ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-56-66 УДК 352,657.01(045) JEL M40
(CC) (
BY 4.0
Учет показателей санкционирования расходов бюджета по долгосрочным обязательствам
В. С. Анженко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
https://orcid.org/0000-0001-5401-7017
АННОТАЦИЯ
В связи с ежегодным изменением бюджетного законодательства, введением новых федеральных стандартов, внедрением современных информационных технологий бухгалтерский (бюджетный) учет в учреждениях государственного сектора экономики, включая казенные, находится в непрерывном развитии. Поскольку произошли определенные изменения в профессиональной и экономической сторонах деятельности этих учреждений, в статье раскрыты особенности учета санкционирования расходов бюджета (СРБ) в них. Методологической базой исследования послужили законодательно утвержденные нормативно-правовые акты и документы в части СРБ. Результатом исследования явилась разработка алгоритма движения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) с позиций их учета и реализации по предоставлению субсидий на увеличенный период - сроком до 3 лет. Сформулированы типовые рекомендации по формированию учетной политики (на примере казенных учреждений г. Санкт-Петербурга на 2020 г.). Исследование представляет интерес с теоретической и практической стороны для руководителей и специалистов государственных казенных учреждений при ведении бухгалтерского учета СРБ, а также при формировании учетной политики организаций этого типа.
Ключевые слова: казенное учреждение; бухгалтерский (бюджетный) учет; санкционирование расходов бюджета; бюджетные обязательства
Для цитирования: Анженко В. С. Учет показателей санкционирования расходов бюджета по долгосрочным обязательствам. Учет.Анализ.Аудит. = Ассоип^пд.Апа^.АисСШпд. 2020;7(2):56-66. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-56-66
ORIGINAL PAPER
Accounting for Indicators of Budget Expenditure for Long-term Obligations Authorization
V. S. Anzhenko
Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia
https://orcid.org/0000-0001-5401-7017
ABSTRACT
Since the budget Legislation changes every year, new federal standards are implemented, modern information technologies are introduced, accounting (budget accounting) in the public institutions is constantly developing. The article is devoted to the particularities of accounting for budget expenditure authorization (BEA) in these institutions as their both professional and economic activities have undergone certain changes. The methodological base of the study involves the approved normative legal acts and documents regulating accounting (budget accounting) for budget expenditure authorization. The research result is the development of an algorithm for the flow of limits of budgetary obligations (LBO) to account for and implement them when subsidies are granted for an extended period up to three years. The author provides recommendations on developing accounting policy on the example of public institutions of St. Petersburg for the year 2020. The results of the research could be of theoretical and practical interest for management and specialists of the public institutions in charge of keeping accounts and developing accounting policy. Keywords: public institution; accounting (budget) accounting; authorization of budget expenditures; budgetary obligations
For citation: Anzhenko V. S. Accounting for indicators of budget expenditure for long-term obligations authorization. Uchet. Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(2):56-66. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-56-66
© Анженко В. С., 2020
ВВЕДЕНИЕ
Процесс ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственном секторе экономики находится в непрерывной трансформации. Ежегодно законодательно вносится множество изменений в порядок учета и формирования финансовой отчетности. Одним из разделов учета, представляющим особый интерес для бухгалтеров государственных учреждений, является учет операций по СРБ, который ведется с 2004 г. после утверждения приказом Министерства Финансов России соответствующей Инструкции с последующими внесенными в нее дополнениями.
Учету СРБ посвящены исследования Е. А. Фед-ченко [1], А. Ю. Шихова [2], Л. В. Богославцева [3], Л. П. Белоглазова [4], С. В. Солодова [5], но в них рассматривается учет СРБ исключительно в бюджетных и автономных учреждениях. Тема данного исследования — особенности ведения учета СРБ в исполнительном органе государственной власти (администрация района) по лицевому счету администрации. В силу этого основные задачи исследования сформулированы как анализ изменений в законодательстве по организации экономической деятельности казенного учреждения; выявление особенностей ведения бухгалтерского учета СРБ и их отражение в учетной политике.
