Научная статья на тему 'Электронный билет (е-тикет): инновационно, выгодно, удобно'

Электронный билет (е-тикет): инновационно, выгодно, удобно Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1347
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный билет (е-тикет): инновационно, выгодно, удобно»



ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ (Е-ТИКЕТ): ИННОВАЦИОННО, ВЫГОДНО, УДОБНО

А. С. ГЕНКИН,

д.э.н., действительный член РАЕН, Исполнительный директор Консалтинговой Группы «АСПЕКТ»

Журнал В наше время потребитель может не только купить целый ряд товаров, не выходя из дома, но и приобрести электронный билет на самолет или поезд.

что это такое

Электронный билет (E-ticket, е-тикет) - это современная технология покупки авиабилета, безбумажная форма стандартного билета. Впервые технология электронного документооборота появилась в 1996 году в США1 и вскоре получила широкое распространение в большинстве стран мира.

Сегодня это самая популярная в Европе и Америке и самая удобная для пассажиров форма приобретения билета.

Для пассажира все предельно просто: он заходит с домашнего компьютера на сайт нужной ему компании, выбирает время, даты и маршрут путешествия, сравнивает тарифы, вносит в специальную графу номер кредитной карты и одним нажатием кнопки совершает покупку. После этого на адрес электронной почты приходит письмо с уведомлением, подтверждающим приобретение электронного билета2. Это уведомление нужно распечатать на обычном листе и в положенный день принести вместе с паспортом на стойку регистрации или предъявить кондуктору в поезде.

Отсутствие легитимного порядка финансовой отчетности при применении первых российских е-тикетов не позволяло авиакомпани-

За рубежом практически все компании работают с электронными билетами. British Airways, к примеру, запустили программу по продаже е-тикетов еще весной 2004 года. С 1 июня 2008 года по решению Ассоциации международных авиаперевозчиков (IATA) все бумажные авиабилеты должны были замениться на электронные. В ассоциацию IATA входит 240 авиакомпаний мира, на их долю приходится около 94% всего рынка пассажирских авиаперевозок.

По данным IATA, в 2007 г. в США электронными являлись порядка 93% билетов, в Европе - 83%, в Африке - 58%, а в СНГ - около 10%. Согласно данным IATA, лишь 16% авиабилетов сегодня имеют старомодный бумажный вид, а British Airways, пионер во введении Интернет-регистрации в Великобритании, сейчас обслуживает свыше 100 000 пассажиров онлайн каждый месяц.

й^í

образовательный портал

ям совсем обойтись без классического бланка. Пассажиру приходилось ехать за ним в офис, и весь смысл идеи терялся. Более совершенную систему продажи е-тикетов в 2007 г. ввели лидеры российского авиарынка - «Аэрофлот», S7 и «Трансаэро». За ними подтянулись и остальные крупные игроки.

Для успешного распространения электронных билетов оказались необходимыми масштабные изменения законодательной базы. Это, прежде всего, изменение положений Воздушного кодекса (чтобы ввести в оборот электронные билеты и сделать законными онлайн-технологии их продажи), начало ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, разработка поправок в Налоговый и Гражданский кодексы (поскольку без четкой прорисовки возможности электронной формы договора бумажный билет останется единственной возможной формой как договора об услуге между пассажиром и перевозчиком, так и способом отчетности).

Поэтому, когда в конце 2006 года Госдума четвертого созыва на одном из последних заседаний внесла необходимые поправки в Воздушный и Налоговый кодексы, а Минтранс в январе 2007 г. включил соответствующие нормы в Федеральные авиационные правила3, в России оказались сняты все законодательные препятствия для масштабного внедрения электронного билета.

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция (электронный билет) является документом, используемым для удостоверения договора перевозки пассажира и его багажа при выполнении воздушной перевозки.

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция - маршрут/квитанция - это электронная форма авиабилета, предлагаемая вместо традиционного бумажного бланка, надежно хранится в специальной базе данных в электронном виде. Клиенту выдается маршрут/квитанция, содержащая информацию о пассажире, маршруте, тарифе, оплате, офисе продажи и т.д. Процесс бронирования на рейсы всех авиакомпаний от формы бланка не зависит и осуществляется стандартным образом.

А как у нас?

