Научная статья на тему 'Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на отдых'

Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на отдых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1188
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ / ПРАВО НА ОТДЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОТДЫХА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ ОТДЫХА / НОРМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / OFFICERS / RIGHT TO REST / EXTRA REST TIME / AN ADDITIONAL DAY OF REST / THE NORMS OF WORKING HOURS' DURATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашин Д.Г.

В работе рассматриваются проблемные вопросы реализации сотрудниками органов внутренних дел права на отдых в случаях выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и/или праздничные дни. Дается толкование и проводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, исследуется судебная практика, предлагаются варианты решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шашин Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT OFFICERS' EXERCISE OF THE RIGHT TO REST

The article considers the problematic issues of exercise of the right to rest by law enforcement officers in cases of performance of official duties in excess of the established norms of working hours' duration, either on weekends and/or holidays. An interpretation and the analysis of normative legal acts regulating the legal relations under consideration are presented. The author studies the judicial practice and suggests the variants of the solution of the existing problems.

Текст научной работы на тему «Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на отдых»

УДК 342

РЕАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРАВА НА ОТДЫХ

LAW ENFORCEMENT OFFICERS' EXERCISE OF THE RIGHT TO REST

Шашин Даниил Георгиевич,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

shashin06@mail.ru

Ключевые слова:

органы внутренних дел, сотрудники,

право на отдых, дополнительное время отдыха, дополнительный день отдыха, нормальная продолжительность служебного времени.

В работе рассматриваются проблемные вопросы реализации сотрудниками органов внутренних дел права на отдых в случаях выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и/или праздничные дни. Дается толкование и проводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, исследуется судебная практика, предлагаются варианты решения существующих проблем.

Keywords:

internal affairs bodies, officers, the right to rest, extra rest time, an additional day of rest, the norms of working hours' duration.

The article considers the problematic issues of exercise of the right to rest by law enforcement officers in cases of performance of official duties in excess of the established norms of working hours' duration, either on weekends and/or holidays. An interpretation and the analysis of normative legal acts regulating the legal relations under consideration are presented. The author studies the judicial practice and suggests the variants of the solution of the existing problems.

Каждый имеет право на отдых - дефиниция, содержащаяся в п. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации. В развитие указанного права есть общие и специальные нормы, устанавливающие порядок реализации указанного права. Нормативную основу предоставления права на отдых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации составляют:

- Конституция Российской Федерации (п. 5 ст. 37);

- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе);

- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции);

- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие федеральные законы, регламентирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел (далее - Закон о социальных гарантиях);

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

- нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. [1, 2, 3, 4, 5]

В представленных нормативных правовых актах учтены положения ст. 24 Всеобщей декларации прав человека и Конвенций Международной организации труда.

Поскольку правоотношения в сфере государственной службы в ОВД регулируются в большей степени специальным законодательством, то в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в ОВД, применяются нормы трудового законодательства.

В практике деятельности ОВД возникают вопросы предоставления дополнительных дней отдыха (ДДО) или дополнительного времени отдыха (ДВО) сотрудникам, по тем или иным причинам привлекавшимся к исполнению служебных обязанностей в нерабочее время или в выходные и/или праздничные дни. Разногласия по порядку предоставления ДДО и ДВО приводят к возникновению служебных споров, что негативно сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности ОВД.

Так, в ч. 6 ст. 53 Закона о службе установлено, что сотрудник ОВД в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, то есть Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).

Согласно п. 284 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. №50 (далее - Порядок), сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде ДВО, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде ДДО.

Порядок в п. 285 определяет, что компенсация в виде ДВО соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется (выделено здесь и далее мной - Д.Ш.) и сотруднику предоставляются ДДО соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество ДДО, подлежащих компенсации.

Часть 3 ст. 57 Закона о службе определяет, что сотруднику ОВД, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года. В свою очередь, ч. 4. ст. 57 Закона о службе устанавливает, что сотруднику ОВД по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней.

Кроме того, как определяет п. 293 Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления ДДО может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Приведенные выдержки нормативных правовых актов порождают следующие вопросы:

- суммируется ли ДВО из часов, минут в ДДО? Можно ли считать, например, 8 часов ДВО как полноценный ДДО?