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поскольку в настоящее время к получению и использованию бюджетных средств резко усилено внимание со стороны контролирующих органов, то правильность учета СРБ приобретает особое значение. Распределение ЛБО до получателей бюджетных средств должно осуществляться на принципах адресности и целевого характера, а потому точное ведение учета СРБ и позволяет видеть общую картину движения этих средств, включая текущие и плановые показатели бюджетных ассигнований и ЛБО, обязательства, принимаемые по конкурсам, а также данные о фактическом использовании бюджетных средств. СРБ предполагает отражение в учете всех таких сведений, как на текущий финансовый год, так и на плановый период Ч С этих позиций проанализируем не-
1 Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для ор-
сколько важных с точки зрения исследования понятий2.
Бюджетными ассигнованиями являются предельные объемы финансирования, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, отражаемых на 503.00 счете в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
ЛБО — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде, которые отражаются на счете 501.00 в разрезе кодов бюджетной классификации.
Бюджетными считаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Они отражаются на счете 502.00 также в разрезе кодов бюджетной классификации.
Принимаемые обязательства — это денежное выражение бюджетных обязательств после определения поставщиков на основе проведенных конкурсов или при осуществлении закупки у единственного поставщика, они отражаются на бухгалтерском счете 502.07.
Денежными являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Они должны отражаться на счете 502.12 бухгалтерского учета.
Данный раздел учета позволяет видеть общую картину бюджетных расходов на лицевом счете администрации в разрезе подразделов, целевых статей, видов расходов, КОСГУ. На практике это выливается в кропотливую работу бухгалтера, поскольку движение бюджетных средств между подразделами, целевыми статьями, видами расходов, КОСГУ в течение финансового года зачастую имеет непредсказуемый характер. Перераспределение бюджетных ассигнований влечет за собой изменение и утверждение новых лимитов и обязательств, а это, в свою очередь, требует незамедлительного отражения их в учете казенного учреждения через используемый программный комплекс.
ганов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». URL: https:// base.garant.ru/12180849/ (дата обращения: 17.12.2019).
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, ст. 6. URL: http://docs.cntd.ru/document/901714433 (дата обращения: 17.12.2019).
Рис. 1 /Fig. 1. Процесс принятия бюджетных обязательств и их исполнение по контрактам / The process of acceptance of budgetary obligations and their implementation under contracts
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
Отражение в учете показателей СРБ на текущий финансовый год и плановый период по контрактам и соглашениям предполагает некий алгоритм в виде четкой поэтапности бюджетного процесса (рис. 1):
• формирование администрацией проекта бюджета на финансовый год и плановый период;
• утверждение бюджетной росписи расходов по главному распорядителю бюджетных средств и по подведомственным получателям их на финансовый год и плановый период;
• доведение ЛБО до главного распорядителя и подведомственных получателей бюджетных средств;
• издание распоряжения о предоставлении субсидий бюджетным учреждениям;
• заключение государственных контрактов для выполнения функций администрации;
• заключение соглашений между администрацией и бюджетными учреждениями о предоставлении субсидий;
• исполнение бюджетных ассигнований администрацией и подведомственными ей учреждениями;
• принятие решения о возвращении остатков в бюджет административной единицы или направлении остатков на следующий год на исполнение установленных целей (в случае наличия остатков на конец финансового года).
Отметим, что с сентября 2019 г. стал действовать новый порядок, связанный с заключением соглашений с бюджетными учреждениями о предоставлении субсидий. Согласно ему, предоставление таких субсидий на срок действия доведенных ЛБО главному распорядителю бюджетных средств увеличено до 3 лет. Соглашения стали долгосрочными обязательствами, что предполагает дополнительный учет бюджетных обязательств по субсидиям в плановом периоде (рис. 2).
В связи с этим требуют разрешения не только порядок отражения на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета долгосрочных обязательств, но и вопрос методологического характера. Однако к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2019 № 662 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 1271», которым они внесены в порядок предоставления субсидий, до сих пор не представлены пояснения, касающиеся понимания этой необходимости. Можно предположить, что это сделано с целью обеспечения
правовой возможности заключения соглашений с утвержденным бюджетом на финансовый год и плановый период путем детального обоснования необходимых расходов на плановый период. К тому же, в утвержденных типовых формах расчетов и обоснований субсидий на плановый период не предусмотрена детализация показателей планового периода — она отражается общей суммой расходов.
