Научная статья на тему 'Реализация национальных проектов с учетом стадиального развития территорий'

Реализация национальных проектов с учетом стадиального развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные проекты / жизненный цикл / стадия / территория / социально-экономическое развитие / national projects / life cycle / stage / territory / socio-economic development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. А. Иванов

В статье рассмотрены аспекты потенциальной возможности реализации национальных проектов в контексте жизненного цикла разноуровневых территориальных образований. Рассмотрены общие и специфические характеристики стадий жизненного цикла территорий и на примере муниципальных образований Республики Башкортостан. Автором разработана типологизация территорий по уровню нуждаемости в финансовом обеспечении по приоритетным направлениям с учетом их стадиального развития. Даны предложения по увеличению финансирования национального проекта в области поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS TAKING INTO ACCOUNT STADIAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article discusses aspects of the potential for the implementation of national projects in the context of the life cycle of multilevel territorial entities. The general and specific characteristics of the stages of the life cycle of territories are considered, and on the example of municipalities of the Republic of Bashkortostan, a typology of territories is developed by the level of need for financial support in priority areas, taking into account their stage development. Suggestions are given to increase funding for a national project in the field of supporting small and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «Реализация национальных проектов с учетом стадиального развития территорий»

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ СТАДИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

П.А. Иванов, канд. экон. наук, ст. науч. сотр.

Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН

(Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11167

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 007-00256-18-01 на 2019 год.

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты потенциальной возможности реализации национальных проектов в контексте жизненного цикла разноуровневых территориальных образований. Рассмотрены общие и специфические характеристики стадий жизненного цикла территорий и на примере муниципальных образований Республики Башкортостан. Автором разработана типологизация территорий по уровню нуждаемости в финансовом обеспечении по приоритетным направлениям с учетом их стадиального развития. Даны предложения по увеличению финансирования национального проекта в области поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: национальные проекты, жизненный цикл, стадия, территория, социально-экономическое развитие

Проблемы финансового обеспечения развития разноуровневых территориальных образований [1], наиболее остро проявляющиеся на муниципальном уровне [25], выдвигают на первый план необходимость решения вопросов совершенствования системы распределения финансовых потоков между территориями. Кроме того, начавшаяся «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития» [6] реализация национальных проектов до 2024 г. (в целом по стране на их финансирование выделено 25,7 трлн руб., из них 175,1 млрд руб. на реализацию на территории Республики Башкортостан) требует наличия системы эффективного использования имеющихся финансово-инвестиционных ресурсов. Одним из перспективных направлений совершенствования финансового управления территориями является учет фактора стадиальности при финансовом обеспечении их развития.

В настоящее время в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при определении приоритетов распределения бюджетных средств практически не учитываются стадиальные характеристики, присущие территориальным образованиям на различных стадиях

их жизненного цикла [7]. В процессе стадиального развития территории проходят через следующие стадии: обособление, развитие, зрелость и упадок (для более точного определения уровня стадиального развития стадии также делятся на начальную и завершающую фазы). Каждая из стадий обладает как общими (параметры стадиального развития, свойственные всем стадиям), так и специфическими характеристиками.

В числе общих следует выделить: во-первых, многоуровневость и комплемен-тарность системы жизненного цикла территории, проявляющаяся в виде совокупности горизонтальных и вертикальных взаимосвязей с жизненными циклами других территорий и расположенных на их территории предприятий; во-вторых, нелинейность развития, т.е. наличие в рамках отдельных стадий краткосрочных (относительно всей стадии) циклов снижения и роста значений показателей, характеризующих количественное изменение состояния территории в рамках определенных стадиальных пороговых значений, выход за которые в течение длительного времени указывает на качественные изменения и фактический переход на другую стадию жизненного цикла; в-третьих, не-

равномерность развития экономической и социальной составляющих территорий: на восходящей части жизненного цикла наблюдается опережающий рост экономического развития относительно социальной сферы, в то время как на нисходящем тренде жизненного цикла негативные процессы, в первую очередь, проявляются в экономике при сохранении или увеличении (например, в связи с ростом численности обратившихся за пособиями по безработице) объемов финансирования социальных услуг за счет перераспределения структуры бюджетных расходов.

К специфическим относятся: на стадии обособления - формирование новой либо обновленной территориальной специализации как основы повышения конкурентоспособности экономики территории с учетом современных условий ведения хозяйственной деятельности; на стадии развития - достижение максимальных темпов роста показателей социально-

экономического развития, расширение рынков сбыта; на стадии зрелости - достижение наиболее высоких абсолютных и удельных значений показателей, повышение доходов государства и населения, что позволяет обеспечить увеличение расходов на потребление товаров и услуг, развитие социальных программ; на стадии

упадка - нахождение в течение длительного времени социально-экономических показателей ниже пороговых уровней экономической безопасности (индикаторы социальной сферы, как правило, находятся в несколько лучшем состоянии, чем экономические индикаторы за счет имеющихся финансовых резервов), что свидетельствует о необходимости принятия управленческих решений по разработке и реализации комплекса мер, направленного на обновление территориальной специализации и выход на новый виток жизненного цикла территории.

