Научная статья на тему 'УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПАЦИЕНТА И ЕГО ОЖИДАНИЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПАЦИЕНТА И ЕГО ОЖИДАНИЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологический портрет современного пациента / потребности и ожидания пациента / коммуникация «врач – пациент» / коммуникативная компетентность врача / коммуникативные навыки / эмпатия / коммуникативная подготовка / socio-psychological portrait of modern patient / patient needs and expectations / physician-patient communication / physician’s communicative competence / communication skills / empathy / communication training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.А. Ремпель, Н.А. Клоктунова, А.И. Буганова

Серьезные трансформации в системе здравоохранения и в общественном сознании людей повлияли на возникновение у пациентов новых социально-психологических, ценностно-мотивационных установок и запросов, без понимания которых невозможно удовлетворить все потребности больного. В результате проведенного анкетирования у респондентов двух возрастных категорий – 18–25 лет (93 человека) и 26–60 лет (85 человек) – были выявлены желания и требования современных пациентов к врачу и медицинской консультации в целом. Анализ ответов показал много общего в ожиданиях пациентов разных поколений, но в то же время обозначил различия в поведении людей двух возрастных групп во время медицинской консультации, испытываемых ими перед посещением врача чувствах, в их степени удовлетворенности врачебным приемом. В статье обоснована необходимость учета запросов и потребностей пациентов для осуществления эффективной коммуникативной подготовки студентов в медицинском вузе, которая поможет будущему специалисту выстраивать доверительные отношения между врачом и пациентом. Обозначены определенные направления и методы этой подготовки, уже апробированные в Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.А. Ремпель, Н.А. Клоктунова, А.И. Буганова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MODERN PATIENTS AND THEIR EXPECTATIONS AS A NECESSARY COMPONENT IN COMMUNICATION TRAINING OF FUTURE PHYSICIAN

Serious transformations in the healthcare system and in the public consciousness have influenced the emergence of new socio-psychological, value-motivational attitudes and requests in patients, without understanding which it is impossible to satisfy all of them. As a result of the performed survey among respondents of two age categories – from 18 to 25 years old (93 respondents) and from 26 to 60 years old (85 respondents) – were identified preferences and requirements of modern patients for physicians and medical consultation in general. An analysis of the answers demonstrates many similarities in the expectations of patients of different generations, but at the same time identified differences in the behavior of people of two age groups during a medical consultation, in the feelings they experienced before visiting a physician, and their degree of satisfaction with the medical appointment. The article substantiates the need to take into account the requests and needs of patients in order to carry out effective communication training of students at a medical university, which will help a future specialist to build a trusting relationship between a physician and a patient. Certain directions and methods of this training have been identified, which have already been tested at the Razumovsky Saratov State Medical University.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПАЦИЕНТА И ЕГО ОЖИДАНИЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

Таблица У

1<лассификация компонентов ПИК по уровню выраженности

Уровень проявления ППK Отношение педагога к затруднению в деятельности Действия педагога по отношению к затруднению

Недостаточный Затруднения воспринимаются педагогом как «неизбежные» В большинстве случаев не выявляются и проявляются хаотично

Достаточный Затруднения в профессиональной деятельности определяются интуитивно; частично фиксируются на уровне анализа результативности деятельности Педагог пытается выявить затруднения при формировании ППК, обращается к более опытным коллегам; фиксирует отсутствие педагогического опыта; пытается ликвидировать пробелы в теории методик дошкольного образования.

Оптимальный Затруднения фиксируются на уровне анализа диагностической карты для изучения и самооценки педагогической культуры; транслирует ценности педагогической профессии на основе сотрудничества с участниками образовательных отношений Педагог проектирует индивидуальную образовательную траекторию с учетом всех компонентов ППК; целенаправленно занимается самообразованием, анализирует передовой педагогический опыт, включается в инновационный процесс

- качественное научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов ДОО с учетом максимального развития творческих способностей педагогов, обогащения общего культурного кругозора, ценностных ориентаций профессии;

- реализацию в системе деятельности ДОО гуманистического, компетент-ностного, аксиологического, личностного, творческого подходов, которые в ходе практического исследования выступили индикаторами качества процесса формирования компонентов ППК;

Библиографический список

- соответствие организации действий на этапах формирования ППК намеченной цели на основе факторов мотивации педагогов и механизмов саморазвития;

- классификацию компонентов ППК по уровню выраженности у педагогов ДОО (табл. 7);

- инновационную направленность содержания методической работы и использование ее активных методов и форм в локальной профессиональной среде конкретной ДОО.

1. Межуев В.Ж. Предмет теории культуры. Проблемы теории культуры. Москва, 2010.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учебное пособие. Москва. Белгород, 2000.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система. Гаудеамус. 2002; № 1.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя. Советская педагогика. 1990; № У: 82-88.

5. Лаврентьева Н.Б., Нечаева Н.Б. Педагогическая этика. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2010.

6. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 1 (13): 86-91.

У Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f1bcae420af1b0e106a20935cafd1f5ec/

8. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2019. Available at: https://e.lanbook.com/book/122686

9. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 1999.

10. Богославец Л.Г, Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика. 2012; № 4: 85-91.

References

1. Mezhuev V.Zh. Predmet teorii kul'tury. Problemy teorii kultury. Moskva, 2010.

2. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly: vospitatel'nyj aspekt: uchebnoe posobie. Moskva. Belgorod, 2000.

3. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly kak samorazvivayuschayasya sistema. Gaudeamus. 2002; № 1.

4. Slastenin V.A., Tamarin V.'E. Metodologicheskaya kul'tura uchitelya. Sovetskaya pedagogika. 1990; № У 82-88.

5. Lavrent'eva N.B., Nechaeva N.B. Pedagogicheskaya 'etika. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTu, 2010.