Первым отечественным авиаперевозчиком, предложившим клиентам некое подобие e-ticket в виде системы Интернет-бронирования, стала компания «Сибирь» (она же S7 Airlines) в феврале 2005 года. За ней последовали AirUnion, «ТрансАэро» и «Уральские авиалинии». «Сибирь» и AirUnion предложили по е-тикетам 5%-ную скидку. А «Уральские авиалинии» ввели 25%-ную скидку при онлайн-оформлении и разрешили оплату не только кредитными картами, но и с помощью платежных систем WebMoney, е-port, «Кредит Пилот», а также наладили доставку заказанных на сайте билетов на дом1. Выход в Интернет крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот» проходил в два этапа. Сначала в 2005 году на сайте компании была запущена система онлайн-бронирования с последующей оплатой билетов в офисе или в Шереметьево. Затем (в 2006-м) организовали и прием кредитных карт на сайте.

Аэрофлот в 2006 году поставил задачу добиться увеличения в 10 раз объема Веб-продаж. На начало 2007 г. они составляли 4 - 4.5 млн. долл. в месяц, в том числе примерно половина в режиме онлайн. Поставленные задачи требовали их ежегодного удвоения в течение 3 лет, после чего они по плану должны составить 25-30% всех продаж компании. Суточная статистика работы аэрофлотовского сайта (февраль 2007 г.): 13 000 посетителей, из них 7-8 000 делают 25-30 000 запросов, 500-600 бронируют, 400 оплачивают, 360 вылетают. Во время специальных акций сайту Аэрофлота приходится обрабатывать до 10 запросов в секунду. У аэрофлотовских Интернет-продаж соотношение приносимой выручки к стоимости каналов дистрибуции в 1.5 раза выше, чем у собственных офисов, и в 3 раза выше, чем у агентов.

й^í

При оформлении перевозки по электронному билету пассажиру выдается маршрут/квитанция и при оплате наличными или платежной пластиковой банковской картой - фискальный чек, оформленный посредством контрольно-кассовой техники, а при оплате через уполномоченные банки - банковские документы об оплате.

Маршрутная квитанция содержит полную информацию о маршруте, форме, деталях оплаты перевозки, условиях перевозки и т.д., аналогично бумажному билету.

Рекомендуется сохранять маршрут/квитанцию при себе на протяжении всего путешествия.

Кроме того, маршрут/квитанция может понадобиться для предъявления службам авиационной безопасности перед тем, как зайти в аэропорт либо во время прохождения паспортного контроля либо таможенного досмотра, как доказательство того, что Вы имеете обратный билет или путешествуете далее.

преимущества электронного билета

Очевиден ряд преимуществ электронного билета:

1. Билет можно купить, не выходя из дома или офиса.

2. Е-тикет более удобен в обращении, например, его невозможно забыть или потерять. Его также не могут украсть.

3. Расходы авиакомпаний на производство электронных авиабилетов, содержание касс и персонала намного ниже, чем в случае бумажных билетов4, что отражается на стоимости. При покупке электронного билета вы экономите $20-75 (в зависимости от компании и класса) на сервисных сборах. Помимо этого многие авиакомпании предлагают дополнительные скидки при покупке через Интернет.

4. Е-тикет некоторых крупных компаний позволяет самостоятельно пройти регистрацию с помощью киосков самообслуживания Self-service check-in, которыми оборудованы многие международные аэропорты.

5. Пассажир может изменить условия перевозки через справочно-информационную службу, в кассах участвующих в программе банков и компаний или офисах уполномоченных агентств.

6. Пассажир может купить электронный билет для своих родственников или друзей, которые находятся в другом городе: им достаточно будет только пройти процедуру регистрации в аэропорту вылета, предъявив документ, удостоверяющий личность.

7. У электронного билета более высокий уровень защиты и надежности информации, чем у бумажного билета - электронный билет подделать практически невозможно.

8. Повышается эффективность документооборота: если раньше перевозчики учитывали деньги, поступившие от пассажиров, только по факту получения всех отрывных купонов, то после перехода на е-тикеты необходимость в многомесячном ожидании отпала.

9. Согласно данным IATA, введение е-тикетов ежегодно помогает спасти 50 000 деревьев.

10. Турагентства тоже приветствовали e-ticketing, с помощью него надеясь избежать затрат на содержание курьерской службы доставки билетов.

«Мы изменяем отрасль с ощутимым выигрышем для путешественников, агентов, авиалиний и окружающей среды» - сказал Дж. Бисиньяни, генеральный директор 1АТА. - "Потребители наслаждаются удобством и гибкостью безбумажного путешествия».

