УДК 621.438
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УСТАНОВКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИХРЕВОЙ ТЕОРИИ
© 2008 г. Н.Н. Ефимов, Н.Л. Матвеев, Г.К. Епифанов
Процессы энергообмена между лопастями ветряного колеса (в дальнейшем репеллер) и воздушного винта весьма близки с тем отличием, что репеллер преобразует энергию набегающего потока в механическую, а в воздушном винте подведенная к валу механическая энергия передается набегающему потоку, увеличивая его кинетическую энергию. Теория рассматривает эти процессы как две разновидности одного явления.
Основным допущением теории идеального винта является то, что приращения скорости потока в плоскости винта и за винтом относятся как 1:2, т.е. осевая скорость потока в плоскости винта в два раза меньше добавочной осевой скорости за винтом. Такое же соотношение соответственно принято для угловых скоростей потока. Аэродинамический расчет репеллера по классической теории базируется на таком же допущении.
Предполагается, что в работе принимает участие только поток воздуха, проходящий через ометаемую площадь, разрыва струй нет, и существует некоторый обмен энергиями между частями внешнего потока и струями проходящими через репеллер. Расчет по Сабинину [1] основан на теории идеального репеллера, с которого сходит вихревой соленоид. Заштрихованная зона на рис. 1 - это часть потока, принимающая участие в рабочем процессе в виде присоединенной массы, попадающей справа внутрь вихревого соленоида.
1
0
2
V - U2
1
2
Рис. 1. Схема потока вокруг репеллера: - по Сабинину [1];--по классической теории
Основные кинематические соотношения в этом процессе следующие.
Ометаемая площадь - среднеарифметическое из площадей струй в достаточном удалении в обе стороны от репеллера: F1 = 0,5 (F0 + F2).
Торможение потока в плоскости репеллера и1 зависит от режима работы и в частном случае равно
половине полного торможения Аи = и2, причем и 2 = Уо - V2 = 2«1/(1 + и 1/Го ) = 2и 1/(1 + е) .
Величина е = и 1 /У0 , которая будет использована
в предлагаемом расчете, называется относительным торможением.
Принятые обозначения: а - угол атаки, град; Ь -ширина лопасти, м; в - угол между плоскостью вращения репеллера и относительной скоростью, град; В - нагрузка на ометаемую площадь, равная
т!(%R 2рУ02 /2); Т - осевая нагрузка на репеллер; Г -циркуляция скорости, м2/с; Су - коэффициент подъемной силы, равный у/(£ рУ02/2); У - подъемная сила
крыла (лопасти), Н; £ - площадь лопасти, м2; Сх -коэффициент профильного сопротивления крыла,
равный Ху/(£ рУ02/2); р - плотность воздуха, кг/м3; М
= Сх1Су - коэффициент обратного аэродинамического качества крыла; D - диаметр ветряка, м; R -внешний радиус репеллера, м; £ - нерабочая часть лопасти, равная г^ ; к - число лопастей; Р, Р„ Р, Рт -рабочая мощность, мощности идеального ветродвигателя, потерянная на индуктивное сопротивление и на кручение струи, Вт; и1, и2 - окружная скорость вращения струи в плоскости репеллера и за репеллером, м/с; и1, и2 - приращение скорости потока в плоскости репеллера и далеко за репеллером, м/с; У0 - скорость потока далеко перед репеллером, м/с; w - относительная скорость потока, м/с; г = wR|У0 - число модулей
на конце лопасти; г = w>R|У - число модулей на радиусе г; 2и =(w2 + и 1 )/(У0 -и 1) - число относительных модулей; ^ - коэффициент использования энергии ветра идеального ветряка; £ - коэффициент использования энергии ветра; ^ - угловая скорость вращения репеллера, 1/с.
Под словом «репеллер» мы подразумеваем какой-то аппарат, конструкция которого не предопределяется, но который обладает свойством пропускать воздух через свой диск, называемый плоскостью репеллера, и воспринимать часть его кинетической энергии. На рис. 2 приведена диаграмма скоростей лопастного репеллера. Идеальным репеллером мы будем называть репеллер, действующий в идеальной жидкости, сквозь диск которого в осевом направлении проходит воздух с одинаковой скоростью по всей площади диска.