Также изменена Инструкция в части порядка принятия ЛБО3, которые доводятся поэтапно по мере утверждения расчетов и обоснований бюджетных ассигнований (рис. 3). Ранее одновременно с утвержденными бюджетными ассигнованиями по росписи расходов до главных распорядителей бюджетных средств доводились и ЛБО. Поскольку бюджетные средства предполагают определенный режим их использования при соблюдении принципов эффективности, адресности и целевого характера, то в задачу главного распорядителя входит распределение их по подведомственным получателям именно на основе этих принципов [6].
Заметим, что утвержденная бюджетная роспись расходов не является показателем принятых ЛБО: бюджетные ассигнования становятся утвержденными, но без права на их исполнение. Лимиты могут выступать, как «реальные» средства с правом принимать бюджетные и денежные обязательства с их последующим исполнением, но при этом временной период нередко затягивается.
На практике временное несоответствие между доведенными бюджетными ассигнованиями и ЛБО может приводить к проблеме принятия в учете как текущих, так и долгосрочных обязательств по контрактам и соглашениям [7]. При недостатках в организации бухгалтерского учета пропуск или искажение данных может серьезно повлиять на принятие управленческого решения, что абсолютно недопустимо4.
3 Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2019 № 88-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26.04.2001 № 45-р и от 26.05.2016 № 44-р». URL: http://docs.cntd.ru/document/563891429 (дата обращения: 17.12.2019).
4 Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"». URL: https:// base.garant.ru/71586636 (дата обращения: 17.12.2019).
Планирование
Проект бюджета, утверждение бюджетных ассигнований и ЛБО на финансовый год и плановый период по субсидиям
Формирование плана ПФХД по бюджетным учреждениям
Заключение соглашения между администрацией и бюджетным учреждением о предоставлении субсидий на срок действия ЛБО (3 года)
Принятие бюджетных обязательств по соглашению о предоставлении субсидий на 3 года
Формирование поручений на оплату расходов по соглашению о предоставлении субсидий, принятие денежных обязательств
Санкционирование оплаты денежных обязательств
Принятие дохода бюджетным учреждением для оплаты расходов по контрактам
Проверка отчетов о предоставлении субсидий в части расходов бюджетного учреждения и остатков бюджетных средств
Рис. 2 /Fig. 2. Процесс принятия долгосрочных обязательств и их исполнение по соглашениям с бюджетными учреждениями / The process of acceptong long-term obligations and their implementation
under agreements with budgetary institutions
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
Ч
Планово-финансовая служба принимает на проверку документы, расчеты и обоснования расходов по получателям бюджетных средств, утверждает формы расчетов и направляет на согласование в Комитет финансов Санкт-Петербурга
Комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет проверку документов в течение 2 рабочих дней и отражает результаты проверки путем отметки и подписания ЭП форм расчетов или указания замечаний по расчетам
Утверждение ЛБО Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Главному распорядителю бюджетных средств поступает уведомление о ЛБО на текущий год и плановый период
Принятые главным распорядителем бюджетных средств ЛБО подлежат распределнию и утверждению по подведомственным получателям бюджетных средств путем доведения
■
уведомления
Рис. 3/Fig. 3. Схема принятия ЛБО / The scheme of accepting the limits on budgetary obligations (LBO)
Источник/Source: разработано автором на основе* / developed by the author on the basis of*. * Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2019 № 88-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26.04.2001 № 45-р и от 26.05.2016 № 44-р». URL: http://docs.cntd.ru/ document/563891429 (дата обращения: 17.12.2019).
В процессе контроля по отношению к государственным средствам оцениваются две характеристики их формирования/использования: правомерность и эффективность. В части оценки правомерности органы финансового контроля оперируют понятием «нарушения» [8], и контролирующими органами при финансовом аудите данный факт будет принят как нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, а это уже влечет наложение административной ответственности (штрафа) на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб.
