Научная статья на тему 'Учет стадий жизненного цикла территории при выборе стратегических приоритетов территориального развития (социальный аспект)'

Учет стадий жизненного цикла территории при выборе стратегических приоритетов территориального развития (социальный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭВОЛЮЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / LIFE CYCLE / STAGES OF DEVELOPMENT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / STRATEGIC PRIORITIES / EVOLUTION / STRATEGIC PLANNING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмакова Марина Валерьевна, Кузнецова Юлия Александровна

Диахронный анализ иерархии стратегических приоритетов развития социальной инфраструктуры в стратегических документах федеральных органов власти за 2000-2017 гг. позволил установить, что актуальные социальные приоритеты отражены в ежегодных Посланиях Президента Федеральному Собранию. Несмотря на то, что с самого первого своего Послания Президент предложил отказаться от государственного патернализма социальной сферы, наибольшее внимание он уделял развитию здравоохранения и образования. То есть, по мере вхождения страны в новое тысячелетие, глава государства увеличивал свое внимание к решению проблем будущего поколения, формированию эффективной демографической политики, совершенствованию качества здравоохранения и созданию нового уровня защиты материнства и детства. В этой связи для своевременного решения наиболее значимых проблем социального развития общества предлагается подход учета стадий жизненного цикла. Реализация данного подхода в практике управления разноуровневыми территориальными образованиями, во-первых, усилит базовые основания для выбора приоритетных направлений стратегического развития территориальных образований, а во-вторых, позволит наиболее эффективно распределить имеющиеся ресурсы развития с учетом фактора стадиальной принадлежности территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING OF THE STAGES OF THE LIFE CYCLE OF THE TERRITORY WHEN CHOOSING STRATEGIC PRIORITIES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT (SOCIAL ASPECT)

A diachronic analysis of the hierarchy of strategic priorities for the development of social infrastructure in the strategic documents of the federal authorities made it possible to establish that current social priorities are reflected in the annual Presidential Address to the Federal Assembly. The study of the texts of the documents led to the conclusion that for the period 2000-2017. The volumes of analysis of the problems and the solutions proposed by the President regarding the development of the social sphere and its infrastructure increased annually. Despite the fact that from his very first Message the President proposed to abandon the state paternalism of the social sphere, he paid the most attention to the development of health care and education. That is, as the country entered the new millennium, the head of state increased his attention to solving the problems of the future generation, forming an effective demographic policy, improving the quality of health care and creating a new level of protection of motherhood and childhood. For the timely solution of the most significant problems of social development of society, an approach to taking into account the stages of the life cycle is proposed. The implementation of this approach in the practice of managing multi-level territorial entities, firstly, will strengthen the basic grounds for choosing the priority directions of strategic development of territorial entities, and secondly, will allow for the most efficient distribution of available development resources, taking into account the factor of the land status of territories.

Текст научной работы на тему «Учет стадий жизненного цикла территории при выборе стратегических приоритетов территориального развития (социальный аспект)»

экономические науки

Шмакова Марина Валерьевна, Кузнецова Юлия Александровна УЧЕТ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕРРИТОРИИ ...

УДК 338.28

УЧЕТ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕРРИТОРИИ ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

© 2018

Шмакова Марина Валерьевна, научный сотрудник сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики Института социально-экономических исследований Кузнецова Юлия Александровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора экономической безопасности Института социально-экономических исследований Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (450054, Россия, Уфа, проспект Октября, 71, e-mail: acanaria2005@yandex.ru)

Аннотация. Диахронный анализ иерархии стратегических приоритетов развития социальной инфраструктуры в стратегических документах федеральных органов власти за 2000-2017 гг. позволил установить, что актуальные социальные приоритеты отражены в ежегодных Посланиях Президента Федеральному Собранию. Несмотря на то, что с самого первого своего Послания Президент предложил отказаться от государственного патернализма социальной сферы, наибольшее внимание он уделял развитию здравоохранения и образования. То есть, по мере вхождения страны в новое тысячелетие, глава государства увеличивал свое внимание к решению проблем будущего поколения, формированию эффективной демографической политики, совершенствованию качества здравоохранения и созданию нового уровня защиты материнства и детства. В этой связи для своевременного решения наиболее значимых проблем социального развития общества предлагается подход учета стадий жизненного цикла. Реализация данного подхода в практике управления разноуровневыми территориальными образованиями, во-первых, усилит базовые основания для выбора приоритетных направлений стратегического развития территориальных образований, а во-вторых, позволит наиболее эффективно распределить имеющиеся ресурсы развития с учетом фактора стадиальной принадлежности территорий.