- возможно ли присоединение ДДО за текущий год к отпуску сотрудника, который предоставлен в следующем году?

- как реализовывать положения ч. 6 ст. 53 Закона о службе, если основной отпуск и дополнительные отпуска сотрудником использованы в текущем

году, а за оставшийся период до конца года имеются ДВО и ДДО, и они не могли быть предоставлены в текущем режиме?

- возможна ли денежная компенсация за неиспользованные ДДО в году, следующем за отчетным?

Для разрешения указанных выше вопросов необходимо обратиться к толкованию нормативных правовых актов и судебной практике решения таких вопросов.

Ярким примером формулирования правовых позиций в сфере правоприменения в рассматриваемой сфере правоотношений работодателя и сотрудника ОВД стало определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2016 г. №73-КГ1б-3 по иску Бухольцевой Н.М. к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о предоставлении дополнительных дней отдыха.

Отметим, что по своей природе правовые позиции высших судебных инстанций в сфере правопримения являются производными от норм права, а также актами толкования права и служат дополнительным источником обоснования выводов суда.

В частности, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в вышеупомянутом определении указала, что для реализации сотрудником ОВД права на использование ДДО за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий:

- наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни;

- волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем;

- соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений Порядка1, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Отвечая на первый вопрос, отметим, что законодатель использует словосочетания ДВО и ДДО, а ведомственный нормодатель в п. 285 Порядка четко определяет, что в случае невозможности предоставить ДВО, оно суммируется и

1 В судебном решении суд указывает на ранее действующий Порядок (приказ МВД России от 19.10.2012 №961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха». Однако с действующим в настоящее время Порядком различий в рассматриваемой части не имеется.

предоставляется ДДО. Следовательно, ДДО могут формироваться из неиспользованного ДВО путем сложения часов и деления их суммы на 8 (нормальная положительность служебного времени). К сожалению, остается нерешенным вопрос о том, в какую сторону будет производиться округление неполного часа работы сотрудника, например: 4 часа 25 минут и 4 часа 34 минуты. Полагаем, исходя из принципа справедливости необходимо минуты неполного часа, включая середину часа, то есть 30 минут, округлять в пользу уменьшения, а начиная с 31 минуты - в пользу увеличения.

Как мы можем заметить, позиция Верховного Суда Российской Федерации заключается в том, что «дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы», то есть, по мнению суда, в году, следующем за отчетным, имеющиеся ДДО не могут быть реализованы сотрудником ОВД. Такой подход, надо признать, ущемляет право сотрудников ОВД на отдых.

Отметим, что суд принимал исследуемое решение применительно к конкретной ситуации, и в ней истец просила ДДО не в следующем за отчетным году, а в последующие (второй и третий), при этом в текущем году ДДО ей не представлялись по причине того, что она не обращалась к руководству по этому вопросу.

Позиция МВД России [7] по данным вопросам заключается в том, что ДДО за текущий год могут быть:

- предоставлены в текущем режиме, то есть до начала отпуска или его части;

- присоединены к отпуску или его части (право сотрудника и возможно по его желанию);

- предоставлены после окончания ежегодного оплачиваемого отпуска в течение текущего календарного года;

- предоставлены в следующем календарном году до начала перенесенного отпуска (его части) или присоединены к перенесенному отпуску (его части) (в случае переноса ежегодного оплачиваемого отпуска (его части) на следующий год).

Как можно заметить, позиции Верховного Суда Российской Федерации и МВД России в настоящее время по данному вопросу не совпадают. На основании того, что Порядком не установлено обязательное присоединение ДДО соответствующей продолжительности к ежегодному оплачиваемому отпуску, считаем необходимым поддержать позицию МВД России.

Сложнее обстоят дела с реализацией положений ч. 6 ст. 53 Закона о службе, если основной отпуск и дополнительные отпуска сотрудником использованы в текущем году (например, в июне-июле), а за оставшийся период до конца года имеются ДВО и ДДО, и они не могли быть предоставлены в текущем режиме.

