,4%, а в магистратуру только 61%.
По полу различия между выборками будущих магистрантов и аспирантов оказались зеркальными (рис. 1 и 2).
Среди поступающих в магистратуру преобладают женщины, в аспирантуру — мужчины. Причины такой ситуации могут быть связаны с правилами предоставления отсрочки от службы в ВС РФ. Ей могут воспользоваться только бакалавры, поступившие в магистратуру, и специалисты, поступившие в аспирантуру. Возможно, при полном переходе на трехступенчатую модель высшего образования ситуация с распределением абитуриентов по полу изменится. Однако уже сейчас можно предполагать, что женщины более заинтересованы в продолжении обучения, чем мужчины.
Подводя итоги характеристики выборки опросов, можно констатировать, что она репрезентативна с точки зрения основных целей исследования, т. е. представляет абитуриентов второй и третьей ступеней высшего образования по основным направлениям подготовки, реализуемых в СЗИУ РАНХиГС.
Приведем некоторые из наиболее значимых результатов исследования.
Оценка конкурентных преимуществ вуза косвенно нашла свое выражение в ответах респондентов на вопрос: «По каким причинам Вы выбрали именно магистратуру/аспирантуру СЗИУ?».
Большинство абитуриентов, поступающих в аспирантуру, сохраняют научную преемственность: 65,1% опрошенных получили образование в СЗИУ и намерены продолжить здесь же свое обучение. Среди абитуриентов, поступающих в магистратуру, этот вариант ответа выбрали лишь 18,3% опрошенных. Стоить отметить, что абсо-
Таблица 1
Распределение респондентов по направлениям подготовки
Направление подготовки Количество магистрантов Количество аспирантов
Доля в общем числе поступавших, % Доля в числе опрошенных, % Доля в общем числе поступавших, % Доля в числе опрошенных, %
09.06.01 — Информатика и вычислительная техника — — 7,4 2,3
37.06.01 — Психологические науки 13,3 5 3,7 4,7
38.04.02 — Менеджмент 12,9 11 — —
38.04.04 — Государственное и муниципальное управление 22,3 28 — —
38.06.01 — Экономика 15,5 19,5 27,8 27,9
39.06.01 — Социологические науки 0 0 8,3 11,6
40.06.01 — Юриспруденция 34,9 34,1 22,2 20,9
41.06.01 — Политические науки и регионоведение 1,1 2,4 27,8 32,6
46.06.01 — Исторические науки и археология — — 2,8 0
57,3
\
42,7
41,9
58,1
^___
| | мужчины Д женщины
Рис. 1. Распределение абитуриентов магистратуры по полу, %
| | мужчины Д женщины
Рис. 2. Распределение абитуриентов аспирантуры по полу, %
лютным большинством выпускников СЗИУ РАНХиГС в 2014 г. были специалисты, которые предпочли продолжить обучение в аспирантуре, нежели в магистратуре.
Наиболее популярным ответом среди абитуриентов магистратуры стал фактор наличия определенного направления подготовки — 62,2%. Среди абитуриентов аспирантуры этот вариант ответа занимает вторую позицию — 37,2% опрошенных отмечают в качестве значимого фактора при выборе СЗИУ наличие той или иной научной специальности. При этом современных абитуриентов, поступающих в аспирантуру, практически не интересуют такие параметры, как наличие диссертационных советов, за их важность для себя высказались 2,3%, стоимость обучения (2,3%), наличие аккредитации (4,7%). Значимость бренда на образовательном рынке и влиянии имиджа вуза на выбор абитуриентов доказывает тот факт, что пятая часть (22%) опрошенных, поступающих в магистратуру, выбрали вариант ответа, содержащий слоган «РАНХиГС, в который входит СЗИУ, — самый большой вуз самой большой страны».
Контингент абитуриентов аспирантуры и магистратуры заметно отличается по причинам поступления и результатам, которые они ожидают от обучения. Поступающие в магистратуру более прагматичны: желание сделать карьеру с помощью магистерской степени — занимает первое место среди причин поступления (табл. 2).
У поступающих в аспирантуру на первом месте личностный рост, хотя карьера также важна (табл. 3).
Были зафиксированы различия и в оценке значимости будущими аспирантами и магистрантами различных источников информации. Для поступающих в аспирантуру важны рекомендации преподавателя, для магистрантов — сайт и социальные сети (табл. 4). Таким образом, будущие аспиранты более вовлечены в личное общение с обучающимися и сотрудниками вуза и подвержены влиянию со стороны научного руководителя.
Примечателен тот факт, что ни один из респондентов не указал в качестве источника информации рекламу в электронных СМИ (на телевидении и радио), и лишь один поступающий в магистратуру отметил в качестве источника рекламу в прессе. Таким образом, средства вуза, потраченные на размещение прямой рекламы в СМИ, не имели практически никакого влияния на участников исследования — будущих студентов НИФПМиА.
