Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО КОНТУРА В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО КОНТУРА В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ КОНТУР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А., Кудашева З.Э., Кузьмин А.М.

Цель статьи заключается в систематизации и сопоставлении результатов эмпирических исследований определения у обучающихся медицинского вуза степени информированности о цифровизации системы здравоохранения и уровня их подготовки к работе в новом формате. Важным представляется выявление их отношения к необходимости специальной подготовки медицинских кадров к работе в цифровом будущем. Отмечается, что реализация данного проекта позволит оптимизировать систему здравоохранения для всех участников лечебно-профилактического процесса. В работе представлены результаты анкетирования ординаторов первого года обучения разных специальностей Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. На основании полученных данных были сделаны выводы о необходимости последовательного информирования обучающихся о трансформации системы здравоохранения и разработки комплексной программы по подготовке медицинских кадров в рамках цифрового контура, которая позволит сформировать новые цифровые компетенции, необходимые медицинскому специалисту для оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках цифрового здравоохранения. Статья предназначена для работников системы образования, врачей, исследователей, преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А., Кудашева З.Э., Кузьмин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL PREPARATION OF MEDICAL PERSONNEL IN TERMS OF INTRODUCTION OF DIGITAL CONTOUR IN THE HEALTHCARE SYSTEM

The purpose of the article is to systematize and compare the results of empirical studies to determine the degree of awareness among students of a medical university about the digitalization of the healthcare system and the level of their preparation for working in a new format. It is important to identify their attitude to the need for special training of medical personnel to work in the digital future. It is noted that the implementation of this project will optimize the healthcare system for all participants in the treatment and prevention process. The article presents the results of a survey of residents of the first year of study in various specialties of the Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky. Based on the data obtained, conclusions were drawn about the need to consistently inform students about the transformation of the healthcare system and develop a comprehensive program for the training of medical personnel within the digital circuit, which will allow the formation of new digital competencies necessary for a medical specialist to provide qualified medical care in the framework of digital healthcare. The article is intended for the education system staff, physicians, researchers and teachers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО КОНТУРА В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

УДК 378

Особенности профессиональной подготовки медицинских кадров в условиях внедрения цифрового контура в здравоохранение

Features of the professional preparation of medical personnel in terms of introduction of digital contour in the healthcare system

Клоктунова Н.А., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, atashan77@mail.ru

Ремпель Е.А., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, rempelel@mail. ru

Кудашева З.Э., Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, zulfam05@mail. ru

Кузьмин А.М., Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, amkuzmin@mail ru

Kloktunova N., Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, atashan77@mail.ru

Rempel E., Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, rempelea@mail.ru Kudasheva Z., Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, zulfam05@mail.ru Kuzmin A., Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, amkuzmin@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.009

Ключевые слова: цифровой контур здравоохранения, профессиональная коммуникация, подготовка будущего специалиста, эффективность лечебного процесса, компетентность медицинского работника.

Keywords: digital healthcare contour, professional communication, training of a future specialist, efficiency of the treatment process, competency of a medical worker.

Аннотация. Цель статьи заключается в систематизации и сопоставлении результатов эмпирических исследований определения у обучающихся медицинского вуза степени информированности о цифровизации системы здравоохранения и уровня их подготовки к работе в новом формате. Важным представляется выявление их отношения к необходимости специальной подготовки медицинских кадров к работе в цифровом будущем. Отмечается, что реализация данного проекта позволит оптимизировать систему здравоохранения для всех участников лечебно-профилактического процесса.

В работе представлены результаты анкетирования ординаторов первого года обучения разных специальностей Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. На основании полученных данных были сделаны выводы о необходимости последовательного информирования обучающихся о трансформации системы здравоохранения и разработки комплексной программы по подготовке медицинских кадров в рамках цифрового контура, которая позволит сформировать новые цифровые компетенции, необходимые медицинскому специалисту для оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках цифрового здравоохранения. Статья предназначена для работников системы образования, врачей, исследователей, преподавателей.

Abstract. The purpose of the article is to systematize and compare the results of empirical studies to determine the degree of awareness among students of a medical university about the digitalization of the healthcare system and the level of their preparation for working in a new format. It is important to identify their attitude to the need for special training of medical personnel to work in the digital future. It is noted that the implementation of this project will optimize the healthcare system for all participants in the treatment and prevention process.