Однако до сих пор многие турагентства советуют пассажирам путешествовать с бумажными копиями билетов в случае, если они не могут получить доступ к своему РС или мобильному телефону. Бумажные билеты все еще дают людям чувство комфорта в переходный период. В целом, однако, большинство бизнес-туристов, кажется, не ощутили перемен. Характерная реакция: «Я путешествовал почти каждую неделю в течение прошлых двух лет с е-билетом, и у меня никогда не было никаких проблем. Это - только вопрос привыкания к нему и уверенности в бесперебойной работе системы»5.

недостатки электронного билета

Минусы виртуальных билетов:

1. Далеко не все пользуются банковскими картами, и только каждый седьмой житель России имеет у себя дома выход в Интернет.

2. Вызывает беспокойство проблема сбоев в компьютерной системе: индивидуальный номер билета, бронь, может «потеряться» в сети. Чтобы этого избежать, лучше иметь при себе распечатанную квитанцию со всей необходимой для пассажира информацией.

3. Процедура возврата денег по неиспользованному полетному купону электронного билета может производиться только в пунктах продажи оформляющего агентства.

4. Если пассажир оплатил билет по кредитной карте и по какой-то причине хочет отказаться от полета, процедура возврата денег на кредитку, как правило, занимает не один день.

5. Этот минус характерен для российских ж.д. билетов. Для них распечатка о приобретении е-тикета сама по себе проездным документом не является. Поэтому нужно за час до отправления поезда явиться на вокзал и при предъявлении паспорта получить стандартный бланк ОАО «РЖД».

Каковы потребительские предпочтения?

По данным исследования Nielsen (конец 2007 г.), потребители все чаще используют интернет для покупки авиабилетов и для онлайн-бронирования туров и отелей. По данным исследователей, каждый четвертый Интернет-пользователь в мире покупал либо бронировал авиабилеты в онлайне за последние три месяца. Больше всего таких пользователей в Индии (70%), Ирландии (60%) и Объединенных Арабских Эмиратах (60%). Однако только 20% российских респондентов покупали либо бронировали авиабилеты в онлайне. Резервировали отели или покупали турпутевки в сети лишь 13% опрошенных. Во многом это связано с тем, что при покупке туров и авиабилетов в онлайне, как правило, требуется оплата с помощью кредитной либо дебетовой карты, а этот способ оплаты в России пока трудно приживается.

При всем при том, по оценкам компании «Аэрофлот», в России веб-бронирование полетов доступно только 1-2% населения.

где и как можно приобрести электронный билет?

На сегодня приобрести электронный билет можно в участвующих в программе банках, кассах или офисах уполномоченных агентств, а также на сайтах самой авиакомпании-перевозчика и ее агентов через онлайн бронирование. Для этого надо выбрать направление, даты вылетов, количество пассажиров, изучить предложенные всевозможные варианты и их стоимость, а затем произвести выбор.

При покупке электронного билета оплата может быть осуществлена платёжной банковской пластиковой картой, наличными, а также через банкоматы.

Как правило, после оплаты по электронной почте приходит подтверждение покупки. Его можно распечатать и хранить вместо обычного билета. Однако это не обязательно. Ведь при регистрации достаточно показать паспорт, а никаких кодов или номеров запоминать не нужно.

регистрация по электронному билету

Регистрация в аэропорту осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность (паспорт для взрослых пассажиров и свидетельство о рождении для детей). Персональные данные пассажира должны соответствовать данным, указанным в электронном билете.

На регистрации в аэропорту пассажиру выдаются посадочный талон и багажные бирки (при сдаче багажа под ответственность перевозчика).

Дубликаты посадочных талонов не выдаются.

Необходимо сохранять посадочные талоны, полученные при посадке в самолёт, до конца путешествия.

В случае необходимости изменения условий перевозки, а также для возврата денежных средств по электронному билету, в соответствии с правилами примененного тарифа, пассажир может обратиться в справочно-информационную службу или в кассы уполномоченных агентств.

При этом на маршруте, где применяется электронный билет, перевозка по желанию пассажира может быть оформлена на бумажном бланке.

Вкупе с е-билетами вводится и возможность Интернет-регистрации пассажиров. Так, пассажиру компании KLM, улететь просто: если у Вас есть е-тикет, Вы можете зайти на веб-сайт (www.klm.com) за 30 часов до вылета, распечатать свой билет, ответить на обязательные вопросы службы безопасности и выбрать место. Зарегистрировавшись, Вы должны попасть в аэропорт за 40 минут до отлета вместо обычных 90 минут и сразу идете к стойке регистрации бизнес-класса. При регистрации онлайн есть выбор лучших мест.