0
Vo - U
0
вызванная окружная скорость; вызванная осевая скорость;
Рис. 2. Диаграмма скоростей по Сабинину [1]
Аэродинамический расчет ветроэнергетической установки (ВЭУ) предлагается на базе вихревой теории воздушного винта, но с внесением принципиального отличия, которое характерно для рабочего процесса ВЭУ. В основу вихревой теории винта Н.Е. Жуковским положено следующее: действие винта в данном пространстве заменяется аналогичным действием на поток вихревой системы, состоящей из системы вихрей. В качестве основного параметра данной теории принята циркуляция скорости (Г). Циркуляцией можно назвать неравномерность скоростей вокруг аэродинамического профиля крыла, лопасти и не только скорости. В соответствии с теоремой Н.Е. Жуковского на профиль действует аэродинамическая сила R = р^Г. Для того чтобы при плавном обтекании крыла на нем возникла результирующая сила воздействия потока, необходима несимметрия в распределении местных скоростей, нормальных давлений. Математическое выражение циркуляции Г = <£0^5. Построение вихревой теории винта
Н.Е. Жуковского заключается в том, что находится связь между: 1) циркуляцией и вызванными винтом скоростями; 2) циркуляцией и конструктивными параметрами лопасти (уравнение связи); 3) циркуляцией и мощностью. На основании проведенных исследований первые два пункта полностью используются в
У
расчете ВЭУ. Третий пункт не является столь однозначным для ВЭУ, поскольку мощность зависит не только от циркуляции, но и от скорости в плоскости репеллера, которая и определяет величину циркуляции.
Для упрощения формул вихревой теории В.П. Ветчинкиным были введены отвлеченные обозначения. Эти обозначения значительно упрощают вычислительную работу. Отвлеченные обозначения (относительные величины) следующие: г = г^ -
радиус; V = V/ ) = 1/ Z - скорость потока;
й = Ог/ (QR ) = г - окружная скорость лопасти; й= и/ (Ж) - I й = о/(П R ) -
Ь = кЬ/( 4 nR )= кЬ/ (2 nD ) - ширина лопасти; Г = кГ/(4%ОЯ 2 ) - циркуляция; Т = Ту/(2прП 2R 2 ) -
тяга; М = Му/(2лрО 2R 5 ) - крутящий момент;
Р = р(2прП3D5 ) - мощность.
Поскольку, по вихревой теории, циркуляция является основным параметром в аэродинамическом расчете крыла, то прежде всего необходимо выбрать наивыгоднейшее или близкое к нему распределение циркуляции по радиусу. На практике часто пользуются распределением циркуляции по закону эллипса. Подбор циркуляции упрощается и цель достигается скорее, если будет найдена средняя циркуляция Г ср
по лопасти и затем распределена вдоль лопасти по установленному закону. Практика показывает, что мощность репеллера с постоянной вдоль лопасти циркуляцией очень близка к мощности винта с переменной вдоль лопасти циркуляцией (рис. 3). Однако и среднюю циркуляцию приходится находить путем проб. Связь между циркуляцией и скоростью потока V1 в плоскости репеллера определяется с использованием уравнения Бернулли применительно к одной кольцевой струйке при условии установившегося движения:
W
P
- F н— = const. 2 Р
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0
Рис. 3. Тип распределения циркуляции 71
r Y/YcV
0,2 0,622
0,4 1,155
0,6 1,244
0,75 1,125
0,9 0,77
2
Г
К частице жидкости, движущейся по криволинейной траектории с радиусом г, приложена центробежная сила ти2/г = т О2г2/г, а к единице массы О2г -удельная силовая функция F = 0 2г 2/2 . Силой тяжести вследствие ее малости для воздуха можно пренебречь.
Уравнение Бернулли для двух сечений до и после репеллера примет вид
Po + Y^L + Mo ^2 го2 = + ^ + м 2
м 2 Q2 r2
Р
2 2
2
Р
22
2
(1)
где Р0, V0, и0, Р2, V2, и2 - давление, осевая и окружная скорости перед и за репеллером соответственно.
Преобразуем уравнение (1), подставив V2 = V0 -и2,
и 2 = и0 + ^2г и примем, что в частном случае г = г0 = г2.
