Научная статья на тему 'Установление ответственности за авиадебоширство: теория и практика'

Установление ответственности за авиадебоширство: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАДЕБОШ / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА БОРТУ САМОЛЕТА / CRIME ON BOARD AN AIRCRAFT / AIR ROWDY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красковский Ян Эдуардович, Русин Илья Вячеславович

В статье рассматриваются проблемы привлечения к ответственности «авиадебоширов». В последнее время зафиксировано множество случаев нарушения общественного порядка на борту, что пагубно влияет на экипаж самолета и его пассажиров, а также ставит в опасность всех лиц, находящихся на борту самолета. Как показывает практика, множество случаев нарушения порядка на борту заставляют авиакомпании требовать ужесточения ответственности к правонарушителям, поскольку наказание за срывы в расписании, побои, оскорбления и прочие хулиганские выходки не соответствует тяжести причиненного вреда. Такое поведение может быть спровоцировано рядом факторов: алкоголь, стресс, социальное неравенство и др. Подробнее об этом говорят ученые из зарубежных стран. Авторы проанализировали привлечения к ответственности за «авиадебоширство» в Российской Федерации и других государствах. В статье отражаются пути решения проблемы привлечения к ответственности за «авиадебош».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Установление ответственности за авиадебоширство: теория и практика»

УДК 34

Я. Э. Красковский

кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

И. В. Русин

соискатель

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АВИАДЕБОШИРСТВО:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы привлечения к ответственности «авиадебоширов». В последнее время зафиксировано множество случаев нарушения общественного порядка на борту, что пагубно влияет на экипаж самолета и его пассажиров, а также ставит в опасность всех лиц, находящихся на борту самолета. Как показывает практика, множество случаев нарушения порядка на борту заставляют авиакомпании требовать ужесточения ответственности к правонарушителям, поскольку наказание за срывы в расписании, побои, оскорбления и прочие хулиганские выходки не соответствует тяжести причиненного вреда. Такое поведение может быть спровоцировано рядом факторов: алкоголь, стресс, социальное неравенство и др. Подробнее об этом говорят ученые из зарубежных стран. Авторы проанализировали привлечения к ответственности за «авиадебоширство» в Российской Федерации и других государствах. В статье отражаются пути решения проблемы привлечения к ответственности за «авиадебош».

Ключевые слова: авиадебош, наказание, ответственность, преступление на борту самолета.

Ya. E. Kraskovskiy

Candidate of law, associate professor Department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

I. V. Rusin

Applicant

Penza State University, Penza, the Russian Federation

ESTABLISHING RESPONSIBILITY FOR AIR ROWDY: THEORY AND

PRACTICE

Abstract. The article deals with the problems of bringing to justice "air rowdy". Recently, many cases of disturbance of public order on board have been recorded, which has a detrimental effect on the crew of the aircraft and its passengers, and jeopardizes all those on board the aircraft. As practice shows, many cases of violation of order on board cause airlines to demand tougher liability to offenders. As the punishment for disruptions in the schedule, beatings, insults and other hooligan antics does not correspond to the severity of the harm done. A number of factors can trigger such behavior: alcohol, stress, social inequality, etc. More about it, scientists from foreign countries say. The authors analyzed the prosecution for "air rowdy" in the Russian Federation and other states. The article reflects the ways of solving, bringing to responsibility for "air rowdy"

Key words: air rowdy, punishment, responsibility, crime on board an aircraft.

Принято считать, что приступы гнева авиапассажиров связаны с низким уровнем воспитания, а также с некоторыми внешними причинами - длительными задержками рейса, теснотой и дискомфортом в салоне. Однако новое научное исследование показало, что наиболее частой причиной дебошей на борту самолета

становится «классовое неравенство».

Ученые из университета Торонто и Гарвардской школы бизнеса провели первое в своем роде исследование, показавшее, что чаще всего неприятные инциденты, связанные с поведением пассажиров, происходят в самолетах, где есть бизнес-класс [3]. Риск авиадебоширства значительно увеличивается, если пассажиры эконом-класса, добираясь до своих мест, вынуждены проходить через более комфортную зону бизнес-класса.

Исследователи использовали базу данных крупной международной авиакомпании, где в течение нескольких лет были зафиксированы тысячи случаев дебоширства на борту. Эти инциденты были достаточно серьезными, чтобы считаться угрозой безопасности в рейсе. Например, пассажиры отказывались садиться на свои места, конфликтовали со стюардессами (в том числе используя ненормативную лексику), закуривали на борту.

Как выяснилось, наличие «первого класса» на борту увеличивало количество подобных происшествий почти в четыре раза. Причем в хулиганстве были уличены пассажиры обоих классов.

