Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2834
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ / СОТРУДНИК ОВД / УЧЕТ ВРЕМЕНИ / НЕНОРМИРОВАННЫЙ ДЕНЬ / ГРАФИК СМЕННОСТИ / SERVICE TIME / THE STAFF OF ATS / TIME TRACKING / HOURS A DAY / THE SCHEDULE OF SHIFTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелепова М. А., Подберезная Т. П.

В статье рассматриваются некоторые вопросы организации учета служебного времени сотрудников в ОВД. Дана классификация видов служебного времени в зависимости от продолжительности: нормальная, сокращенная и неполная. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок учета служебного времени, выявлены правовые коллизии и предложены пути их разрешения. Авторами обращается внимание на недостатки регламентации порядка ведения табеля учета служебного времени, поскольку он не распространяется на все служебное время и не учитывает сменный режим работы, что затрудняет подсчет в течение календарного года, а также не детализирует предоставление дополнительных дней отдыха при привлечении в выходные или праздничные дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шелепова М. А., Подберезная Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ACCOUNTING FOR OFFICIAL TIME IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with some issues of the organization of accounting of service time of employees in the Department of Internal Affairs. The classification of types of service time depending on the duration is given: normal, abbreviated, and incomplete. The author analyzes the normative legal acts regulating the procedure for accounting for official time, identifies legal conflicts and suggests ways to resolve them. The authors draw attention to the shortcomings of the regulation of the procedure for maintaining the service time report card, since it does not apply to all service hours and does not take into account the shift mode of work, which makes it difficult to calculate during the calendar year, and also does not detail the provision of additional days of rest when attracting on weekends or holidays.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 351/354+ 342.98 С. 30—36

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ШелеповаМ.А.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России E-mail: [email protected].

Подберезная Т. П.

УМВД России по Курганской области E-mail: [email protected].

В статье рассматриваются некоторые вопросы организации учета служебного времени сотрудников в ОВД. Дана классификация видов служебного времени в зависимости от продолжительности: нормальная, сокращенная и неполная. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок учета служебного времени, выявлены правовые коллизии и предложены пути их разрешения. Авторами обращается внимание на недостатки регламентации порядка ведения табеля учета служебного времени, поскольку он не распространяется на все служебное время и не учитывает сменный режим работы, что затрудняет подсчет в течение календарного года, а также не детализирует предоставление дополнительных дней отдыха при привлечении в выходные или праздничные дни.

Ключевые слова: служебное время, сотрудник ОВД, учет времени, ненормированный день, график сменности.

PROBLEMS OF ACCOUNTING FOR OFFICIAL TIME IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Shelepova M. A.

Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia

E-mail: [email protected].

Podbereznaya T. P.

Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kurgan region E-mail: [email protected].

The article deals with some issues of the organization of accounting of service time of employees in the Department of Internal Affairs. The classification of types of service time depending on the duration is given: normal, abbreviated, and incomplete. The author analyzes the normative legal acts regulating the procedure for accounting for official time, identifies legal conflicts and suggests ways to resolve them. The authors draw attention to the shortcomings of the regulation of the procedure for maintaining the service time report card, since it does not apply to all service hours and does not take into account the shift mode of work, which makes it difficult to calculate during the calendar year, and also does not detail the provision of additional days of rest when attracting on weekends or holidays.

Keywords: service time, the staff of ATS, time tracking, hours a day, the schedule of shifts.

Введение

Сотрудник органов внутренних дел (далее— ОВД), поступая на службу подписывая контракт о ее прохождении и принимает присягу берет на себя определенные обязательства, связанные с такой службой. Отдельные обязательства ограничивают права сотрудников, поскольку ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1 возлагает общие обязанности исполнять независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток, то есть не считаться с личным временем и личными интересами.

Деятельность каждого сотрудника органов внутренних дел, независимо от специфики направления его работы и соответствующих функций связана со временем исполнения трудовых обязательств в течение определённого промежутка. Поэтому основным источником трудового процесса является время, которое тратит каждый сотрудник на свой труд, и за произведенный труд получает денежную компенсацию в виде заработной платы. Этот неоспоримый факт определяет значение рабочего (служебного) времени как категории правового и экономического плана, а также обуславливает необходимость его точного учета применительно к каждому работающему (служащему).

