А.Н. Щеголева,
кандидат юридических наук, доцент
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
VICTIMOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF LAW-ENFORCEMENT OFFICIALS
В статье рассматриваются особенности виктимности сотрудников органов внутренних дел, связанные с порядком и условиями прохождения службы. Предложены меры по блокированию и нейтрализации соответствующих виктимогенных факторов.
In to become the features of a viktimnost of law-enforcement officials connected with order and conditions service career. Measures for blocking and neutralization of the viktimological factors.
Сотрудники ОВД традиционно являются важным звеном в системе уголовной юстиции, блюстителями законов, субъектами предупреждения преступлений. Широкие полномочия и различные компетенции в правоохранительной сфере, близость к населению, постоянное и интенсивное общение с лицами, тем или иным образом связанными с преступлениями или правонарушениями, семейными дебоширами, трудными подростками делают их уязвимыми от различного рода посягательств. Приходя первыми на помощь потерпевшим от преступлений, они нередко сами оказываются в роли жертв. По результатам проведенного нами опроса, в отношении почти половины респондентов — сотрудников ОВД (46%) имели место насильственные посягательства или угрозы ими, среди которых угрозы причинением вреда здоровью (64%), убийством (16%), причинением вреда здоровью близких (11%).
Множество причин объективного и субъективного характера, в том числе и неоцененность
виктимологических аспектов службы, обусловливают неоправданные потери среди личного состава. Следует констатировать, что органы, созданные государством для защиты населения, нередко сами нуждаются в профессиональной вик-тимологической помощи.
В настоящее время ни общество, ни государство не признают проблему статусно -ролевой уязвимости сотрудников ОВД и обеспечения их безопасности глобальной и требующей немедленного реагирования. Однако, учитывая, что одним из направлений современного реформирования системы МВД является изменение статуса сотрудника ОВД в обществе и отношения общества к особенностям службы в ОВД, следует акцентировать внимание на их групповой виктимности (уязвимости), которая долгие годы не была объектом самостоятельных исследований.
Полагаем, что виктимность зависит от субъективных и объективных предрасположений и со-
стоит в комплексе относительно стабильных типичных свойств личности (психологических, социальных, биофизиологических) [1—5]. Она является не только источником процесса виктими-зации, но и катализатором процесса криминализации. В связи с этим знание ее причин имеет значение при оценке предпреступной и преступной ситуации, в которой участвует сотрудник ОВД.
Профессиональная уязвимость сотрудников ОВД обусловлена задачами ОВД, особенностями правоохранительной деятельности по решению поставленных задач, служебным долгом, значимостью службы для общества, общественной опасностью посягательств на сотрудников ОВД.
Защита основ конституционного строя и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, жизни, здоровья, интересов и прав граждан Российской Федерации и иных лиц, оказание помощи каждому нуждающемуся в защите от преступных посягательств, противодействие преступности, охрана собственности, содействие органам государственной власти, муниципальным органам, общественным объединениям и иным организациям при обеспечении безопасности государства определяют особые черты правоохранительной деятельности.
Служба в органах внутренних дел представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов внутренних дел, по реализации задач и функций, которые стоят перед Министерством внутренних дел Российской Федерации и регламентируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. .№342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 г. №1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. №1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». К характерным особенностям правоохранительной службы относятся сфера реализации правовых отношений, строгая правовая регламентация, разнообразие выполняемых функций (воспитательных, удостоверительных, коммуникативных, организаторских и др.), наличие властных полномочий, постоянная ответственность за принятые решения, ограниченность информационных ресурсов для принятия решений, широкий круг
профессионального общения и высокая эмоциональность труда [6].
Только строго регламентированная законодательством деятельность может быть формой осуществляемого органами внутренних дел правоприменения. А несоблюдение правовых норм позволяет негативным последствиям выйти за пределы правового поля [7]. Любая ошибка при выполнении поставленных задач нарушает права, свободы и законные интересы членов общества. Поэтому абсолютно все правоприменительные и административно-распорядительные решения сотрудников ОВД должны быть мотивированными, законными и обоснованными, а применяемые меры, в том числе и принуждения, должны соответствовать закону. Обоснованными решения являются лишь тогда, когда для их принятия было достаточно законных фактических оснований.