Теснота, потребление алкоголя и длительные перелеты также могут способствовать вспышкам гнева, но неожиданно для ученых эти факторы оказались второстепенными.

Авторы исследования считают, что полученные результаты важны для любой ситуации, в которой людям приходится сталкиваться с различиями в статусе. Например, это относится к стадионам с VIP-зоной или рабочим пространством, в котором «младшим» сотрудникам приходится постоянно проходить мимо кабинетов руководства. Теперь ученые советуют авиакомпаниям использовать разные двери для входа, разделяя салоны первого и экономического классов.

Тысячи случаев нарушения порядка на борту самолетов заставляют авиакомпании и общественность требовать ужесточения ответственности за дебоши в небе, поскольку наказание за срывы в расписании, побои, оскорбления и прочие хулиганские выходки в России не соответствует тяжести причиненного вреда.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в мире число авиадебошей в 2017 г. составило 11 тыс. инцидентов, это на 17% больше, чем годом ранее. Большинство случаев — оскорбление членов экипажа и отказ выполнять требования бортпроводников. Около 11% случаев связаны с физическим насилием в отношении других пассажиров или стюардов, а также причинением ущерба самолету. По данным IATA, в 23% случаев причиной нарушения порядка на борту стало алкогольное или наркотическое опьянение. Надо учесть, что за три года в период с 2013 по 2016 гг. произошло всего 20 тыс. инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах [2].

Эксперты отмечают, что в группе риска чартерные рейсы на курортных направлениях (например, Турция, Индия), на которых противоправные действия чаще всего совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Длительные рейсы, например трансатлантические перелеты, «славятся» нарушителями-курильщиками.

До недавнего времени привлечение к ответственности за такого рода деяния в России было затруднено. Возьмем для примера резонансное дело Сергея Ка-балова, который в январе 2013 г. устроил пьяный дебош на борту самолета Москва-Хургада. Было установлено, что сразу после взлета он начал курить в туалете. Стюард сделал ему замечание. В ответ Кабалов подрался с бортпроводником, а также пытался ворваться в кабину пилота. Параллельно он угрожал, что заставило пилотов посадить самолет. Авиадебошир представился депутатом и бывшим спецназовцем разведки, а также убеждал пассажиров и бортпроводников, что способен посадить авиалайнер на воду. После приземления самолета человек, оказавшийся по роду занятий предпринимателем, сразу скрылся. В Россию после отдыха в Египте Кабалов не вернулся, очевидно, зная, что на родине против него возбуждено уголовное дело. Тем не менее, его объявили в международный розыск

и экстрадировали в Россию. Первоначально прокуратура запрашивала для него 8,5 лет лишения свободы - 7 лет за попытку угона самолета (ст. 211 УК РФ) и 1,5 года за избиение бортпроводника (си. 116 УК РФ). Дело рассматривалось в нескольких инстанциях (в т.ч. с участием присяжных), и приговор в результате составил один год и восемь месяцев лишения свободы [3].

Таким образом, специальных статей ни в Уголовном кодексе, ни в КоАП РФ до недавнего времени не было предусмотрено. Правоохранительным органам приходилось довольствоваться тем, что есть, отчего наказание за совершенное деяние не в полной мере соответствовало его общественной опасности.

Зарубежные страны имеют иной опыт борьбы с авиадебоширами [8].

В США после терактов 11 сентября 2001 г. был создан «черный список» авиапассажиров. Он формируется подразделением ФБР и первоначально был направлен против террористической угрозы, но в него также могут быть включены авиадебоширы. Нарушение инструкции техники безопасности и помехи экипажу считаются в США федеральным преступлением и наказываются штрафом в 25 000 долларов и арестом. В 2016 г. полеты над территорией страны были запрещены для 81 000 человек, только 1 000 из которых - американцы.

В 2007 г. в Канаде начала действовать программа по защите пассажиров, согласно которой появился «список установленных лиц». Программа находится в ведении министерств транспорта и общественной безопасности Канады. «Черный список» начали составлять еще в 2002 г., но до 2007 г. использовали американскую версию. Изначально канадский список насчитывал до 2 000 человек, в дальнейшем информация не раскрывалась.

В феврале 2016 г. Китайская ассоциация воздушного транспорта ввела «черный список» для «нецивилизованных» авиапассажиров. Согласно ее заявлению дебоширы угрожают не только безопасности других пассажиров, но и имиджу страны. Черный список поддержали пять основных перевозчиков Китая, на счету которых 80% его воздушного трафика. В конце 2016 г. о возможности введения подобного списка заявил младший министр авиации Индии.

