DOI: 10.25586/RNU.HET.20.04.P.42 УДК 378
Н.А. Клоктунова, М.И. Барсукова, А.Я. Рамазанова, Е.С. Григина, М.А. Максакова,
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского А.М. Кузьмин,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
Набор речеповеденческих тактик врача-педиатра (на материале диагностической стратегии)
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Врач-педиатр - не просто линг-воактивная личность. Перед ним стоит задача, с одной стороны, помочь пациенту, а с другой - вселить в родителей либо иных законных представителей ребенка уверенность в положительном исходе лечения, организовать их действия и ход мыслей в направлении выполнения всех врачебных назначений и соблюдения режима дня лечащегося [9].
Подготовка будущих педиатров включает освоение правил рече-
© Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Рамазанова
вого поведения с пациентом. Полученные за время обучения навыки проверяются в ходе государственной итоговой аттестации выпускников медицинских вузов [8].
Существует перечень речеповеденческих тактик, характерных для реализации диагностирующей стратегии [3]. Мы выдвигаем гипотезу о том, что в отношении врача-педиатра он может быть представлен иначе, поскольку специфика общения с маленьким пациентом и его
А.Я., Григина Е.С., Максакова М.А., Кузьмин А.М
представителем (родителем) диктует определенные требования к речевому поведению врача [2].
В задачи нашего исследования входили:
1) актуализация речеповеденческих тактик на материале диагностирующей стратегии медицинского дискурса;
2) выделение ранее не описанных тактик;
3) рассмотрение способов реализации зафиксированных тактик и их функций.
Материалом исследования послужили рукописные записи речи врачей-педиатров в составе 25 диалогов общей продолжительностью 7 часов.
Рассмотрим и проанализируем наиболее характерные тактики для реализации диагностирующей стратегии. В примерах диалогов реплики врача обозначены буквой «В», родителя (если пол неизвестен) -«Р», пациента - «П».
1. Знакомство. Тактика задает тон началу диалога и реализуется стандартно клишированными формами приветствия без непосредственного участия ребенка:
Р: Здравствуйте, доктор, можно?
В: Здравствуйте, проходите.
Речевое поведение врача формально соответствует и правилам речевого этикета, и ходу медицинского интервьюирования. Однако, на наш взгляд, тактика знакомства
, 2020
НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА КЛОКТУНОВА
кандидат социологических наук, заведующая кафедрой педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания, качество образования, медицинское образование. Автор 46 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
МАРИНА ИГОРЕВНА БАРСУКОВА
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: вопросы культуры речи, профессиональная коммуникация врача. Автор 26 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
АНИТА ЯМИКОВНА РАМАЗАНОВА
старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: вопросы культуры речи, профессиональная коммуникация врача, межкультурная коммуникация. Автор 11 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ГРИГИНА
студентка 6-го курса педиатрического факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: педиатрия, педагогика, общение врача-педиатра с пациентом. Электронная почта: [email protected]
должна выполнять контактоуста-навливающую функцию, а следовательно, представленная форма реализации не может считаться удачной. Рассмотрим начало разговора,
МАРИЯ
АЛЕКСАНДРОВНА МАКСАКОВА
студентка 6-го курса педиатрического факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: педиатрия, педагогика, общение врача-педиатра с пациентом. Электронная почта: [email protected]
в котором педиатр с помощью вопросительных высказываний и приветствия, сопровождаемых невербальными средствами, достигает нескольких целей:
МАМА: Здравствуйте, доктор, можно?
В: Здравствуйте, проходите (приглашающий жест головой в направлении стула). Как вас зовут? (заинтересованный взгляд в сторону входящего ребенка).
П: Паша.
В: Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу?
П: Да, хожу, я в третьем классе.
В: Какие предметы ты любишь больше всего?
П: Рисование и риторику.
МАМА: У нас два дня назад появился сухой кашель.
В: Давай, Паш, я тебя послушаю, поднимай кофточку...
Обращение по имени, проявление заинтересованности к жизни и увлечениям пациента позволяют врачу не только сократить дистанцию в общении, но и провести беглый осмотр входящего пациента. Обратим внимание на то, что врач начинает диалог с формы вы-общения, которое может быть понято двояко: 1) как выражение уважительного обращения к маме пациента; 2) использование множественного числа, ведь входящих двое - мама и сын.
