Научная статья на тему 'Новые аспекты правового регулирования государственного стратегического планирования в Российской Федерации'

Новые аспекты правового регулирования государственного стратегического планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1515
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LEGISLATIVE IMPROVEMENT / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE ADMINISTRATION / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / PROGRAMMING / МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ / MONITORING AND CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Николай Андреевич, Егоров Виктор Павлович, Матевосова Елена Константиновна

Стратегическое планирование ключевой вектор современной государственной политики РФ, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Вступление в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в правовом регулировании государственного стратегического планирования. В статье обосновывается необходимость создания эффективных институциональных и правовых механизмов стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для обеспечения национальных интересов и достижения стратегических национальных приоритетов. С учетом исследовательских целей и задач анализируются основные положения законодательства в сфере стратегического планирования, обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства. Формулируется вывод о том, что стратегическое планирование как часть государственного управления предопределяет основные направления и приоритеты социальноэкономической политики и обеспечения национальной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молчанов Николай Андреевич, Егоров Виктор Павлович, Матевосова Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New aspects of the legal regulation in the sphere of state strategic planning in the Russian Federation

Strategic planning is a key vector to the modern state policy in the Russian Federation, which is directed at solving the problems of sustainable social and economic development and guarantees of national security of the Russian Federation. The entry into force of the Federal Law Of June 28, 2014 № 72-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» has marked the new stage of legal regulation of the state strategic planning. The article substantiates the need to form efficient institutional and legal mechanisms for the strategic planning at the federal, regional and municipal levels in order to guarantee national interests and to achieve strategic national priorities. Taking into account the research goals and aims, the authors analyze the key provisions of the legislation in the sphere of strategic planning, national security guarantees and social-economic development of the state. The author formulates a conclusion that strategic planning as a part of public administration predefines the main directions and priorities in the social and economic policy and the national security guarantees in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Новые аспекты правового регулирования государственного стратегического планирования в Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

И ПРОЦЕСС

Н.А. Молчанов*, В.П. Егоров**, Е.К. Матевосова***

Новые аспекты правового регулирования государственного стратегического планирования в Российской Федерации****

Аннотация. Стратегическое планирование — ключевой вектор современной государственной политики РФ, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Вступление в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в правовом регулировании государственного стратегического планирования. В статье обосновывается необходимость создания эффективных институциональных и правовых механизмов стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для обеспечения национальных интересов и достижения стратегических национальных приоритетов. С учетом исследовательских целей и задач анализируются основные положения законодательства в сфере стратегического планирования, обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства. Формулируется вывод о том, что стратегическое планирование как часть государственного управления предопределяет основные направления и приоритеты социально-экономической политики и обеспечения национальной безопасности РФ.

Ключевые слова: стратегическое планирование, совершенствование законодательства, социально-экономическое развитие, национальная безопасность, государственное управление, целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование, мониторинг и контроль.

Устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие государства и обеспечение национальной безопасности — стратегически важные задачи современной государственной политики РФ.

Глобальные вызовы и кризисы современности диктуют необходимость качественного преобразования сферы государственного управления для обеспечения национальных интересов с учетом новых геополитических условий.

© Молчанов Н.А., 2015

* Молчанов Николай Андреевич — доктор военных наук, профессор кафедры права Европейского союза Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА^ заслуженный деятель науки РФ. [namolchanov@msal.ru]

123995, Россия, Москва, Садовая-Кудринская, д. 9. © Егоров В.П., 2015

** Егоров Виктор Павлович — доктор военных наук, профессор, заведующий кафедрой документоведе-ния и документационного обеспечения управления Московского государственного университета путей сообщений (МИИТ).

© Матевосова Е.К., 2015

*** Матевосова Елена Константиновна — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА/ [ekmatevosova@msal.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

**** Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития МГЮА имени О.Е. Кутафина; НИР «Правовые основы стратегического планирования обеспечения национальной безопасности в области образования и науки, разработка показателей и критериев прогноза рисков и угроз», проект № 2.2.1.5.

В настоящее время в условиях обострения противоречий в международных отношениях, открытого противостояния между государствами, возникающие угрозы и риски для развития личности, общества и государства актуализируют задачу государственного стратегического планирования.

