Т.М. Занина,
кандидат юридических наук, профессор
Л.К. Ильченко
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
МВД РОССИИ
SECURING PROPERTY PROVISION BY SUBDIVISIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в результате взаимодействия подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел и филиалов федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД России при обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц, а также содержатся комментарии к некоторым положениям Приказа МВД России от
31.08.2007 г. № 772.
The article considers some problems arising as a result of interaction of non-departmental subdivision of agencies of Internal Affairs and subsidiaries of Federal State Unitary Enterprise “Guarding ” of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation under guarding ofproperty as well as containing commentaries to the order ofthe Ministry ofInternal Affairs ofthe Russian Federation № 772from 31.08.2007 г.
Одной из задач милиции в Российской Федерации является защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности [1].
В соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам» от 31.08.2007г. № 772, обеспечение охраны имущества физических и юриди -ческих лиц осуществляется следующими подразделениями Министерства внутренних дел России: Центром охраны объектов высших органов государственной власти, Межрегиональным координационным центром по охране имущества при его транспортировке, подразделениями вневедомственной охраны и иными подразделениями и организациями, создавае-
мыми в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения задач и функций вневедомственной охраны [2]. Последними в указанном перечне являются филиалы Федерального государственного унитарного предприятия « Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В связи с необходимостью разграничения государственно-административных и хозяйственнокоммерческих функций органов исполнительной власти и во исполнение решения комиссии по оптимизации бюджетных расходов, созданной Постановлением Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 29 «Об утверждении Положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов и ее состава» (ред. от 06.02.2003 г.) [3], Постановлением Прави-
тельства РФ от 11.02.2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» создано федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» [4].
ФГУП «Охрана», подведомственное Мини -стерству внутренних дел Российской Федерации, сформировано на базе военизированных и сто -рожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Также в соз-данное предприятие вошли подразделения вне -ведомственной охраны, осуществляющие функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны. Образованное унитарное предприятие выступает в установленном порядке в качестве правопреемника по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц.
Статьей 113 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что организацион -но-правовая форма федерального государственного унитарного предприятия является одной из форм коммерческой организации [5]. Коммерческая организация, оказывающая услуги по охране имущества, ранее действовала в рамках либо Федерального закона РФ от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О ведомственной охра -не» [6], либо закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1(ред. от 24.07.2007) « О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [7], иных законов, регламентирующих охранную деятельность коммерческих организаций, не существует. Принятая в постановлении
формулировка ФГУП «Охрана» — «подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации» [4] — ближе к понятию ведом -ственной охраны, однако в таком случае оно имеет право осуществлять охрану только тех объектов, которые находятся в ведении данного министерства, т.е. МВД, в соответствии с утвержденным списком. Однако юридические и физи -ческие лица, о которых идет речь в постановле-нии, к таковым не относятся [8].
Таким образом, можно говорить о некоторых преференциях, которые получило созданное предприятие.
Так, МВД РФ получило прямое указание «оказать содействие федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» в перезаключении договоров на охрану имущества физических и юридических лиц». При этом мнение самих физических и юридических лиц правительство не интересовало [9]. На практике при перезаключении двусторонних договоров на трехсторонние происходило навязывание услуг по обслуживанию технических средств охраны, оказываемых филиалами ФГУП «Охрана» мВд России.
В соответствии с Приказом МВД РФ от 2 ноября 2005 г. № 890 «Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации» вневедомственная охрана имела право оказывать услуги по охране имущества только тем заказчикам, которые заключили договор на обслуживание средств сигнализации на объекте с организацией, имеющей аккредитацию МВД РФ.
Приказом МВД России от 31.08.2007г. № 772 утвержден Порядок обеспечения охраны имущества физических и юридических лиц по договорам (далее - Порядок) [2], довольно тщательно описывающий процедуру охраны имущества, установленную фактически одинаковой для юридических и физических лиц и включающую в себя:
1. Приём заявления на обеспечение охраны имущества физического или юридического лица.
2. Обследование имущества физических и юридических лиц.
3. Заключение договора на охрану имущества физического или юридического лица.
4. Осуществление охраны имущества физи -ческих и юридических лиц по договорам, в том числе при его транспортировке.
5. Осуществление расчётов за охрану имущества физических и юридических лиц [2].
