• степеньтруцностивыявленияпреступлений;
• относительная самостоятельность преступлений.
Таким образом, для исслецуемой преступности в современных условиях характерным является недостаточно высокий уровень выявления и расслецования преступления, прецус-мотренного ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сцелки или отказу от ее совершения), что способствует повышению ее общественной опасности,
• сведения об ущербе из судебной практики;
• о личности;
• о нравственных последствиях;
• выводы.
Высок и подвижен уровень латентности, и это привлекает к себе внимание ученых и практиков. Эта тема является дискуссионной. По мнению Г.А. Аванесова, «латентными считают преступления, скрытые от органов, которым законом предоставлено право расследовать или
рассматривать дела о совершенных преступлениях, не выявленных этими органами и не нашедших отражения в учете уголовно наказуемых деяний, то есть незарегистрированных»3.
Таким образом, основными причинами ла-тентности (ст. 179 УК РФ), являются:
• нежелание правоохранительных органов регистрировать преступление, предусмотренное ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения);
• загруженность правоохранительных органов в сфере общей преступности;
• их недостаточная компетентность;
• получение вознаграждений за сокрытие этих преступлений (коррупция).
1 КузнецоваН.Ф. Преступления и преступность. М., 1969. С. 4.
2 Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. С. 40.
3 Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975. С. 54-55.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОХОДОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
О.Н. ОНИЩЕНКО
Научный руководитель доктор юридических наук
Э.Д. СОКОЛОВА
Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование экономического аспекта деятельности вневедомственной охраны. На основе анализа российского законодательства обосновывается вывод о том, что деятельность вневедомственной охраны по оказанию платных услуг не является предпринимательской. Вносятся предложения по изменению статей Бюджетного кодекса РФ в целях оптимизации деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Ключевые слова: вневедомственная охрана, доходы вневедомственной охраны, услуги МВД по охране имущества.
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации государство в лице государственных органов, в том числе органов внутренних дел, осуществляет охрану всех форм собственности независимо от субъектного состава собственников. Одна из основных задач, стоящих перед органами внутренних дел, — это охрана собственности. Практически все подразделения органов внутренних дел прямо или
косвенно связаны с охраной имущественных прав и интересов собственников. При этом следует отметить, что в системе органов внутренних дел создано специальное структурное подразделение — вневедомственная охрана при органах внутренних дел, основная задача которой состоит в осуществлении функции по охране всех форм собственности на договорной основе. Охрана имущества, осуществляе-
мая подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, подразделяется на следующие виды: техническая; физическая; охрана имущества при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом на территории Российской Федерации; смешанная (техническая и физическая). Техническая охрана по договорам организуется путем оборудования имущества ТСО, подключенными к пультам централизованного наблюдения пунктов централизованной охраны.
Процесс становления и развития вневедомственной охраны происходил в несколько этапов, результатом которого стала существующая в настоящее время служба — одна из самых высокоорганизованных, мобильных и технически оснащенных служб в системе МВД России, обладающая большим кадровым потенциалом, эффективно выполняющая возложенные на нее задачи по предотвращению преступных посягательств на охраняемые объекты и квартиры граждан, а также, в пределах своей компетенции, иные задачи, возложенные на милицию.
Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»1 закрепляет правовое положение вневедомственной охраны как субъекта по оказанию охранных услуг за плату, определяет состав, структуру и порядок управления, задачи и функции.
Деятельность подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел по оказанию платных услуг регулируется законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Однако до сих пор отсутствует единый нормативный правовой акт, что, по нашему
мнению, не способствует укреплению законности в данной сфере общественной жизни.
С 1 января 2004 г. изменился правовой режим доходов подразделений вневедомственной охраны2. Доходы подразделений вневедомственной охраны, согласно ст. 19 Федерального закона от 23 декабря 2003 г № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.»3 после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, зачисляются в полном объеме в доход федерального бюджета в качестве «неналоговых», где они и обезличиваются.
Плата за услуги по охране имущества физических и юридических лиц устанавливается на основании утвержденных тарифов с учетом экономически обоснованных затрат и лишь 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами4. Поэтому все аргументы, приводимые в литературе относительно того, что деятельность вневедомственной охраны по оказанию платных услуг якобы является предпринимательской, на наш взгляд, необоснованны и не соответствуют существующей практике.
Правовой режим доходов подразделений вневедомственной охраны по оказанию охранных услуг за плату следует определить как правовой режим ограничивающего характера, так как он установлен высшими органами власти и руководители не имеют возможности маневрировать полученными средствами от данного вида деятельности.
Бюджетное финансирование вневедомственной охраны из-за изменения правового режима доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, недостаточно в условиях рынка для более эффективного раз-
Год Доходы, млн руб. Расходы, млн руб.
Плановое задание Фактическое выполнение Всего Из них на капитальное строительство
2004 38 583,2 35 544,4 34 495,2 92,7
2005 34 172,5 37 936,2 38 972,1 190,0
2006 36 448,4 37 804,8 39 043,6 190,0
2007 38 627,7 41 343,0 42 309,5 290,0
2008 42 440,4 44 745,2 49 260,4 290,0
2009 46 781,4 — 53 446,2 320,0
2010 46 781,4 — 55 669,7 320,0
вития данного вида деятельности органов внутренних дел по охране объектов и укрепления стабильности самой службы.
Доходы от оказания охранных услуг за плату вневедомственной охраны в федеральном бюджете значительны, что подтверждается следующими данными.
Их данных таблицы видно, что в доход федерального бюджета в 2008 г. подразделениями вневедомственной охраны перечислено 44 745,2 млрд руб. (118,6% установленного планового показателя); при этом расходы превышают доходы. Однако здесь следует учесть тот факт, что с 2005 г. тарифы на услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны, практически не изменялись, хотя в системе МВД России за этот период проводились мероприятия по значительному повышению денежного довольствия сотрудников и оплаты труда работников вневедомственной охраны.
Следует отметить следующее: на протяжении последних лет фактическое выполнение услуг по охране имущества юридических и физических лиц превышает установленное плановое задание. В связи с этим считаем целесообразным внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие правовой режим доходов вневедомственной охраны, как и других бюджетных учреждений. Нам представляется, что доходы, полученные сверх установленного планового задания, могут быть направлены Министерством финан-
сов Российской Федерации в качестве дополнительного финансирования того бюджетного учреждения, которое получило эти доходы, в том числе и вневедомственной охраны.
В связи с этим следует внести изменения в ст. 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дополнив п. 1 вторым абзацем следующего содержания: «Доходы, фактически полученные бюджетным учреждением при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период объема доходов, могут направляться Министерством финансов Российской Федерации без внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на дополнительное финансирование этого учреждения».
Предлагаемые изменения, по нашему мнению, оптимизируют деятельность подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел, позволив сохранить и приумножить потенциал, накопленный службой за годы ее развития.
1 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 5074; СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 648; 2004. № 29. Ст. 3055; 2005. № 33. Ст. 3420.
2 До этого срока указанные доходы признавались дополнительным источником финансирования подразделения вневедомственной охраны как бюджетного учреждения.
3 СЗ РФ. 2003. № 52 (Ч. 1). Ст. 5038.
4 В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.