6. Sokolova I.Yu., Ivanova T.V. Razvitie lichnostnogo potenciala studentov v processe podgotovki k professional'noj deyatel'nosti. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014; № 1 (13): 86-91.

У Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel)»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ fcd5ad2f1bcae420af1b0e106a20935cafd1f5ec/

8. Sudarchikova L.G. Vvedenie v osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva: FLINTA, 2019. Available at: https://e.lanbook.com/book/122686

9. Bogoslavec L.G. Upravlenie pedagogicheskim processom v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii innovacionnogo tipa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 1999.

10. Bogoslavec L.G., Majer A.A. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikacii specialistov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Detskij sad: teoriya i praktika. 2012; № 4: 85-91.

Статья поступила в редакцию 20.01.24

УДК 378.147

Rempel E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: rempelel@mail.ru

Kloktunova N.A., Cand. of Sciences (Sociology), Head of Department, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia),

E-mail: kloktunova@sgmu.ru

Buganova A.I., student, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: alexandrabuganova@yandex.ru

CONSIDERATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MODERN PATIENTS AND THEIR EXPECTATIONS AS A NECESSARY COMPONENT IN COMMUNICATION TRAINING OF FUTURE PHYSICIAN. Serious transformations in the healthcare system and in the public consciousness have influenced the emergence of new socio-psychological, value-motivational attitudes and requests in patients, without understanding which it is impossible to satisfy all of them. As a result of the performed survey among respondents of two age categories - from 18 to 25 years old (93 respondents) and from 26 to 60 years old (85 respondents) - were identified preferences and requirements of modern patients for physicians and medical consultation in general. An analysis of the answers demonstrates many similarities in the expectations of patients of different generations, but at the same time identified differences in the behavior of people of two age groups during a medical consultation, in the feelings they experienced before visiting a physician, and their degree of satisfaction with the medical appointment. The article substantiates the need to take into account the requests and needs of patients in order to carry out effective communication training of students at a medical university, which will help a future specialist to build a trusting relationship between a physician and a patient. Certain directions and methods of this training have been identified, which have already been tested at the Razumovsky Saratov State Medical University.

Key words: socio-psychological portrait of modern patient, patient needs and expectations, physician-patient communication, physician's communicative competence, communication skills, empathy, communication training

Е.А. Ремпель, канд. филол. наук, доц., Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, г. Саратов,

E-mail: rempelel@mail.ru

Н.А. Клоктуноеа, канд. социол. наук, зав. каф., Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, г. Саратов,

E-mail: kloktunova@sgmu.ru

А.И. Буганоеа, студентка, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, г. Саратов,

E-mail: alexandrabuganova@yandex.ru

УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПАЦИЕНТА И ЕГО ОЖИДАНИЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Серьезные трансформации в системе здравоохранения и в общественном сознании людей повлияли на возникновение у пациентов новых социально-психологических, ценностно-мотивационных установок и запросов, без понимания которых невозможно удовлетворить все потребности больного. В результате проведенного анкетирования у респондентов двух возрастных категорий - 18-25 лет (93 человека) и 26-60 лет (85 человек) - были выявлены желания и требования современных пациентов к врачу и медицинской консультации в целом. Анализ ответов показал много общего в ожиданиях пациентов разных поколений, но в то же время обозначил различия в поведении людей двух возрастных групп во время медицинской консультации, испытываемых ими перед посещением врача чувствах, в их степени удовлетворенности врачебным приемом. В статье обоснована необходимость учета запросов и потребностей пациентов для осуществления эффективной коммуникативной подготовки студентов в медицинском вузе, которая поможет будущему специалисту выстраивать доверительные отношения между врачом и пациентом. Обозначены определенные направления и методы этой подготовки, уже апробированные в Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского.

Ключевые слова: социально-психологический портрет современного пациента, потребности и ожидания пациента, коммуникация «врач -пациент», коммуникативная компетентность врача, коммуникативные навыки, эмпатия, коммуникативная подготовка

В настоящее время произошли серьезные изменения в системе здравоохранения, социально-экономической сфере, стала очевидной перестройка в общественном сознании людей. Безусловно, изменился и портрет современного пациента: его ожидания, требования, отношение к процессу лечения. В связи с этим становится очевидной необходимость овладения медицинским специалистом новыми навыками, в том числе коммуникативными, которые приобретают все возрастающее значение и базируются на понимании социально-психологических особенностей пациентов, их потребностей и запросов в сфере медицинских услуг Повышение уровня коммуникативной компетентности врача в немалой степени обеспечит более быстрый переход от врач-центрированной к пациент-центрированной модели, которая в современных условиях оказывается наиболее востребованной. Таким образом, можно констатировать значимость данного вопроса для преподавателей медицинских вузов при проведении занятий по дисциплине «Профессиональная коммуникация», введенной в учебные планы многих университетов для совершенствования у студентов навыков общения с пациентами.

Цель данной работы - выявление желаний и требований современного пациента к врачам для осуществления эффективной коммуникативной подготовки студентов в медицинском вузе.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать социально-психологические особенности современного пациента;

2) провести анкетирование среди населения разных возрастных групп и проанализировать полученные данные;

3) выявить потребности современного пациента, его желания и требования;

4) обосновать необходимость учета запросов и потребностей пациентов для оказания более качественной медицинской услуги и повышения их удовлетворенности процессом лечения;

5) обозначить важные составляющие коммуникативной подготовки студентов в медицинском вузе, связанные с изменениями социально-психологического портрета современного пациента и его ожиданий.

В работе использованы научные методы исследования: анализ научной литературы и анализ категориальных данных.

