Научная статья на тему 'Методика расчета ветроэнергетической установки на основе использования вихревой теории'

Методика расчета ветроэнергетической установки на основе использования вихревой теории Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
342
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ефимов Н. Н., Матвеев Н. Л., Епифанов Г. К.

На основе методики расчета воздушного винта разработана и на примере опробована методика расчета репеллера ветроэнергетической установки. Проведен анализ и показано различие в этих методиках. Ил. 9. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ефимов Н. Н., Матвеев Н. Л., Епифанов Г. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчета ветроэнергетической установки на основе использования вихревой теории»

УДК 621.438

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УСТАНОВКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИХРЕВОЙ ТЕОРИИ

© 2008 г. Н.Н. Ефимов, Н.Л. Матвеев, Г.К. Епифанов

Процессы энергообмена между лопастями ветряного колеса (в дальнейшем репеллер) и воздушного винта весьма близки с тем отличием, что репеллер преобразует энергию набегающего потока в механическую, а в воздушном винте подведенная к валу механическая энергия передается набегающему потоку, увеличивая его кинетическую энергию. Теория рассматривает эти процессы как две разновидности одного явления.

Основным допущением теории идеального винта является то, что приращения скорости потока в плоскости винта и за винтом относятся как 1:2, т.е. осевая скорость потока в плоскости винта в два раза меньше добавочной осевой скорости за винтом. Такое же соотношение соответственно принято для угловых скоростей потока. Аэродинамический расчет репеллера по классической теории базируется на таком же допущении.

Предполагается, что в работе принимает участие только поток воздуха, проходящий через ометаемую площадь, разрыва струй нет, и существует некоторый обмен энергиями между частями внешнего потока и струями проходящими через репеллер. Расчет по Сабинину [1] основан на теории идеального репеллера, с которого сходит вихревой соленоид. Заштрихованная зона на рис. 1 - это часть потока, принимающая участие в рабочем процессе в виде присоединенной массы, попадающей справа внутрь вихревого соленоида.

1

0

2

V - U2

1

2

Рис. 1. Схема потока вокруг репеллера: - по Сабинину [1];--по классической теории

Основные кинематические соотношения в этом процессе следующие.

Ометаемая площадь - среднеарифметическое из площадей струй в достаточном удалении в обе стороны от репеллера: F1 = 0,5 (F0 + F2).

Торможение потока в плоскости репеллера и1 зависит от режима работы и в частном случае равно

половине полного торможения Аи = и2, причем и 2 = Уо - V2 = 2«1/(1 + и 1/Го ) = 2и 1/(1 + е) .

Величина е = и 1 /У0 , которая будет использована

в предлагаемом расчете, называется относительным торможением.

Принятые обозначения: а - угол атаки, град; Ь -ширина лопасти, м; в - угол между плоскостью вращения репеллера и относительной скоростью, град; В - нагрузка на ометаемую площадь, равная

т!(%R 2рУ02 /2); Т - осевая нагрузка на репеллер; Г -циркуляция скорости, м2/с; Су - коэффициент подъемной силы, равный у/(£ рУ02/2); У - подъемная сила

крыла (лопасти), Н; £ - площадь лопасти, м2; Сх -коэффициент профильного сопротивления крыла,

равный Ху/(£ рУ02/2); р - плотность воздуха, кг/м3; М

= Сх1Су - коэффициент обратного аэродинамического качества крыла; D - диаметр ветряка, м; R -внешний радиус репеллера, м; £ - нерабочая часть лопасти, равная г^ ; к - число лопастей; Р, Р„ Р, Рт -рабочая мощность, мощности идеального ветродвигателя, потерянная на индуктивное сопротивление и на кручение струи, Вт; и1, и2 - окружная скорость вращения струи в плоскости репеллера и за репеллером, м/с; и1, и2 - приращение скорости потока в плоскости репеллера и далеко за репеллером, м/с; У0 - скорость потока далеко перед репеллером, м/с; w - относительная скорость потока, м/с; г = wR|У0 - число модулей

на конце лопасти; г = w>R|У - число модулей на радиусе г; 2и =(w2 + и 1 )/(У0 -и 1) - число относительных модулей; ^ - коэффициент использования энергии ветра идеального ветряка; £ - коэффициент использования энергии ветра; ^ - угловая скорость вращения репеллера, 1/с.

