Гусев Ю.М., зам. начальника кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России Воронин Е.В., канд. пед. наук, проф. Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Северин Н.Н., д-р пед. наук, проф. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
УЧЕТ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы начальной подготовки курсантов в стрельбе из пистолета, индивидуализации их обучения в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: стрельба, индивидуализация, нервные процессы, огневая подготовка, методика, курсант.
Введение. Под индивидуализацией понимается такое построение процесса обучения и воспитания, которое учитывает индивидуальные (физиологические, морфологические и психические) особенности курсантов для максимального развития у них необходимых качеств и приобретения ими знаний, умений и навыков [1].
Проблема индивидуализации, возникающая в образовательных учреждениях системы высшего профессионального образования России, активно рассматривается психологами и педагогами [2].
Одним из необходимых условий соблюдения принципа индивидуализации при обучении является учет индивидуально-типологических и личностных особенностей реагирования на тренировочную нагрузку [3].
Индивидуализация тренировочного процесса во многом является еще не использованным резервом повышения эффективности начального обучения стрельбе.
Огневая подготовка в образовательных учреждениях МВД России предполагает групповую форму организации занятий. Одним из важных направлений индивидуализации является учет индивидуальных особенностей при формировании умений и навыков прицельного выстрела. При этом групповая работа с курсантами может проводиться с учетом особенностей каждого курсанта.
Один из ведущих советских психологов прошлого столетия П.П. Блонский отмечал, что только однородные группы, с учетом психофизиологических особенностей, позволяют успешно организовать учебный процесс.
При формировании первоначальных навыков стрельбы необходимо учитывать индивидуальные особенности развития психических процессов, связанных с проявлением свойств нервной системы. Это обусловлено тем, что эти пси-
хологические особенности генетически заданы от рождения [4].
В.П. Мерлинкин и М.Е. Бубнов в своих исследованиях отмечают, на быстроту формирования навыков влияют нейродинамические особенности личности.
С учетом мнения исследователей и собственного практического опыта нами было выявлено, что курсанты с подвижностью нервных процессов опережают в успешности обучения курсантов с инертностью нервных процессов.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что при перерывах тренировочного процесса навык лучше сохраняется у инертных.
Потребность в быстром научении навыкам меткой стрельбы является важной в связи с тем, что количество занятий по дисциплине «Огневая подготовка» ограничено учебной программой.
Особо следует отметить, что при этом совершенно не учитываются индивидуально-типологические особенности основных свойств нервной системы при начальном обучении стрельбе из боевого оружия.
В литературных источниках встречаются эпизодические упоминания о связи быстроты научения технике стрельбы с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Вопросы взаимосвязи нейродинамики с быстротой учения стрельбе из боевого оружия у курсантов образовательных учреждений МВД России вообще являются малоизученными [5].
Методология. В процессе работы был использован системный подход, охватывающий статистические методы исследования, планирования и обработки результатов эксперимента.
Основная часть. Наше исследование обусловлено потребностями практики огневой
подготовки курсантов с учетом индивидуаль-но-нейродинамических особенностей при формировании первоначальных навыков прицельного выстрела.
При этом нами предполагается, что методика формирования первоначальных умений и навыков курсантов, разработанная с учетом их нейродинамических особенностей, позволит:
- сократить сроки научения курсантов основам стрельбы из боевого оружия с учетом их нейродинамики;
- повысить эффективность огневой подготовки курсантов связи с быстротой их научения первоначальным навыкам прицельного выстрела.
В связи с этим целью исследования явилось изучение нейродинамических особенностей курсантов образовательных учреждений МВД России.
В процессе исследования предполагалось решение следующей задачи: изучить показатели нейродинамики и их влияние на быстроту обучения курсантов первоначальным навыкам прицельного выстрела.
Реализацию поставленной задачи в учебном процессе осуществляли преподаватели кафедры тактико-специальной и огневой подготовки.
Решение данной задачи позволит индивидуализировать процесс первоначальной подготовки курсантов с различными нейродинамиче-скими особенностями.
Экспериментальные исследования проводились на базе Белгородского юридического
Показатели нейродинамики I
института МВД России. В эксперименте приняло участие 84 курсанта 2 курса.
При выполнении работы использовались общепринятые методы исследования. Диагностика типологических особенностей проводилась при помощи кинематометрической методики Е.П. Ильина с использованием прибора системной психологической диагностики «Ак-тивациометр АЦ-6», разработанного Ю.А. Ца-гарелли [6].
