Chirikov Anatoly Gennadyevich: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), deputy head of educational work, candidate of pedagogics, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.825
О. Н. Мазеина
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА
Статья посвящена учету индивидуальных национально-психологических особенностей личностей осужденных в педагогической деятельности начальника отряда с целью эффективного проведения воспитательных мероприятий по исправлению лиц, совершивших преступления.
Рассмотрены понятия «национально-психологические особенности», «национальный характер», «воспитательная работа с осужденными с учетом национально-психологических особенностей». Раскрыто содержание таких элементов этноса, как: национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и настроения, национальные традиции.
Автор опирается на закономерности этнопедагогической аксиологии и эписте-мии, на принципы проведения воспитательной работы с осужденными различных национальностей. Отмечается необходимость проведения индивидуального и дифференцированного подхода к лицам, отбывающим уголовное наказание, с учетом их этнических особенностей.
В статье предложены некоторые рекомендации начальнику отряда по проведению воспитательной работы с осужденными в полинациональном коллективе. Особое внимание уделяется интернациональному воспитанию осужденных, этапам реализации воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
Автором в статье акцентирует внимание на необходимости самостоятельной подготовки начальника отряда в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии.
Ключевые слова: воспитательная работа с осужденными; национально-психологические особенности; этнос; этнические особенности; интернациональное воспитание.
O. N. Mazeina
ACCOUNTING NATIONAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONDEMNED IN THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE CHIEF HEAD
The article is devoted to the account of individual national-psychological peculiarities of convicts' personalities in the pedagogical activity of the detachment chief with the purpose of effective conduct of educational measures to correct persons who committed crimes.
For a more complete understanding of the topic, the concepts of national psychological characteristics, national character, educational work of convicts, taking into account
© Мазеина О. Н., 2017 © Mazeina O. N., 2017
national-psychological characteristics, are considered. In addition, the content of such elements of the ethnos as: national character, national temperament, national feelings and moods, national traditions is revealed.
The author in the article relies on the laws of ethnopedagogical axiology and epistem-ia, on the principles of educational work with convicts of different nationalities. An important place in the materials of the article is the need to conduct an individual and differentiated approach to persons serving a criminal sentence, taking into account their ethnic characteristics.
The article suggests some recommendations to the detachment commander on conducting educational work with convicts in a multinational collective. Particular attention is paid to the international education of convicts, the stages of the implementation of educational activities, taking into account the national and psychological characteristics of persons serving sentences in places of deprivation of liberty.
The author of the article focuses attention on the need for independent training of the detachment chief in matters of ethno-pedagogy and ethnopsychology.
Keywords: educational work with convicts; national-psychological characteristics; ethnos; ethnic characteristics; international education.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством России к числу основных средств исправления осужденных, отбывающих наказания, относится проводимая с ними воспитательная работа (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Поэтому основные направления, формы и наиболее важные вопросы организации воспитательной работы с осужденными урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК РФ) и принимаемыми на его основе нормативными актами Минюста России.
Воспитательная работа с лицами, отбывающими наказания в местах лишения свободы, направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Эффективность воспитательных мероприятий зависит от множества факторов, один из ведущих — учет индивидуальных особенностей личности
осужденного, в том числе национально-психологических.
Национально-психологические особенности людей — это реально существующие, функционирующие и осознаваемые явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей [2, с. 93].
В результате всей совокупности специфических условий существования этноса вырабатывается его своеобразный склад, так называемый национальный характер. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых черт личности представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям [1, с. 104].
Для понимания этнической специфики используется и такое понятие, как национальный темперамент, своеобразие которого объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий, специфической этнической культурой.
Важным элементом специфики личности являются национальные чувства и настроения, которые выражают эмоциональное отношение к собственной этнической реальности и выполняют функцию регулирования активности людей [1, с. 106].
Важным элементом этнического мира человека являются национальные традиции, сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого [1, с. 107]. Национальные традиции проявляются в поступках, одежде, манере общения, невербальных проявлениях и т. п. Поэтому недостаточное знание и учет особенностей национального характера, национального темперамента, национальных чувств и настроений, а также национальных традиций нередко ведет к серьезным осложнениям в воспитании людей, принадлежащих к разным этносам.
В местах лишения свободы содержатся лица различных национальностей. В одном отряде порой отбывают наказание представители различных культур. Для многонациональных отрядов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, по принципу «землячества», комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения.
