НИ.......У.......ИИ1
УЧИТЬ УЧИТЬСЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Часть вторая
Ксения Дмитриевна Дятлова, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, [email protected] Артём Дмитриевич Варакин, аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
• индивидуальный стиль учения • сигнальные системы • межполушарная асимметрия
• репрезентативные системы
В последнее время проблема существования разных способов восприятия информации не ограничивалась изучением межполушар-ной асимметрии, но активно разрабатывалась в русле нейро-лингвистического программирования (НЛП). Способы получения, хранения, кодирования (и воспроизводства) информации известны как репрезентативные системы (РС). Репрезентативная система - (система представлений, сенсорный канал) - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира. Репрезентативная система даёт ответ на вопрос: как вы думаете?
Существуют четыре варианта подобных систем: визуальная система - «вижу», ауди-альная система - «слышу», кинестетическая система - «чувствую» и система, которая условно называется «думающий тип» -дигитальный или дискретный. Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако обычно ведущим является часто только один из них. Таким образом, по способу восприятия и переработки информации людей делят на визуалов (преимущественно принимают и перерабатывают информацию о своём окружении визуально, с помощью перцептивных или мысленных зрительных образов), кинестетиков (воспринимают мир через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления), ау-диалов (основную информацию получают посредством слуха) и дигиталов (восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов).
Конечно, любой человек использует все РС постоянно, хотя осознаёт их не в равной степени, то есть в обычных условиях восприятие действительности имеет полисенсорный характер. По мере взросления у человека обычно становится ведущей одна РС. Более всего это проявляется в стрессовой ситуации - человек склонен «закрываться» в одном доминирующем канале, тогда как в комфортных условиях открываются все его сенсорные каналы. Можно сказать, что РС являются своего рода «фильтрами» нашего восприятия. Следовательно, тот фильтр, через который пройдёт больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) «сенсорной записи».
Нейро-лингвистическое программирование считает, что любой стимул из внешнего мира улавливается анализаторами, переводится во внутренний мир(интериоризирует-ся), перерабатывается, хранится и в нужный момент снова поступает (выводится) во внешний мир. Весь этот процесс имеет ней-ро-физиологическую обусловленность, поэтому процессы репрезентации отражаются в речи (сенсорные предикаты) и микрофизиологии (дыхание, мускульное напряжение, глазодвигательные реакции и т.д.). С помощью этих предикатов можно распознать ведущую РС человека.
Проще всего (и интереснее для учащихся) провести распознавание их ведущих РС по речевым предикатам, то есть ключевым словам, описывающим процесс. Люди ис-
Нейро-лингвистические предикаты репрезентативных систем
Таблица 1
Группа слов-предикатов
Ведущая репрезентативная система
Визуальная
Аудиальная
Кинестетическая
Глаголы
Видеть, смотреть, сфокусировать, наблюдать, мелькать
Говорить, слушать, слышать, звучать, молчать, орать, оглушать, кричать, заявлять, звенеть, спрашивать, резонировать, скрежетать, толковать, скрипеть, настаивать, согласовывать, акцентировать
Чувствовать, ощущать, взяться, вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, сдавать, затронуть, сжать, сносить, хватать, обожать, тереть, толкать, трогать, зажимать, орудовать, прикасаться, тянуть, нюхать, гладить, бить, обонять, осязать, пахнуть
Существительные
Зрение, обзор, глаз, взгляд, зрелище, блеск, иллюстрация, воображение, картина, сцена, ракурс, перспектива, прозрение, фокус, иллюзия, вид
Голос, звук, звонок, речь, разговор, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, ритм, молчание, гармония, музыка, звучание, шорох, шепот, стук
Напряжение, тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок, вкус, запах, аромат, сладость, горечь
Прилагательные
Яркий, ясный, туманный, расплывчатый, цветастый, пёстрый, красный, синий (все цвета), слепой, колоритный, блёклый, крупный, мелкий, невиданный
Громкий, тихий,
монотонный, немой,
неразговорчивый,
неслыханный,
пронзительный,
созвучный
Гладкий, жёсткий, лёгкий, мягкий, нежный, осязаемый, шёлковый, ощутимый, твёрдый, тёплый, тяжёлый, удобный, холодный, тугой, вязкий, шершавый, ледяной, пресный, кислый, несвежий, сладкий, терпкий, ароматный, горький, солёный
Наречия
