УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10241
ББК 88.8 © В.Н. Дружинина, 2019
РЕФЛЕКСИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Валерия Николаевна Дружинина, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, лейтенант полиции
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: профессор кафедры юридической психологии, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук В.С. Агапов
Аннотация. Рассматривается теоретический аспект заявленной темы, а также приводятся результаты эмпирического исследования. Анализируется рефлексия деятельности сотрудников полиции относительно избранной ими профессии на основании наиболее влиятельных элементов формирования собственного имиджа, что отражает реальную картину образа профессии сотрудников полиции.
Ключевые слова: сотрудник полиции, рефлексия, Я-концепция, профессиональная деятельность, образ профессии.
REFLECTION OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE STRUCTURE OF THE SELF-CONCEPT OF POLICE OFFICERS
Valeriya N. Druzhinina, adjunct of faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific personnel, police lieutenant
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Research supervisor: professor of department of legal psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of psychological sciences V.S. Agapov
Annotation. The theoretical aspect of the stated topic is considered, and the results of an empirical study are given. In addition, the reflection of the activities of police officers regarding their chosen profession is analyzed, based on the most influential elements of shaping their own image, which reflects the real picture of the image of the profession of police officers. Keywords: police officer, reflection, self-concept, professional activity, profession image.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Дружинина В.Н. Рефлексия образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):291—295.
В условиях глобальных изменений, происходящих в государстве, все большую актуальность приобретает изучение образа профессии сотрудника полиции. Особо актуален этот вопрос в отношении сотрудников органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых имеет высокую значимость как для отдельного человека, так и для общества в целом.
В отечественной психологии наблюдается тенденция к рассмотрению Я-концепции с точки зрения социальных составляющих: Я как система социальных ролей, Я как сумма идентификаций, Я как результат взаимодействий с Другим, Я как интегральное формирование различных социальных характеристик процесса самовосприятия, построенного на когнитивных, а так же ментальных, интеллектуальных, рациональных структурах и предметной деятельности (Е.П. Авдуевская, Г.М. Ан-
дреева, С.А. Баклушинский, Н.Н. Богомолова, Л.А.Петровская) [1].
В.С. Агапов в своих исследованиях понятие «Я-концепция» определяет как «системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. Выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Частично существует и в бессознательной сфере» [2]. Данное понятие и легло в основу настоящего исследования.
Рассмотрим элементы структуры Я-концепции сотрудника полиции. Первым элементом является «образ себя» — структурное образование Я-концеп-
ции, сформировавшееся в процессе жизнедеятельности личности под воздействием внутренних и внешних факторов, рефлексии, а также взаимодействия с другими субъектами деятельности. Вторым элементом является «образ профессии» сотрудника полиции: это система представлений личности о своей служебной деятельности, о профессионально-важных качествах, о факторах привлекательности профессии, а также рефлексии его деятельности. Третий элемент — это «образ жизни» сотрудника полиции, который является важной составляющей, отражающей степень удовлетворенности качеством жизни, жизнестойкость, субъективное благополучие, базовые убеждения, ценности-цели и способы их достижения.
Рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия; в том числе — с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны, они развиваются. Рефлексия помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь [3].
Именно рефлексия имеет принципиально важное значение для процесса трансформации накопленного служебного опыта в коэффициент полезного действия в ходе осуществления профессиональной деятельности. Более того, именно синтез опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию профессионального мастерства. Срок прохождения службы в подразделении полиции так же влияет на рефлексивную интеграцию образа профессии, что находит явное отражение в проведенном исследовании.
Отношение личности к себе как к общественному феномену, включенному в сферу правоохранительной практики, является наиболее сложной и специфичной особенностью профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов. Наличие профессионального статуса ограничивает свободу субъекта рамками его положения и параметрами свойственных ему функций, является четким показателем места личности в профессиональной сфере [4].
Гипотеза исследования заключается в том, что специфика выполнения профессиональной деятельности влияет на особенности рефлексии образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.
Основу эмпирической базы проведенного исследования составили слушатели института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (п = 30), а также сотрудники, проходящие службу в ОМВД России по району «Хамовники» ГУ МВД России по г. Москве (п = 30).
