Виктимология 3(5) / 2015, стр. 18-23
343.988:351.74
Гарманов В. М.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ВИКТИМИЗАЦИИ ПОТЕРПЕВШИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье рассматривается значение предупреждения вторичной виктимизации потерпевших в деятельности полиции в целях поиска практических направлений применения результатов исследований в данной области. Рассматриваются направления предупреждения данного явления, связанные с совершенствованием организации правоохранительной службы, изучением причин и условий, способствующих возникновению вторичной виктимизации потерпевших.
Ключевые слова: предупреждение виктимности, деятельность полиции, профессиональная подготовка сотрудников полиции.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений [1]. Перспективным направлением современной виктимологии является исследование проблемы вторичной виктимизации потерпевших. Особый интерес подобные исследования представляют в сфере деятельности органов внутренних дел, поскольку одним из результатов правоохранительной деятельности должно быть успешное предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Указание в ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на предназначенность полиции «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» и закрепленное в ч. 2 данной статьи положение о том, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от пре-
18
ступных и иных противоправных посягательств» [1] затрагивают важный вопрос о роли правоохранительных органов в обществе и ожиданиях современного общества от таких структур.
Еще в 1907 году об отношении к населению со стороны полиции и о правах населения А. А. Лопухиным было сказано, что «...полиция должна стать в положение к нему служебное, и только в обеспечивающем эти права законе черпать директивы своей деятельности» [2.
С. 11] . В одном из специальных исследований в области управления в правоохранительной сфере С. А. Капитонов подчеркивал, что «социальный заказ общества для милиции — уменьшение вероятности совершений преступлений и правонарушений в аналогичных ситуациях впредь там, где для этого есть соответствующие условия» [3. С. 93]. Таким образом, деятельность полиции, подчиненная этой задаче и выстроенная так, чтобы обеспечить указанные ожидания общества, должна оказывать максимальное влияние на предупреждение преступлений, исключать случаи неправильных или незаконных действий сотрудников полиции в тех случаях, когда требуются именно профессиональные действия.
ВИКТИМОЛОГИЯ № 3(5) / 2015
Сегодня важно понимать сущность явления вторичной виктимизации и роль полиции в его предупреждении. Г. Й. Шнайдер писал о том, что «вред (ущерб), наносимый преступлениями, может быть первичным и вторичным (повторным)», при этом автор отмечал, что вторичный вред может быть обусловлен недостаточной неформальной или формальной реакцией на первичную виктимизацию, относя к такой формальной реакции поведение субъектов, призванных осуществлять контроль за преступностью [4. С. 362].
Указанный автор, а также другие исследователи уделяют внимание социальным и психологическим сторонам явления вторичной виктимизации, вопросам возмещения вреда, причиненного жертве в таких условиях. Например, в исследовании Е. Н. Клещиной виктимность в широком смысле связывается с неэффективностью деятельности правоохранительных органов, автором также подчеркивается, что «повторную виктимизацию может обусловливать и несовершенство законодательства, когда потерпевший сталкивается с формализацией законодательства, либо неурегулированностью в нем отношений» [5. С. 29]. Таким образом, в специальной литературе обращается внимание на проблему связи формальной реакции со стороны представителей правоохранительных органов и вторичной виктимизации потерпевших.
Заметим, что усиление роли различных мер специально-криминологического предупреждения преступлений в современной полицейской практике, развитие виктимологической профилактики и ее четкая организация, примеры задержания лиц на стадии неоконченной преступной деятельности и предупреждение доведения преступления до конца, задержание преступников, совершающих серийные насильственные преступления, пресечение деятельности преступных групп, нацеленных на осуществление преступной деятельности, — вот те положительные примеры обеспечения викти-мологической защиты потенциальных потерпевших в деятельности полиции. Однако можно встретить и противоположные примеры, в которых повторная виктимизация потерпевшего часто связана с недостатками деятельности по ее предупреждению и рядом неправильных действий сотрудников полиции.
