Научная статья на тему 'Коммуникативная подготовка будущих врачей (на материале речевого поведения врачей акушеров-гинекологов)'

Коммуникативная подготовка будущих врачей (на материале речевого поведения врачей акушеров-гинекологов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное поведение / врач – пациент / педагогические технологии / методика преподавания / терапевтические модели речевого поведения / профессиональные коммуникативные навыки / communicative behavior / physician–patient / pedagogical technologies / teaching methods / therapeutic models of speech behavior / professional communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Барсукова, Н.А. Клоктунова, А.В. Романовская, С.В. Слесарев, Д.И. Шевелёва

В статье рассматривается коммуникативное поведение специалистов в области акушерства и гинекологии. На материале записи речи врачей в кли никах г. Саратова показано, что предупреждение профессиональных рисков во многом зависит от уровня коммуникативной компетентности специалиста. Доказывается необходимость применения инновационных подходов в подготовке будущих специалистов и практикующих врачей. Систематизируется и обобщается опыт преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональ ной коммуникации. Рассмотрен образовательный потенциал коммуникативной подготовки будущих специалистов в условиях формирования персонали зированной медицины. Авторы статьи приходят к выводу о необходимости коммуникативной подготовки с учетом клинического профиля специалистов и предлагают комплекс педагогических приемов и технологий для развития профессиональных коммуникативных навыков в сложившихся социально экономических условиях. В перечень инновационных педагогических мер авторы считают необходимым включить разработанную на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного университета имени В.И. Разумовского обучающую ком пьютерную программу, объединяющую принципы «case-stady» и симуляционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE TRAINING OF FUTURE PHYSICIANS (BASED ON THE MATERIAL OF SPEECH BEHAVIOR OF OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS)

The article examines communicative behavior of specialists in the field of obstetrics and gynecology. The research is based on the material of the records of physicians’ speech in clinics in Saratov, it is shown that the prevention of professional risks largely depends on the level of the specialist’s communicative competence. The necessity of applying innovative approaches in the training of future specialists and practicing physicians is proved. The experience of teaching the subject “Professional Communication” at the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication is systematized and generalized. The educational potential of the communicative training of future specialists in the context of the formation of personalized medicine is considered. The authors of the article come to the conclusion about the need for communication training, taking into account the clinical specialty and offer a complex of pedagogical tactics and technologies for the development of professional communication skills in the current socio-economic conditions. According to the authors, the list of innovative pedagogical measures should include a computer training program developed at the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication of Saratov State University named after V. I. Razumovsky that combines the principles of “case-study” and simulation training.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная подготовка будущих врачей (на материале речевого поведения врачей акушеров-гинекологов)»

УДК 618:614.253]:378.147

Barsukova M.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy, Educatonal Technologies and Professional Communication, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: bars.mi@mail.ru

Kloktunova N.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: atachan77@ mail.ru

Romanovskaja A.V., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, Professor, Department of Obstetrics and Gynecology, Faculty of Pediatrics, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: annavictorovna@ mail.ru

Slesarev S.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: ser-slesarev@yandex.ru Sheveleva D.I., obstetrician-gynecologist (Saratov, Russia), E- mail: sheveleva_darya@mail.ru

COMMUNICATIVE TRAINING OF FUTURE PHYSICIANS (BASED ON THE MATERIAL OF SPEECH BEHAVIOR OF OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS). The article examines communicative behavior of specialists in the field of obstetrics and gynecology. The research is based on the material of the records of physicians' speech in clinics in Saratov, it is shown that the prevention of professional risks largely depends on the level of the specialist's communicative competence. The necessity of applying innovative approaches in the training of future specialists and practicing physicians is proved. The experience of teaching the subject "Professional Communication" at the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication is systematized and generalized. The educational potential of the communicative training of future specialists in the context of the formation of personalized medicine is considered. The authors of the article come to the conclusion about the need for communication training, taking into account the clinical specialty and offer a complex of pedagogical tactics and technologies for the development of professional communication skills in the current socio-economic conditions. According to the authors, the list of innovative pedagogical measures should include a computer training program developed at the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication of Saratov State University named after V. I. Razumovsky that combines the principles of "case-study" and simulation training.

