Научная статья на тему 'Стратегическое позиционирование ФГБОУ во "РЭУ им. Г. В. Плеханова" в сегменте аспирантуры'

Стратегическое позиционирование ФГБОУ во "РЭУ им. Г. В. Плеханова" в сегменте аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУПЛЕНИЕ В АСПИРАНТУРУ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗОВ / ПРАВИЛА ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ / ADMISSION TO POSTGRADUATE SCHOOL / POSITIONING OF UNIVERSITIES / RULES FOR ADMISSION TO POSTGRADUATE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадмаева Светлана Владимировна, Буракова Ирина Борисовна, Новикова Екатерина Владимировна

Статья посвящена стратегии позиционирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющего опыт привлечения абитуриентов в аспирантуру в условиях усиления конкуренции со стороны российских и иностранных университетов на рынке подготовки научных кадров высшей квалификации в сегменте аспирантуры, с целью ее приспособления к изменившейся современной ситуации. В данной статье представлены результаты проведенного анализа требований абитуриентов и обучающихся при поступлении в аспирантуру. Были исследованы мотивы поступления обучающихся первого и второго года обучения и поступающих в аспирантуру, выделены наиболее и наименее значимые критерии при поступлении в аспирантуру, определены основные факторы выбора аспирантуры, а также проанализирована роль особенностей правил приема на обучение в привлечении поступающих в аспирантуру в настоящее время. Статья базируется на данных внутреннего мониторинга «Портрет молодого ученого», а также на открытых источниках данных: статистике поступления в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова, данных официальных сайтов других вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадмаева Светлана Владимировна, Буракова Ирина Борисовна, Новикова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the positioning strategy of the Plekhanov Russian University of Economics, which has successfully attracted applicants to its postgraduate programs even after increased competition from Rus-sian and foreign universities in the market for training highly qualifi ed specialists, studies its efforts to adapt to the changing economic situation, and presents the results of the analysis of the requirements that applicants and students have when applying to postgraduate school. The authors study the motives of the fi rst and second year students and those only entering postgraduate school for enrolling, identify the most and least signifi cant criteria for applying to postgraduate school, defi ne the main factors of the choice of postgraduate school, and analyze the role of admission rules in attracting postgraduate students. The article is based on internal monitor-ing “Portrait of a Young Scientist” as well as on open sources of data: statistics of admission to the post-graduate school of the Plekhanov Russian University, and offi cial sites of other universities.

Текст научной работы на тему «Стратегическое позиционирование ФГБОУ во "РЭУ им. Г. В. Плеханова" в сегменте аспирантуры»

18

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70)

Svetlana Vladimirovna Badmayeva,

PhD in Pedagogy,

associate professor of the department of advertising, PR and design,

Plekhanov Russian University of Economics

Irina Borisovna Burakova,

head of the academic staff training and development office, Plekhanov Russian University of Economics

Светлана Владимировна Бадмаева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

ЩЩР sbadmaeva@yandex.ru

Ирина Борисовна Буракова,

начальник управления подготовки научных кадров, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

фа1> Burakova.IB@rea.ru

Yekaterina Vladimirovna Novikova, Екатерина Владимировна Новикова,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department доцент кафедры управления человеческими ресурсами,

of human resource management. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Plekhanov Russian University of Economics ^ katek_ev@mail.ru

УДК 33:37

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ФГБОУ ВО «РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА» В СЕГМЕНТЕ АСПИРАНТУРЫ

Статья посвящена стратегии позиционирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющего опыт привлечения абитуриентов в аспирантуру в условиях усиления конкуренции со стороны российских и иностранных университетов на рынке подготовки научных кадров высшей квалификации в сегменте аспирантуры, с целью ее приспособления к изменившейся современной ситуации. В данной статье представлены результаты проведенного анализа требований абитуриентов и обучающихся при поступлении в аспирантуру. Были исследованы мотивы поступления обучающихся первого и второго года обучения и поступающих в аспирантуру, выделены наиболее и наименее значимые критерии при поступлении в аспирантуру, определены основные факторы выбора аспирантуры, а также проанализирована роль особенностей правил приема на обучение в привлечении поступающих в аспирантуру в настоящее время. Статья базируется на данных внутреннего мониторинга «Портрет молодого ученого», а также на открытых источниках данных: статистике поступления в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова, данных официальных сайтов других вузов.