В настоящее время роль финансового контроля усиливается для устранения случаев необоснованности и нецелевого использования бюджетных средств: в декабре 2019 г. в интернете появились публикации, касающиеся финансового аудита5. Проведение реформы в части внутреннего финансового аудита государственных учреждений
5 СП РФ считает необходимым реформировать внутренний
аудит госорганов. URL: https://gaap.ru/news/159145 (дата обращения: 17.12.2019).
Таблица 1 / Table 1 Принятие к учету утвержденных бюджетных ассигнований и ЛБО / Acceptance of approved budget allocations and LBO
Показатель / Indicator Текущий финансовый год / Current fiscal year 1-й год планового периода / 1st year of the planning period 2-й год планового периода / 2nd year of the planning period 3-й год планового периода / 3rd year of the planning period
Д-т / D-t К-т / C-t Д-т / D-t К-т / C-t Д-т / D-t К-т / C-t Д-т / D-t К-т / C-t
Бюджетные ассигнования 503.15 503.13 503.25 503.23 503.35 503.33 503.45 503.43
ЛБО 501.15 501.13 501.25 501.23 501.35 501.33 501.45 501.43
Источник/Source: разработано автором на основе" / developed by the author on the basis of"
* Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». URL: https://base.garant.ru/12180849 (дата обращения: 17.12.2019).
заявлено как одно из важных мероприятий Счетной палаты РФ, а утвержденный Министерством финансов РФ новый федеральный стандарт по внутреннему финансовому аудиту6 резко усиливает требования к правомерности и законности исполнения бюджета. Как отклик на требования совершенствования управления экономикой, в Санкт-Петербурге проект бюджета будет являться планом лишь после подтверждения его качественными расчетами и обоснованиями. Подтверждая правомерность расходов бюджета, Комитет финансов Санкт-Петербурга открывает ЛБО, которые отражаются в бухгалтерском учете на счетах 500.00 (табл. 1).
Как известно, начало принятия бюджетных обязательств на очередной финансовый год может осуществляться еще в декабре текущего года согласно доведенным ЛБО. Для этого в учетной политике казенного учреждения должен быть отражен порядок принятия обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете (табл. 2), призванный дисциплинировать структурные подразделения и подведомственные государственные бюджетные
6 Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита „Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"». URL: https://base.garant. ru/73245780 (дата обращения: 17.12.2019).
учреждения по предоставлению необходимых документов с целью снижения рисков по нарушению законодательства.
С вступлением в силу нового федерального стандарта 7 появился термин «условное обязательство», под которым понимается информация о возникновении обязанности субъекта учета осуществить расходы для исполнения установленных законодательством Российской Федерации требований к нему. Однако при этом необходимо четко разграничивать понятия условного обязательства и резерва. В случае, когда на дату раскрытия информации в бухгалтерской отчетности не ожидается отток ресурсов (выбытие активов) или обязательство не может быть обоснованно оценено, оно признается «условным обязательством». При высокой вероятности оттока ресурсов (выбытия активов), обоснованном определении величины размера обязанности и подтверждении обязательства документально, условное обязательство признается «резервом». Субъекту учета необходимо постоянно анализировать условные обязательства с тем, чтобы оценивать степень
7 Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"». URL: https://base.garant.ru/71978912 (дата обращения: 17.12.2019).
