ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ УДК 347.4
Актуальные вопросы правосубъектности должностных лиц органов внутренних дел при исполнении должностных обязанностей: на примере служебного (рабочего) времени
Кузнецов Роман Николаевич, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России
e-mail: [email protected]
Поползухина Лариса Андриановна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России
e-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка провести анализ статуса должностных лиц органов внутренних дел вне времени исполнения ими служебных обязанностей, а также осуществить разграничение категорий ненормированного рабочего времени и сверхурочной работы.
Ключевые слова: должностные лица; рабочее время; ненормированное рабочее время; сверхурочная работа.
Topical issues of the legal personality of officials of internal Affairs bodies during performance of official duties: for example, service (working) time
Kuznetsov Roman Nikolaevich, lecturer of the Department of Oivil law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation
Popolzukh^ Larissa Andrianovna, Senior lecturer of the Department of GvM law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation
The article attempts to analyze the status of officials of internal Affairs bodies outside time of the execution of their duties, and also to differentiate the two categories of irregular working hours and overtime.
Key words: officers; working hours; irregular working hours; overtime work.
Немецкий физик Густаф Гирхгоф в 19 в. высказал замечательную мысль о том, что «нет ничего практичнее хорошей теории». В контексте данной цитаты всегда уместен теоретический анализ категории правоотношения, принадлежащей к наиболее часто рассматриваемым в теории права, но при этом не ставшей менее сложной в правоприменительной деятельности.
Рамки данной статьи не позволят рассмотреть все аспекты правоотношения, акцент будет сделан на одном из оснований возникновения, прекращения и изменения правоотношения, а именно правосубъектности. Под последней понимается необходимый
юридический статус участника правоотношения, наличие у него полномочий, должностного статуса и иных требований.
Одним из оснований действительности процессуальных и иных действий сотрудников органов внутренних дел являются вопросы его должностного статуса, правосубъектности в контексте режима его служебного (рабочего) времени.
Много дискуссий вызывает вопрос о статусе сотрудника полиции, традиционно считается, что сотрудник полиции «всегда на посту», поскольку в ст. 12 Феде-
рального закона «О полиции»1 сказано, что сотрудник полиции обязан «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия».
Вытекает ли из данной статьи, что сотрудник полиции обязан независимо от календарного периода, времени суток исполнять свои должностные обязанности? Представим, что сотрудник полиции, в частности ГИБДД, находится в отпуске и в его присутствии происходит административное правонарушение в области нарушения правил дорожного движения. Каковы в этом случае будут его обязанности как сотрудника полиции? Он находится в отпуске, свои непосредственные служебные обязанности не исполняет, в табеле учета рабочего времени имеется соответствующее указание.
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, каким образом оформляется служебная деятельность сотрудника ДПС ГИБДД. Исполнение служебных обязанностей сотрудниками ДПС ГИБДД регламентировано приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»2, а также иными ведомственными нормативными актами.
В соответствии с Приказом МВД России № 185 и иными ведомственными нормативными актами сотрудник ДПС ГИБДД, исполняющий служебные обязанности, должен иметь следующие документы:
1) схему маршрута с указанием аварийных участков;
2) служебное удостоверение;
3) нагрудный знак сотрудника полиции;
4) план-задание на конкретный маршрут;
5) путевой лист на служебное транспортное средство;
6) служебную книжку;
7) удостоверение на пользование СГУ «Сирена» (громкоговоритель), а равно на иные специальные средства, которыми обеспечен наряд ДПС ГИБДД.
Помимо этого перечня документов в органе внутренних дел издается приказ о выходе на службу, содер-
1 Федеральный закон 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2 Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2009. № 122 (далее - Приказ МВД России № 185).
жащий план-задание для привлекаемых сотрудников полиции, перечень специальных средств, применяемых при исполнении служебных обязанностей, и указание, на что в первую очередь обращать внимание сотрудникам ДПС ГИБДД при контроле за безопасностью дорожного движения (например, на использование детских кресел, на водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и т. д.).
При наличии всех этих составляющих действия сотрудника ДПС ГИБДД по привлечению водителя к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения будут законными и обоснованными. Возвращаясь к обозначенному выше вопросу, отметим, что сотрудник полиции, находящийся в отпуске, подобными документами не обладает. Следовательно, существуют ограничения его правосубъектности как должностного лица органов внутренних дел.
