Научная статья на тему 'УЧЕТ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

УЧЕТ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1534
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ ОТДЫХА / НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ТАБЕЛЬ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зыков А. П.

Автором проведен комплексный анализ норм трудового, административного и служебного права в части учета служебного времени и времени отдыха сотрудников органов внутренних дел и возникающие проблемы при их применении. Дана классификация видов служебного времени в зависимости от продолжительности: нормальное, сокращенное и неполное. В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выделяют несколько правовых режимов: служебного времени, служебной недели, выходных дней, служебного дня. По мнению автора, организация работы по учету в органах внутренних дел служебного времени и времени отдыха складывается из трех этапов: предварительного, основного и заключительного, каждый их которых осуществляется уполномоченными сотрудниками. Автором выделены основные гарантии сотрудников органов внутренних дел при привлечении к службе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.В заключении исследования сделаны предложения по совершенствованию служебного законодательства по приведению в соответствие с трудовым законодательством и более детальной регламентации порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени и учету такого времени в целях недопущения нарушения их прав в части предоставления соответствующей компенсации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зыков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TIME IN THE INTERNAL AFFAIRSOF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT

The author carried out a comprehensive analysis of the norms of labor, administrative and service law in terms of accounting for service time and rest time of employees of the internal affairs bodies and the problems that arise in their application. The classification of types of service time depending on the duration is given: normal, reduced and incomplete. In the official activities of employees of the internal affairs bodies, several legal regimes are distinguished: working time, working week, days off, working day. According to the author, the organization of work on accounting in the internal affairs bodies of working time and rest time consists of three stages: preliminary, main and final, each of which is carried out by authorized employees. The author singled out the main guarantees for employees of the internal affairs bodies when they are called to service in excess of the established normal length of service time, as well as at night, on weekends and non-working holidays.In conclusion of the study, proposals were made to improve service legislation to bring it into line with labor legislation and more detailed regulation of the procedure for attracting employees of internal affairs bodies to perform official duties in excess of the normal length of service time established for them and accounting for such time in order to prevent violation of their rights in part providing appropriate compensation.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная статья С. 70-76

УДК 351/354+342.98

УЧЕТ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Андрей Павлович Зыков

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия Zykov65@yndex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8504-8692

Аннотация. Автором проведен комплексный анализ норм трудового, административного и служебного права в части учета служебного времени и времени отдыха сотрудников органов внутренних дел и возникающие проблемы при их применении. Дана классификация видов служебного времени в зависимости от продолжительности: нормальное, сокращенное и неполное. В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выделяют несколько правовых режимов: служебного времени, служебной недели, выходных дней, служебного дня. По мнению автора, организация работы по учету в органах внутренних дел служебного времени и времени отдыха складывается из трех этапов: предварительного, основного и заключительного, каждый их которых осуществляется уполномоченными сотрудниками. Автором выделены основные гарантии сотрудников органов внутренних дел при привлечении к службе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

В заключении исследования сделаны предложения по совершенствованию служебного законодательства по приведению в соответствие с трудовым законодательством и более детальной регламентации порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени и учету такого времени в целях недопущения нарушения их прав в части предоставления соответствующей компенсации.

Ключевые слова: время отдыха, ненормированный рабочий день, рабочее время, табель учета рабочего времени, учет рабочего времени

Для цитирования: Зыков А. П. Учет служебного времени в органах внутренних дел Российской Федерации: проблемы правоприменительной практики // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35). С. 70-76.

Research article

TRAINING TIME IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT

Andrey P. Zykov

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Russian Ministry of Internal Affairs, Tyumen, Russia Zykov65@yndex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8504-8692

Abstract. The author carried out a comprehensive analysis of the norms of labor, administrative and service law in terms of accounting for service time and rest time of employees of the internal affairs bodies and the problems that arise in their application. The classification of types of service

© А. П. Зыков

time depending on the duration is given: normal, reduced and incomplete. In the official activities of employees of the internal affairs bodies, several legal regimes are distinguished: working time, working week, days off, working day. According to the author, the organization of work on accounting in the internal affairs bodies of working time and rest time consists of three stages: preliminary, main and final, each of which is carried out by authorized employees. The author singled out the main guarantees for employees of the internal affairs bodies when they are called to service in excess of the established normal length of service time, as well as at night, on weekends and non-working holidays.