Ключевые слова: жизненный цикл, стадии развития, социальная инфраструктура, качество жизни населения, стратегические приоритеты, эволюция, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие.

ACCOUNTING OF THE STAGES OF THE LIFE CYCLE OF THE TERRITORY WHEN CHOOSING STRATEGIC PRIORITIES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT (SOCIAL ASPECT)

© 2018

Shmakova Marina Valerievna, Researcher at the Institute of Social and Economic Research Kuznetsova Yulia Alexandrovna, Ph.D. (Econ.), Senior Researcher at the Institute of Social and Economic Research Ufa Branch of the Russian Academy of Sciences (450054, Russia, Ufa, October Revolution Avenue, 71, e-mail: acanaria2005@yandex.ru)

Abstract. A diachronic analysis of the hierarchy of strategic priorities for the development of social infrastructure in the strategic documents of the federal authorities made it possible to establish that current social priorities are reflected in the annual Presidential Address to the Federal Assembly. The study of the texts of the documents led to the conclusion that for the period 2000-2017. The volumes of analysis of the problems and the solutions proposed by the President regarding the development of the social sphere and its infrastructure increased annually. Despite the fact that from his very first Message the President proposed to abandon the state paternalism of the social sphere, he paid the most attention to the development of health care and education. That is, as the country entered the new millennium, the head of state increased his attention to solving the problems of the future generation, forming an effective demographic policy, improving the quality of health care and creating a new level of protection of motherhood and childhood. For the timely solution of the most significant problems of social development of society, an approach to taking into account the stages of the life cycle is proposed. The implementation of this approach in the practice of managing multi-level territorial entities, firstly, will strengthen the basic grounds for choosing the priority directions of strategic development of territorial entities, and secondly, will allow for the most efficient distribution of available development resources, taking into account the factor of the land status of territories.

Keywords: life cycle, stages of development, social infrastructure, quality of life of the population, strategic priorities, evolution, strategic planning, socio-economic development.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Исследованию процесса разработки стратегий регионального развития посвящено большое количество работ в которых, как правило, осуществляется учет множества факторов, участвующих в формировании конечных результатов развития разноуровневых социально-экономических систем. Однако, несмотря на важность рассматриваемых факторов в имеющихся разработках, практически не учитываются стадии жизненного цикла, в рамках которых развивается территория. В результате исследования сущности и содержания искомого понятия установлено, что стадиальность оказывает определенное влияние на развитие территории в силу присущих конкретной стадии закономерностей и особенностей развития. Таким образом, в число факторов, учитываемых при разработке стратегии регионального развития, должна быть включена стадиальная принадлежность территории с характерными для нее специфическими особенностями и закономерностями. Стадиальность развития должна быть отражена и в разрезе видов экономической деятельности для наиболее правильного определения вектора стратегического развития страны.

В этом плане наиболее проблематичным представляется четкое выделений стадий развития социальной сферы, в особенности, что касается ее инфраструктурной составляющей. Это обусловлено трудностью сочетания принципа бесплатности многих видов социальных услуг с необходимостью осуществления масштабных преобразований в соответствии с требованиями потребителей и мировыми тенденциями развития. Следовательно, изучение стадий жизненного цикла территорий, отраслей социальной сферы, в частности, в направлении их инфраструктурной обеспеченности, имеет научно-практическую значимость для разработки действенной стратегии регионального развития.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Стадии жизненного цикла являются достаточно новым аспектом региональной проблематики: их исследование отражено в незначительном количестве публикаций, в числе которых работы сотрудников сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики ИСЭИ УФИЦ РАН [1, 2, 3]. Общие подходы к жизнен-

Shmakova Marina Valerievna, Kuznetsova Yulia Alexandrovna ACCOUNTING OF THE STAGES OF THE LIFE CYCLE ..

economic sceinces

ному циклу, адаптированные применительно к социально-экономическим системам, могут быть сгруппированы по объекту исследования в разрезе:

1) территории (Н.И. Климова [4]; Е.Г. Анимица, А.П. Дубнов, Л.В. Коваль [5]), при котором жизненный цикл территории рассматривается как «совокупность стадий территориального развития в рамках доминирующей территориальной специализации, определяющей уровень конкурентоспособности и адаптивности территорий к воздействию внешних и внутренних вызовов»;

2) города (И.Д. Тургель [6]; E. Brezis, P. Krugman [7]; U. Hassler, G. Algreen-Ussing, N. Kohler [8]) - подход, рассматривающий этапы развития городской экономики;

3) организации (Adizes I. [9]; K. Boulding [10]; А.И. Пригожин [11] и др.), как подход, связанный с жизненным циклом продукции, то есть совокупности взаимосвязанных процессов, реализуемых от момента появления потребности в продукции до ее употребления;

4) работника (The Employee Life Cicle - ELC) (J. Farnan, M.Z. Anderton, E. Douglas [12]; S. App, J. Merk, M. Büttgen [13]; Чумак В.Г., Горбунова О.А. [14]) - категория, чаще всего используемая в области управления персоналом, в основе которой - идентификация различных этапов трудовой деятельности работника.

