Научная статья на тему 'Этапы и алгоритм формирования учетной политики в негосударственных образовательных учреждениях'

Этапы и алгоритм формирования учетной политики в негосударственных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1986
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорченко Т. А.

При выборе или разработке способов учета негосударственное образовательное учреждение обязано учитывать условия хозяйствования и специфику деятельности организации. Это обстоятельство вызвано тем, что каждый вид деятельности опирается помимо законодательных и нормативных документов в области бухгалтерского учета на отраслевые нормативные документы и методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и алгоритм формирования учетной политики в негосударственных образовательных учреждениях»

Проблемы учета

ЭТАПЫ И АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Т. А. ФЕДОРЧЕНКО, преподаватель кафедры учета и анализа хозяйственной деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Курский филиал)

При выборе или разработке способов учета негосударственное образовательное учреждение обязано учитывать условия хозяйствования и специфику деятельности организации. Это обстоятельство вызвано тем, что каждый вид деятельности опирается помимо законодательных и нормативных документов в области бухгалтерского учета на отраслевые нормативные документы и методические рекомендации.

Необходимо отметить, что любая специфика деятельности организации должна учитываться не только в целях управления данной организацией, но и формирования информации для внутренних и внешних пользователей.

Среди пользователей информации образовательного учреждения можно выделить следующие категории:

— внутреннюю (руководители структурных подразделений, специалисты и служащие, учредители);

— внешнюю (получатели образовательной услуги, налоговая служба, органы государственной статистики, комитеты образования регионального и муниципального уровня, национальное аккредита-ционное агентство в сфере образования и другие).

При этом информационной базой для предоставления различных видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой) является система бухгалтерского учета, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, в том числе и специфические потребности в информации конкретных пользователей.

К числу специфической информации можно отнести отдельные составляющие модуля сбора данных для высших и средних профессиональных учреждений, предоставляемые Росаккред-агентству:

— сведения о структуре доходов (бюджетное финансирование, средства, полученные от научных исследований, доходы от оказания образовательных услуг);

— сведения о структуре расходов (расходы на оплату труда, приобретение учебного оборудования, расходы на информационное и библиотечное обслуживание и др.);

— информация об обеспеченности учебного процесса (общая стоимость основных фондов и стоимость вычислительной техники, учебного оборудования в частности);

Заместитель руководителя по учебной работе

Заместитель руководителя по научной работе

Заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе

Заведующий библиотекой

Заведующий архивом

Экономист

— информация о расходах на научно-исследовательские разработки (суммарный объем и источники финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований).

Отдельным направлением предоставления информации является статистическая отчетность, которая помимо общепринятых форм отчетности предусматривает специфическую информацию в виде форм отчетности, предоставляемых негосударственным образовательным учреждением в составе отчетности учреждений образования и некоммерческих организаций:

— форма № СПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования»;

— форма № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования»;

— форма ТЗВ-НКО «Сведения о расходах некоммерческих организаций»;

— форма 11(краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций»;

— форма 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации».

Разнородность информации, формируемой в рамках бухгалтерского учета негосударственного образовательного учреждения, ставит задачу поиска инструмента, позволяющего работать в учетной системе и предоставлять информацию различным группам пользователей. В качестве такого инструмента может выступать учетная политика организации, которая позволит получить из бухгалтерского учета информацию для любых учетных систем.

Несмотря на то, что в нормативных документах, регламентирующих учетную работу организации, определено, что ответственность за формирование учетной политики возлагается на главного бухгалтера, в процессе формирования отдельных элементов учетной политики необходим вклад других подразделений и специалистов (рис. 1). Это позволит сделать из учетной политики инструмент реального управления, разработать рабочий план с хорошей

Учредитель

Руководитель

Главный бухгалтер

Организационно-технические и методические варианты ведения учетной работы

, I

--

Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового видов учета

Рис. 1. Участие структурных подразделений образовательного учреждения в формировании учетной политики

аналитикой, применить унификацию способов учета, закрепить в учетной политике решение неясных вопросов внешнего нормативно-правового поля.

Можно выделить следующие этапы процесса формирования учетной политики: предварительный, аналитический, проектный, текущий, заключительный.

Предварительный этап. Позволяет выполнить анализ фактического состояния бухгалтерского учета организации, изучить законодательные и нормативные документы в области бухгалтерского учета, налогообложения, а также отраслевые нормативные документы и рекомендации. Анализ действующего законодательства и нормативной базы должен осуществляться не только в одном направлении, что предписывается или разрешается делать в части учета, но и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации.

Аналитический этап. Характеризуется предварительной работой в области проектирования учетной политики. На данном этапе происходит анализ организационной структуры образовательного учреждения, взаимодействия подразделений, состава внутренней отчетности, состава информации, необходимой внешним пользователям. Так как для этого требуется доскональное знание особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействие, главному бухгалтеру необходимо работать в тесном контакте с

другими службами образовательного учреждения.

Проектный этап. На этом этапе происходит постановка цели формирования учетной политики, разработка ее структуры, предусматриваются пути ее унификации. При этом от главного бухгалтера требуется определение текущих экономических позиций учреждения и перспектив его развития. На данном этапе целесообразно выделить те направления, разделы и

объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Вопросы, на которые необходимо найти ответы на данном этапе, схематично можно изобразить на рис. 2.