Рассмотрим результаты эмпирического исследования на примере шести значимых вопросов авторской анкеты, каждый из которых направлен на получение актуально значимых данных, позволяющих всецело раскрыть заявленную тему.
Первоочередный вопрос, который был предложен в разработанной автором анкете, звучал следующим образом: «Под каким влиянием сложилось Ваше впечатление о профессии сотрудника ОВД?». 19 респондентов (63%) выбрали такой вариант ответа как «советские художественные произведения» (фильмы и сериалы), 8 сотрудников из практического подраз-
Рис. 1. Распределение вариантов ответов на вопрос анкеты
Рис. 2. Гендерное различие вариантов ответов на вопрос анкеты
деления (27%) отдали предпочтение классическим литературным произведениям детективного жанра. Анализ показывает, что в выборке слушателей по 14 человек (46%) отдали свои предпочтения таким вариантам ответа как: информационные программы и современные художественные произведения. Только два слушателя (8%) выбрали вариант ответа «художественные фильмы» (рис. 1).
Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что фильмы и литературные произведения, как правило, отражают образ сотрудника полиции так, что молодому поколению хочется соответствовать художественным персонажам данных героев. Стоит отметить, что два респондента указали дополнительный вариант ответа, который им показался более приемлемым: это семья и близкие родственники. Данный факт говорит о преемственности семейных династий; более того, предполагаем, что такие личности наиболее осознанно относятся к выбору своей профессии.
Второй вопрос позволяет установить наличие или отсутствие негативного информационного воздействия на сотрудника полиции. Важно отметить, что мы сочли необходимым распределить полученные ответы по тендерному признаку. 12 сотрудников-женщин (81%) утверждают, что испытывают негативное
влияние, объясняя, что причиной этому являются средства массовой информации, которые отрицательно воздействуют на сознание граждан. Более половины опрошенных сотрудников мужского пола — восемь человек (54%), также утвердительно ответили на вышеуказанный вопрос, пояснив при этом, что информация, которую преподносят гражданам через радио, телевидение и интернет-ресурсы доводится в искаженном виде. Респонденты-слушатели мужского пола в количестве девяти человек (63%) чувствуют на себе отрицательное влияние, в то время как женская половина — 11 человек (72%) не испытывают такового. Наличие полученных результатов объясняется тем, что женщина в форме обладает высокой степенью привлекательности структуры, при этом сотрудников-мужчин оценивают исключительно с профессиональной точки зрения (рис. 2).
В рамках исследования также был рассмотрен вопрос, испытывают ли сотрудники подразделений предварительного расследования гордость по отношению к выбранной ими профессии. 27 сотрудников (90%) утвердительно ответили на данный вопрос. Следовательно, несмотря на специфику и трудности данной профессии, а также негативное воздействие со стороны, сотрудники понимают социальную значи-
Рис. 3. Распределение вариантов ответов на вопрос анкеты
Рис. 4. Распределение вариантов ответов на вопрос анкеты
мость служебной деятельности. Итоги анкетирования показывают, что 24 человека (81%) относятся к своей будущей профессии с той эмоциональной окрашенностью, которую мы рассматриваем. Данные результаты могут быть объяснены тем, что в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя реализуется профессиональное и патриотическое воспитание личности сотрудника полиции: проводятся конференции и тематические круглые столы, которые демонстрируют традиции, благодаря которым до сих пор происходит развитие правоохранительной системы (рис. 3).
Следующий вопрос: «Какой характер имеет общественное мнение о деятельности и личности сотрудника полиции на сегодняшний день?». Преобладающий ответ полицейских, проходящих службу, избранный 22 сотрудниками (72%) показал, что деятельность сотрудника полиции и его личность не оцениваются по достоинству; наряду с этим пять респондентов указанной категории (18%) считают данный факт ошибочным или искаженным. В то же время, 16 слушателей (54%), сошлись во мнении, что общественное мнение является ошибочным/искаженным, при этом 11 человек (37%) выбрали ответ, что данная деятельность и
личность сотрудника ОВД не оценены по достоинству. Данные результаты подчеркивают, что при трехсторонних отношениях (полиция - СМИ - граждане), вся информация о случившихся событиях доносится либо не в полном объеме, либо с искажениями (рис. 4).
