Научная статья на тему 'УЧЕТ ПОНЯТИЙ «ПЕРСОНА» И «ЛИЧНОСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ГРАЖДАНАМИ'

УЧЕТ ПОНЯТИЙ «ПЕРСОНА» И «ЛИЧНОСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персона / личность / сотрудник полиции / гражданин. / person / personality / police officer / citizen

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, О.А. Белова

В статье рассматривается учет понятий «персона» и «личность» в процессе общения сотрудников полиции с гражданами. Автор заключает, что основным моментом изучения поведенческих и психологических особенностей личности сотрудником полиции является диагностика внешних проявлений через действия, поведение, поступки, что указывает на возможные мотивы человека, его потребности и установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, О.А. Белова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT THE CONCEPTS OF «PERSON» AND «PERSONALITY» IN THE PROCESS OF COMMUNICATION BETWEEN POLICE OFFICERS AND CITIZENSS

The article considers the consideration of the concepts of «person» and «personality» in the process of communication between police officers and citizens. The author concludes that the main point of studying the behavioral and psychological characteristics of a person by a police officer is the diagnosis of external manifestations through actions, behavior, actions, which indicates the possible motives of a person, his needs and attitudes.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПОНЯТИЙ «ПЕРСОНА» И «ЛИЧНОСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ГРАЖДАНАМИ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10101

© Гончарова Е.М., Белова О.А. 2020

TAKING INTO ACCOUNT THE CONCEPTS OF «PERSON» AND «PERSONALITY» IN THE PROCESS OF COMMUNICATION BETWEEN POLICE OFFICERS AND CITIZENSS

УЧЕТ ПОНЯТИЙ «ПЕРСОНА» И «ЛИЧНОСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ГРАЖДАНАМИ*

Elizabeth M. Goncharova,

Lecturer of Legal Psychology Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'

Елизавета Михайловна Гончарова,

преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя

O.A. Belova,

4th-year Cadet of the Department of Training Police Officers for Public Order Units of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'

О.А. Белова,

курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя

Для цитирования: Гончарова Е.М., Белова О.А. Учет понятий «персона» и «личность» в процессе общения сотрудников полиции с гражданами. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 43-45. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article considers the consideration of the concepts of «person» and «personality» in the process of communication between police officers and citizens. The author concludes that the main point of studying the behavioral and psychological characteristics of a person by a police officer is the diagnosis of external manifestations through actions, behavior, actions, which indicates the possible motives of a person, his needs and attitudes.

Keywords: person, personality, police officer, citizen.

Аннотация. В статье рассматривается учет понятий «персона» и «личность» в процессе общения сотрудников полиции с гражданами. Автор заключает, что основным моментом изучения поведенческих и психологических особенностей личности сотрудником полиции является диагностика внешних проявлений через действия, поведение, поступки, что указывает на возможные мотивы человека, его потребности и установки.

Ключевые слова: персона, личность, сотрудник полиции, гражданин.

В рамках подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях системы МВД необходимо обращать внимание не только на полученные знания обучающихся, но и навыки использования этих знаний в практической деятельности.

Изучение личности на сегодняшний день базируется на основных подходах. Так, по мнению Г. Олпорта, личность - это проявление динамической организации психофизиологических систем индивида, которые определяют необходимые способы приспособления орга-

низма к внешней среде на основе характерных способов поведения и переживания. По мнению Г. Айзенка личность - это достаточно стабильная организация характера, темперамента, интеллектуальных способностей, которая обусловливает индивидуальную адаптацию к окружающей среде. А.Н. Леонтьев определяет личность как относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития. К.К. Платонов определял личность как человека - носителя сознания. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность проявляется как совокупность

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Таким образом, личность представляется как объединяющее начало совокупности основных характеристик, то есть это конкретный человек, имеющий сознание, обладающий индивидуальностью, включенный в определенное общество, выполняющий сознательную деятельность, наделенный устойчивой системой социально-значимых черт.

Вопрос, посвященный изучению понятия «персона» имеет также длительную историю. Данный термин использовался в аналитической психологии К.Г. Юнгом с целью описать процесс маскировки и искажения индивидуально-личностных качеств и свойств человека. Юнг определил, что персона - это сложная система отношений, включающая в себя индивидуальное и коллективное сознание, позволяющая производить необходимое впечатление на окружающих и скрывать свою истинную природу и отношение. По мнению Юнга, «персона» позволяет приспособиться человеку к существующей реальности, однако, с другой стороны, со временем человек перестает быть самим собой «одевая» и используя навязанную роль окружением. Если «Я» становиться тождественно «персоне», то личность перестает быть собой и проявляется в виде индивида, играющего определенную роль, что влияет на обезличивание человека.