В британских аэропортах устанавливаются автоматизированные киоски регистрации пассажиров с сенсорным экраном, которые могут распределять места, печатать посадочные талоны и, в некоторых случаях, даже просмотреть паспорта. Случайно или нет, но первая волна их установки совпала с забастовкой 3 000 сотрудников регистрации авиакомпании British Airways, требовавших прибавку к зарплате.

Следует отметить существование ряда технических препятствий к быстрому завоеванию рынка е-тикетами. Переход на электронный билет потребует существенных и дорогостоящих изменений в

технологическом обслуживании пассажиров. К этому не готовы большинство авиакомпаний, особенно местного значения, выполняющие внутренние рейсы, а также аэропорты, не имеющие ни достаточных средств, ни технических возможностей для переоснащения. Проблему представляет и множественность стандартов т. н. систем контроля вылета. В мире около 10 таких систем. На сегодня, например, российский Аэрофлот решил проблему еще не со всеми аэропортами страны (это совместный проект Минтранса с Внешторгбанком). Многие авиакомпании не готовы перейти на безбумажный режим в силу банального недостатка средств на модернизацию ИТ-инфраструктуры. Опасение вызывают вопросы безопасности и стабильности работы - пугает возросшая зависимость от надежности информационных систем, а также потенциальная возможность кибермошенничества.

Ряд препятствий распространению е-тикетов лежит и в области человеческой психологии. Помешать массовому внедрению е-тикетов может и консерватизм граждан, и недоверие к электронным платежным системам. Далеко не все пассажиры имеют свободный доступ в Интернет, а также банковскую карточку. А те, кто имеет, не всегда горят желанием «засветить» в сети свои персональные данные. Отдельные пассажиры психологически не готовы являться в аэропорт с пустыми руками. Им спокойнее, когда в правом кармане пиджака лежат паспорт и стандартный бумажный билет.

Однако, судя по ситуации на рынке авиаперевозок, у российских авиакомпаний особого выбора нет. Массовое распространение электронных билетов в мире может привести к потере отечественными перевозчиками интерлайн-соглашений с западными партнерами. А без этого невозможно расширять географию полетов и гарантировать пассажирам наиболее удобные стыковки с рейсами авиакомпаний-партнеров. «Если мы не перейдем на электронный вариант продаж и бронирования, мы попросту потеряем всех серьезных западных партнеров», - отмечали еще в 2006 году в пресс-службе «Аэрофлота». И задача адаптации системы отечественных авиаперевозок к использованию электронных билетов была успешно решена.

распространение е-тикетов

Информационные сообщения, конференции и пресс-релизы крупнейших авиакомпаний России и стран СНГ говорят об одном: все крупные игроки рынка активно включились в кампанию по использованию и распространению е-тикетов, видя в них как серьезное конкурентное преимущество, так и инструмент прямого снижения издержек.

Так, авиакомпания «Уральские авиалинии» расширяют маршрутную сеть продажи электронных билетов через свой веб-сайт. С 29 июля в Интернет-кассе авиакомпании открыта продажа электронных билетов более чем на 30 направлениях в разные города России и стран СНГ: от Симферополя до Владивостока.

Авиакомпания Air Astana с августа 2008 года полностью переходит с бумажных на электронные билеты. С целью внедрения системы электронных билетов авиакомпания подписала 27 интерлайн-соглашений с ведущими авиакомпаниями мира. В ближайшем будущем компания также намерена внедрить систему Интернет-регистрации.

Авиаперевозчик «S7 Airlines» объявил об открытии взаимных продаж электронных билетов на совместные рейсы S7 и авиакомпаний-партнеров: AeroSvit (Украина), Asiana Airlines (Южная Корея), DnieproAvia (Украина) и Thai Airlines (Таиланд). Электронные билеты на рейсы этих авиакомпаний оформляются в рамках двухсторонних интерлайн-соглашений, подписанных с S7 Airlines

Клиенты авиакомпании «Скай Экспресс» (Sky Express) получили возможность оплачивать электронные билеты через платежные терминалы QIWI. Соглашение между «Объединенной системой моментальных платежей» (розничный бренд QIWI) и крупнейшим отечественным бюджетным авиаперевозчиком было подписано накануне. Плательщику необходимо в меню терминала, в списке оплачиваемых услуг, выбрать пункт "Авиабилеты", после чего нажать на ссылку Sky Express.

