Научная статья на тему 'Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений в условиях перехода на контрактную систему в сфере закупок'

Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений в условиях перехода на контрактную систему в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
867
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КАЗЕННЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / GOVERNMENT-FUNDED / GOVERNMENT PROCUREMENT / STATE-OWNED AND PUBLIC INSTITUTIONS / ACCOUNTING BILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьёва Ирина Павловна, Веснина Надежда Владимировна

Актуальность представленного исследования определяется тем, что в условиях экономической нестабильности активизируется поиск управленческих решений, которые позволяют повысить эффективность использования бюджетных средств. Экономическое благополучие в обществе зависит не только от коммерческой, но и от бюджетной деятельности. Важно понимать, какие основные тенденции характерны для бюджетной сферы в связи с изменением законодательства. Цель работы: рассмотреть суть и особенности основных изменений в учетной политике учреждения в связи с введением Федерального закона 44-ФЗ. Целью работы является также характеристика основных изменений в учетной политике, вызванных применением безналичных расчетов. Методы исследования. Используется метод сопоставления, который позволяет понять главные тенденции в учетной политике до и после законодательных изменений. Применение аналитического метода исследования ведет к пониманию того, какие проблемы были решены, а какие появились после введения Закона 44-ФЗ. Проводится анализ записей хозяйственных операций, первичных документов. Делается вывод о текущих изменениях в бухгалтерском учете. Результаты. В учетной политике государственных (муниципальных) учреждений произошли существенные изменения. Изменились первичные документы, подтверждающие факт заключения контрактов. Некоторые варианты закупок имеют ограниченное применение. В бухгалтерском учете отдельные счета потеряли свою актуальность и практически не применяются. Наблюдаются нарушения сроков поставок. Высока доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком. Есть положительные моменты. В целом поставки стали более надежными, хотя требуют много времени на оформление договоров. В статье приведены примеры того, как изменилась запись хозяйственных операций. Дебиторская задолженность в учреждениях, финансируемых из бюджета, стала сокращаться. Несмотря на трудности перехода на контрактную систему закупок товаров и услуг, результат является положительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the present study is determined by the fact that in terms of economic instability the search for management solutions that lead to a more efficient use of budgetary funds is activated. The economic well-being of the society depends not only on trade but also on the budget activities. It is important to understand which main trends are characteristic of the public sector due to changes in legislation. Objective: to examine the nature and characteristics of the major changes in the accounting policy of the institution in connection with the introduction of Federal law 44-FZ. The aim of the present study is also to characterize the main changes in accounting policy due to the use of non-cash payments. Methods. The authors use a matching method that allows to understand the main trends in accounting polic y before and after the legislative changes. Analytical method of the research allows us to understand which problems have been resolved, and which appeared after the introduction of Law 44-FZ. The authors conducted the analysis of the records of business transactions, the content of primary documents. The current changes in the accounting are also considered. Results. There have been significant changes in the accounting policy of the state (municipal) institutions. Primary documents which confirm the existence of the contracts were changed. Now some embodiments of procurements are characterized by restricted application. In accounting several accounts have lost their relevance and are not practically used. Delivery time is sometimes violated. There is a high proportion of contracts concluded with a single supplier. There are also positive aspects. Overall deliveries have become more reliable, but require a lot of time for contracts execution. This article provides examples that show how to change a record of transactions. Accounts receivable in the institutions financed from the budget began to decline. Despite the difficulties of the transition to the contract system of procurement of goods and services, the result is positive.

Текст научной работы на тему «Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений в условиях перехода на контрактную систему в сфере закупок»

УДК 657.422.8:346.3:334.724.2

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ACCOUNTING POLICY OF STATE (MUNICIPAL) INSTITUTIONS IN THE TRANSITION TO THE CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT

И.П. Воробьёва, Н.В. Веснина I.P. Vorobeva, N.V. Vesnina

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia E-mail: [email protected]

