Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку с учетом модальностей восприятия студентов'

Обучение иностранному языку с учетом модальностей восприятия студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2167
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чибисова Е. Ю.

Психологи условно разделяют людей на три категории по типу восприятия информации: аудиал, визуал и кинестетик. Аудиал лучше воспримет информацию через слух, визуал через зрение, а кинестетик почувствует ее. Зная доминирующий канал восприятия своих студентов, сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку с учетом модальностей восприятия студентов»

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2000.

2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.

3. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000.

4. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка/ Дж. Сгайнберг; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Просвещение, 2000.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ С УЧЕТОМ МОДАЛЬНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

© Чибисова Е.Ю.*

Московский государственный строительный университет, г. Москва

Психологи условно разделяют людей на три категории по типу восприятия информации: аудиал, визуал и кинестетик. Аудиал лучше воспримет информацию через слух, визуал - через зрение, а кинестетик -почувствует ее. Зная доминирующий канал восприятия своих студентов, сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.

Обучение иностранным языкам без учета индивидуальных студентов, обречено на низкую эффективность. Индивидуальные модели восприятия того, что передают нам органы чувств подразумевают модальности воспри-ятия или репрезентативные системы. Термин модальность (от англ. Modality) в психологии и физиологии означает принадлежность к определенной сенсорной системе и используется для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, и т.д. Основные каналы получения информации или способы восприятия окружающего мира - это зрение, слух, ощущения, вкус и запах, из них наиболее важные - зрение, слух и ощущения (визуальный, аудиальный и кинестетический каналы). И люди условно делятся на аудиалов визуалов и кинесте-тиков. Внутри себя мы воспроизводим информацию уже при помощи четы-

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

рех репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки), кинестетической (ощущения) и дигитальной (внутренний диалог). С помощью репрезентативной системы (буквально: репрезентация - «повторное воспроизведение») человек обращается к собственному внутреннему опыту. С учетом логического или дискретного способа (формулы, схемы и т.п.), получаем группу дигиталов или дискретов. Но проблема дигитальной системы состоит в том, что она сама без обращения к другим каналам, не способна менять информацию, слова переходят в слова, размышление идет, но возвращается к исходной точке. Поэтому для введения новой информации приходится работать только с тремя модальностями.

Если человек предпочитает одну репрезентативную систему, это накладывает на него определенный отпечаток. Наблюдая за студентом можно отнести его к тому или иному типу по речи, мимике, жестам, позам, движению глаз, голосу, дыханию, особенностям тела.

Ключевые слова. Люди каждого типа в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу, - предикатами. Визуал употребляет слова и фразы, связанные со зрением (посмотрим, наблюдать, проглядеть, осмотреться, казаться, озарило, предвидеть, картина, на первый взгляд, прозрачный, красиво, тусклый, ясно, туманно, расплывчато, яркая личность, как видите, хорошо выглядит, увидеть главное и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слухом (послушайте, обсуждать, рассказать, обговорим, настроиться, молчаливый, тишина, монотонно, благозвучный, гармонично, тихо, глухо, прослушать, во весь голос, услышать основное, громкое имя, хорошо звучит, навострить уши, и т.д.). Кинестетик использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, упустить, ускользать, задержаться, продемонстрировать, трогать, прочувствовать, прикинем, повернуться, мягкий, теплый, вялый, неприятный, прикосновение, гибкий, твердо решить, хороший нюх, уловить суть, заострить внимание, сильная личность, гладко выходит, выбросить из головы, и пр.). Есть и нейтральные слова: воспринимать, понимать, узнавать, решать, мотивировать, изменять, постигать, плохой, проигнорировать, понять смысл, обдумаем, обычный, объяснить, осознать, все правильно и др. У дигиталов специальных слов нет, они пользуются нейтральными и аудиальными. В качестве небольшого теста можно предложить студентам описать аудиторию, в которой проходит занятие. «1) Эта аудитория светлая, просторная. И стены такого цвета, что она кажется еще больше (Говорит визуал); 2) Но здесь достаточно шумно. Говоришь громко, а почти никому не слышно (Аудиал); 3) Зато здесь тепло, и стулья мягкие. Дышать легко. А то в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам (Кинестетик); 4) Все правильно. Но хочу обратить ваше внимание на то, что здание университета устроено нерационально (Дигитал)».