In conclusion of the study, proposals were made to improve service legislation to bring it into line with labor legislation and more detailed regulation of the procedure for attracting employees of internal affairs bodies to perform official duties in excess of the normal length of service time established for them and accounting for such time in order to prevent violation of their rights in part providing appropriate compensation.

Keywords: rest time, irregular working day, working time, time sheet, accounting of working time

For citation: Zykov AP. Training time in the internal affairs of the Russian Federation: problems of law enforcement. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(4):70-76. (In Russ.)

Введение

Актуальность исследования вопросов, связанных с обеспечением и соблюдением прав сотрудников органов внутренних дел как в части учета служебного времени, как и в целом социально-правовой защищенности сотрудников предопределена достаточно высокой степенью компенсационной гарантии государства за особые условия службы, запреты и ограничения, связанные с ее прохождением.

Определение порядка прохождения службы в органах внутренних дел (далее — ОВД), в том числе организации и учета служебного времени и времени отдыха сотрудников ОВД является одним из приоритетных направлений кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России). В связи с этим пристальное внимание уделяется соблюдению закона, прав участников служебно-трудовых отношений в ОВД, в том числе — в части организации, учета служебного времени и времени отдыха сотрудников ОВД.

Основные обязанности сотрудника полиции, носителем которых выступает любой сотрудник, независимо от занимаемой должности, изложены в ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции»1 (далее — Закон о полиции) и вытекают из социального назначения полиции. Законодатель подразделяя обязанности сотрудника полиции на основные и специальных исходит из того что первые возлагаются независимо от замещаемой должности, места нахождения

1 О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

и времени суток, что предполагает готовность сотрудника не считаться с личным временем и своими личными интересами.

Деятельность каждого сотрудника ОВД, независимо от ее специфики, обусловленной выполняемыми функциями, связана исполнением служебных обязательств в течение определённого промежутка времени. При прохождении службы каждый сотрудник получает денежное довольствие. Что определяет значение исследования феномена служебного времени.

Сегодня факты нарушений учета служебного времени сотрудников выявляются в ходе ревизий хозяйственно-финансовой деятельности территориальных органов МВД России практически повсеместно [1, с. 43]. Отмечают факты нарушения своих прав в этой части и непосредственно сами сотрудники ОВД при проведении социологических опросов [2, с. 25].

Необходимость изучения ряда теоретических и правоприменительных вопросов учета служебного времени, а именно его нормативно-правового регулирования и разрешения имеющихся правовых коллизий действующего трудового и служебного законодательства, а также проблемы соотношения служебного времени сотрудников ОВД и правил внутреннего служебного распорядка диктуется, прежде всего, правоприменительной практикой, которая нуждается в толковании правовых норм, регламентирующих указанные вопросы. Теоретические исследования данных проблем дают возможность своевременно выявлять проблемные вопросы и разрабатывать предложения и рекомендации с целью их разрешения.

В то же время, если в целом теоретические основы государственной службы в органах внутренних дел исследовались многими

авторами (Ю. Е. Аврутин, В. Н. Бойко, В. Я. Ки-коть, В. П. Сальников, П. П. Сергун, Ю. П. Соловей, В. Д. Сорокин и др.), то вопросы учета служебного времени и времени отдыха сотрудников ОВД практически не выступали темой самостоятельного исследования. В отдельных трудах авторы рассматривали понятие служебное время сотрудников ОВД, его режимы и виды (Р.Х.Галиуллина, Р. Ф. Хакимуллина, Н. Ю. Комлев, Р. Н. Кузнецов, Л. А. Поползухина).

Описание исследования

Право гражданина на отдых установлено в Конституции Российской Федерации1 и Декларацией прав и свобод человека и гражданина2. В частности, работнику гарантируется определенная продолжительность рабочего времени, отдых в выходные и праздничные дни, а также в рамках ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).

Регулирование службы сотрудников системы МВД России согласно Закону о полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом Закона о полиции (ч. 1 ст. 34). Причем действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Законом о полиции (ч. 2 ст. 34).

Служба в ОВД — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в ОВД, а также на должностях, не являющихся должностями в ОВД, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № Э42-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и снесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 (далее — Закон

1 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. ; Собрание законодательства РФ. 2020. № 11 Ст. 1416.

2 Декларация прав и свобод человека и гражданина : принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1861.