Самостоятельность принимаемого решения при учете строгой иерархии военизированной структуры, наличия четкого и прямого подчинения руководству накладывает большую ответственность. Кроме того, сотрудник ОВД, представляя государство, несет ответственность не только за правомерный характер своей деятельности, но и за соблюдение законности гражданами.
Общественная опасность насильственных преступных посягательств на представителей правоохранительных органов обусловлена воспрепятствованием успешному решению задач, поставленных перед российскими органами власти, и выражается в грубом попирании прав и свобод граждан, прежде всего конституционного права на неприкосновенность личности, подрыве идеи социальной справедливости, идеи равенства всех перед законом и судом[8]. За посягательства, совершаемые в отношении сотрудников ОВД, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. ст. 294—296, 317—319 УК. Эти деяния нарушают установленный в стране порядок управления и снижают авторитет не только одного ведомства, но и всего государственного аппарата. Более того, виктимность сотрудника ОВД из потенциальной может трансформироваться в реальную и вне зависимости от его поведения, только лишь благодаря принадлежности к определенной социальной группе.
В связи с этим одним из важнейших направлений оптимизации деятельности правоохранительного аппарата должно стать выявление и устранение факторов виктимности, обусловленных статусно-ролевыми особенностями службы.
К числу таких факторов относятся:
1. Нормативно-правовое закрепление основ и статуса службы в ОВД.
Сотрудники ОВД, будучи гражданами Российской Федерации, обладают общим и индивидуальным правовым статусом на территории государства, т.е. всеми правами и свободами, а также обязанностями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Они имеют право на выбор рода деятельности и профессии, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения, на управление делами государства и другие основные права и свободы. Наряду с этим они обязаны платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и выполнять ряд других конституционных обязанностей [9].
Специальный статус основан на выполнении должностных обязанностей. В соответствии со структурой органов власти, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов внутренних дел. Ее сотрудники обладают специальным правовым статусом государственного служащего, закрепленным Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и конкретизированным главой 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и главой 6 Федерального закона «О полиции».
Исходя из положений ФЗ «О полиции», можно заключить, что «полиция — составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [10]. Определение представителя власти закреплено в примечании к ст. 318 УК РФ, под ним понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Специальные полномочия сотрудника зависят от особенностей занимаемой должности и вида подразделения (службы). Они выступают
формой реализации прав и обязанностей и закрепляются в должностном регламенте (должностных инструкциях).
Четкая регламентация правового статуса сотрудника не позволяет толковать по собственному усмотрению предписания закона. Это относится к выполнению независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязанностей по пресечению преступления или административного правонарушения, задержанию правонарушителя, устранению, нейтрализации либо блокированию вредных последствий общественно опасного деяния либо несчастного случая (ст. 27 ФЗ «О полиции»). В первую очередь это относится к:
1) оказанию первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) спасению гражданина;
3) предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия.
Одним из значимых элементов правового положения сотрудника полиции являются ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел. Их перечень дан в ст. 29 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Не менее важным звеном правового статуса сотрудника ОВД являются правовые гарантии его защиты, закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе «О полиции», Федеральном законе от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, где определены стимулирующие механизмы, обеспечивающие беспристрастное и инициативное исполнение сотрудниками полиции возложенных на них обязанностей.
Так, законодатель гарантирует сотруднику ОВД нахождение под защитой государства как представителя власти, недопустимость вмешательства в его законную деятельность, обязательность исполнения законных требований сотрудника, государственную защиту жизни и здоровья, чести и достоинства самого сотрудника и его близких. Учитывая особенности службы, необходимость постоянного участия в разрешении различного рода конфликтов, на сотрудника полиции в полной мере распространяются также правовые гарантии, установленные Уголовным кодексом РФ для лиц, выполняющих социально полезные и социально одобряемые деяния, хотя формально и подпадающие под признаки состава преступления (положения главы 8 УК РФ о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения).
