Научная статья на тему 'Учетная политика как Элемент сближения бухгалтерского и налогового видов учета в негосударственных образовательных учреждениях'

Учетная политика как Элемент сближения бухгалтерского и налогового видов учета в негосударственных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорченко О. И., Федорченко Т. А.

В статье выделены организационно-правовые основы функционирования негосударственных образовательных учреждений, оказывающие влияние на формирование бухгалтерского и налогового видов учета, исследованы различные модели формирования системы налогового учета, выявлены их особенности и недостатки, определены классификационные группы элементов учетной политики для целей налогообложения, а также раскрыты направления сближения двух учетных систем применительно к негосударственным образовательным учреждениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная политика как Элемент сближения бухгалтерского и налогового видов учета в негосударственных образовательных учреждениях»

Проблемы учета

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ СБЛИЖЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО ВИДОВ УЧЕТА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О. И. ФЕДОРЧЕНКО, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов

Т. А. ФЕДОРЧЕНКО, преподаватель кафедры экономики и финансов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Курский филиал)

Середина 1990-х гг. ознаменовалась для Российской Федерации широким распространением негосударственного образования и созданием негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования. Основой для этого послужила реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 гг., принятие Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) и Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусмотревших возможность оказания образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями.

Закон об образовании разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, после чего они стали достаточно активно развиваться.

Динамику функционирования негосударственных образовательных учреждений можно проследить на рис. 1.

Данные, представленные на рис. 1, свидетельствуют о том, что в период с 1996 по 2006 г. наблюдался существенный рост числа негосударственных образовательных учреждений. В дальнейшем следует небольшое, но стабильное увеличение числа учреждений как высшего профессионального, так и среднего профессионального образования, и к 2012 г. их удельный вес в общем числе образовательных учреждений соответствующего профиля составил, соответственно, 41 и 9 %.

В то же время наблюдается рост численности студентов, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. На начало 1995/96 учебного года в техникумах и колледжах их число составляло 7 тыс. чел., в вузах — 136 тыс. чел. К началу 2011/12 учебного года численность студентов достигла 98 и 1 036 тыс. чел., или 13 % от общего числа учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Данные цифры свидетельствуют о сложившейся в стране сфере деятельности, которая при этом обладает определенной спецификой.

■Число негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования

■Число негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования

1996 г. 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. 1. Динамика числа негосударственных образовательных учреждений в Российской Федерации в период с 1996 по 2012 гг. *

Закрепление в нормах гражданского законодательства особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной с реализацией конституционного права личности. Эта необходимость определяет и ряд требований к образовательным учреждениям:

— функционирование в определенных законом организационно-правовых формах некоммерческих организаций (для государственных и муниципальных — только в форме учреждения);

— установление специальной правоспособности, т. е. права осуществлять только ту деятельность в соответствии с законом, которая прямо указана в их учредительных документах. В частности, образовательная деятельность является для таких организаций основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации;

— лицензирование образовательной деятельности (ст. 33 Закона об образовании);

— требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению;

— требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ, установленных Законом об образовании.

Негосударственные образовательные учреждения имеют определенные организационно-правовые особенности, важнейшие из которых представлены в табл. 1.

Несмотря на то, что некоторые организационно-правовые основы функционирования присущи го-

* Источник. Россия в цифрах — 2012 г. / Федеральная служба государственной статистики. URL: http//www. gks. ru.

сударственным и муниципальным учреждениям, негосударственные образовательные учреждения имеют ряд отличительных черт.

Так, можно выделить две группы основ функционирования:

— основы, присущие всем образовательным учреждениям;

— основы, принадлежащие только негосударственным образовательным учреждениям.

К первой группе можно отнести:

— порядок и цель создания;

— учредительные документы;

— вид деятельности;

— лицензионные условия;

— источники доходов;

— назначение прибыли;

— ответственность по обязательствам.

Гражданско-правовой статус образовательных

учреждений как юридических лиц неразрывно связан с их возможностями осуществлять лицензируемую образовательную деятельность. Частные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. Собственник имущества учреждения, в том числе Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств.

Негосударственные и бюджетные образовательные учреждения обоснованно отнесены законом к одной разновидности юридических лиц — учреждениям, причем бюджетные учреждения действуют на основе публичной (государственной или муниципальной) собственности, имея единое право оперативного управления на все свое имущество.

Бюджетные и частные учреждения могут получать доходы в виде бюджетного финансирования и от оказания платных образовательных услуг. Но при этом имеются и некоторые различия. Государственные и муниципальные учреждения имеют гарантированное право на бюджетное финансирование (пусть и не в полном объеме), а негосударственное образовательное учреждение самостоятельно зарабатывает средства на свое содержание.