Актуальность представленного исследования определяется тем, что в условиях экономической нестабильности активизируется поиск управленческих решений, которые позволяют повысить эффективность использования бюджетных средств. Экономическое благополучие в обществе зависит не только от коммерческой, но и от бюджетной деятельности. Важно понимать, какие основные тенденции характерны для бюджетной сферы в связи с изменением законодательства. Цель работы: рассмотреть суть и особенности основных изменений в учетной политике учреждения в связи с введением Федерального закона 44-ФЗ. Целью работы является также характеристика основных изменений в учетной политике, вызванных применением безналичных расчетов. Методы исследования. Используется метод сопоставления, который позволяет понять главные тенденции в учетной политике до и после законодательных изменений. Применение аналитического метода исследования ведет к пониманию того, какие проблемы были решены, а какие появились после введения Закона 44-ФЗ. Проводится анализ записей хозяйственных операций, первичных документов. Делается вывод о текущих изменениях в бухгалтерском учете. Результаты. В учетной политике государственных (муниципальных) учреждений произошли существенные изменения. Изменились первичные документы, подтверждающие факт заключения контрактов. Некоторые варианты закупок имеют ограниченное применение. В бухгалтерском учете отдельные счета потеряли свою актуальность и практически не применяются. Наблюдаются нарушения сроков поставок. Высока доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком. Есть положительные моменты. В целом поставки стали более надежными, хотя требуют много времени на оформление договоров. В статье приведены примеры того, как изменилась запись хозяйственных операций. Дебиторская задолженность в учреждениях, финансируемых из бюджета, стала сокращаться. Несмотря на трудности перехода на контрактную систему закупок товаров и услуг, результат является положительным.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственные закупки, казенные и бюджетные учреждения, счета бухгалтерского учета.

The relevance of the present study is determined by the fact that in terms of economic instability the search for management solutions that lead to a more efficient use of budgetary funds is activated. The economic well-being of the society depends not only on trade but also on the budget activities. It is important to understand which main trends are characteristic of the public sector due to changes in legislation. Objective: to examine the nature and characteristics of the major changes in the accounting policy of the institution in connection with the introduction of Federal law 44-FZ. The aim of the present study is also to characterize the main changes in accounting policy due to the use of non-cash payments. Methods. The authors use a

Воробьёва Ирина Павловна,

канд. экон. наук, доцент

кафедры экономики

Института социально-

гуманитарных технологий

ФГАОУ ВО «Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет»,

Россия, 634050, г. Томск,

пр. Ленина, 30.

E-mail: [email protected]

Веснина

Надежда Владимировна,

студентка гр. 3Б2А

Института социально-

гуманитарных технологий

ФГАОУ ВО «Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет»,

Россия, 634050, г. Томск,

пр. Ленина, 30.

E-mail: [email protected]

matching method that allows to understand the main trends in accounting policy before and after the legislative changes. Analytical method of the research allows us to understand which problems have been resolved, and which appeared after the introduction of Law 44-FZ. The authors conducted the analysis of the records of business transactions, the content of primary documents. The current changes in the accounting are also considered. Results. There have been significant changes in the accounting policy of the state (municipal) institutions. Primary documents which confirm the existence of the contracts were changed. Now some embodiments of procurements are characterized by restricted application. In accounting several accounts have lost their relevance and are not practically used. Delivery time is sometimes violated. There is a high proportion of contracts concluded with a single supplier. There are also positive aspects. Overall deliveries have become more reliable, but require a lot of time for contracts execution. This article provides examples that show how to change a record of transactions. Accounts receivable in the institutions financed from the budget began to decline. Despite the difficulties of the transition to the contract system of procurement of goods and services, the result is positive.

Key words: government-funded, government procurement, state-owned and public institutions, accounting bills.

Обеспечение стабильного развития и устойчивости российской экономики невозможно без рационального, эффективного использования бюджетных средств. Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2015 г. составили только по Министерству образования и науки РФ 391 384 151,8 тыс. руб., а по Министерству здравоохранения РФ - 308 378 216,4 тыс. руб. [1] Значительная часть этих средств расходуется на финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Данные учреждения создаются для выполнения важных государственных задач: управленческих, образовательных, социальных, медицинских и пр. Федеральный закон 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. [2] предусмотрел изменение статуса существующих ранее бюджетных учреждений, разделение их на три категории: казенные, бюджетные, автономные [3]. Это коснулось учреждений всех уровней финансирования. Так, в Асиновском районе Томской области в системе муниципального здравоохранения функционируют преимущественно бюджетные учреждения, а в системе образования - как бюджетные, так и автономные. Из 12 общеобразовательных школ 3 являются автономными учреждениями, из 8 учреждений дошкольного образования (детских садов) 4 являются автономными [4]. В соответствии с законом 83-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, а также изменены инструкции по бухгалтерскому учету в этих учреждениях. Прежде всего, это приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [5]. В данной инструкции определены общие принципы учета для органов государственной власти и государственных учреждений разного уровня, структура плана счетов для этих учреждений.