Имеющиеся на сегодняшний день концептуальные подходы по изучению и соотношению понятий «личность» и «персона» можно представить в следующем виде:

- конституциональная теория выдвигает идею, что каждый индивид представлен в виде определенного баланса основных природных элементов, соединение которых обусловливает тип личности;

- сущность теории черт состоит в том, что имеющиеся глубинные черты личности оказывают воздействие на внешние структурные влияния, характеризующие личность;

- психоаналитическая теория основана на положениях о том, что природный фактор или ранний детский опыт являются определяющими в формировании личности. Согласно данной теории, личность определяется на основе понятия интеграция, то есть личность развивается постепенно и в зависимости от того, каким образом происходит интеграция внешних и внутренних факторов;

- гуманистическое направление определяет, что первостепенным является субъективный психический опыт оказывающий влияние на процесс самоактуализации;

- теория социального научения рассматривает аспекты поведения личности, имеющие непосредственную связь с социальным взаимодействием;

- согласно бихевиоризму влияние окружающей среды и последовательному алгоритму возникающих подкреплений на внутренние факторы (черт личности) способствует формированию личности и проявляется в устойчивом поведении в обществе;

- направление «ситуационизм» объясняет, что проявление модели поведения чаще всего зависит от характеристик ситуации, чем от проявления внутренних факторов и врожденных черт личности;

- основой теории взаимодействия как эклектичной теории, является положение о том, что личность - это комплекс сложных паттернов взаимодействия индивида и внешней среды.

Таким образом, на основе проведенного анализа соотношения понятий «личность» и «персона» можно предположить, что единого мнения о их взаимосвязи на сегодняшний день, однако изучение и оценка каждого феномена существенно влияет на эффективность выполнения служебных задач сотрудниками ОВД, так как основой деятельности является взаимодействие с окружающими.

В изменяющихся условиях общества меняется и психология людей, это не может не сказываться на эффективности выполнения профессиональных задач сотрудниками полиции. Требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел, отражены не только в основных нормативных документах, но и определяются на основе общественного мнения граждан. Основной и необходимой компетенцией сотрудника полиции является коммуникативная компетентность, которая предполагает умение адекватно воспринимать, оценивать и понимать собеседника. При этом необходимо разделять образ созданный сотрудником при первом впечатлении, и реальную личность, обладающую внутренним психологическим миром.

Основным моментом изучения поведенческих и психологических особенностей личности сотрудником полиции является диагностика внешних проявлений через действия, поведение, поступки, что указывает на возможные мотивы человека, его потребности и установки.

Такую подготовку можно осуществлять в рамках проведения единого дня правового информирования, с обязательным вынесением вопросов по изучению аспектов эффективного взаимодействия в ходе общения с гражданами.

В рамках подготовки курсантов и слушателей в ведомственных учебных заведениях МВД России обеспечивать учебные занятия необходимыми пособиями, видеосюжетами и практическими ситуациями, что поспособствует формированию необходимых навыков и умений по психологическому изучению и оценке собеседника. Такие возможности позволят не только моделировать различные ситуации непосредственного общения, но и поспособствуют максимальному закреплению полученных умений по их дальнейшему использованию на практике.

Библиографический список

1. Ванеян С.С. Юнг: символизм, мифология, индивидуация // СТПН. 2015. №1. URL Источник: https://psychosearch.ru/masters/karl-yung/290-the-archetype-of-the-passing-era-persona.

2. Марьясис И.Б., Семчук И.В., Гончарова Е.М. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД Москва, 2012.

3. Юнг К.Г. Символическая жизнь / пер. с англ. - 2-е изд. - М. : «Когито- Центр», 2010. -326 с.

Эриашвили, Н.Д. Актуальные вопросы книгоиздания в рамках проблем экономической безопасности отрасли : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, О.В. Сараджева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 218 с.

Успешное развитие книгоиздательского предприятия в системе экономической безопасности предполагает эффективный менеджмент и маркетинг, позволяющие выпускать высококачественную продукцию, пользующуюся спросом у читательской аудитории. На основе книгоиздательской деятельности рассматриваются актуальные проблемы и экономические факторы успешного книгоиздания, такие как разработка бизнес-плана издания книги, оценка эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного цикла, анализ и оценка рисков книгоиздания, формирование маркетинговой стратегии, ценообразование, стратегическое планирование и экономическую безопасность отрасли.

Для студентов вузов, работников книжных издательств, а также сферы книгораспространения.

IЦ1 ■ . ■ ' ■ ■ ' . X'

U IУА ШШЕ П.М1ИХЫ кипепнаиши И МИИ V IlftXMI М ШиЗкШЧЕСШЛ ИМИ л СЯ ОС 1И О Т ftllCI 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.