Таблица 2 / Table 2
Принятие бюджетного обязательства / Budget commitment
№ п/п Наименование обязательства / Obligation Основание для принятия к учету/ The grounds for acceptance for accounting Момент времени принятия к учету / The time of acceptance
1. Бюджетное обязательство
1.1 Обязательство по контрактам, заключенным с единственным источником Зарегистрированный государственный контракт Дата заключения государственного контракта. Предоставление контракта в течение 5 дней со дня регистрации
1.2 Обязательства по контрактам при заключении конкурсным способом Принимаемое обязательство после извещения о проведении закупки / бюджетное обязательство после регистрации контракта Дата размещения извещения по закупке / дата заключения контракта
1.3 Обязательства по предоставлению субсидий бюджетным учреждениям Подписанное соглашение о предоставлении субсидий. Если субсидии в рамках национальных проектов, то подтверждающие документы федеральных органов государственной власти Дата заключения соглашения. Предоставление соглашения в течение 5 дней со дня заключения соглашения
2. Денежное обязательство
2.1 Оплата закупки на поставку материальных запасов Товарная накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура, соответствующие условиям, спецификации контракта и законодательству Дата подписания первичных документов. В случае несвоевременного предоставления документов считается дата регистрации в закупках и предоставления в бухгалтерию
2.2 Оплата услуг, выполнение работ Акт выполненных работ, оказанных услуг, сметная документация, счет-фактура Дата подписания первичных документов. В случае несвоевременного предоставления документов считается дата регистрации в закупках и предоставления в бухгалтерию
2.3 Авансирование по контракту Государственный контракт и счет на оплату В соответствии с условиями государственного контракта
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
вероятности оттока ресурсов (выбытия активов). При этом отметим, что бухгалтеры государственных учреждений при формировании учетной политики на 2020 г. в обязательном порядке должны отражать положения данного стандарта, относящиеся к конкретному виду резервов, формируемых в учреждении.
В казенном учреждении (например, администрации района) может возникать резерв по претензиям и искам. При этом в учетной политике должны быть обязательно отражены следующие положения: критерии признания резерва; единица бухгалтерского учета по резерву и порядок
ее отнесения к условному обязательству; признание и оценка резерва; перечень документов для обоснованной оценки обязательства; порядок признания резерва с учетом экспертного заключения юридической службы; правила пересмотра стоимостной оценки резерва и его списания; порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности о резервах и условных обязательствах.
Бухгалтеры должны четко знать, что выплаты казенного учреждения (должника) по судебному акту взыскателю должны осуществляться только на основании исполнительного документа с указанием суммы, подлежа-
щей взысканию. При этом для формирования резерва по иску должны быть представлены такие документы, как: исполнительный лист, направляемый Комитетом финансов Санкт-Петербурга в учреждение в бумажном виде и в электронном документообороте; копия судебного акта (определения суда); заявление взыскателя. И лишь при наличии этих предоставленных документов бухгалтер может начислить резерв, формируемый в полной сумме заявленного иска.
Казенное учреждение на отчетную дату может являться стороной судебного разбирательства. В этом случае формирование резерва бухгалтером возможно лишь на основании экспертного заключения юридической службы, что судебное решение будет принято не в пользу учреждения.
В ситуации, когда инцидент все же произошел и предполагается, что предстоит судебное разбирательство, по результатам которого казенное учреждение будет обязано осуществить выплату, бухгалтер должен отразить информацию как условное обязательство, при котором величина расходов не определена и сроки их исполнения не наступили.
Стоит отметить, что работа по ведению счетов СРБ связана с рисками временной потери информации, большими трудозатратами работников бухгалтерской службы в части выполнения рутинных операций. В настоящее время ведение бухгалтерского учета претерпевает огромные технические изменения, а потому в исследованиях все чаще затрагиваются проблемы использования современных информационных технологий.
Так, в [9] отмечено, что существует тесная взаимосвязь бухгалтерского учета и социально-экономической среды. На бухгалтерский учет повлияли процессы изменений, в которых участвуют государство, политические идеологии, рынки, финансы, развитие цифровой экономики.
В опубликованной статье об изменении учетной парадигмы Н. А. Каморджанова и А. В. Селезнева отмечают, что главное достижение цифровой трансформации бухгалтерской профессии — помочь человеку уделять больше времени интеллектуальной аналитической работе, позволяя ему принимать обоснованные решения. «Робот» вместо бухгалтера — это не исключение людей из профессии, а инструмент автоматизации [10]. Заслуживает внимания высказывание А. Т. Са-гынбаевой, что «научные дискуссии о сущности
„цифровой экономики", „искусственного интеллекта" становятся актуальными, наиболее применительно к области бухгалтерского учета как языка бизнеса экономических субъектов» [11].