Отчётливо, ясно, туманно
Громко, тихо, отчётливо, неслышно
Больно, взвешенно, вкусно, остро, сладко, кисло, пряно
Устойчивые выражения
Без тени сомнения, будущее выглядит светлым, внимательно рассматриваю эту идею, имею смутное представление, прояснилось для меня, решение возникло перед глазами, смотреть скептически, смотрим в глаза, что вы имеете в виду, это прольёт немного света на существо вопроса, розовые очки, тёмная лошадка, белая ворона
Говорить
на тарабарском языке, давать аудиенцию, держать язык за зубами, жить в гармонии, задавать тон, звонить в колокол, на той же длине волны, пропускать мимо ушей, слово за слово
Загореться желанием, задержаться на секунду, палец о палец не ударил, пальцем не тронуть, плавно регулировать, руки чешутся, печенкой чувствую, связался с вами, с холодным сердцем, твёрдое основание, толстокожий, ухватил эту идею, хватать звёзды с неба, хладнокровный человек
Главное слово
Красиво
Тихо
Удобно
пользуют язык для передачи мыслей, то есть слова отражают способ мышления. Кто-то мыслит картинками, кто-то - звуками, а кто-то - ощущениями. Эти сенсорно-определённые слова - глаголы, существительные, прилагательные, наречия - и называются ней-ро-лингвистическим предикатам (табл. 1).
Для дигиталов характерными словами и выражениями являются: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?», «функционально», «логично». В разговоре всё логично и нет терминов, описывающих мир. Пример дигитала - это программист.
НИ.......У.......ИИ1
Для распознавания своей ведущей репрезентативной системы по нейро-лингвисти-ческим предикатам предложите ученикам написать домашнее сочинение объёмом одну страницу на тему «Моё самое интересное событие в жизни», причём, конечно, не зная цели этого задания. Необходимо предупредить, что сочинение не будет читать никто (ни преподаватель, ни другие ученики). На следующем уроке нужно ознакомить учащихся со словами-предикатами, характерными для каждой РС. Урок пройдёт гораздо интереснее, если учитель не продемонстрирует всю таблицу 4, а назовёт лишь несколько слов из каждой ячейки, а ученики сами дополнят его. Затем каждый ученик в своём сочинении одним цветом самостоятельно выделяет визуальные предикаты, другим - аудиальные, третьим - кинестетические. Подсчитывает число В, А, К. Определяет по максимуму предикатов ведущую РС и «ставит себе диагноз».
На факультативе или биологическом кружке можно использовать и другие тесты по выявлению репрезентативных систем: например, С. Ефремцева1, Л.М. Золотухиной2 и др.
Вполне естественно, что ребёнок, несмотря на свою принадлежность к той или иной ка-
тегории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые также необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребёнка общаться3! Почти у половины ребят одинаково хорошо развиты два, а в некоторых случаях и три канала восприятия. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идёт процесс обучения4.
Ведущая репрезентативная система накладывает отпечаток на внешность, поведение, манеру общения человека, что также позволяет выявить аудиала, визуала, кине-стетика и дигитала. Эти внешние проявления называются сигналами доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определённая внутренняя связь между дви-
1 http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva
2 Золотухина Л.М. Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников http://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2012/04/13/ispolzovanie-reprezentativnoy-sistemy-v-vospitanii-i-obuchenii
3 Ольга Леухина (http://ya-roditel.ru/parents/base/lecture/31816/)
4 http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02p.shtml)
Характерные внешние проявления ведущих репрезентативных систем
Таблица 2
Репрезентация Визуал Кинестетик Аудиал Дигитал1
Поза Прямая, расправленная голова и плечи приподняты. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперёд к собеседнику, плечи и руки подаются вперёд Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то («телефонная поза»). Посадка прямая Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова
Тип тела Как «тощий», так и «тучный» Пухлый, округлый, мягкий. Раннее физическое развитие Чёткой зависимости нет Мягкое, полное
Форма губ Тонкие, узкие Пухлые, мягкие Различная Узкие, стянутые
Голос Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, неестественный, медленный, мягкий Монотонный (речь как бы на одной ноте), речь с длинными паузами. Хорошо имитирует тон, высоту голоса Монотонный, прерывистый, густой
