УДК 378
Способы формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов: педагогический опыт
Methods for the formation of communication skills among medical students
Бугаева И.О., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.
Разумовского, [email protected]
Клоктунова Н.А., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.
Разумовского, [email protected]
Ремпель Е.А., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.
Разумовского, [email protected]
Федюков С.В., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.
Разумовского, [email protected]
Слесарев С.В., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.
Разумовского, [email protected]
Bugaeva I., Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, [email protected]
Kloktunova N., Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, [email protected]
Rempel E., Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, [email protected]
Fedyukov S., Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, [email protected]
Slesarev S., Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.015
Ключевые слова: коммуникативная компетентность врача, коммуникативные навыки, интерактивные методы обучения, педагогическая практика, терапевтический альянс.
Keywords: doctor's communicative competence, communication skills, interactive teaching methods, pedagogical practice, therapeutic alliance.
Аннотация. Цель статьи заключается в раскрытии проблемы формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов. Отмечается особое значение развития коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей общей профессиональной компетентности будущего медицинского работника. В работе описаны различные способы формирования коммуникативных навыков, получившие применение в Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского. Среди них наиболее продуктивными оказались: разбор ситуационных задач; самостоятельное составление ситуационных задач, приближенных к настоящим; написание развернутых диалогов, своеобразных сценариев общения с разными типами пациентов; анализ реальных диалогов врачей с пациентами; написание речевых модулей, включающих два типа фраз: конструктивных, создающих позитивный настрой и, наоборот, недопустимых в общении с пациентом, содержащих экспрессивную и оценочную лексику, способную обидеть больного, вызвать у него страх, агрессию, стыд и другие негативные эмоции; проигрывание медицинского интервью или его отдельных этапов; применение инновационной технологии «Печа-куча». Подчеркивается необходимость целенаправленной и системной работы по формированию коммуникативной компетентности будущих медицинских специалистов различного профиля.
Abstract. The purpose of the article is to reveal the problem of the formation of communication skills among students of medical universities. The special importance of the development of communicative competence as the most important component of the general professional competence of the future medical worker is noted. The paper describes various methods of forming communication skills that were used in the Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky. Among them, the most productive were: analysis ofsituational tasks; independent compilation ofsituational tasks that are close to the present; writing detailed dialogues, original scenarios of communication with different types
of patients; analysis of real dialogues between doctors and patients; writing speech modules that include two types of phrases: constructive, creating a positive mood and, conversely, unacceptable in communicating with the patient, containing expressive and evaluative vocabulary that can offend the patient, cause fear, aggression, shame and other negative emotions; playing a medical interview or its individual stages; the use of innovative technology "Pecha-kuch ". The necessity of purposeful and systematic work on the formation of the communicative competence offuture medical specialists of various profiles is emphasized.
Введение. В соответствии с ФГОС ВО выпускники медицинских вузов должны быть готовы к различным видам профессиональной деятельности: медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской. Необходимым условием для осуществления любого из этих видов деятельности является высокий уровень сформированности
коммуникативной компетентности, которая позволяет эффективно решать различные профессиональные задачи.
Современный медико-профилактический процесс требует от специалиста медицинского профиля активного применения
коммуникативных навыков. Врач должен уметь выстраивать эффективное общение с пациентом, грамотно использовать различные технологии ведения медицинского интервью, преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие при сборе анамнеза у больного. Чтобы добиться комплаентного поведения пациента, то есть точного и осознанного выполнения им всех рекомендаций врача, специалисту важно донести до больного и его родственников всю необходимую информацию о назначенном лечении и процедурах [8]. Он должен подробно все разъяснять, предлагать разные способы лечения и обосновывать наиболее приемлемый, согласовывать свои решения с пациентом, уважать его мнение. В новой парадигме взаимоотношений в системе «врач-пациент», когда наблюдается повышенный интерес к моделям «совместного принятия решений» и согласованных действий, у медицинского работника появляются новые целевые установки, одна из которых - вызвать доверие к себе и сделать пациента активным участником лечебного процесса. В таких условиях роль коммуникативной компетентности возрастает и становится важнейшей составляющей общей профессиональной компетентности будущего медицинского работника [2].
Цель статьи: опираясь на педагогический опыт преподавания дисциплины
«Профессиональная коммуникация», рассмотреть различные способы формирования
коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов; показать их эффективность в развитии не только общей коммуникативной компетентности медицинского специалиста, но и в
овладении так называемыми мягкими навыками (soft skills), которые позволяют целенаправленно выстраивать успешную коммуникацию с больным, делая ее пациенториентированной.