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. (далее 44-ФЗ) [6] также внес серьезные изменения в деятельность учреждений, финансируемых из бюджета. Новый порядок заключения договоров имеет принципиальное значение для этих учреждений, так как на закупки товаров и услуг расходуются значительные суммы. Например, бюджетные ассигнования из федерального бюджета по Министерству здравоохранения РФ на 2015 г. предусмотрели закупку лекарственных препаратов для тяжелых больных (онкологические заболевания, заболевания крови и пр.) на сумму 44 118 959,8 тыс. руб. [1]. Закон 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г., а некоторые его положения начали действовать с 2015-го. Указанный закон применяется,

прежде всего, к казенным учреждениям, финансируемым по смете. К таким учреждениям относятся органы управления, учреждения исполнения наказания, суд и прокуратура и пр. Статус казенного учреждения могут иметь образовательные и медицинские учреждения, а также учреждения культуры. Эти учреждения (школы, медпункты, клубы и пр.), как правило, функционируют в небольших населенных пунктах и не могут быть профинансированы за счет бюджетной субсидии на выполнение государственного (муниципального) заказа. Бюджетные и автономные учреждения также обязаны заключать контракты на основании закона 44-ФЗ, если они используют бюджетные средства. Закон 44-ФЗ распространяется на бюджетные субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, бюджетные субсидии на иные цели (целевые субсидии), на бюджетные инвестиции.

Можно назвать главные цели принятия этого закона. Прежде всего, это обеспечение максимальной объективности при заключении договоров с поставщиками, подрядчиками, исключение коррупции. При заключении договоров предполагалось обеспечение состязательности, конкуренции между потенциальными исполнителями [7]. В итоге, по замыслу этого закона, должна складываться реальная цена закупки. Максимальная доступность и гласность при публикации информации о закупках могут сдержать неумеренность при расходовании бюджетных средств. Уже были случаи, когда организация меняла условия конкурса и даже снимала заявки под действием критики со стороны общественности. Кроме того, предполагалось ускорение исполнения договоров и расчетов с поставщиками и подрядчиками [8].

Прошедшие два года работы казенных, бюджетных и автономных учреждений в новых условиях закупок позволяют сделать вывод о том, что не все поставленные задачи удалось выполнить [9]. Остановимся на некоторых проблемах.

1. Бюрократическая система заключения контрактов, используемая в связи с введением закона 44-ФЗ, не позволяет оперативно решать текущие задачи. Учреждения расширили штат сотрудников за счет тех, кто занимается государственными закупками.

2. Выполнение требований бюджетного учета и закона 44-ФЗ приводит к тому, что качество услуг учреждения рассматривается как нечто второстепенное. Главное для руководителя учреждения - уложиться в смету либо бюджетную субсидию, выполнить регламенты по договорам с поставщиками.

3. Абсолютизируется главное требование при заключении договоров - выбор самого дешевого варианта. В итоге при покупке материальных запасов зачастую приобретаются менее качественные, недолговечные объекты.

4. Новый порядок заключения договоров не исключил случаев обмана, недостоверности сведений. Сохранились варианты субподряда, при которых основной подрядчик не выполняет обязательства перед исполнителем (субподрядчиком), получив деньги за госзаказ от бюджетного учреждения. Страдают, как правило, небольшие фирмы, не заключившие по субподряду юридически выверенных договоров с основным подрядчиком. Если случаи завышения стоимости объектов при выполнении строительных работ уменьшились, то случаи обмана субподрядчика, выполнившего основную работу и не получившего расчет, наоборот, увеличились.

