Научная статья на тему 'Особенности правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации'

Особенности правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2004
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ПРАВА / RIGHTS / ОБЯЗАННОСТИ / DUTIES / ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ / OFFICIAL REGULATIONS / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTERESTS / ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ / RESTRICTIONS AND BAN / ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ОЦЕНКИ / PUBLIC STATEMENTS AND ESTIMATES / FUNCTIONAL AUDIT CHECK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хадисов Г. Х.

Рассматриваются актуальные вопросы правового статуса сотрудника органов внутренних дел и его самостоятельной разновидности сотрудника полиции; разъясняются особенности их служебных прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хадисов Г. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal status of the employee of law-enforcement bodies of the Russian Federation

In article topical issues of legal status of the employee of law-enforcement bodies, and his independent version, the police officer are considered, features of their office rights and duties are explained.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

лога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;

12) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной от-

ветственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Х. ХАДИСОВ

заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы правового статуса сотрудника органов внутренних дел и его самостоятельной разновидности — сотрудника полиции; разъясняются особенности их служебных прав и обязанностей.

Ключевые слова: правовой статус, права, обязанности, должностной регламент, нормативные правовые акты, конфликт интересов, ограничения и запреты, публичные высказывания и оценки.

FEATURES OF LEGAL STATUS OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

G.H. HADISOV

the deputy chief of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia,

the candidate of jurisprudence

Annotation. In article topical issues of legal status of the employee of law-enforcement bodies, and his independent version, the police officer are considered, features of their office rights and duties are explained.

Keywords: legal status, rights, duties, official regulations, functional audit check, regulations, conflict of interests, restrictions and ban, public statements and estimates.

Чем больше объем провозглашенных и законодательно закрепленных за сотрудником органов внутренних дел прав и свобод, чем полнее они гарантированы государством, а также чем совершен-

нее механизм исполнения сотрудником органов внутренних дел своих обязанностей, тем выше и его статус. Поэтому статус должен рассматриваться как допустимые и необходимые возможности

сотрудника органов внутренних дел, не просто как личности, а как представителя власти. Ведь именно статус представителя власти реализуется сотрудником органов внутренних дел при выполнении возложенных законодательством служебных обязанностей, связанных с предъявлением требований или принятием решений, обязательных для исполнения физическими лицами, юридическими лицами и иными организациями. Указанный статус предопределяет повышенное требование, предъявляемое к сотрудникам органов внутренних дел, что, в свою очередь, обуславливает возможность и необходимость предоставления государством и реализации самими сотрудниками определенных прав и свобод, необходимых для их эффективного исполнения.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, сотрудникам органов внутренних, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлены права и возложены обязанности.

Некоторые служебные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел, и его самостоятельной разновидности, сотрудника полиции следует разъяснить.

1. Право на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № Э42-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные акты Российской Федерации» — далее Закон о службе). Время на ознакомление сотрудника с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещающей должности, нормативно ничем не ограничено.

Отсутствие в должностном регламенте (должностной инструкции) критериев эффективности (критериев качества) исполнения служебных обязанностей лишает представителя нанимателя возможности в будущем предъявлять к сотруднику ор-

ганов внутренних дел претензии по поводу ненадлежащего исполнения им служебных обязанностей. В данной ситуации суд всегда будет на стороне сотрудника.

Отсутствие в должностном регламенте (должностной инструкции) показателей результативности (количественных критериев) лишает представителя нанимателя возможности предъявлять к сотруднику претензии по поводу недостаточности результатов его служебной деятельности.

2. Регламентируя право на отдых сотрудника (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о службе), законодатель не урегулировал один из значимых для организации служебной деятельности вопросов: обязан ли сотрудник при обычном режиме службы, в свободное от службы время находиться в режиме постоянной связи с органом, учреждением или организацией, в котором он проходит службу.

3. Реализуя право на ознакомление с материалами своего личного дела (п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о службе) сотрудник органов внутренних дел должен учесть, что оно предоставлено только сотрудникам полиции. Сотрудники юстиции и внутренней службы таким правом по неизвестным причинам не обладают.

4. Говоря об обязанностях, в первую очередь, речь пойдет об обязанности знать и соблюдать нормативные правовые акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о службе). В настоящее время есть официальное определение понятия «нормативный правовой акт», сформулированное в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-П ГД. В частности, нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Соблюдению и исполнению подлежат только те нормативные правовые акты, которые обладают юридической, т.е. обязательной силой. Указанной силой они будут обладать лишь тогда, когда соблюдаются все официальные требования к подготовке,

содержанию, форме, согласованию, принятию, государственной регистрации, официальному опубликованию и вступлению в законную силу. Несоблюдение хотя бы одного из названных требований, влечет отсутствие юридической, т.е. обязательной силы документа. Иными словами, его юридическую недействительность, ничтожность. Соблюдение и исполнение подобных документов, в том числе и ведомственных, является грубым нарушением принципа законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Например, из-за несоблюдения установленной формы, нормативно ничтожными документами являются часто встречающиеся письма, указания, рекомендации, директивы, телеграммы, телефонограммы и прочие проявления нормативной несостоятельности.

5. Обязывая сотрудника сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о службе), законодатель не предусмотрел формы, а главное — срока такого сообщения. Данное обстоятельство значительно затрудняет привлечение сотрудника к юридической ответственности за неисполнение указанной обязанности. Аналогичная ситуация сложилась и с обязанностью сотрудника уведомлять непосредственно руководителя (начальника), органы прокуратуры России или другие государственные органы (неизвестно какие), о каждом случае обращение к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

6. В дополнение к изложенному следует отметить, что законодатель обязывает, в частности, сотрудника полиции, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений или административных правонарушений (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). В то же время, законодатель не предусмотрел для сотрудника полиции обязанности оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от противоправных действий, не относящихся к преступлению или административному правонарушению. Например, от противоправных действий 13-тилетнего лица.

7. Кроме того, законодатель предусматривает требования к служебному поведению сотрудника

ОВД, а также ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции.

Требуя от сотрудника ОВД не допускать публичные высказывания и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе), законодатель в то же время не запрещает допускать высказывание в отношении государственных органов, находясь с кем-то один на один без ограничения количества подобных ситуаций. Кроме этого, законодатель не запрещает сотруднику органов внутренних дел допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении государственных учреждений или государственных предприятий.

8. Разъясняя официальную недопустимость близкого родства или свойства в служебных отношениях, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного сотрудника ОВД другому (п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона о полиции) целесообразно обратить внимание на то, что закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак только лишь формально, а фактически все существовавшие ранее супружеские отношения продолжают.

Литература

1. Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», СЗ РФ, 2 июня 2003 г., № 22, ст. 2063.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные акты Российской Федерации», СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

6. Постановление ГД ФС РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». СЗ РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.