Научная статья на тему 'О процедуре электронного билетооформления'

О процедуре электронного билетооформления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
616
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суринов Роман Татевосович

Рассматривается современная технология продажи авиабилетов посредством электронного билетооформления. Перечисляются основные отличия данной технологии от традиционной, основанной на использовании бумажных носителей. Приводятся аспекты внедрения технологии электронного билетооформления, которые служат тормозом для её применения на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О процедуре электронного билетооформления»

УДК 656.7.035.21

О ПРОЦЕДУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТООФОРМЛЕНИЯ

Р.Т. СУРИНОВ

Статья представлена доктором физико-математических наук, профессором Козловым А.И.

Рассматривается современная технология продажи авиабилетов посредством электронного билетооформле-ния. Перечисляются основные отличия данной технологии от традиционной, основанной на использовании бумажных носителей. Приводятся аспекты внедрения технологии электронного билетооформления, которые служат тормозом для её применения на территории Российской Федерации.

Сейчас вопрос внедрения электронного билета стал более чем актуален, так как Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) продекларировала к концу 2007 года 100процентный переход на электронный билет. Для тех перевозчиков, которые не последуют данной рекомендации, это грозит разрывом всех интерлайн-соглашений с западными авиакомпа-ниями-партнерами. На этом фоне повсюду ведутся разговоры о необходимости внедрения этой технологии российскими авиаперевозчиками, при этом большинство до конца не понимает что же такое электронный билет и, следовательно, какие проблемы ожидают российских перевозчиков и других участников перевозочного процесса при его внедрении.

Г оворя об электронном билете, многие отождествляют его с продажами авиабилетов через интернет. Это распространенное заблуждение, так как возможность продажи авиабилетов через интернет - не суть электронного билета, а лишь одно из преимуществ, которое дает внедрение авиаперевозчиками технологии электронного билетооформления.

Итак, перейдем к описанию процесса электронного билетооформления (оформления перевозочных документов), для начала стоит дать определение этому понятию.

Электронное оформление перевозочных документов - это способ документирования продажи и контроля за ходом пассажирской перевозки (непосредственно электронный билет) и за предоставлением сопутствующих услуг (электронные документы различного назначения, например квитанции для оплаты сверхнормативного багажа или ордера разных сборов) без оформления бумажных расчетных документов. При этом все данные о билете хранятся в памяти компьютерной системы оформляющей авиакомпании (ETS - electronic ticket server) и предоставляются участникам перевозочного процесса по их требованию для электронной проводки всех транзакций, которые возможны в случае применения бумажного билета (например, перевозка, возврат денег пассажиру, обмен билета и т. д.).

При этом нужно понимать, что слово «электронный» не означает:

«безбумажный» (по меньшей мере, в настоящее время) - при продаже международной перевозки до пассажира по-прежнему необходимо довести специальную информацию в бумажном виде, в том числе - в виде документа под названием «Маршрут/Квитанция», в котором содержатся сведения о приобретенном билете, а также уведомления, которые являются обязательными в соответствии с законами страны и с международными конвенциями. В случае покупки авиаперевозки через интернет такой документ может быть доведен до покупателя, например, посредством электронной почты. Однако такие бумажные документы носят исключительно информационный характер и потому не могут быть использованы сами по себе для получения пассажиром денег за неиспользованную перевозку или для обмена на другой перевозочный документ.

«безбилетный» - хотя пассажиру не выдается бумажный документ с номинальной стоимостью, билет все-таки существует, но только в форме электронной записи, которая хранится в

компьютерной системе и которая «связана» с «Маршрутом/Квитанцией», распечатанной и врученной пассажиру.

Отметим, что вышесказанное означает, что основанием расчета между всеми участниками перевозочного процесса, в случае электронного билетооформления, будет запись в компьютерной системе (БТБ оформляющего перевозчика), что является ключевым отличием применения электронного билета от его бумажного аналога.

Приведем пример технологической цепочки, которая сопровождает использование электронного билета от момента его оформления до момента посадки пассажира на борт воздушного судна.

Но перед этим необходимо перечислить участников процесса электронного билетооформления и дать определения некоторым ключевым понятиям.

Пассажир - физическое лицо, уполномоченное использовать электронный билет для полета.

Авиакомпания - перевозчик, участвующий в продаже электронного билета и/или в перевозке пассажира, имеющего электронный билет, в одном из следующих качеств:

валидирующий перевозчик - авиакомпания, оформившая электронный перевозочный документ, чей цифровой код отражен в номере полетного купона электронного билета или в номере стоимостного купона электронного документа;

маркетинг-перевозчик - авиакомпания, указанная в полетном купоне электронного билета или в стоимостном купоне электронного документа в качестве авиакомпании, выполняющей перевозку;

фактический перевозчик - авиакомпания, фактически осуществляющая перевозку. В определенных двусторонних соглашениях, например, соглашениях о совместном использовании кодов, фактический перевозчик и маркетинг-перевозчик могут быть разными авиакомпаниями.