Ключевые слова: поступление в аспирантуру, позиционирование вузов, правила приема в аспирантуру.

STRATEGIC POSITIONING OF PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS IN THE MARKET FOR POSTGRADUATE STUDIES

The article examines the positioning strategy of the Plekhanov Russian University of Economics, which has successfully attracted applicants to its postgraduate programs even after increased competition from Russian and foreign universities in the market for training highly qualified specialists, studies its efforts to adapt to the changing economic situation, and presents the results of the analysis of the requirements that applicants and students have when applying to postgraduate school. The authors study the motives of the first and second year students and those only entering postgraduate school for enrolling, identify the most and least significant criteria for applying to postgraduate school, define the main factors of the choice of postgraduate school, and analyze the role of admission rules in attracting postgraduate students. The article is based on internal monitoring "Portrait of a Young Scientist" as well as on open sources of data: statistics of admission to the postgraduate school of the Plekhanov Russian University, and official sites of other universities.

Keywords: admission to postgraduate school, positioning of universities, rules for admission to postgraduate school.

В развитии любого общества одной из наиболее университетах и научных центрах. Именно инсти-важных сторон всегда признавалась подготовка тут подготовки кадров высшей квалификации научных кадров высшей квалификации в ведущих (аспирантура и докторантура) на протяжении

НБЫ1994-5094 ♦-

19 -♦

длительного периода обеспечивал высококвалифицированными специалистами высшую школу и научные учреждения страны.

В настоящее время российская система подготовки кадров высшей квалификации переживает период интенсивных перемен, обусловленных адаптацией к глобальному рынку интеллектуального труда, необходимостью подготовки нового поколения преподавателей-исследователей, основанной на фундаментальных знаниях, ориентацией на мировой уровень научного развития в соответствии с запросами современного общества. Современные требования рынка труда диктуют необходимость реформирования системы подготовки и аттестации высококвалифицированных специалистов.

На сегодняшний день задача восполнения демографического провала в кадровом корпусе научно-исследовательских и образовательных учреждений выходит на первый план в связи с произошедшими радикальными изменениями социально-экономических условий в России за последние несколько десятилетий, повлекшими уход из науки и высшей школы молодежи, способствующей повышению конкурентоспособности страны в мировом пространстве.

Современный облик аспиранта существенно отличается от того, каким он был в прошлом, когда в аспирантуру поступал человек, как правило, глубоко заинтересованный научной работой, стремящийся связать свое будущее с наукой или преподаванием. Сейчас гораздо больше тех, для кого овладение исследовательскими и аналитическими навыками открывает путь в самые разные секторы экономической и общественной жизни -промышленность, администрирование, юридические и финансовые сферы и т.д. Многие современные соискатели ученой степени пытаются таким образом расширить возможности собственного трудоустройства, поскольку наличие высшего образования представляется им недостаточным для карьерного роста в условиях современного рынка интеллектуального труда. В связи с этим системы аспирантской подготовки в США, ЕС и многих других странах ориентируются теперь на тех, кто готовится не только к академической, но и к другим видам деятельности. И именно по этой причине задача определения необходимого набора компетенций выпускника аспирантуры становится более чем актуальной [1, с. 10].

Вопросы о том, что именно является в настоящее время основными факторами поступления в аспирантуру, каковы критерии отличия аспирантуры одного вуза от другого, пока остаются открытыми. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, имеющий вековую историю подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и, соответственно, опыт привлечения абитуриентов в аспирантуру, в условиях усиления конкуренции со стороны российских и иностранных университетов, видимо, должен обратить внимание на стратегию позиционирования с целью

приспособления к изменившейся современной ситуации.

Цель данной работы - выявление компонентов текущей стратегии позиционирования ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в сегменте аспирантуры. Перечень поставленных нами задач выглядит следующим образом: выявить основные мотивы поступления в аспирантуру, определить основные факторы выбора аспирантуры, проанализировать особенности правил приема на обучение в привлечении поступающих в аспирантуру. В решении поставленных задач мы будем опираться на данные внутреннего мониторинга «Портрет молодого ученого», а также на открытые источники данных: статистику поступления в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова, официальные сайты других вузов.

Стратегия позиционирования университета и его образовательных программ зависит, с одной стороны, от требований, которые предъявляют к нему обучающиеся и поступающие, а с другой - от внешних условий среды, в которой он находится. В данной статье представлены результаты проведенного анализа требований абитуриентов и обучающихся при поступлении в аспирантуру.