Обсуждение проблем и пути их решения

В период реформирования ОВД большое внимание законодателем наряду с регулированием правовой основы службы в органах внутренних дел было уделено соблюдению прав сотрудников в части предоставления социальных гарантий, в том числе и порядку предоставления, и учету служебного времени в ОВД.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о необходимости более детального изучения ряда вопросов в части учета служебного времени, а именно нормативно-правового регулирования служебного времени сотрудников ОВД и возникающих при этом правовых коллизий служебного и трудового законодательства, а также особенностей организации порядка учета служебного времени и правил внутреннего служебного распорядка, что дает возможность выявить проблемные вопросы и разработать предложения, рекомендации с целью их разрешения. Факты нарушений выявляются и в ходе ревизий хозяйственно-финансовой деятельности территориальных органов МВД России [1, с. 43]. Отмечают нарушение прав и сами сотрудники ОВД при проведении социологических опросов [2, с. 25].

1 О полиции : Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Под служебным временем понимается определенный период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел должен выполнять свои служебные обязанности. Время выполнения служебных обязанностей определено правилами внутреннего служебного распорядка МВД России, его территориальных органов, подразделений, должностной инструкцией и условиями контракта. Такое определение понятия «служебное время» дается в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее — Закон «О службе в ОВД»),

Закон «О службе в ОВД»устанавливает для сотрудника ОВД пятидневную служебную неделю. Шестидневная служебная неделя устанавливается для сотрудников ОВД, проходящих обучение в образовательных организациях системы МВД России. Для сотрудников, замещающих должности педагогических работников и (или) проходящих обучение в образовательных организациях системы МВД России, нормальная продолжительность служебного времени устанавливается в соответствии с Законом «О службе в ОВД».

Анализ закона «О службе в ОВД» позволяет выделить следующие виды продолжительности служебного времени: нормальная, сокращенная и неполная.

1. Нормальная продолжительность служебного времени устанавливается для сотрудников ОВД, проходящих службу на стандартных рабочих местах в объеме не более 40 часов в неделю.

2. Сокращенная продолжительность служебного времени устанавливается для отельной категории сотрудников (женского пола и проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными условиями (климат, экология), а также для сотрудников ОВД, проходящих службу во вредных условиях) нормальная продолжительность служебного времени не должна превышать 36 часов в неделю.

Сокращенное служебное (рабочее) время установлено для Перечня должностей в органах внутренних дел, определённого Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденный

2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и снесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1]. Ст. 7020.

приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»1 (далее — Приказ МВД Росси № 50).

Сокращение служебного дня перед нерабочими праздничными днями на один час предусмотрено как для граждан РФ, так и для сотрудников ОВД РФ. Если совпадают выходной и нерабочий праздничный день, то выходной день переносится в порядке, определяемом трудовым законодательством Российской Федерации.

3. Неполная продолжительность служебного времени предусмотрена ч. 2 ст. 3 Закона «О службе в ОВД», где закреплена юридическую позицию, по которой случаи, не урегулированные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с несением службы в органах внутренних дел, подлежат рассмотрению с точки зрения норм трудового законодательства.

Так, например, это сотрудники ОВД женского пола в периоды беременности и по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста (ст. 93, 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)), а также сотрудники ОВД, которые являются родителями (попечителями или опекунами), имеющими ребенка в возрасте до 14 лет или имеющими ребенка-инвалида. По заявлению таких сотрудников им может быть установлено неполное служебное время.

Режим служебного (рабочего) времени сотрудника органов внутренних дел предусматривается правилами внутреннего служебного распорядка, которые установлены приказом МВД России № 50 от 01.02.2018 г. (гл. XIII). Согласно вышеуказанному приказу, правила внутреннего служебного распорядка для сотрудников центрального аппарата утверждены Министром.