В настоящее время сложился большой задел теоретико-методических, практически ориентированных работ, посвященных оценке состояния и направлений формирования социальной инфраструктуры с учетом специфики развития территории [15, 16, 17, 18]. Особенное развитие получили исследования социальной инфраструктуры сельской местности [19, 20]. Тем не менее, нельзя говорить о том, что в них подробно раскрыт долгосрочный характер развития социальной инфраструктуры, грамотно определены стратегические приоритеты, тем более, выделены стадии жизненного цикла, что требует проведения дальнейших исследований в этой области.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является обоснование теоретических основ стадиального развития территории при обосновании долгосрочных приоритетов развития социальной инфраструктуры.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В соответствии с законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» под стратегическим планированием понимается «деятельность участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» [21]. Необходимо отметить, что в экономической литературе и в принятом нами подходе проводится гипотеза об однородности понятий «страте-гирование» и «стратегическое планирование». Однако, в силу того, что термин «планирование» в рыночной экономике понимается экономистами неоднозначно, в современных условиях корректнее использовать термин «стратегирование». Любая стратегия социально-экономического развития отдельно взятого территориального образования имеет строго очерченные механизмы разработки и реализации, включающая такие этапы, как: стратегический анализ, собственно стратегию развития региона, а также план мероприятий его социально-экономического развития.

Основной целью стратегии социально-экономического развития региона является обоснованный выбор

направлении регионального развития и инструментов для их осуществления. Процесс разработки стратегии социально-экономического развития региона проходит несколько этапов. Первым этапом разработки является формирование стратегической миссии региона, которая должна быть структурирована и обоснована. Она должна четко формулировать стратегические цели, задачи и мероприятия по их реализации. На следующем этапе осуществляется преобразование сформулированных миссии и направлений развития в конкретные цели, которые обязаны быть глобальными, но достижимыми. Следующим этапом является разработка стратегии достижения целей: осуществляется выбор согласованных действий и их последовательности. Далее эти цели находят свое отражение в различных программах и мероприятиях. При этом нужно учитывать, что планирование

- одна из важнейших функций регионального управления, находящаяся в четко обозначенном правовом поле. Внедрение и реализация стратегии региона являются важным этапом разработки стратегического плана, но не завершают его: далее необходимо осуществить оценку деятельности и мониторинг результатов, на основе которых принимается решение о необходимости корректив. Корректирующие действия необходимы при существующем алгоритме стратегирования хотя бы потому, что принятие стратегических решений происходит в условиях появления новых обстоятельств во внешней среде региона. Кроме того, поскольку весь процесс стратеги-рования базируется на использовании методов прогнозирования, то при негативной динамике существующий инструментарий прогнозирования позволит лишь закрепить в перспективе сложившиеся тенденции, в то время как основная задача стратегирования - выйти на траекторию позитивного роста и развития.

Учет особенностей стадиального развития как одного из условий разработки стратегий может быть осуществлен посредством предшествующего стратегиро-ванию анализа основных параметров развития территории, рассматриваемых с позиции их принадлежности к определённой стадии развития. Так, начальная стадия

- становление и развитие - предполагает динамичный рост показателей и позитивную динамику их изменения, в то время как, зрелость характеризуется стабилизацией параметров, их закреплением на определенном уровне и отклонением в ту или иную сторону в рамках стадиального диапазона. Что касается стадии упадка, очевидно, что характеризующие территорию основные показатели имеют тенденцию к снижению параллельно с возникающей в большинстве случаев отрицательной динамикой их изменения. Кроме того, учет стадиальности предполагает реализацию обновленного подхода к стратегиро-ванию, в основе которого должна осуществляться первоначальная группировка рассматриваемых территорий по стадиям жизненного цикла с последующим принятием решений либо по их развитию (для стадий становления -развития, начальной стадии зрелости), либо осуществлению ряда организационно-экономических мероприятий (для стадии зрелости и стадии упадка) с целью изменения вектора развития территорий в сторону их перехода на более прогрессивные стадии.