3 О службе в органах внутренних дел Россий-

ской Федерации и внесении изменений в отдельные

0 службе в ОВД), другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в ОВД конкретизируются подзаконными нормативными актами, принятыми в целях реализации Закона о службе в ОВД.

В частности, приказом МВД России от

1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»4 (далее — Приказ МВД России № 50, Порядок прохождения службы) раскрываются особенности учета служебного времени и времени отдыха сотрудников.

Нормативное правовое регулирование вопросов прохождения службы в органах внутренних дел в период начального этапа реформирования МВД России, создало определенную законодательную базу, которая позволила повысить уровень социальной защищенности сотрудников ОВД.

Так, служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел регламентируется главой 8 Закона о службе в ОВД.

Служебным считается время, в течение которого сотрудник ОВД в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка соответствующего территориального органа внутренних дел (подразделения), должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности (ст. 53 Закона о службе в ОВД). Иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Понятие служебного времени, определяемое указанной статьей, представляется в качестве временного периода, в течение которого каждый сотрудник ОВД должен исполнять свои непосредственные обязанности. При этом обязанности сотрудника, в отличие от порядка, установленного трудовым законодательством, закрепляются не в трудовом

законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011.№ 49 (ч.1) Ст. 7020. (далее — Закон о службе в ОВД)

4 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201803230012 (дата обращения: 05.08.2022).

договоре, а в контракте, составление которого, в свою очередь, осуществляется на основании законодательства.

Период служебного времени определяется продолжительностью исполнения служебной деятельности. Законом о службе в ОВД предусмотрены следующие виды продолжительности служебного времени: нормальная, сокращенная и неполная [3, с. 30-31].

Режим служебного (рабочего) времени сотрудника органов внутренних дел должен быть предусмотрен правилами внутреннего служебного распорядка с ответствующего территориального ОВД, которые установлены Порядком прохождения службы (глава XIII).

В случае возникновения необходимости, Порядком прохождения службы предусмотрена возможность привлечения сотрудника ОВД к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключением является служебное время сотрудников ОВД, осуществляющих деятельность во вредных условиях. Продолжительность служебного времени составляет 36 часов, в некоторых случаях 30 часов в неделю (Приказ МВД России № 50, Приложение № 45). Должности сотрудников, которые осуществляют свою деятельность при таких условиях, указаны в специализированном перечне, утвержденном вышеуказанным приказом МВД России.

Служебное время включает и ненормированный служебный период времени. Как Трудовой кодекс РФ, так и Закон о службе в ОВД, предусматривают два способа привлечения сотрудников к выполнению обязанностей вне рабочего дня — ненормированный рабочий (служебный) день и сверхурочное рабочее (служебное) время [4, с. 77].

Вопрос продолжительности периода служебного времени включает и продолжительность служебной недели. По общему правилу для сотрудников ОВД предусмотрена пятидневная служебная неделя. Исключение в виде шестидневной служебной недели предусмотрено для обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. По отношению к отдаленным районам может предусматриваться иная служебная неделя.

При этом общее количество рабочего времени остается одинаковым, что затрудняет учет служебного времени при ненормированном служебном дне, поскольку в частности привлечение в субботу за рамками режима служебного времени при шестидневной рабочей неделе следует считать сверхурочной

работой или привлечение при ненормированном рабочем дне.

Трудовой кодекс РФ определяет ненормированный рабочий день как «режим, при котором работники могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций при необходимости, эпизодически, за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени» (ст. 101 ТК РФ). Положения о ненормированном служебном дне в Законе о службе в ОВД не отличаются от общих положений установленных Федеральным законом от 27 июля 2004года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1, что обусловлено, в том числе, и наличием специального дополнительного отпуска за ненормированный служебный день2.

Порядок прохождения службы дублирует положения трудового законодательства и определяет, что компенсация не предоставляется, если сотрудники привлекаются к выполнению поставленных задач сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в условиях ненормированного служебного времени. В то же время следует учитывать, что в настоящее время нагрузка отдельных сотрудников ОВД существенно возросла в связи с проведенной реформой МВД России, в рамках которой была сокращена численность личного состава ОВД, а также имеющегося некомплекта штатной численности, прежде всего, строевых подразделений, участвующих в охране общественного порядка (ППС, ДПС, УУП)3. К концу учетного года возникает ситуация, когда выполненный объем времени сверх установленной

1 О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

2 О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 842 [утратил силу] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/000120170m0009 (дата обращения: 05.08.2022).