Мимика, жестикуляция, поза. Визуал делает жесты выше уровня плеч (держит палец у рта, тычет указательным пальцем перед своим лицом,

подпирает ладонью щеку, хватается за голову, поправляет галстук и т.д.), его привычная мимика - слегка приподнятые брови как знак внимания, визуалы сидят и стоят обычно прямо, если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Аудиал жестикулирует на уровне груди (держит руки лодочкой, похлопывает себя по груди, тычет в свою грудь большим пальцем, скрещивает на груди руки и т.д.), сидит прямо, но с легким наклоном вперед, достаточно характерна «телефонная поза» - голова наклонена немного набок, ближе к плечу. Кинестетик часто прибегает к жестам, ниже груди (делает движения ладонями, соединяет ладони и опускает руки, держит сжатые руки за спиной, похлопывает себя по бедрам и т.д.). Кинестетики предпочитают мягкую удобную мебель, обычно сидят наклонившись вперед, часто сутулятся, наклоняют голову немного набок и вперед, любят быть близко к собеседнику, чтобы прикоснуться. Это люди действия. Им необходимо двигаться, ходить, трогать, пробовать, хотя это не означает, что они очень активные люди. Поза дигитала похожа на кинестетическую, но голова наклонена немного набок и влево.

Голос. Визуал характеризуется высокими темпом и тоном, аудиал -средними и приятным, мелодичным, голосом, кинестетик - низкими темпом и тоном, голос у него довольно глухой.

Дыхание. Визуалу свойственно верхнее (ключичное) дыхание, аудиалу - среднее (межреберное), кинестетику - нижнее (диафрагмальное).

Особенности тела. Визуалы часто худощавы, у них бывают тонкие губы. У тела аудиалов особо характерных признаков нет. У кинестетиков тело бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. У дигитала плотное тело, губы - обычно поджаты.

Движения глаз или «глазные сигналы доступа». Неврологические исследования показали, что движения глаз связаны с активацией различных частей головного мозга и могут быть визуальными сигналами, позволяющими понять, как человек получает доступ к информации. При визуализации прошлого опыта глаза перемещаются вверх и влево, а во время конструирования картинки из слов или воображении чего-то, раньше не виденного, - поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда человек вспоминает звуки и по горизонтали вправо - когда конструирует их. При получении доступа к ощущениям типично движение глаз вниз и вправо. При разговоре с самим собой, глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированный невидящий взгляд прямо перед собой тоже говорит о визуализации. Движения глаз очень быстрые, но при сознательном наблюдении можно увидеть их, например, когда студент отвечает на вопрос, связанный с памятью.

Дает интересную информацию и статистика. В России распределение по типам восприятия приблизительно такое: визулы - 35 %, аудиалы - 25 %, кинестетики - 40 %, а по типам мышления: визуалы - 35 %; кинестетики -35 %; аудиалы - 5 %; дигиталы - 25 %; А вот результаты обследования

российских школьников. В младших классах дети, в основном - кинесте-тики (40 %), наименее развита у них визуальная система - 10 %, мало детей с хорошо развитыми двумя репрезентативными системами. В средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к аудиальной и частично визуальной. К 5-му классу также большинство учащихся имеют одну хорошо развитую репрезентативную систему, но перестраивают свою ориентацию в использовании систем. Примерно каждый третий - ещё кинестетик, но для большинства важна аудиальная система: у 17 % она преобладает, у 12 % конкурирует с кинестетической, у 13 % - с визуальной. Визуальная система оказывается на последнем месте - 12,5 %, хотя число детей, использующих ее в качестве ведущей увеличивается. В старших классах реже встречаются ученики, у которых хорошо развита только одна модальность, у многих примерно одинаково развиты две модальности, достаточно часто - кинестетическая. Еще больше развивается визуальная модальность: она представлена у 45 % учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой снижается до 6 %. У 65 % старшеклассников, визуальная репрезентативная система - ведущая, при этом велика доля визуалов-кинестетиков - 46 %. То есть визуальная система восприятия прогрессирует. Опора в получении информации только на какую-либо одну из репрезентативных систем в этом возрасте становится нехарактерной. Примечательно, что в 10 классах нет учащихся с резким преобладанием одной репрезентативной системы. Данные исследований не противоречат известным фактам. Новорожденный ребенок - кинестетик, он познает окружающий мир на ощупь, а иногда и на вкус, более того, движения, мышечная активность являются катализатором развития мозга и, следовательно, всех остальных каналов восприятия. Затем он начинает различать звуки и зрительные образы, причем острота зрения повышается постепенно: от 70 % до полноценного. Позже развивается речь, которая усложняется с возрастом. В последнюю очередь у человека развивается способность к логическому мышлению, которая к тому же зависит от образования, наличия знаний, опыта. То есть развитие идет по схеме кинестетик-аудиал-визуал-дигитал, но также предполагает, что человек начитает лучше ориентироваться в других, не доминирующих модальностях. Первокурсник ВУЗа (тот контингент, с которым приходится работать преподавателю иностранного языка) - человек достаточно развитый, имеет навыки получения информации на слух (лекции) и работы с визуальной информацией (учебники, конспекты, экран компьютера, телевизора), вообще живет в окружении современной культуры, которая носит скорее визуальный характер. При этом наш студент уже обладает достаточными способностями к логическому (дигитальному) мышлению.