Предполагается, что реализация данного подхода в практике управления разноуровневыми территориальными образованиями, во-первых, усилит базовые основания для выбора приоритетных направлений стратегического развития территориальных образований, а во-вторых, позволит наиболее эффективно распределить имеющиеся ресурсы развития с учетом фактора стадиальной принадлежности территорий.

Ключевым разделом любой стратегии социально-экономического развития региона является качество жизни населения, одним из условий которой выступает уровень развития социальной инфраструктуры, которая является своеобразным фундаментом эффективного развития социальной сферы в целом. Реализация вышеупо-

экономические науки

Шмакова Марина Валерьевна, Кузнецова Юлия Александровна УЧЕТ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕРРИТОРИИ ...

мянутого подхода к выделению стадий территориального развития в приложении к обоснованию приоритетов развития социальной инфраструктуры в долгосрочном периоде предполагает выделение стадий развития последней. В данном случае, интерес представляют те составляющие социальной инфраструктуры, которые являются наиболее актуальными на данном отрезке общественной эволюции. Тогда можно сказать, что том или ином этапе развития общества формируется своеобразная иерархия элементов отраслей социальной сферы, требующих совершенствования. Выделение стадий развития социальной инфраструктуры осуществлено на основе сравнительного анализа приоритетов развития социальной сферы, отраженных в Посланиях Президента Федеральному собранию РФ с 2000 по 2017 гг. как базиса для определения стратегических направлений развития. Исследование текстов показало, что особенностью эволюции социального содержания Посланий было то, что в первое пятилетие 2000-х наибольшее внимание уделялось реформированию пенсионной системы и совершенствованию социальной защиты пожилого поколения в целом; во второе - более четко ставится задача развития мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, особенно, социально значимых [22].

Начиная с 2006 г. значительное внимание в Посланиях Президента уделяется развитию образования [23]. В это время зарождается и реализуется идея Президента о создании «Новой школы», особым внимание обращено именно к общему образованию, проблемам перехода средней школы к единому государственному экзамену. Большое место занимают также в этот период разработка и реализация новых государственных образовательных стандартов и для общей, и для высшей школы. Избираемые Президентом приоритеты социального развития основывались на решении тех проблем, которые были наиболее актуальными в данный конкретный период: если в начале 2000-х гг. особенно остро стояли проблемы диспропорций развития социальной системы, необходимость совершенствования пенсионного обеспечения, то к середине данного десятилетия на первый план выдвинулись проблемы организации здравоохранения и коренного совершенствования образования, которые должны были отвечать современным требованиям. Приоритетом данного десятилетия стала и реформа развития жилищно-коммунального хозяйства, основанная на новых принципах его финансирования и предполагающего его полную самоокупаемость.

Совершенствованию и оснащению новейшими достижениями науки системы образования и здравоохранения способствовали динамичный экономический рост, наблюдающийся в этот период. Важно отметить, что в период 2009-2011 гг. в посланиях Президента обращается внимание на развитие сферы культуры и искусства, которые еще с начала экономических и политических реформ оставались практически без внимания руководителей государства. В данный период возникли идеи поддержки материнства и детства («родовой сертификат», «материнский капитал» и т.д.), обеспечение эффективного высшего образования для малообеспеченных и выходцев из регионов (система ЕГЭ и ОГЭ), адаптация в систему образования инклюзивной составляющей (программа «Доступная среда»). Общепризнанно, что радикальным образом внимание Президента РФ к решению социальных проблем российского общества изменилось в 2012 г., после издания им знаменитых «майских указов», содержание которых стало стратегической основой для решения проблем здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. Полная эволюция приоритетов социального развития представлена в работе [24].

Следует отметить, что начиная с 2012 г. доминируют такие приоритеты, как:

- полномасштабная поддержка высокотехнологич-

ных отраслей в медицинской промышленности;

- ориентация на мировые стандарты в области развития отраслей социальной сферы;

- создание механизма заинтересованности в осуществлении качественного образования и здравоохранения.