The article presents the results of a survey of residents of the first year of study in various specialties of the Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky. Based on the data obtained, conclusions were drawn about the need to consistently inform students about the transformation of the healthcare system and develop a comprehensive program for the training of medical personnel within the digital circuit, which will allow the formation of new digital

76

competencies necessary for a medical specialist to provide qualified medical care in the framework of digital healthcare. The article is intended for the education system staff, physicians, researchers and teachers.

Введение. В 2005 г. в мировой системе здравоохранения произошли серьезные изменения в связи с реализацией концепции е-Неай - электронное здравоохранение, принятой всемирной организацией здравоохранения. В России термин «электронное здравоохранение» начал активно использоваться с 2010 г., в 2017 г. появился термин «цифровое здравоохранение», а в 2018г. - «цифровой контур».

Федеральный проект «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» является частью национального проекта «Здравоохранение». Его паспорт был утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Сроки его реализации - 2019-2024 гг.

Целью проекта является повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем активного привлечения информационных и платформенных решений.

Нормативная особенность данного проекта заключается в том, что Минздрав предусматривает не просто внедрение любых медицинских и государственных

информационных систем на усмотрение заказчиков или разработчиков, а внедрение и развитие систем, соответствующих нормативно-установленным требованиям [10].

Предполагается, что реализация данного проекта позволит оптимизировать систему здравоохранения и откроет новые возможности для всех участников лечебно-профилактического процесса:

— для пациентов - предоставит равный доступ к медицинской помощи, уменьшит время ожидания и даст возможность дистанционного консультирования; обеспечит доступ пациента к данным о состоянии его здоровья, к справочной информации, к электронным услугам; усилит мотивацию пациента к сотрудничеству в процессе лечения, в том числе облегчит процесс домашнего мониторинга.

— для врачей - обеспечит непрерывность процесса оказания медицинской помощи (позволит координировать действия врача и пациента, обмениваться информацией о пациенте, где бы тот ни находился); даст возможность проведения дистанционных консилиумов и совещаний; предоставит доступ к справочной информации, сервисам на всех уровнях [3].

— для управленцев - обеспечит анализ информации на основе оперативного доступа к медико-статистической информации в разных нозологических, половозрастных, социальных разрезах; предоставит доступ к средствам контроля, в том числе за ведением любого случая оказания медицинской помощи; позволит проведение совещаний и форумов управленческих работников по широкому кругу медицинских вопросов, включая совместный анализ и обсуждение проблем.

Для эффективного внедрения цифрового контура в здравоохранение необходимо трансформировать систему высшего

медицинского образования, которая позволит осуществлять подготовку конкурентоспособных медицинских кадров, способных работать в новых реалиях [4].

Цель статьи. Цель настоящей статьи состоит в систематизации и сопоставлении результатов эмпирических исследований определения у обучающихся медицинского вуза степени информированности о цифровизации системы здравоохранения и уровня их подготовки к работе в новом формате; их отношения к необходимости специальной подготовки медицинских кадров к работе в цифровом будущем.

Материалы и методы. В рамках исследования было проведено анкетирование среди ординаторов первого года обучения разных специальностей Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России. Выборка исследования составила 230 человек.

Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты, включающей два смысловых блока. Первый блок вопросов направлен на выявление степени информированности ординаторов о цифровом контуре в здравоохранении и уровня их подготовки к работе с использованием информационных технологий. Второй блок вопросов нацелен на определение отношения ординаторов к новому формату взаимодействия между врачом и пациентом и необходимости специальной подготовки медицинских кадров к работе в цифровом будущем.

Результат. По итогам исследования по первому блоку вопросов были получены следующие данные.

В результате опроса было выявлено, что 33,9% обучающихся не знают о существовании ЕГИЗС; 20% слышали, но не имеют четкого представления о том, что представляет собой

новая парадигма в системе здравоохранения; 15,7% не уверены, что знают об изменениях, происходящих в здравоохранении. Только 25,6%

информированы о ЕГИЗС; 4,8% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 1 представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - 1. Знаете ли Вы о существовании федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ)?

48,3% обучающихся однозначно считают внедрение цифрового контура эффективным; 38,3% не уверены, но могут предположить, что изменения в системе здравоохранения положительно скажутся на эффективности лечебного процесса; 9,1% сомневаются в эффективности внедрения цифрового контура; 4,3% затруднились ответить. Среди

предложенных своих вариантов ответов обращает на себя внимание следующий: «Идея хорошая, но нужно полностью отказаться от бумажных носителей и сам контур - его интерфейс - сделать понятным».

Результаты анкетирования по вопросу № 2 представлены на рисунке 2.

