Научная статья на тему 'Самопрезентация как одна из основ имиджа сотрудника полиции'

Самопрезентация как одна из основ имиджа сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMAGE / SELF-PRESENTATION / SELF-IMAGE / SELF-DETERMINATION / STRESS RESISTANCE / SELF-RATING / ИМИДЖ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОИМИДЖ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриева Дарья Александровна

В статье рассмотрена психологическая составляющая имиджа, процессы его формирования и влияния, как на общество, так и на самих сотрудников полиции. Изучается влияние самопрезентации, которая происходит посредством самоопределения сотрудника, на его самооценку и самоимидж, и на весь имидж сотрудника полиции в целом. Рассматривается необходимость актуализировать потребность владения знаниями и навыками применения психологии имиджа каждым полицейским, будь то курсант или сотрудник постоянного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-presentation as one of the foundations of the image of a police officer

The article deals with the psychological component of the image, the processes of its formation and influence on society and on the police officers themselves. We study the effect of self-presentation, which occurs through the self-determination of the employee on self-rating and self-image, and the entire image of the police officer in general. The need to actualize the need for knowledge and skills of applying the psychology of image to every police officer, whether a cadet or a permanent staff member.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация как одна из основ имиджа сотрудника полиции»

@ Ануфриева Д.А. 2018

SELF-PRESENTATION AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF THE IMAGE OF A POLICE OFFICER

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Daria Aleksandrovna Anufrieva,

adjunct of the faculty of training of scientific-pedagogical and scientific staff of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya E-mail: [email protected]

Дарья Александровна Ануфриева,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор

Для цитирования: Ануфриева Д.А. Самопрезентация как одна из основ имиджа сотрудника полиции. 2/2018. С. 7-9.

Annotation. the article deals with the psychological component of the image, the processes of its formation and influence on society and on the police officers themselves. We study the effect of self-presentation, which occurs through the self-determination of the employee on self-rating and self-image, and the entire image of the police officer in general. The need to actualize the need for knowledge and skills of applying the psychology of image to every police officer, whether a cadet or a permanent staff member.

Key words: image, self-presentation, self-image, self-determination, stress resistance, self-rating.

Аннотация. В статье рассмотрена психологическая составляющая имиджа, процессы его формирования и влияния, как на общество, так и на самих сотрудников полиции. Изучается влияние самопрезентации, которая происходит посредством самоопределения сотрудника, на его самооценку и самоимидж, и на весь имидж сотрудника полиции в целом. Рассматривается необходимость актуализировать потребность владения знаниями и навыками применения психологии имиджа каждым полицейским, будь то курсант или сотрудник постоянного состава.

Ключевые слова: имидж, самопрезентация, самоимидж, самоопределение, стрессоустойчи-вость, самооценка.

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос формирования позитивного имиджа органов внутренних дел. Имидж сотрудника правоохранительных органов он зависит от многих факторов, таких как СМИ, кинематограф, литература, а также стереотипное отношение, складывающееся десятилетиями. Имидж создается исключительно в процессе социального взаимодействия, следовательно, чтобы уметь им управлять каждому сотруднику полиции необходимо детально изучить и знать психологическую составляющую имиджа, процессы его формирования и влияния, как на общество, так и на самих сотрудников полиции.

Проблемам формирования имиджа посвящено множество работ. Среди них работы Каданцевой Н.П., Передня Д.Г., Агаповой Т.В., Маслова И.В. и др. Однако на сегодняшний день проблема самоимиджа, самопрезентации сотрудника полиции, и

ее влияние на формирование позитивного имиджа полиции недостаточно изучена, в связи с чем возникает необходимость дальнейших исследований в этой области.

Современное общество предъявляет высокие требования к сотрудникам правоохранительных органов. Полиция - это лицо исполнительной власти, следовательно, каждый сотрудник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, соответствующий современной личности уровень воспитанности и развитый общекультурный уровень.

При знании психологии имиджа, его механизмов формирования, можно обнаружить в каждой личности скрытые положительные качества и сделать их доступными для восприятия другими. В том числе, эти знания могут быть направлены на самого же человека, обладающего ими, на его

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTYVITIES

личностное самосовершенствование1. Нашей важнейшей задачей является актуализировать данную потребность у сотрудников полиции знаниями о психологии имиджа, научить их использовать при выстраивании межличностных и профессиональных отношений при общении с гражданами и между собой.

Все люди живут, отбрасывая тени, как говорил Карл Юнг2. Наша задача - поспособствовать тому, чтобы общество видело в сотрудниках полиции не просто тени, а их достоинства.

Тенденция к формированию позитивного имиджа напрямую связана с восприятием полиции как органа власти: если тенденция уходит в рост, общественное сознание становится более легким в управлении, и. соответственно, появляется возможность взаимодействовать со сферами социального общения, пользоваться уважением3.

У каждого человека возникают кризисные состояния в течение профессиональной деятельности. По мере службы в полиции сотрудники сталкиваются с различными стресс-факторами, которые влияют на их тревожность, эмоциональное выгорание, стрессоустойчивость и стрессочув-ствительность4. У большинства сотрудников полиции самый первый и весьма серьезный кризис наступает в течение первого года службы. Очень ярко это выражено у курсантов первого года обучения. В проведенном нами исследовании мы выяснили, что 70 % первокурсников находятся в состоянии стресса. Из их них у 50 % уже на начальном этапе службы, просматривается повышенная тревожность, связанная с разрывом шаблона романтического отношения к профессии полицейского при столкновении с реальным отношением граждан к полиции (при несении службы по охране общественного порядка). У данной категории наблюдается апатия и душевная подавленность, что может приводить к эмоциональному выгоранию и неуспеваемости.