Следует отметить роль обращений по имени, звучащих в начале диалогов. Такие обращения способны помочь врачу за счет минимальных речевых усилий продемонстрировать уважение к пациенту и его представителю, а также подчеркнуть, что он пом-
АЛЕКСЕИ МИХАИЛОВИЧ КУЗЬМИН
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания, качество образования, педагогика физической культуры и спорта. Автор 12 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Рассмотрены речевые тактики коммуникативного поведения врача-педиатра. Проанализированы их функции и способы реализации с учетом особенностей профессионального медицинского общения. Представлены примеры использования речевых тактик из практики врачей-педиатров. Существующий перечень речевых тактик дополнен на основе проанализированного материала. Сделаны выводы о необходимости развития коммуникативных навыков ведения диагностической стратегии у будущих врачей-педиатров.
Ключевые слова: медицинский дискурс, речевые тактики, коммуникативное поведение, цели общения, вербальные и невербальные средства общения.
The article is concerned with the actualization of speech tactics of the communicative behavior of a pediatrician. The authors explored methods for implementing tactics and their functions, taking into account the characteristics of professional medical communication. Examples of the use of speech tactics from the practice of pediatricians are presented. The existing list of speech tactics is supplemented on the basis of the analyzed material. Conclusions are drawn about the need for the development of communicative skills for conducting a diagnostic strategy in future pediatricians.
Key words: medical discourse, speech tactics, communicative behavior, communication goals, verbal and non-verbal means of communication.
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
нит пациента по имени, а значит, помнит и о проблемах, связанных со здоровьем, и об особенностях лечения. Приведем запись начала разговора между врачом и родителем при встрече в коридоре больницы:
В (идет по коридору): Здравствуйте, Т.Н., вы ко мне? А где же ваш Илюша?
МАМА: Здравствуйте, Е.И., да я за справкой к вам пришла, а Илюшу дома оставила...
Встретив маму пациента, врач первым начинает разговор, обращаясь по имени, и спрашивает о мальчике. Подобная внимательность к своим пациентам и их родителям, безусловно, заслуживает уважения и характеризует врача как неравнодушного, готового прийти на помощь, искренне вовлеченного в процесс медицинского сопровождения.
Как показывает анализ материала, тактика знакомства может иметь разные способы реализации, выбор которых определяет врач, руководствуясь целями общения и своими языковыми привычками. С ее помощью врач создает необходимое психологическое равновесие в межличностных взаимоотноше-
ниях «врач - пациент - родители пациента».
2. Запрос конкретной информации. Эта наиболее распространенная тактика диагностирующей стратегии для врачей любого профиля в речи педиатра реализуется с помощью широкого спектра вопросительных высказываний, которые выстраиваются в типизированную цепочку вопросов к представителю пациента (Вы делали вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка?//В каком возрасте ваш ребенок перенес ветряную оспу?//Как давно вы перешли на искусственное питание?//Какой смесью вы кормите Лизочку?).
Задавая стандартные вопросы, врач старается получить конкретную информацию для постановки того или иного диагноза. Важно отметить, что некоторые конструкции содержат обозначение субъекта (ваш ребенок; Лизочка), что формирует и поддерживает коммуникативный комфорт. Обращение к пациенту по имени (даже в уменьшительной форме) - характерный элемент данной тактики.
Использование запроса конкретной информации свойственно для
всего хода диалога с пациентом, что, безусловно, способствует налаживанию и поддержанию контакта.
3. Сближение. Эту тактику можно рассматривать как самостоятельный речевой ход, поскольку для достижения коммуникативных целей важно не только получить необходимую информацию о состоянии здоровья ребенка, но и выстроить траекторию бесконфликтного результативного общения с представителем ребенка. Способы реализации здесь разнообразны: от невербальных средств до внесодержательных компонентов. Выбор их зависит от языковых пристрастий врача, его коммуникативной компетентности и типа речевой культуры. Мы не будем останавливаться на способах реализации тактики, поскольку это не входит в задачи нашего исследования. Однако можно с уверенностью сказать, что тактику сближения в речи врача-педиатра можно рассматривать как коммуникативный ход, сопровождающий реализацию любой тактики медицинского дискурса.
Обратимся к диалогу между молодой женщиной - врачом и мамой пациента - двухлетнего ребенка.
Стук в дверь.
МАМА: Здравствуйте, можно?
В (поворачивая голову к входящим и жестом предлагая зайти и расположиться на стуле):Да, проходите, пожалуйста.