Материалы и методы. Как известно, коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных знаний (например, об основах профессионального общения, принципах и методах организации успешной профессиональной коммуникации, о типах пациентов в зависимости от реагирования на заболевание, видах коммуникативных барьеров и способах их устранения и др.), но и владение определенными навыками: умением
устанавливать контакт, слушать, понимать невербальный язык коммуникации, выстраивать беседу, формулировать вопросы, владеть технологиями письменного и устного общения, общения посредством сети Интернет [5]. Важнейшими индикаторами развития коммуникативной компетентности врача являются имидж специалиста, его стиль общения, особенности самопрезентации [6].
К коммуникативной компетентности относятся также корректность, такт, умение владеть собственными эмоциями, контролировать свое поведение, проявлять коммуникативную толерантность (терпимость, снисходительность к индивидуальным особенностям пациентов). Таким образом, коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача позволяет правильно выстраивать отношения с больным, в любых ситуациях общения оставаясь в рамках профессиональной роли. Поэтому на этапе обучения в вузе целенаправленная и системная работа по формированию коммуникативной компетентности будущих медицинских специалистов различного профиля приобретает особую значимость [7].
На младших курсах студенты медицинских вузов изучают целый блок таких гуманитарных дисциплин, как философия, педагогика, социология, психология, основы
профессиональной культуры врача. Их специфика дает возможность познакомить обучающихся с общими закономерностями процесса коммуникации, развивать базовые
коммуникативные и речевые навыки: навыки изложения собственной точки зрения, навыки анализа и логического мышления, умение
подвергать проблемному анализу научные источники информации и др.
Педагогическая деятельность авторов статьи позволила обобщить способы формирования коммуникативных навыков, получившие применение в Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского: разбор ситуационных задач; самостоятельное составление ситуационных задач; составление сценариев диалогов с пациентами, медицинских интервью, самопрезентаций по технологии «Печа-куча».
Результат. Формировать у студентов собственно профессиональные коммуникативные навыки, необходимые для эффективного взаимодействия в системе «врач-пациент», позволяет дисциплина «Профессиональная коммуникация», которая относится к блоку вариативной части обязательных дисциплин. В Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского она преподается на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации с 2018 года и рассчитана на обучающихся по программам специалитета, бакалавриата, магистратуры [10].
С учетом уже имеющегося на кафедре опыта рабочая программа дисциплины была составлена таким образом, чтобы охватить важнейшие теоретические аспекты, касающиеся
выстраивания взаимоотношений врача с различными участниками лечебно-
профилактического процесса (пациентом, родственниками пациента, с младшим и средним медицинским персоналом, администрацией, коллегами и др.), и развить следующие коммуникативные компетенции: УК-4 -Способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия; ОПК-2 -Способность проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения (из ФГОС ВО для обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело).
Важно подчеркнуть, что преподавание дисциплины на специалитете ведется с учетом профиля врачебной специальности: «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Фармация», «Медико-профилактическое дело». Коммуникативная компетентность в
профессионально-личностном становлении
будущего врача разных специальностей, безусловно, отличается на содержательном и инструментальном уровнях, но базовые коммуникативные навыки остаются общими, в
том числе и способы развития у обучающихся коммуникативных компетенций [4].
Для организации коммуникативной подготовки студентов, максимально
адаптированной к реальным ситуациям, имеющим место в лечебном процессе, на практических занятиях по дисциплине «Профессиональная коммуникация» широко используются активные и интерактивные методы. Интерактивный характер обучения позволяет обучающимся
взаимодействовать между собой, вовлекая в этот процесс и преподавателя, который выступает в роли организатора процесса обучения. Различные формы интерактивного обучения дают возможность не только хорошо усвоить программный теоретический материал, но и найти ему нужное практическое применение.
Развивать коммуникативную компетентность обучающихся позволяет прежде всего использование проблемных дискуссий, в том числе методики Case Study (буквально -«изучение случая»). На занятиях, посвященных отработке отдельных коммуникативных навыков врача (например, навыков установления первого контакта и поддержания доверительных отношений с пациентом, навыков общения с различными категориями пациентов), студентам предлагается разбирать ситуационные задачи, которые представляют определенный случай из медицинской практики. Важно отметить, что обсуждаемые задачи демонстрируют как правильное, так и неправильное речевое поведение медицинского персонала любого уровня. Обучающиеся сначала должны проанализировать поведение медицинского работника с точки зрения его соответствия/ несоответствия нормам этики и деонтологии, а затем уже нормам коммуникации, определяющим эффективное/ неэффективное профессиональное взаимодействие. Метод Case Study, основанный на творческом поиске решения проблемы в рамках той или иной ситуации, способствует формированию умения анализа конкретной ситуации и принятия конструктивного решения.