Вместе с тем уголовный закон закрепляет в качестве отягчающего обстоятельства «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (пункт «о» ч. 1 ст. 63) и «неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа» (статья 286). Такой акцент свидетельствует о некотором ущемлении правового положения сотрудников ОВД [11—13].
Об уязвимости их правового положения свидетельствует и отмена ранее действовавшего постановления Пленума Верховного Суда от 24 сентября 1991 г. №3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка». Оно детализировало круг потенциальных жертв, раскрывало вопросы уголовно-правовой квалификации и определяло значимость для государства защиты лиц, выполняющих обязанности в правоохранительной сфере. Необходимость принятия этого нормативного правового акта подтверждает положительная динамика выявленных фактов посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа и применения насилия в отношении представителя власти (ст. ст. 317 УК и 318 УК). За период с 2011 по 2015 год ежегодный рост рассматриваемых преступлений составлял в среднем 6%.
Закрепление социально-ролевого статуса потенциального потерпевшего (сотрудника ОВД) влияет на возможность защиты своих и государственных интересов. Уверенность в защите профессионального статуса и личных прав отразится
на психологическом состоянии и позволит эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности по защите интересов государства, правоохранительной службы, общества, не акцентируя внимание на собственных интересах. Крепкое и надежное правовое положение, уверенность в завтрашнем дне обязывают добросовестно выполнять служебный долг. В формировании убежденности во всесторонней защите своих прав важную роль играет субъективное восприятие. Так, оценивая уровень своей защищенности от противоправных посягательств по пятибальной шкале, считают, что защищены на 5 баллов, 1% сотрудников ОВД, на 4 балла — 7%, на 3 балла — 42%, на 2 балла — 22%, на 1 балл — 1%, 11% респондентов считают, что никак не защищены.
Нивелирование правового статуса (76% опрошенных нами респондентов полагают, что население недооценивает значимость их службы) может привести к неверию общества в желание и возможности ОВД защищать его, к апатии и безынициативности со стороны правоохранительных органов. Кроме того, закрепление социального статуса сотрудника влияет на уголовно-правовое регулирование поведения посягателя и на оценку степени его виновности и опасности.
2. Сужение объема социальных гарантий, расширение круга обязанностей. К числу источников виктимности объективного характера следует отнести непосредственную организацию деятельности подразделений ОВД. Это общий стиль руководства, компетентность и профессионализм руководителей, организация профессиональной подготовки, кадровые, социально-бытовые и иные вопросы.
Современная кадровая политика МВД основана на приоритете социального партнерства государства в лице ОВД и человека, социальном наполнении деятельности ОВД, а не на приоритете государственного принуждения. Сотрудник (человеческий фактор) является главным ресурсом ОВД и от того, насколько выверена будет стратегия министерства по формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников, зависит профессионализм в выполнении поставленных задач. Реформирование системы МВД сократило кадровый аппарат, обладающий профессиональным и жизненным опытом. Произошло омоложение, в том числе руководящего состава, которое пока не привело к ожидаемым результатам. В связи с этим следует уделить большое внимание кадровой политике, которая включает в себя подбор, адаптацию, оценку, расстановку, обучение и развитие персонала [14,15].
Государство и общество нуждаются в специалистах, способных служить в ОВД в сложных, постоянно меняющихся условиях. Качество отбора сотрудников руководство МВД России, равно как и население в целом (55%), оценивают как действенное средство укрепления общественного порядка и усиления борьбы с преступностью [16]. Приказ МВД России от 18 июля 2014 №595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», утвердивший «Инструкцию о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. №1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» закрепляют в качестве главных критериев пригодности кандидата морально-этические категории — способность выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД добросовестно и на высоком профессиональном уровне. Федеральный закон «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» говорит о личных и деловых качествах, позволяющих выполнять возложенные на сотрудника обязанности. Однако недостаточная определенность требований к деловым и моральным качествам обязывает участвовать в отборе кандидатов кадровые аппараты и непосредственных руководителей подразделений.