Для центрального аппарата МВД России правила внутреннего служебного распорядка установлены, соответственно, приказом МВД России от 23 августа 2012 г. № 800 «Об утверждении Правил внутреннего служебного распорядка центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации»2

1 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России № 50 от 1 февраля 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294047/ (дата обращения: (21.12.2020].

2 ОбутвержденииПравилвнутреннегослужебного распорядка центрального аппарата МВД РФ : Приказ МВД России № 800 от 23 августа 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_135407/ (дата обращения: (21.12.2020].

(далее — Приказ МВД России № 800), по которому определена нормальная продолжительность служебного времени (40 часов в неделю), длительность рабочей недели (пять дней), еженедельный непрерывный отдых для сотрудника (два выходных дня — суббота и воскресенье), случаи сокращения служебного времени.

Если у сотрудника имеется уважительная причина, то возможно изменение начала и окончания служебного времени, которое оформляется правовым актом Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) соответствующего подразделения центрального аппарата МВД России, на основании рапорта сотрудника.

В случае возникновения необходимости, приказом предусмотрена возможность привлечения сотрудника ОВД к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Временем отдыха для сотрудников считается перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.

Следует отметить, что в Приказе МВД России № 800 для центрального аппарата четко прописаны, разделены по главам понятия «служебного времени» и «времени отдыха». Понятие «времени отдыха» определено как «право на отдых», реализуемое юридической нормой в виде предоставления сотруднику времени вне пределов нормальной продолжительности служебного времени и свободного от исполнения служебных обязанностей времени, которое он может использовать по своему усмотрению для восстановления сил.

Мы считаем, что введение этих дефиниций в приказе закрепляет их существование как фундаментальных правовых категорий для сотрудников ОВД в целом и взаимосвязанные и взаимозависимые правовые нормы.

Согласно приказу МВД России № 50, правила внутреннего служебного распорядка также утверждаются приказами руководителей территориальных органов, организаций, подразделений МВД России, подчиненных территориальных органов МВД России и организаций и территориальных органов МВД России на региональном уровне и во внимание берутся особенности оперативной обстановки и оперативно-служебной деятельности.

Так, например, на региональном уровне, как правило,утверждаются Правила внутреннего служебного распорядка приказами руководителя территориального органа МВД России по субъекту Российской федерации и подлежат исполнению всеми подчиненными подразделениями. Приказы создаются в целях соблюдения режима служебного (рабочего) времени, внутреннего распорядка упорядочивания отдельных направлений управленческой деятельности подразделений соответствующих территориальных органов МВД России на районном уровне, приведения их в соответствие с нормативно-правовыми актами МВД России.

Правилами внутреннего служебного распорядка на региональном уровне учитываются, как правило, проблемные вопросы и запрещается курение табака на рабочих местах и во всех помещениях, кроме специально отведенных для этого мест, покидать кабинеты при присутствии в них посторонних лиц, оставлять открытыми (не закрытыми на ключ) кабинеты при отсутствии в них сотрудников, работников.

Как и для сотрудников центрального аппарата МВД России, для сотрудников в регионах устанавливается пятидневная рабочая неделя при общей продолжительности рабочей недели 40 часов, суббота и воскресенье — выходные дни. Приказом учтены особенности режима служебного времени с учетом праздничных дней.

Время суток, в течение которого сотрудник ОВД выполняет свои служебные обязанности, не влияет на продолжительность служебного времени, она одинакова как в дневное, так и в ночное время.

Особенностями работы территориальных ОВД на региональном уровне является наличие графика сменности для определённой категории сотрудников ОВД, что учтено Правилами внутреннего служебного распорядка аппарата территориального органа МВД России по субъекту Российской федерации.

График дежурства (сменности) утверждается руководителем подразделения и доводится до сведения сотрудников не позднее, чем за 5 дней до введения его в действие. Запрещено нести дежурство в течение двух смен подряд. Учет рабочего времени суммируется. Отчетным периодом считается год. Запрещено оставлять место дежурства до прихода сменяющего сотрудника. В случае его неявки сотрудник в установленном порядке докладывает об этом соответствующему начальнику, который должен незамедлительно принять меры по замене сотрудника, окончившего дежурство (смену).

