Научная статья на тему 'УЧЕТ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

УЧЕТ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / каналы восприятия / ведущая репрезентативная система / педагогическое взаимодействие. / communication / perception channels / leading representative system / pedagogical interaction.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стойко Нина Сергеевна

в статье освещена тема особенностей работы педагога с детьми, имеющими разные каналы восприятия информации, даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT REPRESENTATIVE SYSTEMS OF STUDENTS IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION

the article highlights the topic of the peculiarities of the teacher's work with children who have different channels of perception of information, recommendations on the organization of the educational process are given.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УЧЕТ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Стойко Н.С.

Стойко Нина Сергеевна - педагог-психолог, ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», г. Пермь

Аннотация: в статье освещена тема особенностей работы педагога с детьми, имеющими разные каналы восприятия информации, даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Ключевые слова: коммуникация, каналы восприятия, ведущая репрезентативная система, педагогическое взаимодействие.

TAKING INTO ACCOUNT REPRESENTATIVE SYSTEMS OF STUDENTS IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Stoiko N.S.

Stoiko Nina Sergeevna - teacher-psychologist, FGKOU "PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL", PERM

Abstract: the article highlights the topic of the peculiarities of the teacher's work with children who have different channels ofperception of information, recommendations on the organization of the educational process are given.

Keywords: communication, perception channels, leading representative system, pedagogical interaction.

УДК 159.9

Понятие «репрезентативная система»

Виды и описание ведущих каналов восприятия

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.

Репрезентативная система — понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира [1, с. 207].

По способу восприятия традиционно выделяется три типа личности: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Описание ведущих каналов восприятия

Для визуалов основной способ познания мира - зрение. Слова, используемые визуалом в своей речи, так или иначе связаны со зрением (видеть, яркий, светлый). Большое внимание он уделяет цветовой гамме окружающих его предметов: интерьера, одежды. У визуала хорошо развита зрительная, образная память (часто в сочетании с моторной). Учащиеся-визуалы легко ориентируются в схемах, таблицах, географических картах, им нетрудно работать с учебником самостоятельно, а тетради обычно выглядят аккуратными.

Аудиалы - те, кто получает информацию преимущественно с помощью слуха. Их словарь часто включает лексику, связанную со слуховым восприятием (слушать, звук, тихий). Аудиалы обычно очень общительны, разговорчивы, легко запоминают то, о чём говорили, что слышали, то есть имеют хорошо развитую слуховую память. Нередко они имеют богатый словарный запас, умеют убеждать и уговаривать. Любят слушать музыку, а подвижные игры их не очень привлекают.

Кинестетики воспринимают информацию с помощью других органов чувств (осязание, обоняние, вкус), а также при участии моторики (двигательной активности). В их речи много слов, связанных с ощущениями (теплый, мягкий, нюхать, хватать). У кинестетиков обычно хорошо развита моторика, они очень подвижны, при этом удерживать подолгу внимание на каком-либо предмете им бывает очень трудно. Они особенно чувствительны к прикосновениям, любят комфортную одежду.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей.

Понятно, что ни один канал восприятия информации не является единственным, мы используем все каналы, но один, как правило, является доминирующим, и его легко выделить, просто наблюдая за подростком, за его речью, за тем, как он относится к тому, что видит, слышит, чувствует.

Почему важно знать, какой тип восприятия информации преобладает?

Зная, кто ваш обучающийся - аудиал, визуал или кинестетик, вы можете использовать это в обучении, сможете общаться с ним на его языке, развивать другие каналы восприятия и тем самым добиваться наилучшего результата и более успешного обучения. Особенности разных типов личности можно использовать как помощь в обучении.

Например:

^ быстрого решения математических задач можно ждать от визуалов;

^ аудиалы могут довольно точно воспроизвести только что услышанную информацию,

легко запоминают стихи;

^ хорошими результатами в спорте могут порадовать кинестетики.

Таблица 1. Как распознать ведущий канал восприятия.

Параметры проявления аудиал визуал кинестетик

Поведенческие признаки Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. При чтении шевелит губами, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счёт и письмо. В группе бывает самым разговорчивым, любит дискуссии, чувствителен к интонациям. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (часто переспрашивает), при этом сам - хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую образную фантазию. Отвечает на физическое поощрение, при общении стоит близко, касается людей, обилие движений, много жестикулирует, раннее физическое развитие, лучше обучается, делая. При чтении водит пальцем. Подбородок держит вниз. Голос может быть низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Речь Мелодичный голос, выразительная речь. Быстрая, громкая речь, высокий тон. Медленная негромкая речь, низкий грудной голос.

Употребляемые слова Звучать, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, мелодичный, громкий, бесшумный Посмотрите, наблюдать, картина, на первый взгляд, яркий, объёмный, красочный, любуюсь, как видите Ароматный, мягкий, теплый, сырой, острый, приятный, прикосновение, гибкий, хороший нюх

Особенности внимания Легко отвлекается на звуки. Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно

объекты. отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе.

Отдых в свободное время Использует отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания. Чаще всего остается в классе, разглядывает книжки, картины на стенах. Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Рабочее место Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест. Рабочее место организовано и упорядочено. Рабочее место не организовано, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места.

Почерк Окончание слов или строчки уходят вверх. Письмо ровное. Окончание слов или строчки уходят вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.

Таблица 2. Рекомендации педагогам по учету репрезентативных систем обучающихся.

Ведущая репрезентативная система Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса

Аудиальная Важно: устные объяснения учителя, сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим. При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). На уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении. Типы заданий: прочитывать вслух задание, прокомментировать что-либо, рассказать классу, объяснить что-то соседу по парте, устный счет с закрытыми глазами, слуховые диктанты, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений. Не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия.

Визуальная В процессе проведения уроков на различных этапах использовать рисунки, таблицы, иллюстрации, графики, фотографии, учебные фильмы или презентации. Важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было "красиво". На уроках визуалы обычно сосредоточены. Виды самостоятельной работы: находить что-то в учебнике, рассмотреть, сделать вывод, списать с образца, зрительные диктанты, задания на нахождение ошибок, работа по иллюстрации. Уместны замечания взглядом, погрозить пальцем, покачать головой. Рекомендуется разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Кинестетическая Важно: использовать жесты, прикосновения, обязательно давать возможность моторной разрядки (написать на доске, провести физкультминутку, и т.п.), так как запоминание материала у кинестетика легче происходит во время движения. Если изучается какая-то справочная информация, кинестетику обязательно нужно записать ее самому. Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии. Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы. Типы заданий: рисование, моделирование, пантомима. Не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки.

Бывает, что каналы (модальности) восприятия у учителя и ученика не совпадают. Например, если преподаватель предпочитает аудиальную форму подачи материала, а учащиеся плохо воспринимают на слух, то эффективность такой работы будет невелика. Если ни преподаватель, ни ученик не обладает

достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счёте это может серьёзно сказаться на эффективности обучения и на обстановке в группе.

Для того, чтобы не возникало таких трудностей можно использовать экспресс-тестирование для определения ведущей модальности обучающегося. Например, диагностику доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, которая служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. Результаты теста помогу найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Для того, чтобы развить ресурсные модальности, весьма полезно использовать групповые методы работы, причем объединять в одну группу учащихся с разными ведущими репрезентативными системами.

Учет репрезентативных систем обучающихся при организации педагогического взаимодействия поможет повысить успешность этого взаимодействия, а значит будет способствовать повышению успешности обучения и воспитания [2, с. 63].

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у суворовца развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем «репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

Список литературы /References

1. Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. М.: Московский психо лого-социальный институт, 2001. - 207с.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М. — Нальчик, 1996. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.