Руководитель должен не только оценивать профессиональные качества, но и определять ценностные ориентации в коллективе, поддерживать позитивные традиции, вникать в жизненные обстоятельства подчиненных (семейную обстановку, материальное положение и т.д.). Такой стиль руководства не только является показателем профессионализма и компетентности начальника, но и определяет ориентир молодежи для подражания, вселяет уверенность, позволяет рисковать при принятии решений. Благодаря такту, вдумчивости, умению сплотить личный состав формируются сплоченность и взаимоподдержка в коллективе. В условиях ежечасного противостояния с правонарушителями они необходимы не только для обеспечения психологического комфорта, но и для оптимизации профессиональной деятельности. На правильную расстановку акцентов указывают 83% опрошенных нами сотрудников, говоря о доброжелательных отношениях с коллегами. Однако 5% респондентов указали на неприязненные и безразличные отношения в кол-
лективе, которые недопустимы, когда профессиональная деятельность связана с моральными, психологическими и физическими перегрузками, конфликтными и провоцирующими ситуациями, использованием оружия.
3. Такие значимые аспекты прохождения службы, как ненормированность труда, четкая правовая регламентация и необходимость принятия нетривиальных решений, процессуальная самостоятельность и вместе с тем подчиненность. Ежедневно сотруднику ОВД приходится оценивать поведение людей с позиций разных нормативных правовых актов, в том числе как правонарушение или преступление, и квалификация содеянного зависит от личности того, кто применяет закон на практике, в отношении кого применяется закон, и осознания последствий его применения. Применение закона требует не только осмысления его социально-правовой сущности, но и личной интерпретации его сотрудником, особенно в затруднительных и неоднозначных ситуациях, когда норма не может быть применена механически. В большинстве случаев сотрудник действует по собственному усмотрению, на основании профессиональных знаний и личного опыта. На практике это неизбежно приводит к субъективизму.
Находясь в конфликтной ситуации, сотрудник ОВД, выполняющий обязанности по охране общественных интересов, является носителем не только профессиональных интересов, но и личностных, нравственно-психологических. Поэтому в острой и чрезвычайной ситуации, при высокой эмоциональной напряженности, физических и психических перегрузках, характерных для правоохранительной деятельности, сотрудник может допускать организационные, тактические, психологические и иные профессиональные ошибки, которые подвергаются строгой критике и могут выступать поводом как для недовольства, так и посягательств. Причем реализация потенциальной виктимности не зависит от характера поведения сотрудника (рискованное, неосмотрительное, правомерное и т.д.), она связана с уровнем профессионализма в его действиях. Высокая интенсивность и напряженность труда, большой объем ведомственных нормативных актов, не оставляющих времени на «живую» творческую работу, стоят в ряду объективных причин, усложняющих работу подразделений ОВД.
Примечательно, что, по данным проведенного нами опроса, главной трудностью, которую испытывают сотрудники, является отсутствие возможности нормально отдыхать (75%). Следует отметить,
что это не только личная проблема сотрудника. Полноценный отдых, смена обстановки, отвлечение от профессиональных проблем дают возможность переосмыслить свои профессиональные качества, оценить успехи и промахи, сделать выводы. Каждый руководитель, заинтересованный в эффективном решении поставленных задач, не должен быть безразличен к качеству отдыха подчиненных, решению иных социально-бытовых проблем.