5. Немало проблем с заключением договоров возникает в связи с тем, что настоящего конкурсного отбора по закупкам не получается. В условиях экономической нестабильности заинтересованность поставщиков в государственных заказах значительная, но соответствие условиям конкурса соблюдается непросто. Поэтому к возможным конкурсам необходимо готовиться заранее. Это под силу крупным игрокам рынка государственных закупок, поэтому зачастую заключается контракт с единственным поставщиком. Процент таких контрактов увеличивается. На наш взгляд, в этом нет ничего

плохого. Еще до вступления в действие закона 44-ФЗ, казенные и бюджетные учреждения заключали договоры с традиционными поставщиками. Поставки коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи заключаются со сложившимися в нашей стране естественными монополиями. Некоторые поставки определяются традиционностью и консерватизмом. Однако проблема в том, что цена контракта по существу получается монопольная. Нет настоящего конкурса, учреждение принимает условия поставщика.

6. Федеральным законом 44-ФЗ предусмотрено также заключение договоров с единственным поставщиком на суммы менее 100 тыс. руб. Это важно, прежде всего, для учреждений в сельских поселениях, где объемы работ и заказы небольшие. По сути дела, Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает не только общие правила заключения договоров, но и их варианты. Это закупка у единственного поставщика (контракт на сумму до 100 тыс. руб.), проведение запроса котировок (на суммы, не превышающие 500 тыс. руб.), проведение электронного аукциона или проведение конкурса с ограниченным участием. Но сама по себе схема государственных закупок отличается соблюдением четких правил, что не всегда по силам небольшим учреждениям [10]. Помимо торгов и аукционов, это наличие плана-графика поставок, составление протоколов и договоров, приемка работ и товаров, экспертиза поставок.

Новый порядок заключения договоров не мог не отразиться на бюджетном учете в учреждениях, получающих бюджетные средства. Уникальность единого плана счетов (Инструкция 157н) в том, что в нем предусмотрены все возможные варианты деятельности учреждений. Это бюджетная деятельность при законодательно предусмотренных вариантах финансирования и внебюджетная, коммерческая деятельность. В едином плане счетов предусмотрены счета учета операций для юридических лиц, отраженных в Гражданском кодексе РФ. На основании Инструкции 157н можно учесть валютные и финансовые операции, операции с ценными бумагами и нематериальными активами, операции с векселями и драгоценными бумагами и пр. Взаимоотношения с вышестоящими органами, налоговыми и иными органами государственной власти также предусматривают определенные счета бухгалтерского учета. Ввиду принципиальной разницы финансирования по смете и по бюджетной субсидии, Министерство финансов РФ приняло ряд разъясняющих инструкций (162н, 174н, 183н). Приказ Министерства финансов РФ от 06.12.2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» подробно рассматривает особенности учета по субсчетам бюджетного учета [11]. В ней приведены примеры записи по хозяйственным операциям. Инструкция применяется казенными учреждениями, органами государственной власти, финансовыми органами. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» применяется бюджетными учреждениями, получившими субсидию на выполнение государственного заказа, осуществляющими предпринимательскую деятельность [12]. Наконец, приказ Министерства финансов РФ от 23.12.2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» применяется автономными учреждениями по всем видам деятельности, включая бюджетную [13].

Безусловно, все счета учета из Инструкции 157н учреждение не применяет, руководитель утверждает рабочий план счетов. Специфика деятельности учреждения и бухгалтерского учета отражается в приказе об учетной политике. Следует отметить также то, что на бюджетную деятельность оказывают влияние новые тенденции в денежном обращении, связанные с переходом на безналичные расчеты не только с организациями, но и физическими лицами. В работе бухгалтерии бюджетных, казенных и автономных учреждений стали проявляться следующие особенности.

1. Снизилось количество договоров с применением авансовых платежей. Возникают сложности приобретения нефинансовых активов подотчетными лицами. В бюджетном учете применение счетов 20600000 («авансы выданные») и 20800000 («расчеты с подотчетными лицами») резко ограничилось. Во избежание нареканий при проверках, бухгалтерии зачастую вообще отказываются от применения этих вариантов закупок. Вместо ускорения поставок происходит их задержка, так как заключение контрактов требует определенного времени и обязательных регламентов.

