УДК 340
ББК 67.401.31я43
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10317 © А.А. Попова, 2020
Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА (ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ)
Анастасия Александровна Попова,
доцент кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения
деятельности органов внутренних дел
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
(142007, Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы правовой организации функционирования служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации на основе применения должностного регламента (должностной инструкции). Автор детально раскрывает порядок возложения временного исполнения обязанностей на сотрудника органов внутренних дел, разъясняет, в каких исключительных случаях не выплачивается оклад по вышестоящей должности за временное исполнение обязанностей.
Особое внимание обращается на право руководителя в связи со служебной необходимостью без освобождения от основной должности и согласия сотрудника органов внутренних дел, привлекать его к исполнению обязанностей по иной должности, на срок до одного месяца в течение календарного года.
Акцентируется внимание на возможности совмещения обязанностей по равнозначной и нижестоящей должности, аналогичной обязанностям замещаемой сотрудником органов внутренних дел или по иной должности, которой сотрудник органов внутренних дел будет соответствовать по квалификационным требованиям. Поясняются вопросы касающиеся совместительства.
Разъясняется порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к работе в праздничные и выходные дни, ночное время и сверх установленной продолжительности служебного времени. Отмечается особенность служебного времени для сотрудников органов внутренних дел, для которых установлен ненормированный служебный день.
Ключевые слова: правовая организации функционирования служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, должностной регламент (должностная инструкция), временное исполнение обязанностей, совмещение обязанностей, совместительство, праздничные и выходные дни, ночное время, сверхустановленная продолжительности служебного времени, ненормированное служебный день.
LEGAL ORGANIZATION OF THE FUNCTIONING OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE APPLICATION OF OFFICIAL REGULATIONS (OFFICIAL INSTRUCTIONS)
Anastasiya A. Popova,
Associate Professor of the Department of Personnel Support and Personnel Management in the Internal Affairs Bodies
of the Center for Personnel, Psychological, Pedagogical and Medical Support
of the Activities of Internal Affairs Bodies All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
(142007, Domodedovo, mkrn. Aviacionnyy, ul. Pikhtovaya, d. 3)
Abstract. The issues of the legal organization of the functioning of the official activity of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the basis of the application of job regulations (job descriptions) are considered. The author reveals in detail the procedure for imposing temporary execution of duties on an employee of the internal affairs bodies, explains in what exceptional cases the salary for a higher position is not paid for temporary performance of duties.
Particular attention is paid to the right of a leader, in connection with a business need, without dismissal from his main position and the consent of an employee of the internal affairs bodies, to involve him in the performance of duties in another position, for a period of up to one month during a calendar year.
Attention is focused on the possibility of combining duties in an equivalent and lower position, similar to the duties of a person being replaced by an employee of the internal affairs bodies or in another position, which an employee of the internal affairs bodies will meet the qualification requirements. Clarifies the questions concerning combination of jobs.
The procedure for attracting employees of internal affairs bodies on holidays and weekends, at night and in excess of the established duration of office time is explained. The peculiarity of the service time for employees of the internal affairs bodies for whom an irregular working day is established is noted.
Keywords: legal organization of the functioning of the official activity of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation, job regulations (job description), temporary performance of duties, combination of duties, part-time jobs, holidays and weekends, night time, over-established duration of office time, irregular working day.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Попова А.А. Правовая организация функционирования служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации на основе применения должностного регламента (должностной инструкции). Вестник экономической безопасности. 2020;(5):172-6.
Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудников), связана с риском для жизни и направлена на охрану порядка государства, жизни и здоровья граждан, поэтому к сотрудникам предъявляются особые требования.
Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (далее - ФЗ «О службе») установлено, что профессиональная служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), а граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, и сотрудники при заключение контракта обязуются выполнять свои обязанности, исходя из содержания данного локального нормативного правового документа.
Непосредственный руководитель сотрудника, осуществляя правовую организацию функционирования служебной деятельности своего подразделения, разрабатывает на каждого подчиненного индивидуальный должностной регламент (должностную инструкцию), в котором учитывает перечень основных нормативных правовых актов, имеющих отношение к прохождению службы, сведения об особенностях режима служебного времени (например, ненормированный служебный день или возможность привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни), сведения, касающиеся особенностей осуществления профессиональной деятельности сотрудника (например: является членом следующих комиссий; ответственным за; на постоянной основе работает со сведениями составляющими государственную тайну), порядок назначения и освобождения сотруд-
ника от занимаемой должности, непосредственную и прямую подчиненность сотрудника при выполнении им служебных обязанностей, предусматривает права, обязанности и ответственность сотрудника по замещаемой должности, сведения об исполнение сотрудником обязанностей по иной должности в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника (например, отпуск, болезнь, командировка).