4. Высокая коммуникативная активность. Сотруднику ОВД приходится контактировать с большим количеством людей, разных по характеру, запросам и потребностям, уровню образования, культуры, стилю восприятия и общения, состояния здоровья и иных качеств. Устанавливать и поддерживать множество контактов эмоционально трудно. Во-первых, для получения информации, необходимой для выявления и раскрытия преступлений, сотруднику недостаточно внимательно выслушать собеседника — ему нужно постараться понять внутренний мир оппонента, стать немного похожим на своего собеседника. Во-вторых, спонтанность общения сама по себе выступает стрессогенным фактором. В-третьих, социально-ролевые особенности службы обусловлены необходимостью постоянного общения с правонарушителями и преступниками, а также лицами, которые в разных формах противопоставляют себя интересам государства и общества. Служебный долг объективно требует инициативных действий антикриминогенного характера по защите прав и законных интересов граждан от потенциальных угроз, но низкий уровень правовой культуры и правового сознания населения порождает недовольство законными действиями сотрудника. Такая ситуация определяет повышенную вик-тимность в отношении посягательств криминального характера. В-четвертых, если речь идет об убеждении в необходимости правомерного или социально-значимого поведения лиц с криминогенными характеристиками, то контролировать свое эмоциональное состояние, оценивать угрозы и прогнозировать возможное посягательство одновременно становится чрезвычайно сложно. В-пятых, в конфликтных ситуациях вне зависимости от поведения задержанных (подозреваемых) любой поступок сотрудника общественность пристально рассматривает и оценивает. А низкий уровень правосознания и юридической компетентности населения отражается, как правило, в негативной оценке деятельности ОВД. Несоответствие обществен-
ной морали и нравственности требованиям закона делает сотрудника «виноватым» в добросовестном исполнении правовых предписаний и принятии законного и обоснованного решения.
Таким образом, если опираться на понятие вик-тимности как регулируемого свойства личности, то при наличии соответствующих знаний каждый сотрудник полиции должен вести самопрофилактику по снижению ее уровня. Речь идет о приоритете личностного фактора в формировании морально-волевых и интеллектуальных качеств сотрудника ОВД путем развития принципиальности, мужественности, критичности, самокритичности, решительности, организованности [17]. Только так мы придем к доверию ОВД со стороны населения и реализуем положения ст. 9 Федерального закона «О полиции», закрепляющей общественное мнение в качестве одного из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология.
— Москва, 2000. — 331 с.
2. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. — Душанбе : Ирфон, 1977. — 240 с.
3. Коновалов В. П. Виктимность и ее профилактика // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. — Иркутск : Иркут. ун-т, 1982. — 170 с.
4. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. — Иркутск : Иркут. ун-т, 1994. — 136 с.
5. Полубинский В. И. Фундаментальные и прикладные начала криминальной виктимологии.
— М., 2010. — 226 с.
6. Дубнякова А. И. Современные исследования мотивации сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах — 2007. — № 2. — С. 19. — С. 19.
7. Сафонов А. Ю. Основные элементы обеспечения законности в административной деятельности полиции // Современное право. — 2015. — № 1.
8. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. — Москва, 2007. — С. 80—94.
9. Правовое положение полиции МВД России : учебник / под ред. Ф. П. Васильева. — Москва, 2014.
10. Дубровин А. К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. — 2011. — № 12. — С. 61—62.
11. Скобликов П. Служба в органах внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание // Уголовное право. — 2010. — № 6. — С. 46—49.
12. Наумов А. В. Ужесточение ответственности сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право. — 2010. — № 6. — С. 50.
13. Уголовное право России. Особенная часть : учебник / А. А. Анисимов [и др.] ; под ред. Р. Б. Иванченко. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2015. — С. 587—590.
14. Егоршин А. П. Управление персоналом.
— Н. Новгород, 2001. — С. 20.
15. Кравцов И. А. О некоторых требованиях к сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России как мере противодействия хищениям чужого имущества, совершенным с использованием служебного положения // Актуальные проблемы противодействия экономической преступности : сборник материалов всероссийского семинара. — Воронеж, 2014. — С. 74.
16. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал : популярно-правовой альманах МВД России. — 2013. — № 1. — С. 25—31.