После того, как обучающиеся приобретают навыки разрешения определенных учебно -речевых задач, в большинстве своем содержащих примеры конфликтного поведения медицинских работников, студенты получают задание самостоятельно составить ситуационные задачи, приближенные к реальным, настоящим. Таким образом, в образовательном процессе реализуется принцип аутентичности общения, позволяющий стимулировать изучение материала и формировать навыки адекватного речевого поведения в конкретной ситуации.
Успешному овладению коммуникативными навыками способствует, на наш взгляд, и такое экспериментальное задание, как написание развернутых диалогов, своеобразных сценариев общения с разными типами пациентов. Это задание целесообразно давать, когда обучающиеся уже получат представление об основных этапах проведения медицинского интервью, подробно познакомятся с Калгари-Кембриджской моделью медицинской консультации и начнут хорошо ориентироваться в психотипах пациентов. Как показывает опыт преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация»,
старшекурсники справляются с этим заданием гораздо успешнее, так как они уже имели возможность общаться с больными во время учебной практики, а некоторые даже работают в лечебно-профилактических учреждениях.
Студенты младших курсов, безусловно, испытывают затруднения при выполнении подобной работы, написанные ими диалоги далеко не всегда соответствуют реальной языковой практике, наблюдаемой в медицинской сфере. Но сама возможность моделировать
коммуникативное поведение врача, выбирая ту или иную форму реагирования на различные виды психоэмоционального состояния больного, позволяет студентам лучше усвоить сложный учебный материал. А самое главное - понять, каким богатейшим арсеналом языковых средств воздействия на пациента располагает русский язык, как реализуется в профессиональном общении не только нормативный, этический, но и собственно коммуникативный аспект культуры речи.
На практическом занятии «Способы речевого воздействия на пациента» студенты расширяют свое представление о системных возможностях русского языка. После освещения необходимого теоретического материала обучающимся предлагается проанализировать реальные диалоги врачей с пациентами (это собранные и расшифрованные преподавателями кафедры записи разговоров медицинских специалистов с больными). В ходе группового обсуждения учащиеся должны определить, какие речевые стратегии и тактики использовались врачом и какие были бы наиболее уместными в той или иной ситуации, какие еще способы и средства гармонизирующего речевого воздействия можно было применить для достижения нужного результата [1]. Данный тип заданий, на наш взгляд, способствует более глубокому раскрытию и реализации коммуникативных способностей студентов.
Для отработки навыков убеждающего речевого воздействия обучающимся также предлагается самостоятельно написать речевые модули. Они включают два типа фраз: конструктивных, создающих позитивный настрой и, наоборот, недопустимых в общении с пациентом, содержащих экспрессивную и оценочную лексику, способную обидеть больного, вызвать у него страх, агрессию, стыд и другие негативные эмоции. Студенты должны понимать, как неправильное речевое поведение может помешать установлению терапевтического альянса врача с пациентом [3].
На практических занятиях, завершающих преподавание дисциплины «Профессиональная коммуникация», обучающимся предлагается проиграть медицинское интервью или его отдельные этапы по самостоятельно написанным сценариям. В это время студенты, не задействованные в показе, заполняют таблицу, оценивая представленное интервью по нескольким критериям, среди которых: соблюдение всех этапов опроса (его содержательно-логическая организация);
объективность (правильная интерпретация сообщаемых пациентом данных); точность (умение формулировать уточняющие вопросы); надежность и воспроизводимость (использование речевых стратегий повторения и акцентирования определенных смысловых отрезков).
Обучающиеся, оказываясь в реальных условиях общения, требующего активного взаимодействия, отрабатывают коммуникативные навыки и совершенствуют речевое мастерство, необходимое в их будущей профессиональной деятельности. Проигрывание медицинского интервью помогает отработать навыки владения диалогической речью, развивает у студентов умение грамотно проводить медицинский опрос, правильно формулировать вопросы,
целенаправленно использовать языковые средства, способствующие формированию благожелательной атмосферы общения. Важно отметить, что, моделируя определенную коммуникативную ситуацию, студенты получают возможность проявить свою творческую активность, продемонстрировать владение теоретическими знаниями. Кроме того, процесс обучения становится эмоционально насыщенным, более запоминающимся, что также способствует системному и глубокому усвоению материала.