В одном из примеров судебной практики был описан следующий случай. Поздно вечером сотрудники патрульнопостовой службы доставили в дежурную часть ОВД находящегося в состоянии алкогольного опьянения К. за совершение мелкого хулиганства. При этом от его матери, проживавшей совместно с К., в письменном виде поступило заявление о том, что ее сын в тот же вечер перед своим задержанием, находясь в квартире, избивал ее и бабушку, вымогал у них деньги на выпивку, угрожая им убийством. Заявитель убедительно просила не отпускать ее сына домой, опасаясь со стороны последнего расправы, поскольку тот находился в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно и не контролировал свои действия. Однако после того, как около 4 часов утра К. был отпущен домой сотрудником дежурной части П., он, находясь в состоянии с остаточными признаками алкогольного опьянения, в ходе вновь возникшего конфликта со своей матерью совершил ее убийство [6].
Изучение таких ситуаций позволяет понять, что огромное значение, в том числе с позиции формирования научно-методических основ подготовки сотрудников полиции и задач совершенствования предупреждения виктимизации потерпевших, представляют исследования возможности влияния действий сотрудников полиции на развитие или предупреждение процесса вторичной виктимизации потерпевших. Как подчеркивается в литературе, посвященной исследованиям в области виктимологии, «практический интерес... представляет возможность выявления потенциальной вик-тимности на первой стадии (первичная виктимность), а также возможность снизить уровень их вторичной виктимности с учетом повышения уровня защищенности (безопасности) конкретными мерами» [7. С. 54]
В исследовании Т. П. Будяковой вик-тимологическая профилактика связана, в том числе, с системой мероприятий, обеспечивающих предупреждение вторичной виктимизации потерпевших. Ей подчеркивается важность самостоятельного изучения профилактики вторичной виктимизации жертвы, конечной целью которой, как отмечает автор, выступает предотвращение ее повторной виктимизации или криминализации [8. С.12, 25].
19
СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
Последнее направление исследований также представляет интерес, так как существует определенная возможность влияния на вероятность совершения преступления в отношении виновника конфликтной ситуации лицом, ранее выступавшим жертвой от его посягательств.
На основе исследований в области виктимологии могут возникнуть предпосылки совершенствования организационной деятельности полиции в сфере обеспечения виктимологической безопасности личности. В правоохранительной деятельности одной из практических мер должна быть прежде всего правильная организация действий сотрудников полиции при выявлении в определенных типовых случаях условий, указывающих на потенциальную виктимность потер -певшего и дальнейшую возможность причинения вреда его правоохраняемым интересам. Поэтому одним из факторов в снижении возможности вторичной виктимизации и повышении защищенности (безопасности) потенциальных потерпевших являются организационные мероприятия, осуществляемые правоохранительными органами, деятельность которых должна основываться на научнообоснованных представлениях о причинах и условиях детерминации вторичной виктимизации потерпевших.
Очевидно, что для этой цели может потребоваться создание четкой типологи-зации определенных ситуаций посягательств в отношении потерпевших, особый интерес представляет также исследование в области типологизации поступающих в органы внутренних дел заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях в зависимости от их характера. На их основе можно выделять возможные варианты ситуаций, при которых возникает вторичная виктимизация, прогнозировать определенное количество таких случаев и, что самое важное, это дает возможность нестандартно подходить к изучению результатов и критериев эффективности деятельности полиции по предупреждению преступлений.
Анализ указанной проблематики позволит нам сделать ряд выводов о системе законодательства и нормативных правовых норм, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в части их конкретных функций как субъектов специального предупреждения преступле-
ний. Возможно определение характера положений этих документов и направленность на предупреждение вторичной виктимизации в конкретных ситуациях (группах таких ситуаций), либо выявление несовершенства законодательных предписаний для предупреждения рассматриваемого явления.
Это указывает на огромный потенциал и практическое значение исследований в области виктимологии, которые могут выступить основой для критического анализа сегодняшних возможностей полиции в предупреждении вторичной виктимизации и дополнительного обоснования, конкретизации и развития содержания определенных прав и обязанностей полиции. Такие исследования, безусловно, могут стать теоретической и практической основой для совершенствования полицейского законодательства.
