Научная статья на тему 'УЧЕТ ПАССАЖИРОВ НА АВИАТРАНСПОРТЕ'

УЧЕТ ПАССАЖИРОВ НА АВИАТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИЯ / УЧЕТ ПАССАЖИРОВ / ПОДСИСТЕМА УЧЕТА / AIRLINE / PASSENGER REGISTRATION / ACCOUNTING SUBSYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стародубцев А.А., Тихоненко Д.В.

Описана проблема учета пассажиров, с которой могут встретиться различные авиакомпании вне зависимости от размеров, а так же способы устранения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRUITMENT OF PASSENGERS ON AIR TRANSPORTATION

The article describes the problem of passengers accounting, with which different airlines can meet regardless of the size, as well as ways to eliminate this problem.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПАССАЖИРОВ НА АВИАТРАНСПОРТЕ»

УДК 65.011.56

УЧЕТ ПАССАЖИРОВ НА АВИАТРАНСПОРТЕ

А. А. Стародубцев*, Д. В. Тихоненко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sparker4@mail.ru

Описана проблема учета пассажиров, с которой могут встретиться различные авиакомпании вне зависимости от размеров, а так же способы устранения данной проблемы.

Ключевые слова: авиакомпания, учет пассажиров, подсистема учета.

RECRUITMENT OF PASSENGERS ON AIR TRANSPORTATION A. A. Starodubcev*, D. V. Tihonenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: sparker4@mail.ru

The article describes the problem of passengers accounting, with which different airlines can meet regardless of the size, as well as ways to eliminate this problem.

Keywords: airline, passenger registration, accounting subsystem.

В России огромное число авиакомпаний разных размеров. Каждый день они собирают большое количество данных о пассажирах. Перевозчики хранят информацию о бронировке и покупке билетов, данные кредитной карты, записи о предпочтениях посадочных мест и питания на борту самолета. Кроме того, составляется список пассажиров летевших определенным рейсом. Такой список, обычно, формируется автоматически за счет сбора данных авиакомпанией со своих собственных источников [1].

Данный подход является самым экономически выгодным для авиакомпаний, но он не идеальный. Основная проблема состоит в том, что в автоматически формируемый список может загрузиться информация о человеке, летавшем на таком же рейсе, но несколькими годами ранее. Это происходит из-за совпадения номеров билетов и рейсов. Помимо этого пассажир может сдать билет перед вылетом или просто не полететь, что также изменяет список фактически полетевших пассажиров.

Для устранения этих проблем используется ручной труд. Из аэропорта приходит документ с данными о пассажирах фактически полетевших тем или иным рейсов. После чего сотрудник сверяет пришедший список со списком в базе данных и устраняет неточности.

За неделю таких ситуаций возникает довольно большое количество. Помимо этого из-за большого количества пассажиров приходится проверять слишком большой объем данных для устранения всего лишь одной неточности. Также стоит учитывать человеческий фактор, ведь работник может не найти ошибку с первого раза или принять верные данные за неверные. Все это приводит к тому, что приходится затрачивать крайне много рабочего времени, которое можно было бы направить на более полезную для авиакомпании деятельность.

Казалось бы, самое простое решение это увеличить количество цифр в номере билета, однако это невозможно, так как номера унифицированы благодаря International Air Transport Association (IATA). Сам билет состоит из трех блоков. Первый отвечает за идентификацию авиакомпании, это первые три символа в номере, по которым любой специалист в авиаперевозках легко ответит, что это за авиакомпания. Эти номера присваивались не в определенном порядке,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2

а по договоренности с перевозчиками. Например, у American Airlines это 001, у Lufthansa 220, у Аэрофлота 555. Полный список можно проверить на сайте IATA. Официальное название этих трех символов - сток авиакомпании [2].

Следующие два символа - информация о бланке. Первая цифра указывает на тип бланка, вторая на количество купонов в билете. Несмотря на то, что практически весь мир завоеван электронным билетом, в нем все равно используются «бумажные» идентификаторы. В большинстве билетов это цифра 24, где 2 - это автоматическая билетопечать, а 4 -количество купонов. Этот формат был выбран, так как большинство бэкофисных систем в авиакомпаниях, агентствах и прочих компаниях умеют работать именно с таким форматом. А если в билете больше 4 купонов, то система бронирования выпишет несколько связанных билетов [2].

Оставшиеся восемь символов это порядковой номер билета. То есть сто миллионов номеров, которые авиакомпании, использует. И они регулярно используются по второму кругу через какое-то время, чаще всего через год, так как любой билет можно выписать не больше, чем на 330-360 дней вперед от текущей даты [2].