МАМА (с малышом на руках): У нас раньше был другой врач, вы теперь будете вместо нее?
В: Да, теперь я буду вашим участковым врачом. Меня зовут Ю.С. (улыбается). Давайте познакомимся с вами и с вашим малышом.
МАМА: ЯЛ., а это Сережа. У нас как-то кашель появился, и мне кажется, что он дышит громко.
В: Давайте я послушаю вашего Сереженьку (греет в руках мембрану фонендоскопа).
В ситуации первичного приема участковый врач-педиатр использует тактику сближения. Она
проявляется в констатации взаимодействия (теперь я буду вашим участковым врачом), обращении и к маме, и к ребенку (давайте познакомимся с вами и с вашим малышом), в целом спектре вербальных и невербальных контактоустанавливающих средств (взгляд, улыбка, диминутивы), которые вполне уместны и коммуникативно оправданны. Демонстрацией заботы о маленьком пациенте, внимательного отношения к нему можно считать и предварительное прогревание в ладонях мембраны фонендоскопа.
4. Объяснение. Тактика характерна для всех стратегий медицинского дискурса. В диагностирующей стратегии она чаще всего сопровождает тактику запроса информации и служит для более точного описания родителем или ребенком состояния здоровья, ощущений и др. Ее многофункциональность заслуживает отдельного рассмотрения и входит в задачи наших дальнейших исследований речи врачей различного профиля. В данной статье остановимся лишь на особенностях тактики, сопряженных с задачами педиатра. Рассмотрим диалог врача с пациентом (17 лет, девочка).
П: Здравствуйте, можно?
В: Да-да, проходите.
П: У меня два года уже аллергия.
В: На что у вас аллергия и как она проявляется?
П: На кошку, я чихаю, в носу зудит все, платки не успеваю менять.
В: В семье у кого-нибудь есть аллергия?
П: Да, у мамы приобретенная, на домашние цветы.
В: Во-первых, вы должны понимать, что приобретенной аллергии не существует, и тот или иной ген может «выскочить» когда угодно, но он изначально был у человека, во-вторых, на домашние цветы тоже не бывает аллергии, бывает на грунт, в котором содержатся грибы в виде белого налета.
П: А-а-а, теперь мне все понятно.
В: А до этого вы два года у кого-то наблюдались?
П: Нет, ни к кому не обращалась, принимала т' с временным эффектом, но мне всегда хотелось от него спать, и сейчас я не принимаю.
В: Это антигистаминное средство первого поколения, которое вызывает седативный эффект. У вас дома есть животные?
П: Да, кот, но он лысый, в смысле сфинкс, но все равно проявления так и остались.
В: Да, я поняла, но вы должны понимать, что не только на шерсть бывает аллергия. Они также выделяют слюну, чешуйки эпидермиса, хоть и нет шерсти. И не существует гипоаллер-генных животных.
П: Да, а я и не знала, думала, если нет шерсти, то и аллергии нет.
В: Но, к сожалению, это совсем не так. Поэтому моя вам рекомендация: исключить животных, как бы печально это ни звучало, но по-другому нельзя. Конечно, мы с вами пройдем необходимое обследование, сдадим анализы, затем определимся с дальнейшим лечением.
П: Хорошо, спасибо, придется отдавать в добрые руки.
Мы намеренно приводим весь диалог, чтобы продемонстриро-
вать коммуникативный эффект от использования тактики объяснения. Суггестивный характер тактики очевиден: врач меняет мировоззрение пациентки, рассеивает иллюзии относительно причин заболевания, формирует дальнейшую линию поведения [4].
Одной из функций тактики в диагностирующей стратегии является желание врача подготовить ребенка и родителей к поставленному диагнозу. Психологически пациенту и его родителям бывает трудно справиться с ожиданием вынесения диагноза. Если врач объяснит свои действия, то пациент будет чувствовать себя свободнее и естественнее. Чтобы смягчить восприятие, врач объясняет явления или процессы, происходящие в организме пациента. Элементы научного стиля (специальная лексика, логичность, аргументированность, особые синтаксические конструкции) способствуют достижению коммуникативного эффекта [5].