Зная принадлежность студента к тому или иному типу восприятия, можно понять организацию мышления и особенности памяти, выбрать наиболее

подходящие способы обучения. Специалисты считают: от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика - ни того, ни другого, ему нужно больше времени и терпения со стороны преподавателя. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, и его может отвлечь любой фактор; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Визуал помнит то, что видел, аудиал - то, что обсуждал; слышал, кинестетик помнит общее впечатление, и то, в чем участвовал, работая, двигаясь. Например, для того чтобы запомнить слово, кинестетик должен написать его собственноруч-но, аудиал - произнести, визуал - увидеть, как оно пишется. Пояснения, правила, домашнее задание визуал охотнее перепишет с доски, он предпочитает иметь запись нужной ему информации, а не спрашивать у других, аудиал: скорее всего, переспросит у преподавателя или у товарища, со слуха запишет информацию, а может узнавать ее у одногруппников уже дома по телефону, кинестетик: находит нужные страницы и прямо в учебниках отмечает примеры, модели, обводит номера нужных упражнений.

Важно общаться со студентом на «его языке»: с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, выделяя цветом различные пункты; используя наглядные пособия; с аудиалом - используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), подчеркиваяя ритм речи, со скоростью, характерной для этого типа восприятия; с кинестетиком - используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость.

В аудитории визуалам нужна такая дистанция, чтобы лучше все разглядеть, они садятся за дальние парты, чтобы увеличить поле зрения, и не следует им препятствовать. Для визуалов зрение и слух - одна система, если они не видят, то как бы и не услышат. При изучении иностранных языков они оценят, красивый учебник, им полезно пользоваться графиками, таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, фильмами. Упражнения из учебника лучше делать письменно. Задания должны быть перед «глазами». При выполнении работы, во время ответа визуалу лучше разрешить иметь под рукой листок, на котором он, размышляя, будет чертить, штриховать, рисовать и т.д. Отвечая, визуалы жестикулируют, руками показывают то, что объясняют. Лучшая форма контроля, комфортная для студента и дающая преподавателю объективную информацию об усвоении материала - письменная: тесты, диктанты, сочинения, рендеринги, письменные переводы. Для самостоятельной работы рекомендуются пособия типа: «Иностранный язык в таблицах», «Схемы спряжений неправильных глаголов» и другие, с упором на наглядное представление материала. Визуалам надо стимулировать зрительную память: составлять списки новых слов, приклеивать на предметах ярлычки, с иностранными названиями, делать карточки с русскими словами на одной стороне и иностранными -на другой, читать иностранных авторов в оригинале.

У аудиалов нет проблем с языковым барьером, хорошее произношение, им нравится слушать радио, песни на иностранном языке, разговаривать, даже вести дневник. Аудиалу обычно надо все проговорить, не надо делать замечания, когда он бормочет, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. Аудиалы любят диалоги. Для них очень эффективны устные упражнения, во время устного ответа они чувствуют себя комфортно, показывают хорошие результаты. Для самостоятельной работы им подходят аудиокурсы, озвученные электронные книги, различные подкас-ты по иностранным языкам, найденные в интернете.