Текущий этап. Основной этап формирования учетной политики, позволяющий определить аспекты учетной политики, ее составляющие элементы, разработать документацию, раскрывающую отдельные элементы. Заключительной процедурой текущего этапа является разработка проекта учетной политики.

Заключительный этап. Включает процедуры согласования проекта учетной политики с руководителями структурных подразделений, решение проблем, возникших на данном этапе. Завершающей процедурой данного этапа является утверждение учетной политики приказом руководителя.

Каждый этап характеризуется определенными сложностями и играет свою роль в процедуре формирования учетной политики. Но наиболее трудоемким и долговременным является текущий этап, отвечающий за выбор тех элементов, которые позволят получить максимальный эффект от функционирования учетной системы. На этом этапе должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые необходимо отразить в учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на пять групп:

— выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования;

Рис. 2. Этапы описания учетной системы организации в учетной политике

— способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

— способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров;

— способы бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;

— способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

Можно рекомендовать следующий алгоритм формирования учетной политики (рис. 3).

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Окончательное решение по утверждению учетной политики возлагается на руководителя организации, в результате чего учетная политика становится важным распорядительным документом.

Нельзя не согласиться с мнением С. А. Расска-зовой-Николаевой [1, с. 42], что создать типовую

§

я :=

Провести анализ фактического состояния бухгалтерского и налогового учета

Изучить законодательную и нормативную документацию в области бухгалтерского учета, налогообложения и отраслевые нормативные документы и рекомендации

Определить круг вопросов, предполагаемых к рассмотрению в учетной политике

§

я :=

Провести анализ организационной структуры учреждения

Определить состав внутренней отчетности

Определить состав информации, необходимой внутренним пользователям

Определить цель формирования учетной политики

Разработать структуру учетной политики

=

я я :=

Унификация учетного процесса

Оптимизация налогообложения

Достижение инвестиционной привлекательности

Объединение учетной политики для целей

бухгалтерского и налогового учета

Разграничение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета

Выбор разделов учетной политики

Выделить конкретные направления ведения и организации бухгалтерского учета

Виды имущества

Виды обязательств

Виды доходов

Виды расходов

Установить допустимые законодательными и нормативными актами способы ведения учета

§

я :=

Нормативный документ однозначно указывает способ учета факта хозяйственной деятельности

В нормативном документе даны несколько вариантов учетного отражения фактов хозяйственной деятельности

Нормативные предписания отсутствуют

В учетной политике не отражается

Выбрать из нескольких допустимых способов ведения бухгалтерского учета

Воспользоваться альтернативой, применять или не применять тот или иной способ учета

Разработать новый способ исходя

из действующих положений по бухгалтерскому учету и Международных стандартов финансовой отчетности

Сформировать проект учетной политики

Согласовать проект учетной политики с руководителями структурных подразделений

§

я :=

Внести рекомендуемые коррективы в проект учетной политики

Утвердить учетную политику приказом руководителя

Рис. 3. Алгоритм формирования учетной политики

учетную политику, которую организации могли бы использовать без какой-либо доработки, не представляется возможным, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов хоть в чем-то отличает-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся от другого. Но учитывая общие цели и задачи негосударственных образовательных учреждений, можно сформировать структуру учетной политики (см. таблицу).

Структура учетной политики негосударственного образовательного учреждения

№ пункта Организационно-технический аспект Методический аспект

1 Для целей бухгалтерского учета

Организация бухгалтерской службы Учет основных средств

Актуальный на текущий отчетный год рабочий план счетов Учет нематериальных активов

Способ организации регистров бухгалтерского учета Учет материально-производственных запасов

Технология обработки учетной информации Учет финансовых вложений

Формы первичных документов, регистров бухгалтерского учета, документы внутренней отчетности Затраты на оказание услуг и расходы на продажу

График документооборота Доходы

Сроки и порядок проведения инвентаризации Целевое финансирование

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов Займы и кредиты

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение доверенностей Нераспределенная прибыль

Перечень должностных лиц, имеющих право получать средства в подотчет на хозяйственные нужды Резервы предстоящих расходов и платежей

Срок отчетности по суммам, выданным подотчет Расходы будущих периодов

Объем и формы бухгалтерской отчетности Учет налога на прибыль

2 Для целей налогового учета

2.1 Общий режим налогообложения

Порядок ведения счетов-фактур, книги покупок, книги продаж Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения налогового учета, система налоговых регистров Налог на прибыль

2.2 Упрощенная система налогообложения

Порядок ведения книги доходов и расходов Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Приведенная структура учетной политики негосударственного образовательного учреждения не является универсальной. Образовательное учреждение может видоизменять ее в соответствии с особенностями функционирования учреждения. Главное, чтобы учетная политика отвечала следующим требованиям:

— формирование объективной картины финансового состояния организации и финансовых результатов ее деятельности;

— обеспечение потребности управленческого персонала в информации;

— рациональное сочетание бухгалтерского и налогового учета, обеспечивающее выполнение каждым из них соответствующих функций.

Таким образом, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами органи-

зации. Некоторые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. Для организаций, имеющих отраслевые специфические особенности функционирования и формирования данных внешней и внутренней отчетности, еще большее значение имеет создание четкой системы внутреннего нормативного регламента.

Список литературы

1. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

2. Учетная политика организации / под ред. С. А. Рассказовой-Николаевой. М.: Экономическая газета, 2010. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.