Электронные билеты применяются не только в авиа-, но и в железнодорожных перевозках. Показателен здесь опыт наших коллег из стран СНГ. С 1 июля 2008 года филиал АО «НК «Казахстан темiр жолы» - «Процессинговый центр», Главный вычислительный центр (КТЖ) совместно с АО «Пассажирские перевозки» внедряют пилотный проект Автоматизированной системы «Электронная коммерция по продаже электронных проездных документов (билетов) через Интернет и оплате услуг пассажирских перевозок с применением платежных банковских карт»6. Данный вид услуг будет представлен на сайте, где WEB-витрина автоматизированной системы «Электронная коммерция» для получения справочной информации о расписании движения пассажирских поездов, наличии свободных мест и стоимости проезда. Пользователю остается только зарегистрироваться, заполнить электронную заявку, куда входят личные данные - фамилия, имя, отчество, номер удостоверения личности или паспорта, номер поезда, вагона и места, а также номер платежной банковской карточки (любого банка Республики Казахстан). После обработки данных, которая занимает не более 10 минут, он получает информацию о наличии мест и специальный код. Код можно распечатать (при наличии принтера) или выписать вручную. С этим кодом и документами в любой кассе пассажир получает билет.

Косвенным признанием массовой востребованности е-тикетов можно считать тот факт, что уже начиная с 2008 года американские авиаперевозчики стали размещать рекламу на бланках электронных билетов. Пассажиры, оформляющие билет на сайте авиакомпании, увидят на посадочном талоне дополнительную информацию о месте назначения: погоду, рестораны, достопримечательности города. Посадочный талон, как и прежде, будет занимать всего один печатный лист. А ведущий мировой поставщик технологических решений для индустрии путешествий и авиаперевозок - компания Amadeus7 - объявила о запуске решения e-Merchandise для е-тикетов.

как это делается в оао «ржд»

Сайт ОАО «Российские железные дороги» предлагает услугу продажи билетов для физического лица с использованием его банковской карты. Для покупки билета необходимо зарегистрироваться. Если Вы уже зарегистрированы, необходимо войти в систему с использованием Вашего логина и пароля. Логин и пароль являются Вашей конфиденциальной информацией.

Веб-интерфейс предусматривает возможность выбора маршрута, даты отправления и конкретного места. Оплату можно произвести кредитными картами, а также через систему «Яндекс.Деньги». После прохождения процедуры оформления пользователю предлагается распечатать данные своего заказа.

С 25 мая 2009 года внедрена услуга электронной регистрации на отдельные поезда (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Горький - Москва, Москва - Казань - Москва) для пассажиров, осуще-

1Л<

38

► И

ствивших покупку билетов на сайте. Электронная регистрация дает право пассажиру осуществить проезд в поезде по документу, удостоверяющему личность, указанному в заказе, без оформления проездного документа (билета) в кассе ОАО «РЖД» или с помощью терминала самообслуживания. Всем остальным пассажирам по-прежнему для проезда в поезде необходимо получить проездной документ (билет) в кассе ОАО «РЖД» или с помощью терминала самообслуживания. Бланк заказа не дает права проезда в поезде.

Заказ билетов, оплаченных через Интернет, должен быть оформлен надлежащим образом с получением проездных документов (билетов). Проездные документы (билеты) можно получить только на территории России в билетной кассе (касса ОАО «РЖД»), или на стойке регистрации «Электронного билета», или с помощью транзакционного терминала самообслуживания (терминал самообслуживания). За оказанную услугу с клиента возьмут сервисный сбор. Если клиент расплачивается через «Яндекс.Деньги», то добавляется еще один сервисный сбор в 200 рублей. Можно также заказать платную доставку билетов в пределах МКАД в Москве или КАД в Петербурге.

Отмена заказа после выполнения процедуры оплаты и возврат денежных средств на банковскую карту через Интернет не производятся.

Причитающиеся денежные средства за неиспользованный проездной документ (билет) зачисляются на банковскую карту, с помощью которой осуществлялась оплата, порядком, установленным правилами международных платежных систем, после обращения в билетную кассу.

как это делается в «аэрофлоте»

Электронный билет можно заказать и на сайте ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».

Чтобы получить возможность бронировать и оплачивать билеты «Аэрофлота» через Интернет, сначала нужно пройти регистрацию в дисконтной программе «Аэрофлот Бонус». Бонусные баллы в ней называются милями (они насчитываются по дальности вояжей), и их можно потратить на бесплатный полет или повышенный класс обслуживания.

Далее нужно выбрать способ оплаты - в офисе или кредиткой. Оплата по последней не сложнее, чем в Интернет-магазине. После прохождения всех этапов клиент получает код подтверждения брони (PNR), а если выбрана оплата в офисе, то еще и максимальное время ожидания оплаты. Данные можно распечатать с сайта.