В условиях информационного общества, развития мобильного Интернета куда более оправданными выглядят расходы на создание и поддержку официального сайта, отдельных групп в социальных сетях, мобильных приложений для студентов и т. д. В целом опрошенные абитуриенты довольны качеством информации, которая была представлена во время приемной кампании на сайтах отделов аспирантуры и магистратуры. 81,4% из числа поступающих в аспирантуру и 51,2% из числа поступающих в магистратуру выбрали этот ответ. Пятая часть абитуриентов
-а Таблица 2
2
а- Причины продолжения обучения в магистратуре
№ п/п Причины поступления Кол-во ответов %
1 Возможность сделать карьеру 57 35,0
2 Личностный рост 35 21,5
3 Образование не по диплому 36 22,1
4 Элемент престижа 8 4,9
5 Любовь к науке 18 11,0
6 Совет родителей 1 0,6
7 По примеру знакомых 1 0,6
8 Совет научного руководителя, заведующего кафедрой 5 3,1
9 Отсрочка от армии 2 1,2
Итого 163 198,8
Примечание. Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 3
причины продолжения обучения в аспирантуре
№ п/п Причины поступления Кол-во ответов %
1 Возможность сделать карьеру 19 44,2
2 Личностный рост 22 51,2
3 Желание работать в вузе 9 20,9
4 Желание защитить диссертацию 17 39,5
5 Надбавка за ученую степень 2 4,7
6 Элемент престижа 7 16,3
7 Желание заниматься наукой 13 30,2
8 Родители настаивают 2 4,7
9 Совет руководителя диплома, заведующего кафедрой 8 18,6
10 Отсрочка от армии 7 16,3
Итого 106 246,5
Примечание. Здесь и далее количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
магистратуры считает, что на сайте института размещено недостаточно информации и требуются уточнения.
В опросах специально изучалось, что именно абитуриенты считают основными условиями достижения конечного результата — подготовки и защиты диссертаций. Результаты отражены в табл. 5 и 6.
На первом месте в обоих случаях — контакт с научным руководителем. Но если для поступающих в аспирантуру этот вариант ответа набрал абсолютное большинство — 85,7% голосов, у поступающих в магистратуру — только относительное большинство (62,2%). Почти столь же значимый вариант ответа — поддержка руководителя магистерской программы (53,7%). Будущие магистранты ориентируются как на научного руководителя, так и на руководителя магистерской программы, будущие аспиранты — главным образом, на научного руководителя. Единство обнаружилось в оценки значимости для опрошенных такого фактора, как участие в научном проекте. В обоих
о_
О
©
ш 0_
О
т —
О ш
з
ш
О
Таблица 5
факторы успеха подготовки магистерской диссертации
№ п/п Условие успеха Кол-во ответов %
1 Контакт с научным руководителем 51 62,2
2 Поддержка руководителя магистерской программы 44 53,7
3 Участие в научном проекте 26 31,7
4 Наличие баз практик 32 39,0
5 Поддержка близких 1 1,2
6 Перспективы карьерного роста 23 28,0
7 Материальное стимулирование 1 1,2
8 Случай 3 3,7
Итого 181 220,7
Таблица 6
факторы успешной защиты кандидатской диссертации
№ п/п Условие успеха Кол-во ответов %
1 Наличие диссертационных советов 19 45,2
2 Контакт с научным руководителем 36 85,7
3 Поддержка на кафедре 18 42,9
4 Участие в научном проекте 13 31,0
5 Связи и знакомства в научном мире 8 19,0
6 Перспективы карьерного роста 10 23,8
7 Материальные стимулы 2 4,8
8 Случай 1 2,4
Итого 107 254,8
Примечание. Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
случаях его выбрали менее трети респондентов. Это вызывает обоснованную настороженность, потому что именно научный проект должен стать основой диссертации, но 2/3 поступающих не считают участие в нем условием успешной защиты.
Таблица 4
Рейтинг источников информации о магистратуре и аспирантуре СзИУ РАНХиГС
№ п/п Источник Кол-во ответов поступающих в магистратуру % Кол-во ответов поступающих в аспирантуру %
1 Сайт института 49 59,8 15 34,9
2 Социальные сети 16 19,5 3 7,0
3 Реклама в печати 1 1,2 — —
4 Стенды СЗИУ 4 4,9 4ф 9,3
5 Рекомендация преподавателя, работника СЗИУ 26 31,7 30 69,8
6 Рекомендация учащегося СЗИУ 30 36,6 1 2,3
Итого 126 153,7 53 123,3
з В заключение рассмотрим, каких результатов ждут будущие аспиранты и магией странты от своего обучения (табл. 7 и 8). Для аспирантов главный результат — за-^ щита диссертации и диплом кандидата наук. У магистрантов такой ответ набрал в £ 2,5 раза меньшее количество голосов (30,5%). В то же время для магистрантов ^ крайне важен такой результат, как получение новых знаний (80,5%). У аспирантов ° это менее значимая позиция — чуть более половины ответов (51,2%). Наибольший о контраст зафиксирован по позиции трудоустройства. Только 5% будущих аспирантов д считают трудоустройство результатом обучения, тогда как у магистрантов таких от-ш ветов в 8 раз больше — 40,2%. Это лишний раз подтверждает прикладную направленность магистратуры.