В нынешнее время при повышении требований к бухгалтерскому (бюджетному) учету невозможно отрицать необходимость применения современных технологий, существующих на рынке и успешно применяющихся крупными компаниями [12]. По общему мнению, внедрение облачных технологий, принадлежащих к классу инновационных систем, позволили бы комплексно осуществить автоматизацию процессов по ведению бухгалтерского (бюджетного учета) и в казенных организациях [13].
М. Л. Пятов8 в статье о ключевых докладах Всемирного конгресса бухгалтеров 2018 г. отмечает, что в области учета искусственный интеллект с помощью автоматической специальной команды пользователя способен просматривать и «понимать» нормативно-правовые и иные юридические документы, «оценивать» их последствия для деятельности компании С. Мастер в своем исследовании пишет: «Работа в облаке будет давать вам возможность сокращения количества времени на утомительные, трудоемкие задачи, и позволяет вам сосредоточиться на том, что вы делаете лучше всего: развиваете бизнес» [14]. Показательно высказывание западного специалиста З. Тодорович, утверждающего, что «полностью интегрированная информационная система средств является условием повышения производительности бухгалтерского учета, что позволяет пользователям больше не делиться на „информационно богатые" и „информационно бедные"» [15].
Соглашаясь с высказанными мнениями ученых, мы пришли к выводу, что для перехода на новую систему ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях следует детально проработать план действий в виде дорожной карты, отразив в ней такие существенные этапы, как: проработка необходимых для внедрения мероприятий; сроки проведения и реализации каждого этапа; внутренние нормативно-правовые акты учреждения; назначение ответственных лиц; внедрение
8 Пятов М. Л. Айеша Ханна: «Нужно ли бухгалтерам бояться искусственного интеллекта?». Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С» «Бух.1С». 2019;(4). URL: https://buh.ru/articles/ documents/87237 (дата обращения: 01.12.2019).
новой системы; отражение в бухгалтерском учете неисключительных прав для программного обеспечения облачных технологий.
Скорость изменений в развитии технологий ежегодно повышается, поэтому организациям в любой сфере деятельности необходимо выбрать для себя те технологии, которые позволят оптимизировать работу бухгалтерской службы, повысить эффективность использования ресурсов, снизить риски потери информации и улучшить качество ведения бухгалтерского учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
• отражение в учете показателей СРБ на текущий финансовый год и плановый период предполагает обязательность поэтапного процесса: от учета утвержденных бюджетных ассигнований и ЛБО до исполнения бюджетных обязательств;
• поскольку с 2019 г. предоставление бюджетным учреждениям субсидий по соглашениям стало осуществляться на трехлетний период, необходим дополнительный учет бюджетных обязательств по субсидиям и детальное обоснование расходов на плановый период;
• учитывая, что ЛБО с 2020 г. доводятся по мере утверждения расчетов и обоснований бюджетных ассигнований, возможно временное несоответствие между доведенными бюджетными ассигнованиями и ЛБО, приводящее к проблеме учета текущих и долгосрочных обязательств по контрактам и соглашениям;
• в учетной политике казенного учреждения с 2020 г. должны в обязательном порядке отражаться все основные положения федерального стандарта бухгалтерского учета «Резервы».
Использование результатов исследования специалистами по бухгалтерскому учету казенных учреждений позволит повысить точность, прозрачность и действенность учета.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федченко Е. А. Отражение плановых показателей бюджетных учреждений в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012;296(8):2-11.
2. Шихов А. Ю. Особенности применения 500-х счетов в учете бюджетных и автономных учреждений. Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2012;(7):21-29.
3. Богославцева Л. В. К вопросу о контрактации лимитов бюджетных обязательств получателей бюджетных средств. Символ науки. 2016;(1):78-82.
4. Белоглазова Л. П. Санкционирование расходов: бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет. 2012;(1):82-87.
5. Солодова С. В. Вопросы организации учета санкционирования расходов в бюджетных организациях. Аллея Науки. 2018;27(11):15-20.
6. Харитонова Т. А. Нерешенные вопросы правового регулирования. Финконтроль. 2018;(3):58-62.
7. Луценко А. С. Принятие ЛБО сверх лимитов. Бюджетный учет. 2019;(12):10-14.