Key words: communicative behavior, physician-patient, pedagogical technologies, teaching methods, therapeutic models of speech behavior, professional communication skills.

М.И. Барсукова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: bars.mi@mail.ru

Н.А. Клоктунова, канд. социол. наук, доц., зав. каф. педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: atachan77@ mail.ru А.В. Романовская, д-р мед. наук, доц., проф., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: annavictorovna@ mail.ru

С.В. Слесарев, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: ser-slesarev@yandex.ru

Д.И. Шевелёва, врач акушер-гинеколог, г. Саратов, E-mail: sheveleva_darya@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧЕЙ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ)

В статье рассматривается коммуникативное поведение специалистов в области акушерства и гинекологии. На материале записи речи врачей в клиниках г Саратова показано, что предупреждение профессиональных рисков во многом зависит от уровня коммуникативной компетентности специалиста. Доказывается необходимость применения инновационных подходов в подготовке будущих специалистов и практикующих врачей. Систематизируется и обобщается опыт преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации. Рассмотрен образовательный потенциал коммуникативной подготовки будущих специалистов в условиях формирования персонализированной медицины. Авторы статьи приходят к выводу о необходимости коммуникативной подготовки с учетом клинического профиля специалистов и предлагают комплекс педагогических приемов и технологий для развития профессиональных коммуникативных навыков в сложившихся социально-экономических условиях. В перечень инновационных педагогических мер авторы считают необходимым включить разработанную на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного университета имени В.И. Разумовского обучающую компьютерную программу, объединяющую принципы «case-stady» и симуляционного обучения.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, врач - пациент, педагогические технологии, методика преподавания, терапевтические модели речевого поведения, профессиональные коммуникативные навыки.

Изучение работ по педагогике, языкознанию, методике преподавания специальных дисциплин, философии, психологии продемонстрировало отсутствие разработанности темы коммуникативного поведения врачей различного профиля. Показательно, что за освещение вопросов коммуникативной компетентности врачей берутся специалисты разного профиля: врачи, филологи, психологи, педагоги. Такой интерес представителей разных научных направлений объясняет, на наш взгляд, не только востребованность разработок проблем коммуникативного поведения, сложность и многоаспектность процесса общения с пациентом, но и возрастающий уровень требований, предъявляемый к качеству оказания медицинских услуг в новых социально-экономических условиях. В связи с ростом коммерциализации медицины усиливается тенденция к безупречности и регламентированности коммуникативной составляющей профессионального уровня врача-специалиста. Это привело к осмыслению коммуникативной компетенции как одной из базовых, а степень владения вербальными и невербальными средствами общения, осознанно выбираемыми врачом в зависимости от ситуации общения и особенностей пациента, - маркером удовлетворенности качеством медицинского обслуживания [1].

Цель исследования. В связи с изменениями в образовательном стандарте дисциплина «Профессиональная коммуникация» включена в учебные планы в Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумов-

ского, а в процедуру первичной аккредитации врачей-лечебников и педиатров введена станция «Сбор жалоб и анамнеза», в ходе которой оценивается трудовая функция «навыки общения с пациентами».

Однако высокие требования к качеству медицинской помощи, сложность работы с пациентами, нуждающимися в акушерско-гинекологическом сопровождении [2, 3], особенности профессионального медицинского дискурса [4] показывают необходимость целенаправленной работы по формированию профессиональных коммуникативных навыков будущих врачей акушеров-гинекологов. Кроме того, специальные исследования показали, что стаж работы не влияет на уровень коммуникативной компетентности [5]. Это, в свою очередь, приводит к мысли о необходимости разработки программы и введения специального курса по развитию коммуникативной компетентности у работающих специалистов, проходящих повышение квалификации или первичную переподготовку по специальности «Акушерство и гинекология».

В задачи нашего исследования входит освещение степени разработанности методики преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» у обучающихся по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия», анализ направлений методических приёмов обучения студентов-медиков речевым тактикам профессионального общения, определение спектра педагогических действий, направленных на формирование коммуникативных навыков врачей акушеров-гинекологов.

Знание законов эффективного общения, речевые стратегии и тактики коммуникативного поведения специалиста не являются предметом изучения специальных дисциплин, хотя речь многих врачей-преподавателей можно считать образцовой в общении с пациентом. Обучающиеся в силу своих языковых способностей перенимают от клиницистов манеру говорения или интуитивно находят свой стиль, удачность которого может вызывать сомнения.

Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили рукописные записи речи врачей-акушеров и врачей-гинекологов, сделанные в лечебных учреждениях г Саратова методом включенного наблюдения. В поле зрения находилось речевое поведение в большинстве своем опытных врачей, представителей высокого уровня речевой культуры в различных ситуациях профессионального медицинского общения врача с пациентом. В ходе подготовки материалов статьи использовалась система взаимодополняющих методов: метод теоретического анализа (изучение и анализ научной литературы, систематизация, исследование и обобщение опыта преподавания специальных дисциплин и дисциплины «Профессиональная коммуникация», моделирование педагогического процесса и его составляющих с учетом особенностей преподавания у обучающихся по направлениям подготовки «Лечебное дело» и «Педиатрия»); эмпирические методы (наблюдение за учебным процессом, анализ продуктов деятельности); описательный метод с приемом включенного наблюдения, анализа, интерпретации, систематизации, обобщения; метод коммуникативно-прагматического анализа дискурса; элементы компонентного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. В реалиях современного здравоохранения очевидна значимость коммуникативных способностей практикующего врача и зависимость результата лечения от уровня его коммуникативной компетентности. Обзор публикаций последнего десятилетия позволил разделить довольно большое количество работ на две группы. Одна часть работ посвящена демонстрации актуальности и обоснованию (в более или менее аргументированной форме, порой с привлечением результатов опросов и других статистических данных) необходимости специальной подготовки врачей к профессиональному взаимодействию с пациентом, демонстрации значимости коммуникативных навыков в ходе всего периода общения - диагностика, лечение, курация, рекомендации и назначения). Другая - перечислению в жанре долженствования поведенческих характеристик хорошего врача. Ряд авторов выдвигают гипотезу о коммуникативных особенностях врачей разной специализации. В частности А.Е. Сахарова исследует коммуникативные качества психотерапевтов, педиатров и хирургов и приходит к выводу о разной степени развития коммуникативных навыков и необходимости обязательной программы коммуникативной подготовки специалистов [5].

О необходимости «разработки и внедрения в образовательный процесс эффективной программы по развитию коммуникативной компетенции у врачей разного профиля с использованием интерактивных методов обучения» пишут Сулейманова С.Ю. и ее коллеги из Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова [6]. Исследование Сидоренко Л.И. и др. посвящено изучению коммуникативной толерантности психиатров и неврологов [7].

Из педагогических приемов подготовки коммуникативно грамотного врача упоминаются активные и интерактивные методы, в более поздних работах - ролевые игры и «case stady». В зарубежных исследованиях описан ряд коммуникативных моделей, апробированных в клинической практике [8].

Отметим, что и в отечественной, и зарубежной педагогике существуют методические пособия для обучающихся, врачей-клиницистов, клинических психологов, работающих с пациентами акушерско-гинекологического профиля. Однако очевиден недостаток работ, освещающих новые педагогические формы и методы, способные обеспечить высокий уровень необходимой коммуникативной подготовки.

В свою очередь, на материале записей речи врачей доказана важная роль гармонизирующих средств общения для создания и поддержания вежливых отношений с пациентом [9], продемонстрирована результативность применения тактик утешения, сочувствия и поддержки [10], названы причины рискогенности речевого поведения врача и коммуникативные способы ее устранения или минимизации [11]. Таким образом, связь между степенью профессиональной подготовки и неэффективной коммуникацией с пациентами очевидна специалистам различных направлений.

Рабочие программы по дисциплине «Профессиональная коммуникация» предполагают развитие общих коммуникативных компетенций без акцента на особенностях речевого поведения в акушерской практике. Однако специфические ситуации в жизни женщин, психологическое и эмоциональное состояние каждого конкретного пациента требуют от врача особых коммуникативных усилий и ситуационно оправданного выбора речевых тактик. Овладение всем арсеналом речеповеденческих ходов возможно, на наш взгляд, при специальной подготовке с учетом конкретных клинических дисциплин, индивидуализации образовательного процесса и наличии широкого корпуса коммуникативных ситуаций конституционного медицинского дискурса.