Основные выводы по проведенному исследованию следующие:

1. Аспирантура воспринимается большинством студентов как третья ступень образования, способствующая развитию их профессиональной и социальной карьеры. Гораздо реже рассматривается абитуриентами такой мотив поступления, как смена специализации, приобретение новой профессии.

2. При поступлении главным критерием становится возможность получения качественного образования и престижность диплома вуза, при этом наибольшее внимание качеству образования придают студенты внебюджетной формы обучения. При выборе аспирантуры большое влияние имеют советы научных руководителей диссертационных работ магистрантов или выпускных квалификационных работ выпускников специалитета.

3. Аспиранты заинтересованы в совмещении учебы и работы. Возможности международных стажировок и включения в научно-исследовательскую деятельность привлекают их в гораздо большей степени, чем при обучении в магистратуре.

Для выявления основных мотивов поступающих в аспирантуру были использованы ответы на вопрос из общей анкеты: «Что для вас аспирантура прежде всего? Это возможность...». Руководство РЭУ им. Г.В. Плеханова делает особый акцент на возможности сменить специализацию (т.е. выбрать совершенно новое для себя направление подготовки аспиранта) при поступлении в аспирантуру.

По словам начальника Управления подготовки научных кадров РЭУ им. Г.В. Плеханова, аспирантура дает возможность «поступить и успешно учиться в нашем университете выпускникам (специалистам и магистрам) других вузов, а также тем, кто решил сменить направление обучения».

20 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

Аспирантура открывает перед поступающими замечательную возможность поменять направление, поменять вуз и выучиться на ту профессию, к которой лежит душа. Данная система также помогает лучше оценивать качество работы высших школ. О мотивах поступления в аспирантуру можно судить по данным, представленным на рис. 1.

Таким образом, довольно большая часть выпускников специалитета и магистратуры поступают в аспирантуру из-за возможности расширить научные знания, сформировать научно-исследовательские и педагогические компетенции, получить диплом об окончании аспирантуры и защитить кандидатскую диссертацию. Однако в качестве одной из основных причин поступления в аспирантуру большинство опрошенных молодых людей возрасте от 21-27 лет отмечают возможность продлить отсрочку от армии.

На основании этих данных можно предположить, что с точки зрения специалистов и магистров аспирантура способствует развитию карьеры - либо как фактор, повышающий конкурентоспособность на рынке труда за счет диплома кандидата наук, либо как возможность получить знания в необходимой области (в случае смены специализации), либо как начало профессиональной карьеры.

Стоит отметить, что желание дольше оставаться студентом более присуще тем, кто является выпускником РЭУ. Эту причину выбрали 40% магистрантов, ранее закончивших РЭУ. При сравнительном анализе с другими вузами по данному фактору показатель равен почти 80%, что позволяет сделать вывод, что межвузовская мобильность при поступлении в аспирантуру сегодня довольно мала. Это может свидетельствовать о популярности «стратегии накатанных рельсов», когда выбор осуществляется в пользу привычной обстановки, как бы по инерции. В то же время слабая межвузовская мобильность может говорить и о барьерах, которые мешают смене университета при поступлении в аспирантуру.

Возможность сменить специализацию как причину поступления в аспирантуру назвали 20%, и этот фактор играет наименьшую роль при установлении мотивов поступления в аспирантуру.

При анализе мотивов поступления в аспирантуру также можно выделить то, что обучение в аспирантуре:

• поможет в карьере исследователей и/или преподавателей вуза;

• продолжит обучение по профессии/специальности. Это расходится с популярным представлением о том, что аспирантура не рассматривается учащимися в качестве ступени образования;

• поможет в работе в качестве исследователя-аналитика в коммерческой структуре.

Таким образом, можно отметить, что значительная часть учащихся идет в аспирантуру с прагматическими целями.

Если сравнивать наиболее значимые критерии выбора РЭУ им. Г.В. Плеханова для поступления в аспирантуру, то они приблизительно одинаковы. Большинство ответивших отметили, что главную роль для них играет престижность вуза (80%), а также удобное расположение учреждения (70%). Помимо этого, поступающие отмечают: возможность получить степень кандидата наук (55%), хорошие перспективы трудоустройства (35%) и высокий уровень профессорско-преподавательского состава РЭУ (30%), а также, что немаловажно для приобретения практических навыков (опыта работы), возможность совмещать работу и обучение в аспирантуре (30%). В век развития информационных технологий не последнюю роль играет информация, доступная на сайте РЭУ (25%) (рис. 2).