На личность осужденного в исправительном учреждении оказывают влияние как отдельные сотрудники, в частности, начальник отряда, так и их коллективы, а также коллективы осужденных. Многонациональные группы требуют от сотрудников исправительного учреждения повышенного внимания с точки зрения регулирования существующих взаимоотношений, так как неред-
ко между представителями различных этнических общностей возникают конфликтные взаимоотношения.
В пенитенциарном социуме отряда структурообразующей единицей выступает не один человек определенной национальной принадлежности, а группа осужденных одной национальности, в которой формируется этногрупповое самосознание, обнаруживаются общие интересы и стремления.
Поэтому учет национально-психологических особенностей осужденных является важной составляющей при проведении воспитательной работы с ними и предполагает особое построение воспитательной деятельности в исправительном учреждении в целом.
Воспитательная работа осужденных с учетом национально-психологических особенностей — это совокупность способов и приемов педагогического и психологического воздействия на преступников, проводимая в отношении лиц определенной этнической общности.
Воспитание осужденных на основе учета национально-психологических особенностей должно строиться с учетом закономерностей этнопедагогиче-ской аксиологии и эпистемии. Этнопе-дагогическая аксиология обосновывает педагогическое значение словесных форм воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности. Этнопедагогическая эпистемия изучает педагогические идеи (знания), значимые для конкретного народа [4, с. 307-308].
Учет национально-психологических особенностей осужденных в воспитательной работе имеет важное значение в педагогической деятельности начальника отряда. Индивидуальный подход к лицам, отбывающим уголовное наказание, с учетом их этнических особенностей помогает выявить, изучить и описать национальную специфику восприятия осужденными самих воспитательных мероприятий; понять особенности их приспособления к этим воспитательным
мероприятиям и реагирования на них; грамотно применять методы коммуникативного воздействия с учетом исторического и культурного развития нации.
В воспитательной работе с осужденными различных национальностей начальнику отряда необходимо опираться на следующие принципы:
- принцип этнопсихологического детерминизма воспитательных воздействий;
- принцип единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности;
- принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда;
- принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям;
- принцип природосообразности (учет наследственных факторов в воспитании осужденного, наличие психических отклонений и т. д.);
- принцип дифференциации (на основе учета различий общечеловеческого, национального, полового и индивидуального) [3, с. 19-20].
Различают дифференциацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация связана с содержанием воспитания (содержание воспитательной работы может различаться как по целям, задачам, нравственно-эстетическим, духовно-творческим, психолого-
педагогическим установкам, так и по формам, путям и методам воспитания, принципам организации, соотношению компонентов, элементов, направлений воспитания, выбору логики организации работы, соотношению национального и общечеловеческого в содержании и формах, соотношению традиционного и новаторского и т. д.). Внутренняя дифференциация основывается на различении признаков, имеющих прямую связь с характеристикой качеств личности воспитанника [3, с. 22].
Проблема дифференциации осужденных является актуальной в исправительных учреждениях, так как люди,
принадлежащие к разным этническим группам, стремятся самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях. Эти ценности, нравственные ориентиры, мировосприятие, этническое самосознание служат образцами для поведения и действий осужденных и отражаются в духовной культуре, повседневном быте.
Незнание начальником отряда основ национальной культуры осужденных, их обычаев и традиций усложняет работу, взаимопонимание со спецконтингентом. Грамотное же применение знаний национально-психологических особенностей лиц, содержащихся в местах лишения свободы, учет механизмов их функционирования, в основе которых лежат установки и стереотипы, закрепленные периодом исторического и культурного развития национальной общности, планирование воспитательной деятельности с учетом этих особенностей позволяют значительно повысить эффективность воспитания.
Основным элементом воспитательной деятельности начальника отряда является изучение специфических особенностей представителей различных этнических общностей: ознакомиться с нравами, обычаями, традициями, возможными формами поведения, вероятностных реакциях на воспитательные мероприятия, способах стимулирования совместной активности.
Незнание начальником отряда национально-психологических особенностей осужденных может привести к отсутствию взаимопонимания, взаимной отчужденности, возникновению межнациональных трений, ухудшению морально-психологической обстановки в отряде и исправительном учреждении в целом.