3 Министр внутренних дел В. В. Колокольцев отметил, что «поставленные перед нами задачи решались в условиях возросших нагрузок, связанных в том числе со значительным некомплектом: сегодня он составляет порядка 70 тысяч человек» (Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт МВД РФ URL: Ы^://мвд.рф/пе«тс/^еш/23305248/ (дата обращения: 05.08.2022).

продолжительности значительно превышает количество дней, предусмотренных в качестве компенсации.

При этом как справедливо указывают Р. Х. Галиуллина и Р. Ф. Хакимуллина такое привлечение должно быть эпизодически, а не систематически, иначе такое привлечение следует признавать сверхурочной работой [5, с. 15]. Как справедливо отмечают Р. Н. Кузнецов, Л. А. Поползухина, нельзя мотивировать постоянную переработку сотрудников ОВД режимом ненормированного служебного дня [6, с. 49]. Такое привлечение обоснованно рассматривается злоупотреблением со стороны руководителей [7, с. 18].

По роду своей деятельности многие сотрудники могут направляться в служебные командировки. Командировка предусматривает продолжительность служебного времени и выплаты, которые предоставляются на основании отчетности перед вышестоящим руководством.

Если сотрудник ОВД является родителем или опекуном инвалида, то на основании законодательства такому сотруднику предоставляются дополнительные выходные дни, которые составляют 4 дня в месяц. Выходные дни может использовать один из родителей либо разделять их между собой (ч. 12 ст. 53 Закона о службе в ОВД).

Таким образом, на основании законодательства и подзаконных нормативных правовых актов выделяются несколько правовых режимов: служебного времени, служебной недели, выходных дней, служебного дня, которые в свою очередь определяют в целом режим служебной деятельности сотрудников ОВД.

Правила внутреннего служебного распорядка должны учитывать особенности деятельности территориальных ОВД при графике сменности для определённой категории сотрудников. В случае если сотрудник ОВД осуществляет служебную деятельность на основании установленного графика, который утвержден приказом руководителя. На основании соответствующего приказа сотрудника можно привлечь на службу в дневное время и ночное время. При этом часовой режим не подвергается изменению. Если служебное время распределено по сменам, на основании графика, то выходные дни предоставляются на основании графика.

Следует предоставлять оплачиваемые дни отдыха для тех сотрудников, которые являются донорами крови. Донорами должны представляться подтверждающие документы о донорстве. Документы являются прямым

основанием для предоставления дополнительных выходных дней.

Если сотрудником осуществляется служебная деятельность в предоставленный выходной день, то необходимо производить оплату в определенном денежном размере. Компенсация может быть согласована со стороны руководства и сотрудника или предоставляться на основании законодательства. На основании законодательства оплата предусматривается денежными средствами в двойном размере.

Выходные дни посредством календарного исчисления представлены в ст. 112 ТК РФ и признаны нерабочими днями. Запрет выхода на работу в выходные и праздничные дни предусмотрен ст. 113 ТК РФ.

К одной из основных гарантий сотрудников ОВД привлечения к службе в выходные дни следует отнести наличие требования письменного соглашения с их стороны и наступление особых случаев, которыми признаются следующие:

— предотвращение чрезвычайной ситуации (аварии, природные катаклизмы, катастрофы и иных ситуации, в которых может наступить существенный ущерб);

— предотвращение происшествий, связанных с несчастными случаями, уничтожением или порчей имущества;

— выполнение незапланированных работ, которые требуют немедленного исполнения и способствуют стабилизированной деятельности в последующем периоде времени [8, с. 112].

Для организации учета в органах внутренних дел служебного времени и времени отдыха определен учетный период, который составляет один календарный год с учетом Производственного календаря, утверждаемого на каждый год.

Одной из гарантий соблюдения режима службы и отдыха выступает табель учёта служебного времени, который составляется в целях учёта продолжительности выполнения сотрудниками ОВД служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Такая продолжительность складывается из времени выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы либо нормальной продолжительности служебного времени за учетный период [9, с. 80].