2. Фактически прекратились варианты приобретения нефинансовых активов и оплаты услуг через подотчетных лиц с применением наличности. Это особенно заметно в казенных учреждениях. Счета 21003000 («расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»), 20134000 («касса учреждения») в настоящее время применяются исключительно редко. Значит, в бухгалтерии уменьшилась соответствующая документация (заявка на наличные, денежные чеки, заявка на возврат неиспользованной наличности и пр.). В этой ситуации практически остаются невостребованными журналы операций № 1 («Касса»). Журнал операций № 3 («Расчеты с подотчетными лицами»), тем не менее, применяется в связи с поездками в командировки. Однако авансы на командировочные расходы учреждения сейчас предпочитают выдавать безналичным путем, перечисляя на банковские (зарплатные) счета работников.

3. Переход на безналичные расчеты с работниками в учреждениях позволил изменить порядок выдачи заработной платы. Счет 30402000 («расчеты с депонентами») потерял свое значение, так как заработная плата наличными не выдается [14]. Схема выплаты заработной платы значительно упростилась (табл. 1). Операции по получению наличности в кассе учреждения и выдаче заработной платы по ведомости уже не нужны.

Остановимся на указанных моментах более подробно. В табл. 1 показаны варианты операций для казенных и бюджетных учреждений. Из примера следует, что счета учета расходов (140120211 и 410961211) и расчетов по оплате труда (130405211 и 420111610) в казенных и бюджетных учреждениях разные. В то же время счета учета заработной платы (30211000) и удержаний из заработной платы (30403000) не отличаются. Цифра «1» перед счетом означает финансирование по смете, а цифра «4» - финансирование по бюджетной субсидии. Операции по получению наличности в кассе учреждения и выдаче заработной платы по ведомости уже не нужны. Вместо этого используются реестры (ведомости) получателей по отдельным банкам.

Таблица 1. Запись операций по начислению и перечислению заработной платы на счета банка

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Казенное учреждение

- начисление заработной платы 140120211 130211730 80 000

- удержание для перечисления на счет пластиковой карты 130211830 130403730 69 600

- перечисление заработной платы работнику в банк 130403830 130405211 69 600

2. Бюджетное учреждение

- начисление заработной платы 410961211 430211730 80 000

- удержание для перечисления на счет пластиковой карты 430211830 430403730 69 600

- перечисление заработной платы работнику в банк 430402830 420111610 69 600

Ограниченно применяются теперь и авансовые платежи (счет 20600000). В качестве примера возьмем поставку в учреждение бумаги для офисных нужд на сумму 67 тыс. руб. В табл. 2 показан пример расчета с поставщиками после поставки, без аванса. Как следует из табл. 2, схема расчетов получается достаточно простой.

В финансовый орган (казначейство либо департамент финансов) направляется заявка на кассовый расход бюджетных средств по коду 340 («Материалы») только один раз.

Таблица 2. Запись операций по оплате поставки в учреждение без аванса

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Казенное учреждение

- поставка бумаги в учреждение 110536340 130234730 67 000

- расчет с поставщиком бумаги 130234830 130405340 67 000

2. Бюджетное учреждение

- поставка бумаги в учреждение 410536340 430234730 67 000

- расчет с поставщиком бумаги 430234830 420111610 67 000

Справедливости ради надо сказать, что авансовые платежи могут быть разрешены в пределах 30 % договора. Предоплата в 100 % разрешена по услугам связи. Но даже при исполнении контракта авансовые платежи увеличивают объем работы бухгалтерии и казначейства. До вступления в действие закона 44-ФЗ расчеты с применением авансовых платежей также не приветствовались. Понятно, почему. При невыполнении поставщиком своих обязательств, следует выставить требование на возврат авансов. Возникает дебиторская задолженность, которая портит картину баланса, требует заполнения соответствующих отчетных форм. Самое главное - до конца отчетного периода требуется заключение новых договоров, обеспечение своевременной поставки взамен неисполнения. Решение проблемы частично ложится на финансовый орган (казначейство), ведущий учет неиспользованных авансов, их возврата и перезаключения договоров.

При авансовых платежах учреждению приходится работать по учету поставок больше, чем при прямой поставке. В финансовый орган направляются 2 заявки: первая - на авансовый платеж, а вторая - на доплату после поставки. Соответственно, количество записей увеличивается. Предположим, что приобретается опять бумага для офисных нужд на сумму 67 тыс. руб., авансовый платеж составил 17 тыс. руб.