При рассмотрении первого этапа, представ -ляющего собой прием заявления на обеспечение охраны имущества физического или юридического лица, наблюдаются некоторые нестыковки в описываемых действиях подразделений вневе-домственной охраны и филиалов ФГУП «Охра -на». Так, рассмотрение вопроса об обеспечении охраны имущества физических и юридических
лиц производится только в случае поступления письменного заявления в подразделение вневе -домственной охраны. При этом приказом четко регламентирована ситуация обращения заявите -ля в подразделение вневедомственной охраны по вопросам, относящимся к компетенции ФГУП «Охрана» МВД России, при которой руководитель подразделения вневедомственной охраны обязан с согласия заказчика принять меры по передаче такого обращения в соответствующее подразделение ФГУП «Охрана» МВД России.
Обратная же ситуация — обращение заявителя в филиал ФГУП «Охрана» МВД России по вопросу обеспечения охраны имущества — Порядком не предусмотрена, хотя одним из оснований для отказа в обеспечении охраны имущества является отсутствие технической возможности охраны имущества именно подразделением вне -ведомственной охраны (расположение передаваемого под охрану имущества вне зоны действия пунктов централизованной охраны), да и обследование объекта (второй этап процедуры охраны имущества) производится межведомственной комиссией, в состав которой в обязатель -ном порядке входят представители вневедомственной охраны.
Для рассмотрения вопроса об обеспечении охраны имущества подразделение вневедомственной охраны, в соответствии с требованиями указанного приказа, принимает наряду с доку -ментами, необходимыми для решения вопроса правоспособности и дееспособности юридических и физических лиц, лицензию юридическо -го лица на право заниматься определенными ви -дами деятельности. При этом непредоставление лицензии является основанием для отказа в обеспечении охраны. Возникает вопрос, каким образом наличие или отсутствие указанной ли -цензии у юридического лица отразится на дея -тельности подразделений МВД России по охране имущества этого юридического лица.
Не менее загадочно Приказом МВД РФ от
31.07.2007 г. № 772 представлен такой «преддоговорный» этап, как обследование имущества физических и юридических лиц. Логично, что целью обследования является определение комплекса мероприятий и разработка технических предложений по организации охраны имущества с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества заявителя.
Иными словами, для оптимального выбора средств и способов охраны необходимо знать сам предмет охраны. Не вызывает сомнений обстоятельство, что подобную информацию должен знать тот орган, который будет обеспечивать охрану (подразделение вневедомственной охраны и филиал ФГУП «Охрана» МВД России, при необходимости оборудования объекта охраны техническими средствами). Однако в приказе
сказано, что в составе межведомственной комиссии могут участвовать также представители других заинтересованных ведомств и организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
При этом в приказе не сказано, какие это за -интересованные ведомства и организации и ка -кое непосредственное отношение они могу т иметь к охране имущества.
Утвержденный Порядок обеспечения охраны имущества расширил круг организаций, имеющих право осуществлять монтаж, обслуживание и ремонт средств сигнализации на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах. В нем предусмотрено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание технических средств охраны (за исключением ТСО, связанных с обеспечением охраны объектов, подлежащих государственной охране) осуществляет ФГУП «Охрана» МВД России или иная организация, имеющая соответствующие лицензии, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и МВД России. До утверждения Порядка вневедомственная охрана имела право оказывать услуги по охране имущества только тем заказчикам, которые заключили договор на обслуживание средств сигнализации на объекте с организацией, имеющей аккредитацию МВД РФ [10]. Контроль же за организацией технического обслуживания и технический надзор осуществляется работниками инженерно-технических подразделений вневедомственной охраны, причем, на наш взгляд, осуществление контроля за организацией те хнического обслуживания иной организации весьма проблематично.
Итогом двух этапов процедуры обеспечения охраны имущества — приёма заявления на обеспечение охраны имущества физического или юридического лица и обследования имущества физических и юридических лиц — является воз -никновение гражданско-правового отношения, выраженного подписанием договора на охрану имущества физического или юридического лица. При организации охраны с использованием технических средств заявитель одновременно заключает, как правило, трехсторонний договор с подразделением вневедомственной охраны и филиалом ФГУП «Охрана» МВД России (или иной организацией, имеющей соответствующие лицензии, в соответствии с требованиями зако -нодательства Российской Федерации и МВД России).