Например, ряд сотрудников подразделений ОВД включены в состав следственно-оперативной группы (далее — СОГ) в качестве специалистов. В составе этой группы участие принимают такие сотрудники как следователи, дознаватели, оперативные работники, эксперты. В ряде территориальных органов внутренних дел на региональном уровне введены в действие приказы по организации работы сотрудников, включаемых в состав дежурных СОГ на дежурных сутках, на основании которых составляются графики дежурств сотрудников, включенных в СОГ. В должностных инструкциях этих сотрудников прописан ненормированный рабочий день. Время с конца рабочего дня (то есть с 18.00) до 22.00 и с 6.00 до начала рабочего дня (то есть до 9.00) охватывается понятием «ненормированный служебный день», который компенсируется установленным законом дополнительным отпуском. С 22.00 до 06.00 — это время, которое относится к ночному, согласно ст. 96 ТК РФ.

Отдельная глава Правил внутреннего служебного распорядка в регионах посвящена учету служебного времени. Учет служебного (рабочего) времени подчиненных сотрудников и работников, в том числе времени, отработанного каждым сотрудником, работником сверхурочно, организуется руководителем подразделения.

Приказом МВД России № 50 предусмотрен порядок ведения табелей учета служебного времени сотрудников ОВД, в которых указывается «время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные нерабочие и праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени или дней отдыха, номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации».

Также это закреплено приказами, определяющими ответственных за подписание (как правило, из числа лиц руководящего состава подразделений) и ведение табелей учета служебного времени (сотрудники подразделений) сотрудников органов внутренних дел, привлекавшихся к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Табеля учета служебного (рабочего) времени, ежемесячно до 5 числа предоставляются в подразделения по работе с личным составом. Отчетным периодом считается год. В табель заносятся ночные, выходные и праздничные дни, а также

дни дежурств из графика СОГ как переработка по часам, в графах пишется ДДО (дополнительные дни отдыха).

Дополнительные дни отдыха могут быть компенсированы по просьбе сотрудника денежной компенсацией в порядке, установленном приказом МВД России № 65 от 31.01.2013 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»1.

Сотруднику не разрешается принимать самостоятельные решения по реализации дополнительных дней отдыха или дополнительного время отдыха, в счет выполнения им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, по которым устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию.

В подразделениях регионов есть специалисты, которые проходят службу по графику сменности (дежурят «сутки-двое» или «сутки-трое»). Нормальная продолжительность служебного времени за учетный период (1 год) для данной категории сотрудников устанавливается производственным календарем (так например, за 2018 год — 1970 часов, за 2019 год — 1970 часов). В нем содержится общая информация: о количестве дней — рабочих, выходных и праздничных и норме рабочего времени за год.

При расчете время, в течение которого сотрудник был освобожден от выполнения служебных обязанностей (например, периоды командировки, временной нетрудоспособности, отпуска и иные периоды отсутствия сотрудника

1 Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России № 65 от 31.01.2013 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146139/ (дата обращения: 21.12.2020).

на службе по уважительным причинам), исключаются. Норма служебного времени должна быть изменена и снижена на количество часов, в течение которых сотрудник отсутствовал на службе. График несения службы должен быть составлен с учетом грамотного распределения нагрузки между сотрудниками. Это значит таким образом, чтобы по окончанию учетного периода каждый сотрудник свою норму служебного времени выполнил и таким образом отработал нужное за год количество часов.

Если всеми сотрудниками подразделения выполнена норма служебного времени, а учетный период еще не подошел к концу, то дальнейшее исполнение служебных обязанностей будет считаться сверхурочным выполнением обязанностей. И тогда на конец отчетного периода количество отработанных сотрудниками дней в сменах будет превышать порог рабочих дней, предусмотренных производственным календарем. Поэтому, конечно, для надлежащего учета служебного времени в указанном случае целесообразно ведение табеля учета всего служебного времени сотрудников.