Основной доход негосударственных образовательных учреждений приходится на платную

Таблица 1

Организационно-правовые основы функционирования негосударственных образовательных учреждений

№ п/п Показатель Основы функционирования

1 Порядок создания Могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций

2 Учредители Граждане и (или) юридические лица

3 Количество учредителей Не ограничено

4 Цель создания Предоставление услуг в области образования

5 Учредительные документы Устав, учредительный договор (на усмотрение учредителей)

6 Право на имущество Право оперативного управления или право собственности

7 Распоряжение имуществом Вправе распоряжаться имуществом, находящимся в собственности учреждения

8 Вид деятельности Занимается видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ и соответствующими целям деятельности, предусмотренными учредительными документами

9 Возможность осуществлять образовательную деятельность Наличие лицензии

10 Финансирование Возможен государственный или муниципальный заказ

11 Доходы Доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами

12 Распоряжение доходами Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей образовательной деятельности

13 Назначение прибыли Прибыль не распределяется между учредителями, а реинвестируется в образовательную деятельность

14 Ответственность по обяза- Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении де-

тельствам нежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества

15 Распространение норм бюджетного законодательства Не распространяются

образовательную деятельность. Удельный вес этих поступлений в структуре доходов негосударственных образовательных учреждений составляет от 80 до 100 %.

Кроме того, образовательная деятельность, как было сказано выше, относится к лицензируемым видам деятельности и находится под контролем государственных структур. В соответствии с подп. 6 и 8 ст. 28 Закона об образовании в компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать управленческие решения по вопросам образования (Минобрнауки России, Рособразование), находятся:

— установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

— проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Для осуществления образовательного процесса должны быть выполнены следующие лицензионные условия:

— в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм;

— условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и работников;

— в части наличия учебного оборудования и оснащенности учебного процесса библиотечно-ин-формационными ресурсами на уровне требований государственных образовательных стандартов.

Ко второй группе относятся:

— право собственности на имущество;

— право распоряжения имуществом;

— выполнение требований бюджетного законодательства.

Негосударственное образовательное учреждение имеет некое преимущество перед бюджетным учреждением, которое в соответствии с п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) полностью лишено права распоряжения в отношении любого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного им за счет бюджетных средств.

Бюджетные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. Негосударственные образовательные учреждения открывают счета в кредитных учреждениях и по своему усмотрению вправе осуществлять расходы, выполнять работы, оказывать

услуги, относящиеся к его основной деятельности, использовать свое имущество для создания других юридических лиц или участия в них.

Некоторые особенности имеет и административно-правовой статус негосударственных образовательных учреждений. Основная особенность заключается в том, что согласно п. 5 ст. 12 Закона об образовании для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Тем самым негосударственные образовательные учреждения вправе разрабатывать собственные положения.

Кроме того, на негосударственные образовательные учреждения не распространяются бюджетное законодательство и инструкции по бюджетному учету. Учетная система негосударственных образовательных учреждений основывается на законодательной и нормативной базе, установленной для коммерческих организаций. При организации бухгалтерского учета негосударственные образовательные учреждения должны руководствоваться положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Отличительная особенность образовательной деятельности — это длительный период оказания услуг, сложность в диверсификации оказываемых услуг и значительное влияние государства на механизм предоставления услуг образования. Платные образовательные услуги могут оказываться в различных формах:

— очной;

— очно-заочной (вечерней);

— заочной форме;

— в форме экстерната.

Учебные занятия проводятся в соответствии с учебным планом в форме лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, практики, дипломной работы или проекта, магистерской диссертации. Краткосрочные образовательные программы могут продолжаться от нескольких дней до одного учебного года. Долгосрочные образовательные программы реализуются в течение нескольких учебных лет. В процессе реализации образовательных услуг можно выделять отдельные

этапы (курсы, семестры) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями услуг.

Негосударственное образовательное учреждение может оказывать услуги на бесплатной для потребителей основе (за счет средств целевого финансирования), а также на платной основе (за счет поступлений от клиентов). Доходы и расходы от оказания таких услуг в учете следует разграничить в связи с тем, что они относятся к разным источникам финансирования.

В настоящее время не существует единого подхода к методам отражения в учете таких поступлений. Кроме того, все полученные доходы негосударственные образовательные учреждения обязаны направлять на обеспечение нужд образовательного процесса, его развитие и совершенствование.

Вопрос отражения в учете доходов и расходов образовательной деятельности не разрешен на законодательном уровне, так как отраслевые ведомства сферы образования регулируют в первую очередь деятельность бюджетных учреждений.