Получим
„2 ^->0} + ,,,2 (О + ^] = ^ (2)
Так как струя за репеллером вращается, то на нее действуют центробежные силы и поэтому атмосферное давление Р0 ф Р2. Разность давлений между внешним давлением и давлением в струе уравновешивается центробежной силой со скоростью
Po P? Г 2 1 --2 = I w 2 rar
Р Р r
(3)
Уравнение (2) с учетом формулы (3) тогда преобразуется в
>2 [-у _ Yo l + w 2Г 2 |П + w22|=| W22rdr . (4)
Связь между циркуляцией и скоростью ,2 устанавливается теоремой Стокса, которая гласит: «Циркуляция по некоторому контуру равна удвоенному произведению величины вихря (,) на удвоенную площадь (/), охватываемую контуром». Если циркуляция одной лопасти Г, то циркуляция, охватывающая вихревой столб, равна сумме циркуляций всех лопастей кГ = 2м>/ = 2пиг .
С другой стороны, эта же циркуляция равна окружной скорости, помноженной на длину контура, т.е. на длину окружности. Отсюда
кГ кГ Мт = wr =- или w 2 =
2яг 2 2яг2
(5)
Вызванная окружная скорость далеко за репеллером согласно уравнению в отвлеченных обозначениях будет равна
й = кГ = 2Г 2 2n0rR г
Окружная скорость в плоскости репеллера, из вихревой теории, вдвое меньше вызванной окружной
_ Г
скорости далеко за репеллером и 1 = — .
г
Вставим в уравнение (4) полученное значение угловой скорости ,2 (5)
2
кГ_
2я
кГ
о,|^_к | + ^|Q + ^| = J|^| (6)
4яг2
R кГ Л 2 dr
и перейдем к отвлеченным обозначениям, для чего разделим уравнение (6) на О2R2 и сделаем соответствующие преобразования:
О2 _ Yo| + 2 Г11+£| = 4| Г2 £
• dr
приняв Г = const, после соответствующих преобразований получим
(7)
-2-_Yo | + 2Г(1 + Г) = 0.
Поскольку уравнение (7) получено для частного случая г0 = г2, е = 0, то необходимо найти решение в общем случае, когда г0 Ф г2 и е Ф 0.
Из уравнения неразрывности выразим площади сечений рабочей струи перед и за репеллером через величину ометаемой площади
FoVo = Fl(V0 -„,) = F2(V0 -и2).
Откуда, учитывая, что F1 = (F0 + F2)/2, получим
F0 = 1-й! = 1-,, ^ = 1 + ^1 = 1 + в ,
F
Уп
Fo 1 _ е
F 1 + е
F
r = r
Y
1 _ е 1 + е
Таким образом, мы определили соотношение площадей сечений потока перед репеллером, в плоскости репеллера и далеко за ним. Установили также, что радиусы г0 Ф г2, и зависят от параметра е. Ранее принято й 2 = 2й11 (1 + е). После преобразований уравнения (7) получим
О 2
2 _УоО1 (1 + е) + Г(1 + Г)(1 + е)2 = 0. (8)
Заменим и 1 = ^ - V1 и подставим в уравнение (8). В окончательном виде имеем уравнения, связывающие скорость V1 в плоскости репеллера с циркуляцией и параметром относительного торможения е
-У<У\ I1 - е) - V^e + (1 + е) 2 Г (1 + Г) = 0 ,
откуда
У1 = yo(1 _ е).
Уо (1_е)'
+ Уо2е_(1 + е)2 Г(1 + Г)
при е = o: У, = + . Р 1 2 ]1
- \ 2
^ I _ Г (1 + Г)
2
2
2
+
2
У винта при этих условиях
Коэффициент использования энергии ветра иде-
Ъ +
|12+Г.
(10)
Сравнение (9) и (10) показывает, что влияние Г на скорость в плоскости вращения У1 оказывает противоположное влияние у репеллера и винта.
Увеличение циркуляции уменьшает скорость У1 у репеллера и увеличивает ее у винта и наоборот. Этот фактор имеет большое значение при определении среднего значения циркуляции вдоль лопасти.
Средняя циркуляция по лопасти может быть получена из уравнения мощности в относительных значениях [2]
Р
Г =
V (l2)±23 ц(1 -
(1 3)"
(11)
ального репеллера
С г = 4e
1 - e 1 + e
Коэффициент нагрузки на ометаемую площадь
л = - r 4e
где знак «+» - для винта, «-» - для репеллера.
Расчет циркуляции для винта находится экспериментально.
Задавшись какой-либо величиной циркуляции, распределенной вдоль радиуса по выбранному нами закону, подсчитывают по (11) мощность такого винта и сравнивают с мощностью мотора. Если мощность винта получается больше мощности мотора, то циркуляцию необходимо уменьшить, и наоборот, и снова подсчитать мощность винта при новом измененном значении циркуляции; это приходится проделывать до тех пор, пока не получится совпадение мощности винта и мощности мотора. Практически это делается следующим образом: задаваясь некоторым значением циркуляции, подставляем в формулу (10), а полученное значение скорости У в уравнение (11) для винта, после чего идет сравнение по мощности.