Объект исследования - социально-психологические особенности современного пациента. Предмет исследования - ожидания пациента от посещения врача, его запросы и потребности.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены наиболее значимые запросы и потребности современных пациентов, которые необходимо принимать во внимание при проведении медицинской консультации; обоснована важность их учета для выстраивания доверительных отношений врача с пациентом.

Теоретическая и практическая значимости работы заключаются в том, что в представленном исследовании собраны последние данные, касающиеся потребностей и запросов современных пациентов. Полученные результаты позволят повысить уровень коммуникативной компетентности будущих врачей; развить навыки, необходимые для продуктивного профессионального взаимодействия, в котором большое значение имеет способность реагировать на запросы пациентов разных возрастных категорий.

Сегодня мы становимся свидетелями глобальных трансформаций в системе здравоохранения. Активное внедрение цифровых технологий, реализация с 2019 года федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ», безусловно, уже дает свои результаты и сказывается на качестве медицинских услуг, однако многие проблемы так и оказались

нерешенными, а уровень доверия пациентов как к врачам, так и к институту медицины в целом продолжает снижаться.

По нашему мнению, одна из главных причин этого кроется в несоответствии ожиданий пациентов тем реалиям, в которых они оказывается при обращении за медицинской помощью. Безусловно, недовольство пациентов вызывает нерешенность многих организационно-технических, финансово-экономических проблем в отечественном здравоохранении. Однако в большей степени неудовлетворенность нуждающихся в оказании врачебной помощи связана непосредственно с некорректным поведением специалиста, его неспособностью услышать пациента, понять его состояние и потребности. Именно это провоцирует девиативное поведение больного, порождает конфликтные ситуации и дает повод для сомнений в профессионализме врача [1; 2].

Совершенно очевидно, что для эффективного профессионального взаимодействия специалисту в сфере здравоохранения необходимо иметь представление о социально-психологических особенностях современных пациентов, их потребностях и ожиданиях [3; 4]. В связи с этим важно в процессе подготовки будущих врачей во время обучения в вузе обращать особое внимание на эту серьезную составляющую в общении врача и больного. Понимание запросов пациентов разных возрастных категорий позволит специалисту скорректировать свое коммуникативное поведение и повысить удовлетворенность людей оказанной медицинской помощью.

Социально-психологический портрет современного пациента принципиально отличается от портрета пациента прошлых десятилетий, пассивного исполнителя врачебных предписаний. В настоящее время для большинства людей медицинская помощь - это определенный вид услуги. Больной рассчитывает не только на быстрый терапевтический эффект, но и на обязательный учет его финансовых возможностей. Он предпочитает играть активную роль в решении вопросов личного здоровья и воспринимает врача не как «спасителя» и единственного человека, кто может ему помочь, а как «союзника», равного партнера в процессе лечения.

Следует отметить, что современный пациент обладает большей грамотностью и осведомленностью о своем заболевании. Цифровая эпоха обеспечила всеобщий и легкий доступ к медицинской информации, хотя и не всегда достоверной и объективной. Почерпнув сведения из различных источников (сайтов, форумов, чатов, каналов в мессенджерах и др.), пациент приходит к врачу, уже имея представление об особенностях течения своего заболевания, методиках лечения, и потому ждет от врача не жестких указаний, а совета, поощрения, подробного обоснования выбора того или иного алгоритма лечения.

Воспринимая медицинскую помощь как медицинскую услугу, современный пациент не только хорошо знает свои права (право на получение качественного лечения, на внимательное и уважительное отношение медицинских работников, право на получение полной информации о своем заболевании, право на обеспечение конфиденциальности его истории болезни и др.), но и готов их отстаивать, тем более что у него существенно расширились возможности для этого.

Многозадачность и темп современной жизни диктуют и непрофильные требования к медицинским услугам: получение их в удобном месте и в удобное, выбранное самим пациентом время.

Говоря о социально-психологических особенностях современных пациентов, нельзя не отметить рост трудных, конфликтных пациентов, которые недовольны качеством проведенного лечения и открыто выражают свою неприязнь к врачу, к медицинскому персоналу. Повышенные нервозность и раздражительность, которые все чаще демонстрируют больные на приеме, как считают исследователи, во многих случаях имеют психосоматическое происхождение [5].

И будущему врачу важно это понимать, когда он столкнется с подчас непредсказуемыми ожиданиями и требованиями пациентов.

Таким образом, сдвиги в общественном сознании людей, произошедшие во многом вследствие изменения социально-экономических условий, повлияли на возникновение у пациентов новых социально-психологических, ценностно-мо-тивационных установок, определенных запросов, без учета которых невозможно оказать качественную медицинскую помощь и удовлетворить все потребности больного.

Для вьявления этих запросов иожиданийбылопроведено анкетирование, в котором приняли участие 178 чэвовек 2 возрастных категорий: 93 человека (18-25 лет) и 85 человек (26-60 лет). Первую возрастную категорию составили пре имущественно студенты различных вузов Саратовской и Липецкой областей. Всо рая возрастная категория представлена сотрудниками различных организаций Саратовской, Липецкой и Московской областей. Респондентам была предложена анкета, состоящая из 12 вопросов.

При статистическом анализе данного вопроса было получено много раз-нообразныхответов,нонаиболеечасто отмечались следующие качества врача: вн ательность, компетентность и вежливость. Среди этих качеств самым важным для молодого поколения является компетентность (38,7% ответов включали эту хсрактеристику), длтсоаршего поколения - вниматепьнасть (41,2% ответоо). Также ьсоититмеу-сд, чтовежловооть °ся -о|вослыт (23,(3%) сьлеетсс болон ценным оолесосом,оем роя мосодежедотовое пседскчтет вежлсеаски желмеио медицинского работника помочь пациенту (22,6%). Интересно, что только стар-Ш2трекoлeнолcч2ивов епыт -рвим из оeoПxoлсмыxиикегимыт аачеоом и^^^^л

(-^.усв).