Видится, в этих условиях сотрудник полиции, независимо от своей должностной специализации, обязан в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О полиции» незамедлительно среагировать на совершаемое правонарушение и пресечь его. Вопросы же его документирования и совершения иных процессуальных действий должны быть возложены на сотрудников органов внутренних дел, непосредственно в данное время и в данной местности исполняющих свои служебные обязанности.
Рассматриваемый аспект напрямую связан с категорией служебного времени, последняя регламентирована Трудовым кодексом Российской Федерации3, Федерал ьным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4. Закон о службе в ОВД под служебным временем понимает период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени5. Данное определение основано на нормах ТК РФ, который рабочее время трактует как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными закона-
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3 (далее - ТК РФ).
4 Далее - Закон о службе в ОВД.
5 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.
ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени1.
Таким образом, законодательство, как непосредственно трудовое, так и ведомственное системы МВД России, под служебным (рабочим) временем подразумевает именно период времени, в течение которого должны исполняться служебные обязанности. Причем они должны исполняться в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Данные правила регламентированы ст. 189 ТК РФ, под ними понимается локальный нормативный акт, устанавливающий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Следует акцентировать внимание на том, что данные правила определяют режим работы должностных лиц. Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел, в свою очередь, устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Следовательно, время начала работы, время отдыха и время окончания работы четко регламентированы правилами внутреннего трудового распорядка.
Под временем отдыха Закон о службе в ОВД понимает время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей; оно включает в себя перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.
В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Сотрудник оперативного подразделения полиции прибыл в утренние часы на свое рабочее место, в течение всего рабочего дня добросовестно исполнял свои непосредственные служебные обязанности. По истечении служебного времени остался на своем рабочем месте и продолжил исполнять свои служебные обязанности, покинул рабочее место после 3 часов ночи, на следующий день прибыл на рабочее место после обеда, причем прибытие на следующий день после обеда не было согласовано с руководством. Вопрос: будет ли прогул в действиях сотрудника полиции? Ответ: очевидно, будет. Поскольку в соответствии с трудовым законодательством сотрудник должен прибыть на рабочее место с началом служебного (рабочего) времени. В случае, если будет зафиксировано его отсутствие на рабочем месте, то это будет являться законным основанием для его увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Обозначенная проблема достаточно актуальна, поскольку вопросы переработки в системе органов внутренних дел носят систематический характер, редкий сотрудник может позволить себе покинуть рабочее
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.
место в точном соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Каковы в данном случае будут правовые последствия?
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел, по общему правилу, не может превышать 40 часов в неделю. В случае необходимости сотрудник может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие дни на основании правового акта Министра внутренних дел РФ, территориального органа МВД России, образовательной, научной организации системы МВД России, а также правового акта руководителя структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности2. Данный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель, привлекший сотрудника в нарушение указанного правила, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
В образовательной организации системы МВД России это будет исключительно начальник данной организации и никакое иное должностное лицо. В вышеупомянутом Приказе МВД России № 961 отмечено, что издавать правовой акт может руководитель структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющий право назначения сотрудников на должности. Например, на территории города Екатеринбурга дислоцировано пятнадцать отделов полиции, которые не являются самостоятельными юридическими лицами, следовательно, их начальники не имеют права назначения сотрудников на должности. Такое право имеется лишь у начальника Управления МВД России по городу Екатеринбургу, являющегося юридическим лицом. Таким образом, в Екатеринбурге привлекать к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени имеет право начальник Управления МВД России по городу Екатеринбургу, а непосредственно начальники отделов полиции этого права не имеют. Более того, принятие данного правового акта также четко регламентировано3.
Однако весьма широкий круг должностных лиц в системе органов внутренних дел работают в режиме ненормированного рабочего времени. Зачастую дан-
2 Приказ МВД России от 19 октября 2012 г. № 961 «Об утверждении порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха» // Российская газета. 2012. № 292 (далее - Приказ МВД России № 961).
3 Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» // СПС «Консультант Плюс»; Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3060.
ный режим понимается как возможность, а порой и долженствование исполнять служебные обязанности сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный режим является недостаточно проработанным в законодательстве, что позволяет широко его интерпретировать в правоприменительной практике1.