Авторами статьи предпринята попытка на основании обобщения результатов преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» на кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета (2017 - 2020 гг) вы-

явить образовательный потенциал коммуникативной подготовки будущих специалистов в условиях формирования персонализированной медицины, обозначить ряд инновационных педагогических приемов в пространстве современного медицинского образования и предложить комплекс педагогических приемов и технологий.

Очевидно, что практика инициирует коммуникативные проблемы с пациентами. В задачи нашей работы не входит изучение причин их появления, если они не связаны с рискогенным речевым поведением врача. Научить специалистов выбирать максимально оправданные тактики и способы их реализации, выстраивать стратегически верную корпоративную линию поведения - вот задача, стоящая перед преподавателями.

Современная теория обучения обращается к вопросу развития личности обучаемого в процессе его активной деятельности. Вопрос активности студентов при исследовании междисциплинарных связей не вызывает, как правило, трудностей: обучающиеся с интересом ищут ответы на ситуационные задачи, обсуждают спорные моменты. Даже решение тестов, отражающих связь с конкретной клинической специализацией, вызывает живой интерес в студенческих группах. Но ролевые игры, написание сценариев диалога с вымышленным пациентом вызывают определенные трудности, демонстрируют неготовность обучающихся подбирать оптимально соответствующую речевую тактику и способы ее реализации. По нашему глубокому убеждению, нельзя научиться разговаривать с пациентом, глядя, как это делают другие, даже если эти другие - высококлассные и авторитетные практикующие врачи. Нужна система методов, развивающих коммуникативную активность, способствующих развитию навыка быстрого реагирования на речевые действия пациента, гарантирующих (и это, пожалуй, главное), что в реальной практике молодой врач сможет без промедления найти единственно верный и максимально эффективный сценарий своего поведения.

В связи с этим представляется педагогически оправданным наряду с уже ставшими традиционными методами обучения использование компьютерных и симуляционных технологий обучения в образовательном процессе индивидуальной подготовки будущих врачей [12; 13; 14]. На нашей кафедре начата работа по созданию обучающих компьютерных программ, занимаясь по которым будущие специалисты смогут отрабатывать диалогичность речевого поведения с виртуальным пациентом, выбирать тактики общения в зависимости от типа пациента и его социопсихологических данных, проектировать способы реализации тактик с учетом изменяющихся коммуникативных условий и особенностей пациента. Бессознательно протекающий процесс овладения коммуникативными навыками в таком случае становится сознательным, а педагогическую технологию можно справедливо считать инновационным методическим приёмом. Следует отметить, что риторические качества речи и ее паралингвистические характеристики тоже оказываются проработанными, ведь доказано: соблюдение орфоэпических и акцентологических норм позволяет врачу не только правильно оформить свое речевое поведение, но и решить многие профессиональные задачи.

Подобная подготовка может быть использована и на курсах профессиональной переподготовки врачей, на курсах повышения квалификации врачей разного профиля, для кого процесс общения с пациентом требует персонализированной адаптации информации и по стилю, и по содержанию [8, с. 448].

Современные педагогические технологии должны быть использованы для создания профессиональных коммуникативных навыков. Перечислим комплекс успешно зарекомендовавших себя на практике педагогических мер, применяемых коллективом нашей кафедры:

1) система упражнений, стимулирующих студентов к самостоятельному поиску коммуникативных решений;

2) углубление академической подготовки;

3) интеграция академической и научно-исследовательской деятельности с коммуникативной практикой.

При реализации перечисленного комплекса педагогических действий возникла четкая необходимость систематического и планомерного осуществления ряда исследовательских направлений:

1) обновление системы речевого материала, подлежащего усвоению, и методики его подачи; создание корпуса ситуационных задач;

2) описание различных моделей коммуникации и создание рекомендаций по их использованию;

3) выделение тактик речевого поведения акушера-гинеколога;

4) определение возможностей их реализации с учетом специфики общения в различных ситуациях медицинского дискурса.

Таким образом, разработать и внедрить инновационные подходы к обучению будущих акушеров-гинекологов возможно при успешной реализации комплекса образовательных шагов по развитию профессиональных коммуникативных навыков [15], позволяющих улучшить качество акушерско-гинекологиче-ской помощи. Преподавание дисциплины «Профессиональная коммуникация» с учетом предложенных методов и приемов способно решить задачу подготовки высококвалифицированных кадров, равно владеющих профессиональными и коммуникативными навыками.