3,9

_4,3

38,3

48,3

0 да н скорее да, чем нет □ скорее нет, чем да □ нет с затрудняюсь ответить

Рисунок 2. - 2. Считаете ли Вы эффективным внедрение в систему здравоохранения цифрового формата?

43% ординаторов считают, что в процессе обучения в вузе их готовили к работе с применением цифровых технологий; 30% не дают однозначного ответа, но тем не менее полагают, что в их обучении присутствовала такая подготовка; 27% убеждены, что в процессе обучения их не готовили к работе с использованием современных цифровых технологий;1,7% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 3 представлены на рисунке 3.

По пятибалльной шкале 7,8% оценили свою подготовку на 1 - 2 балла, 24,3% - на 3 балла, 40% - на 4 балла и 27,8% - на 5 баллов.

Результаты анкетирования по вопросу № 4 представлены на рисунке 4.

12

1,7

15

8 да 0 скорее да, чем нет и скорее нет, чем да □ нет и затрудняюсь ответить

Рисунок 3. - 3. Готовили ли Вас в процессе обучения в вузе к работе с применением цифровых технологий?

Рисунок 4. - 4. Оцените по 5-балльной шкале Вашу подготовку к работе с применением цифровых технологий

49,6% опрошенных владеют навыками работы в АСУ; 29,6% владеют навыками работы в АСУ, но не могут утверждать, что в совершенстве; 18,3% не владеют навыками

работы в АСУ; 2,2% затруднились ответить; 0,3% имеют только навыки работы в БАРС.

Результаты анкетирования по вопросу № 5 представлены на рисунке 5.

н да н скорее да, чем нет □ скорее нет, чем да □ нет в затрудняюсь ответить □ другой вариант

Рисунок 5. - 5. Владеете ли Вы навыками работы в автоматизированных системах управления

(ЕГИСЗ, БАРС.Мед, МедОфис и др.)?

По второму блоку вопросов были получены следующие результаты.

39,6% обучающихся убеждены, что с внедрением цифровых технологий изменятся и способы коммуникации с пациентом; 40,4% считают, что скорее изменятся, чем нет; 13,5% обучающихся полагают, что скорее не изменятся,

чем изменятся; 3,9% уверены, что способы коммуникации с пациентом в современном здравоохранении не изменятся; 2,6% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 6 представлены на рисунке 6.

в да, изменятся □ не изменятся

□ скорее изменятся, чем нет

□ затрудняюсь ответить

и скорее не изменятся, чем да

Рисунок 6. - 6. Как Вы считаете, изменятся ли способы коммуникации с пациентом в современной системе здравоохранения?

29,6% обучающихся убеждены, что цифровой формат общения врача с пациентом положительно отразится на результатах лечебно-профилактической деятельности; 39,6% обучающихся считают, что новый формат скорее положительно скажется на лечебном процессе, но не дают однозначного ответа; 19,1% опрошенных

полагают, что цифровой формат взаимодействия в диаде «врач-пациент» отрицательно отразится на результатах лечебно-профилактической деятельности; 10,9% затруднились ответить. Среди предложенных своих вариантов ответов (0,8%) обращают на себя внимание следующие: «В случае упрощения записи цифровой формат

положительно отразится на результатах лечебного процесса, но прием должен оставаться очным», «В новых реалиях больше времени

займет работа на компьютере, а меньше времени останется на пациента».

Результаты анкетирования по вопросу № 7 представлены на рисунке 7.

39,6

и положительно □ отрицательно

и скорее положительно я затрудняюсь ответить

я скорее отрицательно ■ другой ответ

Рисунок 7. - 7. По Вашему мнению, как отразится цифровой формат взаимодействия врача с пациентом на

результатах лечебно-профилактической деятельности?

50% обучающихся убеждены, что наиболее эффективным является традиционный формат общения (очная консультация); 43,9% считают эффективным смешанный формат общения врача с пациентом (сочетание очных и онлайн-

консультаций);

для

3,9% респондентов

эффективным представляется дистанционный формат взаимодействия с пациентом; 2,2% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 8 представлены на рисунке 8.

и традиционный и смешанный и дистанционный □ затрудняюсь ответить

Рисунок 8. - 8. Какой формат общения врача с пациентом Вы считаете наиболее эффективным?