В приказе МВД России № 50 для сотрудников, которые несут службу на основании графика сменности, в ночное время, в выходные и не рабочие праздничные или при суммированном учете служебного времени в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация за переработку сверх нормы часов, предусмотренных производственным календарем, не предусмотрена.

Поэтому необходимо закрепить законодательно возможность для сотрудников, работающих по графикам сменности, свою переработку сверх нормальной продолжительности служебного времени, предусмотренного за отчетный период, компенсировать временем (днями) к отпуску или в денежном эквиваленте.

Нужно также подчеркнуть, что не во всех регионах разработаны и введены методические рекомендации по учету и компенсации выполнения сотрудниками органов внутренних дел служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, что является на наш взгляд необходимым для правильного и четкого понимания учета часов служебного времени.

Еще одним проблемным и неразрешённым вопросом, на наш взгляд, является отсутствие строгого учета часов переработки и компенсации за ненормированный служебный день, за который определённой категории сотрудников предоставляется ежегодно дополнительный отпуск. В приказе МВД России № 50 закреплено право сотрудников ОВД

(указан перечень должностей — приложение № 46) на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 5 ст. 58 Закона «О службе в ОВД», согласно которой сотрудникам ОВД предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день не меньше 3 и не более 10 календарных дней.

Хотя ненормированный служебный день связан с переработкой сверх нормы рабочего времени, он не рассматривается как сверхурочная работа и как правило, не поддается учету. Законодательством Российской Федерации ни для граждан, ни для сотрудников ОВД не установлено временных ограничений на максимальную продолжительность переработки при ненормированном служебном дне.

Закон «О службе в ОВД» в отличие от ТК РФ, не выделяет понятие «ненормированный служебный день» как понятие. Определение и общие положения о ненормированном рабочем дне указаны в ст. 101 ТК РФ, согласно которой ненормированный рабочий день — это особый режим работы для отдельной категории работников. По распоряжению работодателя эти сотрудники могут при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В пункте 286 приказа МВД России № 50 также указано, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, «могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника)». Причем, понятие «эпизодически» конкретно не уточняется ни в трудовом законодательстве, ни в федеральном законе о службе, ни в приказах МВД и, по сути, трактуется субъективно, предполагая не системное привлечение сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей и в тоже время — не конкретизирует затраченное время в часах и количестве таких привлечений. Учитывая нагрузку, это приводит к почти ежедневной системной переработке сотрудников в рамках ненормированного служебного дня и как следствие — к переутомлению и негативному влиянию на качество работы и психологический климат в коллективе. При этом четкого разграничения учета служебного времени при ненормированном служебном дне и привлечении сверх нормальной продолжительности служебного времени не установлено [1, с. 45; 3, с. 49]. В научной литературе предлагается разграничивать по времени, если в период с 6 до 22 часов, то это привлечение в рамках ненормированного служебного дня, в иное

время, поскольку это является ночным временем это привлечение сверх нормальной продолжительности служебного времени [4, с. 35]. Эпизодичность по мнению Р. X. Галиуллиной и Н. Ю. Комлева если «привлечение к служебным обязанностям носит систематический характер (два и более раз в неделю), то речь идет либо о злоупотреблении правом со стороны руководителя по отношению к служебному времени сотрудника, либо о сочетании ненормированного режима служебного времени и сверхурочной работы» [5, с. 80].

Переработка должна быть строго учтена, корректно подсчитана и компенсирована для каждого сотрудника органов внутренних дел в рамках правовых норм. Поэтому необходимо конкретизировать и законодательно изменить подход к установлению предела продолжительности ненормированного служебного дня и более детальному рассмотрению вопроса учета часов в рамках ненормированного служебного дня с дальнейшей компенсацией.

Создание ведомственных приказов, регламентирующих внутренний служебный распорядок, способствует более эффективной организации режима служебного времени и время отдыха сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, укреплению служебной дисциплины, помогают рационально использовать служебное время и повышают результативность профессиональной служебной деятельности.

