УДК 159.9 ББК 88.8
@ Д.А. АНУФРИЕВА. 2019
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
SELF-PRESENTATION AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF THE IMAGE OF A POLICE OFFICER
ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА АНУФРИЕВА,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; лейтенант полиции Email: [email protected]
DARYA ALEXANDROVNA ANUFRIEVA, adjunct of faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia V. Ya. Kikot' police lieutenant Email: [email protected]
Научный руководитель: Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии УНК ПСД, доктор психологических наук, профессор, полковник полиции
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология и эргономика Для цитирования: Д.А. АНУФРИЕВА. Самопрезентация как одна из основ имиджа сотрудника полиции. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 20—22.
Аннотация. В статье рассмотрена психологическая составляющая имиджа, процессы его формирования и влияния, как на общество, так и на самих сотрудников полиции. Изучается влияние самопрезентации, которая происходит посредством самоопределения сотрудника, на его самооценку и самоимидж, и на весь имидж сотрудника полиции в целом. Рассматривается необходимость актуализировать потребность владения знаниями и навыками применения психологии имиджа каждым полицейским, будь то курсант или сотрудник постоянного состава.
Ключевые слова: имидж, самопрезентация, самоимидж, самоопределение, стрессоустойчивость, самооценка
Annotation. The article deals with the psychological component of the image, the processes of its formation and influence on society and on the police officers themselves. We study the effect of self-presentation, which occurs through the self-determination of the employee on self-rating and self-image, and the entire image of the police officer in general. The need to actualize the need for knowledge and skills of applying the psychology of image to every police officer, whether a cadet or a permanent staff member.
Key words: image, self-presentation, self-image, self-determination, stress resistance, self-rating
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос формирования позитивного имиджа органов внутренних дел. Имидж сотрудника правоохранительных органов он зависит от многих факторов, таких как СМИ, кинематограф, литература, а также стереотипное отношение, складывающееся десятилетиями. Имидж создается исключительно в процессе социального взаимодействия, следовательно, чтобы уметь им управлять каждому сотруднику полиции необходимо детально изучить и знать психологическую составляющую имиджа, процессы его
формирования и влияния, как на общество, так и на самих сотрудников полиции.
Проблемам формирования имиджа посвящено множество работ. Среди них работы Ка-данцевой Н.П., Передня Д.Г., Агаповой Т.В., Маслова И.В. и др. Однако на сегодняшний день проблема самоимиджа, самопрезентации сотрудника полиции, и ее влияние на формирование позитивного имиджа полиции недостаточно изучена, в связи с чем возникает необходимость дальнейших исследований в этой области.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное общество предъявляет высокие требования к сотрудникам правоохранительных органов. Полиция — это лицо исполнительной власти, следовательно, каждый сотрудник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, соответствующий современной личности уровень воспитанности и развитый общекультурный уровень.
При знании психологии имиджа, его механизмов формирования, можно обнаружить в каждой личности скрытые положительные качества и сделать их доступными для восприятия другими. В том числе, эти знания могут быть направлены на самого же человека, обладающего ими, на его личностное самосовершенствование [1]. Нашей важнейшей задачей является актуализировать данную потребность у сотрудников полиции знаниями о психологии имиджа, научить их использовать при выстраивании межличностных и профессиональных отношений при общении с гражданами и между собой.
Все люди живут, отбрасывая тени, как говорил Карл Юнг [2]. Наша задача — поспособствовать тому, чтобы общество видело в сотрудниках полиции не просто тени, а их достоинства.
Тенденция к формированию позитивного имиджа напрямую связана с восприятием полиции как органа власти: если тенденция уходит в рост, общественное сознание становится более легким в управлении, и. соответственно, появляется возможность взаимодействовать со сферами социального общения, пользоваться уважением.
У каждого человека возникают кризисные состояния в течение профессиональной деятельности. По мере службы в полиции сотрудники сталкиваются с различными стресс-факторами, которые влияют на их тревожность, эмоциональное выгорание, стрессо-устойчивость и стрессочувствительность [3]. У большинства сотрудников полиции самый первый и весьма серьезный кризис наступает в течение первого года службы. Очень ярко это выражено у курсантов первого года обучения. В проведенном нами исследовании мы выяснили, что 70% первокурсников находятся в состоянии стресса. Из их них у 50% уже на начальном этапе службы, просматривается повышенная тревожность, связанная с разры-
вом шаблона романтического отношения к профессии полицейского при столкновении с реальным отношением граждан к полиции (при несении службы по охране общественного порядка). У данной категории наблюдается апатия и душевная подавленность, что может приводить к эмоциональному выгоранию и неуспеваемости.