Таблица 3. Запись операций по поставкам с авансовыми платежами

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Казенное учреждение

- аванс поставщику бумаги 120634560 130405340 17 000

- поставка бумаги в учреждение 110536340 130234730 67 000

- зачет аванса 130234830 120634660 17 000

- доплата за бумагу 130234830 130405340 50 000

2. Бюджетное учреждение

- аванс поставщику бумаги 420634560 420111610 17 000

- поставка бумаги в учреждение 410536340 430234730 67 000

- зачет аванса 430234830 420634660 17 000

- доплата за бумагу 430234830 42011610 50 000

Как видно из табл. 3, количество бухгалтерских записей увеличивается. Самое главное - это то, что увеличиваются обращения учреждений в финансовый орган. Схема учета существенно усложняется в том случае, если поставщик, получивший заказ, не смог осуществить поставку. Неисполнение заказа требует дополнительных документов и бухгалтерских записей (табл. 4). Продолжим тот же пример.

Таблица 4. Запись операций по неисполненным поставкам с авансовыми платежами

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Казенное учреждение

- аванс поставщику бумаги № 1 120634560 130405340 17 000

- возврат аванса при неисполнении договора 130405340 120534660 17 000

- аванс поставщику бумаги № 2 120634560 130405340 17 000

- поставка бумаги в учреждение 110536340 130234730 67 000

- зачет аванса 130234830 120634660 17 000

- доплата за бумагу 130234830 130405340 50 000

2. Бюджетное учреждение

- аванс поставщику бумаги № 1 420534560 420111610 17 000

- возврат аванса при неисполнении договора 420111510 420634660 17 000

- аванс поставщику бумаги № 2 420634560 420111610 17 000

- поставка бумаги в учреждение 410536340 430234730 67 000

- зачет аванса 430234830 420634660 17 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доплата за бумагу 430234830 42011610 50 000

В табл. 4 показана ситуация неисполнения договора и последующей поставки после заключения договора с новыми поставщиками. Ввиду публичности заключения контрактов при переходе на закон 44-ФЗ такие случаи стали редкостью. Есть опасность для поставщика быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков, что в последующем лишит такую организацию возможности участия в аукционах по закупкам для государственных нужд. Закон 44-ФЗ не позволяет также заключать контракты с поставщиками, которые не смогут доказать свою возможность выполнения заказа.

Теперь о приобретении нефинансовых активов за счет наличных средств. Наличные денежные средства поступают в кассу учреждения после представления в финансовый орган заявки на наличные. Громоздкость учета таких поставок связана с тем, что крайне трудно соблюдать соответствие между авансом, выданным на приобретение активов, и реальными покупками. При недостатке аванса приходится получать дополнительные денежные средства, т. е. снова оформлять заявку на наличные. Рассмотрим пример. Подотчетное лицо казенного учреждения приобретает канцелярские принадлежности на сумму 10 тыс. руб., предварительно получив аванс 7 тыс. руб.

Таблица 5. Запись хозяйственных операций по расчетам с подотчетным лицом

(аванс меньше расходов)

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Получен аванс 7 тыс. руб.

- заявка на наличные 121003560 130405340 7 000

- поступление наличности в кассу 120134510 121003660 7 000

- выдача аванса подотчетному лицу 120834560 120134610 7 000

- приобретены материалы 110536340 120834660 7 000

2. Выдано дополнительно 3 тыс. руб.

- заявка на наличные 121003560 130405340 3 000

- поступление наличности в кассу 120134510 121003660 3 000

- доплата подотчетному лицу 120834560 120134610 3 000

Не менее трудоемкой будет ситуация с выдачей аванса подотчетному лицу на сумму большую, чем реальная закупка. В таких случаях приходится оформлять Объявление на возврат наличности. Рассмотрим аналогичный пример. Приобретаются канцелярские принадлежности на сумму 10 тыс. руб., аванс выдан на сумму 10,5 тыс. руб. (табл. 6).

Таблица 6. Запись хозяйственных операций по расчетам с подотчетным лицом

(аванс больше расходов)

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

1. Получен аванс 10 тыс. руб.