Таким образом, можно заключить, что деятельность негосударственных образовательных учреждений можно отнести к отдельному виду деятельности, обладающему специфическими особенностями. Как и в других видах экономической деятельности, учетная политика в организациях образования приобретает статус внутреннего регламентирующего документа, способствующего практической реализации бухгалтерского и налогового учета.

Образовательные учреждения, так же, как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются нормами Налогового кодекса РФ (НК РФ) и федеральными законами о налогах, являющихся составной частью законодательства о налогах и сборах.

Средства, получаемые налогоплательщиками за оказание услуг за плату, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, являются доходами от реализации и учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном гл. 25 НК РФ. Порядок учета налогоплательщиком доходов и расходов для целей налогообложения прибыли определяется в соответствии с избранным организацией методом учета доходов и расходов.

В то же время налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности, так как они являются некоммерческими и, кроме того, образовательными, для которых Законом об обра-

зовании дополнительно установлены некоторые нормы. Поскольку государственные и негосударственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги, то налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами. В частности, вопросы возникают при применении Закона об образовании в части признания деятельности образовательных учреждений в качестве непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

Деятельность по оказанию услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). При этом согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются услуги, связанные с проведением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Консультационные услуги и услуги по сдаче в аренду помещений облагаются НДС. В случае, когда организация осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения, она должна вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Для любой организации учетная политика является тем распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы бухгалтерского учета. Негосударственные образовательные учреждения не являются исключением. Для них значение учетной политики трудно переоценить. Порядок ведения учета для данных хозяйствующих субъектов в нормативных актах четко не прописан, поэтому различные неурегулированные вопросы учреждениям предстоит решать самостоятельно, фиксируя принятые решения в учетной политике, что позволит сформировать эффективную систему как бухгалтерского, так и налогового учета.

Система налогового учета, разрабатываемая организацией, может быть представлена различными моделями. Одна из них предполагает ведение налогового учета параллельно с бухгалтерским учетом, основываясь на одних и тех же первичных документах. С. А. Рассказова-Николаева выделяет характерные для этой модели особенности:

— для выполнения требования налогового законодательства при формировании налоговой базы можно не учитывать правил бухгалтерского учета;

— внутри структуры организации можно создать обособленную службу налогового учета [3, с. 357].

Данная модель предполагает ведение налогового учета на основе первичных документов с целью определения налоговых баз. При этом процедура создания такой системы достаточна сложна.

Второе направление функционирования налогового и бухгалтерского учета — это максимальное сближение. В этом случае регистры налогового учета строятся как на основе первичных документов, так и на основе регистров бухгалтерского учета и самостоятельных регистров налогового учета. При внимательном изучении нормативной базы по бухгалтерскому и налоговому учету становится ясно, что достичь единых правил бухгалтерского и налогового учета можно не всегда. Следовательно, применение модели сближения налогового учета с бухгалтерским учетом приведет к необходимости выявления отклонений правил учета в различных учетных системах.

Каждая из вышеназванных моделей имеет свои преимущества и недостатки, а также механизм функционирования. Схематично разновидности моделей налогового учета представим на рис. 2. Немаловажно, что все они должны обеспечить возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных показателей, учитываемых при расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов.

Кроме того, в современной литературе [2, с. 57] рассматриваются варианты, когда методика налогового учета может заключаться в отказе от бухгалтерского учета, т. е. в фактическом слиянии бухгалтерского и налогового учета в «объединенный» учет с одним информационным массивом как исходной, так и выходной информации. Принимая во внимание близость правил бухгалтерского и налогового учета, а также допускаемую законодательством гибкость их применения, можно себе представить, что бухгалтерский учет исчезает и на его месте остается один налоговый — тот, за нарушение правил которого начисляются штрафы и пени. Поддерживаем критический подход М. Ю. Медведева к применению данного метода, который является несомненным нарушением бухгалтерского законодательства и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность не учитывать правил бухгалтерского учета. Возможность

создания обособленной

службы. Регистры налогового учета формируются на основе первичных документов

приведет к искажению данных об имуществе и финансовых результатах организации.

Таким образом, неоспоримым фактом является необходимость организации и бухгалтерского и налогового учета. Но остается вопрос: как он будет организован? Одним из вариантов является применение параллельной двойной записи. При этом базы бухгалтерских и налоговых данных существуют параллельно и обрабатываются аналогично. Основным недостатком данного способа является неоправданное увеличение информации вследствие дублирования операций. При этом налоговая информация будет кодироваться при помощи плана счетов налогового учета. Счета налогового учета будут иметь иные наименования и номера, отличные от счетов бухгалтерского учета, что приведет к новой корреспонденции.