Заключение

Как показывает проведенный выше анализ, юридическая техника и юридическая практика применения трудового, административного и служебного права в отношении прохождения службы сотрудниками ОВД, является достаточно сложной при их одновременном применении. Это продиктовано спецификой служебной деятельности в ОВД и особенностями исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками. Разрозненность трактовки ряда положений действующего законодательства связано с недостаточной уре-гулированностью положений служебного законодательства и трудового, административного права. Это приводит к необходимости сведения положений действующего законодательства и служебного права к единообразию применяемых понятий, а также внесения дополнений в Приказ МВД России № 50 в части:

1) конкретизации понятия «ненормированный служебный день»;

2) определения порядка привлечения сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них

нормальной продолжительности служебного времени, а также установления предела продолжительности ненормированного служебного дня, отграничив его от привлечения сверх установленной продолжительности служебного времени;

3) четко определить порядок предоставления дополнительных дней отдыха за привлечение в выходные и праздничные дни, в том числи при привлечении сверх продолжительного служебного времени, установленного для работы в соответствии с регламентом.

Список литературы

1. Ахметшин, Р. А. Особенности учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими служебных обязанностей сверх установленной законодательством продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни / Р. А. Ахметшин // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — 2018. — № 5. — С. 41—48.

2. Богадуров, Р. Н. Правовые средства защиты трудовых прав сотрудников полиции, при выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени / Р. Н. Богадуров, К. К. Афанесян // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — 2018. — № 3. — С. 23—26.

3. Кузнецов, Р. Н. Актуальные вопросы правосубъектности должностных лиц органов внутренних дел при исполнении должностных обязанностей: на примере служебного (рабочего) времени / Р.Н.Кузнецов, Л.А. Поползухина // Вестник Уральского юридического института МВД России.— 2016, —№2, —С. 46—50.

4. Исаков, И. Н. Социально правовое регулирование трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел / И.Н.Исаков, Р. Н.Богадуров // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — 2017. — № 2. — С. 33—36.

5. Галиуллина, P. X. Служебное время сотрудников органов внутренних дел: правовое регулирование, вопросы правоприменения и судебной практики / P. X. Галиуллина, Н. Ю. Комлев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019.— №1 (55). —С. 78—82.

References

1. Akhmetshin, R. A. Osobennosti ucheta sluzhebnogo vremeni sotrudnikov organov vnutrennikh del pri vypolnenii imi sluzhebnykh obyazannostey sverkh ustanovlennoy zakonodatelstvom prodolzhitelnosti sluzhebnogo vremeni, v nochnoe vremya, v vykhodnye i nerabochie prazdnichnye dni / R. A. Akhmetshin // Aktualnye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. — 2018, — №5, — S. 41—48.

2. Bogadurov, R. N. Pravovye sredstva zashchity trudovykh prav sotrudnikov politsii, pri vypolneniya sluzhebnykh obyazannostey sverkh ustanovlennoy prodolzhitelnosti ezhenedelnogo sluzhebnogo vremeni / R. N. Bogadurov, К. K. Afanesyan // Aktualnye problemy ekonomiki, sotsiologii i prava. — 2018. — № 3.— S. 23—26.

3. Kuznetsov, R. N. Aktualnye voprosy pravosubektnosti dolzhnostnykh lits organov vnutrennikh del pri ispolnenii dolzhnostnykh obyazannostey: na primere sluzhebnogo (rabochego) vremeni / R. N. Kuznetsov, L. A. Popolzukhina // Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — № 2. — S. 46—50.

4. Isakov, I. N. Sotsialno pravovoe regulirovanie trudovykh otnosheniy sotrudnikov organov vnutrennikh del / I. N. Isakov, R. N. Bogadurov // Aktualnye problemy ekonomiki, sotsiologii i prava. — 2017. — № 2. — S. 33—36.

5. Galiullina, R. Kh. Sluzhebnoe vremya sotrudnikov organov vnutrennikh del: pravovoe regulirovanie, voprosy pravoprimeneniya i sudebnoy praktiki / R. Kh. Galiullina, N. Yu. Komlev // Vestnik Kaliningradskogo filíala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2019. — № 1 (55). — S. 78—82.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.