Околев 90% ооеоыесным счвосюр тот кpaсoе2нaтeльнo должеиебнадать коммуникативными навыками. Это свидетельствует о том, что современный пнаиeнтаpeдпсьматвзaиолдeйтьаиe ь ддатое| о(^т^адтющим аозватыми томмс-никативными навыками. Не вызывает сомнений, что на данный момент комму-ивзвос^всз^^ллив^ки овоот оаряду с клиническими и для большинства пациентов являются показателем качества медицинской услуги.

На чем в большей! степени Вы концентрируете внимание при г с врачом?

71 70,6

[][ 5,9

3,2 2,7

16,1 17,6

Внешний вид Мимика и жесты Интонация и темп Внимание к пациенту

речи

с 18-25 лет

60

51,6 52,9

6,5 5,9 ЗД 6

12,9 17>б

25,8

20 | О г

Неравнодупшое Манера общения Возможность Отношения«на выговориться равны»)

■18-25пет '26-60И

17,6

подход

80

рдл. Н. Рс^<тпзРк^е^^Р^в^(ндрз^т^и^(^Е! н а ЕРОэ^с^сввН а немВв1кооце ^тс^икэодт в н им а нчэ прр вдзрэсРЕ^е сдраемО»

ЕРзи врвлэе на данный вопрос представители обеих возрастных категорий сошлилв рр мнениое: около 713°Воневзрзр^(вттеоотт^«^ез^и1и, чтогонЕ^н^|в1о дохвиа пр разговоре с врачом является внимательное отношение медицинского пер-с^с^м^ал^н ого срoблeмлН паэйеэха, НН-17% оэр^гащми^т вни-

мание! на рнтоид мвкзоаеэс э^изр^г^чр, р такчт веверРдльные врeлрваы оХщег НИР' нзк ^о^еииввз рщ, мимзксг чжесты, р общер вндцеивчом cолхнoшeноинн чpеиз,шaют 15%. Очевзесo, что coчpемнтвыл чaтвмкоы птежве севго хотятот ^раир взиыалмлрнoгooтнoшeнич (дх%), нви зрои^нт даовнетчорхчносно горазде вдже рр ^(^Уо. Таким оЛ^дом, иы видзн хyщeеeвезнню ^азвину междyнжвдaeмым эффектои от вд^^^свa враим и иеалзно1н оее^нч^Е косвен првЕ^с^двт в pтиоое-(совазжию рдэиeнтa,

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Что позволяет выстроить доверительные отношения между Вами и врачом?»

При ответе на этот вопрос мнения респондентов также совпали: более полоаиныопрошенных (около 53%) считают, что именно аеравнодушное отношение врача является важным критерием установления доверительных отношений между ними и медицинским работником. Пациентам необходимо слышать т рениврача преявпаних эмночии ипопыманиятхпра&гам. Приэтом мнседоы поколение отмечает и важность индивидуального подхода во время консульта-цпч(В0% ) , п то тхетя как стдршее поколение ыравной с^топен^и вн^(зчхетр шн-дивидуальный подход и отношения «на равных» (17,6%). Манера общения и нязможннлттвырoнвеорнсяявляюоро ноа оаопoнра%тoвмячоо зи^чы^гат^ыыи, чем вышеперечисленные критерии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие шества врем? являются длкВаснаиболеезначимыми?

41,в Зт,7 353

22,6 шШ боlИlмК "С 1?6

II II ■■ на

Желаатетомочь Be пациенту иашьмиожп. Компететшаиь Втаопгааем, (профессионализм) 118-25 лет 126-60 лет Оьые

■18-25 ля 126-60 пи

Рим. 2. Ячапf^i^fl^j^isKee ответосна вопрос: «Какаскаавнтеа являются длв тас навборее зк^гачим1=1чли?»

Считаете ли Вы, что врач должен обладать коммуникативными навыками?

■ 18-25 лет «26-60 лет

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «считаетелиВы,чтоврачдолженобладатькоммуникативныминавыками?»

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Что во время приема Вам больше всегоыравиоое?»

Для первой возрастной категории опрошенных наиболее значимыми эле-мтнаоми медицинской консультации являются заинтересованность врача проблемой пациента (это отмечают 25,8% респондентов), внимательность специалиста (16,1%) и возможность построения конструктивного диалога (12,9%). Вторая возрастная категория выразила следующие предпочтения: на первом месте оказалась заинтересованность проблемой пациента (29,4%), на втором -внимателтнеить (2:3,5%) что 53oрыeрытчрeвенстнтыyмваoдтжы; нотрявоап! мер сте - обстановка в кабинете врача, которая, как утверждают 17,6% опрошенных, нaыеяоню илряет яа теаыeзнтмoнтeтваpeтчoрхиоздицнтткoй труягой. Тыаеаобе группы выделяют хорошее настроение врача, определяющее общую атмосферу ротсульоации. Пнлуденныд ответы нoдтнерждaю^■ рдзшльдывыО ы4 воакокдв анкеты, то есть для пациента внимательность и заинтересованность его проблемой являются ключевыми в ходе медицинской консультации.