Стратегическое использование средств общения для позитивного изменения взглядов, поведенческих установок пациента, развития его комплаентности приведет к коммуникативной корреляции поведения и, в конечном итоге, - ре-

зультативности лечения. Осознание специалистами парадигмы «информация -образование - коммуникация» даст возможность, начав с себя, использовать коммуникативные мероприятия как мощное средство реализации терапевтических мер.

Коммуникативные мероприятия врача должны привести к позитивным изменениям во взглядах и поведении пациента при условии овладения всем спектром речевых тактик и возможными, ситуационно обусловленными способами их реализации. Максимально приближенные к реальным условиям отработки коммуникативных навыков овладения терапевтическими моделями речевого поведе-

Библиографический список

ния за счет уровня вербальной и невербальной коммуникации позволят выйти на новый уровень подготовки конкурентоспособных специалистов.

Дальнейшее изучение речи врачей акушеров-гинекологов, создание корпуса текстов профессионального общения и составление ситуационных задач, «взятых из жизни», даст возможность пополнять практико-ориентированным материалом практические занятия с разными категориями обучающихся.

Остается открытым вопрос разработки методики определения уровня сформированности профессиональных педагогически направленных заданий для практических занятий с врачами указанного профиля.

1. Salmon P., Mendick N., Young B. Integrative qualitative communication analysis of consultation and patient and practitioners perspectives: towards a theory of authentic caring in clinical relationships. Patient Education Counselling. 2011; Vol. 82, № 3: 448 - 454.

2. Глебова Т.К., Шапошникова Е.В. Биоэтические аспекты работы врача акушера-гинеколога. Медицинский альманах. 2017; № 6 (51): 20 - 24.

3. Хаджиделева Д., Гарнизов Т. Необходимость развития профессионального общения в акушерстве. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015; № 2:1 - 11.

4. Кочеткова Т.В., Барсукова М.И., Ремпель Е.А., Рамазанова А.Я. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача. Мир науки, культуры, образования. 2018, № 3 (70): 466 - 467.

5. Сахарова А.Е. Коммуникативные личностные свойства врачей различных специальностей. Практическая медицина. 2009; № 3 (38): 80 - 84.

6. Сулейманова С.Ю., Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Г., Медешева А.К. Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности у врачей ПМСП. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; № 4: 372 - 378.

7. Сидоренко Л.И., Абакумова И.В., Пирумян А.А. Исследование коммуникативной толеранности врачей психиатров и неврологов. Педагогика и психология. 2019; № 2. Available at: https://mir-nauki.com /PDF68/ PSMN219.pdf

8. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. Москва: Издательство Гранат, 2018.

9. Барсукова М.И. Средства гармонизации речевого поведения в профессиональной деятельности врача. Проблемы речевой коммуникации. 2017: 131 - 137.

10. Барсукова М.И., Ремпель Е.А. Реализация речевых тактик утешения, сочувствия и поддержки в профессиональной коммуникации врача. Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: материалы VI международной научно-практической конференции. Тверь, 2018: 7 - 12.

11. Барсукова М.И., Шешнева И.В., Рамазанова А.Я. Рискогенность общения врача и пациента: коммуникативный аспект. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 486 - 487.

12. Вениг С.Б., Соловьева В.А. Трансформация образовательного пространства под влиянием информационных технологий. Информатизация образования и науки. 2017; № 1 (33): 73 - 88.

13. Игнатьев С.А., Терехова М.А., Китаева В.Э. Применение симуляционных технологий при подготовке врачей-гинекологов. За качественное образование: материалы V Всероссийского форума. Саратов, 2020: 232 - 237.

14. Щербакова И.В. Инновационные технологии профессионального медицинского образования. За качественное образование: материалы V Всероссийского форума. Саратов, 2020: 496 - 502.

15. Барсукова М.И., Соловьева В.А., Шешнева И.В. Эпистема современности - педагогика, профессиональная коммуникация и информационные технологии. За качественное образование: материалы V Всероссийского форума. Саратов, 2020: 26 - 32.