Проведенные исследования стадиального развития территорий на примере муниципальных образований Республики Башкортостан (МО РБ - 54 муниципальных района и 8 городских округов) за период 2010-2017 гг. [7, 8] и анализ структуры национальных проектов (в т.ч. реализуемых в их рамках региональных проектов на территории Республики Башкортостан, структурированных по 3 основным направлениям: человеческий капитал, экономический рост и комфортная среда для жизни) позволили выделить следующую типологизацию муниципалитетов по степени нуждаемости в финансовом обеспечении социально-экономического развития по приоритетным направлениям (табл.).

Таблица 1. Типологизация МО РБ по степени нуждаемости в финансовом обеспечении в рамках национальных проектов_

Стадия/фазы жизненного цикла Количество МО РБ Приоритетные направления поддержки Национальные (региональные) проекты Общий бюджет, млн руб.

Завершающая фаза стадии развития 3 Экология, экспорт, комфортная среда для жизни, цифровизация экономики, коммерциализация научных разработок Экология (7), Жилье и городская среда (4), Международная кооперация и экспорт (5), Цифровая экономика (5), Наука (3) 61 070,2

Начальная фаза стадии зрелости 2

Завершающая фаза стадии зрелости 16 Занятость населения, малое и среднее предпринимательство Производительность труда и поддержка занятости (3), Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (5) 6 021

Начальная фаза стадии упадка 25

Завершающая фаза стадии упадка 16

Вне зависимости от стадии развития территории Развитие человеческого потенциала, дорожная инфраструктура Демография (5), Здравоохранение (7), Образование (8), Культура (3), Безопасные и качественные автомобильные дороги (2) 108 044,6

Всего МО РБ 62 175 135,8

Предложенное распределение национальных проектов указывает на наиболее перспективные направления использования финансовых средств с учетом стадиального развития территорий и не означает отсутствие актуальности работы по другим направлениям. В целом по источникам финансирования (федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, консолидированные бюджеты субъектов РФ, внебюджетные источники) структура национальных проектов составляет: всего по России - 52,3%, 0,8%, 25,0%, 21,9%, по РБ - 42,4%, 3,6%, 28,4%, 25,7%, что свидетельствует о достаточно сбалансированном общем финансировании. Вместе с тем, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность увеличения финансирования национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства (по РФ, за исключением средств федерального бюджета, на финансирование данного проекта выделено 0,2% от всех средств, направляемых из бюджетов субъектов РФ на национальные проекты и 1,3% внебюджетных источников, по РБ - 0,4% и 0,4% соответственно), ввиду его высокой значимости для устойчивости социально-экономического развития территорий, находящихся на нисходящих стадиях жиз-

Одним из способов увеличения финансирования по данному проекту может быть повышение уровня кооперации малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом путем разработки мер налогового стимулирования (в т.ч. при принятии решения о размещении резидентов на территориях опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон), а также рассмотрение возможности использования части средств Фонда национального благосостояния (после превышения его объема 7% ВВП). Кроме того, необходимо развитие системы стратегического планирования, обеспечивающей согласованность между ответственностью должностных лиц за достижение целевых показателей стратегического развития территорий и их влиянием на распределение финансовых средств на данные цели [9].

Таким образом, учет стадий жизненного цикла территорий при распределении финансовых средств позволит повысить качество теоретико-методического обеспечения финансового управления и будет способствовать достижению стратегических приоритетов и обеспечению устойчивости социально-экономического развития территорий.

ненного цикла.

Библиографический список

1. Климова Н.И. Финансовое обеспечение стадиального развития территорий // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XVIII Международной научной конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2018. - С. 241-244.

2. Балынин И.В. Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24. -№ 9 (777). - С. 2086-2104. DOI: 10.24891Яе.24.9.2086

3. Левина В.В., Борисов А.Н., Фатуев В.А., Гайдаржи С.И. Финансовые инструменты регулирования территориального развития // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. - 2018. - № 4. - С. 373-388.

4. Орлова Е.В. Научно-методические аспекты финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 2 (39). -С. 199-205.

5. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. - 2015. - № 35 (659). - С. 12-24.

6. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 10.09.2019).

7. Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А. и др. Жизненный цикл территории. -Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2018. - 114 с.

8. Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А. и др. Финансовое управление территориями на различных стадиях их жизненного цикла. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2019. -176 с.

9. Счетная палата указала на противоречия в системе управления нацпроекта МСП. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6878637 (дата обращения: 12.09.2019)

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS TAKING INTO ACCOUNT STADIAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES

P.A. Ivanov, Candidate of Economical Sciences, Senior Researcher Institute of Social and Economic Researches UFRC RAS (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses aspects of the potential for the implementation of national projects in the context of the life cycle of multilevel territorial entities. The general and specific characteristics of the stages of the life cycle of territories are considered, and on the example of municipalities of the Republic of Bashkortostan, a typology of territories is developed by the level of need for financial support in priority areas, taking into account their stage development. Suggestions are given to increase funding for a national project in the field of supporting small and medium-sized enterprises.

Keywords: national projects, life cycle, stage, territory, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.