Кинестетику нужно трогать, двигаться, что-то сделать самому. Наилучшее для них место в аудитории - прямо перед преподавателем, чтобы возникало ощущение контакта. Кинестетики обычно весьма слабо планируют - в их системе нет возможности что-то придумывать. Для них на занятии разделиться на подгруппы даже важнее задания, ради которого это делается. Кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфорт - ведь они в переживания погружаются. Студенты, утверждающие, что у них «нет способностей к языкам», - как правило, именно кинестетики. Ки-нестетикам действительно сложнее всего: они должны «почувствовать», «ухватить», «пощупать» язык. Кинестетиков не надо заставлять долго сидеть неподвижно; лучше давать им возможность моторной разрядки (сходить за мелом, подойти к преподавателю, написать на доске и т.д.); запоминание материала у них легче происходит в движении. Им полезно съездить в отпуск в страну изучаемого языка, увлечься приготовлением блюд иностранной кухни по рецептам на иностранном языке. Если есть возможность, им надо заниматься у частных репетиторов: раз кинестетики лучше всего воспринимают материал через ощущения, общение с живым человеком - самое эффективное для них.

Дигиталы просят сформулировать правило, дать инструкцию, ищут в языке логику. И преподаватель должен показать эту логику: в грамматике, в словообразовании и т.д. Дигитальный канал отвечает за контроль речи, за формулировку фраз. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, трудно, но дигитал может это сделать действительно хорошо, письменные переводы, аннотации, рефераты, сочинения, а также подбор определений, замена синонимов и т.п., а также упражнения по модели - это их задания.

Есть еще одно свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри (видеть своими глазами, чувствовать), или воспринимать со стороны, как бы вне ее, больше оценивать (диссоциированно). Визуалы могут легко занять внешнюю позицию по отношению к событию - диссоциироваться, что позволяет им

хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, реально оценить и найти новые, более эффективные способы поведения, но может лишить вовлеченности в процесс. Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченными в нее в полной мере. По этой причине им хорошо подходят метод проектов, метод погружения, участие в экскурсиях, спектаклях на иностранном языке, деловые игры, вообще игровые методики обучения.

Надо учитывать, что понятия «визуал», «аудиал» или «кинестетик» весьма относительны, т.к. нет того или иного типа в чистом виде, речь идёт лишь о ведущей модальности. Все же такое деление важно потому, что репрезентативные системы лежат в основе любого общения, в том числе -общения обучающего и обучаемого. Информация, идущая через нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда способ передачи информации отправителя совпадает с ведущей модальностью получателя, студенты хорошо запоминают и усваивают материал, когда преподаватель переключается с ведущей модальности на другую, студент вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Период трансляции требует временного отключения от реальности, что приводит к появлению пробелов, выявляемых при повторении и тестировании. Но это не предполагает работу с каждым студентом индивидуально с учётом его модальности. Наша задача сократить количество пробелов в усвоении материала. Оно значительно улучшается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы), ведь доверие к «своему» типу подсознательно выше. Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в ВУЗах их практически нет (если не считать преподавателей физкультуры). Несмотря на то, что обучение в ВУЗе не индивидуальное, а коллективное, аудиторное, оно подразумевает как отправителя информации (преподавателя), так и получателя (студента). Люди часто выбирают один способ запоминания, и используют почти исключительно его, например, объясняя материал, преподаватель устанавливает хороший контакт лишь с той частью аудитории, которая предпочитает аудиальный способ. Представляя информацию через все каналы восприятия: зрение, слух, кинестетический канал, с помощью устных объяснений, аудио- и видеозаписей, доски, таблиц, графиков, рисунков, схем, представляющих материал занятия, ролевых игр (чтобы эмоционально ввести в содержание предмета), можно задействовать все три модальности, что поможет студентам развивать неведущие модальности и при этом лучше запомнить сведения независимо от того, предпочитают ли они одну модальность или уже используют все три. Так у каждого студента будет шанс усвоить хотя бы часть сообщений. Если процесс подачи информации происходит во всех трёх модальностях, студенты позже легко воспроизведут её («свяжутся» со своей памятью), используют ли они аудиальный, визуальный или кинестетический каналы.

Деление студентов на типы по ведущей модальности восприятия и основанные на нем методы изложения материала и проверки его усвоения, к требуют дополнительных затрат времени, внимания и усилий со стороны преподавателя, но это оправданно, так как позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку.

Список литературы:

1. Бодалев A.A. Психология общения. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 2001.

3. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.,1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.