В первой половине 2010-х годов в Посланиях Президента значительно большее, чем прежде, внимание уделяется развитию культурной сферы общества, 2014 год провозглашается Годом Культуры. Иными словами, в число приоритетов социального развития выдвигаются и другие отрасли общественной эволюции. В Послании Президента на 2018 г. в качестве приоритетов развития выдвинуты:

- в области демографии - запуск программы обновления детских поликлиник и отделений в больницах;

- пенсионное обеспечение - подготовка программы системной поддержки и повышения качества жизни людей старшего поколения;

- здравоохранение - увязка в единый цифровой контур поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, региональных учреждений здравоохранения и ведущих медицинских центров; восстановление шаговой доступности медицинских учреждений; реализация общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями;

- культура - создание в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов;

- образование - переход к индивидуальным формам обучения, создание системы отбора и подготовки управленческих кадров, формирование ранней профориентации школьников [25].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Предложенный подход учета стадий жизненного цикла территории позволяет сформировать максимально правильный стратегический вектор территориального развития. В приложении к выбору долгосрочных приоритетов развития социальной инфраструктуры стадиальный подход служит основой для формулирования четких, находящихся в русле современных тенденций и запросов общества, направлений. Кроме того, данный подход позволит наиболее полно учесть сложившиеся концептуальные подходы к решению наиболее значимых проблем социального развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванов П.А. Жизненный цикл территории: понятие и стадии развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 97-100.

2. Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю. Жизненный цикл территорий: теоретико-методологический подход к стадиальной идентификации и его приложение // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 9. -С. 189-194.

3. Тютюнникова Т.И. Сбережение населения в системе индикаторов жизненного цикла территорий // Вектор экономики. - 2017. -№ 11 (17). - С. 35.

4. Жизненный цикл территории: Коллективная монография / Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А. и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.И. Климовой. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2018. - 222 с.

5. Анимица Е.Г., Дубнов А.П., Коваль Л.В. Жизненный цикл ЗАТО: фазы адаптации к рыночной динамике // Циклы: материалы II международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. - С. 29-33.

6. Тургель И.Д. Теоретико-методологические аспекты исследования жизненного цикла города // Вопросы экономики. - 2008. - № 3 (4). - С. 94-104.

7. Elise Brezis, Paul Krugman. Technology and the Life Cycle of Cities. 1993. URL: https://www.nber.org/papers/w4561.pdf.

8. U. Hassler, G. Algreen-Ussing, N. Kohler. Urban Life Cycle Analysis and the conservation of the urban fabric. 2004. URL: http://www. lema.ulg.ac.be/research/suit/download/suit5.2f_ppaper.pdf.

9. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Кальдерон Адизес: пер. с англ. В. Кузина. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 512 с.

10. Boulding K.E. What is Evolutionary Economics? // J. of Evolutionary Economics. - 1991. - Vol. 1 - № 1. - P. 9-17.

11. Пригожин А.И. Методы развития организаций. -М.: Ленанд, 2017. - 848 с.

12. Jack Farnan, Monica Z. Anderton, Errol Douglas. The ROI of Talent: How the Employee Lifecycle Can Improve Business Efficiency. 2010. URL: http://www.skillsoft.com/assets/offers/ExecBlueprints-The_ ROI_of_Talent.pdf.

Shmakova Marina Valerievna, Kuznetsova Yulia Alexandrovna ACCOUNTING OF THE STAGES OF THE LIFE CYCLE ..

economic sceinces

13. Stefanie App, Janina Merk, Marion Büttgen. Employer Branding: Sustainable HRM as a Competitive Advantage in the Market for High-Quality Employees. 2012. URL: https://www.econstor.eu/bit-stream/10419/93050/1/750209763.pdf.

14. Чумак В.Г., Горбунова О.А. Мотивация персонала на основе моделей жизненных циклов в условиях модернизации экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - №3 (101). - С. 130-135.

15. Фролова Е.В. Социальная инфраструктура российских муниципальных образований: состояние и ресурсы модернизации // Социологические исследования. - 2014. - № 12 (368). - С. 51-58.

16. Фролова Е.А. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образования России: монография. - М.: Московский гуманитарный университет, 2014. - 253 с.

17. Гольц Г.А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 2. - С. 5-21;

18. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса. Функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура: монография. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 330 с.

19. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: Экономика, управление. - 2009. -№ 12. - С. 24-31.

20. Бондаренко Л.В., Шаяхметов И.Т. Методологические основы формирования социальной инфраструктуры села: монография. - Москва: Научно-исследовательский и проектный институт агропромышленного комплексаМинсельхоза России, 2000. - 66 с.

21. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841/.

22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 «Какую Россию мы строим». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/21480.

23. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/23577.

24. Кузнецова Ю.А. Иерархия стратегических приоритетов развития социальной инфраструктуры на уровне российских федеральных органов власти в контексте обеспечения конкурентоустойчиво-сти территории // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №10 (57). - С. 914-920.

25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2018 г.

Статья поступила в редакцию 09.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.