Интересно, что основная масса поступающих в аспирантуру (70%) уже знает о дипломе преподавателя-исследователя, но только 21% видят в нем результат аспирантуры и лишь 9,3% заинтересованы в педагогической практике. При этом 79% хотят защитить кандидатскую диссертацию. Однако в условиях ужесточения правил защиты диссертации и сокращения сети диссертационных советов вузам необходимо делать ставку не на защиту, а на педагогическую компоненту обучения в аспирантуре. Важным конкурентным преимуществом становится престиж вуза, потому что, заканчивая аспирантуру с дипломом преподавателя-исследователя, выпускник может остаться работать в нем или показать свой диплом при трудоустройстве, и бренд вуза сработает в его пользу.
Подводя итоги анализа результатов анкетных опросов, можно констатировать, что для магистрантов и аспирантов в информационном сопровождении приемной кампании в магистратуру и аспирантуру вуза необходимо акцентировать внимание на разные виды конкурентных преимуществ: для поступающих в магистратуру — развернуто представлять практико-прикладную компоненту обучения, для поступающих в аспирантуру нужен акцент на профессиональный рост в ходе обучения и получение высшей из возможных квалификаций в системе российского образования.
Среди участников опроса только 16% поступающих в магистратуру признают, что им достаточно уровня магистратуры. Все остальные абитуриенты в той или иной мере готовы к продолжению обучения. Это означает, что выпускники магистратуры становятся целевой группой в приемной кампании в аспирантуру.
Как известно, для успешного продвижения услуги требуется сегментирование рынка и таргетирование аудитории. Результаты проведенного нами исследования показывают, что для высшей школы это настолько же актуально, как и для других кластеров образовательных услуг.
Первым шагом на этом пути может стать разделение информационного сопровождения приемной кампании для разных сегментов целевой аудитории научно-исследовательского факультета. Данная матрица состоит из четырех групп:
1) выпускники СЗИУ, желающие продолжить обучение в «домашней» магистратуре;
2) выпускники других вузов, желающие продолжить обучение в магистратуре СЗИУ;
3) выпускники СЗИУ, желающие продолжить обучение в «домашней» аспирантуре;
4) выпускники других вузов, желающие продолжить обучение в аспирантуре СЗИУ.
Рассмотрим отдельные элементы информационного сопровождения приемной
кампании 2014 г., использованные НИФПМиА. Пример удачного воздействия на внутреннюю аудиторию — именное приглашение директора института к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре для лучших выпускников. Всего было вручено 90 приглашений. 25 выпускников, получивших приглашения, подали документы, из них 17 — в аспирантуру, 8 — в магистратуру. Стоить отметить, что несколько человек приняли решение продолжить обучение именно благодаря полученным приглашениям. Все абитуриенты, имевшие личное приглашение директора, сообщали об этом приемной комиссии.
Таблица 7 _о
s
Результат обучения в аспирантуре а-
№ п/п Результат обучения Кол-во ответов %
1 Защита диссертации, диплом кандидата наук 34 79,1
2 Получение диплома преподавателя-исследователя 9 20,9
3 Практика работы преподавателем 4 9,3
4 Углубленные знания 22 51,2
5 Трудоустройство 2 4,7
Итого 71 165,1
Таблица 8
Результаты обучения в магистратуре
№ п/п Результат обучения Кол-во ответов %
1 Получение диплома магистра 25 30,5
2 Получение новых знаний 66 80,5
3 Трудоустройство 33 40,2
Итого 124 151,2
Успешной практикой использования Интернета для воздействия на внешнюю аудиторию можно считать предварительную электронную регистрацию на официальном сайте СЗИУ, проведенную в приемную кампанию 2014 г1. 122 абитуриента прошли электронную регистрацию в личном кабинете на странице отдела аспирантуры. Распределение по научным специальностям прошедших регистрацию абитуриентов фактически совпадает с распределением подавших документы (см. табл. 1). С каждым абитуриентом велась индивидуальная работа, что позволило обеспечить персональный подход к внешней аудитории и поддержание интереса абитуриента к выбранной научной специальности.
Главным результатом нашего исследования можно считать дифференциацию мотивации к обучению будущих аспирантов и магистрантов, что стало первым шагом на пути сегментирования целевой аудитории НИФПМиА в информационном сопровождении приемной кампании 2015 г.
Литература
1. Викторова Т. С. Пути повышения конкурентных преимуществ вуза [Электронный ресурс].
URL: http://chitai-vsegda.ru/.....Puti-povyshenija-konkurentnyh-preimushestv-vuza......html
(дата обращения: 06.11.2014).
References
1. Viktorova T. S. Ways of increase of competitive advantages of higher education institution [Puti povysheniya konkurentnykh preimushchestv vuza] [Electronic resource]. URL: http://chitai-
vsegda.ru/.....Puti-povyshenija-konkurentnyh-preimushestv-vuza......html (date of the address:
06.11.2014).
1 Предварительная регистрация поступающих в аспирантуру в 2014 году // Официальный сайт СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. URL: http://www.sziu.ru/publication/995/predvar-itelnaya-registratsiya-postupayuschim-v-aspiranturu-v-2014-godu/