28,7% обучающихся считают, что цифровой формат взаимодействия врача с пациентом положительно отразится на создании комплаентных отношений; 38,3% обучающихся

убеждены, что цифровой формат общения скорее положительно, чем отрицательно отразится на построении подобных отношений; 11% считают, что скорее отрицательно, чем положительно; 8%

респондентов абсолютно уверены, что цифровой формат общения отрицательно отразится на создании комплаентных отношений в диаде «врач-пациент»; 14% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 9 представлены на рисунке 9.

14; 14% 8; 8%

11; 11%

28,7; 29%

38,3; 38%

] положительно отрицательно

и скорее положительно и затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с скорее отрицательно

Рисунок 9. - 9. Как отразится цифровой формат общения на создании комплаентных отношений

в диаде«врач-пациент»?

57% ординаторов считают, что в процессе обучения в вузе обязательно должна осуществляться специальная подготовка медицинских кадров к работе в рамках цифрового контура; 34,8% опрошенных также положительно относятся к специальной подготовке к работе в

новых условиях; 2,6% не уверены в том, что такая подготовка нужна; 1,7% обучающихся убеждены, что такая подготовка не нужна; 3,5% затруднились ответить.

Результаты анкетирования по вопросу № 10 представлены на рисунке 10.

1,7

3,5

34,8

57

^ да и скорее да, чем нет в скорее нет, чем да □ нет 0 затрудняюсь ответить

Рисунок 10. - 10. Должна ли осуществляться специальная подготовка медицинских кадров к работе в рамках

цифрового контура в процессе обучения в вузе?

Заключение. Важным условием

эффективности работы в новом формате является последовательное информирование обучающихся

медицинских вузов о трансформации системы здравоохранения, которая предполагает активное внедрение в существующие формы организации

лечебно-профилактического процесса

современных информационных технологий.

Следует отметить, что, несмотря на то, что в учебном процессе активно используются информационные технологии, более половины опрошенных считают, что их не готовили к работе с применением современных технологий. Только 50% опрошенных уверенно заявляют, что владеют навыками работы с

автоматизированными системами управления и готовы использовать их в практике оказания медицинской помощи.

Совершенно очевидно, что новая система здравоохранения влечет за собой серьезные изменения не только в организации лечебно-профилактического процесса, но и в способах коммуникации его участников. И прежде всего это касается взаимодействия в диаде «врач-пациент». Большинство ординаторов считают, что в рамках цифрового контура изменятся способы коммуникации врача с пациентом. Цифровой контур обеспечит проведение большого количества онлайн-консультаций, телемостов, мгновенный контакт с лечащим врачом посредством различных мессенджеров. Новые способы коммуникации (общение через экран, отсутствие непосредственного контакта с пациентом, возможность личного доступа пациента к информации о своем здоровье), безусловно, требуют корректировки нормативно-правовой базы и свода морально-этических принципов, обеспечивающих организацию и безопасность лечебно-профилактического

процесса в новых условиях.

Важно подчеркнуть, что большинство опрошенных не могут категорично утверждать, что внедрение цифрового контура положительно скажется на результатах лечения. Это можно объяснить тем, что современная система здравоохранения находится еще на этапе формирования и пока не представляется возможным оценить ее результативность. Традиционная система общения с пациентом непосредственно на очной консультации является более привычной и надежной, а новая форма взаимодействия вызывает опасения по достаточно объективным причинам. Поэтому вполне объяснимо, что половина опрошенных считает традиционный формат общения более эффективным, а для 43% опрошенных общение в новом формате обязательно должно сочетать проведение очных и онлайн-консультаций.

Большая часть опрошенных считает, что цифровой формат положительно скажется на создании комплаентных отношений в диаде «врач-пациент», и только 19,1% убеждены, что

цифровой формат общения отрицательно отразится на построении доверительных отношений между участниками лечебного процесса. Это свидетельствует о том, что современную систему оказания медицинской помощи невозможно представить без активного использования передовых информационных технологий и нового формата профессионального взаимодействия. Для молодых специалистов, выросших в эпоху цифровизации, использование информационных технологий является уже привычным. Они обладают большей гибкостью и быстрее адаптируются к новым условиям по сравнению со старшим поколением. Они ценят скорость, экономию времени, доступность, возможность быстрого доступа к любой медицинской информации, которые могут обеспечить новые технологии.

91,8% опрошенных считают, что работа в цифровом формате требует специальной подготовки. Они признают, что владеют навыками работы с использованием информационных технологий, но не в той мере, чтобы эффективно осуществлять

профессиональную деятельность в новых реалиях.

