Научная статья на тему 'Учет при определении сравнительной экономичности вариантов затрат на воспроизводство рабочей силы'

Учет при определении сравнительной экономичности вариантов затрат на воспроизводство рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет при определении сравнительной экономичности вариантов затрат на воспроизводство рабочей силы»

В 2000 г. произведено подсолнечника на 400 ц или на 3,5% меньше, чем в 1996 г.

Снижение затрат труда в результате уменьшения производства подсолнечника:

Дq = ЦЕЯ1 -Яо) = 10,89(10985 - 11387) = 4378 человеко-часов.

Индекс структуры производства подсолнечника:

т £ 138912 10985 11£1Л

• = ^-------------------=------------:--------= 1,1614 или 1161%

8 £ ^0 £ я0 123988 11387 или 6,%

Прирост затрат труда в результате изменения структуры производства подсолнечника:

Дз = 138912 - 123988 + 4378 = 19302.

В структуре производства подсолнечника увеличился удельный вес хозяйств с более высокой трудоемкостью. Поэтому и средняя трудоемкость возросла на 12,04%. В результате затраты труда повысились на 14924 чел.-часов.

Взаимосвязь между индексом объема и структуры производства, индексом объема производства и структуры и индексом структуры:

^з = ^ • Ж>; 1,1204 = 0,965 • 1,1624.

Дяз = Дя + Дз; 14924 = - 4378 + 19302.

Индекс трудоемкости производства 1 ц подсолнечника постоянного состава:

£ ^1 144110

£1оЯ1 =138912 Прирост затрат труда:

Д = - ЕІ0Я1 = 144110 - 138912 = 5198 человеко-часов.

Трудоемкость производства подсолнечника увеличилась на 3,7%, в результате на его производство затрачено на 5198 чел-часов больше.

Величина индекса производительности (иг), будет равна обратной величине индекса трудоемкости (1 : иг). Вычислен индекс производительности труда постоянного состава:

т £І0Я1 138912

• г = ^= 0,964 или 96,4%.

£г1я1 144110 ,

или 1 : Л = 1 : 1,037 = 0,964.

Перерасход затрат труда в результате снижения производительности труда будет равен:

Д = 138912 - 144110 = - 5198 человеко-часов.

Производительность труда снизилась на 3,6%. В результате затраты труда на производство зерна увеличились на 5198 чел.-часов.

Рассчитана взаимосвязь полученных индексов:

^ • Ж • ^; 1,162 = 0,965 • 1,1614 • 1,037.

Вычисленные индексы затрат труда показывают, что в хозяйствах республики имеются значительные резервы снижения затрат живого труда на производство подсолнечника, особенно в равнинной зоне республики.

• = -----= юопю = 1,037 или 103,7%.

Гамидова М.С.

Учет при определении сравнительной экономичности вариантов затрат на воспроизводство рабочей силы

Как известно образование тоже является экономической отраслью. Оно неразрывно связано со всей отраслью экономики. Ведь в экономике главными являются люди, которые управляют ею. От управления зависит вся экономическая отрасль государства. А для этого людям необходимы знания и навыки, которые дает им образование. Это и есть функции образования.

Экономическое назначение образования видится в его активном влиянии на развитие производительных сил страны, на повышение эффективности общественного труда, на подготовку людей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Для более полного понимания экономической функции образования лично разобрать этот вопрос на основе классической теории воспроизводства.

Под воспроизводством понимается постоянное повторение, непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства:

- национального продукта;

- соответствующих экономических отношений;

- совокупность рабочей силы.

Определяющим фактором экономического роста был и остается человек как носитель рабочей силы - сердцевины личного фактора производства, проводят их в движение и улучшают ради того, чтобы преумножить блага. Ему принадлежит решающая роль в системе производства, приводит их в движение и улучшают ради того, чтобы преумножить жизненные блага.

Рабочая сила или способность человека к труду, как известно - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает создание необходимых обществу благ. Оборудование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания, формируется морально-психологическое отношение к труду. Исключительная важность экономической функции образования как раз состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. В таком смысле образование можно правомерно рассматривать в качестве "подготовительного цеха" для всей экономики страны.

Но воспроизводством квалифицированной рабочей силы экономическая функция образования не исчерпывается. Главная роль образования заключается в удовлетворении потребностей людей в образовательных услугах. Именно поэтому образование занимает очень важное и вместе с тем особое место. Оно охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

На первый взгляд, может показаться, что образование не имеет достаточных оснований называться отраслью народного хозяйства. До недавнего времени многие так и считали. Ведь по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая "непроизводственная" сфера. Образование при этом без всяких оговорок относилось к "непроизводственной" сфере. Поэтому в нашей литературе до сих пор появляются взаимоисключающие утверждения. Так, долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого продукта.