Изучались следующие типологические особенности:
1. Сила нервной системы по возбуждению («внешний» и «внутренний» баланс нервных процессов).
2. «Внешний» и «внутренний» баланс нервных процессов.
3. Инертность-подвижность процессов возбуждения и торможения.
По итогам диагностики курсанты были распределены по трем группам: одна контрольная (К), без учета нейродинамики, численностью 28 человек и две экспериментальные. Экспериментальные группы формировались по нейродинамическим особенностям: 32 курсанта с подвижностью нервных процессов (Э-1) и 24 курсанта с инертностью нервных процессов (Э-2).
Результаты изучения показателей нейро-динамики курсантов, однократно выполнивших упражнение из пистолета Макарова, представлены в таблицах 1... 3.
Таблица 1
антов контрольной группы К
Типология % обследованных
Сила нервной системы Большая 10,7
Средняя 35,7
Малая 53,6
«Внешний « баланс Преобладание возбуждения 46,4
Уравновешенность 32,14
Преобладание торможения 21,46
«Внутренний» баланс Преобладание возбуждения 42,85
Уравновешенность 32,14
Преобладание торможения 25
Инертность-подвижность нервных процессов Подвижность возбуждения 60,7
Инертность возбуждения 39,4
Подвижность торможения 57,1
Инертность торможения 42,9
Обнаруженные типологические особенности ни в коей мере не свидетельствуют об эффективности научения курсантов меткому выстрелу. Это обусловлено следующим:
- 46,4 % курсантов группы с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и 42, 85 % с преобладанием возбуждения по
«внутреннему» балансу торопятся с подготовкой к выполнению упражнения;
- 21,46 % курсантов группы с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и 25 % с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу времени на подготовку к выполнению упражнения не хватает.
Это свидетельствует о том, что их инди- тываются общепринятой методикой огневой видуальные особенности в полной мере не учи- подготовки.
Таблица 2
Показатели нейродинамики курсантов экспериментальной группы Э-1 с подвижностью нервных процессов
Типология % обследованных
Сила нервной системы Большая 18,75
Средняя 25
Малая 56,25
«Внешний « баланс Преобладание возбуждения 46,87
Уравновешенность 21,88
Преобладание торможения 31,25
«Внутренний» баланс Преобладание возбуждения 40,62
Уравновешенность 34,38
Преобладание торможения 25
Инертность-подвижность нервных процессов Подвижность возбуждения 68,75
Инертность возбуждения 31,25
Подвижность торможения 65,63
Инертность торможения 34,37
В экспериментальной группе Э-1 в основном подобрались курсанты с подвижностью процессов возбуждения и торможения (68,75 % и 65,63 % соответственно). Данные типологические особенности свидетельствуют о том, что курсанты этой группы быстро «включаются» в выполняемую деятельность, а также достаточно быстро «выключаются» из нее.
Помимо этого, такие особенности говорят о быстроте усвоения курсантами умений и навыков производства меткого выстрела.
Кроме того, преобладание возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансам в сочетании с подвижностью возбуждения и торможения не позволяет этим курсантам длительное время выполнять однообразную, монотонную учебно-тренировочную деятельность. По нашему мнению, это связано с их высокой потребностью в двигательной активности. Однообразная, хотя и необходимая, подготовительная работа вызывает у них быстрое наступление моното-нии.
При работе с «подвижными» (Э-1) использовался концентрированный метод обучения.
Таблица 3
Показатели нейродинамики курсантов экспериментальной группы Э-2 с инертностью нервных процессов
Типология % обследованных
Сила нервной системы Большая 54,16
Средняя 33,33
Малая 12,51
«Внешний» баланс Преобладание возбуждения 20,8
Уравновешенность 37,5
Преобладание торможения 41,7
«Внутренний» баланс «Внутренний» баланс Преобладание возбуждения 25
Уравновешенность 12,5
Преобладание торможения 62,5
Инертность-подвижность нервных процессов Подвижность возбуждения 8,33
Инертность возбуждения 66,7
Подвижность торможения 25
Инертность торможения 58,3
В экспериментальную группу Э-2 в основном подбирались курсанты с инертностью процессов возбуждения (66,7 %) и торможения (58,3 %).
Полученные данные свидетельствуют о том, что курсанты с подобными типологическими особенностями медленно «включаются» в тренировочный процесс и так же медленно «выключаются» из него.