Российские авиаперевозчики в последние годы неоднократно заявляли о необходимости ввести нечто подобное и в нашей стране. Неопределенность законодательства, в котором не были четко прописаны санкции в отношении таких пассажиров, затрудняла привлечение их к ответственности и, как следствие, предупреждение подобных правонарушений. Во многих авиакомпаниях отсутствовали инструкции по действиям экипажа в таких случаях, а правила поведения пассажиров на борту были лишь внутренним документом перевозчика, за нарушение которого в законодательстве просто не могло быть ответственности. У авиакомпаний было мало способов воздействия на правонарушителя, даже снятие его с рейса в ряде случаев может не соответствовать Воздушному кодексу РФ. Отдельные авиакомпании также отмечали нежелание правоохранительных органов государств, где самолет совершил вынужденную посадку с нарушителем на борту, принимать какие-либо меры.

По данным МВД, за девять месяцев 2017 г. за правонарушения на воздушном транспорте к административной ответственности привлечены 1164 человека, к уголовной - 116 человек. Между тем замначальника управления по авиационной и транспортной безопасности «Аэрофлота» Сергей Кулик утверждал, что только 70% авиадебоширов привлекаются к ответственности, и это в принципе не сильно меняет ситуацию [1].

Авиакомпании, эксперты и Национальная ассоциация воздушного транспорта не раз выступали с инициативой установить как минимум административную ответственность за нарушения общественного порядка на борту самолета, грубые нарушения приравнять к уголовно-правовому хулиганству, а в Воздушном кодексе прописать общие правила поведения пассажиров. Им также казалось необходимым обязать нарушителя возмещать моральный ущерб всем пассажирам рейса (в размере стоимости билета) и создать в стране аналог «черных списков»

пассажиров. Высказывалось и пожелание ввести отдельное наказание для депутатов и чиновников - некорректное поведение во время полета, по мнению участников отрасли, должно стать основанием для прекращения службы или работы должностного лица. Обсуждалось и ограничение предложения алкоголя, в том числе в первом и бизнес-классе. В апреле 2017 г. требования авиаперевозчиков, наконец, были частично удовлетворены. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об усилении ответственности за нарушение правил безопасности на транспорте [6]. И хотя фактически меры противодействия так называемым авиадебоширам теперь будут распространяться и на другие виды транспорта, они поспособствуют, в первую очередь, борьбе с хулиганами в воздухе.

Этим законом в Уголовный кодекс РФ был внесен пункт «в» в ст. 213.1 «Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: на железнодорожном, морском, внутреннем водным или воздушным транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования». За совершение из хулиганских побуждений действий, нарушающих общественный порядок на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, предусмотрен штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо назначаются обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок. Документ вступил в силу уже 3 апреля 2017 г. Также 5 декабря 2017 г. Президент РФ Владимир Путин подписал пакет изменений в законодательство (вступают в силу с июня 2018 г.), связанные с составлением «черных списков» пассажиров, которые хулиганили на борту воздушного судна. В частности, в Гражданский кодекс РФ вносится поправка, которая разрешает перевозчику или фирме, продающей билеты, отказать в заключении договора перевозки пассажиру, если этот пассажир внесен в «черный список». А в Воздушный кодекс РФ вносится новая статья о возможности отказывать в продаже билетов пассажиру, внесенному в «черный список». Также поправки вносятся в Кодекс об административных правонарушениях [4].

Они устанавливают, что копия постановления о назначении административного наказания за «невыполнение лицом, находящимся на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна» подлежит направлению перевозчику, на борту воздушного судна которого было данное административное правонарушение.

Такое уведомление авиакомпаний позволит им обладать информацией о том, кого они могут включить в «чёрный список», поскольку перевозчик может включить хулигана в стоп-лист только на основании решения суда о наложении административного наказания.

Поправка была вынуждено выделена из законопроекта о праве авиакомпаний составлять «черные списки» хулиганов. Выделение этой поправки в отдельный закон носит технический характер, поскольку по новым правилам поправки в КоАП должны рассматриваться как самостоятельные законопроекты. Попасть в «черный список» можно за невыполнение пассажиром самолета законных распоряжений командира воздушного судна (ч. 4 ст. 11.17 КоАП) или за хулиганство (ст. 213 УК), или за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ).

Перевозчик в соответствии с поправками должен включить дебошира в «черный список» в течение 30 дней после получения решения суда о наложении наказания за административное правонарушение на борту самолета. В этом списке человек будет находиться в течение одного года после вступления в силу постановления о наложении административного наказания.

Авиакомпания будет обязана пустить на борт «черносписочного» пассажира только в нескольких случаях: если он возвращается в РФ из такого места, откуда можно выбраться только на самолете; если он подлежит выдворению или депортации из РФ в такое место, куда тоже можно добраться только на самолете.