С одной стороны, сотрудники полиции являются носителями имиджа для граждан, с другой, каждый сотрудник чувствует на себе тот имидж, который создан в системе органов внутренних дел и функционирует в этой среде. Социальное ощущение сотрудников органов внутренних дел непосредственно зависит от состояния имиджа всей системы, с которой они связали свою жизнь, что влияет на психологическое состояние сотрудников, и, следовательно, на их работоспособность.
На данном этапе происходит восприятие образа индивида в представлении группы самим индивидом. Образ, сформировавшийся у других, не может не отражаться на восприятии себя в этом обществе, а значит, это влияет на внутренний имидж и при расхождении восприятий самоощущения и восприятия себя в обществе может приводить к конфликту идеального Я и Зеркального Я. В данном случае, происходит социальное влияние. В процессе социального влияния поведение одного человека имеет своим следствием или целью внесение изменений в то, как другой человек ведет себя, чувствует себя или думает о чем-либо [4].
При изучении формирования имиджа полиции в целом очень важно учесть фактор влияния самоимиджа, иначе говоря, внутреннего имиджа.
Я — концепция, Я идеальное и образ у других — несовпадение этих компонентов мотивирует индивида на деятельность по созданию имиджа. Другими словами, происходит адаптация в пользу своего Я. Приближению Я-концепции к идеальному Я способствует признание обществом данного образа.
Индивид стремится улучшить свое зеркальное Я и соотнести его с идеальным Я. Если индивиду удается уровнять Зеркальное Я и собственное идеальное Я, это ускоряет и упрощает последующий процесс уравновешивания Я концепции и идеального Я. Соответ-
№ 2/2019
21
ственно, если сотрудник полиции добьется того, чтобы граждане отмечали пока еще желаемые им качества, запустится механизм самоубеждения. Как только сотрудник поверит в то, что он на самом деле обладает необходимыми качествами, его предрасположенность к собственному Я резко возрасте т. Полагаем, что проработка этого механизма с большинством сотрудников сможет в целом улучшить имидж сотрудников органов внутренних дел.
Пример мотивации, изложенной выше, является основой самопрезентации; одной из ключевых целей самопрезентации, в свою очередь, является формирование имиджа.
Самопрезентация по своей сути является актом выражения и поведения, направленным на формирование благоприятного впечатления, чаще всего ориентированного на чьи-то идеалы [5]. Умение себя подать, самопрезен-тировать, и притом сделать это талантливо и искусно, является неотъемлемой частью повседневного общения, в том числе и в профессиональной деятельности.
Нашим поведением во многом управляет отношение к собственному имиджу. Уверенность сотрудников в своей общественной пользе, значимости и ощущении ответственности за свою деятельность зависит от того, какой имидж своей организации они видят и ощущают.
Чтобы понять природу имиджа, в том числе и самоимиджа, нужно изучить психологическую мотивацию его формирования. Поведенческим, волевым и эмоциональным компонентом самосознания является самооценка, которая представляет собой механизм надежности. Потребность человека в повышении собственной самооценки является психологической мотивацией к созданию имиджа, результатом этого становится достижение психологического комфорта [6].
Стоит отметить, что имидж также может быть использован в качестве инструмента влияния, для достижения тех или иных целей. Данная мотивация может способствовать увеличению усилий сотрудника по созданию имиджа полиции и будет иметь двойную цель и мотивацию, с одной стороны способствуя улучшению самооценки и Я-концепции, с другой — достижению практических результатов в служебной деятельности.
В зависимости от преобладающей мотивации, можно выделить два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение и имидж, ориентированный на восприятие его другими лицами [1]. Они могут как сочетаться в одном индивиде, так и являться взаимоисключающими.
Если же речь идет об имидже, направленном на изменение Я — концепции индивида в сторону его идеального Я, значит, это имидж, направленный на изменение самоощущения. Такой тип имиджа направлен на повышение самооценки.
При создании имиджа человек осознанно или бессознательно корректирует собственное поведение, адаптируя его к выполнению групповых ролей.
В формировании имиджа сотрудника полиции одну из ключевых ролей играет его самоопределение, то, как он видит себя и как соотносит свое «Я» с окружающим его миром; это влияет на его самооценку и самоимидж, что отражается на формировании имиджа полиции в целом.
Подводя итоги, отметим, что имидж сотрудника полиции — это комплексная проблема, проявляемая во всех сферах жизни, которой необходимо владеть каждому полицейскому вне зависимости от того, является он курсантом или же практическим сотрудником органов внутренних дел. Мы полагаем, что необходимо разработать и внедрить комплексные тренинги и практические занятия по психологии имиджа для переменного и постоянного состава.
Список литературы
1. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.
2. К. Юнг. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
3. Цветков В.Л., Ануфриева Д.А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74).
4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Пер. с англ., под ред. А. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2011.
5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
6. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога М.: 2009.