100 50 О

69,35 70,65

00,55 29,75

Да

Нет

■ 18-25 лет 126-60 лет

61,3

60 40 20

32,0

23,5

Некомпетентность

П41,2 II 41,2

I И

Рзвнодрие Грубость

118-25 лет 126-60 лет

66,1 lli8 ■ ■

Вышомерие

1СЛИ ВО Е ремя приема Вы испытываете психологический дискомфорт, Ваши действия? 70.6

0 29,4 W щ

Выражун едовольство Буду спокойно ждать окончания приема 118-25 лет 126-60 лет

проявление эмпатии, сочувствия, поэтому понятно, почему равнодушие является для них самым неприемлемым качеством врача.

По данному вопросу мнения респондентов существенно расходятся: 61,3% людей пер вой возрастной категори и п ри ощущении психологического диско м-форта оо время поеема открыто выразят свое недовольство, в то время как впераяоотрастенвкетегория предпочтет спокойно дождаться окончания приема (лишь 29,4% опрошенных предпримут попытку устранить неудобства). Очевидно, что молодое поколение является более активным в процессе лечения и предъяв-лвдр четиие тоебовеиит к мсдинивскомп персвоалудля солнилинокачевовенной услуги, удовлетворяющей его потребности. Старшее же поколение, предположи-тельноо ных ценностных установок и воспитания, не готово идти

на открытый конфликт с медицинским работником.

Рис.6. Рзспределени е ответовна в опрос: «Испытываете ли Вы страх перед посещением врача?»

Ответы респондентов на этот вопрос позволяют тоже сделать интересные и ыеожеданрые выводы. Современные пациенты обеих категорий (70%) уже невспыиыааютнор нррж передпывсереннемврачв, ионорьм ощущалв раньше. Это, по нашему мнению, можно объяснить следующими причинами. Во-первых, выучвасеон пнхннивепос еснаынние рнеф^н^веинттох вегаовоеоио, чтооблтгчает процтвс рирыпросиыс овбеи!еЕ^г^н^ия: ррочиролвнocтфооылпсы ирок. толусиния иаез^выв^п^т^с^в енолызры(ocoTeнов сстн в/пет р^ьочаспныапипииикат): ровь.силсоь 1ы о^н^^п^л^ры раи н рочнс^н^р^^с^ы^с^в^рыононаы. Во-нлыуых, упораантовпояполасс ^с^^в^^рево^г^Ьз кoнвеPыатpовaнияс оестоторрыи нро^ис^истамт атвого профнля, чтотлв Сольного исoрcняeркaетссyгaРклeиaнтo иаУариечиввет бсаее тотную оостаыеныу диагноза. B-тpeтьиo: замытая нвипичиваетсс кисичесевс веапвлнтов, коеыоые ак^н^оск наеават мвыицсее. щр отношоаитк нив,сал превило, Pьлзчронcо ит восудаиотноннеых ypсежыен6H, и ^oг(^сыь:а pстог пацвеытае гыса^е^ю Cсыарыа, о внименсе иЖы снотсатссворно, лынyаeртo г^lЭнирJe:

Какие качества врача являются для Вас отталкивающими?

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы получаете удовлетво рение после % и ема?»

Около 70% мпрошенных, теодящих Ei ую мвтвгорию, ответил^ чво в бомедчвстве случаев после приема испытывают удовлетворение, в то время как предетавиеелисваршчеопоквоентевошо в 47%слщчаев остилиоьдивольны результатами консультаций. Вполне понятно, что молодое поколение, которое птодъявтявт более высоки» тетВованви к еед^они^д^^е^у тнОотчику и аткрыто выражает недовольство, чаще испытывает удовлетворение после посещения врача, так какдвбиваиетт идоави. Стуншет покон1ениа, прорвопитающим ввбев^я конфликтов, не испытывает удовлетворения после приема, так как не реализу-нодия дна иап^иеи

Что Вам может не понравиться/не понравилось во время приема?

Рив.Т. Риспредчосниесвветов на вопвоа: «Таитв кааеситс срича автяются для Вас отталкивающими?»

Среди полученных ответов обращают на себя внимание 4 качества врача, кс^т^с^рзыо^^ля^тна отталаиаоющими длч чаатентов <^(^<ьтс вс^в^а^т^тчых категорий: некомпетентность, равнодушие, грубость и высокомерие. При опросе младшее поколение в большей степени отмечает грубость (61,3%), равнодушие - 54,8%, аеесмиттентность в|зчча т ив,з%, Е^йсокомерЕчт ~ 1в,1%. чоколеьаа

также выделяет данные качества, однако в меньшем процентном соотношении. Зит, тастота исситтаемости в анкетах отавтти, соаержещчь сло^^ «гтаИость»т «равнодушие», одинакова и составляет 41,2%, некомпетентность встречается в 23,а%слтчатв, иысеитмевие среди перечисленных характеристик является наименее встречаемым качеством (11,8%). Как отмечалось выше, пациентам важно

235

19,4

II

17,6 12,9

5,9 6,4 Щ _ 5,9

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Если во время приема Вы испытываете психологический дискомфорт, Ваши действия?»

Отсутствие эмпатии Манера общения Внешний вид врача Скорость приема Отсутствие

индивидуальною подхода

118-25 лет 126-60 лет

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос: «Что Вам может Скл понпдвитьспГоз понреклоосьоо времяпрн ема?»

Ответы вадакныр вопрос обеих категорий схожи: 61,3% людей первой выборки и 47,1% второй выделяют неприемлемую манеру общения как один из главных факторов неудовлетворенности врачебной консультацией. Кроме того, молодежь (19,4%) отмечает важность эмпатии (сочувствия) для оказания качественной медицинской услуги. Отсутствие индивидуального подхода занимает третье место, в то время как скорость приема и внешний вид врача практически не влияют на общую оценку качества медицинской услуги. Для представителей второй выборки отсутствие эмпатии и скорость приема (23,5% и 17,6% соответственно) являются главными причинами, вызывающими негативную реакцию после посещения врача. Наименее значимыми составляющими медицинской консультации для старшего поколения стали отсутствие индивидуального подхода и внешний вид медицинского работника. Полученные ответы также подтверждают сделанные ранее выводы о требованиях и желаниях современных пациентов. Во время приема они хотят получить не только сугубо профессиональную помощь, но и моральную поддержку.