Движения Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища Свободные, плавные, обильные. Хорошая координация Экономные, то зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища Движения негибкие, обычно застывшая поза
Репрезентация Визуал Кинестетик Аудиал Дигитал1
Мимика, жестикуляция Основные движения вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови и т.д. При разговоре подбородок поднимается вверх, жесты рук на уровне плеч и выше Много жестикулирует, обычно ниже пояса. При разговоре подбородок опускается вниз Основные движения вокруг рта и ушей. При разговоре подбородок опускается вниз, жесты рук на уровне груди
Речь Быстрая, но частые паузы, нередко можно слышать звуки «э», «а», «м-м», начинает фразу с местоимений «ты» или «вы». Хороший рассказчик. Склонен фантазировать, его описания живые, образные Лаконичен, использует сильные слова, часто звучит местоимение «я» Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. Часто использует выражения типа «те, кто», «тот, кто», крайне редко употребляет местоимение «я». В группе часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии
Особенности памяти Помнит то, что видел. Запоминает образами. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации Хорошо помнит общее впечатление о событии, слаб в деталях. Всю информацию пропускает через себя, свои чувства Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал Помнит символами
Черты характера Организован, наблюдателен, как правило - спокойный, уравновешенный Может быть неопрятен, неаккуратен. Предпочитает удобную одежду, комфорт, а не внешний вид Не ориентирован на внешний вид. Рабочее место не организовано. Вещи располагает в горизонтальном порядке Отстранён
Дистанция при общении Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят Максимально близкая; любит прикасаться к партнёру руками Небольшая, но предохраняются от прикосновений Отдалённая
Характерные черты Не хотят быть ниже собеседника. В стрессе в диалоге преобладает обвинительный уклон, оценивает всё вокруг критически В стрессе выбирают тактику извиняющегося, из стресса выходят, беря вину на себя. Сильная интуиция. Могут иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам Очень многословны. Задумавшись, могут разговаривать сами с собой, шевелить губами при чтении, проговаривая слова При стрессе становятся сверхрациональными
Правила общения «Посмотри, чтобы услышать» Скорее прикоснётся, нежели посмотрит. Отвечает на физическое поощрение «Чтобы услышать, не смотри» (не любит контакта глазами), при разговоре смотрит собеседнику в лоб Никакого зрительного контакта
Глазные сигналы доступа (взгляд) Вверх налево и направо Вниз налево и направо Уровень левый и правый (голова часто склонена набок и опущена) Уровень левый и правый (голова обычно поднята)
Внешнее проявление сильных ощущений Показывают на глаза Показывают на живот Показывают на уши Не проявляют
Использование свободного времени Наблюдение, чтение, размышление Движение, спорт, ручные поделки Разговоры, музыка, пение, театральная деятельность Чтение, размышление, компьютер
1 Для дигитала многие строки таблицы не заполнены в силу недостаточной изученности представителей этого типа
НИ.......У.......ИИ1
жениями и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространёнными во всём мире. Обобщая работы Л.М. Золотухиной, И.В. Левченко, Л.С. Павловой, А.Л. Сиротюк и многих других авторов, мы предлагаем таблицу 2.
Конечно, давать на уроке в 8-м классе всю эту таблицу не только не нужно, но и, пожалуй, вредно - слишком много времени и информации. Кроме того, эти данные не помогут ученику определить свою ведущую репрезентативную систему - со стороны себя не видно. Эти данные могут быть полезны учителю для определения ведущей РС своих учеников - информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима для того, чтобы более «тонко» подстроить методы и приёмы обучения. А вот в профильных классах мы рекомендуем ознакомить учащихся со всей таблицей. Умение выявлять ведущую РС своих родителей, родственников, педагогов, друзей поможет подростку сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, «подстраиваясь» под собеседника, говоря с ним на понятном (и приятном) ему языке. А ведь сколько конфликтов возникает, например, когда аудиал говорит с визуалом, как страдает от отсутствия физического контакта кинестетик или мучится от прикосновений дигитал! Объясните школьнику, что учитель-визуал предпочтёт ответ на экзамене или даже у доски в сопровождении рисунка, схемы, таблицы, плана, а учитель-аудиал будет явно тяготеть просто к устному, хорошо подаваемому ответу. Учителя-кинестетики крайне редки, да и сложно представить ответ ученика, приятный кинестетику!
Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном их мозгу языке, то есть с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие. Для этого прежде всего надо научиться варьировать изложение материала во всех трёх модальностях. Это активизирует развитую модальность ребёнка и учит его использовать несформированные системы восприятия, открывает новые возможности усвоения материала. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия.
Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников.
Работая с учеником-визуалистом, используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.
Работая с учеником-аудистом, используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля (ритм метронома).
Работая с учеником-кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание. Поскольку кинестетики всю информацию пропускают через себя, не жалейте эмоций (удивление, восторг, страх). Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания5.
Специалисты говорят:
• от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
• визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издаёт звуки, шевелит губами -так ему легче справиться с заданием;
• кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить
5 http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02p.shtml)
за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения6.
Замечания ученику необходимо также делать на его языке:
• визуалисту - покачать головой,погрозить пальцем;
• кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему;
• аудиалу - сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Дети с различными доминирующими репрезентативными системами весьма различаются и по характеру внимания: ребёнка-ви-зуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь.
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02p.shtml)
Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.
Память ученика также зависит от ведущей РС. Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Учителя обычно склонны учить аудиально, а экзаменовать -визуально и в другой последовательности. Ученик, запомнивший аудиально, вынужден транслировать информацию в другую модальность. Аудал не может одновременно двигаться вперёд и слышать информацию. Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации - основной ключ к академическому успеху. Это важная задача начальной школы. Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность. Этот вид памяти лучше всего развит у детей младшего школьного возрас-
Таблица 3
Основные методы и средства, применяемые при визуальном, аудиальном и кинестетическом стилях
обучения (преподавания и учения)
Учебный цикл Визуальный стиль обучения Аудиальный стиль обучения Кинестетический стиль обучения
Гуманитарные науки Надписи на доске, работа с ручкой и бумагой, чтение учебника «про себя», просмотр учебных фильмов, словарь на карточках, реферирование, конспектирование Лекция, диалоговый режим, дискуссия, чтение учебника вслух (проборматывая), диктофон, аудиокниги Взаимодействие, ролевые и другие игры, соревнования, работа в группах, чтение, водя пальцем по строчкам
Точные науки Учебник, письменные задачи, наглядные пособия, схемы и решения на доске, таблицы Продолжительные устные лекции, устные задачи, задания на быстрый счёт вслух и др. Решение задач с использование реальных предметов, соревнования по командам, лабораторные работы, изготовление моделей
Естественные науки Наблюдения, чтение учебника, записи в тетради, просмотр фильма, ДЕМОНСТРАЦИЯ опытов, наглядные пособия, рисунки, таблицы, лист опорных сигналов, словарь на карточках Устные объяснения учителя, сообщения учащихся, диктофон, устные инструкции, выступления Самостоятельное ПРОВЕДЕНИЕ экспериментов, практические задания, лабораторные работы, экскурсии, работа с живыми объектами и фиксированными препаратами, коллекциями, гербариями
Рекомендации при выполнении домашних заданий Составить таблицу, схему. Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного. Сделать краткие записи. Составить лист опорных сигналов Прочитать материал вслух. Пересказать. Подготовить сообщение Сформулировать вопросы к тексту. Составить тестовое задание. Поработать сценаристом. Составить лист опорных сигналов, план, таблицу, график, схему, рисунок
НИ.......У.......ИИ1
та. Надо научить учащихся «транслировать» знакомую им кинестетическую память в ау-диальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Этот процесс носит название «визуализация памяти»7.
Резюмируя всё вышесказанное и опираясь на работы И.В. Левченко, Л.М. Золотухиной, Л.С. Павловой, А.Л. Сиротюк и многих других авторов, можно дать характеристику трём стилям обучения, включающим рекомендации как для учителя (преподавание), так и для учащихся (учение) (табл. 3).
Вот с этой таблицей, возможно, с коррективами, обязательно ознакомьте учащихся, это поможет им выработать свои приёмы и методы эффективной работы, то есть начать формировать индивидуальный стиль учения.
В целом, видимо, современная система школьного образования нацелена на визуа-лов и развивает именно эту репрезентативную систему: преобладание учебной визуальной информации, визуального контроля знаний (контрольная работа, тест, письменный экзамен). Большая часть методов и средств обучения рассчитана именно на визуалов. Ориентация современного образования на визуалов настоятельно требует от учителя формирования у своих учеников умений переводить аудиальную и кинестетическую информацию в визуальную форму, попросту учить записывать свои впечатления, ощущения и знания.
