Научная статья на тему 'Учет влияния струи винта на распределение давления вдоль стенки трубы'

Учет влияния струи винта на распределение давления вдоль стенки трубы Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Бабкин В. И., Горелов Ю. А.

Показано, чторабота винта в рабочей части аэродинамической трубы при отсутствии перфорации ее стенок вызывает появление дополнительного поля статических давлений на стенках трубы. Выявлены основные закономерности, определяющие величину дополнительного давления в зависимости от относительных размеров винта и трубы, коэффициента нагрузки на винт и числа М набегающего потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет влияния струи винта на распределение давления вдоль стенки трубы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ Том XVIII 1987

М 1

УДК 533.6.071.082 : 629.7.03 533.6.071.088

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СТРУИ ВИНТА НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ ВДОЛЬ СТЕНКИ ТРУБЫ

Показано, что- работа винта в рабочей части аэродинамической трубы при отсутствии перфорации ее стенок вызывает появление дополнительного поля статических давлений на стенках трубы. Выявлены основные закономерности, определяющие величину дополнительного давления в зависимости от относительных размеров винта и трубы, коэффициента нагрузки на винт и числа М набегающего потока.

При испытании моделей с работающими винтами на стенках рабочей части аэродинамической трубы возникает дополнительное поле статических давлений, обусловленное индукционным влиянием струй от винтов. Очевидно наиболее сильно это влияние должно проявляться в скоростных трубах с закрытой рабочей частью при отсутствии перфорации стенок. В качестве примера на рис. 1 приведены характеристики распределения давления по длине рабочей части трубы при испытании модели вось-

В. И, Бабкин, Ю. А. Горелов

Винтовой

прибор

М=0,6

Модель отсека крыла

о -0,0318 * -0,0163 0 0.0056

(4пип ПП ппіїпноп ▲ Л1С11

• 0,0125

* 0,1053

▲ П1С11

Рис. 1

милопастного воздушного винта на винтовом приборе, когда струя от винта обтекала модель отсека крыла с мотогондолой. Изменением числа оборотов винта при фиксированных углах установки лопастей и числе М получены серии зависимостей Дрст =/(■*)

Т

при различных значениях коэффициента нагрузки на винт В --------------------------- , где

Чк$в

~“ Рс7 "" Рк

Дрст =--------------коэффициент статического давления, вычисленный по осредненным

Я к

значениям статического давления, измеренного в четырех точках периметра рабочего сечения трубы на расстоянии х от начала рабочей части и отнесенного к значениям скоростного напора с/к и статического давления рк в контрольном сечении трубы. Тяга винта Г измерялась тензометрическими весами, расположенными в винтовом приборе. _

Характер протекания зависимостей АрСт=/(х) обусловлен присутствием в рабочей части трубы той или иной конфигурации модели и винтового прибора. Во всех исследованных конфигурациях увеличение нагрузки винта мощностью вызывает монотонное увеличение статического давления на всем протяжении рабочей части трубы как до плоскости вращения винта, так и за ним, при этом с ростом числа М приращения Дрст увеличиваются.

Наличие переменного по длине рабочей части трубы поля статических давлений, обусловленных работающим винтом, в условиях наличия в трубе скоростной индукции отражается не только на характере распределения давления по поверхности модели и затрудняет определение истинного влияния, обусловленного обдувкой модели струей от винта для условий безграничного потока, но и может оказать определенное влияние на КПД самого винта.