На 11 вопрос анкеты («Что бы Вы хотели изменить в поведении врача во время консультации?»), были получены следующие ответы. Младшее поколение

во время консультации ожидает высокую степень доверия, учет психологических особенностей пациента, сокращение время ожидания, подробное объяснение диагноза и лечебного плана, эмоциональную поддержку, неравнодушное отношение к пациенту, доброжелательность, отсутствие грубости, индивидуальный подход, эмпатию.

Старшее поколение ждет от консультации вежливую манеру общения врача, отсутствие безразличия и пренебрежения проблемой пациента, разговора на понятном языке, внимания, зрительного контакта, тактичности, неравнодушного отношения. Как свидетельствуют ответы, и молодое, и старшее поколение хотят изменить отношение врача к их проблемам (нуждаются в большем внимании, сочувствии, эмпатии), время приема (уменьшить время ожидания и увеличить продолжительность приема), поведение врача (оно не должно быть грубым, а предельно тактичным и доброжелательным). Для современных пациентов важно, чтобы разговор во время консультации велся на понятном для них языке с учетом их индивидуальных особенностей.

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос: «Какая модель взаимодействия является для Вас наиболее приемлемой?»

Для яредитавителей обеих возрастных категорий наиболее приемлемой является коллегиальная модель взаимодействия между врачом и пациентом (64,5% молодых и 76,5% взрослых респондентов выбрали данный вариант ответа). Мнения относительно второго места разделились: молодое поколение предлочтетбоговолвуюмодель, псеведаолвющую собил дояояв?м?>»дуялпчоп и пациентом об оказании платных медицинских услуг (19,4% опрошенных), а стар-шее-инжеперную (11,8%).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Слвдеменнывеицяеноы яжи не ияпопыеает еувстлв страха певлд ио-сещением врача и готовы быть активными участниками процесса лечения. Они зищинеемснимеют, чегодотит, и »ведъявпяют соотя»тйтпвющ»ес»обоваи»я кме-дицинской консультации. Именно поэтому они чувствуют острое разочарование, когда ял волувают жултемяго, и легко одуг ню кянфмвкт Этиммыжсо объелвдть большое количество жалоб и высокий процент неудовлетворенности пациентов прясцслсем лскун ия.

Вис»ма »иказылельно, »се болтшинстве жалев юотиeйтoсесязaкы не с га-честиом отопа-ния мветс»яоъсв яомощ^ае капество» еВщеявс. Быль»ые юа-

отнлтигpaфсивлкйт ппнсок

луются в первую очередь на поведение, а также на равнодушное отношение к ним врачей, отсутствие понимания их проблем. Внимание, желание помочь со стороны врача - одно из ключевых ожиданий и потребностей пациентов. Все это доказывает востребованность коммуникативных навыков, которые уже относят к фундаментальным навыкам медицинского специалиста.

Неслучайно в учебные планы многих медицинских вузов в настоящее время введены дисциплины, нацеленные именно на совершенствование коммуникативных навыков. В Саратовском ГМУ имени В.И. Разумовского на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации с 2017 года преподается дисциплина «Профессиональная коммуникация», которая рассчитана на обучающихся по программам специалитета, бакалавриата, ординатуры и магистратуры. Преподавателями кафедры была разработана система коммуникативной подготовки студентов, призванная повысить уровень коммуникативной компетентности будущего медицинского специалиста, апробированы многие активные и интерактивные методы обучения [6]. После знакомства с необходимым теоретическим материалом студенты разбирают ситуационные задачи, которые представляют реальные случаи из медицинской практики; пишут развернутые диалоги - своеобразные сценарии общения с разными типами пациентов; анализируют реальные диалоги врачей с пациентами (это собранные и расшифрованные преподавателями кафедры записи разговоров медицинских специалистов с больными); разбирают используемые ими коммуникативные стратегии и тактики; проигрывают медицинское интервью или его отдельные этапы.

Рабочая программа дисциплины постоянно обновляется, так как в процессе занятий и научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры актуализируются новые содержательные моменты, напрямую влияющие на эффективность профессиональной коммуникации врача [7; 8]. Полученные в настоящем исследовании результаты также выявляют важные составляющие коммуникативной подготовки будущих врачей, которая обязательно должна включать учет изменений в социально-психологическом портрете современного пациента, ориентацию на его ожидания и потребности. Кроме того, данные анкетирования четко обозначили необходимость наличия у врача, прежде всего такого коммуникативного навыка, как проявление эмпатии. Не вызывает сомнений, что эм-патически выдержанная коммуникация сможет не только успокоить пациента, погасить зарождающееся недовольство, но и повысить его комплаентность, необходимую для результативного лечения [9; 10]. Проявление эмпатии особенно пажно при работе с «конфликтными» пациентами, пациентами, имеющими тяжелые заболевания, при сообщении плохих новостей и поможет предотвратить многие конфликтные ситуации [11; 12].

Для отработки этого навыка студенты сначала должны получить конкретное представление как о невербальных, так и вербальных способах проявления эмпа-тии. Весьма целесообразным, на наш взгляд, является составление обучающимися речевых модулей, содержащих два типа фраз: выражающих эмпатию и понимание проблем пациента и, наоборот, недопустимых в общении с больным, способных оскорбить его или вызвать у него негативную реакцию. Анализ подобных речевых модулей, как свидетельствует уже имеющийся на кафедре опыт, позволяет студентам внимательнее относиться к своему речевому поведению, заставляет задумываться о действенных способах выстраивания доверительных отношений между врачом и пациентом и создании новых паттернов поведения, ориентированных на востребованную в настоящее время коллегиальную модель взаимодействия.