Таким образом, необходима специальная подготовка медицинских кадров к работе в рамках цифрового контура. Представляется важным разработать комплексную программу, которая позволит сформировать у обучающихся медицинских вузов нужные компетенции, помогающие работать в новых условиях и оказывать квалифицированную медицинскую помощь в рамках цифрового здравоохранения [6]. Традиционных коммуникативных навыков, которыми должны владеть медицинские работники (умение установить контакт с пациентом, сделать его равноправным участником лечебно-профилактического

процесса, понимать невербальный язык коммуникации, правильно структурировать медицинское интервью, формулировать вопросы, владение навыками активного слушания, навыками разрешения конфликтных ситуаций, преодоления коммуникативных рисков и барьеров), может быть недостаточно для работы в условиях цифровизации [1;2;7]. Будущим медицинским специалистам необходимо объединить эти социально-коммуникативные навыки с социально-технологическими, навыками использования различных методов виртуального взаимодействия [9].

Ключевыми направлениями в этой подготовке, которая обязательно должна осуществляться в медицинском вузе (не только в

период обучения по программам специалитета или бакалавриата, но и по программам подготовки кадров высшей квалификации -ординатуры и аспирантуры), должны стать: освоение дистанционных технологий, работа с медицинскими информационными системами и базами данных; развитие навыков применения телемедицинских технологий, ведения медицинской документации в цифровом формате; умение применять математические методы и методы искусственного интеллекта при обработке медицинских данных; умение находить необходимую информацию в глобальных сетях, подвергать ее критическому анализу и систематизации; развитие специальных коммуникативных навыков, позволяющих осуществлять коммуникацию в цифровом формате (в рамках онлайн-консультации, проведения хирургических операций в режиме онлайн, участия в онлайн-конференциях, веб-семинарах, телемостах, консилиумах) [5].

На кафедре педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского подобная подготовка уже начала свою реализацию. С 2021-2022 учебного года в программы специалитета по направлению 310000 «Клиническая медицина» вносятся изменения в рабочие программы по дисциплинам «Профессиональная коммуникация» и «ГГ-технологии в образовании и медицине». Они дополняются темами, касающимися

особенностей коммуникации медицинских работников в цифровом формате и использования на практике новых технологических решений.

С этого же года на кафедре для ординаторов и обучающихся по программам дополнительного профессионального образования медицинских кадров началось преподавание учебной дисциплины (модуля) «Введение в искусственный интеллект». Программа дисциплины была разработана таким образом, чтобы обучающиеся смогли получить дополнительные теоретические знания из области цифровой медицины и сформировать навыки практического использования основных методов искусственного интеллекта в сфере профессиональной деятельности медицинского работника. Преподавание новой учебной дисциплины ведется с опорой на уже имеющийся собственный опыт исследования и готовые программные решения с элементами искусственного интеллекта, созданные научно-педагогическими работниками университета.

Последовательное внедрение в

существующую систему здравоохранения цифрового контура и грамотное владение инструментами работы в новом формате в сочетании с традиционными способами коммуникации позволит повысить качество медицинской помощи, положительно скажется на результативности лечебно-профилактического процесса и обеспечит создание комплаентных взаимоотношений между врачом и пациентом [8].

Литература:

1. Барсукова М.И., Клоктунова Н.А. Ремпель Е.А. Методические приемы развития коммуникативных навыков будущих врачей-лечебников: сборник / М.И. Барсукова, Н.А. Клоктунова, Е.А. Ремпель // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы IV международной научно-практической конференции. - Саратов. - 2022. - С. 339-343.

2. Вялых В.В., Неволина В.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе / В.В. Вялых, В.В. Неволина // Дискуссия. - 2015. - № 6(58). - С. 136-140

3. Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А. Вопросы информационных методов обучения как элементов качественного образования / Н.А. Клоктунова, Е.А. Ремпель, С.В. Федюков, В.В. Федюков, С.В. Слесарев, Н.С. Коноваленко // Педагогическая информатика. -2021. - № 4. - С. 127-138.

4. Клоктунова Н.А., Федюков С.В. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой экономики / Н.А. Клоктунова, С.В. Федюков, М.И.

Барсукова, С.В. Слесарев // Педагогическая информатика. - 2021. - № 2. - С. 138-144.

5. Ремпель Е.А., Высоцкая Е.В., Кудашева З.Э. Применение презентационной технологии «Печа-куча» в условиях очного и дистанционного образования: сборник / Е.А. Ремпель, Е.В. Высоцкая, З.Э. Кудашева // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы II международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 157-161.