Необходимо отметить, что ФЗ «О службе» в статье 31 содержит условия реализации временного исполнения обязанностей, однако на практике возникают вопросы о денежных выплатах, связанных с таким исполнением. Поясним, что для того чтобы временно исполнять обязанности по вышестоящей должности необходимо согласие сотрудника, однако как было сказано выше, если временное исполнение предусмотрено должностным регламент (должностной инструкцией), а данный документ им подписан, что является автоматически его согласием, руководитель может не издавать приказ о временном исполнении по вышестоящей должности, и тогда сотрудник не будет получать на время исполнения им обязанностей оклад по вышестоящей должности. Однако, на законодательном уровне это нигде не предусмотрено, и на практике в некоторых подразделениях руководители проводят приказом своих подчиненных, и они получают оклад по вышестоящей должности, а некоторые нет. На наш взгляд, справедливо, и предельно ясно, указывая временное исполнение обязанностей по вышестоящей должности в должностном регламенте (должностной инструкции) добавлять фразу «оформляется в установленном порядке при издании приказа уполномоченного руководителя».
Учитывая выше изложенное, обратим внимание на исключительный случай, предусмотренный статьей 31 ФЗ «О службе», возложение временного исполнения обязанностей за непосредственного руко-
водителя в период его отсутствия, предусмотренное должностным регламентом (должностной инструкцией) сотрудника, осуществляется без издания приказа уполномоченного руководителя.
Немаловажным моментом, касающимся временного исполнения обязанностей, законодательно закрепленное право уполномоченного руководителя в связи со служебной необходимостью на срок до одного месяца в течение календарного года привлекать сотрудника без освобождения от замещаемой должности и его согласия, по иной должности (т.е. равнозначной или нижестоящей), не предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией). В таком случае сотрудник будет выполнять обязанности по двум должностям и получать только свою ежемесячную заработную плату. Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций, в общих положениях должностного регламента (должностной инструкции) необходимо акцентировать внимание на такую возможность руководителя.
При разработке должностного регламента (должностной инструкции) некоторым сотрудникам в общие положения включают совмещение обязанностей, за выполнение которых общий размер дополнительной выплаты в течение полного календарного месяца не может превышать месячный оклад в соответствии с должностью, которую совмещает данный сотрудник. А если одну должность совмещают двое и более сотрудников, то на них всех общий размер дополнительной выплаты в течение полного календарного месяца не может превышать месячный оклад должности, которую они совмещают. Какую сумму от оклада за совмещаемую должность будет получать сотрудник, определяется приказом руководителя в зависимости от объема и содержания обязанностей.
Существуют определенные условия, которым необходимо соответствовать для того чтобы совмещать обязанности, они предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 25 июня 2012 года № 621, такие как:
- совмещать обязанности можно только по равнозначной или нижестоящей должности, которая
предусматривает такие же обязанности, как и по основной должности сотрудника или если сотрудник соответствует квалификационным требованиям по совмещаемой должности;
- совмещать обязанности не могут руководители и их заместители всех уровней;
- совмещение не допускается по должностям, по которым предусмотрены обязанности содержания, охраны и конвоирования задержанных, подвергнутых аресту или заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
- совмещение не допускается по должностям, по которым предусмотрено проведение уголовно-процессуальных действий, сотрудниками не обладающими полномочиями по проведению таких действий по основной должности;
- совмещение не допускается по должностям, по которым предусмотрено проведение оперативно-разыскных мероприятий, сотрудниками не обладающими полномочиями по проведению таких мероприятий по основной должности.
Обратим внимание, что возможность совмещать обязанности независимо от того учтено это в общих положениях должностного регламента (должностной инструкции) сотрудника или нет, проводится приказом руководителя имеющего право назначения на должность. Изъявить желание совмещать обязанности сотрудник может по собственной инициативе или ему может предложить руководитель, в этом случае необходимо согласие сотрудника.
