Научная статья на тему 'Учет в целях налогообложения прибыли средств, получаемых подразделением вневедомственной охраны, в соответствии с договором по охране имущества юридического лица'

Учет в целях налогообложения прибыли средств, получаемых подразделением вневедомственной охраны, в соответствии с договором по охране имущества юридического лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ / ДОГОВОР ПО ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшкова Л. Л.

В период, предшествующий закреплению за подразделением вневедомственной охраны статуса государственного казенного учреждения, исходя из позиции Минфина России и судебной практики, средства, получаемые подразделением вневедомственной охраны в соответствии с договором по охране имущества юридического лица, подлежат учету в целях налогообложения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет в целях налогообложения прибыли средств, получаемых подразделением вневедомственной охраны, в соответствии с договором по охране имущества юридического лица»

Налогообложение

УЧЕТ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ

ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ ПО ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Л. Л. ГОРШКОВА,

руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон № З-ФЗ) на полицию возлагается, в частности, следующие обязанности:

— охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

— обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны;

— осуществлять в порядке, установленном Правительством РФ, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;

— обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских

учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

Приказом МВД России от 31.08.2007 № 772 «Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам» (далее — Порядок) утвержден действующий в настоящее время Порядок обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам.

Пунктом 35 Порядка установлено, что договор на охрану имущества физических или юридических лиц заключается на основании акта обследования имущества в течение 5 дней с момента подписания данного акта сторонами.

В силу п. 47 Порядка оплата за охрану имущества физических и юридических лиц осуществляется по безналичному расчету на счета подразделений вневедомственной охраны или наличными деньгами через кассу указанных подразделений в соответс-

твии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 249 Налогового кодекса (НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются:

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

— выручка от реализации имущественных прав.

Как разъяснено в письме Минфина России от

07.07.2010 03-03-05/145 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли доходов, получаемых подразделениями вневедомственной охраны», подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, т. е. на возмездной основе.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.2003 № 5953/03 определено, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ.

При принятии данного постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ исходил из положений нормативно-правовых актов, действовавших в тот период времени. Так, из положений ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее — Закон «О милиции») следовало, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.

Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение № 589), предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (вне-

бюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД России.

По существу, Законом «О милиции» был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.

Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Закон «О милиции» были внесены изменения, согласно которым из его ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 № 489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. № 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. № 263 в связи с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2005 год» в Положение № 589 были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

Кроме этого, утратил силу и п. 11 Положения № 589, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 % от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остаю-

щиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается МВД России по согласованию с Минфином России.

В соответствии с действующей редакцией Положения № 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5 % превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения № 589).

Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета. В федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год начиная с 2006 г. установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами,

работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ). Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, т. е. на возмездной основе.

Таким образом, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном гл. 25 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 29.12.2009 № 03-03-06/4/113.

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 № Ф03-6962/2011 суд пришел к выводу, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном гл. 25 НК РФ. Данный вывод признан правомерным в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.05.2012 № ВАС-6072/12.

Следовательно, судебная практика фактически поддержала позицию официальных органов по вопросу о том, что средства, получаемые подразделением вневедомственной охраны в соответствии с договором по охране имущества юридического лица, подлежат учету в целях налогообложения прибыли.

При этом в письме Минфина России от 31.08.2011 № 03-03-10/85 указано, что по вопросу порядка налогообложения налогом на прибыль вышеуказанных доходов, полученных подразделениями вневедомственной охраны в период, предшествующий закреплению за ними статуса государственных казенных учреждений, следует руководствоваться письмом Минфина России от 07.07.2010 № 03-03-05/145.

Однако финансовое ведомство отметило, что в настоящее время в Главном управлении вневе-

домственной охраны МВД России подготовлен и проходит внутриведомственное согласование соответствующий проект распоряжения Правительства РФ о закреплении за подразделениями вневедомственной охраны статуса государственных казенных учреждений. После принятия указанного распоряжения Правительства РФ в учредительные документы подразделений вневедомственной охраны будут внесены соответствующие изменения.

Решением правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 29.09.2010 № 107) (далее — Решение правительственной комиссии) функция МВД России по охране имущества физических и юридических лиц подлежит включению в Перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Во исполнение Решения правительственной комиссии МВД России разработан проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственных услуг по обеспечению охраны имущества граждан и организаций по договорам», который в настоящее время направлен на рассмотрение в Минэкономразвития России.

Таким образом, при закреплении за подразделениями вневедомственной охраны статуса государственных казенных учреждений доходы, полученные ими от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц, включенные в Перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В период, предшествующий закреплению за подразделением вневедомственной охраны статуса государственного казенного учреждения, исходя из позиции Минфина России и судебной практики, средства, получаемые подразделением вневедомственной охраны в соответствии с договором по охране имущества юридического лица, подлежат учету в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с письмом Минфина России и ФНС России от 30.08.2013 № АС-4-3/15838 «О доведении постановления Президиума ВАС РФ от

23.04.2013 № 12527/12» ФНС России доводит до сведения и использования в работе постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2013 № 12527/12 (далее — Постановление № 12527/12).

Высший Арбитражный Суд РФ указал, что неприменение налоговым органом отдельных статей гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ повлекло необоснованное исчисление инспекцией налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства подразделения вневедомственной охраны.

Как следует из Постановления № 12527/12, при исчислении налога на прибыль организаций указанные подразделения не освобождаются от обязанности по включению в состав налогооблагаемых доходов средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги по охране имущества физических и юридических лиц на договорной основе (далее — услуги по охране имущества), и, следовательно, это не лишает их права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом, несмотря на то, что доходы от оказания услуг по охране имущества перечисляются в федеральный бюджет и затем поступают в качестве финансирования подразделения, должно быть определено соотношение доходов от оказания услуг по охране имущества в общем объеме полученного отделом финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 и п. 3 ст. 321.1 НК РФ, определена налоговая база по налогу на прибыль организаций.

В настоящее время в связи с обращениями МВД России в Минфин и ФНС России, а также вопросами, возникающими у налоговых органов, вырабатываются предложения по применению позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, учитывающей изложенные в Постановлении № 12527/12 выводы. ФНС России в целях практического применения выводов, сделанных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, подготовила запрос в Минфин России о предполагаемом порядке определения размера налоговых обязательств подразделений вневедомственной охраны за период до 2011 г. После получения разъяснений Минфина России они будут доведены до налоговых органов в установленном порядке.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

3. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1.

4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

5. Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. № 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. № 263 в связи с Федеральным за-

коном «О Федеральном бюджете на 2005 год»: постановление Правительства РФ от 04.08.2005 № 489.

6. Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 589.

7. Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам: приказ МВД России от 31.08.2007 № 772.

8. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.05.2012 № ВАС-6072/12.

9. Письмо Минфина России от 29.12.2009 № 03-03-06/4/113.

10. Письмо Минфина России от 07.07.2010 № 03-03-05/145.

11. Письмо Минфина России от 31.08.2011 № 03-03-10/85.

12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.2003 № 5953/03.

13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 № Ф03-6962/2011.

14. Решение правительственной комиссии по проведению административной реформы: протокол от 29.09.2010 № 107.

Вниманию издателей, полиграфистов, а также бухгалтеров и экономистов рекламных агентств, СМИ, издательств и полиграфических предприятий

Журнал «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии»

ISSN 2079-6781

Выпускается с 1999 г. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Реферируется ВИНИТИ РАН. Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34051 47698 27824

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.