Под словом «репеллер» мы подразумеваем какой-то аппарат, конструкция которого не предопределяется, но который обладает свойством пропускать воздух через свой диск, называемый плоскостью репеллера, и воспринимать часть его кинетической энергии. На рис. 2 приведена диаграмма скоростей лопастного репеллера. Идеальным репеллером мы будем называть репеллер, действующий в идеальной жидкости, сквозь диск которого в осевом направлении проходит воздух с одинаковой скоростью по всей площади диска.

0

Vo - U

0

вызванная окружная скорость; вызванная осевая скорость;

Рис. 2. Диаграмма скоростей по Сабинину [1]

Аэродинамический расчет ветроэнергетической установки (ВЭУ) предлагается на базе вихревой теории воздушного винта, но с внесением принципиального отличия, которое характерно для рабочего процесса ВЭУ. В основу вихревой теории винта Н.Е. Жуковским положено следующее: действие винта в данном пространстве заменяется аналогичным действием на поток вихревой системы, состоящей из системы вихрей. В качестве основного параметра данной теории принята циркуляция скорости (Г). Циркуляцией можно назвать неравномерность скоростей вокруг аэродинамического профиля крыла, лопасти и не только скорости. В соответствии с теоремой Н.Е. Жуковского на профиль действует аэродинамическая сила R = р^Г. Для того чтобы при плавном обтекании крыла на нем возникла результирующая сила воздействия потока, необходима несимметрия в распределении местных скоростей, нормальных давлений. Математическое выражение циркуляции Г = <£0^5. Построение вихревой теории винта

Н.Е. Жуковского заключается в том, что находится связь между: 1) циркуляцией и вызванными винтом скоростями; 2) циркуляцией и конструктивными параметрами лопасти (уравнение связи); 3) циркуляцией и мощностью. На основании проведенных исследований первые два пункта полностью используются в

У

расчете ВЭУ. Третий пункт не является столь однозначным для ВЭУ, поскольку мощность зависит не только от циркуляции, но и от скорости в плоскости репеллера, которая и определяет величину циркуляции.

Для упрощения формул вихревой теории В.П. Ветчинкиным были введены отвлеченные обозначения. Эти обозначения значительно упрощают вычислительную работу. Отвлеченные обозначения (относительные величины) следующие: г = г^ -

радиус; V = V/ ) = 1/ Z - скорость потока;

й = Ог/ (QR ) = г - окружная скорость лопасти; й= и/ (Ж) - I й = о/(П R ) -

Ь = кЬ/( 4 nR )= кЬ/ (2 nD ) - ширина лопасти; Г = кГ/(4%ОЯ 2 ) - циркуляция; Т = Ту/(2прП 2R 2 ) -

тяга; М = Му/(2лрО 2R 5 ) - крутящий момент;

Р = р(2прП3D5 ) - мощность.

Поскольку, по вихревой теории, циркуляция является основным параметром в аэродинамическом расчете крыла, то прежде всего необходимо выбрать наивыгоднейшее или близкое к нему распределение циркуляции по радиусу. На практике часто пользуются распределением циркуляции по закону эллипса. Подбор циркуляции упрощается и цель достигается скорее, если будет найдена средняя циркуляция Г ср

по лопасти и затем распределена вдоль лопасти по установленному закону. Практика показывает, что мощность репеллера с постоянной вдоль лопасти циркуляцией очень близка к мощности винта с переменной вдоль лопасти циркуляцией (рис. 3). Однако и среднюю циркуляцию приходится находить путем проб. Связь между циркуляцией и скоростью потока V1 в плоскости репеллера определяется с использованием уравнения Бернулли применительно к одной кольцевой струйке при условии установившегося движения:

W

P

- F н— = const. 2 Р

0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

Рис. 3. Тип распределения циркуляции 71

r Y/YcV

0,2 0,622

0,4 1,155

0,6 1,244

0,75 1,125

0,9 0,77

2

Г

К частице жидкости, движущейся по криволинейной траектории с радиусом г, приложена центробежная сила ти2/г = т О2г2/г, а к единице массы О2г -удельная силовая функция F = 0 2г 2/2 . Силой тяжести вследствие ее малости для воздуха можно пренебречь.

Уравнение Бернулли для двух сечений до и после репеллера примет вид

Po + Y^L + Mo ^2 го2 = + ^ + м 2

м 2 Q2 r2

Р

2 2

2

Р

22

2

(1)

где Р0, V0, и0, Р2, V2, и2 - давление, осевая и окружная скорости перед и за репеллером соответственно.

Преобразуем уравнение (1), подставив V2 = V0 -и2,

и 2 = и0 + ^2г и примем, что в частном случае г = г0 = г2.