6. Садчиков Д.В., Кулигин А.В. Методическая система кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи / Н.А. Клоктунова, М.И. Барсукова, А.В. Лушников, И.А. Букин, Г.В. Подрезова, Е.Е. Зеулина // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 10. - С. 177-181.

7. Сергеев А.С., Высоцкая Е.В. К вопросу о работе над качеством преподавания дисциплины «Профессиональная коммуникация» студентам вуза (на основе опроса студентов-педиатров СГМУ) / А.С. Сергеев, Е.В. Высоцкая // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 293-299.

8. Суетенков Д.Е., Фирсова И.В. Способы достижения комплаенса в ортодонтической стоматологии / Д.Е. Суетенков, И.В. Фирсова, М.И. Барсукова, А.В. Жидовинов // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. - 2022. - № 79. - С. 12-16.

9. Roman A.V., Van Wart M., Wang X., Liu C., Kim S., McCarthy, A. Defining e-leadership as competence

1. Barsukova M.I., Kloktunova N.A. Rempel E.A. Methodical ways for the development of communication skills of future medical doctors: a collection / M.I. Barsukova, N.A. Kloktunova, E.A. Rempel // Pedagogical interaction: opportunities and prospects / Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. -Saratov. - 2022. - P. 339-343.

2. Vyalykh V.V., Nevolina V.V. Formation of professional communicative competence of future medical workers at the stage of training at the university / V.V. Vyalykh, V.V. Nevolina // Discussion. - 2015. - № 6 (58). -P. 136-140

3. Kloktunova N.A., Rempel E.A. Issues of informational teaching methods as elements of quality education / N.A. Kloktunova, E.A. Rempel, S.V. Fedyukov, V.V. Fedyukov, S.V. Slesarev, N.S. Konovalenko // Pedagogical informatics. - 2021. - № 4. - P. 127-138.

4. Kloktunova N.A., Fedyukov S.V. Development of human capital in a digital economy / N.A. Kloktunova, S.V. Fedyukov, M.I. Barsukova, S.V. Slesarev // Pedagogical informatics. - 2021. - № 2. - P. 138-144.

5. Rempel E.A., Vysotskaya E.V., Kudasheva Z.E. The use of presentation technology "Pecha-Kucha" in fulltime and distance education: collection / E.A. Rempel, E.V. Vysotskaya, Z.E. Kudasheva // Pedagogical interaction:

in ICT-mediated communications: An exploratory assessment // Public Administrative Revue. 2019; 79: 853866.

10. О проекте «Создание единого цифрового контура» https://www.kmis.ru/blog/o-proekte-sozdaniia-edinogo-tsifrovogo-kontura/

ces:

opportunities and prospects / Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. - 2020. -P. 157-161.

6. Sadchikov D.V., Kuligin A.V. Methodical system of the department of emergency, and anesthesiology, and resuscitation care / N.A. Kloktunova, M.I. Barsukova, A.V. Lushnikov, I.A. Bukin, G.V. Podrezova, E.E. Zeulina // Modern high technologies. - 2021. - № 10. - P. 177-181.

7. Sergeev A.S., Vysotskaya E.V. On the issue of work on the quality of teaching the discipline "Professional Communication" to university students (based on a survey of pediatric students of the SSMU) / A.S. Sergeev, E.V. Vysotskaya // Pedagogical interaction: opportunities and prospects / Proceedings of the international scientific and practical conference. - 2019. - P. 293-299.

8. Suetenkov D.E., Firsova I.V. Ways to achieve compliance in orthodontic dentistry / D.E. Suetenkov, I.V. Firsova, M.I. Barsukova, A.V. Zhidovinov // Cathedra-Department. Dental education. - 2022. - № 79. - P. 12-16.

9. Roman A.V., Van Wart M., Wang X., Liu C., Kim S., McCarthy, A. Defining e-leadership as competence in ICT-mediated communications: An exploratory assessment // Public Administrative Revue. 2019; 79:853-866.

10. About the project "Creating a single digital circuit" https://www.kmis.ru/blog/o-proekte-sozdaniia-edinogo-tsifrovogo-kontura/

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Клоктунова Наталья Анатольевна (г. Саратов, Россия), кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: atashan77@mail.ru

Ремпель Елена Александровна (г. Саратов, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: rempelel@mail.ru

Кудашева Зульфия Эиповна (г. Саратов, Россия), старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, e-mail: zulfam05@mail.ru

Кузьмин Алексей Михайлович (г. Саратов, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, e-mail: amkuzmin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.