8. Слизнева А. В. Снизить нагрузку, но повысить эффективность. Финконтроль. 2018;(3):16-19.
9. Kovalev V. V., Kovalev V. V. Accounting in modern economics: Influence of neoclassical tradition. Advances in Economics, Business and Management Research. 2018;(104):286-296.
10. Kamordzhanova N. A., Selezneva A. V. Digitalization: Changes of the accounting paradigm. Бухгалтерский учет и анализ. 2019;273(9):3-8.
11. Сагынбаева А. Т. Цифровая экономика: проблемы и трансформация бухгалтерского учета. Экономика. Управление. Образование. 2018;4(007):58-61.
12. Бенедиктова Т. И. Многозадачность и качество учета. Бюджетный учет. 2019;(12):49-50.
13. Иванцова С. Н. Облачная система управления. Бюджетный учет. 2019;(4):32-35.
14. Master S. Cloud accounting-the game changer in digital economy. Voice of Research. 2018;7(3):43-44.
15. Todorovic Z. Accounting and audit in the digital era. Economics and Economy. 2017;5(9-10):161-169.
REFERENCES
1. Fedchenko E. A. Recording planned indicators of budget institutions in accounts. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-profit Organizations. 2012;296(8):2-11. (In Russ.).
66
В. С. Анженко
2. Shihov A. Yu. Special features of using the 500th accounts in the accounting of budget and autonomous institutions. Sovetnik bukhgaltera gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uchrezhdeniya = Advisor to the Accountant of a State and Municipal Institution. 2012;(7):21-29. (In Russ.).
3. Bogoslavtseva L. V. On the issue of contracting the limits of budgetary obligations of recipients of budgetary funds. Simvol nauki = Symbol of Science. 2016;(1):78-82. (In Russ.).
4. Beloglazova L. P. Expenditure authorization: Accounting and reporting in budgetary institutions. Bukhgalterskii uchet = Accounting. 2012;(1):82-87. (In Russ.).
5. Solodova S. V. Issues of accounting for expeniture authorization in budgetary organizations. Alleya Nauki = Science Alley. 2018;27(11):15-20. (In Russ.).
6. Haritonova T. A. Unresolved issues of legal regulation. Finkontrol' = Financial Control. 2018;(3):58-62. (In Russ.).
7. Lutsenko A. S. Acceptance of LBO over limits. Byudzhetnyi uchet = Budget Accounting. 2019;(12):10-14. (In Russ.).
8. Slizneva A. V. To reduce workload but to increase efficiency. Finkontrol' = Financial Control. 2018;(3):16-19. (In Russ.).
9. Kovalev V. V., Kovalev V. V. Accounting in modern economics: Influence of neoclassical tradition. Advances in Economics, Business and Management Research. 2018;(104):286-296.
10. Kamordzhanova N. A., Selezneva A. V. Digitalization: Changes of the accounting paradigm. Bukhgalterskii uchet i analiz = Accounting and Analysis. 2019;273(9):3-8.
11. Sagynbaeva A. T. Digital economy: Problems and transformation of accounting. Ekonomika. Upravlenie. Obrazovanie = Economics. Management. Education. 2018;4(007):58-61. (In Russ.).
12. Benediktova T. I. Multitasking and quality of accounting. Byudzhetnyi uchet = Budget Accounting. 2019;(12):49-50. (In Russ.).
13. Ivantsova S. N. Cloud Management System. Byudzhetnyi uchet = Budget Accounting. 2019;(4):32-35. (In Russ.).
14. Master S. Cloud accounting-the game changer in digital economy. Voice of Research. 2018;7(3):43-44.
15. Todorovic Z. Accounting and audit in the digital era. Economics and Economy. 2017;5(9-10):161-169.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Виктория Сергеевна Анженко — аспирант кафедры аудита и внутреннего контроля, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Viktoriya S. Anzhenko — postgraduate student of the Department of Audit and Internal Control, Saint
Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia
Статья поступила в редакцию 28.01.2020; после рецензирования 07.02.2020; принята к публикации 27.02.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 28.01.2020; revised on 07.02.2020 and accepted for publication on 27.02.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.