Для подсчета циркуляции у репеллера воспользуемся связями, приведенными в работе Сабинина [1] между параметрами е, С г, У1, В, л а .
0,5 рУ02 F1 1 + е
Скорость в плоскости репеллера У1 = У0 (1 - е).
Осевой КПД репеллера л а = У1/У0 = (1 - е).
В основу расчета положены экспериментальные характеристики четырехлопастного репеллера: диаметром D = 0,36 м, при скорости ветра У0 = 14 м/с, £ = = 0,14 и расчетном модуле Z = 3,0; ^ = 0,035 - принято среднее для всей лопасти. Предварительные результаты расчета приведены в табл. 1.
Анализ расчета (табл. 1) показывает, что подбором величины циркуляции невозможно обеспечить заданную мощность без нарушения заданных расчетных параметров: относительного торможения е, относительной скорости У1 и осевого КПД репеллера л а . Ни в одном случае не получено равенство заданных параметров и расчетных, т.е. У1зад Ф У1расч,
Л а зад ФЛ а расч и соответственно е зад Ф е расч . Та*,
например, в первых двух столбцах таблицы расчетные значения скорости У1 имеют под корнем отрицательные значения. В третьем столбце получено положительное значение скорости У1расч = 0,22, вместо заданного У1 = 0,266 при Г ср = 0,0217. Отсюда следует вывод, что подбор циркуляции нужно производить не по заданной мощности, а по заданной скорости У1, при этом равенство заданных и расчетных параметров полностью обеспечивается.
Таблица 1
е 0,4 0,3 0,2
Л а = 1 - е 0,6 0,7 0,8
V зад = Ус (1 -е) = 0,333(1 -е) 0,2 0,233 0,266
Энергия ветра 0,5рУ03 F1 = 0,171 кВт - 17,44 -
С г = 4е (1 - е )/(1 + е ) 0,685 0,646 0,553
Рг = 0,5С грУ02 F1 , н 11,95 11,26 9,64
Рг = Р^ (2лрО 3R5) = Р/1884,35 0,00634 0,00597 0,00511
гСр = рг/(Угр(1 ч2)-23 ^3)) 0,0373 0,0295 0,0217
У1 расч по формуле (9) ^-0,0214 V-0,0045 0,22
Например, заданы: ¥0 = 14 м/с, У0 = 0,333, е = 0,2, = 0,266, "л зад = 0,8. Тогда циркуляция, обеспечивающая заданные характеристики, является не 0,0217 из расчета по формуле (11), а Гср = 0,0153 :
r7 Vо (l" «)
V
Vо (1 - е )
-V02e-(1 + е)2 Г(1 + Г) =
0,333 • 0,8 2
+ V0,13322 + 0,0221-1,44• 0,01534,0153 ;
¡0,266, ц а = 0,8.
Теперь проведем детальный расчет, основой которого является найденная средняя циркуляция вдоль лопасти репеллера при е = 0,2, Z = 3,0, Fср = 0,0152,
¥0 = 0,333, цср = 0,035 . При расчете в случае необходимости можно пользоваться характеристиками крыла бесконечного размаха, которые приведены на рис. 4.
Результаты расчета приведены в табл. 2.
Графики зависимости: Ь = f (г), ф0 = f (г) приведены соответственно на рис. 5. Расчетное распределение циркуляции вдоль радиуса репеллера - на рис. 6.