References

1. Salmon P., Mendick N., Young B. Integrative qualitative communication analysis of consultation and patient and practitioners perspectives: towards a theory of authentic caring in clinical relationships. Patient Education Counselling. 2011; Vol. 82, № 3: 448 - 454.

2. Glebova T.K., Shaposhnikova E.V. Bio'eticheskie aspekty raboty vracha akushera-ginekologa. Medicinskij al'manah. 2017; № 6 (51): 20 - 24.

3. Hadzhideleva D., Garnizov T. Neobhodimost' razvitiya professional'nogo obscheniya v akusherstve. Vestnikpo pedagogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri. 2015; № 2: 1 - 11.

4. Kochetkova T.V., Barsukova M.I., Rempel' E.A., Ramazanova A.Ya. Medicinskij diskurs: specifika professional'noj kommunikacii vracha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018, № 3 (70): 466 - 467.

5. Saharova A.E. Kommunikativnye lichnostnye svojstva vrachej razlichnyh special'nostej. Prakticheskaya medicina. 2009; № 3 (38): 80 - 84.

6. Sulejmanova S.Yu., Madalieva S.H., Ernazarova S.G., Medesheva A.K. Opredelenie urovnya sformirovannosti kommunikativnoj kompetentnosti u vrachej PMSP. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017; № 4: 372 - 378.

7. Sidorenko L.I., Abakumova I.V., Pirumyan A.A. Issledovanie kommunikativnoj tolerannosti vrachej psihiatrov i nevrologov. Pedagogika i psihologiya. 2019; № 2. Available at: https://mir-nauki.com> /PDF68/ PSMN219.pdf

8. Sil'verman Dzh., Kerc S., Drejper Dzh. Navykiobscheniya s pacientami. Moskva: Izdatel'stvo Granat, 2018.

9. Barsukova M.I. Sredstva garmonizacii rechevogo povedeniya v professional'noj deyatel'nosti vracha. Problemy rechevojkommunikacii. 2017: 131 - 137.

10. Barsukova M.I., Rempel' E.A. Realizaciya rechevyh taktik utesheniya, sochuvstviya i podderzhki v professional'noj kommunikacii vracha. Medicinskij diskurs: voprosy teorii i praktiki: materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2018: 7 - 12.

11. Barsukova M.I., Sheshneva I.V., Ramazanova A.Ya. Riskogennost' obscheniya vracha i pacienta: kommunikativnyj aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 486 - 487.

12. Venig S.B., Solov'eva V.A. Transformaciya obrazovatel'nogo prostranstva pod vliyaniem informacionnyh tehnologij. Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2017; № 1 (33): 73 - 88.

13. Ignat'ev S.A., Terehova M.A., Kitaeva V.'E. Primenenie simulyacionnyh tehnologij pri podgotovke vrachej-ginekologov. Za kachestvennoeobrazovanie: materialy V Vserossijskogo foruma. Saratov, 2020: 232 - 237.

14. Scherbakova I.V. Innovacionnye tehnologii professional'nogo medicinskogo obrazovaniya. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy V Vserossijskogo foruma. Saratov, 2020: 496 - 502.

15. Barsukova M.I., Solov'eva V.A., Sheshneva I.V. 'Epistema sovremennosti - pedagogika, professional'naya kommunikaciya i informacionnye tehnologii. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy V Vserossijskogo foruma. Saratov, 2020: 26 - 32.

Статья поступила в редакцию 23.07.20

УДК 378

Ivashkina T.A., senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

TECHNOLOGICAL AND TEACHING ASPECTS OF THE DIGITALIZATION OF CONTEMPORARY EDUCATION. Modern processes of the economy globalization and the informatization of public relations require from the labor market specialists of a new level of professionalism, which leads to a radical change in the approaches to their training. The article discusses technological issues of digitalization of education, thorough training and retraining of teaching staff to update and transform the educational process. The intensification of the creation of digital technologies in educational organizations has revealed a number of problems related to financing, technology and the willingness of teachers to learn in the electronic environment. The author concludes that digital pedagogy is capable of developing the best intelligent educational technologies based on the latest digital technologies, playing a decisive role in the practice of digitalization of education.

Key words: education, digitalization, teacher, technology, informatization, development.

Т.А. Ивашкина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Московский авиационный Институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва,

Е-mail: ivashkinatat@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.