При определении мнения сотрудников подразделений следствия и дознания, какой же конкретно должна быть информация в средствах массовой информации о деятельности системы ОВД, преимущественным ответом стало то, что она должна быть избирательно демонстрируемой, т.е. подлежать цензуре. Этот вариант был выбран 24 (81%) опрошенными респондентами. Остальные шесть человек (12%) считают, что вся информация должна быть полностью конфиденциальна. Большая часть слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, а именно 28 человек (91%) солидарны с наиболее распространенным мнением следователей и дознавателей. Оставшиеся три слушателя (9%) утверждают, что любая информация должна быть исключительно конфиденциальной (рис. 5).
Итоговым вопросом анкеты стало выяснение мнения сотрудников практических подразделений следствия и дознания, оценки социумом образа сотрудни-
Характер информации о МВД России в СМИ и СМК должен носить
следующий характер
Информация должна подлежать цензуре Информация должна быть конфидециальна
■ Сотрудники (п=30) ■ Слушатели(п=30)
Рис. 5. Распределение вариантов ответов на вопрос анкеты Вестник Московского университета МВД России
Посоветовали бы Вы проходить службу в ОВД на основе информации предподносимой СМИ и СМК о полиции
Посоветовали бы служить НЕ Посоветовали бы служить Затрудняются ответить
в ОВД в ОВД
■ Сотрудники(п=30) ■ Слушатели (п=30)
Рис. 6. Гендерное различие вар
ка ОВД на сегодняшний день. Ответы на данный вопрос были разделены по гендерному различию. 11 опрошенных сотрудников мужского пола (72%) выбрали такой вариант ответа как «скорее положительную, чем отрицательную». Восемь респондентов женского пола (54%) поддержали мужчин в том, что не могут конкретно выбрать тот или иной ответ, при этом отдав предпочтение ответу «скорее отрицательную, чем положительную». Среди слушателей, 13 анкетируемых мужского пола (87%), ответили отрицательным образом, в то время как девять испытуемых женского пола (63%), пришли к общему выводу — «скорее отрицательную, чем положительную» (рис. 6).
Таким образом, рефлексия образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции обусловлена осознанием себя в условиях профессиональной деятельности, складывающимся под воздействием личного опыта и мнением гражданского населения о продуктивном выполнении полицейских функций, и отношения к ним в целом. Помимо этого, важнейшим элементом рефлексии является влияние средств массовой информации, оказывающих психологическое воздействие на различные социальные группы, в том числе и на самих сотрудников правоохранительных органов.
Полагаем, что для изменения сложившейся ситуации психологическим службам системы МВД России следует увеличить количество проведения тренингов, направленных на развитие рефлексии профессиональной деятельности. Среди прочего, необходимы перемены во взаимодействии средств массовой информации с министерством внутренних дел, ведь только в таком случае возможно улучшение отношения граждан и повышение уровня уважения к сотрудникам органов внутренних дел, как одного из важнейших факторов рефлексии современного полицейского.
ютов ответов на вопрос анкеты
Литература
1. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Московского университета, 1982.
2. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Моногр. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.
3. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989.
4. Митюрина Н.Ю. Профессиональная Я-концеп-ция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
5. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
References
1. Petrovskaya L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sotsial'no-psikhologicheskogo treninga. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1982.
2. Agapov V.S. Stanovlenie Ya-kontseptsii v uprav-lencheskoy deyatel'nosti rukovoditeley: Monogr. M.: OOO «PKTS Al'teks», 2012.
3. Elkanov S.B. Osnovy professional'nogo samo-vospitaniya budushchego uchitelya. M.: Prosveshche-niye, 1989.
4. Mityurina N. Yu. Professional'naya Ya-kontsept-siya kak faktor professionalizma sotrudnikov pravo-okhranitel'nykh organov: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2002.
5. Rybnikova M.N. Individual'no-tipologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie faktory formirovaniya ob-raza professii: Diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2008.