С целью выявления основных закономерностей, обусловленных влиянием работающего винта в условиях ограниченных стенками, было проведено математическое моделирование работы идеального винта в цилиндрической трубе. Схема рассмотренной задачи определения скоростей и давлений в неоднородном течении, состоящем из областей набегающего потока и струи идеального винта, симметричной относительно оси трубы, показана на рис. 2, где приведена также разметка характерных сечений по длине трубы. Предположим вначале, что жидкость несжимаема, а течение потенциально как внутри струи, так и во внешнем потоке. Границы струи в таком рассмотрении представляют собой поверхности разрыва тангенциальной компоненты скорости, на которых, однако, непрерывно статическое давление. Напротив, сам идеальный винт схематизируется сечением, в котором скачком изменяется полное и статическое давления, но непрерывно поле скоростей. Для винта в неограниченном потоке заданными величинами считаются скорость набегающего потока статическое давление невозмущенного потока и скачок полного давления Др. Для случая течения вокруг винта в ограниченном пространстве, как будет показано ниже, скорости вверх и вниз по потоку различны, поэтому под У^ можно понимать скорость либо в сечении «О», либо в «1», либо в «3» (см. рис. 2). Удобным инструментом для решения данной задачи является метод аэродинамических особенностей, разновидность которого, метод вихревого слоя — широко используется при решении плоских струйных задач [1, 2]. Метод вихревых особенностей, часто применяемый при математическом моделировании на ЭВМ, в работе [3] был обобщен и на случай трехмерных задач истечения идеальных струй. Он был использован для получения численного решения задачи об идеальном винте в цилиндрической трубе.

Для осесимметричной задачи о винте в канале не удается получить аналитического выражения для возмущенной скорости как функции расстояния от плоскости винта. Однако можно воспользоваться для определения разности скоростей в сечениях

О и 3 (рис. 2) законами сохранения импульса и расхода. В соответствии с разметкой характерных сечений, приведенных на рис. 2, будем применять следующие обозначения: Т — тяга винта; ро, Уо, Ро — параметры течения вдали перед винтом — статическое давление, скорость и площадь трубки тока, проходящей впоследствии через

винт; рь У і, і7! — параметры течения непосредственно перед винтом; р2, У<> — сразу за винтом; рз, У3, /'з — далеко за винтом в струе; У4 — скорость далеко за винтом вне струи; С — площадь поперечного сечения трубы.

Из уравнений расхода

сразу следует, что в цилиндрической трубе при С< оо скорости во внешнем потоке по разные стороны от винта неодинаковы. Считая известными площади С, £\, скорость Vк и перепад давлений Др (последнее эквивалентно заданию тяги винта Г=ЛДр), можно определить скорость в бесконечности перед винтом:

В предположении малости нагрузки на ометаемую площадь получаем

Для получения зависимости и(х, г) воспользуемся численным методом [3]. В нем границы струи и стенки трубы заменяются вихревыми поверхностями, которые при численном решении моделируются дискретными вихрями. Форма поверхности струи и интенсивность вихревых особенностей на обеих границах определяются в итерационном процессе решения, в котором достигаются условия непротекания и условие «отсутствия перепада статических давлений» в массе контрольных точек на поверхности струи. Методика построения численного решения изложена в работе [3]. В разработанном методе нет ограничений на малость величины нагрузки на ометаемую винтом площадь как и на форму струи. С его помощью можно получить поля скоростей и давлений во всей области внутри струи ц трубы.

Для малой нагрузки на ометаемую винтом площадь расчетные поля давления Л~ Р— Рос

Ар =---------- вокруг изолированного винта, полученные данным расчетным методом

совпадают с теоретическими результатами работы [4] (рис. 3). Для винта в цилиндрической трубе с радиусом, вдвое превышающем радиус винта, расчет дает увеличение разрежений перед плоскостью винта и торможение за ним. При этом величина дополнительных давлений, обусловленных наличием стенок трубы при работе винта оказывается примерно постоянной поперек потока в каждом рассматриваемом сечении.

На рис. 4, а показаны результаты расчетов распределения давлений на стенке для конкретных значений /ч/С*®0,1, имевших место в эксперименте, и двух значений: В=0,4 и 0,15. Полученная в результате расчетов при М = 0 зависимость распределения

А ~ Рст Ро

статических давлении на стенке ДрСт=—д—;---------------для обоих расчетных случаев полу-

о • цо

чилась практически одинаковой, несмотря на отсутствие ограничений на величину нагрузки В (рис. 4, б). Разность скоростей и давлений в достаточно удаленных от плоскости винта точках близка к значениям, даваемым формулой (1). Таким образом, отличие поля давлений, вызываемое работой винта в условиях цилиндрической трубы, от условий его работы в безграничном потоке состоит в появлении дополнительного поля давлений, примерно постоянного по поперечному сечению трубы и монотонно нарастающего по длине трубы. При этом наиболее интенсивное увеличение давлений начинается за пределом 0,5... 1,0 диаметра винта от места его расположения по длине трубы и практически заканчивается на таком же удалении от его плоскости. Такой характер влияния работающего винта на распределение статических давлений на стенки трубы свидетельствует о целесообразности определения скорости набегающего потока в аэродинамической трубе при испытаниях с винтами в контрольных сечениях, вынесенных перед плоскостью винтов на расстоянии, превышающем по крайней мере два диаметра винта.