Также отказать в продаже билета нельзя будет, если хулиган направляется к месту лечения и обратно, либо если он сопровождает инвалида к месту лечения, либо едет на похороны родственника. Все эти причины должны быть подтверждены документально, иначе билет продан не будет.

Кроме того, перевозчик обязан уведомить пассажира о том, что он включен в «черный список» [5].

Дебош на борту может привести к гибели многих людей, поэтому нужно не только установить конкретные виды наказания, но и четко прописать сами признаки деяния, чтобы правоохранительным органам было легче на практике применять эту статью. Проблема по-прежнему остается актуальной, и для предотвращения неадекватного поведения людей, находящихся на борту самолета или другого транспортного средства, недостаточно простого введения санкций в виде штрафа и лишения свободы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веденеева А. Авиадебоширов предложили не пускать за границу / А. Веденеева, Е. Кузнецова // Газета «Коммерсантъ». — 2016. — № 220 (5970) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3154942 (дата обращения: 22.04.2018).

2. Воронов А. Три года без права перелета / А. Воронов, Е. Кузнецова // Газета «Коммерсантъ». — 2017. — № 31/П (6025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3224415 (дата обращения: 22.04.2018).

3. Кузнецов Д. Раскрыта причина авиадебошей пассажиров / Д. Кузнецов // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: / /rg.ru/2016/05/04/raskryta-prichina-aviadeboshej -passazhirov. html (дата обращения: 12.04.2018).

4. Макеева А. Госдума проголосовала за черные списки авиапассажиров / А. Макеева // Газета «Коммерсантъ». — 2017. — № 181 (6175) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3426859 (дата обращения: 22.04.2018).

5. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 05.12.2017 г. № 376-ФЗ ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284124/ (дата обращения: 27.04.2018).

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / /www. consultant.ru /document /cons_doc_LAW_214786/ (дата обращения: 23.04.2018).

7. Полетаев В. Угон отменили, побои остались/ В. Полетаев // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/15/ kabalov-site-anons.html (дата обращения: 24.04.2018).

8. Федотова Е. В каких странах существуют черные списки авиапассажиров: Мировая практика / Е. Федотова // Газета «Коммерсантъ». — 2017. — № 31/П (6025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3224393 (дата обращения: 22.04.2018).

REFERENSES

1. Vedeneeva A., Kuznetsova E. Aviabrawlers were suggested not to be let abroad. Gazeta «Kommersant"» = Newspaper «Kommersant», 2016, no. 220 (5970) (in Russian). Available at: http://www.kommersant.ru/doc/3154942 (accessed 22.04.2018).

2. Voronov A., Kuznetsova E. Three years without the right of flight. Gazeta «Kommer-sant"» = Newspaper «Kommersant», 2017, no. 31/P (6025) (in Russian). Available at: http://www.kommersant.ru/doc/3224415 (accessed 22.04.2018).

3. Kuznetsov D. Raskryta prichina aviadeboshei passazhirov (The reason of air rowdy of passengers is opened). Available at: https://rg.ru/2016/05/04/raskryta-prichina-aviadeboshej-passazhirov.html (accessed 12.04.2018).

4. Makeeva A. The State Duma has voted for black lists of air passengers Gazeta «Kommersant"» = Newspaper «Kommersant», 2017, no. 181 (6175) (in Russian). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3426859 (accessed 22.04.2018).

5. O vnesenii izmenenii v Vozdushnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 05.12.2017 g. № 376-FZ FZ (On introduction of amendments to the Air code of the Russian Federation: the federal law from 05.12.2017 of no. 376-FZ). Available at: http://www. consultant. ru / document /cons_doc_LAW_284124/ (accessed 27.04.2018).

6. O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 151 Ugolovno-protsessual'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 3 aprelia 2017 g. № 60-FZ (On introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and article 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: the federal law of April 3, 2017 no. 60-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214786/ (accessed: 23.04.2018).

7. Poletaev V. Ugon otmenili, poboi ostalis' (Stealing was cancelled, a beating remained). Available at: https://rg.ru/2014/04/15/kabalov-site-anons.html (accessed 24.04.2018).

8. Fedotova E. In what countries there are black lists of air passengers: world practice. Gazeta «Kommersant"» = Newspaper «Kommersant», 2017, no. 31/P (6025) (in Russian). Available at: http://www.kommersant.ru/doc/3224393 (accessed 22.04.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Красковский Ян Эдуардович — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Русин Илья Вячеславович — соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHORS

Kraskovskiy Yan Eduardovich — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Rusin Il'ya Vyacheslavovich — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Красковский Я.Э. Установление ответственности за авиадебоширство: теория и практика / Я.Э. Красковский, И.В. Русин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kraskovskiy Ya. E., Rusin I. V. Establishment of responsibility for air rowdy: theory and practice. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 2, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.