Получим

„2 ^->0} + ,,,2 (О + ^] = ^ (2)

Так как струя за репеллером вращается, то на нее действуют центробежные силы и поэтому атмосферное давление Р0 ф Р2. Разность давлений между внешним давлением и давлением в струе уравновешивается центробежной силой со скоростью

Po P? Г 2 1 --2 = I w 2 rar

Р Р r

(3)

Уравнение (2) с учетом формулы (3) тогда преобразуется в

>2 [-у _ Yo l + w 2Г 2 |П + w22|=| W22rdr . (4)

Связь между циркуляцией и скоростью ,2 устанавливается теоремой Стокса, которая гласит: «Циркуляция по некоторому контуру равна удвоенному произведению величины вихря (,) на удвоенную площадь (/), охватываемую контуром». Если циркуляция одной лопасти Г, то циркуляция, охватывающая вихревой столб, равна сумме циркуляций всех лопастей кГ = 2м>/ = 2пиг .

С другой стороны, эта же циркуляция равна окружной скорости, помноженной на длину контура, т.е. на длину окружности. Отсюда

кГ кГ Мт = wr =- или w 2 =

2яг 2 2яг2

(5)

Вызванная окружная скорость далеко за репеллером согласно уравнению в отвлеченных обозначениях будет равна

й = кГ = 2Г 2 2n0rR г

Окружная скорость в плоскости репеллера, из вихревой теории, вдвое меньше вызванной окружной

_ Г

скорости далеко за репеллером и 1 = — .

г

Вставим в уравнение (4) полученное значение угловой скорости ,2 (5)

2

кГ_

кГ

о,|^_к | + ^|Q + ^| = J|^| (6)

4яг2

R кГ Л 2 dr

и перейдем к отвлеченным обозначениям, для чего разделим уравнение (6) на О2R2 и сделаем соответствующие преобразования:

О2 _ Yo| + 2 Г11+£| = 4| Г2 £

• dr

приняв Г = const, после соответствующих преобразований получим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(7)

-2-_Yo | + 2Г(1 + Г) = 0.

Поскольку уравнение (7) получено для частного случая г0 = г2, е = 0, то необходимо найти решение в общем случае, когда г0 Ф г2 и е Ф 0.

Из уравнения неразрывности выразим площади сечений рабочей струи перед и за репеллером через величину ометаемой площади

FoVo = Fl(V0 -„,) = F2(V0 -и2).

Откуда, учитывая, что F1 = (F0 + F2)/2, получим

F0 = 1-й! = 1-,, ^ = 1 + ^1 = 1 + в ,

F

Уп

Fo 1 _ е

F 1 + е

F

r = r

Y

1 _ е 1 + е

Таким образом, мы определили соотношение площадей сечений потока перед репеллером, в плоскости репеллера и далеко за ним. Установили также, что радиусы г0 Ф г2, и зависят от параметра е. Ранее принято й 2 = 2й11 (1 + е). После преобразований уравнения (7) получим

О 2

2 _УоО1 (1 + е) + Г(1 + Г)(1 + е)2 = 0. (8)

Заменим и 1 = ^ - V1 и подставим в уравнение (8). В окончательном виде имеем уравнения, связывающие скорость V1 в плоскости репеллера с циркуляцией и параметром относительного торможения е

-У<У\ I1 - е) - V^e + (1 + е) 2 Г (1 + Г) = 0 ,

откуда

У1 = yo(1 _ е).

Уо (1_е)'

+ Уо2е_(1 + е)2 Г(1 + Г)

при е = o: У, = + . Р 1 2 ]1

- \ 2

^ I _ Г (1 + Г)

2

2

2

+

2

У винта при этих условиях

Коэффициент использования энергии ветра иде-

Ъ +

|12+Г.

(10)

Сравнение (9) и (10) показывает, что влияние Г на скорость в плоскости вращения У1 оказывает противоположное влияние у репеллера и винта.

Увеличение циркуляции уменьшает скорость У1 у репеллера и увеличивает ее у винта и наоборот. Этот фактор имеет большое значение при определении среднего значения циркуляции вдоль лопасти.

Средняя циркуляция по лопасти может быть получена из уравнения мощности в относительных значениях [2]

Р

Г =

V (l2)±23 ц(1 -

(1 3)"

(11)

ального репеллера

С г = 4e

1 - e 1 + e

Коэффициент нагрузки на ометаемую площадь

л = - r 4e

где знак «+» - для винта, «-» - для репеллера.

Расчет циркуляции для винта находится экспериментально.