Как нам представляется, создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности использование и такой инновационной технологии, как «Печа-куча» [9]. Это методология подготовки кратких
докладов, которые имеют строгое ограничение по форме и продолжительности. Студент выступает с докладом-презентацией из 20 слайдов, каждый из которых демонстрируется 20 секунд. Таким образом, доклад длится 6 минут 40 секунд. После презентации выступающий отвечает на вопросы аудитории, стараясь тоже уложиться в непродолжительное время.
Применение данной технологии в вузовской педагогической практике позволяет, на наш взгляд, решать несколько серьезных проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, и отработать важные профессиональные и научно-практические навыки. Прежде всего технология «Печа-куча» дает опыт публичного выступления. Краткий формат презентации заставляет обучающихся более тщательно отбирать информацию, то есть способствует формированию важнейших навыков
самостоятельной работы с содержанием. В процессе изложения материала докладчик должен выделить самое главное, подать материал емко и сжато, акцентируя внимание на ключевых моментах темы, которая может быть не строго научной, а практико-ориентированной.
Говоря об обучающей функции технологии «Печа-куча», невозможно не отметить ее роль в формировании у студентов навыков ведения дискуссии, установления контакта, обратной связи с слушающими. Отвечая на вопросы аудитории после демонстрации своей презентации, обучающийся должен показать, что он свободно разбирается в теме, может аргументированно отвечать на вопросы, выражать свое отношение к спорным моментам, соглашаясь или не соглашаясь с той или иной точкой зрения.
Данная технология, характеризующаяся высокой степенью включенности студентов в учебный процесс, активно привлекается преподавателями кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, причем как в очном формате обучения, так и в дистанционном. Особенно она эффективна на итоговом занятии по «Профессиональной коммуникации», где студенты выступают с защитой рефератов и
требуется прослушать достаточное большое количество докладов. Занятие проходит динамично, яркие слайды, наглядность, информационная насыщенность материала повышают активность обучающихся, а четкая структурированность способствует лучшему его пониманию.
Таким образом, лекционные и практические занятия по дисциплине «Профессиональная коммуникация», предполагающие широкое применение интерактивных технологий, нацелены на развитие коммуникативной компетентности студентов с учетом личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Заключение. Для последовательного и системного развития как базовых, так и продвинутых коммуникативных навыков выпускников медицинских вузов, безусловно, требуется поиск новых форм и методов обучения, позволяющих интегрировать полученные знания и навыки в практическую профессиональную деятельность.
В результате преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» авторы статьи получили положительный опыт в практике формирования у студентов медицинских вузов коммуникативных навыков. Были определены конкретные способы, позволяющие
целенаправленно развивать важнейшие коммуникативные навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности будущего врача. Студенты на практических занятиях по данной дисциплине благодаря рассмотренным в статье активным и интерактивным методам обучения, уже апробированным в образовательной деятельности, получат представление не только о том, что делать, взаимодействуя с различными участниками лечебно-профилактического процесса, но и как можно достичь поставленных коммуникативных целей, какие языковые средства необходимо для этого выбирать. Предлагаемая обучающимся система отработки коммуникативных умений даст реальные инструменты, которые помогут специалисту в области медицины управлять лечебным процессом и делать его успешным.
Литература:
1. Барсукова М.И. Средства гармонизации речевого поведения в профессиональной деятельности врача: сб. науч. тр. / М.И. Барсукова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз; под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. - С. 131-137.
2. Барсукова М.И., Клоктунова Н.А. Коммуникативная подготовка будущих врачей (на
материале речевого поведения врачей акушеров-гинекологов) / М.И. Барсукова, Н.А. Клоктунова, А.В. Романовская, С.В. Слесарев, Д.И. Шевелёва // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2 4(83). - С. 113114.
3. Барсукова М.И., Шешнева И.В., Рамазанова А.Я. Рискогенность общения врача и пациента: коммуникативный аспект / М.И. Барсукова, И.В.
Шешнева, А.Я. Рамазанова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 3(76). - С. 486-487.
4. Васильева Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Васильева Любовь Николаевна. - Кострома. - 2010. - 23 с.
5. Вялых В.В., Неволина В.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе / В.В. Вялых, В.В. Неволина // Дискуссия. - 2015. -№ 6(58). - С. 136-140.
6. Кипиани А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Кипиани Анна Иосифовна. -Ставрополь. - 2006. - 214 с.