Кроме временного исполнения и совмещения обязанностей сотрудник может работать по совместительству в сфере педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влияет в сторону ухудшения на выполнения сотрудником обязанностей по основной должности. О работе по совместительству сотрудник обязан уведомить своего непосредственного руководителя.
Еще одним важный момент в правовой организации функционирования служебной деятельности сотрудника - это особенность режима служебного времени, которую при разработке должностного регламента (должностной инструкции) руководители указывают в общих положениях.
Так, есть случаи наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников, в связи с отказом выйти на работу в ночное время суток, ссылаясь на то что приказ о таком выходе издан не был. Поясним, что согласно пункта 275 приказа МВД России «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» от 1 февраля 2018 года № 50 сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта, однако пункт 276 этого же приказа дает право руководителю в случаях не терпящих отлагательств приказать в устной форме сотруднику о привлечении его к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. В свою очередь руководитель в течении двух дней рапортом будет докладывать о принятии такого решение вышестоящему руководству.
Обратим еще раз внимание, что данный исключительный случай касается только выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного или ночного времени.
Для лучшего понимания сотрудниками, какое время входит в ненормированный служебный день, какие часы времени будут считаться сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также какое время относится к ночному, поясним, что ФЗ «О службе» не содержит определения ненормированного служебного дня, однако им определено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации правоотношений, связанными со службой в органах внутренних дел, необходимо применять нормы трудового законодательства.
В статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее -Трудовой кодекс), закреплено понятие ненормированного рабочего дня - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами уста-
новленной для них продолжительности рабочего времени.
Соответственно, ненормированным служебным днем сотрудника считается эпизодическое привлечение его к выполнению служебных обязанностей по решению руководителя сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Понятие «эпизодичность» на законодательном уровне не закреплено, в связи с чем руководитель самостоятельно определяет, как часто он может привлекать сотрудника к выполнению служебных обязанностей один раз в три месяца или раз в месяц, а может и каждые два, три дня. Поэтому очень важно, чтобы такое привлечение не носило системный характер, а было возможно действительно в связи со служебной необходимостью.
Служебный распорядок дня устанавливает продолжительность служебной недели, количество рабочих дней в неделю и выходных. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю.
Поэтому, если у сотрудника нормированный служебный день (нормальная продолжительность служебной недели) издается правовой акт о необходимости его прибытия на службу раньше начала рабочего дня или после его окончания, это будет считаться сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в этом случае будет составляться табель учета служебного времени, для того чтобы потом предоставить сотруднику дополнительное время отдыха или дней отдыха, а также существует возможность присоединения таких дней к отпуску или выплата денежной компенсации.
В таком же случае, как приведен выше не нужно издавать правовой акт и вести табель учета служебного времени для сотрудников, у которых установлен ненормированный служебный день, за который им предоставляется дополнительный отпуск.
Интересным фактом является, что на практике не все сотрудники понимают какое время, входит в установленный для них ненормированный служебный день, уверены, что руководитель имеет право вызывать их на работу в любое время суток. Трудовым кодексом частью второй статьей 96 время с 22 часов до 6 часов считается ночным.
Соответственно ночное время, выходные и праздничные дни не входят в ненормированный служебный день, в него входит эпизодическое привлечение сотрудника в течение служебной недели с 6 утра до 22 часов вечера.
Поэтому, привлекая сотрудника, которому установлен ненормированный служебный день в праздничные, выходные дни, или ночное время, обязательно составляется табель учета служебного времени, исходя из которого в дальнейшем ему будет предоставлено дополнительное время отдыха или дни отдыха, а также существует возможность присоединения таких дней к отпуску или выплата денежной компенсации.
В заключении отметим, что одним из главных моментов организации работы с кадрами в органах внутренних дел - правовое регулирование служебной деятельности, которое включает в себя в том числе и разработку соответствующих нормативных правовых документов, а также дальнейшее их правомочное применение. В число таких документов входят внутренние нормативные правовые акты -
должностные регламенты (должностные инструкции), которые закрепляют требования к каждому сотруднику по должности и регламентируют его деятельность.
Опытные руководители, разрабатывая должностные регламенты (должностные инструкции), не относятся к их содержанию формально, а максимально четко определяют задачи, функции, права и обязанности каждого сотрудника, что способствует наиболее эффективной реализации правовой организации функционирования служебной деятельности.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.
2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 25 июня 2012 года № 621.
4. Приказа МВД России «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» от 1 февраля 2018 года № 50.