И на этом этапе возникают трения между подразделениями вневедомственной охраны и заказчиком в результате возникновения третьей стороны в договоре. В сознании большинства граждан обязанности подразделений вневедом-ственной охраны по охране имущества включают в себя сегодня, как и ранее, техническое обслуживание технических средств охраны, уста -
новленных на объекте. То есть о реформировании и в его результате о выделении из функций вневедомственной охраны функций по обслуживанию средств сигнализации большинству граждан не известно. В результате подразделения вневедомственной охраны сталкиваются с откровенным непониманием со стороны граждан, для чего необходимо производить дополнительно оплату обязанностей вневедомственной охраны по обслуживанию на охраняемом объекте средств сигнализации.
После обследования, оборудования при необходимости объекта средствами сигнализации и заключения договора на охрану начинается основной этап процедуры, то есть согласованные действия сторон по самой процедуре охраны имущества.
Охрана имущества, как указано в Приказе МВД России от 31.08.2007 г. № 772, подразделя -ется на следующие виды: техническая (путем оборудования имущества ТСО, подключенными к пультам централизованного наблюдения пунктов централизованной охраны), физическая (пу -тем выставления стационарных постов и (или) нарядов, групп задержания (ГЗ) на маршрутах), охрана имущества при его транспортировке ав -томобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом по территории Россий -ской Федерации и смешанная (техническая и физическая) [2].
В расшифровке понятия физической охраны необоснованно, на наш взгляд, не оговорена возможность выставления стационарного поста работников ФГУП «Охрана» МВД России, к кото -рому в результате реформирования перешли военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны [4].
Также не нашло отражения в Порядке обеспечения охраны имущества физических и юри-дических лиц по договорам взаимодействие подразделений вневедомственной охраны и филиа-лов ФГУП «Охрана» при заключении с заказчиками договоров на смешанный вид услуг (физическая охрана имущества работниками филиала ФГУП «Охрана» и реагирование наряда милиции на срабатывание технических средств охраны, установленных для усиления физической охраны), хотя на практике при наличии такого вида услуг может возникнуть ряд вопросов, например: приоритетность направления группы задержания при одновременном срабатывании средств сигнализации на объектах, один из которых имеет смешанный вид охраны, или порядок возмещения причиненного имущественного вреда в результате хищения имущества, охраняемого смешанной охраной.
Последний из приведенных примеров также, на наш взгляд, должен был бы найти отражение в разделе «Осуществление расчётов за охрану имущества физических и юридических лиц» на -
ряду с расчетами при причинении материального вреда в результате хищения имущества, охра -няемого только подразделениями вневедомственной охраны, которые также не нашли отражения в рассматриваемом Приказе.
Однако под осуществлением расчетов в настоящем Порядке подразумевается только оплата услуг подразделений вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц, причем в случае смешанного вида охраны и в связи с этим увеличения количества кон -трагентов в договоре неизбежно возрастают расходы заказчиков на охрану имущества, что, в свою очередь, влечет отток охраняемых подраз-делениями вневедомственной охраны объектов.
На основании изложенного представляется необходимым дальнейшее совершенствование регулирования охраны подразделениями и организациями, подведомственными Министерству внутренних дел России, имущества физических и юридических лиц в целях воспрепятствования их оттока под охрану негосударственных (частных) охранных структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. О милиции: Закон РФ // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503.
2. Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Фе -дерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам: Приказ МВД России от 31.08.2007 г. № 772 // Бюллетень норматив -ных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — №44.
3. Об утверждении Положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов и ее состава : Постановление Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 29 //Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 4. — Ст. 331.
4. Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Россий -ской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 66 //Российская газета. — 2005. — 17 февр.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. —1994. — № 32. — Ст. 3301.
6. О ведомственной охране: Федеральный закон РФ от 14.04.1999г. № 77-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 16. — Ст. 1935.
7. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от
11.03.1992г. № 2487-1// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 17. — Ст. 888.
8. Комментарий: какой статус будет иметь ФГУП «Охрана»? По материалам Инфобюллете -ня КС ГУВД Москвы. — 2005. — № 3 [элек-
тронный ресурс] // ОХРАНА. Интернет-газета о безопасности. — 28.02.2005г. — Режим доступа: http://www. o xpaha.ru/s afenews _ 19_14299
9. Зубарев Е Здравствуйте, я ваша крыша / Е. Зубарев // Ленинградская правда. — 2005. — 3 нояб.
10. Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 02.11.2005 №890.