Прямого ответа на указанный вопрос не дает ни законодатель, ни ведомственный нормодатель. Полагаем возможным решение этого вопроса путем толкования в следующем виде:

- предоставление ДДО, неиспользованных по объективным причинам, за предыдущий учетный период в следующем году в течение первого квартала -трех месяцев. Наша позиция основана на том, что в случае возникновения служебного спора закон о службе для его рассмотрения устанавливает три месяца. Последней датой отсчета применительно к учетному периоду в один год, по нашему мнению, является 31 декабря текущего года, то есть с момента окончания учетного периода.

Вместе с тем существует практика, при которой трехмесячный срок исчисляется с момента ознакомления сотрудника с табелем учета служебного времени, то есть использование ДДО за пределами года, в котором возникло такое право, возможно только для сотрудников, выполнявших служебные обязанности в октябре - декабре текущего года и, соответственно, ознакомившихся с табелями учета служебного времени в ноябре - декабре текущего и январе следующего года.

- присоединение указанных ДДО к отпуску (его части) в год, следующий за учетным, поскольку, согласно позиции Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России (ФЭД), за неиспользованные своевременно ДДО предыдущих лет денежная компенсация не выплачивается. [7]

Другой, не менее важный вопрос - порядок предоставления ДВО и ДДО сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день.

В соответствии с п. 286 Порядка прохождения службы сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника).

Такими периодами могут быть различного рода дежурства (суточные, посменные по 12 часов и т.д.). Соответственно, для сотрудников, которым правилами внутреннего служебного распорядка и должностным регламентом (должностной инструкцией) установлена пятидневная служебная неделя (например, с 08.30 до 17.30), время суточного дежурства в период с 6.00 до 08.30 и с 17.30 до 22.00 будет являться привлечением сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени, а с 22.00 до 6.00 - выполнением служебных обязанностей в ночное время.

За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного време-

ни компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется, так как сотрудникам указанной категории предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 Закона о службе.

За выполнение служебных обязанностей в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется в соответствии с главой XIII Порядка, которым установлено, что сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей:

- в ночное время предоставляется компенсация в виде ДВО, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время;

- в выходной или нерабочий праздничный день предоставляется компенсация в виде ДДО.

Следовательно, сотруднику, привлекаемому к суточному дежурству в рабочие для него дни, компенсируется только период выполнения служебных обязанностей в ночное время.

В случае если сотрудник привлекается к суточному дежурству в выходной для него день, например с 8.00 субботы до 8.00 воскресенья, то за привлечение к выполнению служебных обязанностей в выходные дни с 8.00 до 22.00 субботы и с 6.00 до 8.00 воскресенья ему должно быть предоставлено дополнительно два дня отдыха, а за выполнение служебных обязанностей в ночное время, то есть с 22.00 субботы до 6.00 воскресенья, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время [6], то есть 8 часов.

Таким образом, можно констатировать, что порядок предоставления компенсации сотрудникам за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и/или праздничные дни недостаточно четко регламентирован, что порождает противоречия и разное правоприменение. Полагаем, что гарантированное сотруднику ОВД право на отдых должно реализовываться в полном объеме.

В заключение отметим, что наши соображения, изложенные в данной работе, не являются истиной в последней инстанции и могут быть критически оценены. Мы готовы к диалогу и поиску совместных решений.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека / Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // СПС КонсультантПлюс.

2. О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях / Конвенция Международной организации труда №106. - URL: http://www.conventions.ru.

3. О еженедельном отдыхе на промышленных мероприятиях / Конвенция Международной организации труда №14. - // URL: http://www.conventions.ru.

4. Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году) / Конвенция Международной организации труда №132 // СПС КонсультантПлюс.

5. О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю / Конвенция Международной организации труда №47. - URL: http://www.conventions.ru.

6. Письмо Департамента государственной службы и кадров МВД России от 14.06.2018 №3/187707160050 // СПС КонсультантПлюс.

7. По вопросу предоставления дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни / Письмо Договорно-правового департамента МВД России от 15.01.2018 № 25-134 // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.