Стоимость перевозки, оплаченной через сайт, указывается: 1. После окончания оформления билета, на странице подтверждения. 2. В квитанции электронного билета, в разделе «Подробности платежа». 3. В электронном сообщении из Secure payment, в строке Сумма операции.

Для регистрации в аэропорту необходим паспорт для взрослых пассажиров и свидетельство о рождении для детей. Маршрутная квитанция удобна тем, что содержит все данные о полёте, рекомендуется иметь ее в аэропорту, хотя это не является необходимым условием для прохождения регистрации. Однако при себе, на всякий случай, имейте и маршрутную квитанцию. Она может понадобиться для предъявления службе безопасности при входе в аэропорт и пограничной службе во время прохождения паспортного контроля при полете за рубеж.

Кстати, если имела место Интернет-оплата, на всякий случай стоит захватить карту с собой. Она может потребоваться для оформления слипа.

й^i

Вы можете обменять электронный авиабилет на бумажный вариант. Достаточно будет обратиться в любой офис Аэрофлота, при этом за выписку бумажного бланка предусмотрен сервисный сбор l0 евро в валюте страны пребывания. Поменять обратный билет на более позднюю дату можно либо в офисе, либо по бесплатным круглосуточным телефонам Службы информации и бронирования Аэрофлота, а также по мобильному платному номеру (если при этом не требуется какая-либо доплата или изменение его первоначальной стоимости).

е-тикеты и электронные платежи

Электронные авиабилеты были официально одобрены в России министром транспорта Игорем Левитиным в январе 2007 г., и последней проблемой на пути их распространения оставалось отсутствие достойной системы Интернет-платежей.

В развитии ниши е-тикетов и оплаты авиаперевозок отметились такие российские электронные платежные системы (ЭПС), как CyberPlat и ChronoPay.

CyberPlat первой на российском рынке ЭПС запустила проект по оплате электронных билетов таких крупнейших мировых авиаперевозчиков, как «Аэрофлот», «Скай Экспресс», British Airways, Alitalia, KLM Royal Dutch Airlines, Austrian Airlines, Air Canada, LOT, Swiss International Airlines и др., с использованием всего спектра наиболее популярных коммуникационных средств: платежных и кассовых терминалов, компьютеров, мобильных телефонов, а также банкоматов и POS-терминалов.

«Платежная система CyberPlat высоко оценивает перспективы рынка продажи электронных авиабилетов и рассчитывает на значительный рост этого сектора рынка приема электронных платежей», - комментирует генеральный директор компании CyberPlat А. Грибов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания ChronoPay в сентябре 2007 г. представила новую платежную платформу для реализации авиабилетов через Интернет, E-Avia.

ЭПС рассчитывает на сотрудничество с максимальным количеством авиакомпаний, которые согласились бы использовать систему E-Avia на своих сайтах. Система E-Avia совместима со всеми мировыми и российскими системами онлайн-бронирования; также авиакомпаниям будет предложена возможность создания отдельного платежного решения со специальными настройками, в том числе с определенным дизайном.

Клиент, заходя на сайт авиакомпании - партнера E-Avia, запрашивает интересующую его информацию о наличии мест и стоимости перелета, после чего бронирует билет. Получив подтверждение онлайн-брони, клиент нажимает на кнопку «оплатить», что автоматически переводит его на сайт ChronoPay - E-Avia.ru. ЭПС выступает в качестве платежного шлюза. На сайте нового сервиса указаны все возможные способы оплаты билета - различными кредитными картами и электронными деньгами.

Купить билет за наличные при помощи E-Avia будет невозможно, поскольку тогда существенно возрастает срок бронирования билета. Еще предстоит разобраться с возвратами платежей, а также с платежами по картам. После ввода соответствующих данных, более 200 фильтров контроля осуществляют автоматическую проверку безопасности; затем информация отсылается в банк-эквайрер, с которым сотрудничает авиакомпания. Предполагается, что в проекте будет участвовать множество банков, имеющих набор сертификатов и лицензий для полноценного участия в электронной торговле. Далее банк-эквайрер запрашивает у банка-эмитента (который сотрудничает с клиентом) инфор-

мацию о состоянии счета покупателя билета. С этого счета в банк-эквайрер переводится необходимая сумма, которая впоследствии поступает на счет авиакомпании. Клиент же регистрируется на рейс по паспорту - при этом для полетов в Россию услугами E-Avia можно будет пользоваться и из-за рубежа. Для оперативной помощи клиентам без выходных будет функционировать круглосуточная служба поддержки на русском и английском языках.