Примечание: В зависимости от обстоятельств, валидирующий перевозчик, маркетинг-перевозчик и фактический перевозчик могут быть одной и той же авиакомпанией (например, если вся перевозка выполняется одной авиакомпанией, которая оформила билет) или тремя разными авиакомпаниями.

Агент - аккредитованный от имени валидирующего перевозчика или агент по продаже пассажирских авиаперевозок .

АСБ - автоматизированная система бронирования или иной системный провайдер, через которую (которого) осуществляется бронирование и/или оформление билета.

Оператор по наземной обработке - компания, выполняющая функции по работе с пассажиром в аэропорту (например, регистрация на рейс, контроль за посадкой) от имени авиакомпании.

Файл электронного билета

Валидирующий перевозчик ведет базу данных с полной информацией обо всех оформленных от его имени электронных билетах (БТБ). БТБ - высшая инстанция для определения статуса (т. е. права использования) каждого полетного купона каждого электронного билета, оформленного валидирующим перевозчиком.

«Контроль»

По сути, контроль означает, что авиакомпания получает в свое распоряжение электронный вид полетного купона электронного билета как основание для дальнейших действий, например, перевозки пассажира или возврата денег пассажиру за неиспользованный билет. Это то же самое, что получить в свое физическое распоряжение полетные купоны бумажного билета, то есть получить право на соответствующие действия, например, на выполнение перевозки пассажира или на возврат ему денег за неосуществленную перевозку.

Право передавать контроль над купоном другой авиакомпании принадлежит валидирую-щему перевозчику. Принимая такое решение, он должен исходить из таких критериев, как наличие двустороннего соглашения по электронному билетооформлению, присутствие или отсут-

ствие в билете разрешительных/ограничительных записей и т.д. Единовременно контроль над купоном может принадлежать только одной авиакомпании. Если контроль был ранее передан Авиакомпании А, то валидирующий перевозчик не может передать контроль Авиакомпании В, предварительно не отозвав его у Авиакомпании А. Такой порядок установлен во избежание многократного использования конкретного билета или купона.

Статус полетного купона электронного билета

Каждый полетный купон электронного билета, хранящийся в ETS валидирующего перевозчика, имеет соответствующий код статуса купона. По этому коду можно определить состояние купона на каждый данный момент. После оформления электронного билета всем его купонам присваивается статус «Открыт для использования» («Open for Use»). По мере использования купонов для перевозки или для других операций (например, для возврата денег пассажиру) код статуса купонов в ETS обновляется с целью фиксации произведенных операций. В базе данных валидирующего перевозчика хранится архив с записями всех изменений статуса купонов с тем, чтобы можно было восстановить «жизнь» каждого конкретного купона.

Применяются следующие коды статуса купона:

А - Airport Control (Аэропортовый контроль) - означает, что перевозчик получил контроль над полетным купоном.

С - Checked-In (Прошел регистрацию) - означает, что пассажир зарегистрировался на рейс.

Е - Exchanged/Reissued (Обменен/Переоформлен) — означает, что стоимость купона электронного билета была зачтена при оплате другого электронного билета.

F - Flown/Used (Использован) - означает, что перевозка по полетному купону электронного билета предоставлена и купон должен быть включен в отчет для производства взаиморасчетов.

L - Lifted/Boarded (Купой изъят/Посадка произведена) - означает, что пассажир

произвел посадку на борт воздушного судна.

О - Open For Use (Открыт для использования) - означает, что статус полетного купона электронного билета может быть изменен на любой другой.

Р - Printed (Распечатан) - означает, что полетный купон электронного билета из электронного в бумажный билет.

R - Refunded (Произведен возврат денег) - означает, что неизрасходованная стоимость полетного купона электронного билета возвращена или перечислена пассажиру.

V - Void (Аннулирован) - означает полное аннулирование электронной записи о продаже в базе данных валидирующего перевозчика.

Следующие коды статуса купона являются конечными, а это значит, что какие-либо дальнейшие операции с купоном запрещены:

Е - обменен/Переоформлен;

F - использован;

Р - распечатан;

R - произведен возврат денег;

V - аннулирован.

Остальные коды (перечислены ниже) могут в дальнейшем меняться в соответствии с операциями, произведенными с купоном:

А - аэропортовый контроль;

С - прошел регистрацию;

L - купон изъят/Посадка произведена;

О - открыт для использования.