7. Клоктунова Н.А., Барсукова М.И. Формирование коммуникативных навыков врача в процессе обучения в медицинском вузе / Н.А. Клоктунова, М.И. Барсукова, Е.А. Ремпель, И.В. Шешнева, А.Я. Рамазанова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 50-56.
8. Ремпель Е.А., Рамазанова А.Я. К вопросу о специфике общения врача с родственниками пациента / Е.А. Ремпель, А.Я. Рамазанова // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы II международной конференциинаучно-практической конференции. - 2020. - С. 296-301.
9. Ремпель Е.А., Высоцкая Е.В., Кудашева З.Э. Применение презентационной технологии «Печа-куча» в условиях очного и дистанционного образования / Е.А. Ремпель, Е.В. Высоцкая, З.Э. Кудашева // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы II международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 157-161.
10. Сергеев А.С., Высоцкая Е.В. К вопросу о работе над качеством преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» студентам вуза (на основе опроса студентов-педиатров СГМУ) / А.С. Сергеев, Е.В. Высоцкая // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 293-299.
References:
1. Barsukova M.I. Means of harmonizing speech behavior in the professional activity of a doctor: collection of articles. scientific. tr. / M.I. Barsukova // Problems of speech communication: interuniversity; ed. M.A. Kormilitsyna, O.B. Sirotinina. - Saratov: Publishing house Sarat. University, 2017. - S. 131-137.
2. Barsukova M.I., Kloktunova N.A. Communicative training of future doctors (based on the speech behavior of obstetricians and gynecologists) / M.I. Barsukova, N.A. Kloktunova, A.V. Romanovskaya, S.V. Slesarev, D.I. Shevelyova // World of science, culture, education. - 2020. -№ 4(83). - S. 113-114.
3. Barsukova M.I., Sheshneva I.V., Ramazanova A.Ya. Riskogenicity of communication between doctor and patient: communicative aspect / M.I. Barsukova, I. V. Sheshneva, A. Ya. Ramazanova // World of Science, Culture, Education. - 2019. - № 3(76). - S. 486-487.
4. Vasilyeva L.N. Communicative competence in the professional and personal development of the future doctor: author. diss. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.13 / Vasileva Lyubov Nikolaevna. - Kostroma. - 2010. - 23 p.
5. Vyalykh V.V., Nevolina V.V. Formation of professional communicative competence of future medical workers at the stage of training at a university / V.V. Vyalykh, V.V. Nevolina // Discussion. - 2015. - № 6(58). -S. 136-140.
6. Kipiani A.I. The development of communicative competence of a dentist as a condition for professional
success: diss. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.13 / Kipiani Anna Iosifovna. - Stavropol. - 2006. - 214 p.
7. Kloktunova N.A., Barsukova M.I. Formation of communicative skills of a doctor in the process of teaching at a medical university / N.A. Kloktunova, M.I. Barsukova, E.A. Rempel, I.V. Sheshneva, A. Ya. Ramazanova // Humanities and education. - 2018. - T. 9. - № 3. - S. 50-56.
8. Rempel E.A., Ramazanova A.Ya. On the issue of the specifics of the doctor's communication with the patient's relatives / E.A. Rempel, A. Ya. Ramazanova // Pedagogical interaction: opportunities and prospects / Materials of the II international conference of scientific and practical conference. - 2020. - S. 296-301.
9. Rempel E.A., Vysotskaya E.V., Kudasheva Z.E. Application of the presentation technology "Pecha-kucha" in the conditions of full-time and distance education / E.A. Rempel, E.V. Vysotskaya, Z.E. Kudasheva // Pedagogical interaction: opportunities and prospects / Materials of the II international scientific and practical conference. - 2020. - S. 157-161.
10. Sergeev A.S., Vysotskaya E.V. On the issue of work on the quality of teaching the discipline "Professional Communication" to university students (based on a survey of pediatric students of SSMU) / A.S. Sergeev, E.V. Vysotskaya // Pedagogical interaction: opportunities and prospects / Materials of the international scientific and practical conference. - 2019. - S. 293-299.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторах:
Бугаева Ирина Олеговна (г. Саратов, Россия), доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой гистологии, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: [email protected]
Клоктунова Наталья Анатольевна (г. Саратов, Россия), кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: [email protected]
Ремпель Елена Александровна (г. Саратов, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: [email protected]
Федюков Сергей Валериевич (г. Саратов, Россия), кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: [email protected]
Слесарев Сергей Валентинович (г. Саратов, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: [email protected]