Согласно ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Ключевыми положениями здесь являются «распоряжение работодателя» и определение «эпизодически», т. е. это не должно быть в системе. Вместе с тем распространена практика, когда в органах внутренних дел регулярно проводятся совещания после 18 часов.
Пункт 11 Приказа МВД России № 961 подчеркивает, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Однако этот же приказ четко прописывает основания и процедуру данного решения о привлечении. Это возможно лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и может быть принято и доведено до сотрудника его прямым руководителем в устной форме, в т. ч. и в ночное время. Далее руководитель, принявший подобное решение, обязан в течение двух рабочих дней доложить о таком привлечении рапортом вышестоящему руководителю, имеющему право назначать сотрудников на должность. На примере отделов полиции города Екатеринбурга такой рапорт подается начальнику Управления МВД России по городу Екатеринбургу в случае привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени решением начальника одного из отделов полиции.
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени обязательно составляются табели учета служебного времени. Правомерность переработки, отраженной в табеле, подтверждается на основании выписок из правового акта либо его копии, рапорта с
1 См., например: Смородинов М., Корягина Е., Алексеева А. Комментарии к статье «Ненормированный рабочий день: на что могут рассчитывать работники?» Анны Савельевой, юрисконсульта // Трудовое право. 2013. № 2. С. 113-119; Давыдов А., Мачянските Л. Ненормированный рабочий день: основания и практика применения // Трудовое право. 2012. № 10. С. 21-34; Болгерт Д. Ненормированный рабочий день или сверхурочная работа? // Трудовое право. 2012. № 10. С. 47-57.
резолюцией руководителя (начальника) органа, организации подразделения МВД России2.
В различных подразделениях системы МВД России могут предусматриваться особенности учета рабочего времени. Так, в подразделениях ГИБДД рабочее время при несении службы определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы). Время инструктажей, боевой, служебной, правовой и физической подготовки, служебных совещаний, учебных занятий включается в график работы как рабочее время.
Следует разграничивать переработки на два случая: первый - для сверхурочной работы, второй - для работ в условиях ненормированного рабочего времени. У каждого случая свой правовой режим, это нашло отражение и в позиции Федеральной службы по труду и занятости3.
Согласно п. 11 Приказа МВД России № 961 установление ненормированного рабочего времени, за которое не предусмотрена компенсация в виде отдыха, возможно исключительно эпизодически.
За привлечение к сверхурочной работе предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Таким образом, мотивировать постоянную переработку сотрудников органов внутренних дел режимом ненормированного рабочего времени необоснованно.
Обозначенный вопрос не является праздным, он поднимает иные, не менее сложные и дискуссионные проблемы. Например, как оценивать легитимность оформленного процессуального и иного документа, осуществленного следственного или оперативно-разыскного мероприятия за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должностного лица
2 Валова С. Порядок привлечения сотрудников ОВД к службе в ночное время, выходные, праздничные дни // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 2. С. 70-77.
3 Письмо Роструда от 7 июня 2008 г. № 1316-6-1 «О порядке привлечения работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни» // Официальные документы (приложение к «Учет. Налоги. Право»). 2008. № 27.
органов внутренних дел, будь то по окончании времени работы согласно внутреннему трудовому распорядку или в выходной и праздничный день? Формат данной статьи не позволяет осуществить анализ этого спектра вопросов, они заслуживают отдельного исследования.
Список литературы
1. Болгерт Д. Ненормированный рабочий день или сверхурочная работа? / Д. Болгерт // Трудовое право. -2012. - № 10. - С. 47-57.
2. Валова С. Порядок привлечения сотрудников ОВД к службе в ночное время, выходные, праздничные
дни / С. Валова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. -№ 2. - С. 70-77.
3. Давыдов А. Ненормированный рабочий день: основания и практика применения / А. Давыдов, Л. Ма-чянските // Трудовое право. - 2012. - № 10. - С. 21-34.
4. Смородинов М. Комментарии к статье «Ненормированный рабочий день: на что могут рассчитывать работники?» Анны Савельевой, юрисконсульта / М. Смородинов, Е. Корягина, А. Алексеева // Трудовое право. - 2013. - № 2. - С. 113-119.