По словам генерального директора Ассоциации агентств воздушного транспорта Ю. Шабунина, «в США с распространением технологий электронной коммерции в travel-отрасли ушло с рынка порядка 40% турагентств. Мы не можем предложить готового рецепта, но для сохранения себя на рынке мы можем и должны принимать участие во внедрении новых технологий обслуживания клиентов».

Как отметил вице-президент компании ChronoPay, руководитель проекта E-Avia Игорь Зворыкин, «во многом отставание travel-сегмента электронной коммерции в России связано, с одной стороны, с недостаточным пониманием технологии онлайн-оплаты частью участников travel-рынка, с другой - с отсутствием у нашего населения в целом развитой культуры пользования банковскими картами и электронной наличностью».

17 декабря 2007 г. компания ChronoPay вошла в состав Российского Союза Туриндустрии, профессиональной ассоциации отечественного турбизнеса. ChronoPay намерена содействовать распространению современных технологий Интернет-платежей в российской travel-отрасли, оказывать методическую и технологическую поддержку участникам РСТ в организации безопасных Интернет-платежей за электронные авиабилеты, гостиничные номера и иные транспортно-туристические услуги.

не только транспорт

Неудобство очередей в кассы театров и стадионов (или ожидания прибытия по почте заказанных билетов) тоже преодолимо с помощью е-билетов8.

В Великобритании с 2003 г. введены в действие компанией Ticketmaster e-тикеты на футбольные матчи британской Премьер-лиги, показы Уэст-Энда и рок-концерты. Структура цен на е-тикеты включает в себя сбор за обслуживание (порядка 10% от стоимости билета) и сбор за процессинг (от 4 до 7%).

Ticketmaster, крупнейший в мире дистрибьютор билетов (поставляет свыше 100 млн. билетов покупателям по всему миру ежегодно) полагает, что клиенты будут готовы заплатить больше за возможность мгновенного создания их собственного билета. 800 сотрудников компании в Великобритании ежегодно обрабатывают десятки миллионов телефонных и почтовых сделок.

система онлайн бронирования

Клиенты получают электронное сообщение, содержащее уникальный штриховой код вместе с подтверждением деталей билета. Билет может быть немедленно распечатан через домашний компьютер клиента. Компьютеризованные турникеты на месте подтвердят, что e-тикет подлинный. Программное обеспечение от Ticketmaster также позволяет через сайт компании продать в последнюю минуту билеты, если их покупатель по каким-то причинам не может пойти на матч или концерт. Забронировать можно не только авиа- или железнодорожные билеты, но и, например, турпоездку.

Так, система онлайн бронирования отелей туристической компании DSBW позволяет напрямую забронировать отели в любой точке мира по минимальной цене. Сервис доступен для частных лиц и агентств.

1Л<

41

► И

Преимущества системы онлайн бронирования отелей:

• Прямая интеграция с крупнейшими операторами, обеспечивающими географическое покрытие всего земного шара и предлагающими самые низкие цены. Бронь, сделанная на сайте, автоматически подтверждается у оператора, что позволяет клиенту быть уверенным, что он получит именно тот отель и то размещение, которое он заказал.

• Экспресс заполнение заявки - все, что клиенту нужно, в одном экране. Заполнение заявки занимает 2 минуты, клиент сразу может заказать сопутствующие услуги: приглашение из отеля или визу.

• Наглядность: вся информация для принятия решения о выборе отеля перед глазами. Интернет-сайт расскажет об отеле лучше, чем любой менеджер по телефону. По каждому отелю доступно полное описание с фотографиями и перечнем услуг, предлагаемых отелем.

• Прозрачность: клиент сразу знает, сколько стоит отель. Для каждого отеля указывается его актуальная цена. Эта та цена, которую Вы заплатите ... и ни цента больше!

• Полная информация о статусе отеля. Напротив каждого отеля стоит статус «в наличии / по запросу». Отели со статусом «в наличии» имеют мгновенное подтверждение.

• Подробная форма поиска отелей, позволяющая подобрать нужный вариант.

• Интерактивная карта с указанием расположения отелей. Можно посмотреть расположение отеля на карте и подобрать тот вариант, который подходит именно Вам. Карта имеет три режима, один из которых отображает реальные спутниковые фотографии. Клиент может совершить виртуальный тур в то место, куда планирует ехать.