Подобное терминологическое разграничение неудачно, так как при нем не соблюдается принцип сопоставимости однородности или разнородности рассматриваемых явлений. Не совсем понятно, что берется за основу такого разграничения материальность или производство. Ведь понятие "материальный" может противостоять только понятию "нематериальный", а категория "производственный" - понятию "непроизводственный". Строго говоря "непроизводственная сфера" в определенной степени тоже материальна. Для функционирования учреждений образования, науки, культуры необходимы здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и другие важные вещественные элементы национального богатства.

Но главное, против чего нельзя не возразить, - это сам критерий, положенный в основу отнесения отрасли к производственной сфере. К ней относят лишь те области трудовой деятельности, в которых создаются материальные блага. Тем самым наука, образование, культура, здравоохранение и иные подобные отрасли выводятся за пределы общественного производства. Между тем в этих отраслях также производятся потребительские стоимости, а поэтому "производство" распространяется и в эту сферу народного хозяйства. Наряду с материальным производством существует нематериальное, в том числе духовное производство.

Структура духовного производства чаще всего включает в себя следующие важные части: наука, образование, нравственность, идеология. Все эти компоненты духовной жизни, конечно же, органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Наиболее тесные связи характерны для ведущих звеньев духовного производства: науки и образования.

Ясно, что в сфере образования не производится ни промышленной, ни сельскохозяйственной продукции. Однако хорошо известно: "не хлебом единым жив человек". Духовные потребности являются не менее важным побудителем общественного производства и социально-экономического развития человека.

Роль нематериального производства постоянно растет. Его отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, занятого в материальной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышение их квалификации.

Образование как отрасль представляет собой системы образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение отрасли позволяет ей, с одной стороны, рассматривать как сложную систему. А только такой системный подход и дает возможность всесторонне рассмотреть это сложное явление и наиболее крупным элементом экономики образования следует отнести, прежде всего, производительные силы и производственные отношения в сфере образования. Важно также иметь в виду и следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профессионального технического образования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Первичным структурным звеном этой отрасли является образовательное учреждение, выступающее юридическим лицом - детский сад, школа, техникум, вуз и т.п.

Ко = Кд + Кш + Кпту + Кв + Кп,

Ко - капитальные вложения в образование в расчете на одного учащегося;

Кд - в дошкольное; Кш - школьное; Кпту - профтехучилища, гимназии;

Кв - высшую школу.

Вместе с тем экономика образования как система, характеризуется такими свойствами, как: целенаправленность, целостность, многоструктурность, взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершенствованию, т.е. развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой более общего порядка. Прежде всего, экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом. Органическое взаимодействие предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными стандартами, а также платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Ведь доход от такой деятельности используется на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на увеличение расходов на заработную плату.

Еще до наступления трудоспособного возраста учащиеся получают общеобразовательную подготовку в средней школе, благодаря которой формируется "неспециализированная рабочая сила". Профессиональное образование через колледжи, вузы обеспечивает специализацию квалифицированных работников. Через вузовское и послевузовское образование готовится смена и пополнение научно-педагогических кадров. Именно сфера образования питает творческими силами отрасль науки. Эта отрасль, в свою очередь, обеспечивает профессорско-преподавательский состав новыми научными знаниями, которые используются в процессе образования и подготовки квалифицированных работников для всех сфер экономики.

А чем выше уровень образования и квалификации трудящихся, тем шире возможности для успешного социально-экономического развития. Функционирование образования, как и других бюджетных отраслей, активно влияет не только на экономику в целом и ее составные части, но и на социальные и нравственные стороны жизни. Однако влияние это долгосрочное, чаще непрямое, неподдающееся обычным для рыночной экономики измерениям и денежным оценкам. Образование - главный стратегический рычаг экономического роста и эффективный инструмент смягчения социально-экономического неравенства различных групп населения.

Тагиров А.Б.

Некоторые криминологические аспекты налоговой преступности

Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере республики и результатов оперативно-служебной деятельности УФСНПРФ по РД свидетельствует о постоянном росте налоговых преступлений и правонарушений. Хотя доля налоговых правонарушений и преступлений по сравнению с общим количеством всех зарегистрированных преступлений в республике за последние годы незначительна, тем не менее, постоянно наблюдается тенденция ее увеличения.

Однако ряд факторов, таких как: специфика региона, правовой нигилизм значительной части населения и реальное положение в экономике республики, дают основание для вывода о том, что количество совершаемых в республике налоговых преступлений и иных, связанных с ними экономических преступлений и правонарушений значительно выше реально выявляемых налоговыми органами.

Факторами высокой латентности рассматриваемой категории преступлений является не столько плохая работа налоговой полиции, сколько ряд объективных условий. Количество противоправных деяний, относимых к налоговым преступлениям уже изначально было ограничено законодателем, когда была поднята нижняя планка размера сокрытия налогов, за которые предусматривается наказание по ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.