Начальнику отряда необходимо быть справедливым ко всем осужденным независимо от их национальной принадлежности, нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одной национальности и наделять привилегиями другую. Он должен
согласовывать нормы и формы общения представителей различных этнических общностей, изучать характер взаимоотношений в различных микрогруппах осужденных, иметь четкое представление о возникающих проблемах на почве межнациональных недопониманий. Начальнику отряда следует прилагать усилия по недопущению и предотвращению конфронтаций в среде осужденных. Конфликты на национальной почве являются следствием неправильного отношения представителей одной национальности к другой. Часто их причиной является отсутствие опыта взаимоотношений между представителями конкретных этнических общностей, негативное эмоциональное восприятие такого рода контактов. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку.
Одним из направлений воспитательной деятельности начальника отряда является интернациональное воспитание, формирование культуры межнационального общения, толерантности к представителям других народностей. Совершенно очевидно, что сам начальник отряда должен обладать высокой культурой межнационального общения, проявлять чувство такта и деликатность в отношениях с представителями различных этнических общностей, иметь знания в области национально-психологических особенностей, обычаев, нравственных и социальных ценностей того народа, представители которого имеются в среде осужденных.
Система реализации воспитательных мероприятий начальником отряда с учетом национально-психологических особенностей осужденных может включать в себя несколько последовательных этапов.
На начальном этапе национально-психологические особенности осужденных сами могут способствовать либо препятствовать воспитательному воздействию начальника отряда. В данном случае необходимо приложить усилия по поиску более эффективных путей воспи-
тательной работы. Для этого потребуется тщательное изучение морально-психологической обстановки в пенитенциарном социуме, определение специфики проявления национально-психологических особенностей осужденных, их влияния на взаимодействие и общение с представителями конкретных этнических микрогрупп.
На следующем этапе при помощи определенных целенаправленных воспитательных воздействий может наступить стабилизация обстановки. Начальнику отряда удается найти контакт с осужденными различных национальностей, достигнуть определенного взаимопонимания. На этой стадии закладывается база для дальнейшего взаимодействия представителей различных этносов.
На заключительном этапе должны раскрыться потенциальные возможности представителей всех этнических микрогрупп осужденных во взаимодействии друг с другом.
Проведение целенаправленных мероприятий по интернациональному воспитанию будет способствовать снижению межнационального напряжения осужденных в многонациональном отряде, а возникающие во взаимоотношениях трудности могут нейтрализоваться самими представителями этнических общностей.
Начальнику отряда для эффективного проведения воспитательной работы в полинациональном отряде осужденных необходимо уделять особое внимание самостоятельной подготовке в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии. Для этого ему необходимо повышать свой образовательный уровень в вопросах материальной культуры различных этносов (основной тип поселений, жилища, предметы быта, одежды; национальная кухня; труд с учетом его специфики); духовной культуры (народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество; искусство); нормативной культуры (общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри и вне
этноса); запретительных для этноса ного и дифференцированного подхода с
норм. Также необходимо направить свои учетом национально-психологических
усилия на изучение особенностей наци- особенностей преступников. Для этого
онального самосознания, потребностно- начальнику отряда необходимо изме-
мотивационной сферы, интересов и нить стратегию и тактику воспитатель-
ценностных ориентаций осужденных, ных воздействий на спецконтингент,
коммуникативно-поведенческой дея- опираясь на их представления о мире,
тельности, этнических стереотипов. сформировавшихся на основании опре-
Таким образом, эффективное про- деленных культурно-ценностных доми-
ведение воспитательной работы в поли- нант, духовной настроенности, образе
национальных отрядах осужденных мышления, мировосприятия, личност-
предполагает применение индивидуаль- ных этнических характеристиках.
Литература
1. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций. — М.: Экзамен, 2002.
2. Кукушин, В. С., Столяренко, Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
3. Проблемы воспитания в национальной школе / под ред. Н. Н. Яковлевой. — Минск, 1997.
4. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
Сведения об авторе
Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Mazeina Olga Nikolaevna: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), Assistant Professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychology. E-mail: [email protected]
УДК 376.1
А. А. Мишин
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье на основе анализа научной литературы и изучения опыта исправительных учреждений по организации работы Школы подготовки к освобождению рассматриваются типичные проблемы, возникающие при ее организации.
Выделены важные аспекты организации работы Школы подготовки к освобождению: формирование установки на правопослушное поведение, адекватное реагирование на ситуации, возникающие в процессе социальной адаптации к жизни на свободе; развитие уверенности в собственных возможностях достижения жизненных успехов, навыков социального сотрудничества, партнерского общения;
© Мишин А. А., 2017 © Mishin A. A., 2017