Наиболее простым представляется ведение бухгалтерского и налогового учета в единой системе балансовых счетов, регистрируя базовую величину бухгалтерского учета и отличную от нее дополнительную величину налогового учета. Происходит регистрация лишь отличающихся налоговых данных от данных бухгалтерских, исключается дублирование информации.

Проанализировав факторы, влияющие на возможность сближения бухгалтерского и налогового учета, можно придти к следующим выводам:

1) при желании бухгалтерский и налоговый учет могут быть полностью интегрированы, за исключением расхождений в определении стоимости активов (основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров), учет которых представляет собой наиболее сложную методологическую проблему;

2) степень несоответствия бухгалтерских и налоговых данных тем выше, чем шире спектр хозяйственных операций, происходящих в организации;

3) учитывая, что спектр хозяйственных операций у небольших организаций невелик, количество расхождений между бухгалтерским учетом и по-

Налоговый учет

Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета Интеграция налогового и бухгалтерского учета

Особенности модели Особенности модели

Недостатки

Сложность организации параллельной обработки массива информации. Трудоемкость. Необходим координатор двух видов учета

Возможность совмещать способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Регистры налогового учета формируются на основе регистров бухгалтерского учета, первичных документов и самостоятельных регистров налогового учета

Недостатки

Учет отклонений при разработке системы аналитического учета. Доработка форм бухгалтерских регистров. Вероятен рост налоговых платежей

Рис. 2. Модели функционирования налогового учета

рядком определения налогооблагаемой прибыли очень незначительно. Это позволяет организовать эффективную систему получения информации для целей налогообложения в рамках бухгалтерского учета.

Схематично путь от формирования первичных документов до составления налоговой отчетности можно представить на рис. 3.

При выборе оптимальной модели налогового учета организации следует принимать во внимание следующие факторы:

— специфику хозяйственной деятельности организации;

— организационную структуру организации;

— степень автоматизации учетного процесса и уровень системы обмена информацией между структурными подразделениями;

— наличие заинтересованных внешних пользователей финансовой отчетности (потенциальных инвесторов, акционеров, государственных фискальных органов, кредитных организаций, региональных органов власти и других контрагентов);

— уровень состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— финансовые возможности организации [3, с. 358].

Учитывая тот факт, что негосударственные образовательные учреждения являются небольшими

Определение основных различий в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей налогового учета

Первичные документы

Учетные регистры

1

Формы бухгалтерской отчетности V

Регистры учета операций не отражаемых в бухгалтерском учете

Аналитические и сводные налоговые регистры

Налоговые декларации

Рис. 3. Организация налогового учета при использовании модели сближения двух систем учета

организациями и только статус некоммерческих организаций не дает им возможности относиться к категории малого бизнеса, можно заключить, что модель сближения бухгалтерского и налогового учета является наиболее оптимальной для организации учета. Инструментом, обеспечивающим организацию учета, является учетная политика, которая определяет систему бухгалтерского и налогового учета организации.

В целом все элементы учетной политики для целей налогообложения в современной литературе [1, с. 16] подразделяются на две большие группы:

— элементы, обязательные для отражения в учетной политике, имеющие соответствующие указания в Налоговом кодексе РФ;

— дополнительные элементы, которые не являются обязательными для отражения в учетной политике, но позволяют налогоплательщику выбрать один из предложенных Налоговым кодексом РФ вариантов.

Но это один из признаков подразделения элементов учетной политики. Большое значение при формировании учетной политики для целей налогообложения имеет классификация ее элементов. Для выявления различных классификационных групп были выделены следующие виды элементов учетной политики (табл. 2). Представленная классификация — это объединение элементов учетной политики для целей налогообложения в отдельные группы по однородному признаку.

При разработке учетной политики организации могут ставить перед собой различные цели:

— достижение инвестиционной привлекательности;

Таблица 2

Классификация элементов учетной политики для целей налогообложения

№ п/п Классификационный признак Группа элементов

1 По степени влияния на размер исчисляемых налогов Элементы, оказывающие влияние на размер налоговых платежей. Элементы, не оказывающие влияния на размер налоговых платежей

2 По степени отражения в законодательных актах Элементы учетной политики, установленные законодательством. Самостоятельные решения организации, не отнесенные законодательством к учетной политике

3 Для целей группировки в разделы Организационно-технические. Методические

4 Для целей оформления Элементы, включаемые в отдельные разделы приказа об утверждении учетной политики. Элементы, отражаемые в отдельных приложениях к приказу об утверждении учетной политики

5 По отношению к процессу формирования налоговой базы Элементы, квалифицирующие активы и обязательства в целях расчета налоговой базы. Элементы, отражающие варианты оценки активов и обязательств в целях формирования налоговых баз. Элементы, отражающие момент признания доходов, расходов, активов, обязательств и момент формирования налоговой базы

— оптимизация налогообложения;

— снижение трудовых затрат на организацию учетного процесса.