Итак, предположим, что человеку необходимо улететь из Москвы в Лондон и по данному направлению возможно приобрести электронный билет. В этом случае у будущего пассажира есть несколько путей приобретения авиабилета. Конечно, самый простой и удобный путь - по-

купка через интернет, однако, если у человека сложные отношения с компьютером в общем, и с интернетом в частности, то он может выбрать более традиционный путь и пойти к ближайшему агенту.

Неважно, каким путем пойдет пассажир, в любом случае, при оформлении электронного билета (через интернет или в офисе агента) будет выполняться следующая последовательность технологических операций (будем считать, что в нашем случае валидирующий, фактический и маркетинг-перевозчик - это одна компания, например British Airways):

1. Происходит оформление электронного билета через АСБ (например, Sabre), при этом сообщение с запросом санкции на оформление направляется в ETS British Airways.

2. Ответное сообщение направляется из ETS в Sabre. В нем содержится либо разрешение на оформление электронного билета, либо отказ с изложением причин того, почему данная транзакция не может быть осуществлена.

3. В ETS British Airways сохраняется вся информация об электронном билете. Также полетным купонам присваивается статус «О» («Открыт для использования»).

4. Sabre производит оформление электронного билета и пассажир после оплаты перевозки получает распечатку маршрут-квитанции. Отметим, что в случае приобретения билета через интернет, оплата должна быть произведена с помощью пластиковой карты, а маршрут-квитанцию покупатель получает, например, на e-mail, после чего может сам её распечатать.

На этом оформление электронного билета завершается, и пассажиру в день вылета необходимо прибыть в аэропорт отправления, имея при себе документ, удостоверяющий его личность.

Далее рассмотрим операции, происходящие в аэропорту отправления (предположим, что это Домодедово):

1. British Airways направляет сообщение со списком пассажиров (PNL) в систему регистрации аэропорта Домодедово, включая информацию о пассажирах, имеющих электронный билет.

2. На стойке регистрации (это может быть как классическая стойка регистрации, так и стойка саморегистрации, которая позволяет человеку пройти регистрацию на рейс без участия сотрудников авиакомпании или аэропорта) пассажир предъявляет документ, удостоверяющий его личность и происходит проверка наличия такого пассажира в полученном PNL. После чего система регистрации аэропорта направляет запрос в ETS British Airways на изменение статуса полетного купона с «О» («Открыт для использования») на «С» («Прошел регистрацию»).

3. В ETS British Airways происходит проверка на то, что данный полетный купон электронного билета пригоден для использования, после чего, в случае положительного решения, изменяется статус купона в соответствии с запросом и в систему регистрации направляется ответное сообщение с подтверждением изменения статуса.

4. Аналогичная процедура происходит при посадке пассажира на борт воздушного судна, при этом статус полетного купона меняется с «C» («Прошел регистрацию») на «L» («Купон изъят/Посадка произведена»).

5. Сразу после вылета рейса система регистрации Домодедово должна направить в ETS British Airways сообщение с просьбой изменить статус полетного купона электронного билета на «F» («Использован»).

Статус полетного купона «F» («Использован») является конечным статусом, то есть дальнейшие операции с купоном запрещены и по этому купону уже могут быть произведены взаиморасчеты между всеми участниками перевозочного процесса.

Итак, мы на примере показали, что стоит за использованием электронного билета и какие технологические операции должны сопровождать процедуру электронного билетооформления. Должно быть понятно, что организации одной продажи через интернет не достаточно для того, чтобы перейти к электронному билету, а необходимо, по крайней мере, чтобы все авиаперевозчики эксплуатировали сервер электронного билетооформления (ETS), который бы поддерживал обмен сообщениями с другими системами. В соответствии с резолюциями IATA и во всех аэропортах должны стоять системы регистрации, поддерживающие возможность электронного об-

мена данными с ETS и другими системами, также в соответствии с резолюциями IATA. Так как в России сейчас нет ни первого, ни второго, то о полномасштабном внедрении электронного билета говорить еще преждевременно.

Будем надеяться, что ситуация в скором времени изменится в лучшую сторону.

ABOUT ELECTRONIC TICKETING

Surinov R.T.

Contemporary technology of ticket selling by means of electronic ticketing is considered. Principal differences of this technology from the traditional, based on using paper value documents, are given. Peculiarities of getting electronic ticketing techniques adopted, which appear to be a hamper for its application in Russian Federation, are adduced.

Сведения об авторе

Суринов Роман Татевосович, 1983 г.р., окончил МАИ (2005), аспирант кафедры экономики гражданской авиации МГТУГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - современные технологии на авиапредприятиях и повышение эффективности управления авиапредприятием, за счет современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.