• Все услуги в одном месте: на сайте, как правило, можно заказать приглашение из отеля и визовую поддержку (сайт выдает список документов для оформления визы). Если это необходимо, через сайт возможно заказать билеты на самолет или арендовать машину, заказать билеты в театр или место на футбольный матч.

Сервис предлагает несколько удобных способов оплаты: возможна оплата заказа по кредитной карте MasterCard или Visa, как в офисе туроператора, так и при помощи мобильного POS-терминала СДМ-банка у курьера туроператора. Также возможна оплата через систему денежных переводов CONTACT в одном из пунктов переводов в Москве и других городах России. Можно внести сумму оплаты наличными в кассу банка прямо в офисе DSBW. Аналогично отелям можно забронировать через ту же онлайн систему турпоездку.

А тем временем московская сеть кинотеатров «КАРО ФИЛЬМ» предлагает воспользоваться новой услугой «ON-LINE билет за 5 минут!»

Оплатив или забронировав билет на сайте www.karofilm.ru, Вам не придется тратить время на очереди. Для бронирования билета на сайте www.karofilm.ru необходимо: зарегистрироваться на сайте, выбрать город, выбрать кинотеатр или фильм, сеанс, на схеме зала выбрать место и ряд, запомнить код брони или распечатать купон, оплатить свой билет в кассе кинотеатра при помощи кода брони не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса. В этом случае билет будет забронирован, но не оплачен.

Для покупки билета на сайте www.karofilm.ru необходимо совершить те же первоначальные действия, однако затем оплату вы совершаете уже иным способом: при помощи банковской карты

(принимаются к оплате пластиковые карты ведущих международных платежных систем); далее необходимо запомнить код оплаты (Если Вы забыли код оплаты, Вы можете его найти в Вашем Личном Кабинете, по желанию клиента, код может быть выслан sms-сообщением на мобильный телефон) и, наконец, получить свой билет в кассе кинотеатра или распечатать его в автоматическом терминале при помощи кода оплаты. Билет оплачен!

выводы

На конец 2007 г. емкость российского рынка продажи авиабилетов превышала 10 млрд. долл. в год и показывала устойчивые темпы увеличения масштабов бизнеса авиакомпаний. По расчетам, экономия российской авиационной отрасли от введения е-тикетов составит до 900 млн. долл. При этом запоздание их внедрения может принести ощутимые убытки: можно потерять соглашения с иностранными партнерами, не получить ожидаемого увеличения объемов продаж. В России в целом уже присутствует необходимая инфраструктура для массового развития Интернет-продаж транспортных и туристических услуг. По прогнозам 1АТА, в 2010 г. ежегодные продажи электронных авиабилетов в России превысят 4,5 млрд. долл9.

1 Первый пассажир с электронным билетом поднялся в воздух в 1996 году на самолете американской Delta Airlines. Год спустя компания отказалась от«бумаги»на всех своих внутренних линиях, а к 2002-му внедрила е-тикет и на международных маршрутах.

2 Как правило, авиакомпании высылают на адрес электронной почты клиента номер его е-тикета, а также «маршрутный лист», в котором подробно расписаны рейсы, время ожидания в транзитных аэропортах и другие условия перелета.

3 24 января 2007 г. Минюст РФ зарегистрировал приказ Минтранса «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

4 По оценкам экспертов IATA, использование электронных билетов приводит к экономии почти 3 млрд. долларов в год по всему миру. Затраты на выпуск электронного билета составляют $1 против $10 за стандартный бумажный бланк.

5 Jolley, R. End of paper tickets // Times Online. 2007. October 17.

6 См.: Жолдасова Ж., Землякова Т. Электронный билет (е-ticket) в Казахстане// www.dgt.kz/, 22 августа 2008 г.

7 «Амадеус» - система бронирования авиаперелетов, железнодорожных перевозок, паромов, автомобилей, гостиниц, круизов. Работает в 133 странах и входит в четверку крупнейших мировых систем бронирования, занимая первое место в мире по ряду показателей (количество туристических агентств, использующих систему, количество терминалов). При этом система лидирует по всем показателям на рынках Европы, Африки и Южной Америки. «Амадеус» дает возможность бронирования в реальном времени билетов на рейсы более чем 680 авиакомпаний.

8 См.: Генкин А.С.. Планета Web-денег в XXI веке. - М.: КноРус, 2008. Раздел 1.4.4.

9 Использованы материалы сайтов: www.louzhniki-tour.ru,www.alltravels.com.ua.www.aviaport.ru,http://orsk.ru/

М4

43

► И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.