Табели ведутся ежемесячно и открываются за 2-3 дня до начала учетного периода

на основании табелей за прошлый год. Дополнительные формы учета служебного времени могут быть предусмотрены решением соответствующего руководителя, имеющего право назначения сотрудников на должности, но в любом случае они являются дополнительными и не могут заменять ведение табелей.

Организация работы по учету в органах внутренних дел Российской Федерации служебного времени и времени отдыха складывается из следующих этапов:

1) предварительный — на данном этапе создаются правовые основы организации указанного учета: издается приказ руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России об определении сотрудников, ответственных за ведение табеля учёта служебного времени. По решению руководителя допускается установление дополнительных форм учёта продолжительности служебного времени;

2) основной — уполномоченными сотрудниками организуется непосредственный учет, который осуществляется прежде всего посредством ведения табеля учёта служебного времени;

3) заключительный — предоставление компенсации сотруднику, привлечённому к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Заключение и выводы

Подводя итог проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы и предложения:

При учете служебного времени сотрудникам, ответственным за ведение табеля учёта служебного времени необходимо:

1) учитывать, что ежегодно утверждается производственный календарь на 5-дневную и 6-дневную рабочую неделю, которым необходимо руководствоваться при ведении табеля;

2) четко разграничивать понятия ненормированный служебный день и выполнение сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. В первом случае привлекаются эпизодически по решению непосредственного руководителя, при этом такой режим службы не носит систематический характер. Во втором случае сотрудники

привлекаются на основании правового акта соответствующего руководителя;

3) при определении длительности компенсации в рабочие дни за привлечение к службе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время следует исходить из пропорциональности такой продолжительности времени дополнительного отдыха, поскольку оно не может быть меньше продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной. Привлечение сотрудника во вне служебное время (выходной или нерабочий праздничный день) при любой продолжительности должна компенсироваться дополнительным днем (днями) отдыха. Если продолжительность службы в указанные дни будет сверх нормально установленного служебного времени, то компенсация должна исчисляться с учетом пропорционально затраченного времени. Так, например, если сотрудник привлекается свыше 8 часов нормальной продолжительности служебного дня, то пропорционально затраченному времени;

4) учитывать, что предоставление компенсации должно осуществляться в отчетный период, поскольку на следующий год не переносится.

В части совершенствования организации учета служебного времени в ОВД полагаем необходимым конкретизировать нормы Порядка в части:

— определения понятия «ненормированный служебный день»;

— алгоритмизации порядка привлечения сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени;

— установления предела продолжительности ненормированного служебного дня;

— отграничения в его от привлечения сверх установленной продолжительности служебного времени;

— определения порядка предоставления дополнительных дней отдыха и/или дополнительного времени отдыха за привлечение к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в том числе при привлечении сверх продолжительного служебного времени, установленного для службы в соответствии с утверждаемым регламентом.

Список источников

1. Ахметшин Р.А. Особенности учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими служебных обязанностей сверх установленной законодательством продолжительности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 5. С. 41-48.

2. Богадуров Р. Н., Афанесян К. К. Правовые средства защиты трудовых прав сотрудников полиции, при выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2018. № 3. С. 23-26.

3. Шелепова М.А., ПодберезнаяТ. П. Проблемы учета служебного времени в органах внутренних дел // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 4 (27). С. 30-36.

4. Шелепова М. А. Соотношение понятий ненормированного служебного дня и выполнения обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2020. № 4 (53). С. 75-81.

5. Галиуллина Р. Х., Хакимуллина Р. Ф. Ненормированный режим служебного времени и сверхурочная работа в системе органов внутренних дел // Регулирование гражданско-правовых, финансовых и трудовых отношений : материалы межвузовского круглого стола. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2017. С. 13-18.

6. Кузнецов Р. Н., Поползухина Л. А. Актуальные вопросы правосубъектности должностных лиц органов внутренних дел при исполнении должностных обязанностей: на примере служебного (рабочего) времени // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 2. С. 46-50.

7. Сувернева А. И. Особенности ненормированного рабочего дня // Отдел кадров коммерческой организации. 2017. № 1. С. 11-19.

8. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (постатейный). Москва : Деловой двор, 2016. 228 с.

9. Галиуллина Р. Х., Комлев Н. Ю. Служебное время сотрудников органов внутренних дел: правовое регулирование, вопросы правоприменения и судебной практики // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55). С. 78-82.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 11.08.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 10.09.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 30.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.