В 2013 г. в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин заявил, что «базовое условие для решения задач социального развития — это возобновление устойчивого экономического роста... конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса, но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер»1.

Совершенствование законодательства и практики его применения, механизма государственного управления в целом, объективная оценка эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления есть условия реализации государством своих функций, без выполнения которых невозможно достижение приоритетов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности были приняты Основы стратегического планирования в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 536). Данные Основы являлись ключевым методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне.

11 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2, установивший правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», в последнее время необходимость формирования системы

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 2013. 13 дек.

2 Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. Ст. 3378.

государственного стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер. Предложенный законодателем подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.

В связи с принятием данного закона утратил силу Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Следует признать, что Основы стратегического планирования в Российской Федерации, сохраняя юридическую силу, потеряли свою актуальность.

Сравнительный анализ Основ стратегического планирования в Российской Федерации и Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части правового регулирования в данной сфере позволяет утверждать, что законодательные новеллы явились во многом развитием важнейших концептуальных положений, определенных Основами, с учетом современных вызовов и угроз национальной безопасности, состояния и перспектив социально-экономического развития.

Представляется, что Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устранил некоторую пробельность и «тезисность» правового регулирования в данной сфере, достаточно последовательно раскрывая содержание основных аспектов стратегического планирования. Так, к примеру, Основы стратегического планирования в Российской Федерации предполагали реализацию стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне, однако, участие органов местного самоуправления в стратегическом планировании было оставлено без должного внимания, и органы местного самоуправления не были включены в систему стратегического планирования, в то время как Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяет понятие муниципального управления, закрепляя полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.

При конструировании новой модели механизма государственного управления принципиально важным является разграничение таких понятий, как «государственная политика», «стратегическое планирование», «государственное

управление» и «муниципальное управление», что позволит определить круг соответствующих участников (субъектов), направления их деятельности, содержание и широту реализуемых ими полномочий в той или иной сфере.

Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

- стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ;

- государственное управление — деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности РФ;

- муниципальное управление — деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития.

Определяя такое общее понятие, как «государственная политика», с учетом его смысловой и содержательной нагрузки, включающей все вышеперечисленное, его можно определить как комплексную направляющую деятельность органов публичной власти, осуществляемую для достижения определенных целей и задач государственного значения.

Указывая на проблемы организации системы стратегического планирования в Российской Федерации, А.М. Московский отмечает, что в настоящее время все более очевидной становится необходимость постоянно учитывать в развитии государства критические факторы и риски, согласовывать потребности модернизации отраслей экономики с реальными возможностями финансовой системы, демографическим, а также производственным и ресурсным потенциалом3.

Законодательные и концептуальные положения государственного стратегического планирования основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности и социально-экономического развития РФ.

Обеспечение национальной безопасности — ключевое направление государственной полити-

ки, от эффективности реализации которой напрямую зависит политическое, социально-экономическое, духовно-культурное развитие российского общества.

Динамика мирового развития определяет сценарий противодействия угрозам национальной безопасности. Сегодня отстаивание и защита национальных интересов РФ требует совершенствования системы обеспечения национальной безопасности, отличающейся структурным и функциональным единством, в основании которой — характеристики стратегического планирования и социально-экономического развития государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности»4, деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности.

В настоящее время реализация возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области стратегического планирования социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности осуществляется Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по проблемам стратегического планирования5.

В 2009 г. в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ в сфере обеспечения национальной безопасности была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.6 Данная Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Укрепление национальной безопасности с учетом стратегического планирования в Российской Федерации и ориентиров социально-экономического развития государства представляет собой сложную управленческую задачу.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологиче-

3 См.: Московский А.М. Организация системы стратегического планирования в Российской Федерации // Научные проблемы национальной безопасности РФ. Вып. 5. М.: Известия, 2012. С. 20.

4 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

5 Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2721.

6 Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

ской сферах, а также в сфере общественной безопасности.

До настоящего времени актуальной остается задача совершенствования структуры и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности осуществления ими полномочий в области обеспечения национальной безопасности в вышеуказанных сферах.