В связи с тем, что негосударственные образовательные учреждения не ставят своей целью максимизацию прибыли для роста дивидендов, изначально можно отнести их к категории малопривлекательной для инвестиций. Следовательно, наиболее приемлемой целью можно назвать оптимальное сочетание снижения налоговой нагрузки и учетных затрат за счет сближения бухгалтерского и налогового учета.

Поскольку показатели в целях налогообложения могут отличаться по сумме и дате признания от сумм в бухгалтерском учете, то возникает задача — сблизить порядок отражения отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Такими мерами являются:

— заключение договоров с контрагентами (покупателями, поставщиками, кредитными организациями и т. д.) на соответствующих условиях;

— выбор соответствующих методов бухгалтерского и налогового учета и принятие соответствующих положений учетной и налоговой политики.

В табл. 3 приведены варианты некоторых элементов учетной политики, доступных негосударственным образовательным учреждениям, и рекомендации, позволяющие достичь сближения двух учетных систем с точки зрения методики ведения учета.

По мнению авторов, сближение бухгалтерского и налогового учета логично обосновано, посколькУ:

— учет двух систем ведется бухгалтерскими службами;

— обе системы являются нормативно регулируемыми;

— обе системы формируют обязательную внешнюю отчетность.

Поэтому, формируя учетную политику с применением одинаковых способов в бухгалтерском и налоговом учете, бухгалтерская служба достигает оптимизации своей работы.

№ п/п Элемент учетной политики Бухгалтерский учет Налоговый учет Рекомендации

1 Методы признания Метод начисления Кассовый метод. Установление единого

доходов и расходов Метод начисления метода в бухгалтерском и налоговом учете

2 Признание доходов, Единомоментно в начале или в Доход распределяется в Рекомендуется признавать

относящихся к не- конце периода обучения. соответствии с принципом доход как соответствую-

скольким отчетным Поэтапное определение части до- формирования расходов щую долю стоимости обу-

периодам хода равномерно в течение периода обучения чения, пропорциональную периоду обучения

3 Варианты учета не- Общехозяйственные расходы еже- Все общехозяйственные Рекомендуется в бухгал-

которых расходов месячно: расходы являются кос- терском учете списывать

— списываются в полной сумме в венными, т. е. уменьшают общехозяйственные

дебет счета 90 «Продажи»; налогооблагаемый доход в расходы на счет 90 «Про-

— относятся на производственную том периоде, в котором они дажи»

себестоимость осуществлены

4 Варианты учета Основные средства стоимостью Основные средства, стои- Рекомендуется объекты

основных средств 40 000 руб. и менее можно либо мость которых не белее стоимостью не более

амортизировать в течение срока 40 000 руб., не являются 40 000 руб. за единицу

полезного использования, либо амортизируемым имущест- списывать на затраты про-

списать на расходы по мере ввода в вом, списываются на расхо- изводства по мере ввода

эксплуатацию ды в полной сумме их в эксплуатацию

5 Амортизация основ- Применение следующих способов: Начисление амортизации Рекомендуется начисле-

ных средств — линейный; линейным или нелинейным ние амортизации линей-

— уменьшаемого остатка; методом ным способом

— списание стоимости по сумме

чисел лет полезного использования;

— списание стоимости пропорцио-

нально объему продукции

Таблица 3

Элементы учетных политик для целей бухгалтерского и налогового учета

Окончание табл. 3

№ п/п Элемент учетной политики Бухгалтерский учет Налоговый учет Рекомендации

6 Приобретение материально-производственных запасов Отражают: — либо по фактической себестоимости; — либо по учетным ценам Учитывают, исходя из цен приобретения (без НДС) Рекомендуется отражать сырье и материалы по фактической себестоимости

7 Списание сырья и материалов Применение способов: — по себестоимости каждой единицы; — по средней себестоимости; — по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов Применение способов: — по себестоимости каждой единицы; — по средней себестоимости; — по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов; — по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов Установление единого метода в бухгалтерском и налоговом учете

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Анищенко А. В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Вершина, 2009. 280 с.

2. Медведев М. Ю. Учетная политика организации на 2010 год. М.: КноРус, 2010. 248 с.

3. Учетная политика организации / под ред. С. А. Рассказовой-Николаевой. М.: Экономическая газета, 2010. 496 с.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.