17. Щеголева А. Н. Возможности виктимологи-ческой теории в предупреждении посягательств на интересы сотрудников ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сборник материалов международной научно-практической конференции (Воронеж, 10 июня 2015 г.). Часть I . — Воронеж, 2015. — С. 151—153.
REFERENCES
1. Rivman D. V., Ustinov V. S. Viktimologiya. — Moskva, 2000. — 331 c.
2. Frank L. V. Poterpevshie ot prestupleniya i problemyi sovetskoy viktimologii. — Dushanbe : Ir-fon, 1977. — 240 s.
3. Konovalov V. P. Viktimnost i ee profilaktika // Viktimologicheskie problemyi borbyi s prestupnostyu.
— Irkutsk : Irkut. un-t, 1982. — 170 s.
4. Ryibalskaya V. Ya. Problemyi borbyi s prestupnostyu nesovershennoletnih. — Irkutsk : Ir-kut. un-t, 1994. — 136 s.
5. Polubinskiy V. I. Fundamentalnyie i prikladnyie nachala kriminalnoy viktimologii. — M., 2010. — 226 s.
6. Dubnyakova A. I. Sovremennyie issledo-vaniya motivatsii sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitelnyih organah — 2007. — № 2. — S. 19. — S. 19.
7. Safonov A. Yu. Osnovnyie elementyi obespech-eniya zakonnosti v administrativnoy deyatelnosti politsii // Sovremennoe pravo. — 2015. — № 1.
8. Ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristika posyagatelstva na zhizn sotrudnika pravoohranitelnogo organa. — Moskva, 2007. — S. 80—94.
9. Pravovoe polozhenie politsii MVD Rossii : uchebnik / pod red. F. P. Vasileva. — Moskva, 2014.
10. Dubrovin A. K. Pravovoy status sotrudnika politsii: teoretiko-pravovoy aspekt // Rossiyskaya yustitsiya. — 2011. — № 12. — S. 61—62.
11. Skoblikov P. Sluzhba v organah vnutrennih del kak obstoyatelstvo, otyagchayuschee nakazanie // Ugolovnoe pravo. — 2010. — № 6. — S. 46—49.
12. Naumov A. V. Uzhestochenie otvetstvennosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Ugolovnoe pravo. — 2010. — № 6. — S. 50.
13. Ugolovnoe pravo Rossii. Osobennaya chast : uchebnik / A. A. Anisimov [i dr.] ; pod red. R. B. Ivanchenko. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2015. — S. 587—590.
14. Egorshin A. P. Upravlenie personalom. — N. Novgorod, 2001. — S. 20.
15. Kravtsov I. A. O nekotoryih trebovaniyah k sotrudnikam podrazdeleniy ekonomicheskoy bezopas-nosti i protivodeystviya korruptsii MVD Rossii kak mere protivodeystviya hischeniyam chuzhogo imusch-estva, sovershennyim s ispolzovaniem sluzhebnogo polozheniya // Aktualnyie problemyi protivodeystviya ekonomicheskoy prestupnosti : sbornik materialov vse-rossiyskogo seminara. — Voronezh, 2014. — S. 74.
16. Rezultatyi issledovaniya obschestvennogo mneniya ob urovne bezopasnosti lichnosti i deyatelnosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Fed-eratsii // Professional : populyarno-pravovoy almanah MVD Rossii. — 2013. — № 1. — S. 25—31.
17. Schegoleva A. N. Vozmozhnosti viktimolog-icheskoy teorii v preduprezhdenii posyagatelstv na in-teresyi sotrudnikov OVD // Obschestvennaya bezopas-nost, zakonnost i pravoporyadok v III tyisyacheletii : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii (Voronezh, 10 iyunya 2015 g.). Chast I . — Voronezh, 2015. — S. 151—153.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Щеголева Анна Николаевна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-32.
Schegoleva Anna Nikolaevna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law Sciences, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-32.
Ключевые слова: жертва; виктимность; виктимологическая профилактика; сотрудники органов внутренних дел.
Key words: victim; victimization; victimological prevention; law-enforcement officials.
УДК 343.85