Задавшись какой-либо величиной циркуляции, распределенной вдоль радиуса по выбранному нами закону, подсчитывают по (11) мощность такого винта и сравнивают с мощностью мотора. Если мощность винта получается больше мощности мотора, то циркуляцию необходимо уменьшить, и наоборот, и снова подсчитать мощность винта при новом измененном значении циркуляции; это приходится проделывать до тех пор, пока не получится совпадение мощности винта и мощности мотора. Практически это делается следующим образом: задаваясь некоторым значением циркуляции, подставляем в формулу (10), а полученное значение скорости У в уравнение (11) для винта, после чего идет сравнение по мощности.

Для подсчета циркуляции у репеллера воспользуемся связями, приведенными в работе Сабинина [1] между параметрами е, С г, У1, В, л а .

0,5 рУ02 F1 1 + е

Скорость в плоскости репеллера У1 = У0 (1 - е).

Осевой КПД репеллера л а = У1/У0 = (1 - е).

В основу расчета положены экспериментальные характеристики четырехлопастного репеллера: диаметром D = 0,36 м, при скорости ветра У0 = 14 м/с, £ = = 0,14 и расчетном модуле Z = 3,0; ^ = 0,035 - принято среднее для всей лопасти. Предварительные результаты расчета приведены в табл. 1.

Анализ расчета (табл. 1) показывает, что подбором величины циркуляции невозможно обеспечить заданную мощность без нарушения заданных расчетных параметров: относительного торможения е, относительной скорости У1 и осевого КПД репеллера л а . Ни в одном случае не получено равенство заданных параметров и расчетных, т.е. У1зад Ф У1расч,

Л а зад ФЛ а расч и соответственно е зад Ф е расч . Та*,

например, в первых двух столбцах таблицы расчетные значения скорости У1 имеют под корнем отрицательные значения. В третьем столбце получено положительное значение скорости У1расч = 0,22, вместо заданного У1 = 0,266 при Г ср = 0,0217. Отсюда следует вывод, что подбор циркуляции нужно производить не по заданной мощности, а по заданной скорости У1, при этом равенство заданных и расчетных параметров полностью обеспечивается.

Таблица 1

е 0,4 0,3 0,2

Л а = 1 - е 0,6 0,7 0,8

V зад = Ус (1 -е) = 0,333(1 -е) 0,2 0,233 0,266

Энергия ветра 0,5рУ03 F1 = 0,171 кВт - 17,44 -

С г = 4е (1 - е )/(1 + е ) 0,685 0,646 0,553

Рг = 0,5С грУ02 F1 , н 11,95 11,26 9,64

Рг = Р^ (2лрО 3R5) = Р/1884,35 0,00634 0,00597 0,00511

гСр = рг/(Угр(1 ч2)-23 ^3)) 0,0373 0,0295 0,0217

У1 расч по формуле (9) ^-0,0214 V-0,0045 0,22

Например, заданы: ¥0 = 14 м/с, У0 = 0,333, е = 0,2, = 0,266, "л зад = 0,8. Тогда циркуляция, обеспечивающая заданные характеристики, является не 0,0217 из расчета по формуле (11), а Гср = 0,0153 :

r7 Vо (l" «)

V

Vо (1 - е )

-V02e-(1 + е)2 Г(1 + Г) =

0,333 • 0,8 2

+ V0,13322 + 0,0221-1,44• 0,01534,0153 ;

¡0,266, ц а = 0,8.

Теперь проведем детальный расчет, основой которого является найденная средняя циркуляция вдоль лопасти репеллера при е = 0,2, Z = 3,0, Fср = 0,0152,

¥0 = 0,333, цср = 0,035 . При расчете в случае необходимости можно пользоваться характеристиками крыла бесконечного размаха, которые приведены на рис. 4.

Результаты расчета приведены в табл. 2.

Графики зависимости: Ь = f (г), ф0 = f (г) приведены соответственно на рис. 5. Расчетное распределение циркуляции вдоль радиуса репеллера - на рис. 6.