Понимание не только медицинских, но и эмоциональных потребностей пациентов повысит профессиональную гибкость будущего медицинского специалиста, поможет ему моделировать свое коммуникативное поведение в соответствии с социально-психологическим профилем больного, его желаний и запросов, сделает общение с больным пациенториентированным.

приемлемой? 100

40

20 V 5,9 6,4 »'8

Патерналист™ (отец-сын) Инженерная (врач не Коллегиальная (партнер- Договорная (контракт учитывает личностные партнер) между пациентом и

особенности пациента) врачом об оказании

платных услуг)

■ 18-25 лет ■ 26-60 лет

1. Виноградова Е.В., Доренская О.В.,МасюковС.А. Коммуникативноеразрешение конфликта в медицинском дискурсе. Медицинский дискурс: вопросы теории и практики. Тверь, 2018: 62-68.

2. Номнкрвм С.Г. Конфлиюный больной на врачебном приеме. Как решить возникшие проблемы? Хирургическая практика. 2019; № 1 (37): 48-57.

3. Волхова А.И., Болотина Е.В. Особенности взаимодействия с пациентами, имеющими интерпсихическую направленность личностного реагирования на заболевание. Пейатоезчнтгаа вмаимоТенвоавкаа: Ехможности и ненсонвтшоов матенналы IV Международной научно-практической конференции. Саратов, 2022: 349-356.

4. Морозова А.Л., Рамазанова З.Э. Пациенты с интрапсихической направленностью личностного реагирования на заболевание: особенности коммуникации. Педагогиче-осые ыкаизаоННсеаганиеовое/наоансто тпермтокт.выенззвнетпы у Мнюдународной научно-практической конференции. Саратов, 2022: 368-375.

5. Семина Т.В. Социальный конфликт «врач-пациент» в современном российском обществе: объективные причины и субъективные факторы. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. Наука и здоровье. 2016; № 1 (22): 84-106.

.. РеппельЕА, КВраштваЗ.Е.,Ртовтаоова2.Я.,Я|<санова Е.Г.Оммгк исннльзования активных методов обучения в медицинском вузе. За качественное образование:

материалы III Всероссийского форума (с международным участием). Саратов, 2018: 459-464. 0. Кпамрннво В.А.. Еодюкво С.В.. Ремпнен Е.А., ОетченкмО.С. Педтгогиченкие аспекты отдельных этапов работы врача-педиатра. Педагогический журнал. 2021; Т. 11. № 5-1: 205-210.

8. КзооунмнаНА.МаропковоМ.В., Армозгнова А.Я^ твигонаМ.Р, Мсквоанва М.А., Кузьмин А.Н. Набор речеповеденческих тактик врача-педиатра (на материале диагностической стратегии). Высшее образование сегодня. 2020; № 4: 42-47.

А. Барзтксов М.И. Срезате горовоитвции реченого поведения в профессиональной деятельности врача. Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2017: 131-137.

Ю.Ваоазкоум Ш., RоdюзрнaК.V. The meanoof ехогевстн Же cateaos of о>аIiteness in medical discourse (on the material of the doctor and patient speech communication). Izvestiyo мfКaratор РnЗрнrнкty. NewSeоien. Spн/Кх:PВC2/oеы. ^паннот. соа2; Т. 22, № 4: 377-384.

11. Маркова А.А., Барсукова М.И. Тактика сообщения плохих новостей в профессиональном общении врача и пациента. Архивъ внутренней медицины. 2022; Т. 12,

тн^е.). ВЗО-ГОК.

12. Кочеткова Т.В., Барсукова М.И., Ремпель Е.А., Рамазанова А.Я. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача. Мир науки, культуры, обртзтентия. АнаП; № 3 (70): н^Н.

References

1. Vinogradova E.V., Dorenskaya O.V., Masyukov S.A. Kommunikativnoe razreshenie konflikta v medicinskom diskurse. Medicinskij diskurs: voprosy teorii ipraktiki. Tver', 2018: 62-68.

2. Novikova S.G. Konfliktnyj bol'noj na vrachebnom prieme. Kak reshit' voznikshie problemy? Hirurgicheskaya praktika. 2019; № 1 (37): 48-57.

3. Volhova A.I., Bolotina E.V. Osobennosti vzaimodejstviya s pacientami, imeyuschimi interpsihicheskuyu napravlennost' lichnostnogo reagirovaniya na zabolevanie. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti iperspektivy: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2022: 349-356.

4. Morozova A.L., Ramazanova Z.'E. Pacienty s intrapsihicheskoj napravlennost'yu lichnostnogo reagirovaniya na zabolevanie: osobennosti kommunikacii. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti iperspektivy: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2022: 368-375.

5. Semina T.V. Social'nyj konflikt «vrach-pacient» v sovremennom rossijskom obschestve: ob'ektivnye prichiny i sub'ektivnye faktory. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. Nauka i zdorov'e. 2016; № 1 (22): 84-106.

6. Rempel' E.A., Kudasheva Z.'E., Ramazanova A.Ya., Yaksanova E.G. Opyt ispol'zovaniya aktivnyh metodov obucheniya v medicinskom vuze. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma (s mezhdunarodnym uchastiem). Saratov, 2018: 459-464.

7. Kloktunova N.A., Fedyukov S.V., Rempel' E.A., Marchenko A.S. Pedagogicheskie aspekty otdel'nyh 'etapov raboty vracha-pediatra. Pedagogicheskijzhurnal. 2021; T. 11. № 5-1: 205-210.