Как отмечал В.И. Мельников, отсутствие долгосрочной, целенаправленной, скоординированной стратегии развития региональной составляющей национальной безопасности не позволяет федеральному центру выстраивать единую государственную политику в сфере национальной безопасности на уровне регионов7.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти, осуществляющих соответствующие полномочия, в недостаточной степени отражают все направления работы данных органов и принимаемые ими меры в области обеспечения национальной безопасности.

Особо важное значение для обеспечения национальной безопасности имеет система документов стратегического планирования: концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, программы социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов РФ, межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные) целевые программы, государственный оборонный заказ, концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства.

По мнению Л.Ч. Абаева, исключительно важным в стратегическом планировании представляется мониторинг состояния перечня документов стратегического планирования, полноты и глубины охвата такими документами различных сфер обеспечения национальной безопасности8.

Представляется, что законодательное определение понятия «документ стратегического планирования» в действующем Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом

7 См.: Мельников В.И. Механизм реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013. С. 100.

8 См.: Абаев Л.Ч. Взгляды Российского института стратеги-

ческих исследований на стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности // Научные проблемы национальной безопасности РФ. Вып. 5. С. 54.

планировании в Российской Федерации» не соответствует требованиям юридической техники в части полноты и конкретности правового регулирования при наличии терминологической рассогласованности, вызывающей серьезные проблемы логического и грамматического толкования данной нормы: «документ стратегического планирования — документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования». Вопросы о том, что представляет собой документированная информация, и насколько сама по себе информация может разрабатываться, рассматриваться и утверждаться остаются открытыми.

Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», к разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Кроме того, ст. 13 данного закона предусматривает общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования. Из чего можно сделать вывод о возможности рассмотрения данных субъектов в качестве участников стратегического планирования. В этой связи представляется необходимым учитывать характер и степень взаимодействия органов государственной власти с данными субъектами в решении вопросов обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования при оценке эффективности механизма функционирования системы в сфере обеспечения национальной безопасности.

В Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р9, отмечается, что в условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов серьезной задачей для федеральных органов исполнительной власти является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также на использовании современных механизмов общественного контроля.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания,

Собрание законодательства РФ. 2014. № 5. Ст. 547.

прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.

Как справедливо замечает Ю.А. Тихомирова, многолетнее забвение прогнозной тематики наконец сменяется возрождением интереса к ней, хаотичность социально-экономических процессов потребовала введения перспективных механизмов их преодоления10.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-рф)11, разработанной с целью определения путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, отдельное рассмотрение получает вопрос безопасности граждан и общества. Так, в данной Концепции указывается на необходимость поддержания высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса.

Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента РФ от 20.04.2014 № 259)12 определяет устойчивое социально-экономическое развитие всех государств в качестве фундамента современной системы международной стабильности и коллективной безопасности.

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. (утв. Правительством РФ от 31.01.2013) указывают на необходимость обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности.

Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., разработанному Минэкономразвития России, к проведению процедур оценки регулирующего воздействия, начиная с ранней стадии разработки проектов нормативных актов, должны перейти все органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие государствен-

10 См.: Ю.А. Тихомиров. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 105-111.

11 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

12 Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2036.

ное регулирование в установленной сфере социально-экономического развития и национальной безопасности.

В настоящее время, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ, во всех федеральных округах реализуются стратегии их социально-экономического развития, разработанные исходя из принципиальных подходов к развитию РФ, в том числе изложенных в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, а также в отраслевых и территориальных стратегиях и концепциях.

Эффективной реализации государственной политики в сфере стратегического планирования способствует законодательное закрепление принципов стратегического планирования (единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевой принцип), а также создание разноуровневой системы мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Согласно действующему законодательству, стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.

Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; на уровне субъекта РФ: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, контрольно-счетный орган субъекта РФ, а также иные органы и организации; на уровне муниципального образования: органы местного самоуправления, а также муниципальные организации.