Таблица 2

2

2

2

№ N 0,2 0,4 0,6 0,75 0,9

1 y 21 39 42 38 26

2 y y ср 0,622 1,155 1,224 1,125 0,77

3 Г = Г ср У ¡У ср 0,0095 0,0176 0,0187 0,0172 0,11178

4 V по формуле (9) 0,295 0,252 0,245 0,254 0,284

5 u j = r/r 0,0475 0,0440 0,0311 0,023 0,013

6 u j = r + u j 0,2475 0,444 0,631 0,773 0,913

7 tg P = Vj¡ Uj 1,191 0,567 0,388 0,328 0,311

8 P 0 50 29,5 21,2 18,2 17,27

9 sin P 0,766 0,492 0,361 0,312 0,296

10 W = ^/sin P 0,385 0,512 0,687 0,814 0,959

11 ц u j = 0,035UJ 0,00866 0,0155 0,022 0,027 0,032

12 Vj - ц u j 0,286 0,236 0,223 0,227 0,252

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 CN = л 4гГ (Vj -ц u ) 0,052 0,161 0,243 0,284 0,26

14 Cyb = 2 Г/Wj 0,0493 0,0687 0,0551 0,0422 0,0245

15 Cyb = Y(knDCyb) 0,0278 0,0388 0,0311 0,0238 0,0138

16 b, м 0,065 0,072 0,068 0,06 0,04

17 Cy по графику рис. 4 0,427 0,538 0,47 0,396 0,345

18 а0 по графику рис. 4, 8, 9 3,5 7,5 4,0 ~2 ~1,2

19 Ф 0 =р0-а0 46,5 22 17,2 16,2 16

Су 0,5

0,4 /

0,3 /

V

Л 0 ,2

0,1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0,10

0,08

0,06

0,04

0,02

-4

12

№ х .Уверхний унижний

0 5,7 - 5,7

1 11,5 - 7,0

2 23,0 - 0,2

3 13,8 0,0

4 14,0 - 0,2

5 13,8 - 1,2

6 13,0 - 2,0

7 12,0 - 3,0

8 10,5 - 3,4

9 8,5 - 4,3

10 5,5 - 5,5

% от хорды

b, м 0,08

0,06

0,04 0,02

ф,град

40 с b

20 Ч Ф° \

Рис. 4. Характеристика профиля репеллера

Г 0,02

0,01

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

0

Рис. 5. График зависимостей Ь = /(г ) и ф0 =/(г )

На рис. 7 из табл. 2 изображена зависимость коэффициента мощности от радиуса Сы = / (г). Спла-ниметрировав площадь кривой Ск по г и умножив ее на произведение масштабов по оси абсцисс и по оси ординат, получим коэффициент мощности репеллера См = 0,18

Р = Сыр(п^)3 D5 = 0,18• 0,125-13,3753 • 0,362 и

и 7,0 ккал/с = 0,0686 кВт.

Коэффициент использования энергии ветра С = 2PF| рУ3 = 0,4.

Для того чтобы запроектированный репеллер имел на каждом радиусе установленную выше циркуляцию и полученную мощность, необходимо при подборе сечения удовлетворять уравнению связи потока с лопастью: 2Г = С уЬШ . Из этого уравнения мы имеем

С Уе = 2 Г^ . Таким образом, можно получить значение строки 14 (табл. 2).

г

0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Рис. 6. Расчетное распределение циркуляции вдоль радиуса репеллера

Си

0,3

0,2

0,1

0,2

0,4

0,6

0,8

r 1,0

Рис. 7. Диаграмма коэффициента мощности репеллера по радиусу

Пользуясь характеристиками каких-либо винтовых профилей, т.е. кривыми коэффициентов подъемной силы Су по углам атаки а0, в нашем случае рис. 4, 8, 9, можно подобрать профиль, ширину (Ь), толщину и угол атаки (а) сечения на каждом радиусе лопасти репеллера такими, что при этих значениях произведение СуЬ получаются равными вышеуста-новленным (строка 14, табл. 2).

X

о

4

0

8

а

r

0

0

Таким путем можно рассчитать репеллер, удовлетворяющий заданным аэродинамическим условиям, развивающий рассчитанную мощность.

С,,

1,0

0,5

-5

15 ао

Рис. 8. Коэффициент подъемной силы семейства винтовых дужек бесконечного размаха

В дальнейшем подбор сечения репеллера необходимо связывать с расчетом прочности конструкции.

В заключение хотелось бы напомнить, что в 30-е гг. прошлого столетия в Новочеркасском политехническом институте был создан 18-лопастной ветродвигатель диаметром 0,3 м и коэффициентом использования энергии равным 0,35.

1/ц

60

40 20

0,102

--„0,21 ""^^0,132

0,132 W ^0,102 0,071 .0,086V 0,076

с = 02$th У 0,086 0,076 0,071 __-— 0,069 0,069

-4

0

4

8

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Качество семейства винтовых дужек для бесконечного размаха

Литература

1. Сабинин Г.Х. Теория и аэродинамический расчет ветряных двигателей / ЦАГИ. М., 1931.

2. Александров В.Л. Воздушные винты. М., 1951.

Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

13 марта 2008 г.

о

0

а

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.