Также были выделены факторы, которые опрашиваемые реже всего указывали в качестве критериев выбора РЭУ им. Г.В. Плеханова. Они представлены на рис. 3. Не вызывает удивления появление среди наименее значимых факторов материально-технической оснащенности университета, хотя обучающиеся могут просто об этом

Рис. 1. Мотивы поступления в аспирантуру (сумма процентов превышает 100, так как респондент мог выбрать несколько вариантов ответа) (предлагается авторами)

ISSN 1994-5094 ♦-

21 -♦

Рис. 3. Наименее значимые факторы при поступлении в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова

Рис. 2. Наиболее значимые факторы при поступлении в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова

не знать. Роль рекламы в СМИ и интернете, советов и отзывов родственников, друзей для поступающих в аспирантуру не так велика, как для магистров и бакалавров. Вполне объяснимо и то, что поступающих в аспирантуру мало привлекает внеучебная аспирантская жизнь, так как основной целью поступления в аспирантуру является расширение научных знаний и формирование научно-исследовательских компетенций, необходимых на современном рынке труда. А вот отсутствие заинтересованности во включении в научно-исследовательскую деятельность кафедр и вуза, особенно в свете последних изменений в обучении и итоговой государственной аттестации, выглядит тревожащим. Эта незаинтересованность может быть следствием того, что поступающие в аспирантуру не ориентированы на дальнейшее постро-

ение научно-педагогической карьеры в системе образования и науки.

Основные каналы получения информации о РЭУ им. Г.В. Плеханова поступающими в аспирантуру представлены на рис. 4.

Большинство опрошенных отметили, что на портале РЭУ им. Г.В. Плеханова можно найти всю интересующую информацию по поступлению в аспирантуру, также сюда можно включить распространение информации, которую уже учащиеся в бакалавриате и магистратуре университета могут получить через сайты «Вконтакте» и Face-book, которые являются очень популярными в настоящее время. Особое внимание следует уделить рекламе аспирантуры РЭУ им. Г. В. Плеханова на телевидении, радио и в журналах, так как на сегодняшний день ее недостаточно.

22 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. №

1 (70) -♦

Рис. 4. Основные каналы получения информации при поступлении в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова

Результаты мониторинга «Портрет молодого ученого» дает представление о том, какие критерии являются основополагающими при выборе вуза, что позволяет университету выстраивать долговременную стратегию развития. Главным критерием выбора аспирантуры университета является репутация вуза у работодателей, поэтому данный элемент должен быть положен в основу стратегии позиционирования.

При этом существуют некоторые аспекты, на которые вузу стоит обратить внимание. Во-первых, попробовать организовать совместные образовательные программы с ведущими компаниями, как это сделано, например, в МГИМО при помощи ОАО «НК " Роснефть"». Во-вторых, развивать возможности международного обмена и стажировок аспирантов. В-третьих, необходимо активно развивать рекламу аспирантуры РЭУ в СМИ: журналы, телевидение, радио, интернет.

Стоит также отметить, что, несмотря на изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) и порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 13 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2017 № 45843), поступление в аспирантуру РЭУ остается очень востребованным не только среди выпускников РЭУ, но и среди выпускников других вузов.

Нами обобщен опыт ведущих экономических университетов страны по подготовке к сдаче и проведению вступительного экзамена: МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; РАНХиГС при Президенте РФ; Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Финансовый университет при Правительстве РФ. Анализ опыта ведущих университетов России свидетельствует о том, что

большинство из них придерживаются общей типовой структуры программы вступительных испытаний в аспирантуру высшего учебного заведения на основании Приказа Министерства образования и науки РФ № 13 от 12 января 2017 г. с учетом использования локальных (университетских) нормативно-правовых актов, заложенных в уставе образовательного учреждения.

Одним из главных факторов привлекательности образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре является то, что вузам дано больше самостоятельности: вуз может сам определять список вступительных экзаменов, целесообразность написания реферата по специальности, шкалу оценивания, минимальное количество баллов, которое дает право участвовать в конкурсе. Очень важно, что в настоящее время для разных специальностей дано право проводить отдельные вступительные испытания и конкурс по каждому направлению. Так, в большинстве вузов начисляют дополнительные баллы за патенты, публикации, потому что для человека, который идет в науку, важны не только оценки, но и научные достижения.