Выявленные у данной группы типологические особенности не позволяют достаточно быстро и своевременно научиться умениям и навыкам производства меткого выстрела. Они гораздо медленнее усваивают технику стрельбы на начальном этапе обучения.
В то же время преобладание торможения по «внешнему» (41,7 %) и «внутреннему» (62,5 %) балансам в сочетании с инертностью нервных процессов способствует их устойчивости к состоянию монотонии, которая развивается у них гораздо позже, чем у «подвижных».
Курсанты с такими типологическими особенностями способны длительное время выполнять однообразную работу, связанную с отработкой элементов техники стрельбы.
Следует особо отметить, что «инертные» с преобладанием торможения по «внешнему» и «внутреннему» балансам обладают низкой потребностью в двигательной активности.
Для данной категории обучаемых (Э-2) использовался распределенный метод обучения.
Индивидуализация обучения и быстрота научения первоначальным навыкам меткого выстрела является важной психолого-педагогической проблемой - чем быстрее курсант освоит первоначальный навык производства прицельного выстрела, тем больше времени останется для совершенствования навыков стрельбы в условиях, приближенных к реальной обстановке при выполнении служебных задач.
Предложенная методика распределения курсантов по их инертности-подвижности и использование при этом различных методов обучения позволяет сделать предварительные выводы:
- при выполнении учебных стрельб из пистолета Макарова (выполнялось упражнение А Курса стрельб - 2012) курсанты контрольной группы субъективно оценивали свое состояние как неуверенное, некомфортное. При этом после трех занятий средние оценки распределились следующим образом: «неудовлетворительно» -42 %, «удовлетворительно» - 58 %.
- курсанты экспериментальной группы Э-1 с подвижностью нервных процессов также оценивали свое состояние как некомфортное, возбужденное. Вследствие этого торопились нажать на спусковой крючок и произвести выстрел. После трех занятий в данной группе средние оценки распределились следующим образом: «неудовлетворительно» - 32 %, «удовлетворительно» - 68 %.
- курсанты экспериментальной группы Э-2 с инертностью нервных процессов субъек-
тивно ощущали нехватку времени на производство выстрела, считали, что они «затягивают» каждый выстрел. Следствием этого является также торопливость при нажатии на спусковой крючок. Результаты выполнения упражнения: неудовлетворительно» - 34 %, «удовлетворительно» - 66 %.
Объективная оценка преподавателя в результате наблюдения за состоянием обучаемых показывает следующее:
- курсанты контрольной группы внешне проявляли беспокойство, волнение. При этом наблюдалось повышенное потоотделение, учащение дыхания при подготовке и выполнении выстрела;
- курсанты экспериментальной группы Э-1 с подвижностью нервных процессов выглядели более собранно, при этом наблюдалась некоторая суетливость в движениях и стремление быстрее выполнить выстрел;
- курсанты экспериментальной группы Э-2 с инертностью нервных процессов выглядели заметно спокойнее в начальной фазе выполнения упражнения, однако затем начинали проявлять беспокойство, связанное, вероятно, с ощущением дефицита времени на стрельбу.
В качестве основных рекомендаций можно предложить образовательным организациям МВД России следующее:
1. Рассмотреть возможность внедрения в учебный процесс образовательных организаций МВД России распределения курсантов по подгруппам согласно нейродинамическим особенностям.
2. Рассмотреть вопрос о построении модели образовательного процесса по огневой подготовке в зависимости от проведенного распределения.
Выводы. Результаты исследования показывают, что для одновременной выработки первоначальных навыков меткого выстрела всеми курсантами необходимо проводить занятия с учетом показателей подвижности - инертности нервных процессов.
Это позволит быстрее перейти к этапу базовой подготовки, где обучаемые осваивают сложнокоординированные упражнения Курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия в ограниченное время, с различными перемещениями и сменой положения для ведения огня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ильин Е.П. «Психофизиология физического воспитания», М.: Просвещение, 1983. 102 с.
2. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной
подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №2. С. 215-218.
3. Северин Н.Н., Ветрова Ю.В., Радоуцкий
B.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России -главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3.
C. 180-183.
4. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология», СПб. ООО «Питер Принт», 2001. 107 с.
5. Гусев Ю.М., Воронин Е.В. Индивидуализация процесса обучения огневой подготовке сотрудников ОВД // I Всероссийская научно-практическая конференция «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Тамбов, 2011. С. 54-57.
6. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика на приборе активациометр. Казань, 2004. 194 с.