С одной стороны, сотрудники полиции являются носителями имиджа для граждан, с другой, каждый сотрудник чувствует на себе тот имидж, который создан в системе органов внутренних дел и функционирует в этой среде. Социальное ощущение сотрудников органов внутренних дел непосредственно зависит от состояния имиджа всей системы, с которой они связали свою жизнь, что влияет на психологическое состояние сотрудников, и, следовательно, на их работоспособность.

На данном этапе происходит восприятие образа индивида в представлении группы самим индивидом. Образ, сформировавшийся у других, не может не отражаться на восприятии себя в этом

обществе, а значит, это влияет на внутренний имидж и при расхождении восприятий самоощущения и восприятия себя в обществе может приводить к конфликту идеального Я и Зеркального Я. В данном случае, происходит социальное влияние. В процессе социального влияния поведение одного человека имеет своим следствием или целью внесение изменений в то, как другой человек ведет себя, чувствует себя или думает о чем-либо5.

При изучении формирования имиджа полиции в целом очень важно учесть фактор влияния самоимиджа, иначе говоря, внутреннего имиджа6.

Я-концепция, Я идеальное и образ у других - несовпадение этих компонентов мотивирует индивида на деятельность по созданию имиджа. Другими словами, происходит адаптация в пользу своего Я. Приближению Я-концепции к идеальному Я способствует признание обществом данного образа.

Индивид стремится улучшить свое зеркальное Я и соотнести его с идеальным Я. Если индивиду удается уровнять Зеркальное Я и собственное идеальное Я, это ускоряет и упрощает последующий процесс уравновешивания Я концепции и идеального Я. Соответственно, если сотрудник полиции добьется того, чтобы граждане отмечали пока еще желаемые им качества, запустится механизм самоубеждения. Как только сотрудник поверит в то, что он на самом деле обладает необходимыми качествами, его предрасположенность к собственному Я резко возрастет. Полагаем, что проработка этого механизма с большинством сотрудников сможет в целом улучшить имидж сотрудников органов внутренних дел.

Пример мотивации, изложенной выше, является основой самопрезентации; одной из ключевых целей самопрезентации, в свою очередь, является формирование имиджа.

Самопрезентация по своей сути является актом выражения и поведения, направленным на формирование благоприятного впечатления, чаще всего ориентированного на чьи-то идеалы7. Умение себя подать, самопрезентировать, и притом сделать это талантливо и искусно, является неотъемлемой частью повседневного общения, в том числе и в профессиональной деятельности.

Нашим поведением во многом управляет отношение к собственному имиджу. Уверенность сотрудников в своей общественной пользе, значимости и ощущении ответственности за свою деятельность зависит от того, какой имидж своей организации они видят и ощущают.

Чтобы понять природу имиджа, в том числе и самоимиджа, нужно изучить психологическую

8

№ 2/2018

мотивацию его формирования. Поведенческим, волевым и эмоциональным компонентом самосознания является самооценка, которая представляет собой механизм надежности. Потребность человека в повышении собственной самооценки является психологической мотивацией к созданию имиджа, результатом этого становится достижение психологического комфорта8.

Стоит отметить, что имидж также может быть использован в качестве инструмента влияния, для достижения тех или иных целей. Данная мотивация может способствовать увеличению усилий сотрудника по созданию имиджа полиции и будет иметь двойную цель и мотивацию, с одной стороны способствуя улучшению самооценки и Я-кон-цепции, с другой - достижению практических результатов в служебной деятельности.

В зависимости от преобладающей мотивации, можно выделить два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение и имидж, ориентированный на восприятие его другими лицами9. Они могут как сочетаться в одном индивиде, так и являться взаимоисключающими.

Если же речь идет об имидже, направленном на изменение Я-концепции индивида в сторону его идеального Я, значит, это имидж, направленный на изменение самоощущения. Такой тип имиджа направлен на повышение самооценки10.

При создании имиджа человек осознанно или бессознательно корректирует собственное поведение, адаптируя его к выполнению групповых ролей.

В формировании имиджа сотрудника полиции одну из ключевых ролей играет его самоопределе-

ние, то, как он видит себя и как соотносит свое «Я» с окружающим его миром; это влияет на его самооценку и самоимидж, что отражается на формировании имиджа полиции в целом.

Подводя итоги, отметим, что имидж сотрудника полиции - это комплексная проблема, проявляемая во всех сферах жизни, которой необходимо владеть каждому полицейскому вне зависимости от того, является он курсантом или же практическим сотрудником органов внутренних дел. Мы полагаем, что необходимо разработать и внедрить комплексные тренинги и практические занятия по психологии имиджа для переменного и постоянного состава.

1 Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

2 Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

3 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа : учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

4 Цветков В.Л., Ануфриева Д.А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74).

5 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ., под ред. А. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2011.

6 Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

7 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа : учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

8 Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. М.: 2009.

9 Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

10 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.