Таблица 2
2
2
2
№ N 0,2 0,4 0,6 0,75 0,9
1 y 21 39 42 38 26
2 y y ср 0,622 1,155 1,224 1,125 0,77
3 Г = Г ср У ¡У ср 0,0095 0,0176 0,0187 0,0172 0,11178
4 V по формуле (9) 0,295 0,252 0,245 0,254 0,284
5 u j = r/r 0,0475 0,0440 0,0311 0,023 0,013
6 u j = r + u j 0,2475 0,444 0,631 0,773 0,913
7 tg P = Vj¡ Uj 1,191 0,567 0,388 0,328 0,311
8 P 0 50 29,5 21,2 18,2 17,27
9 sin P 0,766 0,492 0,361 0,312 0,296
10 W = ^/sin P 0,385 0,512 0,687 0,814 0,959
11 ц u j = 0,035UJ 0,00866 0,0155 0,022 0,027 0,032
12 Vj - ц u j 0,286 0,236 0,223 0,227 0,252
13 CN = л 4гГ (Vj -ц u ) 0,052 0,161 0,243 0,284 0,26
14 Cyb = 2 Г/Wj 0,0493 0,0687 0,0551 0,0422 0,0245
15 Cyb = Y(knDCyb) 0,0278 0,0388 0,0311 0,0238 0,0138
16 b, м 0,065 0,072 0,068 0,06 0,04
17 Cy по графику рис. 4 0,427 0,538 0,47 0,396 0,345
18 а0 по графику рис. 4, 8, 9 3,5 7,5 4,0 ~2 ~1,2
19 Ф 0 =р0-а0 46,5 22 17,2 16,2 16
Су 0,5
0,4 /
0,3 /
V
Л 0 ,2
0,1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0,10
0,08
0,06
0,04
0,02
-4
12
№ х .Уверхний унижний
0 5,7 - 5,7
1 11,5 - 7,0
2 23,0 - 0,2
3 13,8 0,0
4 14,0 - 0,2
5 13,8 - 1,2
6 13,0 - 2,0
7 12,0 - 3,0
8 10,5 - 3,4
9 8,5 - 4,3
10 5,5 - 5,5
% от хорды
b, м 0,08
0,06
0,04 0,02
ф,град
40 с b
20 Ч Ф° \
—
Рис. 4. Характеристика профиля репеллера
Г 0,02
0,01
0,2
0,4
0,6
0,8
1,0
0
Рис. 5. График зависимостей Ь = /(г ) и ф0 =/(г )
На рис. 7 из табл. 2 изображена зависимость коэффициента мощности от радиуса Сы = / (г). Спла-ниметрировав площадь кривой Ск по г и умножив ее на произведение масштабов по оси абсцисс и по оси ординат, получим коэффициент мощности репеллера См = 0,18
Р = Сыр(п^)3 D5 = 0,18• 0,125-13,3753 • 0,362 и
и 7,0 ккал/с = 0,0686 кВт.
Коэффициент использования энергии ветра С = 2PF| рУ3 = 0,4.
Для того чтобы запроектированный репеллер имел на каждом радиусе установленную выше циркуляцию и полученную мощность, необходимо при подборе сечения удовлетворять уравнению связи потока с лопастью: 2Г = С уЬШ . Из этого уравнения мы имеем
С Уе = 2 Г^ . Таким образом, можно получить значение строки 14 (табл. 2).
г
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Рис. 6. Расчетное распределение циркуляции вдоль радиуса репеллера
Си
0,3
0,2
0,1
0,2
0,4
0,6
0,8
r 1,0
Рис. 7. Диаграмма коэффициента мощности репеллера по радиусу
Пользуясь характеристиками каких-либо винтовых профилей, т.е. кривыми коэффициентов подъемной силы Су по углам атаки а0, в нашем случае рис. 4, 8, 9, можно подобрать профиль, ширину (Ь), толщину и угол атаки (а) сечения на каждом радиусе лопасти репеллера такими, что при этих значениях произведение СуЬ получаются равными вышеуста-новленным (строка 14, табл. 2).
X
о
4
0
8
а
r
0
0
Таким путем можно рассчитать репеллер, удовлетворяющий заданным аэродинамическим условиям, развивающий рассчитанную мощность.
С,,
1,0
0,5
-5
15 ао
Рис. 8. Коэффициент подъемной силы семейства винтовых дужек бесконечного размаха
В дальнейшем подбор сечения репеллера необходимо связывать с расчетом прочности конструкции.
В заключение хотелось бы напомнить, что в 30-е гг. прошлого столетия в Новочеркасском политехническом институте был создан 18-лопастной ветродвигатель диаметром 0,3 м и коэффициентом использования энергии равным 0,35.
1/ц
60
40 20
0,102
--„0,21 ""^^0,132
0,132 W ^0,102 0,071 .0,086V 0,076
с = 02$th У 0,086 0,076 0,071 __-— 0,069 0,069
-4
0
4
8
12
Рис. 9. Качество семейства винтовых дужек для бесконечного размаха
Литература
1. Сабинин Г.Х. Теория и аэродинамический расчет ветряных двигателей / ЦАГИ. М., 1931.
2. Александров В.Л. Воздушные винты. М., 1951.
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
13 марта 2008 г.
о
0
а
0