5. Убеждение. В задачи врача входит не только диагностика возможных заболеваний, но и формирование у родителей правильного отношения к состоянию здоровья ребенка, понимания необходимости регулярных
Особое значение в лечении маленьких пациентов имеет умение педиатра установить с ребенком эмоциональный контакт
встреч с врачами узкого профиля. Для того чтобы убедить пациентов и их родителей в необходимости дальнейшего обследования - безотлагательно или через неопределенное время, - врач прибегает к убеждению. Рассмотрим речевое поведение врача, выбравшего данную тактику. Пациента (5 лет) с подозрением на острый катаральный аппендицит доставила в клинику машина скорой медицинской помощи.
В: Мы вынуждены госпитализировать в стационар вашего ребенка для исключения хирургической патологии.
Р: Доктор, а может, мы все-таки домой, у нас уже было такое, и все обошлось хорошо?
В: Нет, вы должны остаться в клинике под наблюдением дежурного хирурга, чтобы удостовериться и исключить все признаки аппендицита, так как сейчас ребенку, может быть, и стало лучше, по вашему мнению, а ночью может развернуться яркая картина аппендицита, которая грозит соответствующими последствиями и осложнениями. Если на утро будет все хорошо, мы вас отпустим.
П: Хорошо, доктор, мы останемся.
Врач прибегает к тактике убеждения, исходя из необходимости доказать родителям важность профессионального наблюдения за состоянием здоровья ребенка. Характерным элементом тактики является аргументативная часть. Врач апеллирует к здравому смыслу родителей, выбирая кратчайший путь: «не согласитесь - будет хуже», парируя их довод «уже было - обошлось».
6. Инструктаж. Анализ материала позволил расширить спектр тактик, выделенных ранее в речи врача-педиатра. Данная тактика представляет собой пошаговое разъяснение родителям их действий по отношению к ребенку.
Для нее также характерно привлечение внимания к некоторым тонкостям и особенностям проведения специальных манипуляций: сбор анализов, определение температуры, кормление и др. Обязательными компонентами для успешной реализации тактики являются вербальные и невербальные средства когнитивного контроля - постоянное наблюдение за тем,правильно ли восприняты инструкции. В ходе анализа речевого поведения врача-педиатра мы выделили следующие особенности тактики:
1) взаимопроникновение с тактиками объяснения и убеждения;
2) использование во всех стратегиях медицинского дискурса;
3) более строгий контроль со стороны врача за тем, насколько правильно поняты его указания представителем ребенка. Для педиатра особенно важно быть уверенным в том, что все его назначения будут выполнены безошибочно, поэтому врачу приходится использовать более широкий арсенал средств:
• вопросы (Вы меня поняли? Понятно? Хорошо?);
• уточнения, предупреждающие ошибки (только после еды, каждые два часа независимо ни от каких обстоятельств);
• призывы к внимательности (вам следует внимательно отнестись к здоровью вашего ребенка, вам необходимо выполнять все моиреко-мендации);
• элементы тактики успешного сотрудничества (вы должны доверять мне, так как и я, и вы желаем ребенку только лучшее).
Использование иронии как коммуникативного хода при реализации тактики инструктажа представляется спорным и может считаться ситуативно оправданным только при условии, что врач - тонкий психолог и уверен в результативности подобного шага. Рассмотрим диалог врача с мамой пациента (11 ме-
сяцев, мальчик), находящегося на лечении в стационаре.
МАМА (входит с малышом на руках в кабинет врача): Доктор, помогите, пожалуйста, нашему ребенку - он задыхается!
В: Проходите, сейчас осмотрим. (берет на руки ребенка, из горла которого вырывается полусвист-полухрип, бегло осматривает). Необходимо сделать бронхоскопию.
МАМА: Хорошо.
Врач уходит с ребенком в соседний кабинет и, выходя через несколько минут, отдает ребенка маме.
МАМА: Что же там?
В: Да ничего особенного, семечка застряла в дыхательных путях. Вы в следующий раз орехи ему дайте, чтоб уже наверняка.
Возможно, подобная реакция в данном случае может оказаться более результативной, чем назидательное «никогда не давайте ему больше семечек», однако подчеркнуто ироничные замечания нельзя считать единственно коммуникативно верными, и выбор такого шага должен быть просчитан врачом заранее.
7. Ориентация на материальные возможности. Активное использование тактики и специфика ее реализации в речи требует от детских врачей коммуникативно оправданного выбора.
Анализ материала позволяет сделать вывод о целесообразности использования набора речеповеден-ческих тактик врачом-педиатром для реализации диагностирующей стратегии.