- заявка на наличные 121003560 130405340 10 500

- поступление наличности в кассу 120134510 121003660 10 500

- выдача аванса подотчетному лицу 120834560 120134610 10 500

- приобретены материалы 110536340 120834660 10 000

2. Возврат 500 руб.

- поступление наличности в кассу 120134510 120834660 500

- заявка на возврат 130405340 121003660 500

- сдача наличности 121003560 120134610 500

Переход на безналичные расчеты с подотчетным лицом существенно сокращает расчеты. Учреждение на основании заявки на кассовый расход доплачивает подотчетному лицу на счет пластиковой карты и осуществляет удержание излишне полученных сумм при перечислении заработной платы. Таким образом, введение закона 44-ФЗ немало способствовало распространению безналичных расчетов, что соответствует современному уровню развития денежного обращения.

Итак, подведем итоги.

1. Закон 44-ФЗ создал для организаций определенные проблемы. Эти проблемы, прежде всего, организационного характера. Учреждения вынуждены осваивать применение новых документов (планы-графики, протоколы торгов, экспертные заключения и пр.).

2. Бухгалтерский учет в новых условиях поставок также претерпел некоторые изменения. Основанием для принятия к учету товаров, работ, услуг является не только сам факт выполнения и поставки, но и факт соблюдения условий закупок. Таким образом, количество первичных документов в бухгалтерском учете увеличилось, несмотря на прежнюю запись хозяйственных операций.

3. Закон 44-ФЗ не только требует большой работы со стороны заказчика, но и дисциплинирует поставщиков (своевременность поставок, обеспечение качества). Это упрощает систему бухгалтерского учета, решает проблему своевременного погашения дебиторской задолженности. Казенным и бюджетным учреждениям, благодаря этому закону, удается избежать проблемы недобросовестности поставщиков.

4. Закон 44-ФЗ сузил некоторые операции, применяемые ранее. В частности, практически прекращено приобретение нефинансовых активов и услуг через подотчетные лица наличными. Тем самым, уменьшилась трудоемкость операций по счету 20800000.

5. В целом влияние 44-ФЗ на бухгалтерский учет скорее положительное, чем отрицательное. Увеличилось количество документации, но закупки стали более надежными и предсказуемыми, что позволяет своевременно обеспечить учреждения товарами, услугами, работами. Следовательно, упрощается бухгалтерская отчетность учреждения [8], нет необходимости в отчетах объяснять проблемы с поставками и принимать соответствующие меры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (по состоянию на 01.01.2016). URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/ budg-et/federal_budget/ budj_rosp/index.php#ixzz440gxpKUv (дата обращения: 21.03.2016).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон ФЗ-83 от 23 апреля 2010 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_100193/ (дата обращения: 21.03.2016).

3. Воробьёва И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 252 с.

4. Асиновский район: паспорт района. URL: http://www.asino.ru/passport_2011.html (дата обращения: 21.03.2016).

5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н. URL: http://base.garant.ru/57508866/ (дата обращения: 21.03.2016).

6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115800/ (дата обращения: 21.03.2016).

7. Признание открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимися как основание закупки «у единственного источника». URL: http://narodimira.ru/?p=2328%0A/ (дата обращения: 15.03.2016).

8. О мониторинге применения федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» во II квартале 2014 года. URL: http://szinfo.ru/node/513 (дата обращения: 15.03.2016).

9. Косарев К.В. Некоторые проблемы федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. - 2013. - № 7. - С. 21 - 26.

10. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://barton.ru/nekotorye-problemy-fz-o-kontraktnoj-sisteme.html (дата обращения: 15.03.2016).

11. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 06.12.2010 г. № 162н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107678/ (дата обращения: 21.03.2016).

12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2010 г. № 174н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108766/ (дата обращения: 21.03.2016).

13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н. URL: http://base.garant.ru/12181733/ (дата обращения: 21.03.2016).

14. Воробьёва И.П. Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной деятельности // Проблемы финансов и учета. - 2012. - № 1. - С. 64-71.

REFERENCES

1. Byudzhetnye assignovaniya po raskhodam federalnogo byudzheta na 2015 god i na planovyy period 2016 i 2017 godov (po sostoyaniyu na 01.01.2016) [Budget allocations for expenditures of the federal budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 (as of 01.01.2016)]. Available at: http://minfin.ru /ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/index.php#ixzz440gxpKUv (accessed 21 March 2016).