Интересно, что именно биология как наука и учебный предмет даёт широкий простор для получения и переработки информации не только визуалу, но и кинестетику. Таким образом, перед каждым современным учителем биологии стоят три насущные задачи, решение которых поможет реализовать требования ФГОС-2 полного среднего образования по формированию универсальных учебных действий:
• овладеть способами оценки индивидуальных психофизиологических когнитивных особенностей (прежде всего стилей кодирования информации) каждого ученика;
• отшлифовать свои способности подавать учебную информацию в полимодальной форме, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал,
полнее задействовать оба полушария и обе сигнальные системы учеников;
• ознакомить на уроке учащихся со способами оценки своих когнитивных особенностей и совокупностью приёмов учения, позволяющих носителю данных качеств сформировать свой индивидуальный стиль учения и повысить эффективность образовательного процесса.
Мы попытались силами преподавателей биологического факультета Нижегородского университета внедрить систему формирования индивидуального стиля учения «Учись учиться» для учеников 10-х классов шести школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (153 чел.). В каждом классе был проведён цикл лекционно-практических занятий, который включал знакомство школьников с их психофизиологическими особенностями протекания познавательных процессов:
• доминирование первой или второй сигнальной систем;
• степень межполушарной асимметрии;
• ведущая репрезентативная система.
Для каждой психофизиологической особенности кодирования информации ученикам сообщался комплекс видов деятельности, методов, приёмов, этапов учения, обеспечивающих его эффективность носителям данной особенности, а также комплекс упражнений, позволяющих развить недостаточно сформированные функции познавательной сферы. Все школьники - участники проекта «Учись учиться» - оценили его с помощью анкеты. Данные анкеты обрабатывались по методу средневзвешенной оценки (СВО).
Оценочная анкета курса «Учись учиться»
I. Просим вас заполнить данную анкету. Благодаря правдивым и хорошо продуманным ответам, вы сможете помочь преподавателю данного курса усовершенствовать содержание и методы преподавания.
7 Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
Примечание: анкета анонимная. Инструкция: Для каждого предложения покажите степень вашей оценки, проставляя только в один квадрат, тот, который отражает ваше восприятие. Если вы сделали
ошибку, то зачеркните неправильный ответ, а крестик поставьте в нужный квадрат. Шкала оценок: 5 - «Очень хорошо»; 4 - «Хорошо»; 3 - «Посредственно»; 2 - «Плохо»; 1 - «Очень плохо».
Утверждение 1 2 3 4 5 СВО
Я не знал(а), что существуют индивидуальные стили учения 3,19
Я не знал(а), какой стиль учения подходит мне лично 3,39
Я узнал(а) много нового и полезного для себя 4,32
Я разработал(а) для себя свои приёмы и методы учения 3,63
В результате курса повысился мой интерес к учению вообще 3,47
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше 4,19
Считаю, что курс полезен большинству учащихся 4,48
Я хотел(а) бы получить от преподавателя больше материала по индивидуальным стилям учения 3,65
Я сам(а) ищу материал по индивидуальным стилям учения и осваиваю новые приёмы и методы 2,72
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время со своими одноклассниками (друзьями) 3,17
Я стал(а) учиться с удовольствием 3,48
II. Определите общую ценность курса, подчёркивая одну из следующих оценок:
Очень большая; большая; средняя; низкая; очень низкая.
III. Просим написать ваши комментарии и рекомендации на обратной стороне листа.
Благодарим вас за участие! Желаем стать полноценным, компетентным и конкурентоспособным специалистом.
В целом курс «Учись учиться» с интересом воспринят школьниками и оценивается ими как полезный. Общая ценность курса получила отметку 3,97. Отрадно, что высокие баллы (> 4) получили утверждения:
«Я узнал(а) много нового и полезного для себя», «Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше», «Считаю, что курс полезен большинству учащихся». Но, к сожалению, школьники не проявляют самостоятельной активности в разработке индивидуального стиля учения: утверждение «Я сам(а) ищу материал по индивидуальным стилям учения и осваиваю новые приёмы и методы» получило минимум баллов -2,72. Это означает, что школьникам требуется помощь преподавателя в формировании индивидуального стиля учения.
Мы полагаем, что курс «Учись учиться» оправдал себя, и будем продолжать работу вданном направлении. □