В настоящее время взаимодействие федеральных и региональных органов государствен-

ной власти (и органов местного самоуправления) не имеет должной институционализации и достаточной организационной и правовой основы, в полной мере учитывающей цели и задачи стратегического планирования в Российской Федерации, что, в свою очередь, не способствует реализации направлений устойчивого социально-экономического развития государства и обеспечения национальной безопасности.

Весьма важно обеспечить тесное взаимодействие и согласованность действий федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с Государственной программой РФ «Региональная политика и федеративные отношения» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 307)13.

Необходима корректировка показателей эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом реализуемой государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности с целью реального «отражения» стратегических целей и задач в объективной оценке их деятельности, и, следовательно, совершенствования методики такой оценки.

Анализ и оценка эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления должны проводиться сквозь призму стратегических национальных приоритетов как важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы российских граждан, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимо-

Библиография:

сти и территориальной целостности. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. определяет следующие национальные приоритеты: национальная оборона; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Очевидно, что установление правовых основ стратегического планирования в России потребует от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления не только разработки документов стратегического планирования в различных областях и сферах развития государства, но и приведения уже действующих документов стратегического планирования в соответствие с актуальными требованиями законодательства.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сформирована достаточная правовая основа для реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования. Вместе с тем совершенствование законодательства в данной сфере и институционального механизма стратегического планирования в целом должно осуществляться на постоянной основе с использованием новейших практико-ориентированных научно-методологических подходов, отвечающих основополагающим принципам организации и функционировании системы стратегического планирования.

1. Абаев Л.Ч. Взгляды Российского института стратегических исследований на стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5. М.: Известия, 2012.

2. Мельников В.И. Механизм реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013.

3. Московский А.М. Организация системы стратегического планирования в Российской Федерации // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5. М.: Известия, 2012.

4. Тихомиров Ю.А Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. C. 105—111.

References (transliteration):

1. Abaev L.Ch. Vzglyady Rossiiskogo instituta strategicheskikh issledovanii na strategicheskoe planirovanie v oblasti obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Nauchnye problemy natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Vyp. 5. M.: Izvestiya, 2012.

2. Mel'nikov V.I. Mekhanizm realizatsii gosudarstvennoi politiki obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. M., 2013.

3. Moskovskii A.M. Organizatsiya sistemy strategicheskogo planirovaniya v Rossiiskoi Federatsii // Nauchnye problemy natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Vyp. 5. M.: Izvestiya, 2012.

4. Tikhomirov Yu.A Prognozy i riski v pravovoi sfere // Zhurnal rossiiskogo prava. 2014. № 3. S. 105—111.

Материал поступил в редакцию 7ноября 2014 г.

13 Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ст. 2153.

New aspects of the legal regulation in the sphere of state strategic planning

in the Russian Federation

MOLCHANOV, Nikolay Andreevich — Doctor of Military Sciences, Professor of the Department of European Union Law of the Kutafin Moscow State Law University, Merited Scientist of the Russian Federation. [namolchanov@msal.ru]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

EGOROV, Viktor Pavlovich — Doctor of Military Sciences, Professor, Head of the Department of Document Studies and Guarantees of the Directorate of the Moscow State University of Railway Engineering.

MATEVOSOVA, Elena Konstantinovna — PhD in Law, Lecturer of the Department of Theory of State and Law of

the Kutafin Moscow State University.

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. Strategic planning is a key vector to the modern state policy in the Russian Federation, which is directed at solving the problems of sustainable social and economic development and guarantees of national security of the Russian Federation. The entry into force of the Federal Law Of June 28, 2014 № 72-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» has marked the new stage of legal regulation of the state strategic planning. The article substantiates the need to form efficient institutional and legal mechanisms for the strategic planning at the federal, regional and municipal levels in order to guarantee national interests and to achieve strategic national priorities. Taking into account the research goals and aims, the authors analyze the key provisions of the legislation in the sphere of strategic planning, national security guarantees and social-economic development of the state. The author formulates a conclusion that strategic planning as a part of public administration predefines the main directions and priorities in the social and economic policy and the national security guarantees in the Russian Federation.

Keywords: strategic planning, legislative improvement, social and economic development, national security, state administration, goal-setting, forecasting, planning, programming, monitoring and control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.