В связи с этим хотелось бы обратить особое внимание на то, что среди всех заявлений на поступление в аспирантуру большинство подано по специальности «Экономика» (табл. 1).

Остается актуальным обучение в аспирантуре РЭУ им. Г.В. Плеханова не только на бюджетной основе, но и на внебюджетной основе, особенно по специальности «Экономика».

Для многих поступающих в аспирантуру является привлекательным фактором возможность обучения по заочной форме, и, как можно увидеть в табл. 2, обучение по заочной форме также приоритетно для поступающих по специальности «Экономика».

Результаты исследования дают представление о том, какие критерии являются основополагающими при выборе вуза для поступления в аспирантуру, что позволяет РЭУ им. Г.В. Плеханова выстраивать долговременную стратегию развития. Главным критерием выбора РЭУ им. Г.В. Плеханова в качестве площадки продолжения обучения

ISSN 1994-5094

23

Таблица 1

Количество мест и поданных заявлений для приема на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре РЭУ им. Г.В. Плеханова (2017/2018 учебный год)

Подано заявлений, всего (чел.) Подано заявлений по специальности «Экономика» (чел.) Контрольные цифры приема, всего (чел.) Контрольные цифры приема по специальности «Экономика» (чел.)

Бюджет Внебюджет Бюджет Внебюджет Бюджет Внебюджет Бюджет Внебюджет

216 65 197 60 57 35 - очная форма 29 - заочная форма 52 26 - очная форма 24 - заочная форма

Таблица 2

Количество человек, рекомендованных к зачислению в аспирантуру РЭУ им. Г.В. Плеханова в 2017/2018 учебном году

Зачислены в аспирантуру, чел. Очная форма Заочная форма

Всего 91 16

Бюджет 57 -

Из них по специальности «Экономика» 52 -

Внебюджет 34 16

Из них по специальности «Экономика» 31 15

в аспирантуре является репутация вуза у работодателей и у выпускников специалитета и магистратуры, поэтому данный критерий должен быть положен в основу стратегии позиционирования. С точки зрения стоимости обучение на внебюджетной основе в аспирантуре РЭУ им. Г.В. Плеханова достаточно привлекательно для поступающих: университет предлагает качественное образование по невысокой стоимости относительно вузов-конкурентов (МГУ, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ), что способствует популяризации аспирантуры.

При этом существуют некоторые аспекты, на которые вузу необходимо обратить внимание. Во-первых, возможно следует повышать качество реализуемых образовательных программ аспирантуры за счет привлечения в образовательный процесс работодателей, ППС других вузов (разработка учебных планов, рабочих программ дисциплин, участие в экзаменационных и экспертных комиссиях и т.д.). Во-вторых, необходимо развивать рекламу образовательных программам по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре в традиционных СМИ и в социальных сетях. В-третьих, Управлению подготовки научных кадров РЭУ им. Г.В. Плеханова следует разработать программу участия в мероприятиях вуза (День открытых дверей, День карьеры) для ознакомления

студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры с образовательными программами аспирантуры, участия в образовательных выставках, проведения специальных встреч со студентами магистратуры, специалитета.

1. Бадмаева С.В., Шубенкова Е.В. Кадры высшей квалификации на современном рынке труда: проблемы подготовки и перспективы использования // VII Абалкинские чтения: Междунар. науч.-практ. конф. «Какие кадры нужны экономике России?». М., 2017. С. 9-20.

2. Ивойлова И. От защиты не уйдут. Правила приема в аспирантуру серьезно поменялись // Российская газета. 2017. 3 апр. № 7236 (70). URL: https://rg.ru/2017/04/03/ kak-izmenilis-pravila-priema-v-aspiranturu.html.

3. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном аспекте // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 17-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Образование за рубежом. Аспирантура за рубежом. URL: https://vseobr.com/poslevuzovskoe/aspirantura/

5. Павлова Л.Н. Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2016. № (5). С. 3-14.

6. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Управление подготовки научных кадров. URL: http://www.rea.ru/ru/org/managements/podgkadrupr/ Documents/Прием/Правила%20приема/4.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.