Учебный процесс в медицинском вузе, рассматриваемый с позиции педагогического проектирования, предполагает вовлеченность обучающихся в профессионально-коммуникативную среду медицинского дискурса. Изучение реальных коммуникативных шагов наравне с деловыми играми [6, 7] поможет будущим врачам в овладении профессиональными компетенциями [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмерова А.Ф. Коммуникативность как профессионально значимое качество современного специалиста // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 16-19.
2. Барсукова М.И., Клоктунова Н.А., Рамазанова А.Я. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности врача-педиатра: задачи и перспективы // За качественное образование: материалы IV Всероссийского форума (с междунар. участием). 2019. С. 65-69.
3. Барсукова М.И., Кочеткова Т.В. Спектр коммуникативных практик в медицинском дискурсе // Медицинский дискурс. Вопросы теории и практики: материалы 3-й межрегиональной науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Е.В. Виноградовой. Тверь: Ред-изд. центр Тверской государственной медицинской академии, 2015. С. 46-52.
4. Гончаренко Н.В. Суггестивность медицинского дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. С. 12-16.
5. Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Ремпель Е.А., Шешнева И.В. и др. Формирование коммуникативных навыков врача в процессе обучения в медицинском вузе // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9, № 3 (35). С. 50-56.
6. Морозов Д.А., Алексеева Е.И., Аверьянов А.П., Горемыкин И.В. и др. Деловые игры в формировании профессиональных компетенций врача-педиатра // Медицинское образование и вузовская наука. 2016. № 1 (8). С. 40-42.
7. Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Суетенков Д.Е. и др. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 1. С. 140-144.
8. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Левин Д.Ю., Михайлова Е.В. и др. Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 29-33.
9. Сергеев А.С., Высоцкая Е.В. К вопросу о работе над качеством преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» студентам вуза (на основе опроса студентов-педиатров СГМУ) // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конференции с междунар. участием. Саратов: Изд-во Саратовского государственного медицинского ун-та, 2019. С. 267-274.
LITERATURA
1. Axmerova A.F. Kommunikativnost' kak professional'no znachimoe kachestvo sovremennogo specialista // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2017. № 4. S. 16-19.
2. Barsukova M.I., Kloktunova N.A., Ramazanova A.Ya. Formirovanie professional'noj kommunikativnoj kompetentnosti vracha-pediatra: zadachi i perspektivy' // Za kachestvennoe obrazovanie: ,aterialy' IV Vserossijskogo foruma (s mezhdunar. uchastiem). 2019. S. 65-69.
3. Barsukova M.I., Kochetkova T.V. Spektr kommunikativny'x praktik v medicinskom diskurse // Medicinskij diskurs. Voprosy' teorii i praktiki: materialy' 3-j mezhregional'noj nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod obsh. red. E.V. Vinogradovoj. Tver': Red-izd. centr Tverskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii, 2015. S. 46-52.
4. Goncharenko N.V. Suggestivnost' medicinskogo diskursa // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. S. 12-16.
5. Kloktunova N.A., Barsukova M.I., Rempel'E.A., Sheshneva I.V. i dr. Formirovanie kommunikativny'x navy'kov vracha v processe obucheniya v medicinskom vuze // Gumanitarny'e nauki i obrazovanie. 2018. T. 9, № 3 (35). S. 50-56.
6. Morozov D.A., Alekseeva E.I., Aver'yanov A.P., Goremy'kin I.V. i dr. Delovy'e igry' v formirovanii professional'ny'x kompetencij vracha-pediatra // Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka. 2016. № 1 (8). S. 40-42.
7. ProtopopovA.A., Aver'yanovA.P., Dorogojkin D.L., SuetenkovD.E. i dr. Innovacii v medicinskom obrazovanii: rezul'taty' i perspektivy' // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2013. T. 9, № 1. S. 140-144.
8. Romanczov M.G., Mel'nikova I.Yu., Levin D.Yu., Mixajlova E.V. i dr. Obrazovatel'ny'j process v medicinskom vuze s uchetom formirovaniya kompetencij // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2015. № 3. S. 29-33.
9. SergeevA.S., Vy'soczkaya E.V. K voprosu o rabote nad kachestvom prepodavaniya discipliny' «Professional'naya kommunikaciya» studentam vuza (na osnove oprosa studentov-pediatrov SGMU) // Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy': materialy' I nauch.-prakt. konferencii s mezhdunar. uchastiem. Saratov: Izd-vo Saratovskogo gosudarstvennogo medicinskogo un-ta, 2019. S. 267-274.