Для решения этой проблемы можно использовать информационные технологии. Существуют различные системы позволяющие сформировать единое информационное поле для решения задач планирования, учета, контроля и анализа авиатранспортных процессов в целом. Это могут быть автоматизированные систему управления (АСУ), информационно-аналитическая система (ИАС) поддержки принятия решений, корпоративная информационная система, система управления базами данных (СУБД) и т. д.

Несомненно, каждая из существующих на рынке систем обладает большим разнообразием функций, эффективно выполняет свое предназначение и занимает свое место среди подобных систем. Однако они обладают высокой стоимостью, а также их достаточно сложно адаптировать под нужды авиакомпании. Поэтому лучше всего решить данную проблему еще на стадии проектирования. Для этого необходимо ответственно подойти к выявлению и анализу требований пользователей.

Пользователи не идеальный источник информации. Большинство из них знают, как выполнять свою работу, однако далеки от понятия того, как переложить все это на компьютер и часто не могут изложить свои требования к будущей системе.

Обычно определения требований поручают аналитикам, которые проводят с пользователями интервью, выявляя их реальные потребности. Но даже аналитикам трудно получить непротиворечивый и в дальнейшем мало изменяемый список требований, если не использовать систематизированный подход к определению требований [3].

Основная цель рабочего процесса определения требований состоит в том, чтобы направить процесс разработки на получение правильной системы. А правильная система - это система, которая делает то, что необходимо и ничего более. Конечно, программистам трудно делать систему так, чтобы ничего от себя не приложить, и тем более ничего не забыть. Описание требований должно быть достаточно хорошим, для того чтобы между пользователями и разработчиками могло быть достигнуто понимание того, что система должна делать и чего не должна. В противном случае пользователи будут считать, что система может сделать для них все, а программисты не будут понимать, какие функции будущей системы обязательно должны будут включены в первую версию, и без них нельзя обойтись, а какие можно отложить до будущего релиза [3].

Можно определить следующие шаги рабочего процесса определения требований:

- выявление требований (сбор информации);

- анализ требований;

- спецификация (документация) требований;

- проверка требований.

Не стоит ждать, что все действия получится выполнить последовательно. Работая с пользователями, нужно будет задавать вопросы, выслушивать ответы и наблюдать за их действиями. Затем стоит обработать полученную информацию, классифицировать по различным категориям и соотнесете потребности с возможными требованиями к ПО. Потом необходимо оформить выработанные требования в виде письменных документов и диаграмм, предложить представителям пользователей подтвердить, что написанный вами текст точен и полон, и попросить их исправить

возможные ошибки. Этапы будут выполняться, чередуясь и периодически повторяясь. Этот итерационный процесс и есть процедура создания требований [3].

Если же проблема осталась не решенной или ее просто не учли, по каким, либо причинам, остается два варианта. Первый - это доработать уже готовый и внедренный продукт. Однако любая система будет очень большой и сложной в использовании, поэтому решить поставленную проблему с помощью штатных специалистов ИТ-отдела будет крайне тяжело. Вследствие чего авиакомпания будет вынуждена привлекать группу узкоспециализированных, высокооплачиваемых специалистов для решения проблемы. Однако такой подход могут позволить себе далеко не все организации из-за высоких денежных затрат.

Второй вариант решения проблемы это создание программного обеспечения специально для этих целей. Реализовать это можно как в виде подсистемы, так и в виде отдельной программы. Подсистема может быть внедрена в общую ИТ инфраструктуру предприятия. Она позволит взять на себя абсолютно всю работу по решению данного рода проблем, тем самым полностью автоматизировав бизнес-процесс. Отдельная программа же не будет иметь доступ к ИТ инфраструктуре предприятия и поэтому не сможет самостоятельно получать на вход данные или же вносить изменения в БД. Для этих целей все равно будет необходим оператор, однако выявлением ошибок будет заниматься сама программа без участия человека, что так же решает проблему.

С написанием такого рода ПО может справиться практически любой программист. Реализация данного проекта не займет много времени и будет достаточно дешевой. Финансовые затраты окупятся довольно быстро. К тому же ликвидация данной проблемы может позволить авиакомпании наращивать производственные мощности, поскольку не будет эффекта «бутылочного горлышка» из-за использования ручного труда.

Библиографические ссылки

1. Как авиакомпании и аэропорты используют ваши данные? [Электронный ресурс]. URL: https://www.aerotime.aero/ru/grazhdanskaya-aviaciya/10924-kak-aviakompanii-i-aeroporty-br-ispolzu-yut-vashi-dannye (дата обращения: 10.03.2018).

2. Почему в билете 13 цифр? [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/andgo-travel (дата обращения: 13.03.2018).

3. Определение требований к программному обеспечению [Электронный ресурс]. URL: http://www.caseclub.ru/articles/treb.html (дата обращения: 13.03.2018).

© Стародубцев А. А., Тихоненко Д. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.