В частности, Д. В. Ривман и В. С. Устинов подчеркивали зависимость профилактики преступлений от ряда обстоятельств, например, формальной возможности изоляции действующих лиц конфликтной ситуации, наличия у государственных органов «сил и средств для своевременного пресечения криминального развития событий» [9. С. 185]. Одним из интересных вариантов может быть выработка правовых оснований действия полиции по отдалению (изоляции) жертвы и виновного лица, контроль и реагирование со стороны полиции за последующим поведением виновного лица. Такой опыт предупреждения вторичной виктимизации реализован в ряде зарубежных стран. Например, в ФРГ в сфере противодействия насилию в домашней сфере источниками полицейского права различных федеральных земель предусмотрена возможность применения таких мер полицейского воздействия, как: 1) удаление из квартиры (дома) лица, от которого исходит опасность; 2) запрет прихода в квартиру (дом) и запрет вступления в контакт такому лицу [10. С. 44—43]
Изучение материалов судебной и следственной практики позволяет заметить и указать на особенности существующих подходов к организации правоохранительной деятельности и имеющиеся проблемы, которые должны быть предметом самостоятельных исследований. В этой связи интерес представляет позиция о связи виктимности и степени объ-
20
ВИКТИМОЛОГИЯ № 3(5) / 2015
ективной возможности (или невозможности) правоохранительными органами защитить потерпевшего в определенной ситуации. Неполнота регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях является серьезным нарушением положений Приказа МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». Конечно, неполнота регистрации может быть связана с рядом объективных причин. Но проблема как раз состоит в том, что в отдельных случаях, например, при искажении такой информации или фиксации заведомо неполной информации, которая не содержит сведений, требующих первоочередного реагирования, это может привести к трагическим последствиям [11].
Такие примеры помогают еще раз обратиться к смыслу и значению положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» о том, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств» [1], указать на важность быстроты, точности и гарантии профессионального оказания полицейской помощи, выделить роль как отдельных служб территориальных органов МВД России, так и роль действий конкретного сотрудника полиции в предупреждении вик-тимности потерпевшего.
Вряд ли угроза применения уголовного наказания в приведенных примерах может быть действенным фактором предупреждения случаев халатного выполнения должностных обязанностей. В. А. Никонов подчеркивал важность совершенствования информационного воздействия наказания и замечал, что «.. .для раскрытия регулятивной функции угрозы наказания... необходимо выяснить, чем определяется сознательное волевое поведение, почему индивиды среди множества возможных вариантов поведения выбирают тот или иной и какова при этом роль угрозы наказания» [12. С. 180, 53-54]. Дополнительные исследования в области пред-
упредительного воздействия уголовного наказания и предупреждения должностных преступлений позволят сказать об этом. Однако уже сейчас очевидно, что изучение и анализ примеров, аналогичных приведенным выше, затрагивает чрезвычайно важный вопрос о нравственно-этическом содержании правоохранительной службы, мотивации сотрудников полиции к выполнению профессиональных задач. Возможность предупредить похожие ситуации существует при правильной организации правоохранитель -ной деятельности, кроме этого, она имеется и при правильном понимании сотрудниками полиции особенностей ряда ситуаций, а также знании об опасной связи формальной реакции со стороны представителей правоохранительных органов и вторичной виктимизации потерпевших. Безусловно, анализ таких примеров имеет воспитательный аспект и не может пройти бесследно для сотрудников полиции, как впервые принятых на службу в органы внутренних дел, так и достаточно давно выполняющих должностные обязанности.
С учетом сказанного выше считаем возможным обратить внимание на следующие направления предупреждения вторичной виктимизации потерпевших:
1) изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с вторичной виктимизацией потерпевших;
2) изучение механизма виктимизации потерпевших в связи с неправильными действиями сотрудников полиции;
3) выявление лиц, которые при определенных условиях могут оказаться жертвами преступлений;
4) выполнение конкретных и четко обоснованных действий со стороны полиции по обеспечению безопасности таких лиц и минимизации риска стать жертвами преступлений;
5) формирование профессиональноэтических стандартов поведения сотрудников полиции и ответственности за результат своих действий в процессе выполнения служебных обязанностей.