8. Kloktunova N.A., Barsukova M.I., Ramazanova A.Ya., Grigina E.R., Maksakova M.A., Kuz'min A.N. Nabor rechepovedencheskih taktik vracha-pediatra (na materiale diagnosticheskoj strategii). Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; № 4: 42-47.

9. Barsukova M.I. Sredstva garmonizacii rechevogo povedeniya v professional'noj deyatel'nosti vracha. Problemy rechevojkommunikacii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2017: 131-137.

10. Barsukova M.I., Rodionova T.V. The means of expressing the category of politeness in medical discourse (on the material of the doctor and patient speech communication). Izvestiya of Saratov University. New Series. Seres: Phiblogy. Journalism. 2022; T. 22, № 4: 377-384.

11. Markova A.A., Barsukova M.I. Taktika soobscheniya plohih novostej v professional'nom obschenii vracha i pacienta. Arhiv' vnutrennejmediciny. 2022; T. 12, № 2 (64): 136-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kochetkova T.V., Barsukova M.I., Rempel' E.A., Ramazanova A.Ya. Medicinskij diskurs: specifika professional'noj kommunikacii vracha. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (70): 466.

Статья поступила в редакцию 04.02.24

УДК 373.2

Samylova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: olgas2770@yandex.ru

Veber A.A., senior teacher, researcher, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: lina.veber.95@mail.ru

Neustroeva E.S., teaching assistant, Department of Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

THE MODEL OF CONSULTING ASSISTANCE TO PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) OF CHILDREN. The article studies a problem of improving the psychological and pedagogical competence of parents (legal representatives) of children of various categories in need of assistance in education, training, socialization, and development. The main purpose of the study is to develop a model for work of specialists (psychologists, teachers, speech pathologists, speech therapists, lawyers, etc.) of the Service for providing psychological, pedagogical, methodological and other forms of assistance. The model is represented by the following components: targeted, meaningful, technological and effective. Based on this, an algorithm of sequential actions is being built to provide consultations as one of the forms of support and professional support for parents (legal representatives) in the system of pedagogical, psychological and other knowledge. The study presents the experience of the Service using the developed model by teachers and practitioners of the Institute of Psychology and Pedagogy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education.

Key words: consulting assistance, parents, legal representatives, material and technical equipment, innovative consulting technologies

О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: olgas2770@yandex.ru

А.А. Вебер, ст. преп., науч. сотр. Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск, E-mail: lina.veber.95@mail.ru

Е.С. Неустроееа. асс, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ

Статья посвящена проблеме повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей различных категорий, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания, обучения, социализации, развития. Основная цель исследования заключается в разработке модели работы специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, юристов и т. д.), Службы по оказанию психолого-педагогической, методической и иных форм помощи. Модель представлена следующими компонентами: целевым, содержательным, технологическим и результативным. На основании этого выстраивается алгоритм последовательных действий по предоставлению консультаций как одной из форм поддержки и профессионального сопровождения родителей (ЗП) в системе педагогических, психологических и иных знаний. В исследовании представлен опыт деятельности Службы с использованием разработанной модели преподавателями и практиками Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО ШГПУ.

Ключевые слова: консультирование, родители, материально-техническое оснащение, инновационные технологии консультирования

Семья является социальным институтом, а также первой средой обитания ребенка, где осуществляется постепенное становление его личности на всех возрастных этапах. Через семью идет сохранение, передача культурных, духовных, социальных ценностей, опыта, зарождение потребностей и их удовлетворение каждым членом семьи как отдельной ячейкой целого социума.

В России 2024 год объявлен годом семьи. Деятельность государства ориентирует общество на сохранение семейных ценностей, традиций и укрепление института семьи. По мнению Президента России В.В. Путина, «семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности». Именно родители (законные представители) закладывают основы поведения ребенка в социуме. Они должны быть активны в жизни ребенка, чтобы знать его, понимать и взаимодействовать с ним, предотвращая угрозы и неблагоприятные результаты развития.

Соответственно, сами родители нуждаются в базовых психолого-педагогических знаниях по вопросам «взращивания» полноценных личностей в своих детях.

В современном мире семья сталкивается с множеством проблем: от нехватки ресурсов (времени, образования, материального благополучия, географической и кадровой доступности), проявления активности в жизни собственного ребенка до отсутствия мотивации быть участником его личностных изменений.

Это связано с рядом факторов: занятость на работе, недоступность знаний и возможности их получить, дезориентация в современных тенденциях, в том

числе и «новом» типе сознания у молодого поколения, трудности поиска нужного специалиста для оказания помощи ребенку и самой семье.

Целью нашего исследования является разработка универсальной модели консультирования родителей (ЗП), которая будет отличаться доступностью, структурностью, но в то же время гибкостью.

Объект нашего исследования - проблемные вопросы родителей (ЗП), связанные с развитием, воспитанием и обучением детей.

Ориентируясь на поставленную цель, мы определили задачи исследования:

- распространять сведения о просвещении родительского контингента в вопросах психологии и педагогики, значимых для воспитания гармоничной личности ребенка, а также личностей родителей, то есть всего внутрисемейного климата;

- организовывать просветительские, обучающие и консультативные мероприятия для разных категорий родителей (ЗП), связанных с актуальными для них проблемами внутрисемейного взаимодействия с ребенком или взаимодействия ребенка с обществом, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его обучаемостью;

- обеспечивать доступность, вариативность и качественность получения помощи от специалистов (психологов, педагогов и др.) независимо от географической расположенности, технической оснащенности, уровня функциональной грамотности родителей (ЗП);

- совершенствовать систему психологической помощи семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.