Рассмотрим теперь, к чему приводит влияние сжимаемости воздуха. В работе [4] дана теория слабонагруженного винта в безграничном сжимаемом потоке.

Для учета сжимаемости в задачах о винте с ограничивающими стенками, как и для задачи о винте в неограниченном пространстве [4], можно ввести понятие приведенного расстояния от плоскости винта

Ро У0 = Л ^ = /^3. (С-/=■„) У0 = (С-^з) У4

Вд,

V 1 — М3 1?ь У\ — №

*- • Р'Ро Г- M=M,S

' Р" to ' / ом

0,04

-М?0, расчет ЇХ'

0, пересчет №

/ f/ B’0,4(V3/V^!JB)

0,02, /7 \B~0J5{ V^V^^W)

/А //: п ]

/// у - 1 . 1 t I 1

-J -2-І t 2 3 x/Kk

k~ P"P° qB

0,1 1 ' - B =0J5 і. r. і і

/ О t г З х/иь Рис. 4

0,39 0,45 0,58 0,66 0,12 0,78

50° О •

55° А а д

60° а о ■

65° о ♦ О

Тогда структура поля давлений не будет зависеть от числа М набегающего потока и для того, чтобы получить значение давлений с учетом сжимаемости в точке с абсцис-

_ — _ X

сой х, достаточно знать давление в несжимаемом потоке в точке хКі хи — :

и увеличить это давление в

( 1 — М2 )

VI — м2 ’

раз.

1 — М2

Таким образом, влияние сжимаемости должно проявляться как в увеличении давлений, образующихся на стенках трубы при работе винта, так и в сужении зоны его влияния по длине трубы. На рис. 4, а показаны результаты расчетов для рассмотренных выше случаев нагрузки на винт В=0,15 и 0,4 при двух числах М=0,5 и 0,8. Сопоставление их с результатами, полученными выше без учета влияния сжимаемости (М=0), отчетливо показывает характер и степень увеличения давлений на стенке, обусловленный влиянием сжимаемости при работе винта в цилиндрической трубе. Обработка результатов расчетов позволяет предложить функциональную зависимость Р(хм), использование которой в диапазоне нагрузок на ометаемую площадь В = 0-:-0,4 и отношения диаметров винта и трубы £>ВД)Т «0,25-4-0,35, дает возможность рассчитывать величины дополнительных статических давлений, возникающих на стенках цилиндрической трубы при работе винта по формуле:

Д рст — р (лгм)

В

У

От ) ’

где хм

Яв /1-М2

1 — М2

— приведенное расстояние от плоскости винта.

На рис. 5 показана зависимость ^(хм) в сопоставлении с результатами эксперимента, которая свидетельствует о хорошем соответствии теоретических и экспериментальных значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивантеева Л. Г., Морозова Е. К., Пав ловец Г. А.

Расчет подъемной силы профиля с закрылком при обдуве струй. — Труды ЦАГИ, 1981, вып. № 2097.

2. Бабкин В. И., Глушков Н. Н. Численное моделирование взаимодействия тонкого профиля со струей реактивного двигателя. —

Труды ЦАГИ, 1982, вып. 2124.

3. Бабкин В. И. Белоцерковский С. И.,» Гуляев В. В. Математическое моделирование на ЭВМ стационарных течений струй идеальной жидкости.-—ДАН СССР, 1981, т. 256, № 6.

4. Келдыш В. В. Исследование поля давлений винта с бесконечно большим числом лопастей при равномерном распределении тяги. — Сб. работ по теории воздушных винтов. — БНИ ЦАГИ, 1958.

Рукопись поступила 29IIII 1985 г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.