Мы считаем, что необходимо изучение рассматриваемой проблемы и включение результатов и выводов соответствующих исследований в процесс обучения сотрудников полиции. Для этой цели может потребоваться анализ отдельных
21
СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
ситуаций, в которых отражается явление вторичной виктимизации потерпевших, создание учебных задач, в которые могли бы включаться определенные условия, касающиеся положительных примеров предупреждения виктимизации потерпевших в результате действий сотрудников полиции. Также следует описывать противоположные ситуации, в которых бездействие сотрудника полиции, либо, что еще более важно с практической точки зрения, упущения и промахи в организации правоохранительной деятельности, явились условиями для причинения вреда потерпевшим.
Подобные исследования позволяют понять «цену» правильного и небрежного выполнения должностных обязанностей,
характер и объем изменений в социальной действительности, не только связанных с совершением преступлений отдельными лицами в отношении потер -певших, но и с действиями должностных лиц правоохранительных органов, реагирующих на заявления и сообщения о таких происшествиях.
Полученные результаты могут помочь усилить значение ряда специальных криминологических исследований в области предупреждения отдельных видов преступлений, оказать влияние на совершенствование деятельности полиции, в том числе вырабатывать критерии оценки эффективности предупреждения преступлений как одного из направлений деятельности полиции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. О полиции : Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (с послед изм. и доп.) // [Электронный ресурс] справочная правовая система Кон-сультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
2. Лопухин А. А. Из итогов служебного опыта: настоящее и будущее российской полиции, М., 1907. - 69 с.
3. Капитонов С. А. Ведущая функция милиции. — М., 2002. — 160 с.
4. Шнайдер Г. Й. Криминология. — М., 1994. — 502 с.
5. Клещина Е. Н. Криминологическое учение о жертве преступления и проблемы его реализации в законодательстве и деятельности органов внутренних дел : автореферат дисс. ... докт. юрид. наук. 12.00.08. — М., 2010. — 65 с.
6. Приговор Жуковского городского суда Московской области от 22 марта 2012 г. по уголовному делу в отношении П., осужденного по ч. 2 ст. 293 УК РФ // Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://sudact.ru. Загл. с экрана.
7. Майоров А. В. Концептуальные основы виктимологического противодействия преступности : Монография. — Челябинск, 2013. — 182 с.
8. Будякова Т. П. Виктимологическая профилактика преступлений, причинивших моральный вред : автореферат дис. ... докт. крид. наук по специальности 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. — Тамбов, 2009. — 42 с.
9. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология : монография. — Н. Новгород, 1998. — 211 с.
10. Майле А. Д. Права полиции России и Германии: сходства и различия // Полиция — новый институт современной государственной правоохранительной системы : материалы всероссийской научно-практической конференции (15—16 сентября 2011 года) / отв. за выпуск С. М. Андреев. — Омск : Омская академия МВД России, 2012. — С. 41—43.
11. Приговор Октябрьского районного суда г. Владимира от 18 ноября 2011 года по уголовному делу в отношении Ж., осужденной по ч. 1 ст. 293 УК РФ // Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://sudact.ru. Загл. с экрана.
12. Никонов В. А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). — Тюмень, 1994. — 239 с.
Гарманов Виктор Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, ул. Амурская, 75.
E-mail: [email protected]
22
ВИКТИМОЛОГИЯ № 3(5) / 2015
Garmanov V. M.
VALUE OF THE PREVENTION OF SECONDARY VICTIMIZATION OF THE POLICE
In article value of the prevention of secondary victimization of victims due to the activity of police with the aim of search of the practical directions of application of results of researches which in this sphere is considered. The directions of the prevention of this phenomenon connected with improvement of the organization of law-enforcement service, studying the reasons and circumstances promoting emergence of secondary victimization of the victims are considered.
Keywords: prevention of victimization, activity of police, police officers training
Garmanov Victor M., Master of Law, associate professor, assistant professor of the Chair of Legal Training of Law Enforcement Officers of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Amurskaya St., 75.
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
23