2. Federalnyy zakon FZ-83 ot 23 aprelya 2010 g. «O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhdeniy» [Federal Law FZ-83 from 23 April 2010 «On amendments to some legislative acts in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions»]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_100193/ (accessed 21 March 2016).

3. Vorobeva I.P. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh [Accounting in budgetary institutions]. Tomsk, TPU Publ. house, 2013. 252 p.

4. Asinovskiy rayon: pasport rayona [Asinovsky district: district passport]. Available at: http://www.asino.ru/passport_2011.html (accessed 21 March 2016).

5. Prikaz Ministerstva finansov RF ot 01.12.2010 g. № 157n «Ob utverzhdenii Edinogo plana schetov bu-khgalterskogo ucheta dlya organov gosudarstvennoy vlasti (gosudarstvennykh organov), organov mestnogo samoupravleniya, organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademiy nauk, gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu» [Order of the Ministry of Finance of Russia from 01.12.2010 № 157n «On approval of the Unified Chart of Accounts for public authorities (government agencies), local governments, state budget funds management bodies, state academies of sciences, state (municipal) institutions and Instructions on its use»]. Available at: http://base.garant.ru/57508866/ (accessed 21 March 2016).

6. Federalnyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» [Federal law from 05.04.2013 № 44-FZ «On contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115800/ (accessed 21 March 2016).

7. Priznanie otkrytogo konkursa, konkursa s ogranichennym uchastiem, dvukhetapnogo konkursa, povtornogo konkursa, elektronnogo auktsiona, zaprosa kotirovok, zaprosa predlozheniy nesostoyavshimisya kak osno-vanie zakupki «u edinstvennogo istochnika» [Recognition of the open competition, the competition with limited participation, two-stage competition, re-competition, electronic auction, request for quotations, request for proposals as the basis of the purchase from "single source"]. Available at: http://narodimira.ru/?p=2328%0A/ (accessed 15 March 2016).

8. O monitoringe primeneniya federalnogo zakona ot 5 aprelya 2013 g. «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» vo II kvartale 2014 goda [The monitoring of the application of the Federal Law of April 5, 2013 «On contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» in the 2nd quarter of 2014]. Available at: http://szinfo.ru/node/513 (accessed 15 March 2016).

9. Kosarev K.V. Nekotorye problemy federalnogo zakona «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» [Some problems of the Federal Law «On contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs »]. Pravo i ekonomika, 2013, no. 7, pp. 21-26.

10. Nekotorye problemy Federalnogo zakona «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd» [Some problems of the Federal law «On contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs»]. Available at: http://barton.ru/nekotorye-problemy-fz-o-kontraktnoj-sisteme.html (accessed 15 March 2016).

11. Prikaz Ministerstva finansov RF ot 06.12.2010 g. № 162n «Ob utverzhdenii Plana schetov byudzhetnogo ucheta i Instruktsii po ego primeneniyu» [Order of the Ministry of Finance from 06.12.2010 № 162n «On approval of the budget accounts and instructions on its use»]. Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_107678/ (accessed 21 March 2016).

12. Prikaz Ministerstva finansov RF ot 16.12.2010 g. № 174n «Ob utverzhdenii Plana schetov bukhgalterskogo ucheta byudzhetnykh uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu» [Order of the Ministry of Finance from 16.12.2010 № 174n «On approval of the Plan of accounts of budgetary institutions and instructions on its use»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108766/ (accessed 21 March 2016).

13. Prikaz Ministerstva finansov RF ot 23 dekabrya 2010 g. № 183n «Ob utverzhdenii Plana schetov bukhgalterskogo ucheta avtonomnykh uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu » [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 23 December 2010 № 183n «On approval of the Plan of Accounts of autonomous institutions and Instruction on its use»]. Available at: http://base.garant.ru/12181733/ (accessed 21 March 2016).

14. Vorobeva I.P. Gosudarstvennye (munitsipalnye) uchrezhdeniya, osobennosti ucheta byudzhetnoy deyatelnosti [State (municipal) institutions, especially taking into account the budgetary activities]. Problemy finansov i ucheta, 2012, no. 1, pp. 64-71.

Дата поступления 21.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.